Михаил Александрович Ширвиндт (родился 14 августа 1958 года) – российский телеведущий, теле- и кинопродюсер. Наибольшую популярность снискал как ведущий телепрограммы «Дог-шоу». Также вел программу «Хочу знать». Получил две статуэтки ТЭФИ за программу «Путешествия натуралиста». Женат на актрисе Татьяне Морозовой. Имеет сына и дочь.

Детство

Михаил Ширвиндт появился на свет 14 августа 1958 года в весьма творческой семье. Отец - Александр Анатольевич Ширвиндт – любимый миллионами зрителей актер. Мама - Наталья Николаевна Белоусова была архитектором и трудилась над созданием спортивных объектов.

Надо ли говорить, что с раннего детства Михаил привык общаться в кругу известных людей – артистов, режиссеров, писателей и прочих представителей интеллигентных профессий. Но подобная близость к элите сыграла с юным Михаилом злую шутку. Он рос весьма избалованным мальчиком. И это сразу сказалось в школе.

Редкого ученика отчисляют из школы после первого класса. А Ширвиндт-младший может этим похвастаться. Более того, его отчислили и из второй школы – в 9 классе. Аттестат о среднем образовании он получал уже в третьей по счету школе. А все потому, что юный Михаил рос настоящим хулиганом. Почти по всем предметам, кроме физкультуры и труда, у него были «двойки». Хотя определенная тяга у него была к химии, вот только направлена она была не на самообразование, а на разрушение. Он брал из кабинета реагенты, делал небольшие бомбочки и врывал школьные унитазы.

Выбирая институт, Михаил Ширвиндт решил пойти по стопам отца и поступил в Щукинское Театральное училище. Но его выгнали и оттуда. Молодой человек сорвал с крыши института советский флаг, за что был отчислен с безжалостной формулировкой «за проступок, недостойный звания комсомольца». Это могло поставить крест на всей дальнейшей судьбе молодого актера. Но видимо сказалась известность Ширвиндта-старшего, так как спустя два года Михаила восстановили, и он отучился в училище до конца. Свой хулиганский поступок с флагом Михаил Ширвиндт потом запечатлеет в кинофильме «Русский регтайм», который будет продюсировать.

На телевидении, к сожалению, идет деградация культуры. Есть понятие «рейтинг», которое мне ненавистно. В советское время, даже если человек хотел смотреть дрянь по телевизору, то на неё все равно была какая-то квота. А теперь этого нет.

Карьера

После окончания театрального училища Михаил Ширвиндт несколько лет проработал монтировщиком декораций в «Современники». А после попал в «Сатирикон», где тогдашний руководитель театра Аркадий Райкин стал давать ему роли в спектаклях. Под руководством мэтра Ширвиндт выходил на сцену до 1989 года.

Но молодому артисту не давала покоя другая стезя «звездного» отца – кино. Поэтому в 1989 Михаил Ширвиндт раз и навсегда завязал с театром и решил заняться кинопродюсированием. С его участием в прокат выходят три картины: «Летние люди», «Русский регтайм» и «Священный груз».

С 1992 года Михаил Ширвиндт снова решил сменить направление в карьере и с головой ушел уже в телевидение. Сначала он основал студию «Весы», которая потом преобразовалась в компанию «Живые новости». А после стал продюсировать некоторые весьма успешные проекты. Причем в его программа обязательно присутствовала какая-нибудь знаменитость. Это стало визитной карточкой передач Ширвиндта. У него снимались такие «звезды», как Любовь Полищук, Павел Лобков, Павел Любимцев, Василий Уткин и многие другие.

Не оставляло Михаила Ширвиндта и отцовское покровительство. Они даже совместно вели одну передачу на ТВ, называлась «Браво, артист!».

Мы не почитаем чины собаки. А перед выходом даже просим снять все медали. Понятно, что элитные собаководы нас не особо любят. Но мне все равно, я тоже их не жалую.

Но настоящую славу Михаилу Ширвиндту принесло его «Дог-шоу». Причем изначально руководство Первого канала хотело, чтобы сняли программу с кошками. Но Ширвиндт отказался, так как, по его мнению, кошки не поддаются дрессировке, и они совсем непредсказуемые. Поэтому он остановил свой выбор на собаках. «Дог-шоу» получилось весьма необычным и интересным. В нем не было классического противостояния по породистости, форме выучки и дрессуре. Наоборот, победителями чаще становились обыкновенные дворняжки. Просто потому что они были интереснее и забавнее.

Не так давно Михаил Ширвиндт решил заняться ресторанным бизнесом. На этот шаг его сподвинул друг Антон Табаков, который сам давно этим занимается. Причем открывали они ресторан «на спор». Но пока вроде все хорошо – люди ходят, бизнес процветает.

Александр Анатольевич Ширвиндт – известный советский и российский актера театра и кино, театральный режиссер, талантливый сценарист, телеведущий. Является художественным руководителем Московского театра. В 1989 году получил звание Народного Артиста РСФСР.

Александр Ширвиндт – прекрасный мастер второстепенного плана. Актер практически никогда не снимался в главных ролях. Но его присутствие всегда оживляло фильм, делало его более насыщенным и ярким.

На театральной сцене актер также является востребованным. Он сыграл более ста ролей.

Александр Ширвиндт обладает невероятной харизмой и тонким юмором, он всегда отличался собственным стилем. Все свои роли он играл просто превосходно. На его работу всегда было приятно смотреть.

Биография Александра Ширвиндта насыщена яркими и интересными фактами.

«Александр Ширвиндт – фото в молодости и сейчас» частый запрос в сети Интернет. Современные поклонники ищут рание снимки актера. Отметим, что в молодости Александр Ширвиндт был красавчиком. Его обожали женщины тех времен, их интересовало буквально все о любимом актера, в том числе его рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Ширвиндту сейчас – вопрос нетрудный. Достаточно знать дату рождения актера.

Александр Ширвиндт и сейчас, в свои 83 года выглядит довольно неплохо. Это достаточно высокий мужчина. Его рост составляет 183 сантиметра. Весит актер около 95 килограммов.

По знаку Зодиака Александр Ширвиндт относится к творческим, романтическим и чувственным Ракам. Родился актер в год Собаки. Он остается верным своей работе, проявляя небывалую трудоспособность.

Биография Александра Ширвиндта

Биография Александра Ширвиндта началась в Москве. Родился будущий актер 19 июля 1934 года. Отец – Анатолий Ширвиндт, преподавал музыку, играл в оркестре Большого театра. Мать – Раиса Ширвиндт, работала редактором в Московской филармонии.

В школьные годы учился параллельно в музыкальной школе

Фильмография: фильмы с участием Александра Ширвиндта в главной роли

В 1957 году окончил Щукинское театральное училище и был принят в труппу Театра – студии киноактера. В этом годы дебютировал в фильме «Она вас любит». Так началась фильмография Александра Ширвиндта. «Ревизор», «Недоросль», «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» - небольшая часть фильмов, в которых он снимался.

Актер выпустил не колько сборников. Книга Александр Ширвиндта «Склероз рассеянный по жизни» - одна из популярных его работ.

У Александра Ширвиндта есть внук – Андрей, и внучка – Александра. Также актер дожил до правнуков, которых он очень любит.

Личная жизнь Александра Ширвиндта

Несмотря на привлекательную внешность и природное обаяние, личная жизнь Александра Ширвиндта не была разнообразной. У него не было большого количества романов. Как заявлял сам актер Александр Ширвиндт, он «испортил» жизнь только одной женщине.

Со своей будущей женой Натальей, известный артист познакомился еще в пятидесятые годы. Как позже признавался Александр Ширвиндт, в его в Наташе актера привлекло хозяйство, а именно корова. Дело в том, что актер просто без ума от домашнего молока. Но, к огорчению Александра Ширвиндта, она была продана, что оплатить их с Натальей свадьбу.

Семья Александра Ширвиндта

Семья Александра Ширвиндта является достоянием актера. Родился он в творческой семье, где отец был учителем музыки, а мать работала в Музыкальной консерватории.

Сейчас в семью Александра Ширвиндта входит он сам, его любимая жена, сын Михаил с женой и внуками. Также у известного актера есть правнуки.

Семейные отношения довольно гармоничные и построены на уважении и заботе друг о друге. Они часто устраивают домашние посиделки, выезжают на природу, вместе отдыхают. Родные и близкие гордятся Александром Ширвиндтом.

Дети Александра Ширвиндта

Дети Александра Ширвиндта имеются, точнее сказать у актера есть один ребенок в семье. Это сын Михаил. В 1981 году он подарил своим родителям первого внука Андрея. Сейчас он преподает в МГУ. Через пять лет родилась внучка Александра Ширвиндта, назвали ее Александра. Сейчас девушка работает искусствоведом.

Также у известного актера есть правнуки. Первая правнучка Анастасия родилась в 2001 году, вторая - Элла, в 2011 году. Александр Ширвиндт безумно их любит и старается проводить с ними больше времени.

Сын Александра Ширвиндта – Михаил

Сын Александра Ширвиндта – Михаил, единственный ребенок в семье актера. Мальчик родился в 1958 году. Михаил рос талантливым ребенком, но много хулиганил. Его даже выгоняли со школ за неуспеваемость и плохое поведение.

Михаил решил пойти по стопам отца. В 1975 году поступил в Щукинское театрально училище, но спустя два года был отчислен за надругательство на флагом. Позже все-таки работал в театре, где и познакомился со своей будущей женой.

Михаил пошел по стопам отца – стал телеведущим и продюсером. Сей он работает в различных передачах, например, «Лото-миллион», «Дог-шоу» и др.

Жена Александра Ширвиндта – Белоусова Наталья

Жена Александра Ширвиндта – Белоусова Наталья, единственная супруга актера. Родилась она в 1935 году. В советское время работала архитектором. На ее счету большое количество проектов театров и санаториев. Познакомились молодые люди в дачном подмосковном поселке НИЛ в 1955. В 1957 году они официально зарегистрировали свои отношения. Их брак довольно крепкий.

В целом Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова были обеспеченными. Вскоре они переехали в знаменитую высотку на Котельнической набережной. Там также проживали и проживают различные известные люди.

Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта

Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта предоставляют обширную информацию о жизни и творчестве известного актера. Именно по выставленным фото в социальных сетях можно узнать об увлечениях Александра Ширвиндта. Так, актер обожает рыбалку и играет на скрипке. Нельзя не упомянуть и о трубке Александра Ширвиндта – она стала неотъемлемой частью образа артиста.

Википедия Александра Ширвиндта содержит достоверную информацию личной жизни и творческого пути актера. Здесь представлена фильмография актера, можно ознакомиться с наградами и премиями актера.

Михаил Александрович Ширвиндт (род. 14 августа 1958, Москва) - российский телеведущий, теле- и кинопродюсер. Ранее был театральным актёром. Ведущий телепрограмм «Дог-шоу «Я и моя собака»» («НТВ» и «Первый канал», 1995-2005) и «Хочу знать» («Первый канал», 2007-2013).

Биография

Родился 14 августа 1958 в Москве, в семье актёра Александра Анатольевича Ширвиндта и архитектора Натальи Николаевны Белоусовой. Первые семь лет прожил в коммунальной квартире в Скатертном переулке. Пошёл в школу в 1965 году, через год был отчислен и перешёл в другую школу, откуда был отчислен за плохое поведение в 1973 году, другую школу окончил в 1975 году.

"Еще будучи школьником, Михаил Ширвиндт учился из рук вон плохо - имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры. Любимое занятие Михаила в те годы - взрывать унитазы в туалетах. Делалось это так: Миша «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы. Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц. За эти проделки (да и за другие тоже) Мишу Ширвиндта выгоняли из двух школ.

В 1975 году поступил в Театральное училище им. Щукина, но в 1977 году был отчислен «за поступок, несовместимый со званием комсомольца» - надругался над государственным флагом: 7 ноября 1977 года он забрался в компании других студентов на крышу архитектурного института, сорвав советский флаг. По мотивам этих событий снят фильм: Русский регтайм. Работал в ВИА «Самоцветы» - грузчиком, радистом, монтировщиком декораций и нянчил Преснякова и Маликова. Через два года восстановился в комсомоле и институте, и в 1981 году окончил обучение. В период после отчисления из училища работал монтировщиком декораций в театре «Современник». В 1981 году поступил на работу в театр «Сатирикон» под руководством Аркадия Райкина и проработал там до 1989 года.

В 1989 году ушёл из театра вместе с женой. С 1989 года по 1995 год занимался кинопродюсированием («Русский регтайм», «Летние люди», «Священный груз» (США).

Карьера на телевидении

В 1992 году начал работать на телевидение как автор и ведущий передачи «Лотто-Миллион».

В 1992 году вместе с А. И. Коняшовым создал студию «Весы», позже телекомпания «Живые новости». С 16 апреля 1995 до 28 августа 2005 года вёл телепрограмму «Дог-шоу. Я и моя собака» изначально на телеканале НТВ, затем - на «Первом канале».

Как телепродюсер выпускал передачи: «Живые новости с Татьяной Морозовой», «Путешествия натуралиста с Павлом Любимцевым», «Растительная жизнь с Павлом Лобковым», «Охотники за рецептами с Любовью Полищук и Сергеем Цигалем», «Музыкальная история», «Хоббиты с Василием Уткиным», «От смешного до великого». Документальные фильмы «Роберт Стуруа репетирует Гамлета», «Процесс Синявского и Даниэля», «Великий Октябрь: голая правда» и др.

Вёл вместе со своим отцом передачу «Браво, артист!». С 13 января 2007 до 1 марта 2013 года вёл передачу «Хочу знать» на Первом канале.

Личная жизнь

  • В 1979 году первый раз женился, 6 апреля 1981 года родился сын, Андрей Михайлович Ширвиндт, названый в честь Андрея Миронова, который, был его крестным отцом, ныне ассистент кафедры гражданского права МГУ.
    • Внучки - Анастасия Андреевна Ширвиндт (род. 2002), Элла Ширвиндт (род. 2011)
  • Вторая жена Татьяна Павловна Морозова (род. 20 декабря 1959) - была актрисой в Театре миниатюр Аркадия Райкина («Сатирикон»), потом танцевала с Борисом Моисеевым в трио «Экспрессия». Сейчас работает на телевидении в телекомпании «Живые новости». Дочь Александра Михайловна Ширвиндт (род. 13 марта 1986), искусствовед.

«Кинотавр» - фестиваль уникальный. Это, кажется, единственный в мире форум, на котором киношный люд не только показывает свое кино и смотрит чужое, но и активно создает первичные ячейки общества. Отец-основатель «Кинотавра» Марк Рудинштейн грозится когда-нибудь написать книгу, в которой расскажет, сколько семей появилось на свет благодаря сочи нскому фестивалю. А уж сколько «детей «Кинотавра» гуляет по свету! Сегодня - наш краткий «семейный» обзор фестиваля... Михаил Ширвиндт уходит из семьи? Об этом романе пока еще мало кто знает. В курсе романтической истории только довольно узкий круг друзей. Мне лично об этом рассказал главный начальник фестиваля Марк Рудинштейн. Речь идет об актере, ведущем программы «Дог-шоу» Михаиле Ширвиндте и телеведущей Юлии Бордовских . Михаил и Юлия наверняка раньше не раз встречались в останкинских коридорах. Но только на «Кинотавре» между ними вспыхнули романтические чувства. Михаил и Юлия вот уже второй год ведут на фестивале церемонию открытия. Поначалу отношения были чисто деловыми: перед каждым «Кинотавром» они садились вдвоем у компьютера и писали сценарий. В перерывах бегали в местный бар попить кофейку и обсудить свои речи. Михаил - безумно обаятельный молодой человек, Юлия - умница и красавица. Стоит ли удивляться, что вскоре разговоры о работе начали уступать место совсем другим беседам? Говорят, что известие об этом романе стало настоящей трагедией для всего клана Ширвиндтов. До сих пор Михаил считался образцовым семьянином, вот уже много лет он живет в браке с актрисой Татьяной Морозовой , у них двое детей - сын Андрей и дочь Саша. С Татьяной Михаил познакомился в театре «Сатирикон », где он работал в течение семи лет и куда пригласили работать молодую выпускницу Школы-студии МХАТа . А вот Юля сейчас не замужем. Ее предыдущий брак, после которого осталась красавица дочка, не сложился. И хотя на различных московских тусовках и презентациях Юля обычно появлялась в сопровождении какого-нибудь таинственного незнакомца, люди знающие говорили, что своего принца она так и не встретила. Стал ли им Михаил Ширвиндт, покажет время. Они познакомились на "Кинотавре" Андрон Кончаловский и Юлия Высоцкая Романтическую историю знакомства всемирно известного режиссера Андрона Кончаловского и молодой минской актрисы Юлии Высоцкой любят рассказывать другу другу незамужние дамочки. Этот поначалу такой легкомысленный курортный роман закончился свадьбой. Сегодня у Андрона и Юлии растет милая дочка Маша, ей уже два с половиной годика. Хотя поначалу и Юлия, и сам Кончаловский относились к своему знакомству как чему-то очень несерьезному. Вот как сам Андрон Кончаловский вспоминает об этом знакомстве. «Сел в переполненный лифт, народу много, стоим нос к носу. Через два человека от меня молодая женщина в темных очках. Мы встретились взглядами. На моем лице ничего не отразилось. Она сняла очки и - вот женский инстинкт! - повернулась, чтобы показать, что и профиль у нее тоже хороший. Мне было трудно сдержать улыбку. А профиль был чудный, нежный, с бровями, летящими к вискам, и высокими скулами. Мы вышли на одном этаже. Она пошла в одну сторону коридора, я - в другую. Я шел и думал: «Надо повернуть и пойти в ту сторону, куда пошла ОНА». Повернулся, Она уже входила в номер. Запомнил в какой. Тут же позвонил Ей. Подошла Ее подруга. Короче, я пригласил Ее пообедать». Юля успела собраться на обед за пять минут. А уже через пару дней она вместе с новым знакомым улетела в Турцию , где Кончаловский снимал тогда свой фильм «Одиссея». И хотя поначалу Андрон не давал никаких надежд относительно их дальнейшего совместного будущего, через какое-то время предложил ей руку и сердце. Прямо в салоне самолета, летящего на Ямайку . Юлия стала шестой женой режиссера и до сих пор с трепетом вспоминает ту поездку на «Кинотавр». Сергей и Ирина Безруковы Два года назад именно на «Кинотавре» предложил руку и сердце своей возлюбленной Сергей Безруков . Актриса Ирина Безрукова тогда еще носила фамилию Ливанова и всячески отбивалась от многочисленных обвинений в том, что это она разрушила свой предыдущий брак с актером Игорем Ливановым. Сергей и Ирина прилетели на «Кинотавр», чтобы еще раз проверить свои чувства. Здесь, в Сочи, они убегали от шумной тусовки и целовались-целовались-целовались. Но сарафанное радио тут же разнесло новость о предложении руки и сердца по всему киношному пляжу, и за счастье молодых пили долго и много. Владимир Машков и Ксения Терентьева Это было еще в «доголливудский» период Владимира Машкова. Актер приехал на «Кинотавр» представлять свой фильм, а заодно подучить на свежем морском воздухе английский: тогда ему как раз предложили поработать на американской «фабрике грез». Модельер Ксения Терентьева, дочь актрисы Нонны Терентьевой (самая известная роль - Зоя Монроз в фильме «Крах инженера Гарина ») с радостью согласилась помочь всероссийскому секс-символу в изучении иностранного языка. Так они и учили до тех пор, пока не поженились. Ксения (теперь она носит фамилию Машкова) - уже третья супруга Владимира. Первой его женой была Елена Шевченко («Сирота казанская»), потом - актриса МХАТа Алена Хованская . Но только с Ксенией Владимир Машков решил обвенчаться. Так что мимолетная встреча на «Кинотавре» оказалась очень крепкой. Вероника Долина и Александр Муратов Автор-исполнитель Вероника Долина познакомилась со своим нынешним, третьим по счету, мужем, режиссером Александром Муратовым («Таможня», «Криминальный квартет», «По прозвищу Зверь»), в самолете. Оба летели на «Кинотавр», в пути разговорились. У Вероники только что закончился большой гастрольный тур по Америке , выглядела она в тот момент замечательно. Ну а уж собеседником она всегда была очень тонким и чутким. Начав разговор в самолете, они так и проговорили весь «Кинотавр». И хотя Долина тогда была замужем, а Муратов - женат, вернулись с фестиваля они вместе. А через девять месяцев у них родился сын. В этом году, к слову, парочка вновь приехала на сочинский фестиваль, где в романтической обстановке выпила за «Кинотавр», соединивший их сердца. Екатерина Семенова и Михаил Церишенко Марк Рудинштейн любит рассказывать еще об одной истории любви. Когда-то именно на «Кинотавре» познакомились певица Екатерина Семенова и украинский артист Михаил Церишенко. Михаил в свое время играл на сцене Киевского театра эстрады, позже переехал в Москву , где принимал участие в многочисленных телепроектах («Оба-На» с Игорем Угольниковым ). После той встречи Катя сознательно решила отказаться от карьеры певицы, полностью посвятив себя мужу и родившемуся сыну Ивану. Единение кино и эстрады закончилось тем, что сейчас на спектаклях Церишенко можно встретить нашу поп-тусовку - от Алены Апиной до Лады Дэнс . А Катя и Михаил с тех пор стали постоянными гостями фестиваля, считая, что он принес им счастье. Ольга САПРЫКИНА. Сочи. Маша Шукшина встретила отчима через 15 лет НА НЫНЕШНЕМ «Кинотавре» десятилетие совместной жизни отметили семейная пара Денис Евстигнеев - Екатерина Гердт . Хотя сам Денис поначалу даже и не вспомнил, с чего это его супруга сегодня такая счастливая. И, только получив легонько по лбу, признал свою ошибку и признался в любви. В этом году в Сочи наблюдаются удивительные переплетения артистических династий. Впервые за последние пятнадцать лет актриса Маша Шукшина и оператор Михаил Агранович вновь сидели за одним столом, вспоминали дела прошлые и строили планы на будущее. Если кто не знает: Михаил Агранович был вторым мужем Лидии Федосеевой -Шукшиной. Это именно он поставил на ноги дочек Лидии Николаевны, пока сама актриса активно снималась. Что не отрицает Маша Шукшина, во всех интервью повторяя, что всем хорошим в ней она обязана Аграновичу. После развода с Лидией Федосеевой-Шукшиной Михаил вновь женился. Своя жизнь была у Шукшиных. Так что встретиться все как-то не получалось. И тут подоспел очередной «Кинотавр». Актриса и телеведущая Маша Шукшина была приглашена в жюри конкурса «Дебют», режиссер и оператор Михаил Агранович – в жюри основного конкурса. Уже в первый вечер Маша, Михаил и его новая супруга засели за отдельным столиком и о чем-то долго говорили. А когда на следующий день в Сочи прилетела Лидия Федосеева-Шукшина, и она присоединилась к этой милой компании. Идиллия! Дети «Кинотавра» После страстных курортных романов иногда на свет появляются дети. Марк Рудинштейн смеется, что скоро можно создавать «галерею потомства «Кинотавра», куда будут вписаны имена всех тех детишек, которые появились на свет ровно через девять месяцев после сочинской кинотусовки. Это потомство Ларисы Гузеевой , Вероники Долиной, Кати Семеновой и множества других не таких известных персон.

Жизнь артистических семей представляется полной чудес, волшебных встреч и высоких отношений. «Временами Мишу и на улицу было вывести некому: бабка слепая, мать в больнице, а папаша валяется пьяный…» - так живописует счастливое детство сына Александр Ширвиндт .

Отец: Когда-то, в стародавние времена, прабабушка сына моего, Михаила Александровича, когда у нее родился очередной ребенок, написала письмо Толстому: «Лев Николаевич, вы - мудрец, дайте совет.

Моему ребенку месяц: как правильно его воспитывать?» Писатель ответил: «Во-первых, вы опоздали на месяц, а во-вторых, будь совершенна сама, будут совершенны и дети, тогда и воспитывать не надо будет…» И я с ним полностью согласен. Если говорить серьезно, я верю только в генетику и совершенно не верю в воспитание. Воспитание - придуманная формация, человеческая личность не воспитывается. Можно держать ребенка в строгости или баловать, лупить его или с ним нежничать, образовывать по всем направлениям, но все равно рано или поздно, в том или ином качестве, вылезут гены. И чем воспитанней, образованней, чем больше с детства скрупулезно выстроенный ребенок, тем непредсказуемей дальнейшая катастрофа. А если не вмешиваться, пустить это дело на самотек, все-таки есть надежда, что пронесет… - Трудно поверить, что вы с Наталией Николаевной занимали в этом вопросе позицию наблюдателей.

Хоть какие-то действия по части воспитания сына предпринимали?

Сын: (С улыбкой.) Ну да, а как же? Били.

- Чем?!

Отец: (Невозмутимо.) Да всем чем ни попадя. Что под рукой оказывалось. Как правило, попадались оглобли или заводная ручка от нашего автомобиля «Победа». Пробежал сынок мимо - и… по шее его, чтобы знал и впредь думал, что делает…

Сын: И еще родители на меня всегда орали. Особенно отец. Я привык. Потом, став старше, понял, что орет он только на тех, кого любит.

Отец: Причем чем громче крик, тем сильнее чувство. С людьми же мне безразличными я тих и интеллигентен. А на сына мы орали осмысленно. От безысходности. Другого выхода не было. «Не надо, не надо, не надо!!!» - кричали любовно. Иногда взывали: «Прекрати! Когда ты, наконец, прекратишь?» И опять: «Не надо, не надо…» А так как он все время делал то, что не надо, то даже в период каких-то проблесков правильного поведения все равно на всякий случай упреждали: «Не надо, не надо...»

- Михаил, а что вы такое вытворяли?

Отец: …типа утопания в реке, падения в водопроводный стояк-трубу, обожжения в костре, взрывания унитазов в школе химическими реактивами и бесконечных двоек по всем предметам…

- Вот у вашего сына неприятности в школе - набедокурил.

Вы шли разбираться, гасить конфликт?

Отец: Шла Наталия Николаевна. Раз шла, два шла, три… после чего подключался я и переводил его в другую школу. И как только в очередной школе нам начинали рассказывать о плохом поведении нашего ребенка или о том, что он с кем-то не сошелся характером, мы говорили: «Нет-нет, не продолжайте. Спасибо…» И забирали документы. К счастью, в Москве было много школ.

Сын: В итоге отдали меня в ту, что расположена возле Даниловского рынка, тогда как в то время мы уже жили на Котельнической набережной. Ясно, заботливые мама с папой думали о мальчике.

Удобно же: всего три пересадки, и я в школе!

Отец: А это потому, что ни в одну из ближних школ его уже не брали. Только у Даниловского рынка еще не знали всех масштабов катастрофы.

Сын: Скоро узнали. Около школы открылся один из первых в Советском Союзе магазин самообслуживания. Мы, шестиклассники, зашли туда и совершенно опупели. Как так: берешь, что тебе надо, и идешь. Фантастика!.. И вот я сказал своему другу, который впоследствии стал начальником УГРО: «Так здесь же можно все переть!» Он усомнился: «Заметут». Я говорю: «Не». Он: «Ну, слабо спереть что-нибудь, хоть сметану?» Я вдохновился: «Не слабо». - «Спорим?» - «Спорим!» Ударили по рукам. Я взял пачку сметаны, положил ее в шапку и все это - в портфель. Никто ничего не увидел.

Но зачем-то я еще засунул в карман сырок... Когда подошел к кассе, меня передали стражу порядка. Друг тут же ушел на улицу и наблюдал за развитием событий уже из-за витрины. Рассказывал потом, что у меня были глаза тонущей лошади. Началась разборка с директором магазина по поводу этого сырка. Стали звонить домой. Дома - бабка. Она все выслушала и сказала: «Позор семьи! Вы уж отпустите его. Пусть только придет домой, уж он у нас тут получит!» Меня выпустили. Друга уже не было и в помине. Я пошел к нему домой. Там сказал: «Отдавай проспоренное». Он: «Нет, это ты давай. Мы же спорили, что ты упрешь сметану, а ты не упер». Я открыл портфель, достал из него шапку и продемонстрировал сметану. На сметане-то меня не замели. Самое главное в этой истории то, что бабка, мама отца, никому ничего не сказала… Мы с ней очень дружили. Она была единственной, кто знал про меня все, и покрывала во всем, что бы со мной ни случилось.

Мы вместе придумывали, как правильнее соврать родителям или учителям… Мать с отцом очень часто вечерами после спектакля уезжали в гости. И как только за ними закрывалась дверь, я, маленький, вставал, поднимал бабку, и мы шли на кухню - пили там чай, обо всем разговаривали. Подолгу чаевничали. И все мои друзья ее обожали. Она всегда сидела с нами за столом. Казалось бы, дикость: родителей нет, подростки без контроля, фри флэт - свободная квартира, оттягивайся на всю катушку! Нет, бабку за стол тащим. И она с удовольствием общалась с нами, анекдоты рассказывала, и нам вместе было прекрасно.

Отец: А так как последние 15 лет жизни она была слепая, они могли приводить в дом кого угодно, любых баб, хоть проституток с улицы - мать все равно ничего не видела…

Я говорил ей: «Мам, не расстраивайся, смотреть совершенно не на что…»

Сын: Когда я уже учился в Щукинском театральном училище, произошла история, выходящая за рамки, скрыть которую было невозможно. Тут уж на ноги были подняты все. В канун празднования 60-летия Советской власти мы с ребятами сняли флаг с крыши архитектурного института. Причем и раньше мы не раз делали подобное - прикольно же было прийти в гости на праздник с флагом. И все эти стяги валялись у нас на даче в сарае. И никогда мы не попадались, а тут замели. При свидетелях поймали. Идиотская история, о ней потом Сережа Урсуляк фильм «Русский рег­тайм» снял. Зато теперь я могу утверждать, что был предтечей перестройки. Нам же запросто могли влепить политическую статью: проведение антисоветской акции.

- Неужели и тут не воспитывали, Александр Анатольевич?

Поздно уже было.

Да и что я должен был сказать: «Прекрати снимать советские флаги со зданий столицы!»? Это кошмар. Он был подвергнут обструкции со всех сторон: дома с ним не разговаривали, из института его выгнали, погнали и из комсомола…

- А вы сами росли пай-мальчиком, были примерным учеником?

Я был бы паем, но... В школе мне суждено было занимать нишу вечного идиотского клоуна по кличке Ширва. Оставшиеся в живых школьные старики и сейчас так меня зовут при встречах. Класс наш был совершенно ненормальный, а судя по тому, что мы до сих пор - спустя почти 60 лет - собираемся раз в году на традиционную встречу, мы и сейчас очень похожи на сумасшедших...

Я жил в Скатертном переулке, а учился в находящейся рядом 110-й школе. Она считалась элитной, поскольку в ней учились дети вождей. Моим одноклассником, к примеру, был Сережа Хрущев. Разумеется, брать меня туда совсем не хотели. Сын скрипача и редактора Московской филармонии ни по каким статьям не подходил под параметры того контингента. Но не взять меня было нельзя, потому что мой дом находился рядом со школой… Учился я чудовищно и, безусловно, был бы изгнан из достойного учебного заведения, если бы стараниями мамы там не организовывались концерты, на которых выступали лучшие артисты: Иван Козловский и Надежда Обухова, Ростислав Плятт и Рина Зеленая… Эти благородные люди своим талантом помогали подруге довести ее сына-оболтуса (который только на выпускном экзамене узнал, что химии есть две: органическая и неорганическая) до получения аттестата зрелости…

Кроме того, я ненавидел музыкальное образование, которым меня настойчиво хотели одарить родители и педагоги музыкальной школы. Всеми возможными способами я увиливал от этого прекрасного дара, допустим, когда дома за мной гонялись со скрипкой, пытаясь достать смычком, я скрывался в спасительном сортире. В конце концов из музыкальной школы, при всем уважении к моему отцу, я был изгнан. А что касается обучения в средней школе… На нас, учениках, там пробовали все педагогические новшества - логику нам вводили, этику, латынь. До сих пор могу блеснуть в незамысловатой компании какой-нибудь латинской поговоркой… И вот однажды пришла пора очередного новаторства - по части нашего атлетического совершенствования.

Привели к нам нового физрука. А с физкультурой дело в школе обстояло отвратительно - все учащиеся были маменькиными детьми, совершенно неспортивными. И этот полковник, огромный такой амбал, сразу же жестко взялся за нас. Первым делом сказал: «Завтра же чтоб все были в форме - трусы и майка!» Школьники в ужасе: «Как?!» - «Кто не придет в трусах и майке - в карцер!» Или что-то типа того. Ну, все: ха-ха-ха. Назавтра опять явились кто в чем. А он действительно: кого-то схватил за шкирку, подзатыльника дал, другого кастрировал, третьего вообще убил, и народ понял, что дело серьезное. На следующее занятие все пришли в трусах и в майках. И я тоже. Но чтобы поддерживать реноме самого остроумного человека в школе, мне надо было все время что-то придумывать…

У меня была замечательная бабушка, Эмилия Наумовна. Очень тонких кровей старуха. И я выкрал у нее длинные панталончики с кружевами внизу и в комплекте к ним кружевную ночную полурубашечку, расшитую бисером… В школе, как опытный эстрадник, взял паузу, выждал, пока эта несчастная шпана напялила на себя в закутке семейные трусы и майки и, хлюпая носами, встала во всем этом великолепии в линейку в зале. Слышу, физрук, проведя перекличку, спрашивает: «А где Ширвинх?» - так он произносил мою фамилию. «Еще не в форме», - ответствовал я из закутка. Он сказал: «Выходи как есть». И я вышел - в бабкином нижнем белье… Разборка была страшная. Я пытался оправдываться - мол, предупреждал же, что я еще не в форме, он сам велел выходить, и что тут такого, если я ношу такое белье... Выгнали из школы на две недели…

В те славные годы, когда мы переводили Мишку из одного образовательного учреждения в другое, я всегда наставлял его: «Учиться надо хорошо, вот папа в твоем возрасте был отличником.

Только из-за интриг и антисемитизма не закончил десятилетку с золотой медалью. А ты...» (Со вздохом.) Да-а… Но однажды Мишка нашел мои школьные дневники - на даче, валяющиеся на какой-то полке в чулане. Других отметок, кроме двоек, там не было. Изучив находку, сын сделал спокойное лицо, хлопнул дверью и ушел...

Сын: И больше не учился никогда ничему.

Отец: А я закрыл рот навсегда. И больше не пытался убеждать своим примером.

Сын: Зато когда убеждал… Я считаю, что мое главное становление проходило в коммуналке. Там я был свидетелем многих историй, достаточно вспомнить, как ты падал пьяный.

Отец: Да, это историческая классика. Я жил с родителями и бабушкой в восьмикомнатной коммунальной квартире. Кроме нас - еще пять семей. Потом к нам приехала моя жена, Наталия Николаевна, - архитектор, вскоре родился Михаил - лежал где-то в углу и наблюдал за окружающей жизнью. И в этих двух комнатах мы все вместе жили очень долго и счастливо.

Сын: Там было здорово: большая тусовка - я лазил ко всем в гости, носился по этой огромной квартире, на велосипеде по коридору катался.

Отец: Кто-то рассказывает, что в коммуналках крыс друг другу в суп подбрасывали.

Это все вранье. Интриги, конечно, бывали, но была и настоящая коммуна: ребенка оставить, пока занят, можно и похлебки одолжить у соседа, когда прижало... Нормальные такие кибуцы… А в то время у нас с Аркановым была большая страсть - бега. Мы на ипподроме всю зарплату спускали. В семье на слово «бега» было табу. При его упоминании Наталия Николаевна становилась сама на себя непохожая... Так вот однажды зимой жена сломала ногу и оказалась в больнице. Дома оставались слепая мать и семилетний Миша, ученик 1-го «Б» класса. В тот день он сидел в углу и делал вид, что выполняет домашнее задание - рисует крестики. А я приехал с бегов. Несчастные с проигрыша, мы с Аркашей на морозе выпили водки… Я зашел в квартиру. Мишке в это время позвонил друг, Хабибулин, сын дворничихи, и они по общему телефону, висевшему в коридоре, стали разговаривать о жизни.

Я, сильно уставший и нетвердо стоявший на ногах, зайдя в комнату, наступил на мандариновую корку, словно специально оставленную кем-то на полу. Поскользнулся на ней и, проехав на жопе от двери до слепой матери, врезался в нее, едва не сбив с ног. В ужасе замер. Услышал мамин отчаянный возглас: «Это конец! Ты уже и днем!..» Поняв, что отвечать нечего и незачем, потихоньку забился в угол... В наступившей звенящей тишине был слышен только голос Миши.

Сын: Друг спрашивает: «Ты гулять выйдешь?» А один я выйти не мог, меня надо было перевести через дорогу. Оценив ситуацию дома, я сказал: «Нет, меня некому вести: бабка слепая, мать в больнице, а папаша валяется пьяный…»

Отец: Нормальная жизнь интеллигентной семьи в будний день: слепая бабка, в больнице умирающая мать, и бухой отец среди бела дня лежит в углу.

И некому несчастного ребенка вывести на бульварчик - покопаться в песочнице с сыном дворничихи…

- Михаил, вот с бабушкой вы делились своими проблемами, а с родителями говорили по душам?

Нет. Зачем? Это вообще порочный круг. Никогда не надо доверяться родителям. Если разобраться: кто они такие? Прежде всего - соперники. Люди из другого лагеря, которые всегда хотят ребенку зла. Поэтому с ними надо просто находить форму сосуществования.

Отец: В сложных случаях родители, как правило, начинают воспитывать. Говорю же, по большому счету, они несут только одну функцию - постоянно произносят две фразы: «Не надо!»

и «Перестань!» Нет, еще есть парочка: «Опомнись!» и «Когда это кончится?!» Вот эти четыре наставления и лежат в основе всех воспитательных процессов.

- Все-таки в вашей семье была особая атмосфера. У вас ведь собирались творческие люди, ставшие потом знаменитыми.

Сын: (Смеясь.) Да в гробу я их всех видел! Мне до всех этих знаменитостей дела не было. Какой интерес мне, маленькому, до Козакова, или Гердта, или Горина?.. Ну приходят взрослые дядьки, ну сидят с родителями, выпивают… Был, правда, от этого один большой плюс: они отвлекали маму с отцом, те теряли бдительность и не обращали на меня внимания, благодаря чему я мог делать что хочу. Это потом, когда я уже вырос и...

Отец: …и действительно увидел их в гробу, тогда ты понял, что потерял.

А ведь это на самом деле были несерийные люди, их отличала штучность. Вот Сталин говорил, что незаменимых людей нет. По-моему, это бред. ТЕХ заменить невозможно…

Сын: Ну конечно, повзрослев, я оценил масштаб этих личностей. А тогда ведь как все было? Они вели себя словно шпана. Когда часа в три ночи гости наконец начинали расходиться и счастливые жены обретали надежду: слава тебе, Господи, закончилось, можно и поспать, в этот момент Марк Захаров, стоя уже одетым, в дверях, вдруг говорил: «А вообще глупо было бы сейчас расстаться». И… все начиналось заново. Однажды они таким образом, спонтанно, рванули в Шереметьево. Даже меня взяли - разжечь три костра.

Причем расположились пикником практически на взлетной полосе. И Миронов метался по полю и, размахивая руками, приглашал авиалайнеры сесть к нашим кострам. А Захаров, наоборот, носился с криками: «Кыш! Кыш!» - прогонял самолеты... Вот такие фантазии приходили в голову этим масштабным личностям. Жены их все это ненавидели, но не могли не признавать талант и искрометность своих половин. А мне было просто весело - приключения же…

- Постоянно видя в телевизоре своего отца и его друзей, ощущали себя в среде сверстников избранным?

Никогда. Во-первых, я рос, когда папа еще не был знаменитым артистом. Это потом, постепенно стало накапливаться. А класса до шестого- седьмого никакой всепоглощающей славы у отца не было.

Широко известен он был в узких кругах благодаря капустникам. А славу-то делает кино. Он тогда, конечно, снялся в «Майоре «Вихре», в «Атамане Кодр», но это не были фильмы первого экрана. То есть с «Бриллиантовой рукой» не сравнить… Вот когда этот фильм вышел на экраны, одноклассники меня одолели: «А ты живого Миронова видел?» - «Видел». - «Трогал?» - «Трогал». - «Врешь…» И тогда я взял у Андрея автограф, жаль, потом кто-то у меня эту открытку из серии «Актеры советского кино» с его портретом упер. А он на обороте написал: «Миша, твой папа тоже хороший артист. С уважением, Андрей Миронов». Это был первый и последний автограф, который я взял в своей жизни, и мой авторитет среди учеников тогда поднялся на небывалую высоту. Следующий автограф в нашей семье мой папа давал моей дочери. Когда на экраны вышел «Титаник», Саша совершенно потеряла голову от Леонардо Ди Каприо.

И тут пронесся слух, что голливудская звезда приезжает в Москву. Дочка стала просить отвести ее туда, где будет Он. Когда выяснилось, что это невозможно, она где-то раздобыла открытку с изображением Лео и попросила деда добыть ей автограф. В итоге папаша подарил ей открытку, на которой был росчерк латиницей: «Di Capr…» Она поверила и была счастлива.

- Интересно, а профессию вы оба выбирали в контакте с родителями?

Отец: Насколько я имел возможность наблюдать в течение своей жизни, все артистические семьи руками, ногами и всеми остальными органами всегда пытаются оттолкнуть своих детей от этой сомнительной деятельности, от всех кошмаров, связанных с кино- и театральным искусством.

- То есть ваши родители тоже сопротивлялись?

Отец: Абсолютно.

Буквально отталкивали меня. Я даже специально для них поступал в МГУ на юридический факультет. Но параллельно потащился в «Щуку». И когда это вскрылось, пришлось уже родителям звонить педагогам и молить: «Ну, вы понимаете, он же из творческой семьи, возьмите из сострадания…» И с этим, моим, было то же самое. Ну куда его еще? Он же интеллигентнейший человек, у него четыре средних образования. (Смеясь.) Где ему еще быть с таким грузом знаний?

Сын: Со мной сразу все было понятно. Хотя у меня по второй части семьи, с маминой стороны, все архитекторы, я не мог даже по линейке прямую линию нарисовать...

Отец: Впрочем, как и они...

(Смеются.)

Сын: Поэтому у нас в стране так и строят... Короче, из двух зол я просто выбрал меньшее - театральный. Я же бесконечно ездил с родителями на гастроли, практически жил за кулисами, и никаких сомнений по поводу своего дальнейшего пути у меня не было.

Отец: Это у детей артистов зарождается на эмбриональном уровне. И когда благодаря ро дителям они уже влипают в это дело, в другую сторону, как правило, не сворачивают. Мало я знаю таких, кто уходит из этой профессии. Она как мания, как клещ, как крест. Бывает, людей выгоняют, бывает, спиваются трагически, но чтобы по собственной воле... А между прочим, Мишка нашел в себе мужество уйти.

Причем ушел сам. После окончания Щукинского училища начал работать в «Сатириконе», у Кости Райкина. Попрыгал вместе с другими его артистами несколько лет, но потом ушел, как и его друг Сережа Урсуляк. Не потому, что их попросили пойти вон, а потому, что они поняли, что качественно этим делом заниматься не смогут. В итоге Сережа стал замечательным режиссером, а Мишка, к моему удивлению, блестяще проявил себя в качестве продюсера, менеджера и телеведущего. Постоянно придумывает новые интересные проекты. И вообще, из непредсказуемого шалопая превратился в серьезного профессионала, трудоголика. И это, полагаю, самый явный мой ген в его организме. Вон недавно в сообществе других деятелей культуры получил от президента грант. Как написано в официальном указе: «На осуществление проекта по созданию цикла телевизионных сюжетов о культурно-историческом наследии России в телевизионной программе «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом».

А что, есть чем гордиться. Я и внуками своими горжусь, их у меня двое.

Сын: Старший, Андрей, родился в результате моего первого брака. К счастью, сейчас мы с семьей Елены дружим. Лена была экономистом, поженились мы с ней когда-то спонтанно, по молодости. Но наш молодежный союз не выдержал испытания временем. А вот брак с Татьяной, в котором родилась Саша, проверку на прочность прошел…

Отец: И вот на сегодняшний день к внуку Андрею все наше семейство относится не только с огромной любовью, но и с великим почтением, к которому примешивается неподдельный ужас. Дело в том, что он окончил факультет истории, политологии и права РГГУ, затем стал магистром права Манчестерского университета, аспирантом РАН.

Владеет пятью европейскими языками. Сейчас является Государственным советником юстиции 3-го класса, ассистентом кафедры гражданского права юридического факультета МГУ. Преподает, планирует заниматься наукой. К театру никогда в жизни близко не подходил. Еще одно большое достоинство моего внука заключается в том, что он сделал меня прадедом. С 9-летней Асей мы крепко дружим, она называет меня Шурой. А родившаяся год назад Элла еще никак не обзывает, но смотрит подозрительно, с прищуром. Внучка, Саша тоже, по-моему, себе на уме. Она у нас высокая - выше меня ростом, красавица, но, невзирая на это, - умница. Искусствовед, специализируется по итальянской живописи, занимается выставочной деятельностью.

- Александр Анатольевич, верно ли, что у вас первая влюбленность...

Отец: …стала последней?

Ну да, приблизительно так вы некогда и рассказывали о вашей жене.

Отец: Да как-то где-то кому-то рассказывал.

Но разве можно о чем-то судить по таким обрывочным рассказам? Нельзя. Надо всегда держать в уме: все, что рассказывают, - это вранье. Красивое, менее красивое, глупое, умное, но в любом случае - вранье. А как иначе? Без этого невозможно. Врать надо красиво, интеллигентно, с юмором и лучше со слезами на глазах. Что мы сейчас и демонстрируем: Мишка - с юмором, я - со слезами... Но журналу «7 Дней» я буду отвечать откровенно и честно.

Больше, конечно, честно, чем откровенно...

- То есть вы вообще не приемлете слово «влюбленность»?

Нет, почему... Просто у нас с Наталией Николаевной влюбленность была слишком старомодная. 50-й год. Это же середина прошлого века. Ничего себе... (Смеется.) Так что наша влюбленность включала в себя все эти невинные «риориты», костры в компаниях, дачные посиделки с танцами и шарадами, нежные вздохи при луне... Ну и кому сейчас могут быть интересны эти ветхие отношения, когда со страниц «7 Дней» мы узнаем о настоящей, страстной любви среди джакузи, яхт и бассейнов, зародившейся под палящим экваториальным солнцем Багамских островов. Я думаю, что грамотный читатель журнала, прочтя про мои наивные ухаживания, или перестанет выписывать его, или выскажет пожелание: «Просим в дальнейшем этих маразматиков на страницы нашего любимого издания не допускать».

- Ну а пока этого не произошло и в надежде на то, что не произойдет, скажите, как все-таки у вас сложилась и протекала семейная жизнь?

Все зародилось летом в дачном поселке НИЛ (Наука.

Искусство. Литература.) в Новом Иерусалиме, где отдыхали наши семьи. Тате было 15 лет, мне - 16. Теперь можно смело признаться: это был банальный дачный роман. Только я никак не подходил моей избраннице - столбовой дворянке по материнской линии и купчихе по отцовской. Но я уперся и решил сделать ей предложение. Притащился среди зимы в Ботанический сад, добыл там за очень приличные деньги сирень, после чего вручил своей будущей жене дефицитный букет огромных размеров.

Чем навсегда потряс ее сознание, психику и воображение.

Сын: На их золотой свадьбе мама на вопрос, как ей удалось так долго продержаться в одном браке, сказала: «Я просто жила по совету моего любимого писателя Сергея Довлатова. Чтобы быть идеальной женой, надо искренне верить в гениальность мужа, кормить его и... оставить в покое».

Отец: При этом она никогда не растворялась во мне и не жила только моей жизнью, контролируя каждый мой шаг. У нее всегда была своя работа, свои друзья, свое творчество, своя очень насыщенная жизнь. Гораздо более правильная, чем моя. Наталия Николаевна архитектор потомственный. Ее дед, Владимир Николаевич Семенов, в 30-е годы был главным архитектором Москвы, академиком, директором Института градостроительства.

Позже ее брат много лет возглавлял этот институт. И все другие ее родственники тоже архитекторы. Сама Тата более трех десятков лет проработала ведущим архитектором в ЦНИИ спортивных сооружений и зрелищных зданий имени Мезенцева. В ее послужном списке - дома отдыха и санатории в Сочи и в Гаграх, Омский музыкальный театр, гостиничный комплекс при архивно-библиотечном центре в Москве… В том, насколько Тата заслуженный человек, я убедился очень давно, еще в молодости, когда однажды мы с ней решили отметить Новый год за городом. Жена тогда достала дефицитные путевки в одну из ведомственных здравниц - дом отдыха, принадлежавший Союзу архитекторов. Получив путевки на руки, мы прочитали, что в них было написано: «Белоусова Наталия Николаевна, член Союза архитекторов, и Ширвиндт Александр Анатольевич, муж члена…»

Она действительно была знаменита в своей профессии. Но энное количество лет тому назад я сказал Наталии Николаевне: «Хватит тебе уже строить сооружения! Пора на отдых. Вот научишься делать фаршированную рыбу - отпущу на пенсию». А у меня, большого любителя фаршированной рыбы, эта мысль возникла после того, как я поел ее в гостях у Зямы Гердта. Я прекрасно понимал всю утопичность своего заявления, но Тата собрала своих еврейских однокашниц, и они научили ее правильной рецептуре. Рыба была блистательно приготовлена и подана на стол, после чего потомственная дворянка и купчиха Наталия Белоусова гордо ушла на пенсию. С той поры она готовит фаршированную рыбу из карпов, которых я - страстный адепт рыбной ловли - вылавливаю.

И у нас получается абсолютно безотходное производство… Как-то на один из юбилеев нашей совместной жизни Гриша Горин написал в виде посвящения Наталии Николаевне: «Как самый счастливый билет в лотерее, так русская женщина в доме еврея…» Тата - мой счастливый билет.

- Михаил, а в вашей жизни как обстояли дела с влюбленностями?

Самая первая и, пожалуй, самая трагическая произошла в Ялте, в санатории «Актер» - меня тогда как раз выставили из первой школы.

Отец: И перевели во вторую...

Сын: И я влюбился в девушку. Она была очень молода, но немножко старше меня: ей -18 лет, а мне - 8. Она актриса. Я был серьезно влюблен, она выказывала мне знаки внимания, и я полагал, что это чувство - взаимное.

Носил ей в одноэтажный, разделенный на комнатки барак цветы. И вот однажды ранним утром я вылез из нашей конуры и, по обыкновению, пошел на клумбу, чтобы нарвать цветов. Понес свой дежурный букет к ее порогу. И вдруг дверь дамы моего сердца открылась, и из этого бунгало вышел артист Александр Збруев. А она провожала его, нежно целуя на прощание… Они увидели меня, я увидел их, и мы все втроем все поняли.

Отец: И ты отхлестал Сашку этим букетом по лицу, да?

Сын: Мы с Сашей до сих пор вспоминаем об этом. Я ему как-то сказал со смехом: «Как же ты мог тогда так поступить?!» И он ответил: «На самом деле ты зря шутишь, я очень долго переживал из-за того, что так нехорошо получилось…»

Более ярких эмоций в моей жизни не было...

Отец: И это несмотря на то, что он женат, у него двое детей, внучки...

- Родительского благословения не спрашивали?

Сын: На что?

На брак.

Сын: (Смеясь.) Все время спрашиваю, на все браки спрашиваю.

Отец: Иногда поздновато. Когда он привез Таньку Морозову к нам знакомиться, она чуть не родила на лестничной клетке, помнишь?

Сын: Что будет, когда она прочтет это в журнале?

Отец: Хана нам будет. Она у нас очень строгая.

Сын: Мы с Таней познакомились в «Сатириконе». Тихо встретились, поухаживались, тихо поженились.

- А что отличает атмосферу семейных отношений Ширвиндтов?

Отец: То, что все женщины вокруг - лучше нас. Это абсолютная правда, и в этом наша с Мишкой боль и страдание - мы все время должны чувствовать себя перед ними виноватыми. Так и есть. Мы постоянно бываем виноваты.

- В чем?

Отец: Во всем: в образе жизни, в неправильно выбранном пути, в профессии, в самом факте своего существования. Начиная от «Зачем ты вчера так сказал?»

и кончая: «А почему ты вчера так не сказал?..» И они всегда и во всем правы, потому что они цельные, мудрые, а мы - идиоты.

- А существуют ли какие-то наработанные ходы для правильного выстраивания отношений с женами?

Отец: Ходы, уходы, отходы… Есть! Нельзя заниматься одной профессией. Не стоит все время находиться нос в нос - это чревато. В идеале - чтобы жены совсем не знали, где муж работает. Это вообще залог долголетия.

Сын: Я сумел достичь этого. У меня столько разъездов, что Татьяна практически не имеет представления, где я бываю по работе.

Отец: Возможно, она еще и не знает, где я работаю. Хотя служит у меня в театре балетмейстером. (Смеются.) Татьяна у нас человек замечательный - красивая, музыкальная, пластичная, актриса прекрасная, работала во МХАТе, в «Сатириконе», танцевала в трио «Экспрессия»…

- Михаил, а вы были допущены на капустники, которые принесли славу вашему отцу, или вас изолировали?

Все же порой там проскакивала довольно острая сатира, что не приветствовалось вышестоящими органами.

Дело в том, что, когда там была крамола, я этого еще не понимал, потому что в 60-м мне стукнуло два года, а «оттепель» пришлась как раз на 60-е. А когда вырос, естественно, стал пролезать на все эти капустники и в ВТО, и в Дом актера. Любым способом - через какие-то закрытые проходы, через канализационные и вентиляционные люки… Отец: Когда удавалось выдать что-то «через нельзя», мы испытывали потрясающий восторг.

Это для всех - и для артистов, и для зрителей - было настоящим эмоциональным взрывом. А потом, когда все стало дозволено и все захлебнулись от воли и безнадзорности, это ощущение пропало. Перестало быть понятно, куда плыть. Больше чем догола раздеться-то нельзя… Хотя есть, есть всплески. Вот смотрю сейчас, предположим, на Максика Галкина или на замечательных ребят из «Прожектора…» и думаю: если исключить эту их абсолютную стопроцентную раскрепощенность, то чем-то подобным мы занимались 50 лет назад… Урганта я знал, по-моему, с той поры, когда он еще не родился. Но уже тогда, как, впрочем, и потом, родственники не представляли, что с ним делать. Вот как и мы не знали, что делать со своим. Вечная была катастрофа… Концерты в Доме актера были бесплатными, но зато нас там подкармливали.

На шестом этаже рядом с залом был буфет, где мы собирались ночью после спектаклей и репетировали эти капустники. Там была замечательная буфетчица, по-моему, ее звали Сима, - огромная, с грудью, наверное, сотого размера, она у нее вот так стояла, причем без всякого силикона, которого тогда не было и в помине. И мы все время держали пари: есть у Симы лифчик или нет... А у нее был любовник - могильщик с Ваганьковского кладбища, по тем временам - миллиардер. И он всегда привозил с могил цветы. И еду, очевидно, с них же. И каждый раз мы, голодные, молодые, придумывая шутки, ждали его. Кричали Симе: «Леша приехал?» - «Нет еще…» А как только появлялся Леха с букетом могильных цветов и с объедками с панихид, у нас начинался банкет.

Сейчас думаешь: какой-то ужас, а тогда ничего - на ура проходило…

- Александр Анатольевич, к процессу воспитания в семье вы относитесь с откровенной иронией. Однако волею судеб являетесь не только педагогом в театральном училище, но и руководителем театра. А эти должности просто обязывают быть воспитателем. Как же справляетесь?

Точно так, как и в семье. Употребляю все те же четыре тезиса: «Не надо!», «Перестань!», «Опомнись!» и «Когда это кончится?!» Абсолютно аналогично бью провинившихся чем ни попадя, прощаю то, за что нельзя прощать. Что бы они ни врали, делаю вид, что верю. Иногда подкармливаю. Ужас. И так продолжается все те 12 лет, что я «трублю» в Театре сатиры в качестве художественного руководителя, и все те 54 года в Институте имени Щукина, где я начинал свою преподавательскую деятельность как педагог по фехтованию и сцендвижению и постепенно добрел до статуса профессора актерского мастерства.

Благодаря чему в здешней театральной труппе около 30 моих учеников… Вообще, самое ужасное - осознавать, что ученики уходят раньше. Андрюша Миронов, Наташа Гундарева, Сашка Пороховщиков… Масса людей ушли, а ты все сидишь и кого-то воспитываешь. Кошмар!.. До студентов я всегда пытаюсь донести простую истину: счастливее, чем эти четыре года в инкубаторе, ничего у них в жизни не будет. Дальше начнутся творческие муки, зависть, интриги, игры случаев, поэтому во время учебы, вбирая в себя все что можно - было бы от кого, надо пользоваться своим счастьем на всю катушку.

- В театре вы управляете целым коллективом, решились стать начальником над своими коллегами, друзьями. Как открыли в себе дар менеджера, администратора?

Ничего этого нет у меня. Вообще, должность худрука - отдельный вольер в зоопарке. Со своими параметрами. Вот покойный Плучек был замечательным худруком. Так же как Гончаров. Или Захаров, Любимов. Они - типичные художественные руководители театров. У них к этому делу генетическая предрасположенность. Они умеют варьировать. Кто-то из них считал, что руководить можно только при помощи кнута и пряника. Гончаров четко держался позиции: каждой твари - по паре. И это гениально. Нельзя, чтоб был один премьер или одна премьерша. Тогда все - хана театру… Словом, в этой деятельности есть масса хитрых клавиш и рычагов управления, которые изучить невозможно, их можно только придумать и воплотить.

А я могу быть замечательным актером, режиссером, педагогом и… совершенно никаким худруком. Но. Когда к своим 90 годам Валентин Николаевич Плучек заболел всерьез и уже не мог возглавлять театр, вопрос встал ребром: «А кто же?» Оказалось, я. Для меня это был очень болезненный процесс, но победил самый главный тезис - сохранить театр…

А сейчас очень боюсь, чтобы со мной не произошла история - пародия на плучековскую ситуацию. Не хочется, чтобы так получилось. Я же помню все это: как же так, старика, который отдал жизнь театру, начинают гнобить… Это все бред собачий, но я на себе это начинаю ощущать. Мы все, которым сейчас под восемьдесят, проходим этот период. Ну действительно, невозможно же!

Как говорит мой друг Захаров: нужна молодая энергетика. И в сегодняшней круговерти особенно нужны молодые темпераменты, молодое хулиганство. К восьмидесяти никакими инъекциями этого в себя не введешь… А вокруг напор: где гениальные свершения, где новаторство?! У вас же богадельня! Да, богадельня. У нас многим - за 90, и среди них есть люди, которые десятилетиями не выходят на сцену. Но я знаю: этот коллектив столько лет отдал театру, столько сделал для его существования и процветания, что заслужил право быть защищенным. Поэтому я не тронул ни одного человека, ни один волос не упал ни с чьей головы. Это мой принцип. С ним и отойду… (Со вздохом.) Хотя на самом деле так жить нельзя. Но и соединить несоединимое невозможно. Есть же штатное расписание, и за его рамки не выскочишь. Так что ждем, пока наверху не решатся, наконец, создать закон о театре с введением контрактной, договорной системы, при которой можно будет изыскивать способы манипулировать.

Но пока наша труппа существует в качестве советского репертуарного театра, при том что вокруг - рыночная экономика. И вот я, сидя в кресле руководителя советского репертуарного театра и ратуя за него, жду рыночных перемен. Хотя прекрасно понимаю, что это - гибель. И все это - бред собачий... К счастью, я еще работаю артистом. Мой кабинет руководителя театра находится на четвертом этаже. А чуть ниже, на третьем, расположены мужские гримерные. И когда я спускаюсь вниз и перед спектаклем начинаю мазать лицо, постоянно слышу разговоры через стенку: «Нет уже никаких сил! Давайте пойдем к Нему и все скажем! Ну что это, действительно, такое - вялый, добренький, хорошенький для всех, невозможно же так!»

И я всегда поддерживаю эту полемику и больше всех ору: «И правда, пора кончать с ним! Пойдемте, наконец! Ударим, в конце концов, кулаком по столу! Доколе терпеть это безобразие?!» А потом вдруг все соображают, что это они разговаривают со мной. И накал страстей стихает.