Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассион) родилась в 19 декабря 1915 году. Ее оставила дочь своим родным. Отец в это время находится в зоне боевых действий. Бабушка с дедом не заботились о внучке. Не ухаживали за ней, давали молоко, разбавленное с вином. Когда отец приехал на пару дней, забрал дочь и отдал своей матери, которая работала в борделе. Обнаружили, что девочка не видит. Бабушка хотела помочь Эдит. Возила ее по больницам, но врачи лишь разводили руками. За ее выздоровление молились все, бабушка решилась отвезти ее в церковь. Случилось чудо – к девочке вернулось зрение. В шесть лет Эдит пошла в школу, но учиться там не смогла. Вернувшись с войны, отец забрал дочь себе и выступал вместе с ней. Он был уличным акробатом, она пела. В подростковом возрасте Эдит стала жить отдельно от отца, зарабатывая пением на улице. Впервые влюбляется в Луи Дюпона, который занимался развозкой продуктов. Спустя короткое время у них родилась дочь, которая вскоре умерла от менингита и они с Луи расстаются.

Эдит замечает хозяин кабаре и предлагает работу. Он дал ей псевдоним Малышка Пиаф (с французского «воробышек»). После первого концерта Эдит ждал первый успех. Появились афиши с ее именем, на ее концерты было много желающих. Все шло хорошо, пока ее покровитель не скончался от пулевого ранения в голову. Так как он оставил в наследство Эдит некую сумму денег, она стала первой подозреваемой. Ее популярность пошла на спад. Но через некоторое время встреча со знаменитым писателем определяет ее судьбу окончательно. Он наставлял и помогал расти в профессии и жизни, писал для нее песни, создал стиль Эдит Пиаф. После выступления в мюзикл-холле «АВС», Эдит проснулась звездой. Она ездит на гастроли, поет и снимается в кино.

Во время войны, она давала благотворительные концерты и помогла многим пленникам бежать. Многих певцов подняла на сцену и поспособствовала им стать знаменитыми.

У Эдит было много мужчин. Особое место в ее жизни занимал французский боксер. Он не мог бросить жену с детьми, но и отношения с Эдит разорвать тоже не мог. Вскоре он разбивается на самолете. Это приводит ее в депрессию, с которой решает бороться с помощью наркотиков. Была попытка лечиться, но она попадает в автокатастрофу и начинает принимать морфий как болеутоляющее. Попытка самоубийства окончательно подталкивает ее на лечение. Справившись с зависимостью, она так и не выходит из депрессии. Из-за алкоголя, физической и эмоциональной перегрузки она получает цирроз печени и полное истощение организма. Продолжает выступать на концертах. Эдит Пиаф на пике своей популярности, ее любят и боготворят во многих странах.

В 1962 году она встречает свою последнюю любовь молодого парикмахера, с которым проживет до конца своей жизни.

Биография Эдит Пиаф о главном

Биография Эдит ПиафЭдит Пиаф пожалуй самая знаменитая и популярная французская певица. Её великолепные песни и потрясающий голос гремели на весь мир. Она покоряла мужчин и восхищала женщин. Она была примером, героиней, культом.

Детство Эдит родилась 19 декабря 1915 года в семье несостоявшейся актрисы и гимнаста. Отец ушел на фронт Первой Мировой. Через два года после рождения дочери мать Эдит бросила мужа и оставила дочь на попечение своим родителям. Девочка жила в безобразных, нечеловечных условиях. Бабушке было некогда её растить, и чтобы девочка не донимала никого, давала малышке вместо молока разбавленное вино. Отец, узнав о таком бедственном положении своего ребёнка отвез маленькую Пиаф к своей матери. Когда девочке было три года оказалось, что она полностью слепа. Также у нее с раннего детства развился каратит. Отец отвез свою дочь к святой Терезе, куда съезжались отчаявшиеся французы, в надежде на исцеление. Через шесть дней после визита святой Эдит прозрела Настоящее чудо! В школе Эдит не смогла учиться долго, поэтому они с отцом выступали на улице, чтобы заработать на жизнь Отец Эдит выполнял акробатические трюки, а она пела.

ЮностьВ 1932 году Эдит встретила свою любовь - Луи Дюпона. И через год у них родилась дочь, на тот момент Эдит было 17 лет. Мужу не нравилось что его жена посвящает себя только работе. Он потребовал, чтобы Эдит оставила её, но девушка отказалась и пара рассталась.Обиженный муж забрал через некоторое время дочь Марсель, из дома, в надежде на то, что его любимая вернётся. В результате дитя заболело туберкулёзом и скончалось спустя несколько дней. Марсель была единственным ребёнком Пиаф. Начало карьерыЭдит Пиаф заметил Луи Лепле и пригласил выступать в своём кабаре под псевдонимом Пиаф, что в перевод на французский «воробушек». Луи обучил Пиаф актерскому мастерству, мастерству держаться на сцене. Рассказал насколько важна эмоциональность артиста, костюм, в котором он выступает, его мимика, жесты подача. И после короткого выступления на радио, Эдит влюбила в себя слушателей музыки.Но вскоре пришла беда, когда Луи Лепле убили и подозрения пали на Эдит. Так как он завещал её небольшую сумму денег после смерти.

Сотрудники правоохранительных органов преследовали Пиаф, угрожая её и считая себя в праве арестовать певицу в любой момент. Во Время Второй Мировой войны Эдит успешно играла в театре, продолжала петь и снималась в кино. Её родители ушли из жизни во время войны. Эдит устраивала концерты в Германии для французских военнопленных, передавая им всё, что нужно для побега через решётку. Своими песням она утешала семьи погибших. Последние годыВ последние годы своей жизни Эдит переживала ошеломительный успех. Её уже любил весь, ей восхищались, ей дорожили и ее уважали.10.10.1963 певицы не стало.Жизнь Эдит Пиаф была непростой, она пережила множество потерь, но они лишь закалили её. Это мы слышим в ее песнях, каждая строчка пропитана мужеством и решимостью. Память об Эдит Пиаф будет жить вечно.

Интересные факты и даты из жизни

Ее гений, похоже, был вознесен из преисподней. С первого мгновения своего рождения она, словно искалеченный зверек, сражалась за элементарное право выжить. Ее затмевающая иных звезд слава — награда за мученическое детство. Ее мученическая смерть — расплата за яркий и безграничный талант.

Шла Первая мировая война, когда на мокром тротуаре бедной окраины Парижа женщина-алкоголичка родила девочку. Мать принесла ее домой и впоследствии, бросив семью, отдала дочурку на воспитание своим родителям, тоже алкоголикам. Чтобы ребенок не мешал голодным плачем, перманентно пьяная бабушка подмешивала в молоко вино.

В 1917 году за 2-летней Эдит вернулся с фронта ее отец Луи Гассион. Распухшая от дистрофии и ослепшая от конъюнктивита девочка вызвала жалость в его огрубевшем сердце. Гассион отправил дочь на воспитание своей матери, которая содержала дом терпимости. Три года Эдит была окружена искренней любовью и заботой проституток. Три года счастливого детства… Молитвами ли девиц или благодаря квалифицированному лечению девочка прозрела в день Святой Терезы. Образок Святой Терезы Эдит Пиаф будет носить с собой всю жизнь…

Порхание «воробышка» . Когда Эдит было шесть лет, Луи Гассион забрал ее с собой. Он был бродячим акробатом, а в обязанности малышки входил сбор денежных вознаграждений. Вырученные от уличных выступлений гроши отец пропивал. Именно в то время и состоялся первый вокальный дебют Эдит. Однажды девочка спела Марсельезу. Толпа была растрогана, и в шапку посыпался град монет.

Опыт артистического бродяжничества, как и время, проведенное в доме терпимости, не прошли для Эдит даром. Она научилась, по крайней мере, двум способам зарабатывать деньги, и в 15 лет, сбежав от отца, начала самостоятельную жизнь. Эдит пела в самых злачных кабаках Парижа, но ее основной сценой по-прежнему оставался тротуар. Некрасивая, в засаленных одежонках, она делала грим и прическу а-ля Марлен Дитрих и самой себе казалась неотразимой кинозвездой. Матросам и портовым рабочим после совместного распития энного количества дешевого вина очень нравилась веселая певичка… В результате одного из таких «романов» у Эдит родилась девочка, которая вскоре умерла…

Как ни странно, но Эдит была очень самоуверенной и жизнерадостной. Она твердо решила покорить мир. В хмурый октябрьский полдень 1935 года ее увидел владелец крупного кабаре Луи Лепле. Он просто был заворожен ее голосом. Он дал ей постоянную работу в своем заведении и придумал псевдоним — Пиаф («воробышек»).

Рождение Галатеи . Луи Лепле был убит. Желтая пресса безжалостно добивала Эдит версиями о ее причастности к этому загадочному убийству. Все вокруг были уверены, что вульгарную певичку ждет панель и бесславие. Но Эдит не умела долго предаваться отчаянию, тем более не умела бездействовать, а в силу веселого нрава никогда не оставалась одна. Следующий покровитель нашелся довольно скоро. С
известным поэтом-песенником Раймоном Ассо Пиаф познакомилась еще в бытность Лепле. Ассо слыл человеком из высшего общества. Интеллектуал и педант, он стал для Пиаф по-настоящему близким другом и возлюбленным. Раймон занялся образованием Эдит. В 21 год она едва умела писать и читать.

Но самой «кровопролитной» оказалась борьба с ее дурными манерами и грубым вкусом. «Не чавкай. Не разговаривай с полным ртом. Держи правильно вилку», — то и дело раздавался громовой голос Раймона, словно он имел дело с ватагой непокорных дошколят. Случалось, что отчаявшийся воспитатель пускал в ход крепкое словцо и тумаки.

Ассо подолгу репетировал с Эдит каждую интонацию. В любящих и требовательных руках Ассо талант Пиаф получил наилучшую огранку. Она же работала сутками, одержимая музыкой, требуя одеревеневших от усталости пианиста и автора повторять все сначала. Ассо организовал ее выступление в самом знаменитом мюзик-холле Парижа — «АВС». То был первый ошеломляющий успех. Назавтра все газеты писали, что во Франции родилась великая певица. «Я умру в тот день, когда не смогу больше петь», — повторяла Пиаф. Она выживала в авариях, поднимаясь после многочисленных ран и переломов. Боролась с болезнями, выдерживая бесчисленные операции и переливания крови. Иногда от обилия принятых лекарств у нее случались провалы в памяти, прямо на сцене Пиаф не раз теряла сознание. Но что такое физические страдания в сравнении с наслаждением от пения!

Пиаф никогда не устраивала шоу из своих выступлений, просто выходила к роялю в закрытом черном платье и пела, но этого оказалось достаточно, чтобы положить к своим больным ногам ироничный в отношении европейских звезд Голливуд…

Спасенные и погубленные . Только в творчестве Пиаф была постоянна. Мужчины не задерживались долго на ее жизненном пути. Она влюблялась искренне. Страсть была тем «перцем», которого ей не хватало для ощущения остроты жизни. Любовь питала и наполняла ее голос
чувственным надрывом. Но как только отношения с мужчиной переставали быть похожи на бурю и утрачивали романтику, Пиаф уходила первой, не сожалея и не оглядываясь. Только двум ее возлюбленным удалось избежать этой участи: знаменитому в боксе Марселю Сердану и последнему мужу певицы Тео Серапо. Сердану «повезло» — он погиб до того, как Пиаф его разлюбила. Бросить юного Тео помешала смерть самой Эдит.

Эдит Пиаф имела дар находить таланты. Так она открыла «унылого парня» Шарля Азнавура и помогла ему сделать карьеру. Потом Пиаф влюбилась в только что приехавшего в Париж Ива Монтана.
Она сама писала для него песни. Придумала ему образ, научила одеваться и двигаться по сцене, составила протекцию в кино. Но страсть к Монтану угасла, и Пиаф без особых объяснений выставила его за дверь.

Эдит дружила с кумиром своей юности Марлен Дитрих . Дитрих была свидетельницей на свадьбе Пиаф и ее партнера по сцене Жака Пиллса. Но попытка обрести семейное счастье после трагического романа с Серданом потерпела фиаско. Брак с Пиллсом распался через пять лет.

Марсель Сердан не мог стать мужем Пиаф, так как был женат, имел троих сыновей. Они познакомились во время гастролей Эдит по Америке. Сердан проводил там финальные бои за титул чемпиона мира. Пиаф приходила на все его матчи, а он, в ущерб спортивной карьере, не пропускал ни одного ее концерта. В отличие от последующей череды молодых любовников Пиаф Марсель Сердан был ее ровесником. По первому зову Эдит он бросал и семью, и тренировки. Так было и в день, когда Марсель взял билет на тот Богом проклятый рейс. На месте крушения самолета тело Сердана опознали по часам, подаренным ему Эдит Пиаф. У певицы началась тяжелая депрессия, обострившая залеченный артрит. Чтобы избавиться от выворачивающей суставы боли Пиаф принимала наркотики. Преодолев наркотическую зависимость, перешла на алкоголь…

Имя Пиаф имело магическую власть в самых высоких кругах общества. Зная это, певица всегда находила силы, время и способ помочь нуждающимся. Так во время Второй мировой войны оккупационные войска выдали Пиаф пропуск в лагерь для военнопленных. Выступив с концертом, Эдит выразила желание сфотографироваться с узниками. Фашистские власти не смогли отказать великой певице. В Париже Пиаф увеличила лица каждого из ста двадцати пленников и приклеила фотографии на фальшивые удостоверения. В чемодане с двойным дном она провезла документы в лагерь. Сто двадцать человек, благодаря Пиаф, обрели свободу.

Последнее «люблю» . Единственное, что было не дано Пиаф, это создать семейный уют. В ее гостиной стоял рояль, а вокруг в хаотическом порядке кресла для толпы посетителей. Однажды кто-то привел к ней в дом 20-летнего парикмахера Теофаниса Ламбукиса. Жгучий красавиц Тео, сын греческих эмигрантов, с
детства был околдован талантом Эдит Пиаф. Он поклонялся ей, как богине. Пиаф было 46 лет. Она уже знала, что больна раком. Медленно умирая, она уже с трудом удерживала вилку в скрюченных пальцах. Но глаза юного Тео горели такой любовью, что после горестных размышлений Пиаф согласилась выйти за него замуж, и стала называть Теофаниса — Тео Сарапо. «Сарапо» по-гречески — «Я тебя люблю». Молодой грек словно не замечал, как плохо выглядит любимая женщина. Он разрезал для нее еду на кусочки и дрожал от восхищения при виде, как она подносит пищу ко рту. Общественное мнение поливало их союз грязью злословия. Тео обзывали альфонсом, с еще большим раздражением воспринимали его артистические опыты. В защиту мужа едва державшаяся на ногах Пиаф исполнила с одного из этажей Эйфелевой башни песню «Моя жизнь начинается сегодня с тобой…»

Эдит Пиаф умерла на руках Тео Сарапо через год после свадьбы. Последнее, что ей дал Господь видеть при жизни, страстно влюбленный взгляд преданного и безутешного в горе юного мужа.

История болезни Эдит Джованна Гассион (Пиаф) / Édith Giovanna Gassion (Piaf)

Девчонка в черном платьице до колен, похожем на вдовий наряд, явно обладала какими‑то мрачными чарами. Вдова жизни? Куцый символ брошенной женщины? Женщины, которую Господь позабыл без причины?..

Сильвен Райнер

Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив.

Саша Гитри

Нет! Ни о чем!
Никогда ни о чем не жалею!
Ни о капле добра, что была мне дана,
Ни о горе, что мною испито до дна!
И могу я поклясться всей жизнью моею:
Никогда ни о чем я и не пожалею!
Нет! Ни о чем!

Эдит Пиаф

Собственно говоря, болезнь, вернее, одна из тех болезней, которые свели великую певицу в могилу в возрасте 48 лет, началась еще до того, как она начала петь. Родившаяся в семье бродячего акробата и уличной певички, не брезговавшей и проституцией, Эдит сразу попала из неласковых родительских объятий к бабке и деду по материнской линии — парочке настоящих подонков, да к тому же и пьющих. Бабка, старая мегера, активно угощала внучку дешевым красным вином, с помощью которого решала все проблемы. Отец Эдит, вернувшийся с Первой мировой войны, ужаснулся, увидев, в каком ужасном состоянии находилась дочь, и переправил ее к своей матери — содержательнице публичного дома. Там к девочке относились неплохо, но ее постигла… слепота! Трудно сказать, что это было, да и местный лекарь, привыкший «ремонтировать» разбитые вдребезги половые органы, ничего не понял. Он уверял, что «глазки Эдит просто устали». Ей надели черную повязку и начали капать в конъюнктивальный мешок раствор нитрата серебра. И бабка, и обитательницы «веселого дома» усердно молились св. Терезе о выздоровлении Эдит. Она поправилась, но навсегда сохранила страх перед темнотой и веру во все мистическое, таинственное, оккультное…

С восьми до 14 лет Эдит «ассистировала» отцу: зазывала публику, собирала монеты, пела незамысловатые песенки. Улица была ее гостиной, столовой, жизнеобразующей средой. За здоровьем никто не следил, и в 1930 году (ей было 15 лет) у нещадно курившей Эдит возникли проблемы с легкими. В больнице Св. Антония ее осмотрел известный французский интернист пульмонолог Рауль Курильски. На рентгенограмме врач обнаружил затемнения в легких, увеличение правого желудочка сердца, уплотнения в бронхах и рекомендовал… масляные ингаляции! Я не уверен, что его рекомендации выполнялись, по крайней мере курить Э. Пиаф не бросила до конца жизни.

В 16 лет Эдит родила дочку, но продолжала петь на улицах, таская ребенка с собой, пока отец малышки, некий Луи «Малыш», не отдал девочку своей матери. В то время Эдит выглядела, мягко говоря, весьма своеобразно. Маленького роста (147 см), жутко грязная (они с сестрой мылись, по позднейшему ее признанию, лишь по большим праздникам), с диким макияжем, с прилизанными слюной к голове волосами… Но публика, для которой она пела, была не намного чище, поэтому претензий ни у кого не возникало. В 1933 году двухлетняя дочь Эдит умерла от менингита. Мучимая поздним раскаянием, она поехала в больничный морг и на память отпилила пилкой для ногтей прядь волос ребенка. Голова на маленьком теле при этом страшно моталась из стороны в сторону, и позже, когда выяснилось, что Эдит уже никогда не сможет иметь детей, она часто вспоминала об этом жутком эпизоде.

Уличные выступления Эдит продолжались, но она уже стояла на пороге славы. В 1935 году ее пригласил для выступлений в кафе «Жернис» Луи Лепле, известный как ценитель не только шансона, но и однополой любви. Именно ему весь мир обязан рождением Эдит как певицы и появлением ее имени Пиаф («воробей»на парижском арго). Во время первого концерта Эдит в кафе присутствовал весь бомонд: Морис Шевалье, Филипп Эриа, эстрадная королева Мистингетт, летчик Жан Мормоз и другие. Успех у столь взыскательной публики был полный. Однако через год Лепле был убит выстрелом в голову и ударом ножа в сердце. Пиаф долго таскали в полицию, полагая, что она знает убийцу. Работу Эдит потеряла и начала жутко пить — теперь уже не дешевые «чернила», а коньяк и «Божоле»… К счастью, в ее жизни появился Раймонд Ассо, ставший для Пиаф Пигмалионом: он совершенствовал ее мастерство, ставил голос, учил держать вилку и умываться по утрам. Немудрено, что дикарка Эдит закатывала ему жуткие скандалы. Три года продолжалась эта любовная «война», причем сама Пиаф стала инициатором разрыва. Ассо помог ей выступить в крупнейшем парижском кабаре «АВС», где ее увидела музыкально-артистическая элита. Жан Кокто заявил: «Мадам Пиаф гениальна!» С этого момента она, как качующий вымпел, переходит из одних крепких мужских рук в другие: Поль Мерисс, Мишель Эмер, Анри Конте, Иво Ливи (Ив Монтан). Они оказались рядом с Пиаф в годы войны.

Она никогда не имела собственного дома. Да, она снимала шикарные квартиры и держала повара-китайца, но дома у нее не было. И еще одна особенность: в зрелые годы Пиаф вела совершенно нездоровый и ночной образ жизни. Самая активная ее деятельность начиналась в одиннадцать вечера и заканчивалась в шесть утра! Но не это было главным: в душе певицы была территория вечного одиночества, которую не мог заполнить никто, поэтому она часто требовала написать песню, которую пела дуэтом с любимым мужчиной. Но эта «инъекция оптимизма» в жизни ничего не меняла, и «половодье чувств» Пиаф могла выплеснуть только в творчестве. Сцена после окончания войны стала окончательно для нее всем как с точки зрения истории, так и с точки зрения любви и постоянной борьбы с самой собой.

После войны Ива Монтана сменил Жан-Луи Жобер, с ансамблем которого «Ле Компаньон де ла Шансон» Пиаф успешно выступала во Франции и США. В 1947 году и без того не крепкую здоровьем Пиаф постиг тяжкий удар: она заболела ревматоидным артритом. Тогдашняя фармацевтика еще не знала ни индометацина, ни селективных ингибиторов ЦОГ-2, ни метотрексата, поэтому Пиаф пришлось прибегнуть (пожизненно) к инъекциям только что появившегося кортизона, который она покупала по ценам черного рынка - по 50 000 франков за флакон! Но и без этой напасти настроение Пиаф складывалось из непрерывного чередования и переплетения страха перед жизнью и чрезвычайной жизнерадостности, неистового веселья и тоски, достигающей степени депрессии. В 1948 году она попыталась отравиться упаковкой снотворного, запив его стаканом спиртного, но рука дрогнула — таблетки рассыпались, и она не смогла их собрать, а потому лишь погрузилась в тяжелый сон. Уже к 1949 году у Пиаф имелась несомненная зависимость от алкоголя и снотворных барбитурового ряда. Она, как и М. Монро, иногда так перебирала с препаратами, что срывала концерты… Поразительно, что алкоголь и снотворные, а позднее и транквилизаторы все-таки не слишком влияли на феноменальную трудоспособность Пиаф! Правда, после гибели в авиакатастрофе М. Сердана, которого опознали лишь по часам на обеих руках, Пиаф запила с остервенением и погрузилась в оккультизм. Около нее появились всякие шарлатаны, ясновидцы, колдуны, африканские маги. Она купила за бешеные деньги столик для занятий спиритизмом, посредством которого «общалась» с Серданом. Чувство вины (именно повинуясь ее истерически-эгоистическому капризу Сердан полетел к ней в США и погиб) мучило ее в течение года, но и потом она брала с собой на гастроли этот «телефон» для общения с царством мертвых…

Начало 50-х ознаменовалось для Пиаф целой цепью несчастий, самым страшным из которых была наркотическая зависимость. 24 июля 1951 года во время гастролей Пиаф попала в ДТП, у нее была сломана рука и два ребра. Врач не учел ее зависимость от барбитуратов и алкоголя и назначил морфин. Зависимость от него возникла моментально (с первой инъекции!), потом дозы стали расти. Наркотик стоил столько же, сколько кортизон, но перерывы в приеме препарата привели певицу к тяжелой ломке, во время которой она пыталась выброситься из окна. 29 июля 1952 года Пиаф вышла замуж за Рене Виктора Эжена Дюко (Жак Пилс). Он довольно хладнокровно относился к тому, что жена «села на иглу», и пытался «отвлечь» ее вином, ведь она до свадьбы уверяла его, что применяет… кортизон! Однако скоро ее состояние заставило мужа отправить Пиаф в психиатрическую клинику в Медоне. Это помогло мало — будучи в США на гастролях, Пиаф держалась только на инъекциях морфина. О прохождении детоксикации и лечения в США и речи быть не могло: огласка немедленно привела бы к расторжению контракта со всеми финансовыми последствиями. Вернувшись домой, Пиаф пыталась применить тактику «step by step» («шаг за шагом»), ограничивая число инъекций. Ничего из этого не вышло — доза не уменьшилась, она уже делает инъекции прямо через платье и чулок… Когда ее госпитализировали, психиатры еще не имели метадоновой программы реабилитации и снова применили способ «шаг за шагом». Наступил день без наркотика, и… Пиаф пишет: «Я думала, что в тот день сойду с ума. Ужасающие боли разрывали меня на части, сухожилия двигались сами собой».

Не лишено любопытства одно обстоятельство: Пиаф лелеяла в себе некую особую болезнь — нежелание поправиться, выжить, выстоять, «выскочить». Она прилагала все усилия, перемещаясь из одного госпиталя в другой, чтобы умирать понемножку, уничтожать в себе жизнь по маленькому кусочку. И одновременно (женская логика!) Пиаф требовала интенсивности и неожиданности событий. Вся ее жизнь определялась волей случая, вспышками чувственности и страстным отношением к профессии. Наступили в ее жизни годы, которые один из биографов назвал «праздником ада»: Пиаф продолжала тайком смешивать алкоголь и наркотики. Однажды после такого «коктейля» она «орала двенадцать часов подряд». Повторная детоксикация приводила лишь к кратковременной ремиссии, возможность рецидива при морфинной зависимости всегда очень высока, а «ломка» самая тяжелая от всех наркотических препаратов… С 1951 по 1962 год Пиаф дважды попадала в ДТП, перенесла два алкогольных психоза (белая горячка) и несколько наркотических ком, сделала две суицидальных попытки. Но «прикладываться» и колоться не переставала! Во время гастролей в США ее прямо с концерта увезли в Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке, где в течение четырех часов под общим наркозом останавливали язвенное (?) кровотечение и ушивали перфорацию язвы. Вскоре ее оперировали еще раз. Зачем творчеству Пиаф, создававшей на сцене неповторимый образ, требовалось столько страданий? Я не могу ответить на этот вопрос, но говорят, что она сама на него ответила: «Мне нравится быть несчастной». Но это мазохизм! В 1960 году Пиаф попала в американский госпиталь в Нейи под Парижем. Снова последовала операция. Нежелание жить, неизбывная тоска — так описывают состояние Пиаф в это время ее биографы. Все больше инъекций, все больше снотворных. Была попытка лечить бессонницу в психиатрической клинике Виль-Д`Авруз. Зимой 1961 года Пиаф попадает с двухсторонней пневмонией в госпиталь Св. Антония, и хорошо ей знакомый профессор Р. Курильски снова ее осматривает. «У больной развилась острая легочная недостаточность, сопровождаемая приступами удушья, — говорил он. — Мои коллеги и я уже практически решились на трахеотомию, но операции удалось избежать. Однако легочно-диафрагмальные спайки по-прежнему серьезно угрожают здоровью Эдит Пиаф и вызывают сильнейшую одышку. Кроме того, больная страдает тяжелой анемией, вызванной постоянной потерей крови в связи с язвенной болезнью…»

Даже свадьба с Тео Сарапо в 1962 году не изменила Пиаф — сразу после бракосочетания она отправляется в наркологическую клинику для очередной детоксикации! Печеночная кома, постоянный массаж грудной клетки, мануальная терапия суставов и передвижение по парку на инвалидной коляске — такими были последние месяцы жизни Пиаф… Медсестра, постоянно находившаяся в доме Пиаф, в сентябре 1962 года по совету лечащего врача Клода де Лакоста де Лаваля, «истинного аристократа поджелудочной железы, печени и иммунной системы», выехала в Женеву за чудодейственным препаратом из амниотического экстракта. Надо отметить, что у Пиаф была тяжелая анемия (скрытое кровотечение продолжалось), цирроз печени, синдром Кушинга (от многолетнего применения гормонов), хронический панкреатит. С. Берто предполагала, что у Пиаф был рак желудка, который американские хирурги нашли еще во время первой операции, но ей ничего не сказали… Пиаф в очередной раз вывел из комы профессор Кар в клинике Амбруаза Паре, но это был уже финал. Последний диагноз, подписанный доктором Марионом, гласит: «Кома с полной потерей сознания, желтуха. Больная подлежит немедленной госпитализации для проведения лечения экстрактом дегидрированной печени и экстрактом коры надпочечников. Желательно помещение под капельницу и введение физиологического раствора. После введения в брюшную полость импланта амниона желтуха практически не уменьшилась. Печень, как и весь организм больной, в крайне неудовлетворительном состоянии» . Это было 9 октября 1962 года. На следующий день вызвать врача уже не успели. Инъекция аргинина не помогла…

Когда-то Пиаф сказала: «Есть только один вид страданий, с которым нельзя не считаться: это страдания души. От них ни один врач не может излечить». Увы, многие страдания тела тоже не поддаются излечению…

Николай Ларинский, 2002-2014 гг.

Легенда мировой эстрады певица Эдит Пиаф прожила яркую и богатую событиями жизнь. Она выросла из нищеты и стала знаменитой на всю планету, пела и радовала людей, любила и была любима, участвовала в Сопротивлении, оступалась, падала и вновь поднималась во весь рост. Она всю жизнь страдала от одиночества среди шумной толпы, успеха и триумфа Причиной смерти Эдит Пиаф стало онкологическое заболевание.

Она родилась в 1915 году в Париже, в семье несостоявшейся актрисы и акробата. Мать бросила 2-летнюю девочку на попечение бабушки и та часто вместо молока наливала в бутылочку Эдит вина. Вернувшийся с фронта отец отвёз дочь в Нормандию, к своей матери, содержащей бордель. Когда выяснилось, что Эдит слепа, её отвезли в святые места, где наступило прозрение. Но глаза Пиаф так и остались навсегда тёмными, не наполняемыми светом. В школу она пошла уже в Париже.

В 15-летнем возрасте она уже была самостоятельной и подрабатывала пением на улице. В 17 лет стала матерью, но потеряла дочь, когда обе заболели менингитом — Эдит выжила. В 1935 году её пригласил петь с улицы в своё кабаре «Жернис» на Елисейских полях Луи Лепле. Он научил певицу держаться на сцене, помог выбрать сценический псевдоним. Эдит Пиаф сразу же покорила слушателей. Уже в 1936 году она выступила на большом концерте в цирке «Медано», а потом – на радио.

Потом ей повезло встретиться с Раймоном Ассо, ставшим её наставником в творческой деятельности. Тот, кроме выбора пути, учил вышедшую из трущоб певицу этикету и умению одеваться. Создав стиль Пиаф, Ассо написал для неё песни, составляющие одно целое с этим стилем, модой и самой Эдит. В это же время произошло сближение Эдит с композитором Маргерит Монно, ставшей её близкой подругой. Вершиной всех преобразований сбыло выступление певицы в самом престижном мюзик-холле столицы — «АВС».

Во время Второй Мировой войны и фашистской оккупации Франции, Эдит Пиаф выступала с концертами перед военнопленными соотечественниками, тайно доставляя им необходимые для побега документы, вещи и продукты. В послевоенной концертной деятельности Пиаф было много мужчин. Она помогла становлению Ива Монтана, Эди Константена, Шарля Азнавура и других певцов. После гибели в авиакатастрофе любимого мужчины – боксёра Марселя Сердана, она начала принимать морфий.

1995 год стал началом выступления Пиаф в концертном зале «Олимпия»: это был триумф. После очередных гастролей в США, Эдит совсем выбилась из сил и врачи нашли у неё серьёзные поражения организма, в частности – цирроз печени. Она выступала, невзирая на болезни, но это становилось всё труднее. 47-летняя Эдит снова влюбилась – в 28 летнего грека, но её здоровье было сильно подточено бедным детством, тяжёлыми переживаниями, работой, наркотиками и вином. В октябре 1962 года она пела с Эйфелевой башни и её слушал весь Париж. В октябре 1963 года, через 6 месяцев после последнего концерта, она скончалась в Грассе и её привезли в столицу. Её жизнь была слишком тяжела для хрупкой одинокой женщины – вот почему умерла великая Эдит Пиаф в возрасте 48 лет.

Она похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

1517 Просмотров

Имя Эдит Пиаф широко известно в родной стране и за ее пределами. Оно вписано золотыми буквами в историю мировой музыки. Женщина с непростой судьбой смогла стать кумиром миллионов, отдавая на сцене всю себя без остатка. Она прошла через страшные моменты жизни, пережила собственного ребенка и любимого мужчину, но не отчаялась и совершила настоящий подвиг во время войны.

Краткая биография

Мать Эдит, артистка цирка Аннет Майар, родила девочку в квартале Бельвиль Парижа 19 декабря 1915 года. Настоящее имя певицы – Эдит Джованна Гассион. Аннет не желала растить наследницу, поэтому отдала ребенка родителям и навсегда уехала из города. Отец девочки Луи Гассион, возможно, был бы рад взять на себя воспитание дочери, но еще до ее рождения отправился на поля Первой мировой войны.


До двух лет Эдит прожила в доме бабушки и дедушки по материнской линии. Потом с фронта вернулся Луи и забрал дочь к себе. Как оказалось, за девочкой никто толком не ухаживал: купали крайне редко, и кормили тем, что оставалось после попоек. К тому же у нее развилась катаракта, которая привела к полной слепоте, чего нерадивые родственники матери просто не замечали. Луи был вынужден работать, поэтому девочка стала жить с его матерью, хозяйкой публичного дома. Все его обитательницы, как и бабушка по отцу, крепко полюбили малышку и решили молиться за ее здоровье. Неизвестно, это ли помогло на самом деле, но маленькая Эдит неожиданно прозрела. В школе Эдит проучилась недолго – родители других детей высказали недовольство, что рядом с ними находится ребенок, воспитывающийся в непристойном месте. Поэтому в девятилетнем возрасте отец забрал Эдит с собой в столицу Франции, где они зарабатывали уличными представлениями: мужчина демонстрировал акробатические номера, а в это время девочка пела для прохожих. Повзрослев, Эдит нашла работу в кабаре, где пела по вечерам. Вскоре она встретилась с Луи Дюпоном, ставшим ее мужем.

  • Когда Пиаф получила предложение от Луи Лепле петь у него в кабаре, она внезапно осознала, что ей даже нечего одеть. Девушке пришлось срочно приобрести три клубочка шерстяных ниток и связать себе платье самой. Она практически успела завершить наряд, не хватало лишь одного рукава. На помощь пришел Лепле, который застал ее в гримерке за рукоделием. Он принес ей широкий белый шарф, который помог скрыть недостающую часть платья
  • Подозревали Пиаф в убийстве Лепле лишь из-за его завещания, в котором он указал имя артистки.
  • Одно из самых ярких выступлений Эдит Пиаф с огромным успехом состоялось на вершине Эйфелевой башни в сентябре 1962 года. Оно было приурочено к премьере картины «Самый длинный день», а зрителями стали практически все жители Парижа. А финальным выходом Пиаф на сцену стал концерт в театре города Лилль, в тот вечер зрительный зал рукоплескал легендарной певице стоя.
  • Одним из самых необычных проявлений любви и памяти к великой певице является тот факт, что ее именем названа малая планета.


  • Пиаф признавалась своей сестре, что очень боится одиночества, поэтому в ее жизни было столько романов. Причем она всегда предпочитала сама расставаться с мужчинами.
  • Рассказывая о своем первом свидании с Марселем Серданом, певица вспоминала, что он привел ее в какое-то небольшое кафе и заказал мясо с горчицей. Эдит это очень не понравилось, но ее поклонник вовремя заметил все и тут же предложил отправиться в самый респектабельный ресторан города.
  • Песня «Нет, я ни о чем не жалею» звучала в фильме «Семнадцать мгновений весны» в автомобиле Штирлица. Однако эта композиция родилась на 15 лет позже, чем происходили события киноленты.
  • Свою младшую сестренку Симону Эдит забрала у матери, которая воспитывала еще семерых детей и сама стала заботиться о ней. В то время Пиаф как раз приняла решение уйти от отца и вести самостоятельную жизнь. Девочки вместе зарабатывали себе на еду, выступая на улицах города.
  • Известно, что всего из фашистских лагерей ею было спасено 120 пленных.
  • Знаменитый Чарли Чаплин считал, что Эдит в своем творчестве делала то же, что и он в кино.
  • Роман боксера Сердана и Пиаф был скандальным, потому что мужчина был женат и воспитывал трех сыновей. Расторгнуть брак он не мог, но и отказываться от любви не хотел. За возлюбленными охотилась пресса и Сердан даже согласился дать небольшую конференцию, на которой подтвердил, что они с Пиаф любовники. Буквально на следующий день все разговоры об их связи прекратились.
  • Эдит и Марсель приобрели себе огромный дом, в котором собирались жить вместе, там даже был оборудован большой зал для тренировок.
  • Марсель Сердан часто посещал концерты своей возлюбленной, однако предпочитал все время проводить на галерке, чтобы не привлекать внимание.
  • Сама Пиаф написала две книги о себе и своем творчестве, многие другие писатели часто обращались к ее личности в своих произведениях. Даже ее сестра Симона опубликовала книгу, посвященную Эдит.


  • В Париже есть площадь под названием Пиаф (Place Edith Piaf), с установленным памятником великой и несравненной Эдит.
  • Пиаф очень хорошо дружила со знаменитой актрисой Марлен Дитрих.
  • Известие о гибели возлюбленного Марселя Пиаф узнала перед своим концертом в нью-йоркском зале «Версаль». Несмотря на глубокое страдание, она не стала отменять свое выступление. Певицу вынесли на сцену на руках, так как идти сама она не могла. Перед концертом артистка лишь объявила, что поет в честь возлюбленного.
  • Последним увлечением артистки был 27-летний парикмахер по имени Теофанис Ламбукас. Пиаф связала себя с ним узами брака и даже открыла путь на сцену. Ей на тот момент было 47 лет. Псевдоним у Теофаниса был Сагапо.
  • О том, что великая певица ушла из жизни было объявлено 11 октября 1963 года, в этот же день скончался и ее друг Жан Кокто. Многие считают, что основной причиной послужило именно известие о смерти Пиаф.