Среди европейских народов венгры, пожалуй, наиболее сильно отличаются от соседей своей речью. Дело в том, что венгерский язык относится к финно-угорской языковой группе, в то время как жители окружающих государств говорят на языках индоевропейской группы. А наиболее родственны венгерскому языки таких народов, как ханты и манси, проживающих на территории Западной Сибири. В одну языковую группу с ними также входят финны, карелы, эстонцы, коми. Но как венгры оказались так далеко от Урала и Сибири? Почему внешне они совсем не похожи на своих ближайших языковых родственников?

На фото: ханты и манси - ближайшие языковые родственники венгров

Венгры, или, как они себя называют, мадьяры, имеют интересную историю, а состав их языка отражает многие периоды формирования венгерского этноса. Более половины слов современного венгерского языка имеют финно-угорское происхождение. В первую очередь это основные глаголы, а также термины и понятия, относящиеся к описаниям природы, семьи, общества, охотничьи и рыболовные термины. Как полагают исследователи, это основа языка, которая осталась практически неизменной со времен существования единой угорской общности, проживавшей на территории Западной Сибири и Урала около IV-III тысячелетий до нашей эры. Затем произошло разделение угорских племен на северные и южные, которые сместились в сторону Аральского моря. Там они в значительной степени смешались с представителями народов иранской группы (сарматами и скифами) и освоили скотоводство. В результате этого венгерский язык обогатился словами, связанными с разведением животных, которые имеют иранские корни. Около середины I века нашей эры мадьярские племена мигрировали на северо-запад, на территорию современной Башкирии, где было найдено несколько захоронений мадьярской культуры. В дальнейшем происходило продвижение племен на запад и смешение их с тюркоязычными булгарами и хазарами, а также со славянскими племенами. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледелию, труду, жилищу, пище, быту, имеют славянское происхождения. Именно интенсивным смешением с разнообразными народами и объясняется такое значительное внешнее отличие современных венгров от представителей обских угров (хантов и манси). В конце IX века венгры добрались до территории Среднего Дуная, где они и проживают по сей день. Интересно, что к этому времени они уже приобрели современные европейские черты лица и по своему генетическому типу являлись скорее европеоидами, о чем свидетельствует анализ венгерских захоронений Х века на Среднем Дунае.


На фото: венгерские девушки

Но помимо основы древнего угорского языка, у венгров сохранились некоторые обычаи и традиции, которые говорят об их сибирском происхождении. Например, традиционный венгерский рыбный суп халасле готовится по аналогичному рецепту с супом ханты и манси. А некоторые блюда национальной кухни такие же, как у коми или карелов.

Вот так, по мнению ученых, происходило формирование удивительного венгерского народа. И сегодня мадьяры хоть внешне и не напоминают своих древних предков, но сохранили в своем языке и традициях частичку сибирских угорских народов.

December 23rd, 2014 , 10:42 pm


За четыре месяца в Венгрии, после кучи разговоров о стране и жителях, как с молодежью, так и людьми постарше, могу порассуждать о том, какие они - усатые любители гуляша из центральной Европы.

В большинстве своем, венгры довольно ограниченные. Все, что они слышат по телеку от правительства, или, например, в университете от преподавателей, принимается как истина. Профессор архитектуры из Будапешта, который давал лекции по всему миру, говорит, например, что даже если венграм сказать откровенную чушь, они старательно ее запишут и исполнят. В том время, как сербы, например, обдумывают каждое слово и обожают критиковать.

При этом мадьяры очень старательные и задротливые. Они внимательны к мелочам (иногда даже слишком), хотят все делать хорошо, реально вкладываются в свою работу и переживают за нее. В то же время, хороших специалистов очень немного. Большинство - довольно бестолковые. Например, в банке никто никогда не знает текущих ставок по депозитам, или условий конкретных счетов, они постоянно перезваниваются, паникуют и извиняются. При этом реально сочувствуют и болеют за тебя.

Скорее всего, в этом виновата система, которая не отлажена. Чтобы купить билет на поезд на Keleti, даже утром буднего дня, нужно простоять минимум полтора часа, хотя работают касс шесть. Каждого человека обслуживают минут 20, потому нужно выполнить около тысячи операций. Получается, что даже если кассир ни на секунду не зависает, все равно получается жутко долго.

Венгры - люди довольно приветливые, быстро идущие на контакт. Им нужно видеть тебя второй раз, чтобы запросто пригласить в гости домой, или позвать на день рождения. Они всегда обращаются на «ты», используя кучу сокрашенных и неформальных слов, даже в разговоре с незнакомыми людьми.

Мадьяры любят поныть и пожаловаться на судьбу. Делают они это только «на кухнях», Например, если венгру не нравится размер его зарплаты, он никогда не скажет своему боссу об этом в лицо. Скорее будет ныть дома жене. В этом они мастаки.

При этом, если что-то реально выбивает их из равновесия, они все-таки могут включиться в активное сопротивление. Взять хотя бы законопроект об интернете, который предполагал ежемесячный налог на гигабайты. Это выбесило людей настолько, что на улицы вышло чуть ли не 100 тыщ человек, даже камнями немного покидались. Вообще, учитывая то, что 20 лет они жили в настоящей демократии, а последние два года - в тоталитаризме, они хорошо представляют, как должно быть, а потому могут и на улицы выйти за идею. Хотя это против венгерской природы.

Венгры маниакально вежливые . Даже контролер в автобусе обращается к какой-нибудь бомжихе не иначе как «уважаемая дама, не изволите показать свой проездной?»

В общем, нормальные такие ребята в большинстве своем. Только по-английски почти никто не говорит. Но ничего, мы уже привыкли обходиться жестами.

Оригинал взят у oper_1974 в Мадьяры. (55 фото)

За 1941 - 1943 гг. только в Чернигове и окрестных селах венгерские войска приняли участие в истреблении 59 749 советских граждан.

А вот показания крестьян, проживавших в Севской области:

"Фашистские сообщники мадьяры вступили в нашу деревню Светлово 9/V-42, - рассказывал крестьянин Антон Иванович Крутухин. - Все жители нашей деревни спрятались от такой своры и они в знак того, что жители стали прятаться от их, а те которые не сумели спрятаться, ни их по расстреляли изнасильничали несколько наших женщин.
Я сам старик 1875 г. рождения был также вынужден спрятаться в погреб... По всей деревне в ней шла стрельба, горели постройки, а мадьярские солдаты грабили наши вещи, угоняя коров, телят"


20 мая около 700 венгерских солдат направились из Орлии в ближайшие села. В колхозе "4-й Большевистский сев" они арестовали всех мужчин.
"Когда увидели мужчин нашей деревни, то они сказали, что это партизаны, - рассказывала Варвара Федоровна Мазеркова. - И этого же числа, т.е. 20/V-42 схватили моего мужа Мазекова Сидора Борисовича рождения 1862 и сына моего Мазекова Алексея Сидоровича, год рождения 1927 и делали пытки и после этих мучений они связали руки и сбросили в яму, затем зажгли солому и сожгли в картофельной яме. В этот же день они не только моего мужа и сына, они 67 мужчин также сожгли".
После этого мадьяры двинулись в деревню Светлово. Жители деревни помнили погром, устроенный карателями каких-то десять дней назад. "Когда я и моя семья заметили движущийся обоз, то мы все жители нашей деревни убежали в лес Хинельский", - вспоминал Захар Степанович Калугин. Впрочем, без убийств не обошлось и здесь: оставшиеся в деревне старики были расстреляны венграми.

Каратели целую неделю усмиряли окрестные деревни. Жители бежали в лес, но их находили и там. "Это было в мае м-це 28 дня 42 года, - рассказывала жительница Орлии Слободки Евдокия Ведешина. - Я и почти все жители ушли в лес. Туда следовали и эти головорезы.
Они в нашем месте расстреляли и замучили 350 человек в том числе и мои дети были замучены, дочь Нина 11 лет, Тоню 8 лет, маленький сын Витя 1 год и сын Коля пяти лет. Я осталась чуть жива под трупами своих детей".
Брошенные жителями деревни выжигались. "Когда мы возвратились из лесу в деревню, деревню нельзя было узнать, - вспоминала жительница многострадального Светлова Наталья Алдушина. - Несколько стариков, женщин и детей были зверски убиты фашистами. Дома были сожжены, скот крупный и мелкий был угнан. Ямы, в которых были закопаны наши вещи, были откопаны. В деревни не осталось ничего, кроме черного кирпича".
Таким образом, только в трех русских деревнях за 20 дней венграми было убито не менее 420 мирных жителей. Не исключено, что погибших было больше. И эти случаи были не единичными.

Венгерские войска были отмечены жестоким обращением не только с партизанами и мирным населением, но и с советскими военнопленными. Так, в 1943 г. при отступлении из Чернянского района Курской области "мадьярские воинские части угоняли с собой содержащихся в концлагере 200 человек военнопленных бойцов Красной Армии и 160 человек советских патриотов.
В пути следования фашистские варвары всех этих 360 человек закрыли в здании школы, облили бензином и зажгли. Пытавшихся бежать расстреливали".
12 - 15 июля 1942 г. на хуторе Харькеевка Шаталовского района Курской области солдатами 33-й венгерской пехотной дивизии было захвачено четверо военнослужащих Красной Армии.
Одному из них, старшему лейтенанту П. В. Данилову, выкололи глаза, прикладом винтовки сбили на бок челюсть, нанесли 12 штыковых ударов в спину, после чего в бессознательном состоянии зарыли полуживым в землю. Трех красноармейцев, имена которых неизвестны, расстреляли".
5 января 1943 г. жительница города Остогожска Мария Кайданникова видела, как венгерские солдаты загнали группу советских военнопленных пленных в подвал магазина на ул. Медведовского. Вскоре оттуда послышались крики.
Глазам заглянувшей в окно Кайданниковой предстала чудовищная сцена: "Там ярко горел костер. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнем, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костер. Вдруг пленный опять задергался. Тогда один из мадьяр с размаху всадил ему в спину штык".


+++++++++++++++++++++++
"Полк наступал направлением на Будапешт. Наша рота шла цепью. Местность холмистая. Холмы и овраги формировались в гряды и уходили к Дунаю.
И вот однажды, когда третий взвод вышел на открытое пространство, из низины неожиданно заработал пулемет. Там, впереди, в низине, стояли стога сена. Мимо шла проселочная дорога, петляла среди стогов. Вспышки мы увидели на одном из стогов.
По характеру стрельбы и темпу мы сразу узнали старого знакомого - МГ- 42. Кто воевал и ходил в атаку, тот знает, что это за машина - МГ-42. Никто из нас не мог даже предположить, что пулемет может быть установлен так неосторожно и явно - на стогу у дороги. Сразу трое наших упали как подкошенные. И все трое - наповал.

Правое крыло цепи тем временем поднималось из низины. Пулеметчики, израсходовав ленту, спустились со скирды и сразу кинулись к повозке, стоявшей с противоположной стороны. Я видел, как они действовали.
Один бережно положил на телегу пулемет, а другой тем временем схватился за вожжи. Значит, еще есть у них патроны, если так берегут пулемет, подумал я и приказал своему пулеметчику остановить их. Иван Захарович стрелять умел хорошо. Короткими очередями он начал отсекать пулеметчиков от повозки.
- Смотри коней не постреляй, - говорили ему автоматчики, наблюдавшие за его поединком с пулеметчиками.
- Кони за пулеметом не сидели, - зло как-то ответил Иван Захарович.

Кони не испугались стрельбы, стояли на месте. Видимо, они уже были привычны к тому, что рядом работают пулеметы. А пулеметчики отпрянули обратно к скирде. Но вскоре снова бросились к повозке. Они-то знали, что за скирдой уже не спрячешься. Иван Захарович снова ударил короткими очередями и сказал своему второму номеру:
- Приготовь новый диск.
Пули бороздили землю между скирдой и повозкой, и это не давало возможности пулеметчикам завладеть лошадьми и пулеметом и скрыться в балке. Проселок через несколько десятков метров терялся в лощине, заросшей кустарником и редкими деревьями. Мы понимали, что, упусти их туда, они легко могут скрыться, затеряться среди зарослей, затаиться.
Я дал команду перебежками продвигаться вперед. Один из автоматчиков обошел скирду и отвел в сторону лошадей с подводой. Он стоял поодаль, выведя лошадей из зоны огня ручного пулемета Ивана Захаровича, и держал одной рукой автомат наготове, а другой - лошадей.

На автоматчика пулеметчики не побежали. Побежали в сторону, где не было никого из наших. Но их быстро догнали, сбили с ног. Привели.
Принесли к скирде и троих убитых автоматчиков. Положили их рядом, висок к виску, плечо к плечу. Никто уже не дышит. Никому не нужна медицинская помощь. Все трое из третьего взвода. Мой взвод шел в этот раз рядом с третьим стрелковым взводом лейтенанта Куличкова.
- Идите сюда, - подозвал я пулеметчиков.
Их подтолкнули в спины стволами автоматов. Подошли. Стоят. Бледные. Одежда не немецкая - венгерская. В глазах - испуг. Они уже поняли, что плена им не будет.

Лейтенант Куличков вытащил из кобуры свой ТТ, посмотрел на меня. Что он увидел в моих глазах, я не знаю. Видимо, то же, что и в его глазах, и в его душе. Потом посмотрел на своих солдат, обступивших пленных венгров, на убитых своих, потом снова на живых и опять на мертвых.
Поднял ТТ и в упор, прямо над телами своих солдат, расстрелял венгерских пулеметчиков. Никто из солдат и сержантов не посмел препятствовать расстрелу пленных. Когда венгры упали, лейтенант подошел и сделал контрольные выстрелы. Никто из них не должен был жить после того, что они сделали.
Этот расстрел был справедливой казнью. Можно теперь рассуждать о бесчеловечности расстрела военнопленных. Мы тогда воевали. Когда противник сдавался, бросал оружие, мы его чаще всего отправляли в тыл. Но эти не хотели сдаваться. До последнего.
На месте Петра Куличкова мог оказаться и я. И я сделал бы то же самое. Если бы увидел убитыми своих автоматчиков, рука не дрогнула и мне бы потом эти венгры не снились.
И Петр, и я знали, что солдаты их все равно в тыл не повели бы. А если бы и повели, то - до ближайшего оврага. Еще свежа была в памяти смерть лейтенанта Володи Ведерникова и солдат его взвода." - из воспоминаний лейтенанта 4-й гвардейской стрелковой дивизии 31-го стр.корпуса 46-й армии А.В.Ткаченко.




















































(о жещинах Венгрии)

О женщинах Восточной Европы: о женщинах Венгрии
Современная венгерка - семья и общество

Венгерские женщины

Когда говорят о венгерской женщине... перед нами зачастую встает образ венгерки в национальном наряде....

Венгры - особенный народ, вся их жизнь вращается вокруг семьи. Венгерский менталитет, а так же политика и законодательство направлены на то, чтобы люди как можно скорее вступали в брак. Поэтому венгерские женщины в основном выходят замуж до 25 лет. В Венгрии все относятся к любви доброжелательно, по закону интимные отношения при обязательном взаимном согласии разрешены с очень юного возраста. Венгрия - страна южная, и дети созревают очень рано. В 20 лет в официальных брачных отношениях состоят почти 90 женщин из 100.

Венгры отличаются особым отношением к семье и детям, поэтому венгерские женщины очень чувственны, ответственны, любящи и душевны. Венгерские женщины предпочитают проводить воскресный обед всей семьей, вместе с детьми в ресторане, это их национальная традиция. При этом возраст детей значения не имеет, в ресторан берут даже самых маленьких. В венгерской семье все вращается вокруг ребенка и его интересов. Настоящий праздник тот, на который можно прийти всей семьей.

Патриархальность семей в Венгрии

Венгерские семьи патриархальны, это подкрепляются современным законом. Женщина принимает не только новую фамилию, но и имя мужа, таким образом, подчеркивается, что женщина становится неотъемлемой частью мужа. И венгерская жена во многом старается следовать этой традиции. Венгерские женщины всегда утверждают, что ее муж - самый умный, удачливый, заботливый, добрый и трудолюбивый. Но в доме жена главная - именно она создаёт уют в доме, руководит внутренней жизнью семьи и хозяйством, воспитывает детей.

Венгерская кухня

Венгерские хозяйки готовят традиционные венгерские блюда, и самое характерное из них – гуляш. Гуляш - это густые супы, приправленные молотым красным перцем и луком, с кусочками говядины и кубиками картофеля. Для "смягчения" вкуса в тяжелые блюда, в частности, и в гуляш, добавляют сметану ; такое блюдо называется паприкаш. Куриный паприкаш едят с гарниром из небольших клецек. Так же венгерские хозяюшки любят готовить рыбные супы "фиш-паприкаш" - богатое блюдо из нескольких сортов вареной рыбы, помидоров и зеленого и красного перца, густые супы из капустных листов, в которые заворачивают различные начинки, разнообразные изделия из соленого или сладкого теста и многое другое. Венгерская кухня очень разнообразна и женщины с удовольствием балуют ей своих родных.

Кто из девчонок не мечтает стать королевой красоты? Горделиво пройтись по подиуму в великолепном наряде под восхищенными взглядами многотысячной аудитории, получить вожделенную королевскую корону и завоевать весь мир?



Первый европейский конкурс красоты прошел в 1888 году в бельгийском городе-курорте Спа, на котором из числа 350 кандидаток достигла финала 21. Исключительно мужское жюри «осматривало» их пышные формы за закрытыми дверями. Первое соревнование немецких красоток состоялось летом 1909 года в берлинском кабаре «Променад».

Начало было положено!

Венгрия приняла европейскую эстафету в 1925 году, когда в Кестхее провели конкурс «Красавица Кестхея» (Keszthelyi Korzó Szépе), затем состоялся и второй - Балатонская красавица» (Balaton Tündérе). Оба конкурса были организованы городским изданием «Театральная жизнь» (Színházi Élet). Именно тогда венгерской публике стало известно имя Бёшке Шимон (Simon Böske), выигравшей оба конкурса. К сожалению, об этих конкурсах фотоматериалов найти не удалось.

Первое архивное фотосвидетельство - конкурс красоты, который проводился 21 августа 1927 года в Солноке, на городском пляже. Он стал настоящей сенсацией! Конкурс был организован общественно-культурным изданием «Газета для всех» („Mindnyájunk Lapja”), инициатором соревнования стал писатель и скульптор Шандор Сандаи Сабо (Szandai Szabó Sándor író, szobrászművész). Анонс мероприятия появился в газете и собрал на раскаленном асфальте набережной Солнока огромное количество зрителей. При этом мужчины, присутствовавшие на мероприятии, были одеты во фраки, женщины — в длинные платья.

Первый конкурс, названный «Мисс Венгрия» был организован в январе 1929 года в редакции издания «Театральная жизнь». В жюри конкурса были приглашены известные писатели и актеры, возглавили жюри почетный гость, главный редактор французского журнала «Le Journal» Морис де Валеф (Maurice de Waleffe) и главный редактор «Театральной жизни» Шандор Инце (Incze Sándor)

Публики было столько, что пришлось вызвать наряд полиции.

Из 218 претенденток на корону главной красавицы в первом туре были выбраны 35 девушек, во втором туре их осталось четверо.

Победительницей стала Бёшке (Эржибет) Шимон, уже известная Венгрии по двум предыдущим победам четыре года назад. В один миг молодая девушка из еврейской семьи районного главврача превратилась в самую известную персону страны.

По возвращении домой Бёшке Шимон был оказан действительно королевский прием!!!

Когда королева красоты вернулась на поезде домой, машина, осаждаемая неисчислимыми поклонниками, долго не могла отправиться от Восточного вокзала. Порядок смогла навести только конная полиция. В честь победы Бёшке Шимон был дан бал.

Журналисты и политические деятели называли победу девушки ни много ни мало как национальным подвигом, расколовшим лёд европейского отчуждения после участия и поражения Венгрии в Первой мировой войне на стороне Германии.

В 1931 году победительницей стала актриса Мария Ташнади-Фекете (Tasnády-Fekete Mária)

Победительница 1935 года Мария Надь (Nagy Mária)

Победительница 1936 года Шара Габор (Gábor Sára

Жа Жа Габор, урождённая Шара Габор (Gábor Sárа), родилась в Будапеште 6 февраля 1917 года в семье Вилмоша и Йоли Габор. Своё имя, Шари (венгерский эквивалент Сары), она получила в честь венгерской актрисы Шари Федак, но из-за малолетней картавости произносить его правильно не могла и представлялась Жа-жа (За-за). Впоследствии это имя стало её сценическим псевдонимом. В 1936 году Габор победила на конкурсе «Мисс Венгрия. Спустя год она отправилась в Вену, где её заметил тенор Ричард Таубер и пригласил петь роль субретки в своей новой оперетте «Der singende Traum» («Поющая мечта») в Венском театре. Затем Жа Жа Габор переехала в Америку.

Жа Жа Габор, кроме участия во многих кинофильмах, телепрограммах и многочисленных развлекательных представлениях, также стала одной из наиболее заметных звёзд светской жизни. Её чувство юмора, экстравагантность и склонность к громким скандалам и сенсациям позволили ей сохранить свою популярность вне зависимости от перипетий своей кинокарьеры.

В 1985 года запрет был снят, и венгерские девушки снова взошли на европейский подиум.

Тысячи восторженных и завистливых глаз были устремлены на молоденькую девушку, которой исполнилось всего шестнадцать.

После победы на конкурсе Чиллу закружил круг обязательств, предусмотренных контрактом Теперь она уже перестала принадлежать самой себе - интервью, фотосессии, показы, поездки, приемы... Чилла наивно ожидала лишь беззаботную радость и откровенное восхищение окружающих, но не увидела вокруг себя ни простодушно-восхищенных взглядов, ни откровенного дружелюбия, ни пристойности, ни коммерческой порядочности. На самом деле ее окружали лишь алчущие наслаждений и денег чиновники от культуры, "всезнающие" псевдобизнесмены.