«Млекопитающие 7 класс» - Ушан обыкновенный. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Тема урока: Класс Млекопитающие или Звери. Занесена в Красную книгу Белгородской области. Ночницы – древняя, морфологически примитивная группа животных. Признаки отряда однопроходных. Зрение развито плохо, но в темноте ориентируются прекрасно с помощью ультразвуков.

«Группы млекопитающих» - Какими общими чертами обладают водные млекопитающие? Подтвердите примерами. 1. Типично-наземные млекопитающие: Имеют короткое тело, слабые ноги. Класс Млекопитающие. Распределите животных на группы. Что характерно для роющих зверей? Конечности, которые превратились в плавники. Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.

«Виды млекопитающих» - Ластоногие, как и китообразные, водные (преимущественно морские и океанические) млекопитающие. Рукокрылые. Сумчатые более сложно организованные животные, чем однопроходные. Нижняя поверхность тела и лап, а также морда покрыты редкими волосами. Длина тела 30-80 см, хвоста 35-90 см, масса от 4,5 до 27 кг.

«Класс Млекопитающие или Звери» - Хищные. По способу питания. Особое место в нем отведено животным. Растительноядные. Биоэкологическая характеристика класса млекопитающих. Мелкие млекопитающие- постоянные обитатели живого уголка. Млекопитающие- теплокровные животные. По среде обитания. По внешнему виду. Летающие. Животный мир используется также в научных, культурно- просветительских и эстетических целях.

«Класс Млекопитающие» - Питаются растительным кормом. Парнокопытные и непарнокопытные. Китообразные. Общая характеристика млекопитающих. Парнокопытные. Приматы(князья). Резцы и коренные. Зайцеобразные. Касатка в воде развивает скорость до 65 км/ч. Ластоногие. Насекомоядные и рукокрылые. Гепард может развивать скорость до 120 км/ч.

«Урок Млекопитающие» - Биология. Благодаря разнообразию приспособлений млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире. Поросята кабана, например, полосатые, новорожденные оленята пятнистые. Биологические задачи: 1.Постановка цели урока. И внешнее строение. 2.Организационный момент. Ход урока: В воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах.

1. Место человека в системе органического мира.

Царство животные

Подцарство млекопитающие

Тип хордовых

Подтип позвоночных (черепных)

Класс млекопитающих

Подкласс плацентарные

Отряд приматы

Семейство гоминиды (узконосые обезьяны)

Род человек

Вид человек разумный.

2. Сходство человека и млекопитающих животных:

Единый план строения организма

Высокий обмен веществ, постоянная температура тела

Вскармливание детенышей молоком

Внутриутробное развитие зародыша

3. Отличие человека от млекопитающих:

Высокое развитие нервной системы (вторая сигнальная симтема)

Мозговой отдел преобладает над лицевым, развитие головного мозга (по массе в среднем превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3-4 раза)

Появление подбородка (развитие речи), прогрессивное развитие областей мозга, связанных с появлением членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования

Прямохождение, S-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами – амортизация при ходьбе

Стопа имеет свод и пяточная кость

Кисть хорошо развита, большой палец противопоставлен всем

Грудная клетка более плоская

Расширенная форма таза

Развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук

Редукция волосяного покрова

3. Направления эволюции человека: усложнение мозга, форм поведения, формирование признаков, связанных с прямохождением, совершенствованием руки как органа труда.

четырехкамерное сердце, диафрагма, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность.
3.Используя комнатные растения, укажите черты приспособленности их к выполнению функции воздушного питания.

Воздушное питание растений осуществляется через листья. Плоский зеленый лист представляет собой орган, оптимально приспособленный для усвоения световой энергии. Разнообразие форм листьев не уступает разнообразию жизненных форм: самих растений; прежде всего это относится к формам листовой пластинки и очертаниям края листа, которые кажутся созданными неистовой фантазией художника, одержимого манией поиска новых форм. Для нашего подхода это несущественно. Нас интересует сейчас внутреннее строение зеленого листа, который состоит, по существу, из одной основной ткани (ассимиляционной паренхимы ), в которую включены проводящие воду и вещества и опорные элементы. Эти проводящие сосуды, укрепленные механической тканью, выступают над поверхностью листа, как нервы или жилы, и в совокупности образуют характерную картину жилкования листа.

орган – лист

ткань – основная

клетки – столбчатые (меньше губчатые)

органоиды – хлоропласты

продукт – органические вещества

Вывод: наличие зеленых листьев

Систематика человека:

тип хордовые
подтип позвоночные
класс млекопитающие
отряд приматы
род Homo
вид H. sapiens - человек разумный.

Сходство человека с млекопитающими прослеживается в строении основных систем органов, внутриутробном развитии зародыша, наличии млечных желез, общих болезней. К чертам сходства относят наличие рудиментов и атавизмов.

Основные отличия связаны с прямохождением (изгибы позвоночника, сводчатая стопа), трудовой деятельностью (большой палец руки противопоставлен остальным), развитием мозгового отдела черепа. Принципиальными отличиями высшей нервной деятельности считается способность человека к абстрактному мышлению на основе второй сигнальной системы, связанной с речью, и постановка целей в процессе деятельности.

Сторонники происхождения человека в результате эволюции видят его роль в биосфере как возвышение над природой, давшее возможность глобально изменять среду своего обитания (к сожалению, все чаще в худшую сторону).

Представляется удачным представление прогрессивных философов, рассматривающих человека как единство биологической, животной личности и личности духовной, «бессмертной души». Такой подход снимает с повестки дня бесконечные споры о природе человека, объясняя его поведение общими для всех живых существ законами самосохранения и продолжения рода, которые подчиняются нравственным началам, почерпнутым из единого духовного пространства, или информационного поля, пронизывающего вселенную. При таком подходе роль человека заключается в исполнении предназначения свыше, смысл которого в любви к ближнему, разумном ограничении потребностей, духовном росте.

2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие - самый многочисленный тип животных, насчитывает более 1,5 млн видов. Включает классы ракообразных, паукообразных и насекомых. Роль в природе многообразна:

Класс насекомых включает отряды жуков, двукрылых, перепончатокрылых, прямокрылых и др. Их многочисленность объясняется наличием легкого и прочного хитинового покрова, членистых ног, различной специализацией по объектам питания с соответствующим устройством ротового аппарата (грызущий, сосущий, лижущий, колющий), способностью к полету у многих отрядов, развитыми органами чувств, наличием сложных программ поведения (инстинктов), особенно у общественных насекомых: муравьев, пчел, ос, шмелей, термитов. Многие перепончатокрылые - санитары лесов, уничтожают вредителей, ценные опылители цветковых растений. Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, перга (пыльца), - используются как продукты питания, в медицине, химической промышленности.

3. Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

В состав зрительного анализатора входит рецепторный орган - глаз, проводящие пути - зрительный нерв, центры в затылочной зоне коры головного мозга. С помощью зрения человек получает более 90% информации об окружающем мире.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, слезные железы). Глазное яблоко имеет три оболочки:

  1. наружная - белочная , с прозрачной роговицей спереди,
  2. сосудистая , с отверстием, область вокруг зрачка окрашена - радужка ,
  3. сетчатка , содержащая палочки и колбочки .

За радужкой находится хрусталик , способный изменять кривизну, обеспечивая фокусировку лучей света на сетчатке. Внутренняя часть глазного яблока заполнена стекловидным телом .

Нарушения зрения, профилактика глазных болезней

К распространенным нарушениям зрения относятся близорукость, когда фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, и дальнозоркость, когда фокусировка за сетчаткой. Близорукость может быть врожденной или развиться при чтении в темноте, с близкого расстояния. Для предупреждения близорукости нужно хорошее освещение при чтении, чтобы свет при письме падал слева, следить за правильной осанкой, не читать лежа или в движущемся транспорте.

Во время работы на компьютере сосредоточенность внимания на экране приводит к задержке мигания, сухости роговицы. Напряжение глаз может при этом продолжаться несколько часов. Чтобы избежать отрицательных последствий, монитор компьютера необходимо располагать на столе (без дополнительного возвышения), т. к. при таком положении глаза чаще происходит мигание, смачивая поверхность глазного яблока. Расстояние до монитора должно составлять не менее 70 см. Регулярно проводить расслабляющие упражнения, наводя резкость по очереди на близко и далеко расположенные предметы, делать паузу в работе.

Важное значение имеет полноценное питание, обеспечивающее организм витамином A (сливочное масло, яйца, рыбий жир, морковь, томаты). При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом освещении.

При попадании в глаза соринок, нельзя тереть глаз. Попробуйте слегка оттянуть пальцами веко, чтобы слеза смыла посторонний предмет.

При заточке инструментов в мастерской, работе на металлорежущих и деревообрабатывающих станках и т. п. обязательно пользоваться защитными очками. При сварке - сварочной маской. Нельзя смотреть на электрическую дугу без маски даже со стороны.

Сходство и отличие между человеком и млекопитающими животными

Черты сходства

Черты отличия

1. Развитие зародыша внутри материнского организма в мышечном органе - матке и выкармливание детенышей молоком

1. Увеличение объёма мозга и развитие мыслительной деятельности:- Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым- Нижняя челюсть с выступающим подбородком, что связано с развитием мускулатуры языка

2. Интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела

2. Человеку свойственна речь как средство общения

3. Деление зубов на резцы, клыки и коренные

3. Развитие кисти руки в связи с трудовой деятельностью

4. Наличие ушной раковины

4. Прямохождение:

Человек находится в вертикальном, а животные в горизонтальном положении, поэтому позвоночник у человека изогнут S-образно, а у животных дугообразно.

Изменения в расположении внутренних органов

Мимические мышцы лица и мышцы конечностей лучше развиты у человека, мышцы шеи - у животных.

У человека больше развит головной мозг.

5. Наличие рудиментов (копчиковая кость, складка в уголке глаза, тонкие волосы на теле и т.д.) и желез

6. Общность плана строения и одинаковые системы органов (скелет, нервная система, кровообращение, дыхание, пищеварение и т.д.)

7. Наличие грудной и брюшной полостей.

8. Наличие одинаковых органов в полостях.

1. Особенности скелета, свойственные только человеку
А) наличие ключиц
Б) наличие подбородочного выступа
В) облегчение массы костей верхних конечностей
Г) наличие пятипалых конечностей
Д) S-образная форма позвоночного столба
Е) сводчатая стопа

Ответ

2. В связи с прямохождением у человека
А) освобождаются верхние конечности
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец руки противостоит остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого
Е) уменьшается волосяной покров

Ответ


3. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
A) прямой позвоночник без изгибов
Б) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
B) грудную клетку, сжатую с боков
Г) позвоночник S-образной формы
Д) сводчатую стопу
Е) массивный лицевой отдел черепа

Ответ

4. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
А) позвоночник имеет пять отделов
Б) стопа имеет свод
B) мозговой отдел черепа больше лицевого
Г) имеются парные суставные конечности
Д) в шейном отделе семь позвонков
Е) форма позвоночника S-образная

Ответ

5. У человека в отличие от млекопитающих животных
A) тело расположено вертикально
Б) позвоночник не имеет изгибов
B) позвоночник образует четыре плавных изгиба
Г) грудная клетка расширена в стороны
Д) грудная клетка сжата с боков
Е) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ

6. Человек, в отличие от животных
A) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
Б) имеет S-образный позвоночник
B) образует различные популяции
Г) имеет первую сигнальную систему
Д) обладает второй сигнальной системой
Е) создает и использует орудия труда

Ответ

7. Какие признаки млекопитающих НЕ характерны для человека?
A) наличие диафрагмы
Б) наличие подшерстка
B) наличие семи шейных позвонков
Г) хвостовой отдел тела
Д) подвижная ушная раковина
Е) альвеолярное легкое

Ответ

8. Человек в отличие от животных
A) имеет кору больших полушарий
Б) образует различные природные популяции
B) обладает второй сигнальной системой
Г) может создавать искусственную среду обитания
Д) имеет первую сигнальную систему
Е) может создавать и использовать орудия труда

Ответ

Ответ