Две сильные державы в мире обладают самыми мощными военно-воздушными флотами. Это Россия и Соединенные Штаты Америки. Обе страны постоянно их совершенствуют. Новые военные выпускаются если не ежегодно, то каждые два-три года. Огромные средства выделяются на развитие в этой области.

Если говорить о стратегической авиации России, то не ждите, что вы где-то сможете найти точные, статистические данные о количестве имеющихся на вооружении штурмовиков, истребителей и т.д. Такую информацию относят к особо секретной. Поэтому приводимые в этой статье сведения могут быть субъективны.

Общий обзор воздушного флота России

Он включен в состав Воздушно-космических сил нашей страны. Одной из важной составляющих ВВФ является авиация. Ее подразделяют на дальнюю, транспортную, оперативно-тактическую и армейскую. Сюда относят штурмовики, бомбардировщики, истребители, транспортные самолеты.

Сколько военных самолетов у России? Примерная цифра — 1614 единиц военно-воздушной техники. Это и 80 стратегических бомбардировщиков, и 150 дальних бомбардировщиков, 241 штурмовик и т.д.

Для сравнения можно привести, сколько в России пассажирских самолетов. Всего 753. Из них 547 — магистральных и 206 — региональных. С 2014 года спрос на пассажирские перелеты стал падать, поэтому количество эксплуатируемых машин также сократилось. 72% из них — это иностранные модели ( и ).

Новые самолеты в составе ВВС России — это усовершенствованные образцы военной техники. Среди них можно выделить Су-57 . Это истребитель 5-ого поколения с широким кругом функций. До августа 2017 года он разрабатывался под другим наименованием — Ту-50 . Его начали создавать, как замену Су-27.

Первый раз он взмыл в небо еще в 2010 году. Три года спустя его запустили в мелкосерийное производство для испытаний. К 2018 году начнутся многосерийные поставки.

Другая многообещающая модель — МиГ-35 . Это легкий истребитель, чьи характеристики почти сопоставимы с самолетами пятого поколения . Его разработали для нанесения точных ударов по целям на земле и на воде. Зимой 2017 года начались первые испытания. К 2020 году планируются первые поставки.

А-100 “Премьер” — еще одна новинка у ВВС России. Самолет дальнего радионавигационного обнаружения. Он должен прийти на смену устаревшим моделям — А50 и А50У.

Из тренировочных машин можно привести Як-152. Его разрабатывали для отбора пилотов на первой стадии обучения.

Среди военно-транспортных моделей выделяют Ил-112 и Ил-214 . Первый из них — это легкий самолет, которые должен прийти на смену Ан-26. Второй разрабатывался совместно с , но теперь его продолжают проектировать, как замену Ан-12 .

Из вертолетов такие новые модели находятся в стадии разработки — Ка-60 и Ми-38 . Ка-60 — это транспортный вертолет. Его проектируют для доставки боеприпасов и оружия в зоны военных конфликтов. Ми-38 — многофункциональный вертолет. Его финансирование производится напрямую государством.

Есть и новинка среди пассажирских моделей. Это Ил-114 . Турбовинтовой самолет с двумя двигателями. Он вмещает 64 пассажира , а летает на расстояние — до 1500 км . Его разрабатывает на замену Ан-24 .

Если говорить о малой авиации России, то здесь ситуация крайне плачевная. Насчитывается всего 2-4 тысячи самолетов и вертолетов. А уж количество пилотов-любителей сокращается с каждым годом. Это связано с тем, что за любое летательное средство платить надо сразу два налога — транспортный и имущественный.

Воздушные флоты России и США — сравнительный анализ

Общее количество самолетов у США — это 13 513 машин. Исследователи отмечают, что из них — только 2000 — истребители и бомбардировщики. Остальные — 11 000 — это транспортные машины и те, что используются НАТО, ВМФ США и Нацгвардии.

Транспортные самолеты чрезвычайно важны, так как поддерживают авиабазы в боевой готовности и обеспечивают отличную логистику войскам Америки. В этом сравнении ВВС США и ВВС России явно выигрывают первые.

Военно-воздушный флот США располагает большим количеством техники.

По темпам же обновления военно-воздушной техники Россия вырывается вперед. К 2020 году планируется выпустить еще 600 единиц. Реальный разрыв по мощности между двумя державами составит 10-15 % . Уже отмечается, что русские С-27 опережают американские F-25.

Если говорить о сравнении вооружённых сил России и США, то козырем первой является наличие особо мощных систем ПВО. Они надежно защищают воздушные широты России. Современные российские комплексы ПВО С-400 не имеют аналогов нигде в мире.

ПВО России — это что-то вроде “зонтика”, защищающего небо нашей страны до 2020 года. К этому рубежу планируется полное обновление практически всей военной техники, включая и воздушную.

2,900 Просмотров

Россия как никто знает, что такое война… Наши предки провели в ее оборонительных сражениях, битвах и походах большую часть великой российской истории. С тех пор — непроницаемость обороны продолжает оставаться неукоснительным требованием и главным вызовом к чести армии, флота и военно — космических сил страны.

Мир стремительно меняется, конкуренция растет, а армия государства продолжает свое неуклонное развитие. В таких реалиях, актуальность отечественной истории автоматически выходит на первый план, ведь в ее рамках, циклы ускоренного роста России, всегда оканчивались предательским и боязливым ударом от самых «дружественных» и самых «надежных» западных «союзников».

Понимая цикличность прошлого и двуличность «цивилизованных» государств, руководство России осознанно придает первостепенное значение защите собственных рубежей, превентивным операциям вне государственных границ и созданию правильного образа для Вежливой российской армии.

ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ

[МИГ-35]


Летные испытания многофункционального истребителя МиГ — 35 начались неделю назад. В тот же день его пролет продемонстрировали Владимиру Путину, который отозвался о машине, как о «интересной, и во многом уникальной технике».

С обоснованностью такого мнения спорить сложно. При длине в 17 метров и взлетном весе более 23 тонн «тридцать пятый» развивает скорость более 2,5 тысяч километров в час, способен пролетать без дозаправок около 3 тысяч километров, а на восьми узлах подвески поднимать до 7 тонн различного вооружения.


МИГ 35 — истребитель поколения 4++, но от полнокровного пятого его во многом отделяет лишь прозападная методика подсчета. Фактически же, большинство инновационных механизмов судна полностью идентичны технологической линейке ПАК ФА. Так, на МИГ 35 установлен новый боевой авиационный комплекс с информационно – прицельными системами пятого поколения, а архитектура крыльев позволяет принимать к немедленной установке все типы существующих и только разрабатываемых прототипов ракет. О запредельной маневренности (присущей всем боевым самолета России) говорить и вовсе не приходится.

Отдельно стоит отметить неприхотливость отечественного «ударника».

В отличие от западных образцов, отказывающихся показывать заложенные технические характеристики в любых мало – мальски сложных эксплуатационных условиях, МИГ безотказен и в предельных ситуациях. В частности, он изначально был спроектирован для штатной посадки не только на грунтовые аэродромы, но и на среднестатистические асфальтовые шоссе.


[Су-30СМ]


Су-30СМ — российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, и его центральной боевой задачей является безраздельное завоевание господства в воздухе.

На сегодняшний день Су-30СМ считается самым маневренным серийным истребителем в мире, имеет превосходную авионику не уступающую западным аналогам, и по праву занимает вершину развития знаменитой линейки самолетов Су-27.


Свой первый полет Су-30СМ совершил 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение страны. Изначально Минобороны РФ подписало контракт на поставку 60 истребителей данного класса, но по состоянию на начало семнадцатого года в строевые части уже поступило свыше 71 единицы этих новейших машин.

[СУ-35]


Су-35 – самый грозный истребитель ВКС России. Данный самолет способен демонстрировать огромную скорость, подниматься на огромную высоту, совершать высший пилотаж, и нести при этом запредельную полезную нагрузку.

Все его технические характеристики, вооружение и передовое радиоэлектронное оборудование, делают тридцать-пятый чрезвычайно опасным противником для любого внешнего врага.


25 декабря 2012-го Минобороны России получило первые шесть истребителей Су-35, в 2013 еще двенадцать, к началу 2016 года на вооружении российской армии стояло уже порядка сорока машин, сейчас же полным ходом реализуется выпуск дополнительных пятидесяти самолетов этого класса.

УЧЕБНО — БОЕВАЯ АВИАЦИЯ

[МИГ-29КУБ]

МиГ-29КУБ — это учебно — боевой вариант знаменитого истребителя МиГ-29К. Но даже будучи «учебным» совершенствование навыков пилотирования все же не является его единственной задачей. Поскольку и в реальном бою, МиГ-29КУБ способен на решение всех боевых аспектов, тождественных чистому боевому истребителю МиГ-29К.


«КУБ» — новая машина. При создании его планера, силовой установки и бортового оборудования использовались самые современные технологии, доля композиционных материалов превысила значение в пятнадцать процентов.

Но все — же уникальность данного самолета кроется в другом. А именно в том, что в случае необходимости МиГ-29 КУБ способен двигаться на совершенно запредельных углах атаки, резко уходить от преследователя и неожиданно поражать вражеские ракеты. Подобные параметры объясняются тем, что в случае крайней угрозы, летчик данного самолета может прибегнуть к «спящему» потенциалу машины. Потянув рычаги управления за пределы установленных бортовых ограничителей, пилот переводит МиГ-29 в такие режимы полета, которые официально признаются невозможными для всех мировых аналогов соответствующего класса.


[ЯК-130]


Использование боевых машин для обучения пилотов стоит дорого, поэтому ведущие авиационные державы давно создают специальные тренировочные машины для этих целей. Вместе с тем, учебно-тренировочный самолет Як-130 – это не простой тренажер, но и самолет прекрасно чувствующий себя на поле боя.

Данный аппарат относится к классу 4+, и потому с успехом позволяет готовить боевых летчиков не только четвертого, но и пятого поколений. Еще более примечательной чертой «сто тридцатого» является его способность имитировать не только отечественные машины, такие как МиГ-29, Су-30 и Су-35, но и западные F-16, F-22, «Мираж» и даже «Хариер».


В целом же, характеристики этой многозадачной техники позволяют использовать ее не только в качестве легкого штурмовика и тренажера, но и в виде самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика и даже борта радиоэлектронной борьбы.

Плюс ко всему, в ближайшее время, на базе данного аппарата планируется выпуск полно-размерного ударного беспилотника для нужд российских вооруженных сил.

ФРОНТОВАЯ АВИАЦИЯ

[СУ-34]


СУ-34 — новейший фронтовой бомбардировщик отечественной армии. В 2014 году он был окончательно принят на вооружение и по ходу проводимого выпуска планирует стать основной ударной силой авиации страны. Всего российские ВКС закупят 124 подобных самолета.


Вместе с тем, наращивает темпы и дооснащение Су-34 новейшими станциями радио-электронной борьбы «Тарантул», которые значительно расширяет возможности машины по подавлению, наведению и прицеливанию систем потенциального врага.

Ранее в качестве комплекса РЭБ — защиты и нападения использовался знаменитый «подвес» «Хибины» (в недавнем времени «выключивший» всю бортовую электронику боевого крейсера США «Дональд Кук»), к настоящему же моменту армия продолжает получать установки еще более передового класса.



[ПАК ФА]

20 июня 2016 года в небо Комсомольска-на-Амуре поднялся восьмой самолет опытной серии Т-50. В отличие от предыдущих, восьмой борт был полностью укомплектован оборудованием и системами, прописанными в техзадании итогового ПАК ФА. Именно с его взлетом, Т-50 окончательно обрел облик серийного и боевого судна.


Поставка первых самолетов в ВКС России начнется уже в этом году. Пока же военные контрактуют ограниченную серию из 12 единиц, планируя сформировать точный объем заказа в процессе активной эксплуатации.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ

[ПАК ТА]

Работы по созданию нового тяжелого военно-транспортного самолета, который должен прийти на смену проверенным, но уже довольно устаревшим машинам Ил-76, Ан-22 и Ан-124 «Руслан» продолжаются полным ходом.

Проект получил условное наименование ПАК ТА, что расшифровывается как «Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации» , и в настоящее время проходит стадию непосредственного проектирования.

Толчок к его развитию дали, как ни странно — «незалежные» украинцы. Дело в том, что в Советском Союзе основным конструкторским бюро, занимавшимся разработкой транспортных машин, являлось киевское ОКБ имени Антонова. После распада СССР для данного авиастроительного предприятия начались большие проблемы, но он тем не менее продолжал работать за счет российских заказов. Теперь же, с инициацией последних украинских безумств, необходимость в создании полностью российского транспортника стала наконец задачей без альтернативы.

На данный момент существует несколько возможных вариантов его конечной реализации. Первый был озвучен Военно-промышленной комиссией при президенте России в 2014 году, и стал шоком для многих специалистов.

В случае реализации данной версии ПАК ТА будет иметь сверхзвуковую скорость (около 2000 км/ч) , дальность полета не менее 7 тыс. километров и грузоподъемность до 200 тонн (при том что самый большой серийный транспортный самолет в мире «Руслан» способен перевозить не более 120 тонн на дозвуковой скорости).

По планам, до 2024 года вооруженные силы России должны получить не менее 80 подобных монстров. И если столь масштабный проект действительно будет воплощен в реальность, воздушный флот подобных судов сможет в кратчайшие сроки доставить в любую точку земного шара бронированный кулак из 400 сверхсовременных танков Армата, вместе с другой бронетехникой, созданной на ее основе.


Тем не менее, куда более реалистичным выглядит заявления КБ «Ильюшина» сделанное в 2015 году. В его рамках новым ПАК ДА называется Ил-106, или «Ермак» представляющий из себя доработанный советский проект грузоподъемность до 100 тонн и дальностью в 5000 километров. В случае успеха, на Ермаке будет установлен самый мощный российский гражданский авиационный двигатель НК-93, а стоимость его эксплуатации станет одной из самых мало затратных в мире.


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ

[СКАТ]


Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» — это перспективная боевая машина. В настоящий момент работы над ней ведутся в АКБ «Сухой» и РСК «МиГ».

«Скат» имеет форму безхвостого фюзеляжа и изготовлен с использованием технологии малой заметности. Взлетная масса машины составляет порядка 10 тонн. Боевая нагрузка – две тысячи килограмм.

В целом же, ключевые задачи в области беспилотной российской техники заложены в разрабатываемые перспективные комплексы дальней, фронтовой и легкой авиации, помимо них, создание тяжелого ударного БЛА ведется и на основе ЯК-130.

К сожалению, до их внедрения сократить имеющееся отставание от конкурентов в этой области нам не удастся, поэтому в данный момент мы пользуемся лицензионными аппаратами иностранного производства. К счастью, в этом деле нам активно помогают американские «друзья» и европейские «союзники».

Ирония в том, что в условиях введенных против России технологических санкций, сырьем и образцами для технологического заимствования стали те иностранные беспилотники, которые российские ВКС густо, и в личном порядке, насобирали в сирийском небе.

Несколько дней назад, российское Минобороны открыто опубликовало каталог всех трофейных БЛА, попавших в распоряжение российского контингента в ходе сирийской военной кампании. В нем, с чисто военным юмором, дотошно перечислены несколько десятков коммерческих, военных и даже самодельных БЛА из большинства «развитых» стран коллективного Запада. Приписка в конце пресс релиза гласит:

«Все перешедшие в распоряжение военного ведомства Российской Федерации изделия изучаются, тестируются, и проходят летные испытания в специальном коломенском межвидовом центре беспилотной авиации. Существенная часть полученных трофеев были подобраны в исправном состоянии, полной комплектации, с пультами управления и в ряде случаев, даже в фирменной упаковке».

В данном пресс-релизе не хватает лишь небольшой, но добродушной приписки от российских конструкторов:

«Всем спасибо за ваши подарки»…

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

[ПАК ДА]


Россия и США — единственные государства планеты, обладающие особым родом военно-воздушных сил — стратегической авиацией. Со времен начала ядерной эры, именно «стратеги» были и остаются главной «крылатой» элитой обеих стран.

В 2009 году стратегическая авиация нашей страны получила новую жизнь. Между Министерством обороны и КБ имени Туполева был заключен переломный трехлетний контракт на проведение НИОКР новейшего российского авиационного комплекса — ПАК ДА. В 2012 году аванпроект был успешно закончен, утвержден, подписан и передан на непосредственные опытно-конструкторские изыскания проходящие прямо сейчас.

ПАК ДА – исключительно инновационный аппарат. Он не является модернизацией, какой – либо авиационной модели и по ряду параметром выходит далеко за рамки отечественной концепции боевых ракетоносцев.

Но прежде чем перейти к непосредственным характеристикам данной машины, остановимся на военном потенциале самолетов уже несущих боевое дежурство в мировом небе. С одной стороны, поставим стратегическую авиацию США (считающуюся в прессе Запада безальтернативно лучшей), а с другой — российский флот аналогичных кораблей.

1. «В-52» — «ТУ-95»

«B-52» – такая же основа для американской стратегической авиации, как «ТУ-95» и «ТУ-160» для российской. Однако «американец», в отличие от «русских» сегодня находится в чрезвычайно преклонном состоянии.

Боевые самолеты США класса «B-52» были разработаны в далекие 50-е годы, и в большинстве своем продолжают эксплуатироваться в исходном состоянии. Российские «ТУ-95», с другой стороны, относятся к модификации «М» и в отличие от «янки» были выпущены в 80-е годы прошлого века.

Таким образом, существенная часть отечественных «стратегов» состоящая из бортов Ту-95 значительно моложе американских «ядерных» бомбардировщиков. Плюс, с 2008 года в России проводится масштабная программа модернизации 35 «ТУ-шек» до крайней модификации «Ту-95МСМ», что в частности позволит им принимать на борт новейшие крылатые ракеты Х-101 и Х-102 с не имеющими аналогов техническими характеристиками.

Но и без модернизации, в полностью базовом исполнении русский «Медведь» вполне способен нести ядерные и не ядерные крылатые ракеты Х-55СМ чья дальностью составляет 3,5 тыс. км. В тоже время дальность пуска ракет AGM-86B ALCM нынешнего американского B-52 не превышает максимальную дистанцию в 2700 км. Говорить о ракетах Х-101/102 установленных на уже модернизированных образцах и вовсе не приходится. Данный тип боеприпаса с легкостью преодолевать расстояние в 5,5 тыс. км включительно.

По факту, от прототипа пятидесятилетней давности в российском «стратеге» остались лишь назначение, название и огромные винты ОКБ Жданова, обладающие рекордным (82 процентами) КПД на всех режимах работы. Американский же B-52 в своем большинстве так и остается 50-ти летними ветераном, чей срок службы было решено бесперспективно продлить до полной выработки ресурса планера. А это случится ровно в 2040 году, когда самому молодому из стратегов Америки исполнится 83 года.

На сегодняшний день авиационная ядерная триада Россия представлена 62 единицами машин Ту-95 преимущественно новых модификаций, в то время как число американских машин B-52 несущих боевое дежурство составляет порядка 66 самолетов, с целым списком своих ключевых недостатков.

По классификации НАТО, ТУ-95 – носит кодовое наименование «Медведь». И по факту – оно и вправду идеально характеризует характер и возможности этой великолепной машины. Доказательством тому является хрестоматийный эпизод из богатейшей истории этой многозадачной техники.

30 октября 1961 года Ту-95 сбросил на полигон «Новая Земля» уникальный боеприпас, который в буквальном смысле сотряс весь мир. Это была самая мощная в истории человечества термоядерная бомба «Кузькина мать»… Или другими словами — изделие АН602, с боевой частью эквивалентной 50 миллионам тонн тротила.

Сброшенная бомба, детонировала штатно, но произошло это в тот момент, когда носитель ТУ-95 успел отлететь лишь на безопасные (как тогда казалось) 45 километров от эпицентра взрыва. Разумеется – безопасным это расстояние не было. От электромагнитного импульса у бомбардировщика разом отключились все приборы и одномоментно заблокировались все двигатели. Моторы Ту-95 запускал уже в падении: первый на семи тысячах метров, второй на пяти… Но «Медведь» даже в такой ситуации с достоинством показал, что не зря носит столь гордое имя.

В заданное время, он штатно совершил посадку на запланированном аэродроме, и сделал это всего на трех рабочих двигателях из четырех, последний, (как выяснилось на земле), обгорел до неузнаваемости и окончательно вышел из строя. Также, (лишь после посадки) стало ясно, что у самолета практически полностью обуглился фюзеляж, внешняя поверхность крыльев и даже внутренняя электропроводка была под толстым слоем гари. Большинство алюминиевых деталей самолета оплавились, часть элементов была чудовищно деформирована…

Спустя девять лет, в совершенно другой ситуации самолет того же класса доставил из Москвы в Новосибирск полноразмерный планер пассажирского Ту-144. Поскольку в тот момент это было «экстренной необходимостью», его просто – напросто прицепили к усиленному пилону бомбодержателя.

В итоге, через заданное время 65 – ти метровый Ту-144 был по воздуху доставлен к конечному месту своего назначения.

Эксплуатация модернизированных Ту-95 продлится как минимум до 2025 года, когда на смену им придет новейший ракетоносец последнего поколения ПАК ДА.

2. «B1-B» — «ТУ-160»

Американский «В-1В» обосновано считается техническим аналогом российского стратегического ракетоносца Ту-160, но есть одно различие. «B1-B» — не способен нести стратегические крылатые ракеты с ядерным снаряжением . А если точнее, то в арсенале американской армии на данный момент попросту отсутствуют подходящие для него типы ядерного боеприпаса. Причина этой «странности» в том, что из состава стратегических сил США данный воздушный корабль был выведен еще в середине 90-х. Тогда же началось и его переоборудование на обычные не ядерные боевые припасы.

Сегодня сложно переоценить досаду испытываемую Пентагоном по поводу принятого в 90-е годы решения, ведь еще каких – то двадцать лет назад оно казалось ему абсолютно правильным. А сегодня, логика состоящая в том, что «Красная Россия» была повержена, целей для нанесения атомных ударов более не существовало, а по общему и коллективному убеждению американского истеблишмента – наша страна покинула список Великих держав навсегда, не выдерживает никакой критики.

С учетом обстоятельств и американского «почевания на лаврах» к сегодняшнему дню США оказались в очень не простой ситуации, когда американский бомбардировщик все еще остается стратегическим, но при этом не имеет никакой возможности исполнять свои целевые функции, а российский с другой стороны, напротив стал лишь еще более грозным. Более того даже в случае «экстренного» снаряжения «американца» свободнопадающими бомбами с ядерной БЧ (установленными на внешние пилоны), свойства его малозаметности будут испорчены настолько, что самолет потеряет и другое свое преимущество – малозаметность. Учитывая, что вскрыть эшелонированную ПВО противника уровня «C – 300/400/500» в таком состоянии будет вряд ли возможно, перспективы подобного нападения выглядят крайне не обоснованными.

Долететь до границ России «B1-B» в состоянии, но это и все, на что он в данном случае способен.

3. «B-2 Spirit»

B-2 Spirit – крайне неоднозначный самолет. Метафорически – он представляет, из себя, симбиоз из знаменитой корпоративной коррупции США и не менее знаменитой голливудской фантазии американских военных ведомств. Являясь самым дорогим самолетом в мире (стоимость одной машины превышает фантастические 2 млрд долларов) , он же является и самым не рациональным самолетов в истории мирового авиастроения.

Первый бомбардировщик данной серии был изготовлен в конце 80-х годов, всего же их было создано порядка 21-го экземпляра. Примечательно также, что просуществовала программа менее десяти лет — с началом 90-х выпуск B-2 Spirit был полностью свернут. С одной стороны причина этому была в том, что столь высокая цена оказалась неподъемной даже для бюджета Соединенных Штатов Америки, а с другой, на российских системах противовоздушной обороны класса С-300 (по необъяснимым для американских конструкторов причинам) данный «стелс — самолет» с наиболее низким ЭПР в мире светился как елочная гирлянда уже в пределах 100 киллометрового радиуса. С-400 видит американского «невидимку» еще дальше — на расстоянии порядка 180 километров. В итоге, на данный момент на вооружении США стоят 16 подобных самолетов, но по вышеописанным причинам, они там просто «стоят».

4. «ПАК ДА» – «LRS-B»

Сегодняшний день диктует свои правила как для российской авиации, так и для американской. И нам, равно как и США необходим свой стратегический самолет новейшего поколения. Российским самолетом данного класса станет конструируемый ныне ПАК ДА, американским — бомбардировщик «LRS-B» от Northrop Grumman.

Предположительно, взлетная масса отечественного «стратега» превысит 100 тонн, боевая нагрузка не уступит Ту-160, а это означает, что он сможет брать на борт более тридцати тонн ракетного и бомбового вооружения. Дальность полета сохранится на уровне 12 тыс. км. Еще более детальная информации по проекту ПАК ДА в настоящее время нет, но если верить заявлениям российских военных чиновников, ПАК ДА будет вооружен не только существующими видами авиационного вооружения, но и специализированными гиперзвуковыми ударными ракетами с ядерными и не ядерными вариантами БЧ.

Что же касается американских перспектив, то для нас хорошей новостью в этом плане является то, что тендер американского Минобороны в 2015 году выиграла та же компания, что с треском провалила проект «Spirit B-2» (Northrop Grumman). Будем надеяться, что данная корпорация и далее продолжит соблюдать традиции американского авиастроения последних лет, и порадует нас таким же красивым, технологичным, но совершенно бесполезным самолетом, как и ранее. К сожалению, шансы на это не столь велики, поскольку в подобный сценарий вполне может вмешаться новый американский президент Дональд Трамп, имеющий к частным военным подрядчикам очень длинный список финансовых вопросов.

С другой стороны, дело даже не в компании — производителе, а самой концепции американского боевого авиации.

В отличии от российской, делающей упор на увеличение скорости и маневренности боевых аппаратов, американская методика – подразумевает снижение радиолокационной заметности. Примером первого пути стал «гроза неба» Ту-160, воплощением второго– провальный «B-2 Spirit».

Как показало время, метод, выбранный российскими конструкторами, был значительно более верным, нежели концепция американцев. И прежде всего потому, что передовые российские ПВО как сводили, так и продолжают сводить на нет все преимущества американской доктрины малозаметности.

Что касается причин «промаха» американских разработчиков, то она проста – в конце прошлого века, пилоты США испытали настоящий шок, побывав в «ракетных джунглях» далекого Вьетнама. Тогда, созданные советскими системами ПВО эшелонированные районы сплошной противовоздушной обороны, привели не только к масштабнейшим цифрам американских потерь, но и к началу многолетней программы «стелсирования» всего чего только возможно.

В целом же, сегодняшняя российская стратегическая авиация на голову превосходит американскую. В первую очередь за счет крылатых ракет, которыми вооружены российские бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, во – вторую, благодаря модернизированным характеристикам самих этих самолетов.

ОБОБЩЕНИЕ

Российская военная промышленность за последние годы совершила невероятный рывок, и новинки отечественных разработок вполне заслуженно вызывают широкий общественный резонанс и обсуждение.

Только за 2016 год вооруженные Силы России получили 59 боевых самолетов нового производства: 12 МиГ-29СМТ, два Су-30М2, 17 Су-30СМ, 16 Су-34, 12 Су-35С и десять учебно-боевых самолетов Як-130. Помимо этого, глубокую модернизацию прошли стратегические ракетоносцы Ту-95МС и флагманы стратегической авиации Ту-160.

«Нам многое нужно сделать по линии укрепления ядерной триады», — сказал на итоговом заседании военной комиссии президент России в декабре 2016 года. «В совершенствовании системы СПРН (системы предупреждения о ракетном нападении), в Воздушно-космических войсках, еще больше на море и войсках Сухопутных. Нужно совершенствовать и системы разведки, внедрять более совершенные системы связи. Но при этом в целом, более половины армии нашей страны уже составляет новейшее вооружение. А к 2021 году доля современной военной техники превысит показатель в 70%».

Стоит отметить, что Владимир Владимирович говорил об армии в целом, в отдельности же, доля современных образцов, скажем в ВКС России, уже доведена до 66%, а исправность авиационной техники - до 62%.

В соответствии с госпрограммой вооружения до 2020 года в военную авиацию планируется поставить более 900 новых и модернизированных самолетов и вертолетов, а также выполнить ремонт такого же количества действующих летательных аппаратов.

Очень примечательными в этом плане выглядят слова первого заместителя главкома ВКС РФ, генерал-лейтенанта Павла Кураченко.

«На первом этапе до 2018 года страной планируется нарастить группировки Воздушно-космических сил на стратегических направлениях и завершить перевод авиации на структуру «дивизия - полк», создать замкнутое радиолокационное поле наземной группировки СПРН и начать развертывание элементов системы противодействия космическим системам, оснащенным оружием на новых физических принципах ».

Подводя черту, можно отметить.

Россия – не втягиваясь в гонку вооружений упорно строит свою национальную оборону. А все имеющиеся и появляющиеся каждый день военные достижения, в совокупности служат мощнейшим фактором сдерживания и предупреждения потенциального агрессора.

После сирийских событий многие горячие головы окончательно поняли, что воевать с Россией не только опасно, но и попросту невозможно. Для всех остальных, существуют не потерявшие своей актуальности, великие слова германского кайзера Отто фон Бисмарка:

«Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не воюйте с Русскими».

2017-02-08

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и , нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.

В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):

  • авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Рис. 1. Структура Военно-воздушных сил

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 (рис. 2), Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций (рис. 3), Су-25, Су-27, Су-39 (рис. 4), МиГ-25Р, Су-24MP, А-50 (рис. 5), Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78; вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52 (рис. 6), Ка-62; зенитные ракетные системы С-200, С-300, С-300ПМ (рис. 7), С-400 «Триумф», радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гам- ма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».

Рис. 2. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160: размах крыльев — 35.6/55,7 м; длина — 54,1 м; высота — 13.1 м; масса максимальная взлетная — 275 т; максимальная боевая нагрузка — 45 т; крейсерская скорость — 960 км/ч; дальность действия — 7300 км; потолок — 18000 м; вооружение — ракеты, бомбы (в том числе ядерные); экипаж — 4 человека

Рис. 3. Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЗ: размах крыла — 13,46 м; длина — 22,67 м; высота — 6,15 м; масса максимальная взлетная — 50 000 кг; крейсерская скорость — 2450 км/ч; дальность — 3000 км; боевой радиус действия — 650 км; потолок — 20 000 м; вооружение — 23-мм шестиствольная пушка (260 патронов, скорострельность — 8000 выстрелов/мин); боевая нагрузка — 9000 кг (УР, бомбы); экипаж — 2 человека

Рис. 4. Штурмовик Су-39: размах крыла — 14,52 м; длина — 15,33 м; высота — 5.2 м; максимальная скорость у земли — 2450 км/ч; дальность — 1850 км; потолок — 18 000 м; вооружение — 30-мм пушка; боевая нагрузка — 4500 кг (ПТРК с ПТУР. ПКР, НУР, У Р. бомбы — обычные, наводимые, кассетные, ядерные)

Рис. 5. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: размах крыла — 50,5 м; длина — 46,59 м; высота — 14,8 м; масса нормальная взлетная — 190 000 кг; максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч; дальность — 7500 км; потолок — 12000 м; дальность обнаружения целей: воздушных — 240 км, надводных — 380 км; экипаж — 5 человек + 10 человек тактический расчет

Рис. 6. Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»: диаметр несущего винта — 14,50 м; длина с вращающимися винтами — 15,90 м; масса максимальная — 10 400 кг; потолок — 5500 м; дальность действия — 520 км; вооружение — 30-мм пушка с боезапасом в 500 патронов; боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески (ПТУР, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, НУР, УР); экипаж — 2 человека

Рис. 7. Зенитная ракетная система С-300-ПМ: поражаемые цели — самолеты, крылатые и тактические ракеты всех типов; зона поражения — дальность 5-150 км, высота 0,025-28 км; число одновременно поражаемых целей — до 6; число одновременно наводимых ракет на цель — 12; время готовности к боевой работе с марша — 5 мин