Окуни, как и большинство рыб, раздельнополы. У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов - пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью - молоками . Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием.

Нерест рыб

При созревании половых клеток у рыб проявляется инстинкт размножения. В это время они перемещаются в места, более благоприятные для развития их потомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот, уходят из рек в море - это так называемые проходные рыбы . Для икрометания они проходят большие расстояния.

Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом .

На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) во время нереста представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. К проходным рыбам, постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят также осетровых и некоторых других рыб.

Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а для размножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан. Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.

Окунь достигает половозрелости на втором году. Его нерест начинается только после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения.

Самки выметывают склеенную в виде лент икру на водные растения. Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них.

Развитие рыб

Оплодотворенная икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок - остаток запаса питательных веществ икринок. У окуня через 9-14 суток после оплодотворения личинка покидает оболочку икринки и вскоре начинает самостоятельно питаться сперва микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными, взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослого окуня - это малек . Он растет сравнительно быстро: примерно через два месяца тело его бывает длиной 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.

Рисунок: развитие речного окуня

Забота рыб о потомстве

Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300000 икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния. Количество икринок у рыб других видов может быть еще больше. Например, треска выметывает их несколько миллионов.

Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладывают обычно немного икринок, но их икра, личинки и мальки не погибают в большинстве случаев.

Рисунок: Колюшка у гнезда

Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора и поправляет, а движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство.

Рисунок: Самцы морского конька, вынашивающие икринки в сумке на брюхе

Удивительна забота о потомстве у африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца. Самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе

Самый известный способ размножения рыбы – метание игры. Но некоторые рыбы размножаются производя самостоятельных мальков на свет.

Есть моногамные и полигамные, ответственные родители и питомцы, поедающие икру.

Половой способ

Половое размножение преобладает у аквариумных рыб. Способы оплодотворения икры:

  1. Внутренний. Осеменение происходит в теле. Характерен для живородящих.
  2. Наружный. Икра оплодотворяется в водоеме. Относится к икромечущим.

В зависимости от развития икры есть деление на три вида:


Партеногенез

Партеногенез означает развитие икры без оплодотворения самцом. В условиях аквариума встречается редко. Из икринок появляются особи мужского и женского пола, что со временем регулирует численное соотношение полов. Такой тип размножения встречается у карповых, а также промысловых рыб. Неоплодотворенные икринки соседничают с оплодотворенными. Жизнеспособное потомство появляется редко. Партеногенез является половым способом размножения, так как задействованы половые клетки, но слияния гамет не происходит.

Гиногенез

Участвуют самцы и самки разных видов. Как и при партеногенезе, икра не оплодотворяется. Самцом происходит активизирование процесса икрометания. Потомство рождается только женского пола.

Гермафродитизм

Наличие мужских и женских признаков, проявляющихся последовательно или одновременно. К гермафродитизму относят изменение пола в течение жизни или выкладка икры и оплодотворение одной рыбкой.

Виды рыб

Живородящие

Рыбки неприхотливы и выносливы, легко поддаются разведению аквариумистами. Для начала нереста не нужно частых подмен воды и изменения рациона питания – процесс размножения начинается сам собой. Потомство полностью самостоятельно. У живородящих отсутствуют родительские инстинкты. В данной группе затесались:

  1. меченосцы;
  2. моллинезии;
  3. пецилии;
  4. гамбузии;
  5. четырехглазые рыбы;
  6. формозы.

Самки мечут икру, а самцы оплодотворяют ее. Рыбы научились прятать потомство от других под листьями растений, в камнях и пещерах, в раковинах.

Виды тщательно опекающие потомство:

  1. скалярии;
  2. южноамериканские и африканские цихлиды;
  3. гурами;
  4. дискусы;

Чаще встречаются рыбы, поедающие икру и потомство:

  1. золотые рыбки (вуалехвост, бабочка, жемчужина, нанкин);
  2. барбусы;
  3. сомики коридорас;
  4. тетры.

Некоторые разновидности петушков носят икру во рту:

  1. красный;
  2. белоокаймленный;
  3. яванский;
  4. Ферша.

Цихлиды, инкубирующие икринки во рту:

  1. цифотиляпия;
  2. лабеотрофеус;
  3. псевдотрофеус;
  4. трофеус.

Яйцеживородящие

В условиях аквариума редко встречаются яйцеживородящие виды. В естественной среде к ним относятся акулы и скаты.

В зависимости от вида, условий содержания и возраста, рождается от десятка до нескольких тысяч мальков. Хорошие родители – это те рыбы, которые приносят меньше потомства.

Наступление половой зрелости

Развитие бывает:

  1. прямое;
  2. непрямое.

Прямое характеризуется сходным строением мальков и взрослых рыб. Непрямое развитие происходит с превращениями: родившаяся особь не похожа на родителей. Для откладывающих икру характерен непрямой тип развития.

Чтобы иметь схожее строение со взрослыми особями, потомство проходит несколько стадий:

  1. Внутри икринки образуется зародыш.
  2. Проходя зародышевую стадию развития, будущий малек переходит в стадию личинки. Она начинается с разрыва мембраны икринки. Личинка имеет большие глаза и вытянутую форму тела без плавников. В первые несколько дней личинка неподвижна.
  3. Малек визуально напоминает уменьшенную копию взрослой рыбки. Появляются чешуя и плавники.
  4. Постепенно малек вырастает до взрослой.

Живородящие виды производят самостоятельное и схожее по строению потомство – мальков. Это прямое развитие.

Готовность к размножению у рыб с коротким жизненным циклом приходит раньше. Уже в возрасте 2 месяцев рыбка готова размножаться. У небольших цихлид – в 3 месяца. Крупные рыбы с большой продолжительностью жизни развиваются к 4-5 годам. Встречаются виды, созревающие по 15-30 лет. Половая зрелость самцов наступает раньше, чем у самок.

Стимуляция к размножению

Чтобы икру откладывали, создайте для этого условия:

  1. Обильное питание. Кормите белковыми продуктами (дафнией, мотылем, трубочником). Следите за рационом питания.
  2. Воссоздайте естественные условия. Некоторые виды нерестятся в сезон дождей, другие – в засушливый период. Повысьте температуру, производите частые подмены воды.
  3. Если вид территориальный, то первой поселите в нерестовик самку, через несколько дней – самца.

Определяем готовность

  1. Окрас самцов становится насыщеннее. Появляются пигментные пятна. У золотых рыб на жабрах образуются бугорки.
  2. Поведение сменяется на агрессивное и территориальное. Между мужскими особями происходят стычки.
  3. Начинаются ухаживания за самкой. Некоторые виды готовят нерестилище, куда приглашают самок.
  4. Брюшко самок распухает от икринок.

Размножение живородящих

Живородки нерестятся несколько раз в год без создания специальных условий. Если нереста не происходит, плавно повысьте температуру на пару градусов. Беременность протекает быстрее при повышенной температуре, но слишком теплая вода приведет к появлению нежизнеспособного потомства.

В период инкубации брюшко самки будет расти и заметно округляться, а когда станет более квадратным, отсадите будущую мать для спокойных родов.

Потомство держите отдельно от взрослых, иначе мальки будут съедены.

Подготовьте отдельный аквариум или специальную ловушку для разведения аквариумных рыбок. Через две недели появляются первые половые признаки. Рассортируйте мальков по полу: особи с темным пятном на брюшке – самки.

Нерестятся икромечущие по-разному. Некоторые виды создают пару, другие образовывают гарем или стайки. Нерестовик подготавливается в соответствии с особенностями производителей.

Рассеивание икринок

Рассеивание происходит при стайном нересте. Икринки рассеиваются в случайном порядке и опадают на грунт, листья и камни. Взрослые рыбы не проявляют родительской привязанности и едят икру. Для защиты икринок разместите грунт в виде шариков диаметром 1 см, дно устелите сеткой с мелкими ячейками.

Образование кладки

Пара образовывают кладку в укромном месте. Об икринках трепетно заботятся и охраняют. Разместите в нерестовом аквариуме укрытия и широколистные растения, где будет удобно метать икру.

Образование кладки в пещерах ущельях

Такое поведение характерно для рыб, вышедших из агрессивных условий обитания. Нерестовик обустраивается укрытиями из нагромождения скальных пород, крупными раковинами и горшочками.

Погружение икры в грунт

Рыбки килли, происходящие из мелких водоемов с илистым дном, образовывают временные пары. Уделите внимание грунту, выбирайте субстрат на основе торфа или кокосовых волокон. Когда родители выметали икру, ее можно хранить пару месяцев в теплом и сухом месте. Эту особенность используют, отправляя икринки по почте.

Гнезда из пузырьков воздуха и кусочков растений строят лабиринтовые рыбки. Родители образуют пары на всю жизнь и трепетно заботятся об икринках до появления мальков. Оформляя емкость для нереста, разместите высокие и плавающие растения. Обязательно наличие плотной крышки, в которой образуется воздушная прослойка.

Размножение яйцеживородящих

Профессионалы держат Южноамериканского речного ската и Леопольди, которые приспособились к размножению в неволе. Разведение сложно осуществить в условиях аквариума, виды в целом прихотливы и не рекомендуются новичкам.

Особенности размножения популярных рыбок

Размножению рыб сопутствуют интересные особенности:

  1. Некоторые рыбы заботятся о потомстве на стадии икры. Потом их родительские инстинкты угасают.
  2. Самцы цихлид напротив излишне волнуются за потомство и проявляют агрессию к самкам, если что-то не понравится в обращении с потомством.
  3. Резкая смена условий у живородящих рыб приводит к смене пола с женского на мужской.
  4. Дискусы, скалярии и цихлиды-феи долго выбирают партнера для спаривания и образовывают пару на всю жизнь.












Проблемы

  1. Подходите к разведению аквариумных рыбок ответственно. Заранее создайте условия для будущих рыбок. Рассчитайте, какой объем аквариума понадобится. Часто из-за неверных расчетов или слишком большого потомства рыбки страдают от перенаселения. При нехватке места рыбки проявляют агрессию друг к другу и испытывают стресс. В перенаселенном резервуаре рыбка вырастает меньше по размеру, это влечет последующие проблемы со здоровьем.
  2. Другая проблема – мальки не доживают до стадии подростка. Смерть мальков вызвана неправильным подбором корма и низким качеством воды. Помните, что крупных частиц корма в емкости с мальками быть не должно.
  3. Не допускайте близкородственного скрещивания. Вырождение популяции происходит из-за неразделенного вовремя разнополого потомства. Рыбки выглядят менее ярко, у них возможны проблемы с дальнейшим самовоспроизведением. Это же касается близкородственных видов (меченосцы, моллинезии, пецилии).
  4. Если необходимые условия созданы, а рыбы не размножаются или мечут бесплодную икру, выберите производителем другого самца. Скорее всего, у него поврежден гоноподий или он уже стар. Отсутствие потомства связано и с неподходящими параметрами воды. Если на икринках белый появился налет, проверьте, подходит ли рыбкам температура и не слишком ли жесткая или мягкая вода.

Забота о потомстве

Кормите малька четыре раза в день:

  1. артемией;
  2. жидкими кормами;
  3. дафнией;
  4. едой, растертой в пыль.

Корм должен равномерно распределяться по всему пространству. Слабая фильтрация поможет доставить частицы корма в разные участки водоема. Перемолотый корм смешайте с водой и поместите в шприц, подавая по капле у поверхности воды. В уход за мальками входят постоянные подмены воды и контроль стабильности параметров.

Выводы

Разводите рыб, изучив тонкости нереста нужного вида. Беритесь за дело при наличии свободного времени и достаточной увлеченности. Производителями выбирайте здоровых и ярких особей. Помните, что не все виды размножаются в домашних водоемах. Сложны в разведении неоны, крупные сомы, дискусы и некоторые цихлиды.

В зависимости от вида размножения, рыб делят на икромечущие, яйцеживородящие, живородящие.

Икромечущие – основная группа рыб, которые выметывают икру в толщу воды, где происходит ее оплодотворение.

Яйцеживородящие – оплодотворение внутреннее, зародыш развивается в теле самки в специальных расширениях яйцеводов, но питается за счет питательных веществ желточного мешка, а организм матери служит только защитой от внешних факторов.

Живородящие – у этих рыб соединение яйцеклетки и сперматозоида происходит в половых путях самки, идет формирование плаценты, которая обеспечивает связь материнского организма с зародышем и поставляет питательные вещества.

Живорождение редкое явление, характерно для аквариумных рыбок (гуппи, меченосцы), акул. Стадия личинки отсутствует, в яйцеводах самки развивается зародыш, а рождается уже сформированный малек, который способен к самостоятельному существованию.

Особенности размножения рыб

Рыбы раздельнополые животные. Самки образуют яйцеклетки – икринки, которые развиваются в яичниках, имеют тонкую, полупрозрачную мембрану для быстрого и легкого оплодотворения. Передвигаясь по яйцеводах, выходят через наружное отверстие расположенное вблизи ануса.


Самцы формируют сперматозоиды, в парных семенниках – молоках, представляют собой систему канальцев, которые впадают в выводной проток. В семяпроводе есть расширенная часть – это семенной пузырек . Выметывание икры и выделение семенной жидкости происходит почти одномоментно.

Исключение — каменный окунь , обладает половыми железами двух полов, но созревают они не одновременно, что предотвращает самооплодотворение.


Для рыб характерно только половое размножение , путем слития мужских и женских половых клеток.

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом . На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания. Одни перемещаются из морей, в устья впадающих в них рек, другие наоборот устремляются к морям.

Если в связи с неблагоприятными условиями рыбам не удалось отнереститься, им свойственна резорбция икры и молок (постепенное рассасывание полового материала).

Оплодотворение в большинстве случаев внешнее, развивается личинка вне организма самки (живорождение встречается редко).

Рыбы откладывают икру в огромных количествах (от 100 тыс. до миллионов икринок). Такая плодовитость обеспечивает сохранение рода, ведь не все икринки будут оплодотворены, а часть вовсе погибнет.

Когда яйцеклетки выметаны, сперматозоиды могут попасть в икринку через специальное отверстие – микропиле . После слияния половых клеток мембрана икры становится более проницаемой (адсорбирует воду), прочной.

После завершения оплодотворения в икринках образуется зигота , в которой идет многократное деление с формированием многоклеточного зародыша . В брюшной области сохраняются остатки желточного мешка, который обеспечивает питание личинки в первые дни.

Стадия личинки начинается с разрыва оболочек икринки, когда сформированная особь выходит наружу и начинает самостоятельно питаться (одноклеточными, рачками, водорослями). Форма тела вытянутая, большие глаза, плавники отсутствуют.

Личинка в первые дни неподвижно висит, прикрепившись к какому-то субстрату, после исчерпания запасов питательных веществ начинает активно передвигаться в поисках пищи. В этот период начинает закладываться чешуя. У маленьких рыб функционируют временные органы, нужны для выживания в новой среде:

  • Плавниковая складка;
  • дополнительные внешние жабры;
  • кровеносные сосуды.

Эта стадия названа также критической, если личинки не сможет найти еду, то случится их массовая гибель.

Для стадии малька характерно редуцирование временных органов и формирование строения как у взрослых особей. С этого этапа рыба выглядит как все представители вида, только меньших размеров. Тело полностью покрывается чешуей, образуются плавники всех видов.

Взрослая рыба имеет полностью сформированные системы и органы, покрыта слизью и чешуей, имеет железы, органы чувств. Обретая половую зрелость, вскоре начинают размножаться.

Какое же развитие у рыб: прямое или непрямое?

Непрямое развитие встречается у личинок, которые выйдя из яйца не похожи на взрослую особь. Такие организмы развиваются постепенно, приобретают черты родителей через ряд последовательных стадий, отличающихся способом питания, образом жизни.

После дозревания икры из нее выходит личинка, с неразвитыми плавниками, чешуей, и по внешнему виду не сходна с взрослой особью. Поэтому такие рыбы относятся к организмам с непрямым типом развития (преимущественно костистые рыбы).

Когда рождаются детеныши похожие на взрослые организмы только меньших размеров и не полностью сформированными органами, такое развитие называется прямым. Так, рыбы, которым присуще живорождение (например, акулы) развиваются прямым способом.

Забота о потомстве

Выметывание икры в больших количествах обусловлено тем, что рыбам не свойственна забота о своем потомстве . Оставленные икринки гибнут от врагов, пересыханий, неблагоприятных условий, только сравнительно небольшая часть может дожить до стадии зрелой особи.

Некоторые рыбы, которые заботятся о потомстве, выбирают места для нереста в расщелинах, сооружают гнезда для защиты, или же носят икринки во рту. Так, самка лососевых хвостовым плавником расчищает место для откладывания икры, делая углубление на песчаном дне, затем забрасывает икринки песком (защищая от хищников и промерзания).

Родители обеспечивают постоянный доступ кислорода для потомства, с помощью плавников аэрируют воду. Чтобы избежать пересыхания икринок, самец поливает их водой изо рта. Проявления заботы у рыб находятся на инстинктивном уровне, когда личинки способны самостоятельно добывать пищу, могут хорошо плавать, родители их оставляют.

  • 7. Грибы как типологическая единица.
  • 8. Водоросли, лишайники и их роль в природе.
  • 9. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе.
  • 10. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности, особенности строения.
  • 11. Жизненные формы растений и животных.
  • 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.
  • 13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.
  • 14. Насекомые. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развития и роль в природе и жизни человека. Биология жуков, стрекоз, бабочек.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.
  • 16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.
  • 18. Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.
  • 19. Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств отдельных представителей.
  • 20. Лесной биоценоз. Типы лесов, их структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 21. Биоценоз пресноводного водоема. Его структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 22. Биоценоз луга. Виды лугов. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 23. Биоценоз болота. Виды болот. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 24. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных.
  • 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
  • 26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
  • 27. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей прошлого.
  • 28. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии к.Д. Ушинского, е.Н. Водовозовой, а.С. Симонович, е.И. Тихеевой.
  • 29. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
  • 30. Идея ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-30-е годы 20 века).
  • 31. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.
  • 32. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности.
  • 33. Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста о природе.
  • 34. Общая характеристика программного содержания знаний о неживой природе в разных возрастных группах.
  • 40. Создания условий на участке дошкольного учреждения. Виды озеленения участка дошкольного учреждения.
  • 41. Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропинка и т.Д. В дошкольном учреждении.
  • 42. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Виды наблюдений. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
  • 43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.
  • 44. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 45. Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 46. Демонстрация моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.
  • 47. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.
  • 48. Труд детей в природе. Виды труда в природе. Формы организации труда детей в природе.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.
  • 50. Использование природоведческой литературы.
  • 51. Беседы о природе.
  • 52. Использование экологической сказки.
  • 53. Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.
  • 54. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  • 55. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
  • 56. Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий.
  • 57. Значение и место прогулок в системе работы по ознакомлению с природой.
  • 58. Использование досугов в природоведческой работе с дошкольниками.
  • 59. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников.
  • 60. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.
  • 61. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 62. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с природой.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.

    Надкласс водных животных, для которых характерно жаберное дыхание.

    Строение. Внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей. Кожа рыб делится на дерму и ороговевший эпидермис (поверхностный пласт). Движущая сила при плавании рыб вырабатывается плавниками: парными (грудные и брюшные) и непарными - спинной, анальный, хвостовой. Позвоночник рыб состоит из отдельных, не сращенных позвонков. Позвонки рыб амфицельные (то есть их обе торцевые поверхности вогнутые), между позвонками находятся хрящевая прослойка. От позвонков в стороны отходят реберные отростки, к которым прикрепляются ребра. Имеется сосудистая дуга, которая защищает большой кровеносный сосуд - брюшную аорту. Плавание рыб осуществляется благодаря сокращению мышц, которые объединены сухожилиями с позвоночником. Головной мозг рыб принято разделять на 3 большие части: передний, средний и задний мозг. Нюх и вкус позволяют рыбам ориентироваться в химическом составе окружающей среды. У рыб один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Основным органом газообмена рыб являются жабры, которые расположены по сторонам ротовой полости. Пищу захватывают и удерживают зубами, находящимися во рту. В целом все рыбы могут быть разделены на травоядных, хищников, детритофагов и всеядных.

    Размножение. Типы размножения :

      Двуполое размножение - является наиболее обычной и широко распространенной его формой. При этом способе репродукции, самки и самцы внутри вида являются четко отделенными. При этом некоторые виды могут демонстрировать очень ярко выраженные вторичные половые признаки, или половой диморфизм.

      Гермафродизм - изменение пола особями одного вида. Последовательное функционирование проявляется в виде функционирования как самцов на протяжении одной части жизни, и как самок - на протяжении другой (морские окуни).

      Партеногенез – очень редкий тип размножения. Заключается в развитии яйца без оплодотворения сперматозоидом этого же вида. Контакт со сперматозоидами выполняет роль стимула, который побуждает яйцо начать развитие. При этом сперматозоиды не вносят в яйцо своего генетического материала, то есть все потомки при таком размножении будут самками.

    Образ жизни. Внешней средой для рыб является вода. Рыбы обитают как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев.

    Факторы водной среды :

      Биотические факторы - это живые организмы, окружающие рыбу и вступающие с ней в различные взаимоотношения.

      Абиотические факторы - это физико-химические свойства среды обитания. К наиболее важным абиотическим факторам относятся температура воды, солёность, содержание газов и др.

    Большинство рыб не заботятся о своем потомстве. Однако существует ряд видов, которые сооружают различные гнезда, охраняют икру и личинок.

    16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.

    Земноводные - самый малочисленный класс позвоночных, представленных 3-мя отрядами:

    Хвостатые (саламандры и тритоны);

    Безногие (червяк);

    Бесхвостые (лягушки, жабы, чесночницы и т.д.).

    Строение. Как обитатели суши, земноводные дышат легкими, имеют два круга кровообращения, трех камерное сердце; у земноводных намечается разделение крови на артериальную и венозную. Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу. Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. Тело разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности. Передвигаются земноводные при помощи конечностей пятипалого типа с шарообразными суставами. Температура их тела зависит от температуры и влажности окружающей среды. Все земноводные питаются только подвижной добычей. У земноводных глаза похожи на глаза рыб. У высших земноводных есть верхние и нижние подвижные веки. Органы обоняния функционируют только в воздушной среде. В органе слуха новый отдел - среднее ухо. Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.

    Размножение. Все земноводные раздельнополые. В период размножения яичники, наполненные зрелыми яйцеклетками, заполняют у самок почти всю брюшную полость. Их яйца лишены оболочек, защищающих их от высыхания, и, как правило, не могут развиваться вне воды. В связи с этим у земноводных развивается личинка, обитающая в воде. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов раздаются громкие квакающие звуки.В жизненном цикле земноводных чётко выделяются 4 стадии развития: яйцо, личинка (головастик), период метаморфоза, взрослая особь.

    Биология тритонов. Самый мелкий тритон нашей фауны: максимальная общая длина 89 мм (длина тела 58 мм). Кожа в водоемах гладкая, на суше слабозернистая. Спинной гре­бень у самцов фестончатый, непрерывно (без выемки) пе­реходящий в хвостовой. Хвост у самцов немного короче или равен длине тела, у самок почти равен или немного длиннее. В брачный период на пальцах задних конечностей у самцов отрастают лопасти. Окраска сверху оливково-зеленая или бурая, с темными пятнышками или без них. По бокам головы 3 продольные темные полоски, особенно за­метна проходящая через глаз. Брюхо желтоватое или оран­жевое, с мелкими темными пятнами. Хвост у самцов в брачный период имеет голубую полосу с перламутровым блеском и оранжевую кайму снизу. Небные зубы в виде двух продольных близко расположенных параллельных ря­дов, немного расходящихся сзади. В водоемах кормятся двукрылыми (включая личинок), другими насекомыми, ракообразными, моллюсками и т.д.; на суше, главным образом, жуками, гусеницами бабочек, многоножками, пауками, дождевыми червями и другими животными. Личинки поедают дафний, личинок комаров и других мелких водных беспозвоночных. Сами тритоны становятся добычей самых разных хищников. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии, птицы и некоторые водные бес­позвоночные (личинки). У многих внутреннее оплодотворение. В остальном они схожи с другими земноводными.

    Биология лягушек. К органам выделения относятся парные почки и мочеточники, мочевой, пузырь. Почки по происхождению первичные, по расположению - туловищные. Из мочевого пузыря моча удаляется через клоаку. Пищеварительная система амфибий во многом сходна с таковой рыб. Кишечник заканчивается клоакой, куда впадают протоки Мочевого пузыря и половых желёз. Добычу бесхвостые земноводные ловят с помощью липкого языка и заглатывают целиком. Пищей служат в основном насекомые, моллюски. Самка мечет в воду икру, самец одновременно выпускает семенную жидкость. Оболочка оплодотворенной икры набухает и уплотняется. Сроки развития личинбк из икры зависят от температуры окружающей среды. Для амфибий характерно развитие с метаморфозом. Личинка лягушки - головастик имеет наружные жабры, один круг кровообращения, боковую линию и хвостовой плавник, что указывает на происхождение земноводных от рыб.

    Биология жаб. Туловище - короткое, шея не выражена, хвоста нет, парные конечности хорошо развиты, причем задние конечности в два-три раза больше передних и служат для характерного передвижения прыжками. Тело разделено на голову, туловище и пятипалые конечности. Голова подвижна, соединена с туловищем. Скелет разделён на отделы: осевой скелет (позвоночник); скелет головы (череп); скелет парных конечностей. Конечности обычно и первично пятипалые. Кости предплечья и голени сливаются. Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижными прыжками. На голове могут быть кожные окостенения, связанные с роющим образом жизни, например, у чесночницы. Эти образования могут принимать причудливую форму костяного шлема. Глаза у лягушек расположены так, что она может видеть округ почти на 360 градусов. Органы вкуса развиты слабо. Амфибии способны неплохо различать четыре типа вкусовых веществ – сладкое, горькое, кислое и соленое. Органы вкуса земноводных, которыми служат луковицеобразные тельца, сосредоточены в их носовой полости, в слизистой оболочке неба и языка. Интенсивность обмена веществ у амфибий очень невысока, а температура тела непостоянна. Половое созревание большинства лягушек происходит в возрасте 6-12 месяцев. В это время самцы начинают петь по вечерам. Самки обычно намного крупнее и толще самцов.

    Можно выделить следующие особенности размножения рыб :

    • раздельнополость (есть самцы и самки);
    • наличие у рыб только полового размножения (у рыб не встречается бесполое размножение);
    • наружнее (внешнее) оплодотворение и развитие личинки вне организма самки (так происходит у подавляющего большинства рыб);
    • очень большая плодовитость.

    Особенности размножения подавляющего большинства рыб таковы. В яичниках самок рыб развивается икра , состоящая из отдельных икринок. В парных семенниках самцов образуется семенная жидкость (молоки ), содержащая сперматозоиды. В период нереста самки через половое (которое находится около анального) отверстие выбрасывают (выметывают) в воду икру. Находящиеся рядом самцы рым поливают икру семенной жидкостью. Подвижные сперматозоиды достигают икринок (яйцеклеток) и происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота.

    Нерестом называют поведение рыб в период размножения. В основе нереста лежат инстинкты.

    Деление зиготы приводит к формированию личинки рыбы. Сначала она развивается в икринке, позже выходит из нее. При этом личинка продолжает питаться за счет запаса питательных веществ, находящихся в желточном мешке, которые находится на брюшной стороне личинки.

    Когда личинка начинается питаться самостоятельно (обычно мелкими взвешенными в воде организмами - планктоном) и становится похожа на взрослую рыбу (но маленькую), она называется мальком .

    Важной особенностью размножения рыб является большая плодовитость.
    Количество икринок, которая выметывает самка различных видов рыб, обычно колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов. Такая плодовитость связана с тем, что рыбы почти не проявляют заботу о потомстве, и большое количество икры, личинок и мальков гибнет, так и не достигнув взрослого состояния. Это происходит из-за того, что не вся икра оплодотворяется, ее поедают различные водные животные. Личинки и мальки также часто служат пищей различным животным.

    Из вышеописанных особенностей размножения рыб есть исключения.

    Так у некоторых рыб (чаще всего акул) встречается живорождение. При этом у них происходит внутреннее оплодотворение (семенная жидкость самцов попадает в половые пути самки рыбы). Икра не выметывается, а задерживается внутри самки, и там происходит развитие личинки. Самка рождает уже способных к самостоятельной жизни мальков. При этом их количество небольшое. Например, у акул максимум несколько десятков.

    Также небольшое количество икринок наблюдается у рыб, проявляющих заботу о потомстве (колюшка, морской конек), даже при том, что у них наружнее оплодотворение. Родители защищают свое потомство от неблагоприятных факторов внешней среды и большинство мальков выживает. Поэтому нет необходимости в большом количестве икры.

    В период размножения для рыб характерно определенное инстинктивное поведение. Они скапливаются в определенных местах (одни на мелководье, другие на песчаном дне, третьи на каменистом дне и т. п.), характерных для конкретного вида. Существует ряд видов рыб, которые называются проходными . Эти виды (например, лососи, кета, горбуша, осетр) живут в морях, а ходят на нерест в реки. Именно там есть необходимые условия для развития их икры и личинок. Существуют виды, совершающие миграции для размножения из рек в моря и океаны. Так угорь живет в реках, а на нерест уходит в море.