Царь-пушка в Московском кремле

Как только ни называют Царь-пушку: первой среди орудий по калибру, шедевром литейного искусства, гордостью артиллерийской коллекции, символом российского могущества. Достаточно даже одного из этих эпитетов, чтобы привлечь к ней внимание туристов. Калибр чудо-пушки составляет 890 миллиметров, и этот показатель действительно самый большой из всех известных мировых аналогов.

Царь-пушка - и как орудие, и как музейный экспонат под открытым небом, и как визитная карточка Белокаменной в ряду других исторических памятников – весьма оригинальна. С одной стороны, она представляет собой образец крупнейшего средневекового орудия, а с другой - ярчайший пример «гигантизма» XIX века. Интригует и происхождение названия самобытной достопримечательности, не разгаданное учеными до сих пор. Одни предполагают, будто оно связано с тем, что на пушке изображен один из русских самодержцев. Другие же считают, что название обусловлено исключительно внушительными размерами этого орудия.

Как бы там ни было, мало найдется иностранных туристов, которые, приехав в Москву, не захотели бы взглянуть на это чудо бутафории. Кроме того, что Царь-пушка является самым крупнокалиберным орудием в мире, она имеет в длину 5,34 метра и весит порядка 40 тонн. Этих показателей оказалось достаточно, чтобы включить величественную московскую красавицу в Книгу рекордов Гиннесса. И как после этого можно пройти мимо такой уникальной достопримечательности, не потрогать ее своими руками и не сфотографироваться на ее фоне?

История Царь-пушки

В 1586 году по Москве распространилось тревожное известие о том, что в город движется со своей ордой крымский хан Ислям II Герай, поэтому необходимо было создать орудие для обороны Кремля, и эту задачу поручили русскому мастеру Андрею Чохову. В том же году громадная пушка была отлита на пушечном дворе. Ее установили прямо на Красной площади, около так называемого Лобного места. В качестве основания использовали бревенчатый раскат (настил). Перед этим пришлось задействовать 200 лошадей, которые тащили орудие по бревнам, с каждой стороны было предусмотрено по 4 скобы для крепления канатов. Через некоторое время бревенчатый настил заменили каменным.

Польский гусар Самуил Мацкевич вспоминал по этому поводу, что «в русской столице лежит огромное орудие настолько большое», что солдаты Речи Посполитой во время дождя могут прятаться «внутри его».


Между тем, крымский хан до Москвы не дошел, поэтому никому так и не довелось увидеть, как стреляет уникальное орудие. В XVIII веке пушку переместили в столичный Кремль, и с тех пор она находится там, в самом сердце первопрестольной. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, построенном Петром I в качестве Цейхгауза – хранилища для старинных и трофейных образцов оружия. Впоследствии Царь-пушка «охраняла» главные ворота Арсенала.

В 1835 году ее, равно как и другие вековые орудия, разместили вдоль Оружейной палаты. Она была воздвигнута на новый чугунный лафет, изготовленный по эскизам академика А. П. Брюллова. В 60-е годы прошлого столетия Царь-пушка справила очередное «новоселье»: ее поместили на то место, где она находится и поныне.

Несмотря на сохранившееся свидетельство, что государь Федор I Иоаннович отдал приказ изготовить такое большое орудие к встрече войск крымского хана, многие исследователи считают, что на самом деле Царь-пушка должна была всего лишь производить на иностранцев «пугающее» впечатление своим внушительным видом. Писатель Альберт Валентинов, например, утверждал, что сам мастер, Андрей Чохов, изначально знал, что его огромное неповоротливое детище стрелять не будет. Даже если допустить, рассуждал дальше писатель, что огромное количество пороха, которое необходимо для выталкивания двухтонного ядра, не разнесет ствол вдребезги, представить себе Царь-пушку в бою просто невозможно. Ведь ее из-за такого большого веса перетащить с одной позиции на другую оказалось бы практически неразрешимой проблемой. Валентинов также утверждал, что литейщик ставил перед собой, прежде всего, цель показать возможности русской оружейной промышленности, а сама пушка должна была стать символом могущества России перед лицом возможных врагов. Логика Чохова, по его мнению, была проста и должна была убедить всех иностранцев: если русские мастера смогли создать такую большую пушку, орудия меньших размеров им уж тем более под силу.

С мнением писателя перекликаются оценки и многих узкопрофильных специалистов-оружейников. Так, один из них, Александр Широкорад, в своем труде «Чудо-оружие Российской империи» утверждает, что по стоимости затрат вместо этой пушки можно было бы изготовить с два десятка небольшого размера дробовиков, на заряжание которых ушло бы всего 1-2 минуты. В то время как на заряжание нашей могучей красавицы пришлось бы потратить целые сутки. Широкорад в связи с этим задается риторическим вопросом, цитата: «Каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..»

Казалось бы, оценки специалистов, подкрепленные простой логикой и железными аргументами, должны были поставить точку в дискуссии о том, являлась ли миссия этого орудия военной или, наоборот, только пропагандистской? Однако последующие исследования не подтвердили версию, что Царь-пушку отлили только для того, чтобы она пугала иностранцев своим устрашающим видом. Как оказалось, она действительно по типу относится к бомбардам – осадным орудиям большого калибра с небольшим удлинением ствола, предназначенным для стрельбы 800-килограммовыми каменными ядрами.

Когда в 1941 году немцы наступали под Москвой, Царь-пушку всерьез планировали использовать для защиты столицы от неприятеля.

В 1980 году пушку отправили на ремонт в Серпухов. Одновременно ее обследовали специалисты Артиллерийской академии имени Дзержинского. Они подтвердили, что строение ствола четко указывает на то, что это классическая бомбарда, предназначенная для стрельбы именно каменными ядрами, то есть «дробом». Они классифицировали ее как орудие навесного огня, в перевозке которого с места на место не было никакой нужды - такие орудия просто вкапывали в землю.

Другие исследователи не сомневаются в том, что из Царь-пушки, как минимум один раз, но все же стреляли. Другие возражают: в камере ствола остались приливы бронзы, которых после стрельбы там не должно было оказаться. Свою позицию последние подкрепляют тем, что орудие запального отверстия не имеет, и это обстоятельство стрельбу из нее делает невозможным априори.

Как выглядит Царь-пушка?

Независимо от того, могла ли Царь-пушка быть использованной для обороны Кремля или у нее стопроцентно «декоративное» предназначение, она имела и имеет парадный и величественный вид. Отлитая из бронзы, красавица-пушка торжественно, даже несколько гордо возвышается на чугунном лафете, которому уже почти два столетия. Рядом с ней находятся отлитые еще в 1834 году ядра из того же материала, каждое из которых весит 1,97 тонны. Стрелять такими ядрами, понятное дело, орудие не может.

Оказавшись с правой стороны Царь-пушки, вы увидите изображение государя-самодержца Федора I Иоанновича, известного также по имени Феодор Блаженный, восседающего на коне. На голове у него – корона, в руках - скипетр. Кто не очень знаком с историей, сможет прочитать рядом, кто именно здесь изображен.

Царь-пушка на фото

Считается, и об этом мы сказали в самом начале, что свое название - Царь-пушка - орудие получило благодаря этому изображению. Ведь Федор Иванович был не только Великим князем Московским, но и царем всея Руси. Впрочем, на этот счет, как и относительно других моментов, связанных с историей достопримечательности, есть альтернативное мнение: название орудие получило благодаря габаритам, которые действительно делают его «царем» среди всех обычных пушек.

Теперь переместился на противоположную сторону ствола, которая обращена к другой знаменитой достопримечательности - Царь-колоколу. На ней мы можем увидеть надпись о том, что пушка была отлита в «преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его», и что отливал пушку «пушечный литец Ондрей Чохов». Но почему указан такой год, вызывающий ассоциации с византийским летоисчислением, восходящим, в свою очередь, к ветхозаветному? Дело в том, что в XVI веке летоисчисление в России, как и в Византии, велось с «сотворения мира». Считать годы от Рождества Христова, как мы сегодня привыкли, на Руси стали в конце XVII века, по указанию Петра Великого.

И, конечно, не обойдем вниманием ствол орудия, декорированный красивейшим орнаментом. О лафете же, который отливали по чертежам Питера Яна де Вите, скажем отдельно. Литейщики покрыли это 15-тонное сооружение весьма оригинальным переплетением растений, среди которых находится изображение борющегося со змеей льва, что имеет символическое значение. По общему мнению, царя зверей поместили сюда не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть особый статус Царь-пушки. «Растительная» тема продолжена на спицах больших колес, которые исполнены в виде переплетающихся между собой листьев.

До наших дней дошло предание, согласно которому Царь-пушка все-таки выстрелила. И случилось это всего один раз, при Лжедмитрии I. Когда этого самозваного правителя разоблачили, он пытался спешно покинуть столицу. По дороге его настиг вооруженный отряд. Солдаты жестоко убили самозванца, но после того, как тело было погребено, его на следующий день… обнаружили около богадельни. Удивлению москвичей не было предела, однако не оставлять же труп не погребенным. Вторично его закопали в другом месте, на еще большую глубину. А вот когда тело Лжедмитрия явилось взору вновь, люди всерьез забеспокоились. Пошла молва, что самозванца даже земля не принимает. И было принято решение сжечь тело, после чего в пепел намешали порох и выстрелили из Царь-пушки в направлении Речи Посполитой, откуда, собственно, и пришел Лжедмитрий. Конечно, это только легенда, однако кто знает - вдруг что-то подобное все же произошло? Ведь не зря говорят в народе, что дыма без огня не бывает.

И еще интересный факт. Оказывается, на том месте, где величественно «позирует» перед посетителями Царь-пушка, ранее находился обыкновенный кабак, в котором любил пропускать рюмку-другую самый разнообразный люд.

Царь-пушка и ее копии

Одна из самых известных копий легендарного орудия находится в Донецке. Для столицы Донбасса ее отливали специально по заказу правительства Москвы на предприятии ОАО «Ижсталь» (Удмуртия). По массе «клон» даже превосходит оригинал, он весит 42 тонны, из которых в общей сложности 3 тонны приходится на оба колеса. Вес ядра – 1,2 тонны, а диаметр ствола составляет 89 см.


Донецкая Царь-пушка, отлитая, в отличие от московской, из чугуна, была установлена перед зданием мэрии в мае 2001 года. Для того чтобы приблизить внешний облик к оригиналу, ствол покрыли специальной краской, имитирующей средневековую бронзу. Изготовление дубликата заняло почти три месяца, будучи разделенным на два этапа. Сначала изготовили форму для отливки, а затем она была залита чугуном. Все художественные элементы, а их 24 (голова льва, узоры на стволе, изображение царя Федора и многие другие) изготовлены донецкими краснодеревщиками Виталием Антоненко и Михаилом Березовским.

Еще одна известная копия Царь-пушки находится в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. Она установлена у входа в Национальную художественную галерею, что на площади Оболенского-Ноготкова. Марийскую копию специально отливали на судостроительно-судоремонтном заводе имени С. Н. Бутякова.

Не менее знаменита пермская модель Царь-пушки. Она же самая молодая из всех, ее изготовили в Мотовилихинском чугунопушечном заводе еще в 1868 году, причем в натуральную величину. В отличие от «старшей сестры» в Москве, пермская 20-дюймовая модель успешно прошла, что называется, испытание боем. Из нее при испытаниях было произведено 314 выстрелов, и не только обычными ядрами, но и бомбами разных систем.

Во время Всемирной выставки 1873 года в Вене пермская пушка была установлена перед павильоном России. После выставки ее должны были транспортировать в Кронштадт, для нее даже изготовили специальный лафет. Планировалось, что орудие будет служить для обороны Санкт-Петербурга со стороны моря. Однако этого гиганта вернули обратно в Пермь. Дело в том, что к тому моменту он технически устарел. На смену ему пришли более легкие орудия из высокопрочной пушечной стали, технология получения которой была разработана златоустовским инженером-изобретателем Павлом Матвеевичем Обуховым, открывшим завод в городе на Неве. Пермскую же Царь-пушку, как и московскую, сохранили в роли памятника.

Как добраться

Царь-пушка относится к самым известным достопримечательностям Москвы, расположенным в сердце города, поэтому найти ее очень просто.

Воспользовавшись метрополитеном, доезжаете до станции «Александровский сад» и выходите непосредственно в этот парк, расположенный с северо-западной стороны от стен Кремля. Здесь же, у станции подземки, находятся билетные кассы в Кремль. Купив билет, поднимайтесь в Кутафью башню и, пройдя по мосту и минуя Троицкую башню, окажетесь непосредственно на территории Кремля.

Далее идете в направлении Сенатской площади и поворачиваете направо, после чего доходите до колокольни Ивана Великого, рядом с которой и находится уникальное, безмолвное в своем величии старинное орудие – ее величество Царь-пушка.

Знаменитую Царь-пушку в Кремле , одну из наиболее посещаемых достопримечательностей московского Кремля, сегодня можно увидеть на западной стороне . Каждый из туристов, прибывших в Москву, обязательно включает в программу своего посещения осмотр грандиозного орудия XVI столетия. Кратко история царь-пушки и для детей, и для взрослых приведена в нашей статье.

Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка даже занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:

  • длина - более 5 м.,
  • внешний диаметр ствола достигает 134 см.,
  • калибр - 890 мм,
  • весит изделие около 40 тонн.

Когда и зачем ее создали?

Фото 1. Царь-пушка - одна из главных достопримечательностей Кремля

История и малоизвестные факты о Царь-пушке в Кремле

В 1586 году в град Москву донесли тревожное послание: на столицу походом идет крымский хан со своим многочисленным войском. Для отражения вторжения, по указу правившего в то время царя Федора Ивановича, на Пушечном дворе Москвы русским литейщиком Андреем Чоховым было отлито огромное по своим размерам артиллерийское орудие, которое предназначалось для стрельбы каменной картечью.

Так как изначально орудие предназначалось для обороны Кремля, установили его на возвышенности над берегом - на , неподалеку от знаменитого и .

Однако крымский хан так и не подошел к стенам Первопрестольной столицы, а посему москвичи так и не смогли узнать, насколько мощно стреляет это орудие, прозванное за свои габариты Царь-пушкой.

Позже, во времена царствования Петра І, орудие при помощи специальных катков переместили на территорию Кремля: сначала во двор строящегося , а потом уже к его главным воротам. Там она была установлена на деревянном лафете, который вместе с лафетами других орудий сгорел при пожаре 1812 года.

В 1835 году на судостроительном заводе Берда в Петербурге, по чертежам военного инженера Витте (в некоторых источниках автором эскиза упоминается академик Александр Павлович Брюлов), был изготовлен более прочный, чугунный лафет для грандиозного орудия.

В 1843 году Царь-пушка была убрана от ворот Арсенала, где находилась все это время, и установлена рядом со старым зданием Оружейной палаты. Там она простояла вплоть до 1960 года, когда в рамках постройки орудие вновь перенесли, на этот раз - на Ивановскую площадь, где оно находится и по сей день.

Итак, мы кратко описали историю пушки, и теперь для более любознательных детей и взрослых продолжим свой рассказ.

Описание легендарной царь-пушки

Как говорилось выше, лафет орудия выполнен методом чугунного литья и выполняет чисто декоративные функции. Само тело орудия вылито из бронзы. Рядом с лафетом расположены чугунные ядра, которые также являются элементом декора.

На правой стороне орудия размещено изображение самодержца Федора Ивановича, сидящего на боевом коне. Голову князя венчает царская корона, а в руках находится один из символов российской власти - скипетр. Рядом вылита поясняющая изображение надпись.

Одной из гипотез появления названия «Царь-пушка» является именно изображение правившего в момент создания этого грозного арторудия царя, который и увековечен на плоскости пушки. Правда, существует и еще одно название, встречающееся в российских документах разных эпох, - это «дробовик российский». Дело в том, что так обозначались орудия, предназначенные для стрельбы дробом (по-иному - картечью).

Левая сторона орудия декорирована надписью, увековечившей ее создателя и которая гласит «литец Ондрей Чохов».

Сама плоскость ствола, помимо прочего, украшена оригинальным орнаментом.

Отдельно хотелось бы выделить сам лафет, который декорирован таким образом, чтобы явно выделить высокий статус артиллерийского орудия. Главной его составляющей является изображение льва - грозного и сильного царя зверей. Символическое отображение льва, сражающегося с мифическим змеем, можно увидеть и в хитросплетении орнаментальных растений на плоскости лафета.

Хотелось бы добавить, что для перемещения пушки, расположенной в московском Кремле, запрягали одновременно 200 тягловых лошадей.

Несмотря на внушительность орудия, некоторые специалисты сходятся во мнении, что изготовили его все же не для стрельбы, а исключительно для устрашения неприятеля, в конкретном случае, наступавшие на столицу войска крымского хана. О технической стороне пушки и пойдет речь далее, из которой мы и узнаем - бутафория это или действительно грозное арторудие.

Сразу отметим, что размещенные пирамидой у лафета чугунные ядра лишь декор, полый внутри. Если же их сделать настоящими, то каменное ядро будет весить порядка 819 килограммов, а чугунное и вовсе под 2 тонны.

Далее, по мнению специалистов, сам лафет не приспособлен технически для стрельбы из такого мощного орудия, да и сами тяжеленные чугунные ядра физически не подошли бы - ствол Царь-пушки во время выстрела просто разорвало бы. О его боевом применении фактов в истории не засвидетельствовано.

Но не может такого быть, чтобы в те далекие времена, перед угрозой нападения на Москву, артиллерийское орудие создавали бы лишь для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Попробуем все же в этом разобраться!

Начнем с того, что до XX столетия военные специалисты и историки все же обозначали нынешнюю «Царь-пушку» как дробовик, т.е. предназначенную для стрельбы картечью, которую заменяли в те далекие времена обычные мелкие камни. Нынешнее название закрепилось лишь с 1930 года, когда власти решили повысить статус орудия в пропагандистских целях. Каких? Наверное, исходя из того, что в великой стране, должно быть все самое грандиозное в мире. Это как в шутке советских времен, что в СССР «самые большие радиодетали в мире».

Но не будем злословить и продолжим, тем более завеса тайны над пушкой все-таки была приподнята, и случилось это во время плановых реставрационных работ, проведенных в 1980-м году.

Орудие сняли с лафета и отправили на один из военных заводов города Серпухова, где и проводилась его реставрация. Вместе с обычными в таком случае работами, силами военных специалистов из Артиллерийской академии Москвы были проведены обмеры царь-пушки, правда главный отчет так до сих пор и не был обнародован. Правда, сохранились черновые чертежи, которые подчеркивают, что эта пушка вовсе и не пушка в действительном ее обозначении.

Итак, по порядку. Диаметр канала ствола, со стороны которого и производится зарядка орудия ядрами - 90 сантиметров, а к самому концу боевой части он уменьшается до 82-х. Глубина этого конуса порядка 32 сантиметров. Далее идет зарядная камера с плоским дном глубиной 173 сантиметра, диаметр которой в начале составляет 44,7 сантиметров, увеличивающейся к концу до 46,7 сантиметров.

Эти данные позволяют отнести орудие к классу бомбард, это значит, что из нее вполне возможно было стрелять каменными ядрами. Назвать же эту артиллерийскую установку пушкой нельзя, т.к. не выдержано одно из главных условий: длина ствола должна быть не менее 40 калибров. Тут же речь идет всего о четырех. Что же касается использования орудия в качестве дробовика, стреляющего картечью, то, исходя из имеющихся характеристик, это было бы весьма неэффективно.

Сами бомбарды относятся к классу стенобитных орудий, предназначенных для разрушения крепостных стен. В большинстве случаев для них даже не делали лафет, т.к. часть ствола просто закапывалась в землю. Расчет орудия располагался в устроенных рядом с бомбардой окопах, т.к. стволы при выстреле часто разрывало. Скорострельность оставляла желать лучшего и редко доходила до 6 выстрелов … в день.

При исследовательских работах в канале Царь-пушки таки нашли частички пороха. Вопрос только в том, это был испытательный выстрел или орудие все-таки успели применить против неприятеля? Последнее, скорее всего, невозможно. Подтверждением может служить и тот факт, что на стенках ствола так и не обнаружили продольных царапин, которые должны были остаться или от ядра, или от каменной шрапнели.

Миф об орудии и царе-самозванце Лжедмитрие

И все же она стреляла!? Дошедший до нашего времени миф гласит, что единственный выстрел был произведен прахом временного русского царя Лжедмитрия.

После разоблачения он попытался сбежать из Москвы, но наткнулся на боевой дозор и был жесточайшим образом убит. Тело дважды предавали земле, и дважды оно вновь оказывалось на поверхности: то у богадельни, то на погосте. Поползли слухи, что даже земля не хочет принимать его, после чего и было принято решение тело кремировать, а прахом произвести выстрел из пушки, повернув орудие в сторону Речи Посполитой (нынешней Польши), откуда он и был родом.

Такова история Царь-пушки кратко - самого большого орудия своей эпохи.

Сегодня уменьшенные копии кремлевского орудия установлены в Донецке, Перми и Йошкар-Оле. Однако ни по параметрам, ни по характеристикам они даже не приближаются к московскому гиганту.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

Сначала пушка целилась на стены , но потом ее переместили на Красную площадь к Лобному месту. А по указу Петра I пушка отправилась во двор . Сейчас гигантское орудие находится на . Для каждого перемещения требовалась сила не менее 200 лошадей, которых привязывали к специальным скобам по бокам пушки.

Царь-пушка называется так не только из-за размеров - еще на ней выгравирован портрет царя Федора, сына Ивана IV. Лев на лафете (подставке под ствол для наводки на цель и точной стрельбы) подчеркивает высокий статус орудия. Сам лафет отлили только в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Многие спрашивают, стреляла ли Царь-пушка? Ученые говорят, что один испытательный выстрел она все-таки сделала для пристрелки.

Поэтому внутри дула есть клеймо создателя: тогда именную печать мастера ставили только после проверки орудия на практике. Поэтому можно смело утверждать, что Царь-пушка стреляла.

Но такие массивные орудия предназначались для прицельной стрельбы по стенам крепостей тяжелыми ядрами. Но четыре ядра у подножия памятника - декоративные и полые внутри. Настоящие ядра такого размера весили бы не менее тонны каждое, и для их загрузки потребовался бы специальный механизм. Поэтому для заряда Царь-пушки использовали небольшие каменные ядра. А настоящее название орудия - «Дробовик российский», или мортира (на военной терминологии), то есть оно должно стоять дулом вверх.

Есть также версия, что по конструкции Царь-пушка - бомбарда. К пушкам относят орудия с длиной ствола от 40 калибров и выше, а у Царь-пушки длина всего 4 калибра, как у бомбарды. Эти стенобитные орудия были огромными, чтобы разрушить крепостную стену, и не имели лафета. Ствол вкапывали в грунт, а рядом делали еще 2 окопа для артиллерийского расчета, так как орудия часто разрывало. Скорострельность бомбард была от 1 до 6 выстрелов в день.

У памятника Царь-пушка есть несколько копий.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Весной 2001 года по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «Ижсталь» изготовило копию Царь-пушки из чугуна. Новодел весит 42 тонны (каждое колесо весит 1,5 тонны, диаметр ствола - 89 см). Копию Москва подарила Донецку, где ее установили перед зданием мэрии.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова у входа в Национальную художественную галерею поставили копию Царь-пушки, отлитую на Бутяковском судостроительном заводе.

А в Перми находится самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка. Это точно боевое орудие. Его изготовили в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе. При испытаниях пермской Царь-пушки сделали 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем.

Модель пермской пушки в натуральную величину выставили перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Она должна была уехать в Кронштадт для защиты Петербурга со стороны моря. Там уже подготовили лафет, но гигант вернулся в Пермь. К тому времени инженер-изобретатель Павел Обухов из Златоуста разработал технологию производства высокопрочной пушечной стали и открыл завод в Санкт-Петербурге, где отливали более легкие орудия. Так пермская Царь-пушка технически устарела и стала памятником.

А что вы знаете об истории Царь-пушки Московского Кремля?

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

На Ивановской площади Московского Кремля находятся два уникальных памятника русского литейного искусства. Об одном из них – крупнейшем в мире колоколе рассказано . Но помимо огромного колокола, который никогда не звонил, есть у нас и самая большая в мире средневековая (подчёркиваю – СРЕДНЕВЕКОВАЯ) пушка, которая никогда не стреляла.

Зовут её Царь-пушкой вовсе не за размеры, а за изображение на стволе государя Фёдора Иоанновича, по повелению которого она и была создана.


Царь Фёдор изображён в виде всадника со скипетром в руке на правой(обращённой к Царь-колоколу) стороне ствола поблизости от дульного отверстия пушки. Кроме того, по обеим сторонам ствола отлиты следующие надписи – на нынешней северной стороне ствола, обращённой к зданию резиденции президента России: “Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Фёдора Ивановича государя самодержца всея великия России при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине”.


Надпись на противоположной стороне ствола, обращённой в сторону Царь-колокола гласит: “Слита бысть сия пушка в преименитом царственном граде Москве в лето 7094 в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.”

Год 7094 у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от “Сотворения мира”. Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ – четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна – в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка – это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр – 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.


Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова.




Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну.


Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется.


Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Конечно, Царь-пушка не может и не должна была стрелять такими тяжёлыми ядрами. В старинных грамотах пушку часто именуют “Дробовик Российский”. Царь-пушка была рассчитана на стрельбу “дробом”, иначе говоря картечью.


Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая “Безумная Грета” или “Большой красный дьявол” из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см.


Название “Безумная Грета” восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу “Монс Мег”. Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. “Монс Мег” весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр – 520 мм. “Монс Мег” сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии.


С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам – орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно “Безумной Грете” и “Монс-Мег”. Но к термину “бомбарда”,т.е. средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью.

Несмотря на свои колоссальные размеры Царь-пушка несколько раз меняла свое местоположение. В XVIII столетии её переместили во двор Арсенала, затем поместили у его главных ворот. В 1835 году Царь-пушку установили на уже знакомый нам декоративный лафет, уложили бутафорские ядра и поставили напротив Арсенала у старого здания Оружейной палаты. (не сохранилось). В 1958 году по инициативе Н.Хрущёва в Кремле начинается строительство Кремлёвского дворца съездов – нынешнего Государственного кремлёвского дворца. Старую Оружейную палату снесли, а Царь-пушку перенесли на её нынешнее место на Ивановской площади.
Про мы . Есть рекомендации о том, . Можем и провести. Вот некоторые наши .