Проблема взаимоотношений человека и природы активно рассматривалась в произведениях 40-50-х гг., где серьезно звучит нота тревоги и беспокойства о сохранении красоты окружающего мира (Пришвин, Паустовский). Традиции Паустовского продолжает проза 60-70-х гг. (Казаков, Носов, Нагибин), где отчетливо прослеживается связь души автора и души природы: произведения полны пейзажей, лирических рассуждений, описаний животного и растительного мира («Северный дневник», «Тедди», «Арктур гончий пес» Нагибина, «Белый Бим Черное ухо» Троепольского).

Мысль о единстве всего живого на земле, о философском прочтении человеческой жизни, в которой мало случайностей, развита в книге Виктора Астафьева «Царь-рыба». Многие исследователи называют произведение Астафьева романом, но его жанровая специфика более сложна: «Царь-рыба» состоит из воспоминаний, жизненных историй, легенд, сюжетно не объединенных. Общее у этого разнородного материала настроение, неспешное рассмотрение человеческих судеб, поступков, событий. Автор переосмысливает понятие «случайность»: все, происходящее в жизни астафьевских героев, рассматривается как закономерное проявление высшей силы, Божьего суда.

Все герои Астафьева связали свою жизнь с природой: рыбаки, охотники, те, кто вернулся в родные места после долгого отсутствия. Их внутренний мир во всем многообразии и сложности и интересен автору. Колоритной выступает фигура Командора, кавказца, случайно занесенного на Енисей; поражает красотой его дочь Тайка. История Командора одна из самых трагических, но в то же время и философских. Тайка в день своего выпускного гибнет под колесами машины, за рулем которой был пьяный односельчанин: «…светлая девочка, не успевшая стать девушкой, кровинка, ласточка, ягодка неспелая, смял, загубил ее пропойный забулдыга, сухопутный браконьер» . Финальные слова, которые завершают главу «У золотой карги», наталкивают на параллель: сухопутным браконьером назван убийца Тайки, а отец Тайки Командор был «речным» браконьером. Трагичность ситуации подчеркивается идеей возмездия: Командор, совершая преступления против природы, платит за них жестокой ценой. Так и получается: Тайка была единственным мостиком в разрозненной семье героя между ним и матерью с Тайкиными братом и сестрой, после ее смерти и без того осиротевший Командор стал обреченно одиноким.

Автор неоднократно подчеркивает: психология разрушения оборачивается трагедиями, бедствиями, которые в первую очередь касаются самого человека. Мотив расплаты, негласного суда за содеянное является основным мотивом произведения.

Силен в «Царь-рыбе» и мотив покаяния, который ярко раскрывается в истории Игнатьича брата Командора. Случайно наткнувшись на громадного осетра Царь-рыбу, Игнатьич решил пренебречь словами деда о необходимости отпустить рыбу и снискать себе славу покорителя такого существа. Но крюки, обращенные против речного создания, впились в сброшенного в воду героя. Именно в эти мгновения Игнатьич припоминает грехи, которые совершил: вспомнил поруганную им в молодости девушку и Тайку, которая перед смертью могла звать отца и дядю, а они не слышали, т.к. «преступали» законы природы на реке. И только после искреннего покаяния кто-то невидимой властной рукой «развел» старика и Царь-рыбу.

Подобные истории смертельной схватки человека и природы рассматриваются автором как философия жизни. Природа, по Астафьеву, не намерена терпеть издевательства над собой, а посему неизбежна кровавая расплата с тем, кто рискнет варварски относиться к ней. Нередко в тексте проскальзывают цитаты из Библии, призывающие человека быть разумнее. Астафьев «просит» человека не разрушать мир, в котором он сам и живет, не засорять природу и свою душа, а стремиться к гармонии с миром.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Произведение В. Астафьева «Царь-рыба»

Человек и природа в произведении Астафьева «Царь-рыба»

Человек и природа, их единство и противоборство -- стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. “Нам не привыкать к потерям, -- писал С. Залыгин, -- но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, -- после этого терять уже будет нечего”. В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев -- чуткий художник -- не мог остаться в стороне от проблемы.

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек - создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа - это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении "Царь-рыба" пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?

В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба - это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы - рыба уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Проблемы экологии приобретают а наше время остроту. Сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к "райскому саду", то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.

В повествовании "Царь-рыба" все герои главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике.

Одна из главных задач "Царь-рыбы" обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер - это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. "Царь-рыба" - это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Самобытный талант русского прозаика Виктора Астафьева мощно и величественно звучит в одном из самых значительных его произведений - повествовании в рассказах "Царь-рыба". Эта книга, подвергавшаяся в советское время жестокой цензуре и критике, принесла автору всенародное признание и мировую известность. Национальное самосохранение, противостояние нравственному распаду, опора на корневые устои национальной жизни - главные темы творчества В. Астафьева - нашли отражение и в других произведениях писателя

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

Человек и природа неразрывно связаны. Природу можно смело назвать прародительницей всего рода человеческого, его кормилицей и пристанищем. А человек? Чем он платит ей за приют, кров и пропитание? природа породила человека, а он ее губит… В чем заключена взаимосвязь между жизнь дающей природой и ее отнимающим человеком? Как человеку обрести гармонию: чтобы развивать свою жизнь и одновременно не наносить вред природе? Эти глубоко нравственные проблемы интересовали Распутина, Айтматова, Астафьева. И это лишь сотая доля писателей, которые в своих произведениях поднимают эти проблемы.

Существовал бы человек без природы? Нет! Природа породила человека, а он ее губит. Люди полностью связаны с ней: дышат воздухом, который «дают» растения, едят пищу растительного происхождения. Мы обязаны ей всем, но почему не платим ей той же монетой: не ухаживаем, оберегаем ее, а, наоборот, непоколебимо, без жалости губим? Почему? Кто-то делает это ради наживы из-за жадности, а кто-то, чтобы просто повеселиться.

Человек и природа… Кажется, мы должны быть едины, но все наоборот. Мы противоборствуем друг другу. Человек, истребляя природу, почти всегда потом расплачивается своей жизнью, а иногда и жизнью родных. Это не вымысел… Природа стремиться к справедливости и возмездие случиться…

Бедная Тайка… В чем повинна бедная девушка? Почему она умерла? Может быть, ответ кроется в ее отце Командоре? Как ни прискорбно это осознавать, но это так… Командор -браконьер, безжалостно истребляющий природу. Ему чужда любовь, он любил только свою дочь Тайку, ее одну, больше никого. Не известно любил ли он себя или нет. А Тайка была его слабостью, силой и поддержкой. Командор был бездушным, а значит, не смог услышать крики о помощи, издаваемые природой. Он «топтал» ее, не жалея, и поплатился за это…

Тайка! Его любимая Тайка погибла, погибла в то время, когда ее отец был как всегда на промысле. Природа не смога докричаться до сердца, души мольбами, и, видимо, надеясь на то, что браконьер образумиться, убивает человека, его дочь.

А холодный, рассудочный эгоист Гога Герцев, что стало с ним? Умер смертью животного в тайге. Но мне его не жаль! Он один из тех, кто хладнокровно истребляют богатства природы. Гога безжалостен не только к природе, но и к человеку. Вспомните, как безжалостно он поступает с Элей, бросив ее больной в тайге… За свое презрение ко всем и всему, кроме себя он и поплатился смертью. Может быть, если он лучше знал природу, то не погиб бы в тайге. Ведь Аким, который много времени проводил, общаясь с ней, не погиб. Аким остался жив, а Герцев погиб… Не знаю, но почему-то я заранее почувствовала, что так и будет. Ведь не зря Астафьев показал их спор. Перед читателями предстают два противоположных образа.

С одной стороны мы видим бездушно-потребительское отношение к природе, а с другой - гуманное и милосердное. Аким не мог быть таким по своей сути, потому что природа для него - мать. Он один из семерых детей, выжил благодаря ей, и поэтому не понимает «охотничье забавы» - когда приезжают «городские» и убивают зверей не ради пропитания, а для самоутверждения и бахвальства перед друзьями. Для них это игра, а для него жизнь. Он не берет больше, чем нужно ему для жизни, как делает это Игнатьич, который чуть не поплатился за жадность, самоуверенность жизнью.

Старший Утробин чуть не погиб, пытаясь «убить природу» . Хотел получить славу человека, поймавшего царь-рыбу. Эпизод очень многозадачный. В нем в равноправной схватке столкнулись царь природы и царица рек. Царь-рыба побеждает, но и человек остается жив. Может быть, он выживает из-за того, что в самую последнюю минуту вспоминает все давние грехи, начинает понимать, какой вред нанес окружающему миру. И, может быть, природа, почувствовав, что он внял ее просьбе задуматься о том, как относиться к ней, отпускает его? Такой вариант имеет место быть! Никто этого не знает, никто кроме царь-рыбы и природы.

Человек и природа, их единство и противоборство - это стрежневая тема повествования в рассказах Виктора Астафьева. Человек ответственен за то, что творится на земле, за то, что он оставит будущему поколению. Осознав все это, люди поймут, что если они потеряют природу - то потеряют себя. Эту мысль очень точно выразил С. Залыгин, сказав, что «нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего». Наверное, поэтому Астафьев не судит даже самых закоренелых браконьеров: он заботится об их душевном исцелении. Он пытается показать то, как необходимо, безотлагательно присоединиться к природе.

Тот, кто живет в обнимку с природой, - добры душой и лучше.
В. Астафьев
Никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Это проблема не только экологическая, но и нравственная. В современном мире наблюдается несоответствие между гигантскими возможностями, которые получает человек, вооруженный техникой, и нравственностью этого человека.
Человек и природа, их единство и противоборство - основные темы произведения Астафьева «Царь-рыба», которое сам писатель обозначил как «повествование в рассказах». Эта книга была написана под впечатлением поездки автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов, - экологическая. Но Астафьев говорит в ней и об экологии души, когда «забылся в человеке человек». Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже... - говорит Астафьев. - Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только... почувствуешь ее космическую пространственность и величие».
Писатель призывает к восстановлению природных богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации охотничьего и рыбного хозяйства страны: «Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать - миллионы, тонны, кубометры, киловатты, - но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?»
Писатель обеспокоен масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек уже начинает утрачивать свое человеческое достоинство. Нарушение законов об охоте приводит к нарушению нравственных законов, к деградации личности. «Оттого и страшусь, - замечает писатель, - когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови... незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и... глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».
Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми - вот главная проблема, которая рассматривается в «Царь-рыбе». Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям - детям, женщинам, старикам, животным, природе, - наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты. Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев - Акима и Гоги Герцева. Их спор - это столкновение потребительского, бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа - кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он «сам по себе и для себя жил», то Акиму любой встреченный в тайге человек - свой. Между Герце- вым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего. Герцев отвечает ему: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!» На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему. А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой.
Герой рассказа «Царь-рыба», давшего название всей повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное - надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью «избыть вину, отмолить прощение». И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. «Прощенья, пощады ждешь? - спрашивает себя Игнатьич. - От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!.. Прими... все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.
Виктор Астафьев всем своим творчеством утверждает, что только сильные нравственно, цельные духовно люди способны «удержать на своих плечах мир, устоять против его распада, разложения».