Разорвать воздух на скорости звука и устремиться к горизонту, вытянув руки по швам в своём железном костюме. В мгновение ока оказаться в любой точке земного шара без необходимости стоять в пробке. Летать без крыльев, не будучи на борту самолёта или чего покрепче. Пусть бросит в меня камень тот, кто не хотел оказаться на месте Тони Старка в его звёздные моменты (конечно, в костюме Железного человека). Частично эти мечты сумеет реализовать экзоскелет - устройство, который может увеличить способности человека (по большей части физические, мускульную силу) за счет внешнего каркаса. О том, что собой представляет это устройство, какие наработки уже имеются и как технологии будут развиваться в будущем, мы расскажем в этом материале.

От эластипеда до «железного человека»

Наука и технологии - это без преувеличений самая лютая гонка изобретательности человека и природы. Всю свою историю человек пытается переделать мир вокруг себя под свои нужды. Где-то это ему удаётся, часто не без вреда для природы. Где-то приходится подглядывать у неё. И если у большинства беспозвоночных в том или ином виде есть внешний скелет, у человека его нет. Но ведь и крыльев не было?

В наше время под экзоскелетом подразумевается механический костюм или его часть до 2–2,5 метра высотой. Дальше идут «мобильные костюмы», меха и другие гигантские человекоподобные роботы.

Как и многое другое в нашей жизни, экзоскелеты постепенно перешагивают границу, разделяющую смелые мечты и повседневную жизнь. Будучи изначально просто идеями, концептами, мифами и легендами научной фантастики, сегодня чуть ли не каждую неделю появляются новые варианты экзоскелетов.

Первым изобретателем экзоскелета считается русский «инженеръ-механикъ» Николай Фердинандович Ягн, который ещё в 1890-х годах зарегистрировал ряд патентов на эту тему. Он жил в Америке, где, собственно, и патентовал свои чудеса, показывал их на выставках, а по возвращении на родную землю снова изобретал. Его экзоскелет должен был облегчить ходьбу, бег и прыжки в первую очередь, солдат. Уже тогда русский гений предвидел потенциальную военную мощь подобных устройств.

НИКОЛАЙ
Фердинандович ЯГН

Кроме экзоскелета Ягн разработал охлаждающие занавески, гидромотор, качающийся винт, самовар-стерилизатор и другие устройства


Hardiman

Не будем отрицать, гигантский и необъятный вклад в развитие экзоскелетов внесли фантасты. В 1959 году после нашумевшего романа Роберта Хайнлайна «Звёздный десант» всем стало понятно, что за внешними каркасными костюмами - будущее военных действий и не только. И понеслось.

Первый экзоскелет был создан компанией General Electric при поддержке Министерства обороны США в 1960-х годах. Hardiman весил 680 килограммов и мог поднимать грузы весом до 110 килограммов. При всех гигантских амбициях - а его хотели использовать и под водой, и в космосе, и боеголовки таскать, и ядерные стержни - показал он себя не лучшим образом. О нём благополучно забыли.

отдалённо напоминающее экзоскелеты устройство «педомотор» изобретателя Лесли С. Келли, разработанное в 1917 году

Девять лет спустя Миомир Вукобратович из югославского Белграда показал первый силовой шагающий экзоскелет, задача которого была давать людям с параличом нижних конечностей возможность шагать. В основе устройства лежал пневмопривод. Советские учёные из Центрального института травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова проявили первые инициативы по разработке экзоскелетов совместно с югославскими коллегами на основе работ именно Вукобратовича. Но с началом перестройки проекты были закрыты, а о секретных подпольных разработках экзоскелетов данных нет. Зато с освоением космоса всё было хорошо.

В разное время в разных странах умельцы пытались сделать экзоскелеты самого разного назначения, но в силу самых разных препятствий (о которых мы ещё поговорим) удавалось это в край плохо. Нехватка энергоносителей, медленный рост научно-технического прогресса, развития материаловедения и прочих смежных наук, а также развитие компьютерных вычислений и кибернетики, волна которых поднялась только лет 30 назад, - всё это тормозило развитие экзоскелетов. Без всяких сомнений, это сложнейшие технологии, которые людям ещё предстоит освоить.


Проблемы экзоскелетов

На этой планете не так много материалов, из которых можно сделать жёсткий каркас и которые не усугубят дело своим весом. Во всяком случае, их было не много, но с учётом космических полётов, военных наработок, развития материаловедения, нанотехнологий и ещё десятка-другого интересных сфер человечество постепенно берёт один барьер за другим. В начале XXI века интерес к экзоскелетам разгорелся с недюжинной силой и продолжает гореть до сих пор. Но сначала поговорим об основных проблемах, с которыми сталкиваются создатели экзоскелетов.

Если разложить гипотетический экзоскелет на составляющие, у нас будут: источник питания, механический скелет и программное обеспечение. И если с двумя последними пунктами вроде бы всё ясно и проблем почти не осталось, то источник питания - это серьёзная проблема. Имея нормальный источник питания, инженеры могли бы не просто создать экзоскелет, а ещё и объединить его со скафандром и реактивным ранцем. Получился бы костюм Железного человека, наверное, но новый Тони Старк пока не явился.

Любой из компактных источников питания на сегодняшний день может обеспечить экзоскелету лишь несколько часов автономной работы. Дальше - зависимость от провода. У неперезаряжаемых и аккумуляторных батарей есть свои ограничения вроде необходимости замены или медленной зарядки, соответственно. Двигатели внутреннего сгорания должен быть слишком надёжным, но не особо компактным. К тому же, в последнем случае понадобится дополнительная система охлаждения, а сам двигатель внутреннего сгорания сложно настроить на моментальный выброс большого количества энергии. Электрохимические топливные элементы могут быстро заправляться жидким топливом (например, метанолом) и давать нужный и моментальный выброс энергии, но работают при крайне высоких температурах. 600 градусов по Цельсию - относительно низкая температура для такого источника питания. С ним «железный человек» превратится в хот-дог.

Как ни странно, наиболее возможным вариантом решения топливного вопроса для экзоскелетов будущего может стать самый невозможный: беспроводная передача энергии. Она могла бы решить массу вопросов, ведь её можно передавать из сколь угодно большого реактора (и ядерного в том числе). Но как? Вопрос открыт.


Первые экзоскелеты делались из алюминия и стали, недорогих и простых в использовании. Но сталь слишком тяжёлая, а экзоскелет обязательно должен работать и над тем, чтобы поднять свой собственный вес. Соответственно, при большом весе костюма его эффективность упадёт. Алюминиевые сплавы достаточно лёгкие, но накапливают усталость, а значит, не особо подходят для высоких нагрузок. Инженеры находятся в поисках лёгких и прочных материалов вроде титана или углеродного волокна. Они неизбежно будут дорогими, но обеспечат эффективность экзоскелета.

Особую проблему представляют приводы. Стандартные гидравлические цилиндры достаточно мощные и могут работать с высокой точностью, но тяжёлые и требуют наличия кучи шлангов и трубок. Пневматика, напротив, слишком непредсказуема в плане обработки движений, поскольку сжатый газ пружинит, а реактивные силы будут толкать приводы.

Впрочем, разрабатываются новые сервоприводы на электронной основе, которые будут использовать магниты и обеспечивать отзывчивые движения, потребляя минимум энергии и будучи небольшими. Можете сравнить это с переходом от паровозов к поездам. Отметим ещё гибкость, которая должна быть у суставов, но здесь проблемы экзоскелетов могут решить разработчики скафандров. Они же помогут разобраться с адаптацией костюма к размерам носителя.

Управление

Особую проблему при создании экзоскелета представляет управление и регулировка чрезмерных и нежелательных движений. Нельзя просто так взять и сделать экзоскелет с одной скоростью реакции каждого из членов. Такой механизм может быть слишком быстрым для пользователя, а слишком медленным его не сделаешь - неэффективно. С другой стороны, нельзя положиться на пользователя и доверить датчикам считывать намерения по движениям тела: рассинхронизация движений пользователя и костюма приведёт к увечьям. Нужно ограничивать обе действующих стороны. Над решением этого вопроса и ломают головы инженеры. Кроме того, нужно заранее обнаружить непреднамеренное или нежелательное движение, чтобы случайный чих или кашель не привёл к вызову скорой.


Экзоскелеты и будущее

В 2010 году компании Sarcos и Raytheon совместно с Министерством обороны США показала боевой экзоскелет XOS 2. Первый прототип вышел за два года до этого, но не вызвал переполоха. А вот XOS 2 оказался настолько крутым, что журнал Time включил экзоскелеты в список пяти лучших военных инноваций года. С тех пор ведущие инженеры мира ломают головы над созданием экзоскелетов, которые смогут обеспечить преимущество на поле боя. И за пределами него тоже.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Этот экзоскелет был представлен в 2011 году и был предназначен для людей с ограниченными возможностями. В январе 2013 года вышла обновленная версия - ReWalk Rehabilitation, а уже в июне 2014 года FDA одобрило использование экзоскелета на публике и дома, тем самым открыв ему дорогу в коммерческом плане. Система весит около 23,3 килограмма, работает на базе Windows и в трёх режимах: идти, сидеть и стоять. Стоимость: от 70 до 85 тысяч долларов.

Серия этих военных экзоскелетов находится в активной разработке (на очереди XOS 3). Весит около 80 килограммов и позволяет владельцу с лёгкостью поднимать 90 лишних килограммов. Последние модели костюма настолько подвижны, что позволяют играть с мячом. Как отмечают производители, один XOS может заменить трёх солдат. Возможно, третье поколение экзоскелета будет уже ближе к тому, что мы видим на экранах фантастических фильмов последних лет. Увы, пока он привязан к внешнему источнику питания.

Human Universal Load Carrier - творение известной компании Lockheed Martin совместно с Berkeley Bionics. Этот экзоскелет также предназначен для военных. Основа - гидравлика и литий-полимерные батареи. Правильно загрузив внешний каркас, с его помощью пользователь может переносить до 140 килограммов лишнего груза. Предполагается, что солдаты смогут использовать HULC а-ля «я и друг мой грузовик» в течение 72 часов. Разработка идёт полным ходом, поэтому неудивительно, что именно HULC могут первыми поступить на вооружение США.

ExoHiker, ExoClimber и eLEGS (Ekso)

Прототипы опять же Berkeley Bionics, предназначенные для выполнения различных задач. Первый должен помочь путешественникам переносить груз до 50 килограммов, был представлен в феврале 2005 года и весит около 10 килограммов. Учитывая небольшую солнечную панель, может работать очень и очень долго. ExoClimber - это десятикилограммовое дополнение к ExoHiker, позволяющее носителю прыгать и взбираться по ступенькам. В 2010 году наработки Berkeley Bionics вылились в eLEGS. Эта система - полноценный гидравлический экзоскелет, который позволяет парализованным людям ходить и стоять. В 2011 году eLEGS был переименован в Ekso. Он весит 20 килограммов, передвигается с максимальной скоростью в 3,2 км/ч и работает в течение 6 часов.

Очередной нашумевший экзоскелет японского производителя роботов Cyberdyne. Его назначение - обеспечить возможность ходить людям с ограниченными возможностями. Есть два основных варианта: HAL-3 и HAL-5. С момента презентации в 2011 году меньше чем за год HAL приняли «на вооружение» более 130 медицинских институтов по всей стране. Однако испытания будут продолжаться весь 2014 и, возможно, 2015 год. В августе 2013 года HAL получил карт-бланш на использование в качестве медицинского робота в Европе. Новейшая модель костюма весит около 10 килограммов.

Cредняя стоимость медицинского экзоскелета -
90 тысяч долларов.

Помимо серьёзных экзоскелетов на всё тело, всё большей популярностью пользуются ограниченные экзоскелеты, предназначенные для выполнения специфических задач. Например, в августе этого года был показан экзостул Chairless Chair, позволяющий сидеть стоя. Компании Daewoo и Lockheed Martin независимо друг от друга показали экзоскелеты для работников судостроительных верфей. Эти устройства позволяют рабочим удерживать груз или инструмент весом до 30 килограммов, особо не напрягаясь.

В России разработкой экзоскелета под названием «ЭкзоАтлет» занимается команда учёных, собранная на базе НИИ Механики МГУ. Они продолжают начатые ещё в СССР разработки Вукобратовича, о которых мы упоминали выше. Первый рабочий пассивный экзоскелет этой команды был разработан для сотрудников МЧС, пожарных и спасателей. При весе в 12 килограммов конструкция позволяет без особых усилий переносить до 100 килограммов груза. В планах компании - разработка силовой модели ExoAtler-A, которая позволит переносить до 200 килограммов, а также медицинского экзоскелета для реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Объединяет все эти костюмы то, что представлены они по большей части в качестве прототипов. Значит, будут совершенствоваться. Значит, их ждут полевые испытания. Значит, будут новые модели. Значит, за ними будущее. Пока говорить о том, что рабочий и полезный экзоскелет можно пойти и купить на чёрном рынке, рановато. Но начало положено, а развитие этого направления уверенно входит в широкое русло. До костюма Тони Старка нам ещё далековато, но что мешает радоваться зрелищным фильмам? Любителям зрелищных разборок с участием экзоскелетов всегда будет что посмотреть: «Чужие» (1986), «Железный человек» (2008), «Аватар» (2009), «Район № 9» (2009), «Мстители» (2012), «Элизиум» (2013), «Грань будущего» (2014).

Одно известно наверняка: экзоскелеты в будущем будут повсюду. Они помогут нашим космонавтам освоить Марс, построить первые колонии и с удобством управляться в космосе. Они станут на вооружение в военном сегменте, поскольку по умолчанию наделяют солдат сверхчеловеческой силой. Они дадут возможность полноценно передвигаться тем, кто её потерял. Костюм Железного человека однажды станет реальным, как и всё, что вы видите вокруг.

«ЭкзоАтлет»


έξω - внешний и σκελετος - скелет) - устройство, предназначенное для увеличения силы человека за счёт внешнего каркаса.

Экзоскелет повторяет биомеханику человека для пропорционального увеличения усилий при движениях. По сообщениям открытой печати, реально действующие образцы в настоящее время созданы в Японии и США . Экзоскелет может быть интегрирован в скафандр .

История

Первый экзоскелет был совместно разработан General Electric и United States military в 60-х, и назывался Hardiman. Он мог поднимать 110 кг при усилии, применяемом при подъеме 4,5 кг. Однако он был непрактичным из-за его значительной массы в 680 кг. Проект не был успешным. Любая попытка использования полного экзоскелета заканчивалась интенсивным неконтролируемым движением, в результате чего никогда не проверялся с человеком внутри. Дальнейшие исследования были сосредоточены на одной руке. Хотя она должна была поднимать 340 кг, её вес составлял три четверти тонны, что в два раза превышало подъемную мощность. Без получения вместе всех компонентов для работы практическое применение проекта Hardiman было ограничено.

Направления разработок

Главным направлением разработок является военное применение экзоскелетов. Цель - создание брони, которая совместила в себе огневую мощь и бронирование танка, подвижность и скорость человека, и в разы увеличивающей силу того, кто использует экзоскелет.

Другой возможной областью применения экзоскелетов является помощь травмированным людям и людям с инвалидностью , пожилым людям, которые в силу своего возраста имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом .

Модификации экзоскелетов, а также отдельные их модели, могут оказывать значительную помощь спасателям при разборах завалов рухнувших зданий. При этом экзоскелет может защитить спасателя от падения обломков.

В наше время большой преградой для начала постройки полноценных экзоскелетов является отсутствие подходящих источников энергии, которые могли бы в течение длительного времени позволить машине работать автономно.

В массовой культуре

  • В игре «C&C: Red alert 3» есть экзоскелеты у всех 3 сторон. У СССР это костюм оператора ПК «Тесла», у Альянса это костюм Крио(Хроно)- Легионера, а у Империи это костюмы боевых ангелов. В предыдущих частях серии экзоскелеты также применяются зачастую довольно широко.
  • Впервые концепция брони с экзоскелетом была изложена в романе «Tom Swift and His Jet marine» (англ. ), опубликованном в 1954 году .
  • В романе И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) звёздные экспедиции использовали для передвижения в условиях увеличенной силы тяжести электромеханические «прыгающие скелеты», надеваемые поверх скафандров.
  • Герои романа Роберта Хайнлайна «Звездный десант » (1959) применяют бронированные боевые скафандры с интегрированными экзоскелетами, позволяющими бегать, прыгать на большую высоту при помощи встроенных ракетных двигателей, оснащенные разнообразным вооружением и др. оборудованием.
  • В романе Станислава Лема - «Фиаско » (1987) пилот Ангус Парвис ищет пропавшую группу людей, в число которых входит один из постоянных героев Лема пилот Пиркс. Для поисков Парвис пользуется гигантским человекоподобным экзоскелетом («большеходом») - Диглатором.
  • Во вселенной «Warhammer 40,000 » экзоскелетами (а точнее, теоретически приравниваемыми к ним силовыми доспехами) пользуются боевые братья Космического Десанта , а также Сестры битвы. А войска Империи Тау используют целый ряд экзоскелетов. Разведывательные XV15, XV25, обладающие маскировочными полями, ударные XV8 «Кризис», оснащенные реактивними двигателями и широким спектром вооружений, экзоскелеты огневой поддержки XV88 «Броадсайд»(на самом деле в силу размеров(3 метра в высоту) и наличия кабины XV8 «Кризис» и XV88 «Броадсайд» не могут считаться экзоскелетами, хотя и имеют аналогичное XV15 и XV25 название "боевого костюма"(battlesuit)), оснащенные мощным оружием и экспериментальный командный экзоскелет XV22.
  • Во вселенной StarCraft пехотинцы терранов (а также воины протоссов) одеты в экзоскелеты.
  • Во вселенной игр серии «Fallout » тоже можно воспользоваться «силовой броней», для питания этой брони используется миниатюрный ядерный реактор. Она повышает класс защиты персонажа, его силу.
  • В основе игр «Операция Silent Storm » и «Операция Silent Storm: Часовые » лежит альтернативная история Второй Мировой, где в ряд реально существовавшего вооружения тех лет вписаны боевые экзоскелеты «Панцеркляйны» (искаж. нем. маленькие танки ), способные нести различное вооружение (авиационная пушка ШКАС, противотанковое ружье и т. д.).
  • В мультсериале Эхо-взвод основным видом боевой техники являются эхолёты, являющиеся по сути экзоскелетами.
  • Идея экзоскелета используется в компьютерной игре «S.T.A.L.K.E.R. », его приквеле «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо » и сиквеле «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти ». Внешний каркас позволяет переносить больше вещей, дополнительная броня даёт дополнительную защиту от физических повреждений, но из-за тяжести и громоздкости конструкции быстрый бег становится невозможным. Однако, при соответствующем улучшении бег становится возможным.
  • Герой комиксов Marvel «Железный человек » создаёт серию экзоскелетов на основе изобретённого им же миниатюрного реактора. Эти экзоскелеты способны летать и оснащёны разнообразным вооружением и приспособлениями.
  • В фильме «Бросок кобры » (англ. G.I. Joe: The Rise of Cobra ) главные герои используют экзоскелеты (идентичные тем, которые представлены в игре «Crysis »).
  • В фильме «Район №9» главный герой, спасаясь от преследования, использует инопланетный экзоскелет, хотя подобное оборудование по характеру взаимодействия с оператором можно приравнять скорее к лёгкому мыслеуправляемому танку.
  • В игре «Crysis » и её сиквеле, спецотряд одет в экзоскелеты (с немного другим принципом работы: присутствуют механические усилители, но вместо обычного бронежилета используется нано-технологичная броня). Они имеют повышенную прочность, способность становится невидимым, а также ряд стимулирующих добавок, которые могут увеличивать силу человека и скорость в несколько раз. Использование функционала костюма-экзоскелета - ключевой элемент игровой механики в компьютерной игре «Crysis ».
  • В игре «Section 8» солдаты (вне зависимости от игры за бойца 8-ого сектора или повстанца) одеты в экзоскелеты. Они имеют повышенную прочность, повышенную скорость, умение взлетать на несколько метров и умение использовать любую технику (танки, пушки, роботы).
  • В компьютерной игре «Chaser », есть миссия которая полностью выполняется в экзоскелете. В игре это достаточно громоздкая и медлительная конструкция, что компенсируется тем, что она несет мощное вооружение - пулемет и гранатомет. Кроме ведения военных действий экзоскелет больше ни для чего не предназначен - обе «руки» фактически являются креплениями для орудий. Примечательно то, что действия происходят на Марсе .
  • Во вселенной игры «Halo » главный персонаж Master Chief (Джон-117) был облачен в экзоскелет «Мьёльнир», который так же являлся скафандром.
  • В игровой серии Bet on Soldier экзоскелет являлся одной из главных боевых единиц.
  • В игре Metal Gear Solid экзоскелет использует Gray Fox.
  • В фильмах «Матрица. Перезагрузка» и «Матрица. Революция» люди используют экзоскелеты APU (Armored Personnel Units) при защите Зиона.
  • В фильме «Аватар » тоже используют экзоскелеты в военных целях.
  • В фильме «Чужие » лейтенант Эллен Рипли в финальном бою против матки Чужих использует погрузчик-экзоскелет.
  • В игре «Чужой против Хищника » войсками Земли используется боевой экзоскелет «Alice».
  • В онлайн-игре Total Influence наемники используют экзоскелеты Tank Armor и FEA (Female Exo Armor).
  • В игре Killzone 3 одна из миссий проходится с использованием экзоскелета, имеющего встроенное оружие и джет-пак .
  • В игре Vanquish главный герой одет в экзоскелет, снабженный реактивным ускорителем и системой замедления времени.
  • В фильме «Дети-шпионы. Все время в мире» главный герой использует «руки-молоты» и «топуны», используемые для увеличения физической силы.
  • В книгах серии «Древний» Сергея Тармашева Содружество использует космоэкзоскелеты в качестве истребителя. (100 экзоскелетов «Титан» находятся на борту кораблей класса «Незыблемый»).
  • В компьютерной игре F.E.A.R. 3 , в некоторых главах присутствует возможность использовать бронеробота, который является экзоскелетом.
  • В компьютерной игре Chrome все солдаты оснащены экзоскелетом.
  • В компьютерной игре Red Faction: Armageddon главный герой может управлять экзоскелетом L.E.O., оснащенным тяжелым пулеметом и ракетной установкой и способным наносить удары левой «рукой».
  • В компьютерной игре Mass Effect 3 используются боевые роботы Атлас, являющиеся экзоскелетом, также броня капитана Шепарда отчасти является экзоскелетом (возможности встраивать адреналиновый модуль, модуль увеличения силы и т.д.)
  • В компьютерной игре Parkan и Parkan 2 экзоскелеты используются в боевых костюмах.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Софт@mail.ru: Американцы готовы поставить пехотные экзоскелеты на конвейер
  • Wearable Power Assist Suit (англ.)
  • Ireland On-line: Wheelchair-bound Japanese man looks to robot suit (англ.)
  • Building the Real Iron Man (англ.)
  • Pentagon to Develop Super-Suits (англ.)
  • inventors.about.com - Exoskeleton (англ.)
  • LIFESUIT Robotic Exoskeleton (англ.)

Фильмография

  • «С точки зрения науки . Сделайте меня суперменом» (англ. Naked Science. Make me Superhuman ) - научно-популярный фильм, снятый National Geographicв 2010 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Если вы один из тех, кто с превеликим удовольствием посмотрел все части «Железного человека», вы наверняка были в восторге от железного костюма, который надевал Тони Старк перед боем со злодеями. Согласитесь, было бы неплохо обладать таким костюмом. Помимо возможности доставить вас в мгновение ока куда угодно, хоть , хоть за хлебом, он защищал бы ваше тело от всевозможных повреждений и давал сверхчеловеческую силу.

Вас наверняка не удивит тот факт, что очень скоро облегченная версия костюма «Железного человека» позволит солдатам бегать быстрее, переносить тяжелое оружие и передвигаться по пересеченной местности. При этом костюм будет защищать их от пуль и бомб. Военные инженеры и частные компании работают над экзоскелетами с 60-х годов прошлого века, но только послдние достижения в области электроники и материаловедения приблизили нас к воплощению этой идеи так близко, как никогда до этого.

В 2010 году американский оборонный подрядчик Raytheon продемонстрировал экспериментальный экзоскелет XOS 2 — по сути, роботизированный костюм, управляемый человеческим мозгом — который может поднять в два-три раза больше веса, нежели человек, безо всяких усилий и посторонней помощи. Другая компания, Trek Aerospace, разрабатывает экзоскелет со встроенным джетпаком (реактивным ранцем), который сможет летать на скорости 112 км/ч и неподвижно зависать над землей. Эти и ряд других перспективных компаний, включая таких монстров, как и Lockheed Martin, с каждым годом приближают костюм «Железного человека» к реальности.

Интервью с создателем российского экзоскелета Stakhanov читайте .

Экзоскелет XOS 2 от Raytheon

Отметим, что не только военные получат выгоду от разработки хорошего экзоскелета. Однажды, люди с поврежденным спинным мозгом или дегенеративными заболеваниями, ограничивающими способности передвижения, смогут с легкостью перемещаться благодаря внешним каркасным костюмам. Первые версии экзоскелетов, например, ReWalk от Argo Medical Technologies, уже поступили на рынок и получили всеобщее одобрение. Тем не менее, на данный момент область экзоскелетов все еще находится в зачаточном состоянии.

Какую революцию обещают провести экзоскелеты будущего на поле боя и ? Какие технические препятствия должны преодолеть инженеры и конструкторы, чтобы сделать экзоскелеты действительно практичными для повседневного использования? Давайте разберемся.

История разработки экзоскелетов

Воины надевали доспехи на свои тела с незапамятных времен, но первая идея тела с механическими мышцами появилась в научной фантастике в 1868 году, в одном из копеечных романов Эдварда Сильвестра Эллиса. В книге «Паровой человек прерий» описывался гигантский паровой двигатель человеческой формы, который передвигал его изобретателя, гениального Джонни Брейнерда, со скоростью 96,5 км/ч, когда тот охотился на быков и индейцев.

Но это фантастика. Первый же реальный патент на экзоскелет получил русский инженер-механик Николай Ягн в 1890-х годах в Америке. Известный своими разработками конструктор более 20 лет прожил за океаном, запатентовал с десяток идей, описывающих экзоскелет, позволяющий солдатам бегать, ходить и прыгать с легкостью. Однако на деле Ягн известен только по созданию «Друга кочегара» — автоматического приспособления, подающего воду в паровые котлы.

Экзоскелет, запатентованный Н. Ягном

К 1961 году, спустя два года после того, как Marvel Comics придумала своего «Железного человека», а Роберт Хайнлайн написал «Звездный десант», Пентагон решил сделать свои экзокостюмы. Он поставил задачу создать «сервосолдата», который описывался как «человеческая капсула, оснащенная рулевым управлением и усилителями», позволявшими быстро и легко передвигать тяжелые объекты, а также защищающая носителя от пуль, ядовитого газа, тепла и радиации. К середине 60-х годов инженер Корнельского университета Нил Майзен разработал 15,8-килограммовый носимый каркасный экзоскелет, получивший название «костюм сверхчеловека» или «человеческий усилитель». Он позволял пользователю поднимать 453 килограмма каждой рукой. К тому же времени General Electric разработала похожее 5,5-метровое устройство, так называемый «педипулятор», который управлялся оператором изнутри.

Несмотря на эти весьма интересные шаги, успехом они не увенчались. Костюмы оказались непрактичными, однако исследования продолжались. В 80-х годах ученые из Лос-Аламосской лаборатории создали дизайн для так называемого костюма «Питмана», экзоскелета для пользования американским десантом. Однако концепт остался только на чертежной доске. С тех пор мир увидел еще несколько разработок, но недостаток материалов и ограничения энергоносителей так и не позволили нам увидеть настоящий костюм «Железного человека».

На протяжении многих лет производители экзоскелетов были загнаны в угол пределами технологий. Компьютеры были слишком медленными и не могли обрабатывать команды, приводящие костюмы в движение. Энергоснабжения не хватало, чтобы сделать экзоскелет достаточно портативным, а электромеханические мышцы-приводы, которые двигали конечностями, были просто слишком слабыми и громоздкими, чтобы работать «по-человечески». Тем не менее, начало было положено. Идея экзоскелета оказалась слишком многообещающей для военной и медицинской сфер, чтобы просто так расстаться с ней.

Человек-машина

В начале 2000-х годов стремление создать настоящий костюм «Железного человека» начало хоть куда-то приводить.

Оборонное агентство перспективных разработок DARPA, инкубатор экзотических и передовых технологий Пентагона, развернуло программу на 75 миллионов долларов, в рамках которой предполагалось создание экзоскелета для дополнения человеческого тела и его производительности. Список требований DARPA был достаточно амбициозным: агентство хотело получить машину, которая позволит солдату неустанно переносить сотни килограммов груза целыми днями, поддерживать крупные орудия, которые обыкновенно требуют наличия двух операторов, а также сможет вынести раненого солдата, если понадобится, с поля боя. При этом машина должна быть неуязвима к огню, а также высоко прыгать. План DARPA многие сразу сочли невыполнимым.

Но не все.

Компания Sarcos — во главе с создателем роботов Стивом Якобсеном, который до этого создал 80-тонного механического динозавра — придумала инновационную систему, в которой датчики и использовали эти сигналы для управления набором клапанов, которые, в свою очередь, регулировали гидравлику под высоким давленим в суставах. Механические суставы двигали цилиндры, связанные кабелями, имитирующими сухожилия, соединяющие человеческие мышцы. В результате родился экспериментальный экзоскелет XOS, который делал человека похожим на гигантское насекомое. В конечном итоге Sarcos была приобретена компанией Raytheon, которая продолжила разработку, чтобы через пять лет представить второе поколение костюма.

Экзоскелет XOS 2 настолько взбудоражил общественность, что журнал Time включил его в список пяти лучших в 2010 году.

Между тем, другие компании, вроде Berkeley Bionics, работали над уменьшением количества энергии, которого требовали искусственные протезы, чтобы экзоскелет мог функционировать достаточно долго и быть практичным. Один из проектов 2000-х, Human Load Carrier (HULC), мог работать до 20 часов без подзарядки. Прогресс понемногу продвигался вперед.

Экзоскелет HAL

К концу десятилетия японская компания Cyberdyne разработала роботизированный костюм HAL, еще более невероятный по своему устройству. Вместо того, чтобы полагаться на сокращения мышц человека-оператора, HAL работал на датчиках, которые считывали электрические сигналы мозга оператора. Теоретически, экзоскелет на базе HAL-5 может позволить пользователю делать все, что он захочет, просто подумав об этом, не двигая ни единым мускулом. Но пока эти экзоскелеты — проект будущего. И у них есть свои проблемы. Например, только несколько экзоскелетов на сегодняшний день получили одобрение на использование на публике. Остальные еще проходят испытания.

Проблемы развития

К 2010 году проект DARPA по созданию экзоскелетов привел к определенным результатам. В настоящее время передовые системы экзоскелетов весом до 20 килограммов могут поднимать под 100 килограммов полезной нагрузки практически без усилий оператора. При этом, новейшие экзоскелеты работают тише офисного принтера, могут двигаться со скоростью 16 км/ч, выполнять приседания и прыгать.

Не так давно один из подрядчиков оборонного агентства, Lockheed Martin, представил свой экзоскелет, разработанный для поднятия тяжестей. Так называемый «пассивный экзоскелет», созданный для работников судостроительной верфи, просто переводит нагрузку на ноги экзоскелета, стоящие на земле.

Отличие современных экзоскелетов от тех, что разрабатывались в 60-х годах, в том, что они оснащаются датчиками и приемниками GPS. Тем самым еще более поднимая ставки на использование в военной сфере. Солдаты могли бы получить массу преимуществ, используя такие экзоскелеты, от точного геопозиционирования до дополнительных сверхспособностей. DARPA также разрабатывает автоматизированные ткани, которые могли бы использоваться в экзоскелетах с целью мониторинга состояния сердца и дыхания.

Если американская промышленность продолжит двигаться этим путем, у нее очень скоро появятся , которые смогут не только перемещаться «быстрее, выше, сильнее», но и переносить при этом дополнительно несколько сотен полезного груза. Тем не менее, пройдет еще по меньшей мере несколько лет, прежде чем настоящие «железные человеки» выйдут на поле боя.

Как это часто бывает, разработки военных агентств (вспомним, например, интернет) могут принести огромную пользу в мирное время, так как технологии в конечном итоге выйдут наружу и будут помогать людям. Страдающие от полного или частичного паралича, люди с повреждениями спинного мозга и атрофией мышц смогут вести более полнокровную жизнь. Berkeley Bionics, например, испытывает eLegs, экзоскелет, работающий на аккумуляторе, который позволит человеку ходить, сидеть или просто стоять в течение длительных периодов времени.

Одно можно сказать наверняка: начало процессу бурной разработки экзоскелетов было положено в начале этого века (назовем это второй волной), а чем все закончится — станет известно очень и очень скоро. Технологии никогда не стоят на месте, и если уж инженеры за что-то берутся, то доводят это дело до логического конца.

έξω - внешний и σκελετος - скелет) - устройство, предназначенное для увеличения силы человека за счёт внешнего каркаса.

Экзоскелет повторяет биомеханику человека для пропорционального увеличения усилий при движениях. По сообщениям открытой печати, реально действующие образцы в настоящее время созданы в Японии и США . Экзоскелет может быть интегрирован в скафандр .

История

Первый экзоскелет был совместно разработан General Electric и United States military в 60-х, и назывался Hardiman. Он мог поднимать 110 кг при усилии, применяемом при подъеме 4,5 кг. Однако он был непрактичным из-за его значительной массы в 680 кг. Проект не был успешным. Любая попытка использования полного экзоскелета заканчивалась интенсивным неконтролируемым движением, в результате чего никогда не проверялся с человеком внутри. Дальнейшие исследования были сосредоточены на одной руке. Хотя она должна была поднимать 340 кг, её вес составлял три четверти тонны, что в два раза превышало подъемную мощность. Без получения вместе всех компонентов для работы практическое применение проекта Hardiman было ограничено.

Направления разработок

Главным направлением разработок является военное применение экзоскелетов. Цель - создание брони, которая совместила в себе огневую мощь и бронирование танка, подвижность и скорость человека, и в разы увеличивающей силу того, кто использует экзоскелет.

Другой возможной областью применения экзоскелетов является помощь травмированным людям и людям с инвалидностью , пожилым людям, которые в силу своего возраста имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом .

Модификации экзоскелетов, а также отдельные их модели, могут оказывать значительную помощь спасателям при разборах завалов рухнувших зданий. При этом экзоскелет может защитить спасателя от падения обломков.

В наше время большой преградой для начала постройки полноценных экзоскелетов является отсутствие подходящих источников энергии, которые могли бы в течение длительного времени позволить машине работать автономно.

В массовой культуре

  • В игре «C&C: Red alert 3» есть экзоскелеты у всех 3 сторон. У СССР это костюм оператора ПК «Тесла», у Альянса это костюм Крио(Хроно)- Легионера, а у Империи это костюмы боевых ангелов. В предыдущих частях серии экзоскелеты также применяются зачастую довольно широко.
  • Впервые концепция брони с экзоскелетом была изложена в романе «Tom Swift and His Jet marine» (англ. ), опубликованном в 1954 году .
  • В романе И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) звёздные экспедиции использовали для передвижения в условиях увеличенной силы тяжести электромеханические «прыгающие скелеты», надеваемые поверх скафандров.
  • Герои романа Роберта Хайнлайна «Звездный десант » (1959) применяют бронированные боевые скафандры с интегрированными экзоскелетами, позволяющими бегать, прыгать на большую высоту при помощи встроенных ракетных двигателей, оснащенные разнообразным вооружением и др. оборудованием.
  • В романе Станислава Лема - «Фиаско » (1987) пилот Ангус Парвис ищет пропавшую группу людей, в число которых входит один из постоянных героев Лема пилот Пиркс. Для поисков Парвис пользуется гигантским человекоподобным экзоскелетом («большеходом») - Диглатором.
  • Во вселенной «Warhammer 40,000 » экзоскелетами (а точнее, теоретически приравниваемыми к ним силовыми доспехами) пользуются боевые братья Космического Десанта , а также Сестры битвы. А войска Империи Тау используют целый ряд экзоскелетов. Разведывательные XV15, XV25, обладающие маскировочными полями, ударные XV8 «Кризис», оснащенные реактивними двигателями и широким спектром вооружений, экзоскелеты огневой поддержки XV88 «Броадсайд»(на самом деле в силу размеров(3 метра в высоту) и наличия кабины XV8 «Кризис» и XV88 «Броадсайд» не могут считаться экзоскелетами, хотя и имеют аналогичное XV15 и XV25 название "боевого костюма"(battlesuit)), оснащенные мощным оружием и экспериментальный командный экзоскелет XV22.
  • Во вселенной StarCraft пехотинцы терранов (а также воины протоссов) одеты в экзоскелеты.
  • Во вселенной игр серии «Fallout » тоже можно воспользоваться «силовой броней», для питания этой брони используется миниатюрный ядерный реактор. Она повышает класс защиты персонажа, его силу.
  • В основе игр «Операция Silent Storm » и «Операция Silent Storm: Часовые » лежит альтернативная история Второй Мировой, где в ряд реально существовавшего вооружения тех лет вписаны боевые экзоскелеты «Панцеркляйны» (искаж. нем. маленькие танки ), способные нести различное вооружение (авиационная пушка ШКАС, противотанковое ружье и т. д.).
  • В мультсериале Эхо-взвод основным видом боевой техники являются эхолёты, являющиеся по сути экзоскелетами.
  • Идея экзоскелета используется в компьютерной игре «S.T.A.L.K.E.R. », его приквеле «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо » и сиквеле «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти ». Внешний каркас позволяет переносить больше вещей, дополнительная броня даёт дополнительную защиту от физических повреждений, но из-за тяжести и громоздкости конструкции быстрый бег становится невозможным. Однако, при соответствующем улучшении бег становится возможным.
  • Герой комиксов Marvel «Железный человек » создаёт серию экзоскелетов на основе изобретённого им же миниатюрного реактора. Эти экзоскелеты способны летать и оснащёны разнообразным вооружением и приспособлениями.
  • В фильме «Бросок кобры » (англ. G.I. Joe: The Rise of Cobra ) главные герои используют экзоскелеты (идентичные тем, которые представлены в игре «Crysis »).
  • В фильме «Район №9» главный герой, спасаясь от преследования, использует инопланетный экзоскелет, хотя подобное оборудование по характеру взаимодействия с оператором можно приравнять скорее к лёгкому мыслеуправляемому танку.
  • В игре «Crysis » и её сиквеле, спецотряд одет в экзоскелеты (с немного другим принципом работы: присутствуют механические усилители, но вместо обычного бронежилета используется нано-технологичная броня). Они имеют повышенную прочность, способность становится невидимым, а также ряд стимулирующих добавок, которые могут увеличивать силу человека и скорость в несколько раз. Использование функционала костюма-экзоскелета - ключевой элемент игровой механики в компьютерной игре «Crysis ».
  • В игре «Section 8» солдаты (вне зависимости от игры за бойца 8-ого сектора или повстанца) одеты в экзоскелеты. Они имеют повышенную прочность, повышенную скорость, умение взлетать на несколько метров и умение использовать любую технику (танки, пушки, роботы).
  • В компьютерной игре «Chaser », есть миссия которая полностью выполняется в экзоскелете. В игре это достаточно громоздкая и медлительная конструкция, что компенсируется тем, что она несет мощное вооружение - пулемет и гранатомет. Кроме ведения военных действий экзоскелет больше ни для чего не предназначен - обе «руки» фактически являются креплениями для орудий. Примечательно то, что действия происходят на Марсе .
  • Во вселенной игры «Halo » главный персонаж Master Chief (Джон-117) был облачен в экзоскелет «Мьёльнир», который так же являлся скафандром.
  • В игровой серии Bet on Soldier экзоскелет являлся одной из главных боевых единиц.
  • В игре Metal Gear Solid экзоскелет использует Gray Fox.
  • В фильмах «Матрица. Перезагрузка» и «Матрица. Революция» люди используют экзоскелеты APU (Armored Personnel Units) при защите Зиона.
  • В фильме «Аватар » тоже используют экзоскелеты в военных целях.
  • В фильме «Чужие » лейтенант Эллен Рипли в финальном бою против матки Чужих использует погрузчик-экзоскелет.
  • В игре «Чужой против Хищника » войсками Земли используется боевой экзоскелет «Alice».
  • В онлайн-игре Total Influence наемники используют экзоскелеты Tank Armor и FEA (Female Exo Armor).
  • В игре Killzone 3 одна из миссий проходится с использованием экзоскелета, имеющего встроенное оружие и джет-пак .
  • В игре Vanquish главный герой одет в экзоскелет, снабженный реактивным ускорителем и системой замедления времени.
  • В фильме «Дети-шпионы. Все время в мире» главный герой использует «руки-молоты» и «топуны», используемые для увеличения физической силы.
  • В книгах серии «Древний» Сергея Тармашева Содружество использует космоэкзоскелеты в качестве истребителя. (100 экзоскелетов «Титан» находятся на борту кораблей класса «Незыблемый»).
  • В компьютерной игре F.E.A.R. 3 , в некоторых главах присутствует возможность использовать бронеробота, который является экзоскелетом.
  • В компьютерной игре Chrome все солдаты оснащены экзоскелетом.
  • В компьютерной игре Red Faction: Armageddon главный герой может управлять экзоскелетом L.E.O., оснащенным тяжелым пулеметом и ракетной установкой и способным наносить удары левой «рукой».
  • В компьютерной игре Mass Effect 3 используются боевые роботы Атлас, являющиеся экзоскелетом, также броня капитана Шепарда отчасти является экзоскелетом (возможности встраивать адреналиновый модуль, модуль увеличения силы и т.д.)
  • В компьютерной игре Parkan и Parkan 2 экзоскелеты используются в боевых костюмах.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Софт@mail.ru: Американцы готовы поставить пехотные экзоскелеты на конвейер
  • Wearable Power Assist Suit (англ.)
  • Ireland On-line: Wheelchair-bound Japanese man looks to robot suit (англ.)
  • Building the Real Iron Man (англ.)
  • Pentagon to Develop Super-Suits (англ.)
  • inventors.about.com - Exoskeleton (англ.)
  • LIFESUIT Robotic Exoskeleton (англ.)

Фильмография

  • «С точки зрения науки . Сделайте меня суперменом» (англ. Naked Science. Make me Superhuman ) - научно-популярный фильм, снятый National Geographicв 2010 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .


Экзоскелеты могут не только увеличить силу человека или защитить его не хуже мощной брони. Благодаря этим металлическим конструкциям простой человек может пробежать марафон не запыхавшись или нырнуть на глубину в 300 метров.
Экзоскелеты даже возвращают парализованным людям возможность ходить. Что же такое экзоскелет?

Это металлический каркас высотой до 2-2,5 метра с источником питания и программным обеспечением. Люди до сих пор не летают, как Железный Человек, лишь из-за проблем с источником питания – разработчики пока не нашли достаточно легкий и мощный вариант. В будущем светила науки надеются на беспроводную передачу энергии, но до реализации этой идеи пока дело не дошло.

Пусть пока мы не можем использовать экзоскелеты постоянно, но почувствовать себя Тони Старком на пару часов вполне реально. Мы расскажем вам о десяти моделях экзоскелетов, которые помогают людям самых разных профессий, а также тем, кто страдает самыми разными заболеваниями.

Activelink Power Loader

Помните роботизированного погрузчика из культового фильма "Чужие"? Этот экзоскелет назван в его честь. Разработала его Activelink – дочерняя фирма японской Panasonic. Производитель обещает, что с помощью Power Loader даже ребенок сможет поднять груз массой 30 кг одной рукой.

С помощью сенсоров экзоскелет "чувствует", когда пользователь прикладывает силу, и 18 электромагнитных моторов мгновенно берут всю работу на себя. Весит устройство 230 килограммов, но вы этого даже не почувствуете: благодаря обхвату вокруг ног алюминиевая конструкция поддерживает сама себя и не давит на пользователя.

Это целая линейка военных экзоскелетов – сейчас в разработке находится уже третье поколение. Весит конструкция всего лишь 80 кг, при этом позволяет владельцу поднимать грузы массой до 90 кг не поморщившись.

К сожалению, XOS 2 привязан к внешнему источнику питания, так что использовать в бою его нет смысла: повредится кабель питания, и экзоскелет превратится в груду металлолома. Создатели стараются решить проблему питания как можно скорее, и, возможно, уже XOS 3 перейдет на встроенные аккумуляторы.

А вот еще один американский военный экзоскелет. В отличие от предыдущей модели, начисто лишенной брони, TALOS призван стать щитом для солдата. Конечно, о полной неуязвимости говорить пока рано, но защитить от осколков и пуль броня экзоскелета способна, а возможность передвигаться по полю боя с 45 килограммами снаряжения – приятное дополнение.

Система позаботится о владельце: множество датчиков отслеживают физическое состояние солдата. Если он получил ранение, надувные манжеты автоматически остановят кровотечение. Полные характеристики TALOS засекречены – к тому же на данном этапе готовы лишь прототипы. Финальная модель поступит на вооружение армии Соединенных Штатов к 2018 году.

Нет, эта модель не превратит человека в зеленого монстра, но 140 килограммов перенести позволит. При этом система автоматически распределит массу, даже если вы будете держать груз за спиной.

HULC, он же Human Universal Load Carrier, работает на литий-полимерных батареях. Полного заряда, по заявлению производителей, Lockheed Martin и Berkeley Bionics, хватит на 72 часа эксплуатации. Вполне возможно, что именно этот вид экзоскелетов первым поступит на вооружение США.

Jetpack

Пробежать милю (1,6 км) за 4 минуты с 45-килограммовой амуницией? Новинка, профинансированная агентством передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA), – Jetpack – делает это реальным. Конечно, речь идет о подготовленных солдатах: простой человек подобной скорости не достигнет, но и разработка направлена на военные нужды.

Примечательно, что экзоскелет распознает повреждения, которые может получить владелец. Если солдат травмировал колено, система автоматически усилит поддержку в этом месте так, что человек этого даже не заметит. Разумеется, перелом компенсировать не удастся, но и в таком случае Jetpack окажется настоящим спасителем: пусть не добежать, но дойти до медицинского пункта с его помощью вполне реально.

Soft Exosuit

Экзоскелеты – это не всегда гора металла. По крайней мере, так считают сотрудники Института Вайса Гарвардского университета (США), создавшие прототип экзоскелета, который можно будет надевать под одежду, как термобелье. Проектом уже заинтересовалось агентство DARPA и подписало контракт на 2,9 млн долларов.

Soft Exosuit будет выполнен из функциональной ткани, пронизанной датчиками. Такой экзоскелет не будет сковывать движений, но при этом сможет анализировать движения человека лучше, чем жесткая конструкция. Разработчики сосредоточены на предотвращении скелетно-мышечных травм в условиях боевых действий, но применение для Soft Exosuit найдется и в мирной жизни: он поможет спортсменам во время тренировок, а инвалидам и пожилым людям – в повседневных делах.

Как и Power Loader, этот экзоскелет разработан в Японии. Полное его название – Hybrid Assistive Limb. Впервые устройство было представлено в далеком 1997 году компанией Cyberdine Inc, и сейчас, после серии прототипов, в ходу две модели: HAL 3 (восстановление двигательной функции ног) и HAL 5 (восстановление рук, ног и торса).

С 2013 года HAL взяли на вооружение более 130 японских клиник для реабилитации больных с хроническими заболеваниями мышечной и нервной систем. В том же году HAL выдали сертификат на применение в Европе. Примечательно, что экзоскелет можно взять в аренду – в Японии ежемесячная плата за HAL 5 составляет около 17 тысяч долларов.

Mobile Suit

Еще одно изобретение японцев. Этот экзоскелет, больше похожий на скафандр, создан для ликвидации последствий аварии на атомной станции Фукусима.

В основе его лежит уже упомянутый HAL, но функции у него совершенно иные. Mobile Suit не восстанавливает двигательные способности, а увеличивает силу человека и защищает его от радиации и перегрева.

"ЭкзоАтлет"

Снова медицинская модель, но на сей раз российского производства. Она позволит парализованным людям отказаться от инвалидной коляски и ходить самостоятельно. По словам разработчиков, "ЭкзоАтлет" предназначен как для медицинской, так и для социальной реабилитации пациентов.

Уже в этом месяце начнутся первые испытания механизма на пациентах. Из 700 кандидатов с нарушением опорно-двигательного аппарата были выбраны участники клинического исследования, в которое входит 30-часовой курс тренировок на "ЭкзоАтлете". После этого будет решаться вопрос о поставке модели в медицинские учреждения.

Titan Arm

В 2013 году студенты Пенсильванского университета получили премию Джейсона Дайсона за свое изобретение – Titan Arm. Он усиливает лишь руки, а основа конструкции находится в рюкзаке, где и происходит распределение нагрузки. С помощью этого экзоскелета любой человек может поднять 18-килограммовый груз, будто он ничего не весит.

Эта модель многоцелевая: может использоваться на производстве, где требуется поднимать тяжести, людьми с нарушениями двигательной функции рук или в ходе реабилитации после травм и операций. Но главное преимущество Titan Arm, благодаря которому судьи отдали этой разработке первое место, – относительно низкие затраты на производство. Купить устройство можно будет примерно за 10 тысяч долларов. Для сравнения: средняя стоимость предыдущих девяти моделей составляет 90 тысяч долларов. На данный момент экзоскелет проходит ряд клинических испытаний, о начале продаж пока не сообщается.