Его родители были талантливы и знамениты. Жаль, что их сын не сумел в полной мере воспользоваться тем, чем одарила судьба.

Большой человек

Герой нашего очерка Фадеев Александр был приемным сыном писателя Александра Фадеева. Того самого, который написал нашумевшие в свое время книги. Это «Молодая гвардия», затем «Разгром» и, наконец, «Последний из Удэге». На них выросло не одно поколение наших сограждан.

В эпоху сталинизма Фадеев-старший был главой Союза писателей страны, одним из руководителей Комитета по защите мира. Добавьте звание депутата, многочисленные ордена Ленина, Он и сам был председателем комитета по их присуждению. Наконец, личный советник вождя и его любимец...

Он, выходец из бедной семьи, добился всего и даже больше того, о чем мечтает любой карьерист. Имел деньги, славу и покровительство власть имущих. Добавьте сюда жену - выдающуюся актрису МХАТа, народную артистку СССР Ангелину Степанову. Она была на редкость красива, обаятельна, элегантна, умна. И мужественна. На ее долю выпало столько трудностей и горя, что другие давно бы сломались. Это и измены мужа, и его алкоголизм, и смерть обожаемого сына…

Застрелился из пистолета

Романист Фадеев умер рано, в 54 года. Это случилось спустя несколько месяцев после того, как разоблачили культ Сталина. Фадеев-старший, которого считали причастным к репрессиям коллег-писателей, расстался с жизнью добровольно. Когда на своей даче в Переделкино он остался один (жена уехала на гастроли) и сыновья тоже отсутствовали, он застрелился из наградного пистолета. Обнаружил тело 11-летний сын Миша.

Поговаривали, что будь рядом, около своего мужа, в тот миг супруга, несчастья бы не случилось.

Знакомство

Степанова стала второй женой приближенного к самым верхам прозаика. Они почти что случайно познакомились в Париже в 1937-м. Актриса тогда впервые поехала с театром за рубеж. А Александр Александрович проездом из Испании, где находился с делегацией литераторов, ехал в Москву. Но решил еще заглянуть в столицу Франции.

Свадьба была спустя год. Причем жених знал, что Ангелина имела семилетний роман с известным драматургом человеком семейным. И как водится, вся театральная тусовка бурно обсуждала все это.

Также Фадеев не испугался и того, что у его невесты незадолго до их свадьбы родился мальчик, которого она назвала Сашей. Было это в 1936 году. А вот имя отца ребенка актриса скрывала от всех. Причем всю свою долгую жизнь. Она умерла в 2000 году в возрасте 95 лет.

Прозаик усыновил мальчика, дал ему свою фамилию и очень любил. Это и был Александр Фадеев, актер, о котором мы ведем свою речь. Повзрослев, он пойдет по материнскому пути. А младший и общий ребенок родителей, Миша, станет литератором.

Двадцать лет - столько длилась писателя и актрисы. Разлучить их не смогли никакие трудности или невзгоды. Даже походы супруга налево и внебрачная дочь Машенька. Ее матерью была известная поэтесса М. Алигер. Ангелина Иосифовна и это простила неверному мужу. Братья же - Фадеев Александр и Миша - не только дружно жили между собой, но и тесно общались с сестренкой (сводной) все время, пока ее не стало.

Трагедия в семье

Немало пережил и старший сын - Александр Фадеев. Биография его пестрит разными вещами: и хорошими, и не очень. Например, сестра Мария повторила судьбу своего прославленного отца. Став женой немца, поэта Ганса Энценсбергера, она так и не смогла найти себя. Покончила жизнь самоубийством.

О внезапной кончине мужа Ангелина Иосифовна узнала в Югославии. Там проходили гастроли театра. Когда после одного спектакля занавес опустился, ее попросили немедля подойти ко входу. Там ожидал чиновник из посольства СССР. Он сказал, что ей срочно нужно ехать в Москву к Александру Александровичу. Тут же все сели в автомобиль и тронулись в столицу Венгрии. Не было тогда прямого рейса до Москвы. Лишь через Будапешт с пересадкой в Киеве.

Прибыли в город на Дунае рано - аж в четыре утра. Она опять удивилась, что ее там ждали. Всюду в посольстве был зажжен свет, и вообще спать-то никто и не ложился. Что же случилось, она вновь не спросила. Не в ее это правилах. Актрисе тоже ничего не сказали. Вскользь лишь намекнули, что ее супругу стало плохо.

Уже в Киеве, в зале аэропорта, она купила газету. На первой полосе «Правды» в траурной рамке - портрет мужа.

Домой она прилетела, не выпуская из рук газету. Давая понять, что все уже знает. Так же и с спускалась. К гробу (а он стоял в Колонном зале) прибыла, когда там уже опустело: все разошлись. Не хотела лишних соболезнований. А спустя пару дней она уже вышла на сцену…

Старший их сын - Фадеев Александр - был тогда в возрасте 20 лет. Отец его любил очень. И он папу тоже.

Гуляка, любимец дам

Неудивительно то, какую профессию выбрал Саша. Александр Фадеев, актер, закончил МХАТовскую Школу-студию. После начал работать. Это был И все шло бы и впредь прекрасно, если бы не его характер. Не успел еще молодой человек, что называется, обжиться, как ему указали на дверь. А было так. На одной репетиции актеров попросили задержаться. Предстояло еще кое-что отработать. Все восприняли это нормально. Один Фадеев Александр заявил, что, мол, у него еще целая куча дел и он должен уйти. Взял и вышел из зала, не обращая внимания на то, что тут присутствовал худрук театра. И коллеги - начинающие, как он, и уже со званием заслуженных, народных.

Сказочно красивый лицом и станом, он больше прославился тем, что был веселым, компанейским, безалаберным парнем. Его, непутевого, доброго и часто подшофе, любили женщины. Баловали, угождали. Таким в жизни оказался Александр Фадеев. Фото, которые находятся в данной статье, подтвердят черты его характера.

Спустя несколько лет Ефремов Олег (он был тогда режиссером МХАТа) вспомнил про него. И пригласил к себе в труппу. Поговаривали, что не за таланты, конечно, а из-за матери - примы этого театра. Чтобы она, актриса влиятельная и властная, не мешала ему. Но молодой актер это понял и стал выступать против главного. А когда театр распался на две половины, то ушел к Т. Дорониной. Проработал там до 1993 года. Это последний год его жизни.

Спектакли и фильмы

Наверное, нельзя утверждать, что как артист он очень уж известен был и популярен. Тогда на театральном небосклоне ярче горели другие звезды.

Но снимался и в кино Александр Фадеев. Фильмы с его участием наверняка многие смотрели. Это, например, «Фронт за линией фронта» и «Чайковский», «Одиноким предоставляется общежитие», также «Авария - дочь мента». Роли чаще всего были эпизодическими. Прославился же он совсем другим. Своими любовными романами с известными киноактрисами.

Не все знают, что Александр Фадеев (актер) - И в самом деле, он был женат на этой популярной звезде киноэкрана. Причем был ее вторым супругом. Но жизнь у них не сложилась. Сама Людмила Марковна говорила, что два ярких темперамента вместе - это как ядерная бомба. И еще помешала семейному счастью большая страсть Саши к спиртному.

Соперник Высоцкого

Вообще не так прост Александр Фадеев. его была запутанная, неспокойная. После развода с Гурченко у него возникла довольно продолжительная связь с другой не менее известной актрисой. Звали ее

Интересно, что их взаимная любовь вспыхнула на съемках фильма «Вертикаль». А у артистки в то время был другой поклонник - сам Владимир Высоцкий. Он посвящал ей свои песни. Однако конкуренции с сыном знаменитого советского писателя не выдержал.

Лужина была уже в шаге от брака с Александром. Но чудо уберегло ее от этого. Лариса Анатольевна рассказывала позже, что пил он очень уж сильно. Так, что ей приходилось не раз спасать его, порой от смерти. Александр пытался застрелиться. Она силой отобрала у пьяного ружье. Он был уже совсем неуправляемый и крайне импульсивный.

Родственник Сталина

Но и это еще не все из того, чем необычна жизнь сына двух талантливых людей - крупного писателя и примы Московского художественного театра. Александр породнился с самим Сталиным!

Последние 15 лет своей жизни Фадеев-младший был женат на Надежде Васильевне Сталиной. Годы ее жизни: 1943-1999. Она - внучка вождя народов и родная дочь его сына Василия.

Но как рассказывают люди, знавшие актера Фадеева, это уже был не тот веселый, разудалый красавец, что в молодые годы. Он серьезно страдал алкоголизмом. Сделал несколько попыток суицида. И умер, не дожив даже до 60 лет. Ему было всего 57.

Таков был Александр Фадеев. Биография, личная жизнь - все было испорчено из-за неудержимого пристрастия к алкоголю. Именно из-за этого, как полагают многие, он не сделал карьеры. И по той же причине от актера и в общем-то незлобного, добродушного человека уходили все его жены.

Мать страшно переживала смерть сына. Обожаемый Шурик значил для нее очень много. Младший Михаил упросил маму не приходить на похороны. Он знал ее очень хорошо и побаивался, что она там не выдержит. Мать послушалась. Сидела дома одна, за своим столом и лишь курила одну сигарету за другой… И так - много дней подряд.

Жизнь продолжается

Не стало человека. Ушел Александр Фадеев. Дети продолжают его ветвь. Дочка актера и его жены Надежды - Анастасия Александровна Сталина - родилась в 1974 году. А уже ее наследница Галина Васильевна Фадеева (год рождения - 1992-й) приходится бывшему руководителю СССР праправнучкой. Сегодня ей 23 года. Как сложится ее судьба?

«Экспресс газета» вспоминает самые головокружительные романы и браки великой актрисы

«Экспресс газета» вспоминает самые головокружительные романы великой актрисы

Ушла Людмила ГУРЧЕНКО. Одна из немногих истинно народных наших звезд. Многим поклонникам казалось, что она жила, как в кино. И вся ее судьба была подобна одной большой карнавальной ночи, которая, увы, пронеслась будто за пять вечеров. Наверное, отчасти так и есть. Великая женщина, бесподобная актриса, олицетворявшая собой любовь и страсть, прожила 75 ярких лет. Мы решили вспомнить самые интересные мгновения из фееричной личной жизни Людмилы Марковны.

Есть мнение, что это кинорежиссер Василий Ордынский . С молодым постановщиком Люся познакомилась, когда училась на втором курсе. Тот пригласил ее на главную роль в свой фильм «Человек родился». Но кто-то перед худсоветом донес комиссии, что Ордынский хочет протолкнуть в картину любовницу, и в результате роль уплыла к Ольге Бган . Правда, режиссер все-таки не обошелся без Гурченко - она озвучила героиню, сыгранную Бган.

Впрочем, говорят, Людмила не сильно переживала, что ее прокатили. Ведь уже вскоре получила предложение Рязанова сняться в «Карнавальной ночи».

Сразу после расставания с Ордынским Гурченко закрутила роман с 22-летним студентом сценарного факультета ВГИКа Борисом Андроникашвили , ставшим ее первым мужем и отцом единственной дочери. Брак продлился два года. После Борис ушел к Нонне Мордюковой , а Людмила раздумывала: принимать ли настойчивые ухаживания коллеги по театру «Современник» Игоря Кваши . Артист, несмотря на то что состоял в браке, уже объявил друзьям, мол, обязательно женится на очаровательной партнерше.

Но та, взвесив все «за» и «против», вышла замуж за приемного сына писателя Фадеева - Александра-младшего .

Этот союз просуществовал недолго: мот и кутила Фадеев быстро разочаровал Люсю. После развода она сблизилась с актером Анатолием Веденкиным . Потом судьба свела ее с художником Борисом Диодоровым , ставшим ее третьим законным мужем. Борис слыл тихим и спокойным человеком. Он был весь в творчестве и создавал свои знаменитые иллюстрации к сказкам Андерсена . Говорят, актриса ужасно давила на него, и если бы не скорый разрыв, то, по словам Диодорова, его жизнь была бы окончательно разрушена. Художник ушел от домашней тиранки к личной гадалке Аллы Пугачевой .

Между тем Людмила Марковна нашла очередного спутника жизни. Им стал Иосиф Кобзон . Два творца жили настолько шумно и ярко, что поклонники распускали слухи, дескать, дело у них доходит до драк. И якобы колотили друг друга они на равных. Например, Гурченко, по слухам, однажды ударила мужа утюгом по голове, но его спас парик.

После расставания свои отношения Кобзон и Гурченко вспоминали по-разному.

- Спускаешься к машине, которую тебе подарил супруг, и видишь там уличную проститутку… Это просто грязь, - делилась Людмила. - В браке с Кобзоном ничего хорошего не было.

Иосиф Давыдович, напротив, говорил о бывшей жене с наслаждением:

Мне нравилось обладать такой красивой, известной актрисой, как Гурченко. Я привозил ей подарки, цветы… Мы были, особенно в первое время, потрясающими любовниками! И секс у нас начинался везде, где мы только находили друг друга: в поле, в степи, в коридоре. Мы были очень увлечены друг другом…

После развода с Кобзоном Людмила вышла замуж за пианиста Константина Купервейса . Молодой человек стал еще и ее секретарем, директором и аккомпаниатором, угробив тем самым свою карьеру. Купервейс не раз вспоминал, что со временем жена стала его изматывать придирками. К концу 18-летних отношений у него стали сдавать нервы. Когда во время очередной ссоры Костя запустил в стену телефон, Гурченко железным голосом спросила:

Что, взбунтовался? Восстание рабов?

Был момент, когда отношения Людмилы и Константина на некоторое время прерывались, и тогда актриса сблизилась с Владимиром Высоцким .

После официального развода, как водится, Людмила не долго коротала время в одиночестве. Она познакомилась с бизнесменом и продюсером Сергеем Сениным . Тот был рядом с Гурченко до ее последнего вздоха.

Дети, внуки и правнуки

Свою единственную дочь Машу Гурченко родила в 1959 году от Бориса Андроникашвили. Людмила надеялась, что дочь станет ее лучшим другом. Однако уже со школьных лет они стали жутко конфликтовать. Маша росла абсолютно непохожей на мать. Ребенка тошнило от разговоров о кино, от тусовок и многочисленных маминых мужчин. Сама Гурченко начала стесняться наследницы. Замуж Маша вышла без матушкиного благословения, лишь углубив трещину в их взаимоотношениях. Гурченко однажды призналась, что ощущает свою вину за невнимание к Маше. Компенсировать этот недостаток актриса пыталась общением с любимым внуком Марком , а вот к внучке Лене всегда почему-то относилась прохладно.

В 1998 году, когда Марку было 16 лет, он погиб от передозировки наркотиков. В этой трагедии Гурченко обвинила дочь. Отношения испортились окончательно. В середине 2000 года Мария Королева (это фамилия дочери Гурченко по мужу) подала на мать в суд. Яблоком раздора стала крошечная квартирка рядом с зоопарком. Когда-то Людмила Марковна купила ее своей старенькой маме, но та переехала к Маше, чтобы внучка за ней ухаживала. Говорят, Гурченко очень редко навещала Елену Александровну , поэтому та в завещании и отписала квартиру Королевой. Когда после смерти бабушки Мария решила оформить жилье на себя, Людмила Марковна возмутилась: квартира куплена на ее деньги. В итоге жилье досталось актрисе. Увы, согласие в звездную семью не принесло и появление на свет двух правнучек Людмилы Марковны.

Скандалы и интриги

По словам режиссера Владимира Меньшова , снявшего Гурченко в фильме «Любовь и голуби», они долго были приятелями, но в последние годы почти не общались - с ней очень трудно дружить. Рано или поздно актриса со всеми портила отношения.

В одной из своих книг она написала про меня какую-то гадость. Потом мне говорили, что Людмила обиделась за то, что я не пригласил ее в «Ширли-мырли».

Все ее фобии - от огромного таланта, - считает Меньшов.

С Аллой Пугачевой разлад произошел в 97-м. Примадонна пригласила поющую кинозвезду поучаствовать в программе «Сюрприз для Аллы Борисовны». Исполнив на ночной репетиции песню «Ты сними меня, фотограф», Гурченко якобы сказала, что спела лучше Пугачевой. В ответ Пугачева на концерте в Питере заявила, мол, скоро уйдет со сцены, потому что не собирается петь до старости, «как какая-то там Гурченко», и спародировала под хохот зала характерные жесты великой актрисы. Людмила Марковна затаила обиду и спустя девять лет не пригласила примадонну на свой 70-летний юбилей. А заодно и Филиппа Киркорова , Сергея Зверева и Бориса Моисеева , запретив пускать на торжества кого-либо из окружения Аллы. Прежде любимый кинодивой стилист впал в немилость, поскольку не поддерживал выпады в адрес четы Пугачева - Киркоров, и Людмила Марковна заподозрила, что Зверев переметнулся во вражеский стан.

Моисеев к тому времени спел дуэтом с Гурченко несколько песен и почти год гастролировал с их совместным шоу. Но вдруг союз распался. Поклонники недоумевали, какая кошка пробежала между звездами, но те хранили молчание. Пока Андрей Малахов не рассорил их окончательно.


Пригласив Гурченко в свою передачу, он накануне юбилея несколько часов промариновал усталую и издерганную хлопотами Людмилу Марковну, а после записи, когда камеры выключили, стал как бы за кадром расспрашивать о конфликте с Моисеевым. В итоге вся страна услышала из уст любимой артистки: «Моисеев, иди на х…!»

Возмущенный певец тоже ответил матом. Однако недавно, узнав, что Людмила Марковна в больнице, Борис одумался и публично попросил у Гурченко прощения.

Борис Борисович Андроникашвили (груз. ბორის ბორისის ძე ანდრონიკაშვილი), урождённый Пильняк (Андроникашвили-Пильняк). Родился 28 октября 1934 года в Москве - умер 9 июля 1996 года в Москве. Советский писатель, сценарист, актер. Второй муж Людмилы Гурченко.

Отец - Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия - Вогау, нем. Wogau) (1894-1938), русский советский писатель, прозаик. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в шпионаже в пользу Японии и приговорён к смертной казни, расстрелян в тот же день в Москве.

Мать - Кира Георгиевна Андроникашвили (груз. კირა გიორგის ასული ანდრონიკაშვილი) (1908-1960), советская актриса и кинорежиссёр, заслуженная артистка Грузинской ССР, княжна.

Дед по матери - Георгий Александрович Андроников (1875-1911), князь, гусарский полковник.

Бабушка по матери - Екатерина Семёновна Сливицкая (1877-1947).

Тетя по матери - Нато Вачнадзе (урожденная Андроникашвили)(1904-1953), советская грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР.

Двоюродные братья (сыновья Нато Вачнадзе) - кинорежиссёры Эльдар Николаевич Шенгелая (1933 г.р.) и Георгий Николаевич Шенгелая (1937 г.р.).

Когда Борису исполнилось три года отец, бывший одним из самых издаваемых писателей СССР, был арестован по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении - шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца»), в 1938-м приговорён к расстрелу.

Также была репрессирована и его мать. Незадолго до ареста она успела вывезти трёхлетнего Бориса в Грузию, где он 7 лет жил в семье своей тетки - Наты Вачнадзе. Кира Георгиевна отбывала срок в Акмолинском лагере жен изменников родины.

Родители были реабилитированы в 1956 году.

После окончания школы-семилетки отправился в Батуми, где поступил в Батумское мореходное училище.

В начале 1950-х перебрался в Москву, где поступил на сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, который окончил в 1959-м.

С 1957 года снимался в кино, дебютировав в роли князя Арчила в фильме «Отарова вдова» режиссера Михаила Чиаурели по одноименной повести Ильи Чавчавадзе.

Борис Андроникашвили в фильме "Отарова вдова"

Позже сыграл несколько небольших ролей в других картинах.

В 1974 году выступил сценаристом фильма «Капитаны», который снимал режиссер Тамаз Гомелаури. Фильм рассказывает о юношах, которые заканчивают школу, о трудном жизненном рубеже, когда нужно решить главное - выбор профессии.

Член Союза писателей РСФСР с 1979 года.

Личная жизнь Бориса Андроникашвили:

Первая жена - (1935-2011), советская и российская актриса и певица, народная артистка СССР. Брак длился в течение 1958-1960 годов.

У пары 5 июня 1959 года родилась дочь Мария (позже - Королёва, умерла в 2017 году). Она имела сына Марка (1982-1998) и дочь Елену (1983 г.р.).

Людмила Гурченко о Борисе Андроникашвили говорила: "Несмотря на свою изысканную внешность, от которой не ждешь ничего глубокого, это был сложный человек с набором неординарных качеств - больших и малых".

Состоял в гражданском браке с актрисой (1925-2008). Их отношения продолжались около 5 лет.

Мордюкова о Борисе Андроникашвили говорила: "Ну да, выпускник ВГИКа, сценарист, человек, серьезный во всех отношениях, а уж до чего хорош был! Люди, когда впервые его видели, на пять минут немели - выдающаяся внешность!.. Борис Андроникашвили был сократовского склада мужчиной: философ, краснобай, Байрона читал по-английски... Мы прожили лет пять, все собирались съехаться, но... так и не расписались...".

Вторая жена - Русудан Хантадзе - художница.

В браке родилось двое детей: Кира Борисовна Андроникашвили (1970 г.р.) и Александр Борисович Андроникашвили (1973 г.р.).

Русудан Хантадзе - жена Бориса Андроникашвили

Фильмография Бориса Андроникашвили:

1957 - Отарова вдова - князь Арчил
1966 - Игра без ничьей - эпизод
1975 - Не верь, что меня больше нет
1977 - Гобой (короткометражный)
1988 - Житие дон Кихота и Санчо (ცხოვრება დონ კიხოტისა და სანჩოსი)
1996 - Смерть Орфея (ორფეოსის სიკვდილი)
1998 - Здесь наступает рассвет (Ak tendeba)

Сценарии Бориса Андроникашвили:

1974 - Капитаны

Библиография Бориса Андроникашвили:

1973 - Август месяц. Повести и рассказы
1977 - Красные кони. Рассказы
1977 - Мандариновый берег. Повести и рассказы
1984 - Розы на марше. Повести и рассказы
1987 - Страницы прошлого читая...
1989 - Дон Алонсо: роман, рассказы
1989 - О моём отце
1992 - Надежд питомцы золотых


Великая актриса Людмила Гурченко, личная жизнь, мужья которой будут представлены вашему вниманию в статье, неоднократно признавалась, что с юношеских лет была очень влюбчивой. Для нее любовь - это основной Сейчас имена любимых мужчин, которых актриса в свое время впустила в свое сердце, уже вошли в историю. Им было суждено не только сыграть в ее судьбе совершенно разные роли, но и определить в некоторой степени ход жизни великолепной актрисы.

Фронтовик

Когда восемнадцатилетняя Людмила уже была студенткой ВГИКа, она познакомилась с Василием Ордынским. Ему было тогда тридцать. И несмотря на возраст, они учились вместе, в той же мастерской, у тех же преподавателей. Правда, Василий уже заканчивал обучение. До этого он принимал участие в Великой Отечественной. Он прошел всю эту страшную войну. Весть о победе пришла к нему, когда он находился в Германии. Демобилизовали его только в 1948-м. После чего он решил стать режиссером, где встретил и будущую супругу. Заметим, еще в институте Ордынский начал снимать свои первые картины.

«Тайный» брак

Начинающий режиссер не на шутку заинтересовался будущей актрисой. С его стороны это была настоящая любовь с первого взгляда. Разница в возрасте ничуть не смущала его. Знакомые стали замечать, что с Людмилой он как будто переживал вторую молодость. Но, по большому счету, испытывала ли такие чувства Людмила, неизвестно. Дело в том, что этот союз и поныне остается тайной. Ведь на протяжении длительного времени их знакомые совершенно не знали о браке.

Многие считали, что актриса расписалась с ним в загсе из-за его имени. И соответственно, она, по их мнению, полагала, что супруг станет снимать ее в своих будущих фильмах. Честно говоря, сам режиссер всячески помогал ей. Он искренне хотел оправдать ее ожидания.

Так, для своего фильма, который назывался «Человек родился», он пригласил Людмилу. Она должна была исполнить главную роль в этом проекте. Но худсовет эту кандидатуру категорически отклонил.

Людмила была сильно разочарована. В итоге, прожив с Ордынским практически год, она написала заявление о расторжении брака. Режиссер пытался удержать ее, но эти попытки оказались тщетными. Он, говорят, очень сильно любил ее всю дальнейшую жизнь.

Кстати, лента «Человек родился» все-таки вышла на экраны. И несмотря на то что Гурченко не участвовала в съемках, она все-таки озвучила главного персонажа фильма.

Ну а самой актрисе спустя некоторое время предложили сняться в легендарной «Карнавальной ночи».

Второй брак и рождение дочери

После развода Людмила испытала настоящее сильное чувство. Она серьезно влюбилась. Ее избранником был учащийся сценарного отделения Борис Андроникашвили. Его отец был известным писателем. Кроме того, молодой сценарист был двоюродным братом режиссеров Г. И Э. Шенгелая.

Первая встреча между Людмилой и Борисом произошла в студенческой столовой. Симпатия была обоюдной, начался бурный роман. Вскоре эти отношения были официально зарегистрированы.

Сперва семейной идиллии, казалось, ничего не угрожало. Молодожены почти не расставались. И ждали своего первенца.

Актриса мечтала, что вскоре любимому супругу она подарит наследника, но появилась дочь - Маша. Она надеялась, что ребенок сможет унаследовать ее способности: актерский талант, пластику, голос и, в конце концов, ее элегантную фигуру. Но гены матери не перешли к ней, и, соответственно, актриса была сильно разочарована. В результате спустя годы они вообще перестали общаться. О смерти своей матери Мария узнала из сообщений СМИ. К сожалению, в 2017-м ее тоже не стало...

Когда родилась дочка, актриса была вынуждена заниматься новорожденной. А вот любимый муж почему-то все чаще и чаще отсутствовал.

Через некоторое время ей стало известно, что муж изменяет ей. Узнав об этом, без скандалов она сама решила подать на развод.

Бракоразводный процесс оказался очень тяжелым и дался ей нелегко. Теперь она поняла, что жертвенная любовь, как правило, несет лишь страдания и несчастья.

После развода

Когда актриса рассталась с супругом, на протяжении двух лет она жила одна. Но это были еще не все мужья Гурченко (фото Людмилы с ее вторыми половинками - в статье). Спустя некоторое время за ней начал ухаживать коллега по театру. При этом актер был женат. Говорят, он, несмотря на это, даже объявил своим друзьям, что женится на этой великолепной партнерше. Но Людмила приняла решение прекратить эти отношения. Но зато вышла замуж за другого мужчину. Ее супругом стал приемный сын именитого прозаика Александра Фадеева.

Александр Фадеев - младший также служил театру. Но, в отличие от супруги, он совершенно не блистал на сцене. Зато, благодаря отцовской славе, он жил более чем безбедно и вольно.

Их первая встреча была очень короткой. Они случайно встретились в одном из столичных ресторанов. После этого младший Фадеев принял решение добиться взаимности у актрисы. Он начал красиво ухаживать за ней, и в результате его план был полностью реализован. Людмила и Александр расписались в загсе. Но со временем актриса поняла, что ей очень тяжело ужиться с ним. Кроме того, сын советского классика считался завсегдатаем московских ресторанов, и его «гулянки» могли продолжаться беспрерывно.

Одним словом, Людмила признала свою ошибку и решила развестись.

Их брак длился два года. В дальнейшем актриса вспоминала, что этот союз был несколько обидным прочерком в ее судьбе…

В поисках счастья

Опыт семейной жизни с Фадеевым буквально потряс Гурченко. На протяжении нескольких лет Людмила вообще абстрагировалась от любых отношений. Она решила не подпускать к себе никого. И это, по большому счету, ей было, мягко говоря, совершенно несвойственно.

Через некоторое время она начала встречаться с артистом А. Веденкиным. Немногим позже она сблизилась с Борисом Диодоровым, который трудился художником. Он был спокойным и тихим человеком. Он с головой уходил в свое творчество, создавая знаменитые иллюстрации. А таковыми, к примеру, были рисунки к сказкам великого Андерсена. По слухам, Гурченко сильно давила на него. И если бы они не развелись, его жизнь, по словам супруга, была бы абсолютно разрушена.

Иллюстратор ушел от Гурченко, а той удалось найти нового спутника жизни.

Талантливый певец

Им был Иосиф Кобзон. Их первая мимолетная встреча в стенах театрального общества превратилась в серьезный роман. Певец долго ухаживал за любимой женщиной, и та в результате сдалась. Они поженились. Этот союз стал поистине событием всесоюзного значения. Людмила, казалось, смогла обрести свое женское счастье. Но вот ужиться творческим и сложным личностям было очень трудно.

Конфликтные ситуации начались, по сути, с первых дней ее замужества. Молодожены всегда пытались найти компромисс. Но эти попытки оказывались на поверку тщетными.

На протяжении трех лет они боролись друг с другом, чтобы стать победителем. В итоге Гурченко приняла принципиальное решение подать на развод.

Заметим, и актриса, и певец никогда не любили рассказывать об их совместных годах жизни.

Пианист

Расставшись с Кобзоном, Гурченко считала, что в ее жизни больше никаких мужей вообще не будет. И когда ей уже было почти сорок, она познакомилась с талантливым музыкантом. Он играл на пианино. А звали его Константин Купервейс. Муж Гурченко, биография которого стала интересовать всех поклонников таланта актрисы, был моложе Людмилы на четырнадцать лет.

Их первая встреча состоялась на Московском кинофестивале. Несмотря на разницу в возрасте и разность характеров, они довольно быстро сошлись.

Но в ЗАГС теперь актриса совсем не спешила. Ей хотелось узнать получше своего избранника.

Как бы то ни было, музыкант очень чувствовал характер возлюбленной. Он умел, как никто, «подстроиться под нее». В итоге официальный брак был зарегистрирован. Заметим, на тот момент дочери Людмилы было четырнадцать. И она стала именовать Купервейса исключительно папой.

Этот брак продлился почти двадцать лет. Константин был не только аккомпаниатором Людмилы и мужем, но и надежной опорой для нее. А она считала, что этот союз будет точно последним в ее жизни.

Супруг продолжал чутко чувствовать все настроения любимой жены. Он потакал ее слабостям и знал привычки. А она, в свою очередь, буквально его обожала и верила, что всегда может положиться на него.

Все рухнуло, когда Константин признался, что уже давно у него есть совершенно другая женщина. Кроме того, он был намерен уйти к ней. Это печальное известие, а потом и развод, стали самыми болезненными для Людмилы.

Последний роман

В 1991-м Гурченко познакомилась с продюсером и бизнесменом Сергеем Сениным. Он появился на свет в 1961-м в Одессе. После школы он стал студентом одного из технических вузов. Получив диплом, он трудился лаборантом в том же институте. Через некоторое время он решил кардинально изменить свою жизнь и устроился работать на Одесскую киностудию.

Именно тогда он встретил и будущую супругу. Их знакомство произошло на съемочной площадке. Шла работа над фильмом под названием «Секс-сказка». Картина снята по произведению Владимира Набокова.

Разумеется, изначально Людмила ни о каких отношениях с Сениным даже не помышляла. Ей уже было почти шестьдесят, а Сергею в два раза меньше. Но как бы то ни было, через некоторое время вся съемочная бригада с интересом начала наблюдать, как стремительно развился их любовный роман.

Актриса осознала, что с этим человеком не хочет расставаться ни на минуту. Кроме того, характеры отца Людмилы и Сенина очень похожи. Поэтому возлюбленный в шутку именовал ее «дочкой».

Однако продюсер был женат. Кроме того, у него был ребенок. Поэтому Сенин на тот момент не спешил подавать на развод. Но и скрывать эти отношения было довольно трудно. Ситуация сама по себе разрешилась, когда супруга Сергея узнала, что в его жизни появилась другая женщина. После этого она сама написала заявление о расторжении брака. А Гурченко и Сенин расписались в загсе.

Счастливый брак

Этот союз стал поистине самым счастливым в жизни великой актрисы. По ее признаниям, Сергей оказался по-настоящему очень близким человеком. Он искренне любил ее и был рядом до последних дней.

Этот брак продлился восемнадцать лет. По большому счету совместную жизнь муж Гурченко Сенин посвятил своей любимой женщине. И никогда не жалел об этом. Так, в творческом плане он сделал то, чего не смогли остальные. Специально для возлюбленной он подарил ей фильм-мюзикл. Речь идет о короткометражной ленте под названием «Люблю», которая состояла из музыкальных композиций и монологов. Дело в том, что этот жанр был мечтой великой актрисы. И благодаря Сенину это мечтание стало реальностью.

Кроме того, муж Гурченко Сергей Сенин продюсировал такие известные ныне проекты, как «Перезагрузка» и «Пестрые сумерки». В них Гурченко играла саму себя.

Одним словом, все мужья Людмилы Гурченко не дали ей того, что последний брак. По сути, он принес актрисе то, что она так долго искала. Это любовь, уважение, забота и, конечно же, понимание…

Всенародно любимой актрисе исполнилось бы 80 лет

Появление на экране народной артистки СССР Людмилы Гурченко для зрителей всегда праздник. Она блестяще сыграла в картинах «Карнавальная ночь», «Соломенная шляпка», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Старые клячи» и многих других. Судьба отмерила знаменитой актрисе 75 лет. О том, каким человеком она была, «ФАКТАМ» рассказал ее муж — продюсер Сергей Сенин.

*Людмила Гурченко и Сергей Сенин (фото tele.ru)

— Сергей Михайлович, вы прожили с Людмилой Марковной 19 лет. Какой ее день рождения больше всего вам запомнился?

— В юбилейные годы обязательно проходили какие-то мероприятия в Москве. А если это были не круглые даты, обычно собирались близкие друзья (человек 10−15) или мы отмечали вдвоем. Праздновали дома или в каком-то уютном ресторанчике. Люся очень любила ресторан «Пушкин». Иногда мы уезжали с ней в другой город. Но как бы ни отмечали, Люсины дни рождения всегда были теплые, уютные.

— Какое блюдо было у вашей жены любимым?

— Люся обожала вареники с картошкой.

— Людмила Марковна родилась в Харькове. Вспоминала родные места?

— Мы часто бывали в Харькове. В 2010 году отдыхали в Змиеве. Это замечательное место под Харьковом — заповедные чащи.

— Какие подарки вы дарили супруге на дни рождения?

— Например, платье или старинные украшения. Не обязательно драгоценности. Это могла быть даже красивая бижутерия.

— Слышала, что Людмила Марковна коллекционировала изделия из какого-то редкого стекла…

— Да, ей нравилось урановое стекло. Оно зеленоватого цвета с желтоватыми оттенками — очень красивое и необычное. Производили его в России, Германии и еще в нескольких странах. Производство завершилось в первой четверти XX века, так как плохо влияло на здоровье стеклодувов. Это связано с радиацией. Но изделия из уранового стекла безопасны. Из него создавали рюмки, пепельницы, шкатулки, вазы, лампы… К слову, искусствоведы Строгановской академии, которые сейчас помогают мне разобраться со всем наследием Людмилы Марковны, изучили нашу коллекцию и сказали, что она одна из крупнейших в России.

— Правда, что Людмила Марковна также коллекционировала фигурки ангелочков?

— Очень сложно назвать это коллекционированием. Даже урановое стекло мы собирали не по какой-то методике или принципу. Просто покупали понравившуюся вещь, случайно увидев на блошином рынке или в антикварном магазинчике. Привозили из самых разных мест. Даже в Португалии нашли русское урановое стекло! Оттуда притащили два подсвечника. Что касается ангелочков, у Люси их было много — самых разных. Когда бывали в какой-то стране или городе и нам попадался красивый необычный ангел, мы его покупали. Многие, зная об этой нашей привычке, дарили Люсе их.

— Людмила Марковна во всех отношениях была большим эстетом.

— Люся обладала вкусом, который сама в себе воспитывала, имела свой стиль, который вырабатывала на протяжении всей жизни.

— В одном из интервью Гурченко сказала, что, может быть, наивысшая загадка жизни — быть человеком современным. Людмила Марковна следила за модой?

— Конечно, она интересовалась тем, какие веяния, что сейчас носят. Но ко всему прикладывала свою фантазию. Везде ощущалась ее индивидуальность. Соответствуя современной моде, Люся в то же время умела сохранить свой уникальный, неповторимый стиль. Например, у нее есть платье всемирно известного модельера Кавалли, которое он бы, наверное, не узнал. Люся расшила его старинными кружевами. В Люсином гардеробе более двухсот рукотворных костюмов! Это потрясающие вещи… Сегодня они уже представляют собой музейную ценность.

— Как Людмиле Марковне удавалось держать себя в прекрасной форме? Диеты, физические нагрузки?

— Никаких диет она не соблюдала. Как я уже сказал, ее любимым блюдом были вареники с картошкой. Никаких гимнастик не делала. Любимое положение — лежа. Так сочинялись роли, музыка, танец… Потом — подъем, и все это быстренько записывалось. Люся говорила: «Побольше мучного, поменьше движений!» Видимо, стройность ей была дана от природы. Всю жизнь, начиная с десятого класса, она находилась практически в одном весе. Весила Люся чуть больше пятидесяти килограммов.

— Какая черта характера жены вас больше всего поражала?

— Прежде всего я бы отметил ее колоссальное терпение. Вообще, судьба актера — ждать. Терпеливо ждать своей роли, команды «мотор» на съемочной площадке и при этом всегда быть начеку, чтобы в нужный момент легко и свободно войти в работу.

— В одном интервью Людмила Марковна, рассказывая о себе, говорила, что она человек абсолютно не завистливый. А ей завидовали?

— Ну как вы думаете? Конечно, завидовали. Ее таланту, роскошной форме… Знаете, обычно люди завидуют тем личностям, до которых не способны дотянуться. О них начинают говорить и писать гадости. Это завистники умеют. А Люся, действительно, не завидовала никому. Напротив, талантом и талантливыми людьми она восхищалась до слез.

— Меня всегда потрясала энергичность Людмилы Марковны. За ней было не угнаться многим молодым.

— Вероятно, это во многом связано с тем, что лучшие годы ее жизни пришлись на, как она сама это называла, безролье. Люся ведь мечтала заниматься музыкальным кино. А ей предлагали совсем другие роли, которые, наверное, не приносили должного внутреннего ощущения себя. Поэтому в конце 1990—начале 2000 годов в работы, связанные с музыкальным решением, Люся погружалась с головой. Это были и мюзикл «Бюро счастья», и фильм «Пестрые сумерки», в котором она являлась автором музыки. Последней работой стала большая музыкальная картина «Я — легенда». Снималась, к слову, она в Киеве. Люся бралась за каждую возможность, остановить ее было нельзя. Ведь очень много времени, по ее мнению, прошло впустую.

— Удивительно. Со стороны кажется, что Людмила Марковна, напротив, была более чем востребована в своей профессии.

— На самом деле не всегда так получалось. В 1956 году на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», а следующий большой успех пришел лишь через 17 лет, когда в 1973 году Люся снялась в фильме «Старые стены». В 1956-м ей был 21 год, а в 1973-м — почти сорок. И в этот промежуток — самые лучшие для актрисы годы — ничего из того, о чем она мечтала, не происходило. Разве можно это назвать везением? В фильме «Старые стены», конечно, уже была другая роль — не музыкальная. Люся играла директора ткацкой фабрики. Но эта роль прозвучала! Люся получила за нее Госпремию. И после этого как-то все покатило и покатило… Но жанра музыкального, киномюзикла, о котором она мечтала, по большому счету, не случилось. И это для Люси было предметом достаточно серьезного переживания.

— Как Людмила Марковна относилась к славе?

— Очень спокойно и с юмором. Говорила, что с двух лет знала: она — народная артистка! И когда перед концертами ее спрашивали: «Людмила Марковна, как вас представить?», она отвечала: «Никаких званий не надо, просто — Людмила Гурченко». Никаких титулов нет и на ее памятнике на Новодевичьем кладбище. Ведь зрительская любовь не в них — она в другом.

— Отдыхали вы, наверное, преимущественно за рубежом?

— За границу выезжали, но больше любили отдыхать в Евпатории, куда обычно ехали машиной через Харьков.

— Каким человеком Людмила Марковна была в быту? Кажется, что такого уровня кинозвезды «парят» над рутиной, ничего не касаясь — ни мытья посуды, ни приготовления еды…

— Если бы это было так, Люся не работала бы до последних дней своей жизни. Понятное дело, я как-то пытался оградить ее от бытовых забот. Но у нас не было нянек и мамок. Мы жили вдвоем. Иногда приходила женщина, которая помогала с уборкой. Мои сотрудники могли отвезти, привезти, встретить. А вообще Люся была человеком очень самостоятельным, привыкла делать все сама. К этому ее приучила жизнь — за все отвечать самой. Если нужно было, шла в магазин, могла посуду помыть и ничего в этом не видела страшного.

— У нее было коронное блюдо?

— Тертые яблоко и морковка, банан, изюм, курага, грецкие орехи плюс сметана — такой вот любила здоровый салат. Правда, в нем очень много калорий.

— Смотрела в Интернете ваши семейные фото. Обстановка вашей квартиры немного напоминает дворцовую: изысканная мебель, красивая посуда

— До дворца далеко. У нас была очень скромная квартира. Сначала — 90 квадратных метров. Но поскольку у Люси уникальный гардероб, мы понимали, что для него нужна отдельная комната. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы буквально рядом (в нашем любимом районе Патриарших прудов), продав прежнюю квартиру, купить новую, большей площади — 130 квадратных метров. Только почти к концу жизни сбылась Люсина мечта — иметь для нарядов отдельную комнату, где их можно было бы развесить. Она их бережно хранила, перешивала, переделывала. И таких нарядов с аксессуарами около 800! Мы жили на шестом этаже, в центре Москвы. Очень часто в нашем доме не работал лифт. Вот и весь «дворец». А еще под Москвой была скромная дача — небольшой двухэтажный домик, десять соток. Но мы чувствовали себя там очень уютно. Люся сама шила шторки, занавесочки, обивала стулья тканью. Шкафчики тоже ею придуманы. Соседи иногда поражались: «У нас дворец, но жить хочется у вас». Дачу, кстати, я отдал Люсиной дочери Маше.

— Сергей Михайлович, какая у вас с Людмилой Марковной была разница в возрасте и ощущали ли вы ее?

— 25 лет. Но мы этой разницы не чувствовали и говорили о ней всегда с юмором.

— Как считаете, Людмила Марковна была счастливым человеком?

— Этого не могу вам сказать. Считаю, что умный человек не может быть абсолютно счастливым. Внутри он всегда одинок. Счастье — это секундное состояние. Люся и сама об этом говорила: «Счастье — это сейчас».

— Она вам часто снится?

— Да. Сны бывают самые разные. Иногда — светлые. Бывает, что и ссоримся во сне — не знаю, почему.

— В жизни Людмилы Марковны случались чудеса?

— Бывали забавные совпадения. Как-то Люся улетела на гастроли в Самару со спектаклем, а я в эти дни находился в Одессе. Гуляя по городу, зашел в антикварный магазинчик и увидел очень красивые чашку и блюдце с высокими краями, что было важно, потому что Люся пила чай (и даже кофе) из блюдец. Это была работа известного русского мастера Кузнецова. Чашка в розах, большая — именно из такой Люся любила утром пить кофе с молоком. Я купил этот набор. А когда мы встретились в Москве и я достал свой подарок, вдруг… пауза. Люся вышла в соседнюю комнату, вернулась с пакетиком, а там — точно такая же чайная пара, только другой расцветки — салатовой.

— Потрясающе! Как говорится, вы жили словно на одной волне.

— Наверное…

Фото в заголовке с сайта ru.tsn.ua