Для членов организации Ку-клукс-клан возжигание креста – не кощунство, а сакральное действо.

Члены этой глубоко засекреченной организации довольно часто собираются в полевых условиях для проведения так называемого “возжигания креста”. Сия церемония проводится в знак того, что христианство – по мнению куклуксклановцев – это религия “только для белых”. Проведение совместных ритуалов служит укреплению сплочённости между ними. Облачённые в белые одеяния, члены организации устанавливают деревянный крест и встают кольцом вокруг него. После групповой молитвы мужчины и женщины швыряют свои горящие факелы в направлении креста и разводят в стороны руки, как бы имитируя его форму. “Из бесед с членами клана я сделал вывод, что для них это истинно духовное священнодействие, – говорит Тайлер Качек (Tyler Cacek), фотожурналист, который занимается исследованием и фотографированием клансменов с 2009 года. – Они действительно считают, что это максимально приближает их к Господу”.

(Всего 17 фото)

Спонсор поста: Партнерские программы : Участие в партнерских программах не требует сидения в офисе, заполнения кучи ненужных бумаг, выполнения неприятных обязанностей. Партнерским маркетингом можно заниматься дома, на природе, в кофейне, на пляже, везде. Просто зарегистрируйтесь и начните зарабатывать деньги!

Основанный ветеранами армии Конфедератов, KKK впервые заявил о себе в 1865 году. Впоследствии эта организация несколько раз прекращала своё существование и возрождалась вновь – сперва как повстанческое движение на юге во времена реконструкции, затем в качестве расистского, антисемитского и антииммигрантского “братства” и, наконец, согласно многим источникам, как подрывная террористическая организация, выступающая против равноправия граждан. Влияние ККК в 20 веке то росло, то значительно снижалось. Своего пика оно достигло в 1920-х годах, когда организация насчитывала до шести миллионов членов. По оценке Американской антидиффамационной лиги, количественный состав ККК сократился на сегодняшний день до 5000 членов, которые состоят примерно в 40-ка региональных отделениях.

Качек сразу же хотел бы подчеркнуть, что он не является сторонником KKK. Целью его фоторепортажа, озаглавленного “Любовь – это ненависть”, является желание разобраться в том, как и почему разумные вроде бы люди приходят к приятию бредовой идеологии. “Одно дело – попытаться их понять, совсем другое дело – согласиться с ними, – говорит он. – Как фотограф я хочу показать человеческий аспект этой ситуации и то, как эти люди приходят к своим убеждениям”.

В Ку-клукс-клан вступают по разным причинам, иногда под влиянием семьи, иногда вопреки ему. Эти люди порой ощущают себя жертвами притеснения. Их негативный опыт общения с конкретными выходцами из других слоёв социума зачастую формирует их отношение к группе в целом. Стычки с иммигрантами или представителями меньшинств являются одним из примеров. Бывают и более экстремальные ситуации. “Я знаю одного парня, брат которого был убит бандой в Чикаго, – говорит Качек. – Это укрепило его в убеждении, что расовая сегрегация – единственный способ решения многих проблем”.

Завоевать доверие членов Клана было нелегко: они проявляют вполне объяснимую подозрительность по отношению к СМИ. У них не раз возникали проблемы с журналистами, полицейскими осведомителями и правительством. Хотя Качеку удалось установить рабочие отношения с рядом клансменов и сфотографировать представителей нескольких групп в Кентукки и Вирджинии, он по-прежнему сталкивается с трудностями, которые ограничивают его возможности. Члены Клана желают сохранять ореол таинственности – отсюда и белые одежды – а также настаивают, чтобы на их портретах фигурировали остроконечные шапки и татуировки со свастикой. Весь этот символизм “сильно осложняет мою задачу – получить доступ к чему-то более глубокому и значительному”.

Тай Качек – фотограф-документалист; в настоящее время он учится в университете штата Миссури.

1. Клансмен Джим Шили (Jim Scheeley), готовится к возжиганию креста на территории клана в Доусон Спрингс (Dawson Springs), штат Кентукки, вечером 27 марта 2010 г.

2. Увенчанные крестами шесты с флагом Конфедерации обозначают территорию клана в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года.

3. Бритая голова Джейсона Геринга (Jason Ghering) по кличке “Гуль” (“Goul”). Новый член Имперских Кланов Америки на территории клана в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 мая 2010 года.

4. Рон Эдвардс (Ron Edwards), бывший Имперский мастер Имперских кланов Америки, с дочерью у себя дома в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года. В настоящее время он отбывает тюремный срок за хранение наркотиков.

5. Подавленный неприятностями в связи с его последним арестом за хранение марихуаны и низкой посещаемостью “Нордического фестиваля” (“Nordicfest”) в этом году, клансмен Джереми Катро (Jeremy Katro), поник головой; 6 июня 2010 года. “Так сейчас всё перепуталось, – говорит он. – Кажется, что тебя все бросили”.

6. Татуировка с надписью “Белый парень” (“Whiteboy”) украшает пальцы новоиспечённого члена Имперских Кланов Америки на территории клана в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 мая 2010 года. По словам старшего советника Клана Джима Шили, данные о количестве членов держатся в строгом секрете, хотя новые кандидаты часто приходят и уходят.

7. Облачённые в куклуксклановские мантии мужчины и женщины собираются после заката для полугодового возжигания креста на территории Имперских Кланов Америки в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года.

8. Облачённые в куклуксклановские мантии мужчины и женщины после церемонии полугодового возжигания креста на территории Имперских Кланов Америки в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 27 марта 2010 года.

9. Возвышенный Циклоп, известный также как региональный офицер Клана Дуэйн Бридендольф (Dwayne Bridendolph), вскидывает руку в нацистском приветствии Гитлеру, выкрикивая при этом “Белая мощь!” (“White Power!”) во время выступления на одном из сборищ Клана в Мартинсвилле (Martinsville), штат Вирджиния, 2 июля 2011 года.

10. Приготовление креста для возжигания на территории Имперских Кланов Америки в Доусон Спрингс, штат Кентукки, 29 мая 2010 года.

11. Лидер Клана Аманда Баркер (Amanda Barker) приводит к присяге новобранцев около своего трейлера перед церемонией возжигания креста 2 июля 2011 года.

12. Пол Декосте (Paul Decoste), Имперский великан Клана, на фоне своей униформы во время митинга в Мартинсвилле, щтат Вирджиния, 2 июля 2011 года.15. Церемония возжигания креста 2 июля 2011 года. Клансмены называют этот ритуал “Озарением креста” и совершают его в знак своих религиозных верований в “Свет Христов” и в то, что христианство – это религия исключительно для белых.

16. Молодой член Клана присутствует на церемонии возжигания креста в Мартинсвилле, штат Вирджиния, 2 июля 2011 года.

17. Бригада Мятежных Рыцарей Ку-клукс-клана во время церемонии возжигания креста 2 июля 2011 года.

28Ноя

Что такое Ку-клукс-клан

Ку-клукс-клан (на английском Ku Klux Klan) или, как его называют сокращенно — ККК , это секретная организация со строгой иерархией и правилами, которую создали американские расисты в середине девятнадцатого века для установления господства белой расы.

Ку-клукс-клан. Эти слова до сих пор вызывают отвращение и ненависть у большинства афроамериканцев, да и у многих белых тоже. Их породили те времена, когда у «цветных» людей практически не было прав. Хотя рабство было давно вне закона, некоторые люди продолжали отстаивать идеи тотального превосходства над другими расами. Так и появился Ку-клукс-клан.

Всего существовало три воплощения Ку-клукс-клана. Изначально ККК была лишь одной из многих схожих организаций, созданных после поражения южан в гражданской войне.

Почему возник ку-клукс-клан? Причины появления и деятельность:

Многие белые американцы не могли смириться с отменой рабства и установленным строем. Солдаты не могли вернуться к мирной жизни и стремились продолжать борьбу. Это возмущение помогло создателям клана найти многих последователей. Их деятельность была направлена на изгнание «не белых» из страны, процветала жестокость и беспощадность. Тогда же появился и ритуализм ККК. Это помогало запугивать жертв и сплотить сторонников.

Будущей жертве, высылалось предупреждение в виде дубового венка или косточек фруктов вроде апельсина. Если человек не успел после этого сбежать — приходили адепты клана в белоснежных рясах и остроконечных колпаках и вершили свое «правосудие». До 1870-го года, когда клан официально прекратил свое существование, было совершено огромное количество кошмарных преступлений.

В 1915 году под лозунгом «Америка для белых англосаксов протестантского вероисповедания » получило право на официальную деятельность второе воплощение Ку-клукс-клана.

Из-за повышения влияния эмигрантов на культурные ценности американцев, и не без влияния фильма «Рождение нации » организации удалось собрать сотни тысяч последователей. Традиции укрепились, создавалась иллюзия единства и возвышенности. Бороться с деятельностью становилось все сложнее. Все последователи действовали и в масках и среди них часто встречались очень влиятельные люди. Полиция была «заражена», и тот, к кому вы днем обращались за помощью, приходил вечером в белых одеяниях, чтобы вас.

К счастью, все пошло на спад во времена Второй мировой войны и Великой американской депрессии — ККК ослабла, но не исчезла.

Совсем недавно, а точнее в 70-ых годах прошлого века ККК начал возрождаться. Количество последователей удвоилось в краткие сроки, вернулись убийства и поджоги. Но не всех удалось обмануть в этот раз. Клан удалось обезглавить, были осуждены десятки организаторов, как Ку-клукс-клана, так и других расистских формирований.

Это тайное общество, имевшее схожие черты с масонами, было организовано уроженцами южных территорий США после Гражданской войны 1861−1865 годов, а именно судьей Томасом Л. Джонсом и шестью ветеранами армии Юга: Маккордом, Лестером, Кеннеди, Кроу, Джоунсом и Ридом. Все семеро жили в городе Пьюласки, штат Теннеси.

Члены Ку-клукс-клана, 1871 год

По одной из версий, название организации происходит от греческого κύκλος - «круг», «колесо». По другой версии, Ку-клукс-клан получил свое название от характерного звука при передергивании затвора винтовки. Согласно третьей версии, название образовано от латинского cucullus — «капюшон».

ККК был основан бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны

Изначально название общества звучало как «Рыцари Киклос», однако впоследствии его решили видоизменить по причине существования в те годы организации с похожим названием — «Рыцари золотого кольца».


Члены ККК на фоне знаменитого символа — горящего креста, 1915 год

У Ку-клукс-клана была необычная и довольно сложная структура. Возглавлял организацию «Великий Мудрец», который имел в своем распоряжении 10 «Гениев», являвшихся советчиками. Штаты назывались «Королевствами», а управляли ими «Великие драконы» и штабы, состоящие из 8 «Гидр». В каждом «Королевстве» были свои «Домены», во главе которых стояли «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). В свою очередь, «Домены» состояли из «Провинций» под руководством «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Также в иерархии клана имелись и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. Рядовые члены назывались «Вампирами». Еще был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» — регалии клана.

«God, Race, Nation (Бог, раса, нация)» — девиз ККК

Изначально «ку-клукс-клановцы» не ставили перед собой каких-либо крайне радикальных целей: например, они облачались в белые простыни и пугали людей, разъезжая на лошадях. Однако уже в апреле 1867 года Ку-клукс-клан преобразовался во вполне реальную организацию под названием «Невидимая империя Юга». Во многом это произошло потому, что вокруг южан сплотилось большое число карликовых расистских организаций и союзов ветеранов-конфедератов. Лидером ККК стал Натаниэль Бедфорд Форрест, получивший звание «Великого Магистра». Тогда же было разработано «Предписание» (конституция для членов клана), в котором были выделены главные цели Ку-клукс-клана: спасти страну от нашествия негров, а белую расу — от унижений, дать неграм права, удобные только белым, и не допускать равенства белых и черных.


Натаниэль Бедфорд Форрест

Трижды Ку-клукс-клан переживал перерождение. С 1865 года по 1871 год, когда о роспуске организации объявил ее тогдашний руководитель генерал Форрест, — первый этап. Спустя несколько десятков лет, в 1915 году, состоялось учредительное собрание нового Ку-клукс-клана. (Примерно в это же время на экраны вышел фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», повествующий о первом рождении ККК). Официально новая организация просуществовала до 1944 года, когда была распущенна и расколота на несколько группировок.

Третье возрождение клана произошло в 1970-е годы. Впервые за долгое время численность организации выросла до 10 тысяч человек. Впрочем, полиция арестовала главных идеологов обновленного Ку-клукс-клана, что привело к очередному развалу. Стоит отметить, что и по сей день различные «потомки» ККК то и дело создаются, но не пользуются популярностью.

В середине XX века Ку-клукс-клан выступал против коммунизма

С первых дней основания общества главными врагами для «ку-клукс-клановцев» были представители черной расы. Схема убийств неугодных организации лиц была четко спланирована, в каждом таком преступлении участвовало от 10 до 500 человек. Перед каждым убийством жертва получала причудливый знак, например, ветку дуба, семена дыни или зернышки апельсина. После такого предупреждения человек должен был либо отречься от своих взглядов, либо покинуть пределы США. Ослушавшихся ждала смерть.


Суд Линча, 1919 год

Сами убийства также отличались своей изощренностью и жестокостью: жертв топили, вешали, обливали кислотой и калечили. В 1920-е годы к списку «потенциально нежелательных лиц» прибавились евреи, католики, коммунисты, лидеры профсоюзных и забастовочных комитетов, новые иммигранты. Позже в него попали и гомосексуалисты.


Символом жестоких преступлений ККК стал знаменитый «суд Линча"

Символом жестоких преступлений Ку-клукс-клана стал знаменитый «суд Линча», совершаемый обычно через повешение жертвы на дереве. В период с 1881 по 1941 годы жертвами подобной расправы стали 3800 чернокожих американцев. Они пытались принять участие в голосовании, стать членами профсоюза или познакомиться с белой девушкой. Многие афроамериканцы пострадали также за «неуважительное» отношение к белому мужчине.

Тема истории ку-клукс-клана (Ku-Klux-Klan) в нашей стране являлась не совсем благодарной, и если об этой организации и говорили, то только в отрицательном духе, что, впрочем, соответствовало действительности.
Однако призадумаемся - что мы знаем о ку-клукс-клане? Как правило, справочники, не вдаваясь в подробности, сообщали, что это тайная расистская террористическая организация, направленная на борьбу против негров. Если любознательный читатель пытался найти какие-либо дополнительные сведения, его ждало разочарование. Несомненно, что отсутствие информации по какой-либо проблеме всегда вызывает к ней интерес, тем более что до сих пор подлинная история ку-клукс-клана еще не написана, и многое в его деятельности остается неизвестным.

Мы наш, мы белый мир построим
Еще до появления ку-клукс-клана, в 40-х годах XIX века на Юге США существовало множество тайных организаций, проводивших террористические акты против офицеров, солдат федеральных войск и лиц, боровшихся за права черного населения Америки. Во время Гражданской войны 1861-1865 годов эти организации участвовали в борьбе с северянами - «Голубые ложи», «Сыны Юга», «Социальный союз». Наибольшую известность приобрели «Рыцари золотого круга» - в ноябре 1860 г. в ней состояло 115,0 тыс. чел. Практически все они исчезли - по тем или иным причинам - во время войны.
После поражения Юга в Гражданской войне в истории США начался новый период - Реконструкция Юга (1865-1877). Разумеется, на Юге осталось большое количество людей разного социального положения, проявлявших недовольство по поводу освобождения негров, вчерашних рабов. Поэтому появление новой антинегритянской организации оказалось закономерным.
24 декабря 1865 года в городе Пьюласки, штат Теннеси, судья Томас Л. Джонс и 6 бывших офицеров армии Конфедерации создали ку-клукс-клан, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене здания местного суда. Первоначально, по инициативе одного из «учредителей», Рида, новую организацию захотели назвать «Рыцари куклос» («куклос» в переводе с греческого - круг). Но «Рыцари круга» очень сильно походило на существовавшее ранее общество «Рыцари золотого круга». Тогда другой «учредитель», капитан Кеннеди, шотландец, предложил внести в название слово «клан», обозначавшее на его исторической родине род, группу близких родственников. Так родилось словосочетание, на долгие годы ставшее синонимом смерти для чернокожего населения Америки. Как говорил один из американских историков кланизма, Д. Вильсон, даже «…в самом названии ку-клукс-клана существовало какая-то роковая сила. Пусть читатель произнесет это слово вслух. Оно напоминает звук ударяющегося друг о друга костей скелета».
Желая отпраздновать создание своей террористической организации, ночью «отцы-учредители» закутались в белые простыни, сели на лошадей и принялись скакать по улицам города. Они от души смеялись над изумлением, которое произвело их шествие на жителей, и испытывали еще большее удовольствие от страха негров, встречавшихся им по пути. В первое время суеверные африканцы принимали клановцев за души погибших южан-конфедератов. Первый ужас у негров прошел, только когда среди клановцев появились убитые и раненые.
После первого массового явления народу в ку-клукс-клане появился обычай носить белые маски с отверстиями для глаз и носа, высокие шапки, сшитые так, чтобы увеличить рост человека, и белые балахоны, полностью закрывавшие фигуру. В экипировку обязательно входил свисток, которым подавались команды: в клане был специально разработан особый свод условных сигналов.
Один из первых актов устрашения клановцев оказался довольно «невинным». Наказанию подвергся негр, ухаживавший за белой школьной учительницей. Клановцы вывезли его за город, сделали ему внушение, чтобы он перестал встречаться с белыми женщинами, и бросили его в реку.
Ку-клукс-клан быстро приобрел популярность, особенно среди бывших офицеров и солдат армии Конфедерации, убежденных расистов, и бывших членов тайных организаций типа «Рыцари золотого круга». В 1865-1867 гг., т.е. почти за два года существования численность клановцев уверенно растет - первоначальных ячеек клана насчитывалось более сотни. К 1868 г. вокруг ку-клукс-клана объединились все террористические организации южан. Социальная база клана была очень широкой - от самых беднейших крестьян (заработная плата которых резко упала из-за появления на рынке труда дешевой рабочей силы в виде освободившихся негров) до богачей.

Мистическая вертикаль
В апреле 1867 г. в истории ку-клукс-клана произошло очередное важное событие - в городе Нашвилл прошел первый, нелегальный, «конгресс» организации. Согласно легенде, собрание прошло в 10-м номере отеля Максуэлла. На «конгрессе» присутствовали делегаты от Теннеси, Алабамы и Джорджии. Результатом «конференции» явилось принятие «устава» и «конституции» ку-клукс-клана.
В документе говорилось, что клан возник, чтобы «остановить гибель нашей несчастной страны и избавить белую расу от тех невыносимых условий, в которые она поставлена в последнее время. Нашей основной задачей является поддержка верховенства белой расы… Америка была создана белыми и для белых, и любая попытка передать власть в руки черной расы является одновременно нарушением и Конституции (имеется в виду Конституция США), и божьей воли… Права негров должны быть признаны и защищены, но белые должны оставить себе привилегию определить объем этих политических прав. И до тех пор, пока негры не ответят, как они понимают свои политические права, Клан поклялся не допустить политического равенства чернокожих».
«Конгресс» выработал и структуру организации. Ку-клукс-клан объявлялся «Невидимой империей», управляющейся «великим магом», при котором имелся совет (с функциями штаба), состоявший из 10 «гениев». Власть главы «империи» являлась абсолютной, и принятые им решения подлежали немедленному исполнению.
«Империя» делилась на «королевства», охватывавшие штат, во главе с «великим драконом» и его штабом из 8 «гидр». «Королевство» подразделялось на «домены», равные избирательному округу по выборам в Конгресс США. Во главе «домена» стоял «великий титан» с помощниками, именовавшиеся «фуриями». «Домены» делились на «провинции», возглавляемые «великим гигантом» и 4 «домовыми».
Первоначальной ячейкой клана являлась «пещера» во главе с «великим циклопом» и двумя «ночными ястребами». Имелись и другие должностные лица: «великий волхв», замещавший «циклопа» в его отсутствие, «великий монах», исполнявший функции главы «пещеры» в случае отсутствия «циклопа» и «волхва». «Великий казначей», как видно из названия, распоряжался финансами; «великий турок» оповещал «вампиров» - рядовых членов клана - о предстоящих собраниях; «великий страж» являлся привратником «пещеры»; «великий знаменосец» хранил и оберегал «великое знамя», т.е. регалии.
Вопрос финансирования «Невидимой империи» остается неизвестным. Часть денег клансмены добывали контрабандой, не брезговали и ограблениями, захватывая и оружие с боеприпасами. Во всяком случае, особой нужды в деньгах клан не испытывал никогда.
Первым лидером Ку-клукс-клана его «учредители» намеревались сделать известного и талантливого главнокомандующего армии Конфедерации Р. Ли, потерпевшего поражение в сражение при Геттисберге. Однако генерал предпочел не вмешиваться в деятельность новой террористической организации, отделавшись остроумной фразой, что «останется невидимым главой «Невидимой империи».
Поэтому на пост первого «великого мага» был назначен бывший генерал Конфедерации Н.Б. Форрест, имевший большую популярность на Юге и прославившийся жестокостью во время Гражданской войны по отношению к неграм, захваченным в составе войск Севера (на другие должности были поставлены также бывшие офицеры и генералы армии Конфедерации).
Наиболее характерными чертами Клана стали секретность и таинственность. Они были необходимы для конспирации «вампиров», и в качестве некоего пугала для негров и их «пособников». Второму обстоятельству придавалось первостепенное значение. Во многих случаях жертве достаточно было намекнуть, что ее присутствие нежелательно, как человек сразу же переезжал в другое место. Клановцы пытались всегда и везде подчеркивать таинственность организации, о ее связях с мистикой. Особенно клановцы предпочитали ночные шествия - в полном молчании, в белых балахонах и колпаках, верхом на лошадях, они ездили по пустынным улицам. Зрелище, надо отметить, производило определенное впечатление.

Ку-клукс-клан в действии
Ку-клукс-клан быстро завоевывал популярность, и в 1868 г. устав был пересмотрен. Теперь в качестве районов деятельности клана входили, кроме 11 штатов Конфедерации, и новые - Мериленд, Массачусетс, Кентукки. Наибольшее распространение Клан получил в Теннеси, Алабаме, Северной Каролине и Луизиане. С 70-х гг. XIX в. ку-клукс-клан заявляет о себе почти открыто; «пещеры» оформлялись в виде политических или спортивных клубов. По данным Форреста, в Клане состояло свыше 550,0 тыс. чел, по другим данным - 2,0 млн.
Клан действовал под разными названиями, чтобы люди, состоящие в них, могли без опаски клясться в суде, что они не состоят в ку-клукс-клане - «Белое братство», «Рыцари черного креста», «Стражи Конституции», «Рыцари белой камелии» и др.
Основным «занятием» ку-клукс-клана являлись террористические акты. Из-за необычайной разветвленности организации «вампиры» обладали исчерпывающей информацией, на базе которой они проводили убийства, поджоги, избиения. В оперативном отношении «Невидимая империя» имела следующую структуру - графство (административно-территориальная единица США) делилось на несколько округов, каждый из которых являлся «лагом», т.е. низшей боевой ячейкой, возглавляемой «капитаном».
Клановцы действовали мобильными группами, в зависимости от обстоятельств, - от 10-12 до 200-500 человек, и чрезвычайно оперативно, свидетелей в живых не оставляли. Убийства негров и борющихся за их права совершались с невиданной жестокостью - они расстреливали, калечили, вешали. Как правило, предпочитали бросать жертву в воду с камнем на шее. Губернатор Флориды Флемминг рассказывает, что как-то раз, после того, как одного несчастного негра сварили в котле заживо, его кости хирург-клановец собрал в единый скелет, который «вампиры» повесили на перекрестке дорог для устрашения.
Впоследствии, только по официальным фактам комиссии Конгресса было установлено, что в период с 1865 по 1870 гг. ку-клукс-клан совершил более 15 тысяч убийств. В 1880 г. член палаты представителей Г. Вильсон свидетельствовал, что только за политическую деятельность в южных штатах было убито 130 тысяч человек.
Смерть ожидала не только рядовых граждан США, но и политических деятелей. В 1868 г. в Джорджии был убит кандидат от республиканской партии на пост губернатора штата. В том же году в Алабаме было совершено нападение на двух членов Законодательного корпуса. Одного застрелили, другой, оставшийся в живых, свернул свою деятельность. В 1869 г. клановцы убили одного сенатора и члена Законодательного собрания. Опасаясь покушения, один из радикалов во Флориде Гиббс, устроил дома настоящий арсенал, окружив себя охранниками. Но и это не помогло - Гиббса отравили.
В результате к середине 70-х гг. XIX в. клановцы устроили тотальный террор, добившись небывалого могущества «Невидимой империи» почти во всех штатах Юга. Поэтому федеральное правительство было вынуждено активно вмешаться в деятельность ку-клукс-клана, достигнув на этом поприще больших успехов. Значительно способствовала запрещению «Невидимой империи» и смерть «великого мага» Форреста в октябре 1877 г. (незадолго перед смертью освободившего «вампиров» от всех клятв), т.е. когда завершался период Реконструкции Юга. Однако если ку-клукс-клан исчез, то ненадолго. Вскоре он снова появился.

Второе рождение
Второе рождение «Невидимой империи» произошло во время Первой Мировой войны. Хотя ку-клукс-клан уже не функционировал около 30 лет, память о нем на Юге среди ярых сторонников антинегритянского и движения осталась самая «благоприятная». Новым «отцом» клана стал некий Уильямс Симмонс - блестящий оратор, участник американо-испанской войны 1898 года, на которую ушел добровольцем.
28 октября 1915 г. в офисе И.Р. Кларксона, адвоката Симмонса, под председательством спикера Законодательного собрания штата Джорджия Д.У. Бейла, в присутствии 36 чел (из которых двое являлись «вампирами» при «великом маге» Форресте) состоялось «учредительное собрание» нового ку-клукс-клана. Участники встречи подписали петицию, в которой просили власти штата Джорджия разрешения учредить организацию «Рыцари Ку-клукс-клана» как «патриотический, благотворительный социальный братский орден».
Ноябрьской ночью в День благодарения, на вершину Стоун-Маунтин, в 10 милях от Атланты поднялось 16 человек. Они провели ритуальное действие - соорудили из камней алтарь, на который положили американский флаг, саблю и Библию. Рядом водрузили деревянный крест, облитый керосином, который подожгли.
Второе рождение ку-клукс-клана произошло по нескольким причинам. Одной из главных причин реинкарнации оказалась живучесть в сердцах новых южан воспоминаний о клане, как борце с неграми, к которым на Юге никогда не питали большой любви. Нелюбовь эта еще больше обострилась во время Первой Мировой войны. Во-вторых, в начале ХХ в. началась массовая миграция негров с Юга на Север, вызвавшая крайнее неодобрение у северян.
Толчком к возрождению «Невидимой империи» помимо этого явилась и небывалая популярность художественной киноленты американского режиссера-южанина Д.У. Гриффита «Рождение нации» (1915).
4 декабря 1915 г. «Невидимая империя» получила право на легальное существование и на использование прежних атрибутов, традиций, регалий клана. Возродившись, клан частично принял другие формы существования, совершенно неприемлемые ранее. Лидеры «Невидимой империи» всячески подчеркивали, что их движение - это «стопроцентный американизм», что они проповедуют истинно патриотические и религиозные чувства. Клан призывал к закону и порядку, выдвинул лозунги борьбы против проституции, в защиту морали, что привлекло к «империи» многих американцев, и особенно женщин. Один из «великих магов» в этот период, Эванс, сказал: «Мы - движение простого народа. Мы требуем (и мы надеемся победить) вернуть власть в руки среднего гражданина, потомка пионеров…». Кроме слов, ку-клукс-клан занимался и делом - на благотворительность в 1921 г. он затратил 1 млн. долларов.
Вместе с тем не стоит идеализировать «Невидимую империю» - победа большевиков в 1917 г. привела к росту антикоммунистических настроений, экономическая нестабильность в стране в 1919-1920 гг. - бесчисленные банкротства. Во всех бедах клан винил «красных», иностранцев, и конечно, «черномазых», разжигая шовинизм, проповедуя национализм.
Поэтому, в силу неблагоприятного внутреннего положения в США, к концу 1920 г. в клан люди вступали сотнями тысяч человек, искренне полагая, что именно он сможет исправить ситуацию. В июне 1923 г. был организован «Женский ку-клукс-клан», в 1924 г. - «Младший ку-клукс-клан» для мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный рост «вампиров» происходил и в городе, и в деревне. С 1920 по 1925 гг. доходы только от членских взносов составили 90 миллионов долларов, т.е. в год - 15 миллионов!
Как и прежде, «вампиры» пользовались поддержкой «сильных мира сего». Клан располагал огромными средствами. Для подкупа, на проведение выборов в высшие законодательные органы клановцы тратили сотни и сотни тысяч долларов. По-прежнему их ставленники пробирались во власть - от самых низовых органов до Конгресса.
В 1922 г. на посты губернаторов штатов Джорджия, Алабама, Калифорния и Орегона прошли люди, сочувствующие делу клана. В 1924 г. число губернаторов-«вампиров» увеличилось за счет Колорадо, Мена, Огайо, Луизианы. В том же, в 1924 г. «великий казначей» «империи» ассигновал для поддержки сенатора от штата Джорджия 500,0 тыс. долларов. Когда противник будущего сенатора узнал, что его соперник поддерживается кланом, он сразу «выбросил белый флаг», т.е. предпочел уступить.
Во время Второй Мировой войны деятельность клана из-за лишней реакционности пошла на убыль, и 28 апреля 1944 года, в связи с невыплатой налогов в размере 685.305 долларов 8 центов, «Невидимая империя» объявила в Атланте о финансовой несостоятельности и самороспуске. Чтобы спустя два года, словно птица Феникс, снова возродиться из пепла.

На обломках империи
Третье рождение ку-клукс-клана произошло в 1946 г., в той же Атланте. Одним из последних «великих магов» Клана стал Сэмуэл Грин, «вампир» с 1922 г., ставший «великим драконом» Джорджии в начале 30-х.
Однако единой, централизованной «Невидимой империи» наступил закономерный финал. Еще под председательством Грина клан являлся более или менее послушным в его руках, но уже основательно трещал по всем швам. В 40-е годы во всех организациях клана на территории штатов Южная Каролина, Теннеси, Флорида, Алабама состояло 10 тысяч человек.
В 1949 г. Грин умер, и «империя» рухнула. В южных штатах образовываются отдельные, независимые друг от друга кланистские организации. Самым известным «королевством» стали «Рыцари Ку-клукс-клана Америки», возникшие в 1949 г. в Алабаме, претендовавшие на роль лидера Ку-клукс-клана Соединенных Штатов.
Раскол происходил и внутри этих небольших организаций. Так, в «королевстве» Джорджии отделились местные «клаверны» в Колумбусе и Манчестере, образовав «Подлинные южные кланы Америки», во главе которых встал 23-летний ветеран Второй Мировой войны Элтон Пейт, который провозгласил «беспощадную борьбу с учением коммунистической партии», защиту американского протестантизма и выступал против национальных меньшинств.
Огромное недовольство всех кланистов вызвала отмена в 1954 г. сегрегации школы, т.е. в данном случае - раздельное обучение белых и черных детей. Несмотря на ссоры и распри внутри Клана, «вампиры» все как один являлись, как в былые времена, ярыми ненавистниками «неамериканцев», в т.ч. негров. Так, в городе Мобил (Алабама) в январе 1957 г. Клан взорвал за одну ночь три дома, совершил вооруженные налеты на три жилища негров, спалил негритянский дом и здание школы. Всего с 1955 по 1965 гг. расисты Юга убили 85 человек, из них 69 негров и 8 белых борцов за права «цветного населения» США.
К началу 80-х гг. ХХ в. Ку-клукс-клан продолжал существовать в раздробленном виде. Наиболее известны 16 формально самостоятельных организаций. Самые крупные - «Объединенные Кланы Америки - рыцари Ку-клукс-клана» в городе Таскалуса, и «Национальная федерация рыцарей Ку-клукс-клана» в Луизиане.
В настоящее время состояние дел в ку-клукс-клане практически неизвестно, во многом - из-за секретности, являющейся первоочередным правилом «Невидимой империи», которая существует и в наши дни, но не с таким размахом, как в прошлые времена. Не случайно одной из клятв «вампира» являлось и продолжает являться следующая фраза: «Я скорее умру, чем выдам тайны клана». В некоторых «пещерах» заготовлены гробы, на которых сделана надпись: «Этот ящик приготовлен для болтуна».
Весьма интересным является тот факт, что лидеры разнообразных кланов США частенько наведываются в Россию. Это, прежде всего, такой персонаж, как Дэвид Дюк. Он начал свою карьеру лидером небольшой белой расистской организации в Государственном университете штата Луизиана в начале 1970-х годов. Сейчас ему 50, и он - национальный директор клана. Впрочем, не стоит серьезно относиться к этой должности, ведь другие кланы его таковым не признают. В 2000 году он был в нашей стране аж дважды. Даже говорил журналистам, что намерен здесь поселиться. Пока он не осуществил своего намерения. Правда, скорее всего, это не Россия ему так понравилась. Просто на родине его разыскивает ФБР. Вроде бы он присвоил деньги соратников, которые вложил в игорный бизнес и потерял. Но он об этом говорить не любит. Обычно он говорит, что Россия - последний бастион белой расы, еще не замаранный смешанными браками. Естественно, ведь в США координатору ловить больше нечего.
То, во что превратился клан сегодня, потрясает: великая и ужасная когда-то организация в настоящее время представляет собой малочисленное сборище дегенератов, ведомое вождями, которым просто хочется заработать немножко денег. Клановцы прошлого века перевернулись бы в гробах, узнай они, что их последователи стали, чуть ли не защитниками чернокожих. Вот что говорит все тот же Дюк: “Мы не убиваем чернокожих. Это - неправильное представление о клане. Просто раньше к клану присоединялись люди, которые хотели воспользоваться символами и положением клановца, чтобы убивать. Если бы мы убивали черных, нас бы все время арестовывали. Некоторые мелкие кланы до сих пор уверяют, что они сражаются с неграми. С одной стороны, это просто смешно. С другой - мы часто думаем, не провокаторы ли это? Не хотят ли они скомпрометировать клан?”
Сегодня клановцы суетятся только по одному поводу - хотят, чтобы соблюдались их права. Вот, например, несколько лет назад они засудили мэра Нью-Йорка Джулиани, который запретил им митинговать в балахонах и колпаках. Клан подал в суд на мэрию Нью-Йорка, требуя отменить запрет на проведение «Марша гордости за белую расу». И Федеральный окружной суд разрешил им провести марш в Манхэттене. Суд также запретил арестовывать участников марша, если они облачатся в свои традиционные колпаки, так как посчитал это противозаконным. И действительно, за что арестовывать больше похожих на клоунов расистов, которые, невзирая на XXI век за окном, по-прежнему грезят черно-белым миром?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Никогда не собираться в одном месте. За огласку секретов - смерть. Сложнейшая система явок и паролей. Обязательно каждый имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

Напишите отзыв о статье "Ку-клукс-клан"

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М .: Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2120 дней) - история , копия )
  7. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  8. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  9. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  10. - текст закона. (англ.)

Литература

  • Кеннеди, Стетсон. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Издательство иностранной литературы , 1955. - 317 с.
  • Axelrod Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  • Barr Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  • Chalmers David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press , 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
  • Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
  • Dray Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House , 2002.
  • Egerton John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
  • Feldman Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1999.
  • Foner Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
  • Franklin John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press , 1992.
  • Horn Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
  • Ingalls Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
  • Jackson Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
  • Kennedy Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida , 1990.
  • McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
  • Lender Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
  • Levitt Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
  • McWhorter Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
  • Moore Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press , 1991.
  • Newton Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
  • Parsons, Elaine Frantz (2005). «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan». The Journal of American History 92 (3): 811–836. DOI :10.2307/3659969 .
  • Prendergast Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
  • Rhodes James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for .
  • Rogers William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1994.
  • Steinberg Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
  • Taylor Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
  • Thompson Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
  • Trelease Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press , 1995.
  • Wade Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.

Дополнительная литература

  • Blee Kathleen M. Women of the Klan. - University of California Press , 1992. - ISBN 0-520-07876-4 .
  • .
  • Nelson Jack. Terror in the Night: The Klan"s Campaign Against the Jews. - New York: Simon & Schuster , 1993. - ISBN 0-671-69223-2 .
  • Chalmers David M. . - Rowman & Littlefield, 2003. - ISBN 0742523101 .

Ссылки

  • - слайдшоу журнала Life .
  • со Станли Хорном, автором книги «Невидимая империя: История ККК, 1866-1871»
  • Павел Борисов . «Meduza », 25.11.2014

Отрывок, характеризующий Ку-клукс-клан

– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
«Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.

Действия русского и французского войск во время обратной кампании от Москвы и до Немана подобны игре в жмурки, когда двум играющим завязывают глаза и один изредка звонит колокольчиком, чтобы уведомить о себе ловящего. Сначала тот, кого ловят, звонит, не боясь неприятеля, но когда ему приходится плохо, он, стараясь неслышно идти, убегает от своего врага и часто, думая убежать, идет прямо к нему в руки.
Сначала наполеоновские войска еще давали о себе знать – это было в первый период движения по Калужской дороге, но потом, выбравшись на Смоленскую дорогу, они побежали, прижимая рукой язычок колокольчика, и часто, думая, что они уходят, набегали прямо на русских.
При быстроте бега французов и за ними русских и вследствие того изнурения лошадей, главное средство приблизительного узнавания положения, в котором находится неприятель, – разъезды кавалерии, – не существовало. Кроме того, вследствие частых и быстрых перемен положений обеих армий, сведения, какие и были, не могли поспевать вовремя. Если второго числа приходило известие о том, что армия неприятеля была там то первого числа, то третьего числа, когда можно было предпринять что нибудь, уже армия эта сделала два перехода и находилась совсем в другом положении.
Одна армия бежала, другая догоняла. От Смоленска французам предстояло много различных дорог; и, казалось бы, тут, простояв четыре дня, французы могли бы узнать, где неприятель, сообразить что нибудь выгодное и предпринять что нибудь новое. Но после четырехдневной остановки толпы их опять побежали не вправо, не влево, но, без всяких маневров и соображений, по старой, худшей дороге, на Красное и Оршу – по пробитому следу.
Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали, растянувшись и разделившись друг от друга на двадцать четыре часа расстояния. Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги. Русская армия, думая, что Наполеон возьмет вправо за Днепр, что было одно разумно, подалась тоже вправо и вышла на большую дорогу к Красному. И тут, как в игре в жмурки, французы наткнулись на наш авангард. Неожиданно увидав врага, французы смешались, приостановились от неожиданности испуга, но потом опять побежали, бросая своих сзади следовавших товарищей. Тут, как сквозь строй русских войск, проходили три дня, одна за одной, отдельные части французов, сначала вице короля, потом Даву, потом Нея. Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали, только по ночам справа полукругами обходя русских.
Ней, шедший последним (потому что, несмотря на несчастное их положение или именно вследствие его, им хотелось побить тот пол, который ушиб их, он занялся нзрыванием никому не мешавших стен Смоленска), – шедший последним, Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки и ночью, украдучись, пробравшись лесом через Днепр.
От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
– J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
– «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
«Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]
И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.