Родился в 1938 году в селе Огни Алтайского края в многодетной крестьянской религиозной семье. Отец погиб на фронте в первые дни войны; мать перед смертью приняла великую схиму.

В 1965 году поступил в Московскую Духовную семинарию, в 1970 году - в Московскую духовную академию (Загорск), которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

6 декабря 1968 года в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг, 19 декабря 1968 года рукоположён во иеродиакона, 21 мая 1969 года - во иеромонаха, служил в Лавре.

В 1976 году, по благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина), был переведён в Почаевскую лавру, где был возведён в сан игумена. В 1981 году, когда возникла угроза закрытия Почаевской лавры, ушёл на время в Кавказские горы, близ Сухуми.

В августе 1983 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) был принят в Ивановскую епархию. Первый приход был в маленьком отдаленном селе Жарки, где и возникло общество «Радонеж». В ноябре 1985 года переведён в храм Рождества Христова в селе Красное близ пос. Палех. С декабря 1986 года в сане архимандрита служил в Преображенском храме в Иванове.

Весной 1990 года был назначен настоятелем возвращенного епархии Введенского храма в Иванове, приход которого указом Патриарха Алексия II от 27 марта 1991 года был обращён в Введенский женский монастырь.

Из воспоминаний свящ. Олега Омоленко:

http://www.omolenko.com/palata6/urasov6.htm

"В "духовной" академии «МП» он защищал диссертацию на тему, связанную с баптизмом. Это для человека, выставляющего себя православно верующим, выгодная и безопасная тема. Я помню его проповеди в Почаевской Лавре. Он говорил все проповеди православным прихожанам на тему против баптизма. Постоянно повторял, что должно носить крестик и не снимать его даже в бане. Проповеди его повторялись, и вскоре становилось слушать его неинтересно. За все время (в моем присутствии) он лишь один раз коснулся в проповеди темы об Иисусовой молитве. Но это было не обучение ей, а как бы хвастовство о якобы имеющейся у него молитвенной теплоте. Позже, когда я тщательно изучил труды святых отцов об этой дивной молитве, я пришел к выводу, что Юрасов не был делателем этой молитвы и не знал о святоотеческом покаянии и пути внутреннего делания. Все его знания в духовных вопросах были поверхностны, но зато он умел производить впечатление, особенно на женский пол.

Всю свою жизнь он был окружен почитательницами, которые просто теряли голову от него. По этому поводу у некоторых отцов Почаевской Лавры (например, у тогдашнего игумена Исайи) сложилось мнение, что Юрасов занимается колдовством. Это мнение было настолько распространенным, что однажды мне пришлось его услышать из уст советских милиционеров. Случилось это при таких обстоятельствах. Было это лет 25-26 тому назад. Мне довелось пребывать в Почаевской Лавре в качестве проживающего паломника. В это время случилось такое событие. Наместник Лавры имел явные прокатолические настроения, а Юрасов, бывший тогда в сане игумена, выражал антикатолические взгляды. Именно за эти взгляды его выгнали из Почаевской Лавры после того, как он спровоцировал о. Наместника на беседу об отношению к католицизму. При этом Юрасов имел в кармане своей рясы портативный магнитофон, который и включил во время беседы с Наместником, чтобы иметь компромат на него. Наместник услыхал звук этого магнитофона и понял, что Юрасов записывает его ответы на пленку. Он дал приказ своим монахам отобрать у Юрасова магнитофон. После некоторой борьбы этих монахов с Юрасовым, бывшей у меня и других гостей на глазах, монахам удалось отобрать у него магнитофон. Рассерженный Наместник выгнал популярного тогда в молодежных кругах «МП» "игумена Амвросия" Юрасова из Лавры. Мне и еще нескольким тогдашним "чадам" Юрасова пришлось по его просьбе помогать собирать вещи. А вещей у этого "отрекшегося" от мира монаха было немало. Более всего меня удивила россыпь настоящих золотых Николаевских червонцев в письменном столе г.Юрасова, чего он не пытался скрывать. На вопрос об этих монетах он ответил, что это дар его почитателей. Во время очередной моей ходки с вещами Юрасова я по приказу Наместника был задержан несколькими "монахами" и грубо подвержен насильственному обыску. Ничего не найдя, эти "монахи" от имени Наместника потребовали моего немедленного удаления с территории Лавры. Мне пришлось подчиниться и выйти на улицу. Там меня ждало еще одно искушение. Оказывается, сторожем Лавры Наместник нанял одного вышедшего из мест заключения человека. Так вот этот человек так ретиво исполнял приказы своего начальника, что бросился на меня с ножом и угрозами. При этом он сорвал с моей головы шапку, а дело было зимой. Тут к делу подключилась милиция, отделение которой было прямо у ворот Лавры, и которая почему-то усердно служила Наместнику. Два милиционера задержали меня и завели сперва для получения санкции от Наместника в гостевую комнату монастыря. Когда спустился Наместник, я объяснил ему все произошедшее и потребовал задержать сторожа монастыря за нападение с ножом. Наместник покрыл своего сторожа, а тот лукаво представил дело так, что это будто бы я напал на него с ножом. Милиционеры повели меня в отделение для составления протокола. Но понимая, что дело это фальшивое, они не стали этого делать, но с угрозой повелели мне уезжать домой и больше никогда в Лавру не приезжать. При этом они в отношении "отца Амвросия" сообщили мне, что он "колдун и блядун", и что они точно знают о многих его похождениях с женщинами. Насчет второго мне нечем было им возразить, хотя сам я не присутствовал при подобном, и я придрался к их слову "колдун". Если вы верите в колдовство, то значит должны верить и в Бога, сказал я милиционерам. Этого они признать не могли. Грубо оборвав меня, они провели меня до автобуса, и я уехал домой в Киев.

Юрасов уехал в Россию. Мне довелось видеть его еще раз у его родственников. Там собирались некоторые его чада и почитатели. В то время Юрасов был увлечен идеей оздоровления полным голодом. Он не только пытался лечить себя сам этим способом, но и благословлял это своим чадам. Когда я вернулся от него и пришел к блаженной Христа ради Юродивой матушке Екатерине, то она сказала мне на украинском наречии: "а мы те, кто кушают", и запретила ходить к Юрасову.

Если вернуться к грубому пасквилю Юрасова в мой адрес, то можно заметить, что он, не имея чем возразить по существу моих трудов, в т.ч. по обличению лжецеркви «МП», берется за старый диавольский прием: переходит на разбор личных качеств оппонента. Но и при этом он использует ложь, слухи и клевету. Начинает он с вопроса "кто рукополагал тебя"? И тут же сам отвечает: "самосвяты униаты". Не знаю, что больше сказалось в таком его ответе – психическая неполноценность или злой умысел, ибо всем, кто меня знает, известно, что рукополагал меня в 1992 году в Марфо-Мариинской обители г. Москвы епископ РПЦЗ Варнава (Прокофьев), который ныне здравствует и проживает в городе Канны на юге Франции. В своем ответе Юрасов не только лукаво приклеивает мне ругательный ярлык, но допускает невежество в элементарном вопросе, путая украинских самосвятов из так называемой "Украинской автокефальной церкви", которая образовалась в начале 20-х годов 20 столетия на основании "рукоположений" священниками "епископов" своей церкви, с украинскими униатами, последователями унии с Римо-Католическим Костелом. Просвещая этот пробел в познаниях Юрасова, сообщаю насчет униатов, что это есть церковное течение, основанное на союзе (унии) различных христианских церквей с Римско-Католической Церковью на условиях признания первыми главенства Папы Римского и католической догматики при сохранении традиционной обрядности.

"Украинская Греко-Католическая Церковь" возникла на основании Брестской унии в 1596 году. Я не признаю и никогда не признавал эти церкви (т.е. украинскую автокефальную и украинскую униатскую) истинными церквями Христовыми и никогда не имел к ним никакого отношения. Полагаю, что представители этих церквей могут обидеться на г.Юрасова за приписывания им того, кто так их обличает.

Не понятно обращение Юрасова к Америке, в которой я никому не нужен и в которой меня почти никто не знает. А если кто и знает, то только как истинно православного священника. Сопричислить меня к "самосвятам униатам" это все равно, что сопричислить самого Юрасова на основании его голодания к индийским йогам, а на основании его "монашества" к буддийским монахам.

Не понятно, что греховного или предосудительного увидел Александр Юрасов в моем с женой оставлении Киева и отъезде на жительство в Канаду. Мы не "сбежали" из Киева, а уехали от преследований спецорганов Кучмы, после моего двухлетнего пребывания в заключении по ложному обвинению. Мой адвокат (бывший сотрудник прокуратуры) настоятельно советовал мне это сделать, уверяя нас, что служба безпэкы не оставит нас в покое, но непременно устроит новую более удачную для них провокацию."

В городе Иваново, в самом его центре, стоит большая старинная церковь из красного кирпича, окруженная множественными затейливыми постройками. Сегодня там находится женский Введенский монастырь, а когда-то, в годы советской власти, сей чудный храм был приспособлен под Государственный архив.

По тем временам казалось немыслимым делом - вернуть собор под крыло Русской православной церкви. Верующие люди писали в разные инстанции - все было бесполезно. Чудо свершилось, когда за дело взялся архимандрит Амвросий (Юрасов).

История обретения - это одна из ярких и одновременно трагических страниц в непростой жизни священника, и в нашей статье мы осветим подробнее это событие. А еще расскажем о биографии отца Амвросия, о его неутомимой проповеднической и просветительской деятельности во имя прославления и торжества Веры православной.

Амвросий (Юрасов): биография

Родился будущий батюшка в Алтайском крае, в с. Огни в 1938 г. в небогатой многодетной крестьянской семье. Родители были людьми очень верующими, они смогли с малых лет привить сыну горячую любовь к Богу. Отец мальчика погиб на войне в 1941 г., а матушке Господь даровал жизнь долгую. Незадолго до своей смерти она приняла Великую схиму. Батюшка Амвросий с детства знал голод, видел гонения на православие. Став старше, он поступил рабочим на шахту, потом была служба в армии, занятия спортом.

Юношу окружали атеисты. Казалось бы, в такой среде трудно было сохранить веру, тем не менее молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию и благополучно окончил ее, получив степень кандидата богословия. С 1965 г. по 1975 г. батюшка служит в Троице-Сергиевой Лавре, где впоследствии принимает и рукополагается в иеромонахи.

В 1976 г. о. Амвросий был переведен в и возведен в сан игумена. Там он пробыл 5 лет и все эти годы занимался тихим смиренным служением Богу: исповедовал монастырскую братию, проповедовал и проводил экскурсии для посетителей. Но времена настали тяжелые: власти грозились закрыть Лавру, а монахов выселить. По благословению своего духовника игумен Амвросий (Юрасов) скрывается от гонений в Кавказских горах, где несет молитвенный и отшельнический образ жизни.

Основание Свято-Введенского женского монастыря в Иваново

В 1983 году отец Амвросий был зачислен в Ивановскую епархию. Первым его приходом стало отдаленное от центра село Жарки, где было всего-то пять домов, потом батюшка нес службу в селе Красное близ знаменитого Палеха. И вот настало время, когда его возвели в почетный сан архимандрита и приписали к новому месту служения: Преображенскому кафедральному собору в г. Иваново.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) быстро завоевал любовь у прихожан, которых даже в областном центре было в общем-то немного, ведь в стране царило безбожие. Но все-таки вокруг батюшки сплотился круг истинно верующих людей. Вместе они решили отвоевать у безбожников "Красную церковь" (народное название Свято-Введенского собора).

Вначале батюшка и его прихожане взялись за дело мирно: писали, ходили с просьбами к представителям властей, но вскоре поняли, что все это бесполезно. Другой бы на месте о. Амвросия отступился, отчаялся, но он решил идти до конца.

Однажды утром удивленные жители Иванова увидели возле "Красной церкви" палатку и четверых сидящих рядом женщин в монашеском одеянии. Это были духовные чада батюшки Амвросия, которых он благословил на голодовку в знак протеста против произвола властей. Для того времени это был беспрецедентный шаг! Весь город гудел, газеты и радио обливали отца Амвросия грязью, храм был оцеплен милицейскими кордонами. Со всех концов города к церкви стекался народ, чтобы посмотреть на мужественных женщин. Акция протеста продолжалась долгих 16 дней и привлекла внимание мирового сообщества.

В конце концов Красная церковь была возвращена Ивановской епархии, а архимандрит Амвросий (Юрасов) стал настоятелем нового церковного прихода. 27 марта 1991 года, по благословению патриарха Алексия здесь был основан Свято-Введенский женский монастырь. Отец Амвросий стал его духовным руководителем и наставником. Со временем обитель разрослась, число сестер выросло до полутора сотен. Батюшка Амвросий и по сей день руководит этим монастырем.

Общественная деятельность батюшки

Сегодня сестры и священнослужители монастыря ведут широкую общественную деятельность: посещают наркоцентры и тюрьмы, издают религиозную литературу, выступают на православной радиостанции "Радонеж", кормят бездомных людей, инвалидов и сирот, работают на городском "Телефоне доверия". И всеми этими трудами с терпением и любовью руководит отец Амвросий (Юрасов).

Проповеди батюшки столь популярны, что послушать их приезжают паломники со всех концов России. И хотя Отец и является чрезвычайно занятым человеком, но находит все-таки время, чтобы принять и выслушать людей, помочь советом, дать утешение.

Духовная помощь заключенным в тюрьмы

Неподалеку от Введенской обители расположена женская колония. Батюшка Амвросий в шутку прозвал ее еще одним монастырским подворьем. Отец и монахини постоянно посещают осужденных, несут им слово Божие. На протяжении 20 лет батюшка неустанно навещает колонии, коих немало в Ивановской области.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) одним из первых пошел в камеры к смертникам, в штрафные изоляторы, в туберкулезные отряды. Исповедовал, крестил и служил заключенным с христианской любовью, заповеданной самим Христом. При поддержке о. Амвросия на территориях колоний возводятся храмы.

Изданные труды архимандрита Амвросия

  • "Исповедь: в помощь кающимся".
  • "Яко с нами Бог".
  • "Во дни поста".
  • "Православие и протестантизм".
  • "Слово утешения".
  • "Монастырь".
  • "Господи, благослови".
  • "Призвание".
  • "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа".

Заключительное слово

Как это замечательно, что на Русской земле есть такие столпы Православной веры, как батюшка Амвросий Юрасов! Отзывы о нем как о талантливом проповеднике, прозорливом старце и верном христианине в изобилии имеются на многих православных форумах. Хочется пожелать этому мужественному и деятельному человеку здоровья и долгих лет жизни, чтобы как можно дольше он зажигал в замерзших душах современных людей горячие лампадки православной веры.

ДУША МОНАСТЫРСКОЙ СЕМЬИ
Архимандрит Амвросий (Юрасов) - духовник православного братства «Радонеж», участник передач радиостанции «Радонеж», президент межрегионального общественного фонда содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение», основатель и духовник Свято-Введенского женского монастыря в г. Иванове, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, начальник епархиальной Тюремной Миссии, гл.редактор газеты «Слово утешения». Награжден орденами св.блгв.кн.Даниила Московского, прп.Сергия Радонежского и другими духовными и светскими наградами. 8 сентября 2008 года архимандриту Амвросию исполнилось 70 лет. Когда смотришь на батюшку, его бодрость, подвижность, забываешь о его летах, о годах многотрудной жизни.

Родился батюшка в 1938 году в с.Огни Алтайского края в многодетной крестьянской семье. Его родители - люди верующие - открыли будущему пастырю истину, что Бог есть. Отец погиб на фронте в первые дни войны, а мама прожила долгую жизнь и перед смертью приняла Великую схиму. С детства о.Амвросий узнал, что такое голод и гонения на православных. Став постарше, работал на шахте, потом - армия, спорт, усиленные занятия боксом.

Но именно атеисты, прикрепленные к верующему юноше, натолкнули на мысль о поступлении в Семинарию. 10 лет - с 1965 по 1976 годы - были связаны с Троице-Сергиевой Лаврой: закончил Московскую Духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения», в Лавре был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1976 году иеромонаха Амвросия перевели в Почаевскую лавру и возвели в сан игумена. Пять лет о.Амвросий был в числе Почаевской братии, исповедовал, про поведовал, проводил экскурсии, но для Лавры настали сложные времена - её грозились закрыть, а братию выселить. Тогда игумен Амвросий по благословению духовника ушёл в Кавказские горы.

В августе 1983 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием игумен Амвросий был принят в Ивановскую епархию. Первый приход - отдалённое с.Жарки в пять домов, но именно там зародился «Радонеж». Духовные чада из Москвы получили благословение на создание в Москве радиостанции и православной гимназии. Потом было с.Красное близ Палеха, духовное окормление палехских иконописцев; затем - служение в сане архимандрита в Преображенском кафедральном соборе в г.Иванове.

В центре Иванова стоит большая, из красного кирпича, Введенская церковь, называемая в народе «Красная церковь». Её построили на пожертвования жителей Иваново-Вознесенска, освятили летом 1907 года. Около 30 лет здесь шла служба Господу, потом власти храм закрыли, разместили в нём госархив, а в приделе Свт.Николая устроили туалет. Верующие с болью смотрели на это безчинство, но сделать ничего не могли. Архимандрит Амвросий взял благословение у владыки попытаться вернуть храм. Но хождения по инстанциям, письма, обращения… не помогали. Тогда было принято решение о голодовке: 16 дней четыре женщины - члены православной общины Введенской церкви - не принимали пищу. Голодовка в Иванове привлекла внимание всего мира: в те годы только таким исключительным способом можно было вернуть храм.

Настоятелем отвоеванной церкви назначили архимандрита Амвросия. Около года возвращенная церковь была приходской, но небольшая община из числа духовных чад о.Амвросия положила начало женской обители. 27 марта 1991 года Патриархом Алексием II был подписан указ об основании Свято-Введенского женского монастыря. Началась монастырская жизнь. За 17 лет руководства монастырем архимандритом Амвросием небольшая общинка пополнилась двумя сотнями насельниц, появилось семь подворий. Священнослужители и сестры монастыря посещают тюрьмы и наркоцентры, издают православную газету и книги, принимают паломников, окормляют инвалидов и бездомных, беспризорных детей, работают на «телефоне доверия», выступают на радиостанции «Радонеж».

Недалеко от Введенского монастыря находится женская колония. Отец Амвросий шутя называет её одним из монастырских подворий. Священнослужители, монахини посещают осуждённых женщин, несут слово Божие. 20 лет о.Амвросий посещает колонии Ивановской области и возглавляет епархиальную Тюремную Миссию; в числе первых священнослужителей пошёл в камеры смертников, в туберкулёзные отряды, в штрафные изоляторы - исповедовал, крестил, служил. При его поддержке строятся тюремные храмы. Сестры обращаются к слушателям «Радонежа» с просьбой о помощи осуждённым, и эти просьбы не остаются без ответа.

В 2006 году о.Амвросий избрали президентом Межрегионального общественного фонда содействия духовному и нравственному про-
свещению «Вознесение». Одна из задач Фонда - строительство покаянного храма-памятника Вознесения Господня в исторической ча сти города - Вознесенской слободе, где и находится монастырь.

О.Амвросий - душа монастырской семьи

Мать Е.: «Получив благословение Святейшего на основание монастыря, батюшка сказал: «Ну, вот и исполнилась моя мечта». Так в центре города, среди мира, глядевшего с недоверием, враждой, любопытством или тайным сочувствием, зарождалась духовная семья, душой которой был батюшка. Если нужно было сложить кирпичи, убрать территорию, он первым брался за работу, и все тут же выбегали, и в любую погоду работа кипела. Но главным в труде была радость единодушия и любви во Христе. Каждый день приносил новые открытия, радость или опыт искушений. Всем мы делились с батюшкой, который бережно, но твёрдо ограждал от духовных ошибок, учил в радости и смирении служить Богу и людям.

Прошло время духовного детства, горение первой любви и ревности о Боге, когда всё легко и радостно и подвиги любые под силу. Нам пришлось испытать и тяжесть креста, и собственное безсилие. Но в душе остался благодатный опыт единодушия во Христе - огонёк, который батюшка сумел увидеть под пеплом и раздуть».

Своя волюшка доведёт до горюшка

Мать А.: «Как-то шли мы с одной послушницей по монастырскому двору. Увидела она у окошка знакомую фигуру и радостно воскликнула: «Батюшка!» Потом схватила меня за локоток и добавила: «Хороший!» Мы взбодрились и живо зашагали дальше. Так происходит практически везде, где появляется о.Амвросий. Не раз видели мы, как после исповеди отходят от батюшки люди с просветлёнными лицами. Если выезжает он из монастыря - старый и малый перед машиной толпятся, будто утрачивают что-то ценное. Батюшка даже пытался тихонько ускользнуть, только редко это удаётся. Веет от батюшки теплом непередаваемым, жизнью. Можно не разговаривать, просто постоять рядом, и мысли упорядочиваются, появляется желание сделать что-то спасительное для души.

Одна сестра рассказала, как пришла к батюшке в монастырь, поговорила и в сердечной радости ощутила, на кого он духом похож. «Папа!» Так и осталась здесь, ведь рядом родной человек.

Обычно дети копируют родителей. Вот и мы подражаем своему духовнику. А он ходит неслышно, говорит тихо, спорит редко, так что теперь и у сестёр на языке готовая батюшкина фраза на сопротивление: «Я сказала, а ты как хочешь». А хотеть - боязно, потому как помним его предупреждение: «Своя волюшка доведет до горюшка». Вот и вырабатывай послушание с первого слова. Это не просто. Ещё ап.Павел писал, что Бог всех людей заключил в непо слушание. Жизни не хватит, чтобы только послушание в себе выра ботать! А сколько других недостатков! Но, слава Богу, есть исповедь и священник, который и правду в лицо скажет, и епитимью наложит. И идёт человек дальше нести свой крест с надеждой».

Бывает, ругаю я батюшку

Мать И.: «Что о батюшке скажешь? «Лицом к лицу лица не увидать…» Бывает, после эфира выговариваю ему: «Тут ошибка, там неверно…» А он, как ребёнок: «Прости, мать, больше не буду. Ну, прости, старика». «Будьте как дети» - мне этого не дано, а он - истинное дитя. Но в храме - он иной: всё насквозь видит, и строгий. Монастырь наш - батюшкино чадо. А мы подчас батюшку не ценим - во многих монастырях с исповедью проблемы, духовники меняются, всё на плечах настоятельницы, а мы живём, не замечая его трудов, будто всё само делается. Как человек, который дышит легко и вспоминает о воздухе, лишь лишившись его.

Батюшка спрашивает: «Когда вы, наконец, исправитесь? Перестанете обижаться, раздражаться, тщеславиться, научитесь благодарить Бога?» Ох, скорей бы, сами устали от своих немощей…»

НА 70-ЛЕТИЕ

Стремительною чередою

Бегут мгновенья и года.

Но молод наш отец душою,

И бодр, и весел он всегда.

Не обличением суровым,

Но строгой мудростью отца,

Улыбкой доброй, Божьим словом

Он лечит души и сердца.

Наш батюшка, заметим кстати,

Объемлет много разных сфер:

Он пастырь добрый и писатель,

Редактор и миссионер.

Он души грешные стремится

Спасти от гибели и тьмы

Повсюду: в школе и в больнице,

И даже в камере тюрьмы.

И верой крепкой, и делами

Известен наш архимандрит.

Его молитвой и трудами

Программа «Радонеж» звучит.

И мы в молитве Бога просим

(И это вовсе не секрет),

Чтобы служил отец Амвросий

На радость всем ещё сто лет!

Слово пастыря
ГОСПОДЬ НА ВСЯКОМ МЕСТЕ
Мы верим в Бога, Который живет в неприступном Свете. Вселенная огромна, а наша Земля - крохотная пылинка. Человек, живя на Земле, в сравнении со Вселенной - что микроб. И в то же время в одном человеке находится вся Вселенная, весь материальный и духовный мир, потому что в человеке скрыта бездна премудрости. Человеку Господь дал великие таланты. И если он их раскроет, то может и горы двигать. То есть человеку дано великое сокровище, великие тайны… Но от постоянной греховной жизни мы это всё потеряли и так оземлились, что порой забываем о Боге.

А ведь Господь близок к нам. Каждый может подтвердить это своим опытом. Мне Господь помогал учиться. Он знал, что особых дарований у меня нет, даже как-то в документах было написано: «способности средние». Только по милости Божией, обращаясь за помощью к прп.Сергию, закончил я Семинарию и Академию. Вспомним, что прп.Сергию тоже тяжело было учиться - память была слабая, но за усердие Господь подал ему большие дары. Так я познал впервые, что Господь на всяком месте, и со мной Он рядом…

Господь безпокоится о нашей жизни, здоровье, благополучии. А наша земная цель такова, чтобы мы в скорбях, в болезнях и страданиях научились благодарить Бога и радоваться жизни. Надо благодарить Бога не только за хорошую одежду и квартиру, но и за скорби, потому что они нам даны для внутреннего очищения, чтобы мы не были расслабленными, но сильными и крепкими.

Если спортсмен будет лежать в постели вместо того, чтобы тренировать своё тело, свои мышцы - он не сможет выступать на соревнованиях. Побеждает тот, кто постоянно тренируется. Также и мы, готовясь к переходу в потусторонний мир, должны упражняться в страданиях, болезнях, труде, в терпении поношений.

А ведь мы порой и тело своё не знаем - на что оно способно. Скажу во славу Божию, не в похвалу. Когда я работал на шахте, мы лес таскали. Это тяжёлая работа: огромные бревна на 150-метровую глубину нужно было опустить и там протащить. Приходилось даже на животе ползти и тащить их за собой. И ведь работали в таких жутких условиях: света нет, кругом пыль, газ… Порой отработаешь шесть часов, и уже нет никаких сил. А бывало, что и вторую смену просили отработать. И вот ложишься крестообразно на землю, минут десять полежишь, и откуда-то берутся силы! И еще шесть часов работаешь… На то была воля Божия и промысл Божий. Но всё это нужно было испытать на себе, чтобы познать свои силы, свои возможности. Так и в духовной жизни…

Однажды в Кавказских горах спускались мы с одним человеком в долину, да в тумане сбились с дороги. Когда наступила ночь, мы к дереву привязались, чтобы не упасть. Рассвет настал, мы вновь принялись искать тропинку. Вышли к 10-километровому водопаду. Чтобы его обойти, нужно было опять подняться в гору на два километра. Метров на пятьдесят поднимешься, и сердце начинает учащенно биться. Приходилось минут двадцать лежать, чтобы сердце успокоилось. Так прошли метров пятьсот. Наступило обезвоживание организма, даже плюнуть нечем стало. Осталось идти метров двести, а силы кончились. Но я знал, что в корнях чинар после дождя скапливается вода. Нашли такое дерево, опустил я руку в переплетение корней - есть вода! Каждому по стакану досталось: как раз, чтобы сил хватило добраться до верха. Так и остались живы: Господь не оставил. И силы свои познали.

В каждом человеке скрыта бездна премудрости и талантов. А если их не хватит, Господь человеку помогает. Порой нам кажется, что мы устали и сил уже нет. А оказывается, что сил-то у нас достаточно, просто мы расслабились. Да и к Богу поленились обратиться. А ведь Господь нас не оставит никогда. Когда я жил в Кавказских горах, то встретил там старца Василия. У него своя церковь была построена, с престолом на камне, а рядом - келья. И мы там с ним служили. Вокруг медведи ходят, лани. Старец говорил, что когда он начинает молитву, то приходят к нему дикие лани и ложатся рядом, если нет чужих. И близ был Господь…

Или ещё пример - из древности. Шёл один пустынник с учеником. Идут они по пустыне, жара, пить хочется… Ученик говорит: «Всё! Умираю, не могу без воды!» Старец встал на колени, помолился, и появился источник. Утолили они жажду, ученик и говорит: «Отче, давай наберём воды, ведь неизвестно, сколько ещё идти!» А старец отвечает: «Если здесь Господь нам помог, то и там поможет. Господь везде, он никогда нас не оставит».

И нас тоже Господь не оставляет. Самое главное - надо забыть про скорби, болезни и неприятности. Не надо думать, где жить и во что одеться, чем питаться. Посмотрите на птиц небесных. Они не сеют, не жнут, а Господь их питает. Учитесь постоянно благодарить Бога, а Господь знает все наши мысли, все тайны сердца, все нужды. Он любит и хранит даже зверей, рыб и птиц. Если на мгновение промысл Божий прекратит своё действие, всё в мире замрёт, всё сразу исчезнет. Но промысл Божий не прекращается.

Наш совет пастырский: как только утром встали, открыли глаза - сразу осенили себя крестом во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа - начинаем день во имя Пресвятой Троицы. Потом нужно встать, сделать три земных поклона Господу, причём кланяться не телом только, но и душой: поблагодарить Господа за прошедшую ночь и попросить благословения на грядущий день. Так же и Матерь Божию поблагодарить, и Ангела Хранителя, и своего святого. Оделись, обулись, умылись, и прежде всякого дела должны прочитать утренние молитвы. Очень ценно главу из Евангелия прочитать и пятьсот раз Иисусову молитву, не торопясь, с покаянным чувством. Это заряд будет на весь день: если с утра хорошо помолились, то и в течение дня будет молитва. А если нет - день пройдёт впустую. Демон войдёт и сможет причинить много зла и неприятностей, потому что Божиего благословения нет. Когда пищу готовим, тоже надо читать молитву. Всё, что мы делаем с молитвой, всё будет благополучно, и простая еда будет вкусной. Об этом ещё старцы говорили. Вот если будете так делать, тогда присутствие Божие всегда вами будет ощущаться и поймёте вы, что промысл Его всегда благ и любвеобилен.

Итак, старайтесь жить со всеми в мире, в любви, никого не осуждайте, ни с кем не спорьте и благодарите Бога за всё: за скорби, за болезни, за врагов. Это нужно для воспитания души и достижения Царствия Небесного. Ведь ещё будет Страшный суд, воскресение мертвых, и все дадут отчёт перед Богом, и кто-то в рай пойдёт, а кто-то в ад. Земная жизнь мигом пройдёт, всё останется в прошлом, а сколько ещё претерпеть придется - неведомо. Надо заранее научиться благодарить Бога за всё.

Архимандрит Амвросий (ЮРАСОВ), настоятель и духовник Свято-Введенского женского монастыря. 153005, г. Иваново, ул.Базисная, 23.

О МОЛИТВЕ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

О МОЛИТВЕ.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет - будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: "А, может быть, твоя усталость от бесов", встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную) ".

Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: "Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых". И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: "Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь." Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и "Богородице Дево, радуйся..." Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде, чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

После утренних или вечерних молитв не всегда есть чувство благодати. Иногда молитве мешает сонливость. Как этого избежать?

Бесам молитва не нравится, как только человек начинает молитву, нападает и сонливость, рассеянность. Надо стараться вникать в слова молитвы, и тогда почувствуете ее. Но не всегда Господь утешает душу. Самая ценная молитва - это когда человеку не хочется молиться, а он себя заставляет... Маленький ребенок еще не может стоять и ходить. Но родители берут его, ставят на ножки, поддерживают, и он чувствует помощь, крепко стоит. А как родители отпустят, сразу падает и плачет. Так и мы, когда Господь - наш Отец Небесный - Своей благодатью поддерживает нас, все можем, готовы горы свернуть и молимся хорошо и легко. Но как только благодать от нас отходит, мы сразу падаем - ходить-то духовно тол- ком не умеем. И тут надо смириться и сказать: "Господи, я без Тебя - ничто". И когда человек поймет это, милость Божия ему поможет. А мы часто надеемся только на себя: я - сильный, могу стоять, могу и идти... Вот, Господь и отнимает благодать, потому мы падаем, страдаем и мучаемся - от своей гордыни, много на себя надеемся.

Как стать внимательной в молитве?

Для того, чтобы молитва прошла через наше внимание, не надо тарабанить, делать вычитку; протарабанил - и успокоился, Молитвослов отложил. Поначалу вникают в каждое слово; не торопясь, спокойно, ровно, надо настроить себя на молитву. Начинаем постепенно входить в нее, там можно и быстро читать, все равно уже каждое слово будет входить в душу. Надо <зацепиться> за молитву, чтобы она не прошла мимо. А то звуком воздух наполним, а сердце пустым осталось.

У меня не идет молитва Иисусова. Что Вы посоветуете?

Если молитва не идет, значит, мешают грехи. Как покаемся, надо стараться как можно чаще читать эту молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! (или грешную)" И читая, делать удар на последнем слове. Для того, чтобы постоянно читать эту молитву, нужно вести особую духовную жизнь, а самое главное - обрести смирение. Надо считать себя хуже всех, хуже всякой твари, терпеть поношения, оскорбления, не роптать и никого не обвинять. Тогда молитва пойдет. Молиться надо начинать с утра. Как на мельнице? Что с утра засыпал, то весь день и будет молоться. Как только проснулись, сразу: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Матерь Божия, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Господи, укрепи во мне веру, пошли мне благодать Духа Святаго! Дай мне кончину христианскую, непостыдную и добрый ответ в день Страшного Суда. Ангел Хранитель мой, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день, сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Вот так сразу и читайте-читайте. Одеваемся с молитвой, умываемся. Прочитали утренние молитвы, снова раз 500 молитву Иисусову. Это - заряд на весь день. Он дает человеку энергию, силу, изгоняет из души мрак и пустоту. Человек уже не будет ходить и чем-то возмущаться, шуметь, раздражаться. Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, Господь за труды наградит, молитва эта начинает твориться в уме. Человек все внимание сосредоточивает в словах молитвы. Но молиться можно только с покаянным чувством. Как только придет мысль: "Я - святой", знайте - это погибельный путь, эта мысль от диавола.

Духовник сказал "для начала читайте хотя бы по 500 молитв Иисусовых". Это как на мельнице - что с утра засыпали, то она весь день и мелет. Но если духовник сказал "только 500 молитв", значит, больше 500 читать не надо. Почему? Потому что все дается по силам, по духовному уровню каждого человека. Иначе легко можно впасть в прелесть, и к такому "святому" потом не подойдешь. В Троице-Сергиевой Лавре у одного старца был послушник. Этот старец прожил в монастыре 50 лет, а послушник только пришел из мира. И решил он подвизаться. Без благословения старца и раннюю литургию отстоит, и позднюю, правило себе большое назначил и все вычитывал, постоянно в молитве пребывал. Через 2 года он достиг великого "совершенства". Ему стали уже "ангелы" являться (только рожки и хвосты свои они прикрывали). Обольстился он этим, пришел к старцу и говорит: " Ты прожил здесь 50 лет и не научился молиться, а вот я за два года достиг высот - мне уже Ангелы являются. Я весь в благодать.. Таким, как ты, не место на земле, я тебя задушу". Хорошо, старец успел постучать в соседнюю келию; пришел другой монах, этого "святого" связали. А наутро отправили на коровник, и разрешили только раз в месяц на литургии бывать: а молиться запретили (пока не смирится)... На Руси у нас очень любят молитвенников, подвижников, но истинные подвижники никогда себя выставлять не будут. Святость измеряется не молитвами, не подвигами, а смирением, послушанием. Только тот достиг чего-то, кто считает себя грешнее всех, хуже всякого скота.

Как научиться чисто, нерассеянно молиться?

Надо начинать с утра. Святые отцы советуют, что молиться хорошо до того, как будем принимать пищу. Но как только пищу вкусили, сразу же становится тяжело молиться. Если человек рассеянно молится, значит, он молится мало и нечасто. Тот же, кто постоянно пребывает в молитве, имеет живую, нерассеянную молитву.

Молитва любит чистую жизнь, без отягощающих душу грехов. Вот, например, у нас в квартире телефон. Детишки шалили и перерезали провод ножницами. Сколько бы мы не набирали цифры, никуда не дозвонимся. Нужно воссоединить провода, восстановить прерванную связь. Точно так же, если мы хотим обратиться к Богу и быть услышанными, мы должны наладить нашу связь с Ним - покаяться в грехах, очистить совесть. Нераскаянные грехи, как глухая стена, через них молитва не доходит до Бога.

Я поделилась с близкой мне женщиной, рассказав, что Вы дали мне Богородичное правило. Но я его не выполняю. Келейное правило тоже выполняю не всегда. Что мне делать?

Когда вам дают отдельное правило, никому об этом не говорите. Бесы услышат и обязательно похитят ваши подвиги. Я знаю сотни людей, которые имели молитву, с утра до вечера читали Иисусову молитву, акафисты, каноны - вся душа блаженствовала. Как только поделились с кем-то - хвастанули молитвой, все исчезло. И ни молитвы, ни поклонов у них нет.

Меня часто во время молитвы или дела отвлекают. Что делать - продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келий и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". А старец с кровати и говорит: "Аминь". Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил - то есть проявил к нему любовь. А это- самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили. Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят не о Боге поговорить, не о спасении души, а попустословить, да кого-то осудить. А мы таких друзей должны уже знать; когда они к нам приходят, предложить им почитать вместе приготовленный заранее для такого случая акафист, или Евангелие, или книжку святую. Скажите им: "Радость моя, давай помолимся, почитаем акафист". Если они с искренним чувством дружбы приходят к вам, то будут читать. А если нет, то найдут тысячу причин, вспомнят сразу о неотложных делах и убегут. Если же вы согласитесь с ними поболтать, то и "некормленный муж дома", и "неубранная квартира" не помеха вашей подруге... Как-то в Сибири видел интересную сцену. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая - из магазина, в руках полные сумки. Встретились и повели промеж собой разговор... А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: "Ну, как у тебя сноха? А сын?" И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться... Притом грязь - сумки не поставить... И стоят не две, а десять, и двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, самое главное - новости узнали, душу насытили, злого духа потешили. А если в церковь позовут, говорят: "Нам тяжело стоять, ноги болят, спину ломит". А с ведрами да с сумками стоять ничего не болит! Главное язык не болит! Молиться не хочется, а поболтать и силы есть, и язык хорошо подвешен: "Всех проберем, обо всем узнаем".

Самое лучшее - как проснулись, умыться и начать день с утренних молитв. После этого со вниманием прочитать надо Иисусову молитву. Это огромный заряд для нашей души. И с такой "подзарядкой" мы на протяжении всего дня будем иметь эту молитву в мыслях. Многие говорят, что когда они становятся на молитву, то бывают рассеянными. Можно поверить, потому что если утром чуть-чуть почитать, да вечером чуть-чуть - ничего и в сердце не будет. Всегда будем молиться - и в сердце будет жить покаяние. После утренних - "Иисусова" молитва как продолжение, а после дня - вечерние молитвы как продолжение дневных. И так мы будем постоянно в молитве пребывать и не будем рассеяны. Не думайте, что это очень трудно, очень тяжело - молиться. Нужно усилие сделать, пересилить себя, попросить Господа, Матерь Божию и благодать будет действовать в нас. Нам на всякое время будет дано желание молиться.

А уж когда молитва войдет в душу, в сердце, тогда эти люди стараются удаляться от всех, прятаться в уединенных местах. Могут даже в погреб залезть, лишь бы только с Господом пребывать, в молитве. Душа тает в Божественной Любви.

Для того, чтобы достигнуть такого состояния духа, надо очень много потрудиться над собой, над своим "я".

Когда надо молиться своими словами, а когда по Молитвослову?

Когда захотелось вам молиться, в это время и молитесь Господу; "от избытка сердца глаголют уста" (Мф.12,34).

Особенно полезна молитва душе человека, когда есть в этом необходимость. Допустим, потерялись дочь или сын у матери. Или забрали сына в тюрьму. Тут по Молитвеннику не будешь молиться. Мать верующая сразу встанет на колени и от избытка сердца глаголет ко Господу. Идет молитва от сердца. Так что Богу молиться можно на всяком месте; где бы мы не были, Бог наши молитвы слышит. Он знает тайны нашего сердца. Даже мы сами не знаем, что в нашем сердце. А Бог - Творец, Он все знает. Так что молиться можно в транспорте, на любом месте, в любом обществе. Так Христос говорит: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). Когда делаем добро, когда подаем милостыню, тогда делать надо так, чтобы никто об этом не знал. Христос говорит: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне" (Мф.6,3-4). То есть не буквально, как бабушки понимают - подают только правой рукой. А если у человека нет правой руки? А если нет обеих рук? Добро можно творить и без рук. Главное, чтобы этого никто не видел. Тайным путем добро надо делать. Все хвастливые, гордые, самолюбивые напоказ делают доброе дело, чтобы от этого получить похвалу, земную славу. Скажут ей: "Какая хорошая, какая добрая! Всем помогает, всем дает".

Часто просыпаюсь по ночам, всегда в одно и то же время. Значит ли это что-нибудь?

Если мы проснулись ночью, значит есть возможность помолиться. Помолились - опять спать ложитесь. Но, если это бывает часто, надо взять благословение у духовника.

Как-то я с одним человеком беседовал. Он говорит:

Отец Амвросий, скажи, а ты когда-нибудь воочию видел бесов?

Бесы - духи, их нельзя видеть простыми глазами. Но они могут материализоваться, принимая вид старичка, юноши, девушки, животного, любой образ могут принять. Человек нецерковный понять этого не может. Даже и верующие попадаются на его уловки. А ты желаешь увидеть? Вот, есть у меня одна знакомая женщина в Сергиевом Посаде, ей духовник дал правило - за сутки вычитывать Псалтырь. Это беспрестанно надо жечь свечи, не торопясь читать - уйдет 8 часов. Помимо этого в правиле надо вычитывать каноны, акафисты, молитву Иисусову, и один раз в сутки вкушать только постную пищу. Когда она начала молиться (а делать это надо было в продолжении 40 дней) с благословения духовника, то он ее предупредил: "Будешь молиться - если будут какие-то искушения, то не обращай внимания, продолжай молиться". Она это приняла. На 20-м дне строгого поста и почти непрестанной молитвы (спать приходилось сидя по 3-4 часа) она услышала, как запертая дверь открылась и раздались шаги, тяжелые - пол прямо трещит. Это 3-й этаж. Кто-то подошел к ней сзади и начал дышать около уха; так глубоко дышит! В это время с головы до ног ее обдало холодом и дрожью. Хотела повернуться, но вспомнила предупреждение и подумала: "Повернусь - в живых не останусь". Так до конца и домолилась.

Потом посмотрела - все на месте: дверь заперта, все нормально. Дальше, на 30-й день, новое искушение. Читала Псалтырь и услышала, как с обратной стороны окон кошки стали мяукать, скрестись, лезть в окно. Скребутся - и все! И это пережила. Кто-то с улицы кинул камень - стекла вдребезги, камень и осколки на полу валяются. Нельзя поворачиваться! Холод через окно пошел, но все до конца дочитала. А когда дочитала, смотрит - окно целое, камня нет. Это вот демонические силы нападают на человека.

Преподобный Силуан Афонский, когда молился, по два часа сидя спал. У него открылись духовные очи, и он стал видеть злых духов. Увидел их воочию. Они с рогами, рожи безобразные, копыта на ногах, с хвостами...

Тот человек, с которым я говорил, очень тучный - больше 100 кг, любит вкусно поесть - и мясо ест, и все подряд. Говорю: "Вот, начнешь поститься и молиться, тогда все увидишь, все услышишь, все почувствуешь".

Как правильно благодарить Господа - своими словами или есть какая-нибудь специальная молитва?

Господа надо благодарить всей своей жизнью. Есть в молитвослове благодарственная молитва, но очень ценно молиться своими словами. В одном монастыре жил преподобный Вениамин. Господь попустил ему болезнь - водянку. Он стал огромных размеров, мизинец можно было обхватить только двумя руками. Для него сделали огромное кресло. Когда братия приходили к нему, он всячески показывал свою радость, говорил: "Дорогие братия, порадуйтесь со мной. Господь меня помиловал, Господь меня простил". Господь дал ему такую болезнь, а он не роптал, не отчаивался, радовался о прощении грехов и о спасении души и благодарил Господа. Сколько бы мы лет ни прожили, главное - остаться верными Богу во всем. Пять лет я нес в Троице-Сергиевой Лавре, нелегкое послушание - днем и ночью исповедовал. Сил никаких не оставалось, не мог и 10 минут простоять - ноги не держали. А потом Господь даровал полиартрит - 6 месяцев лежал, острая боль в суставах. Как только прошло воспаление, стал по комнате с палочкой ходить. Потом стал выходить на улицу: 100 метров, 200, 500... С каждым разом все больше, больше.... А потом, по вечерам, когда народу мало, стал ходить по 5 километров; палочку оставил. Весной Господь дал - и хромать перестал. До сего дня Господь хранит. Он знает, кoму что нужно. Потому - благодарите Господа за все.

Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах.

Можно ли плакать во время молитвы?

Можно. Покаянные слезы - это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся - читаем молитвы - и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.

Когда читаю молитвы, часто отвлекаюсь. Не надо ли бросить молиться?

Нет. Читайте молитву все равно. Очень полезно, выйдя на улицу, ходить и читать молитву Иисусову. Ее можно читать в любом положении: стоя, сидя, лежа... Молитва - это беседа с Богом. Вот, мы ближнему можем рассказать все - и скорби, и радости. Но Господь ближе, чем любой ближний. Он знает все наши мысли, тайны сердца. Он слышит все наши молитвы, но порой медлит их исполнять, значит, то, что мы просим, не на пользу нашей душе (или не на пользу ближнему). Любую молитву надо заканчивать словами: "Господи, да будет воля Твоя. Не как я хочу, но как Ты".

Каково молитвенное ежедневное правило для православного мирянина?

Правило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, две главы из посланий, одна кафизма, три канона, акафист, 500 молитв Иисусовых, 50 поклонов (а по благословению можно и больше).

Я как-то одного человека спрашиваю:

Надо ли каждый день обедать и ужинать?

Надо, - отвечает он, - но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того - душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело - это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем - очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

Значит, тебе и завтракать нельзя (т.е. обедать, христиане никогда не завтракают). А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

Я умру с голоду!

Так и душа твоя умирает с голоду! Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается. Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили - по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого - вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником - "молится" очень хорошо. Апостол Павел говорит: "Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор.14,19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано - и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: "Мы не можем выучить молитвы..." А их и не надо учить - их просто надо постоянно, каждый день читать - утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если "Отче наш" не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке - а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: "На какой улице живешь?" - все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое-то мы мастера...

Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку "Часы приема с... до..." К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этою человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов - это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать.

Сейчас многие говорят о пользе возрождения язычества в России. Может быть, действительно, язычество не так и плохо?

В Древнем Риме в цирках устраивались гладиаторские бои. Сто тысяч человек собирались на это зрелище, заполняя скамьи через многочисленные входы за десять минут. И все жаждали крови! Жаждали зрелища! Два гладиатора сражались. В борьбе один из них мог упасть, и тогда второй ставил ему на грудь свою ногу, заносил над поверженным меч и смотрел, какой знак ему подадут патриции. Если пальцы поднимут вверх, значит, можно оставить соперника жить, если вниз, надо было лишить его жизни. Чаще всего требовали смерти. И народ торжествовал, видя пролитую кровь. Такова была языческая потеха.

В нашей России лет сорок назад одна акробатка шла по тросу высоко под куполом цирка. Оступившись, она упала. Внизу была натянута сетка. Она не разбилась, но важно другое. Все зрители как один встали и загудели: "Жива ли она? Быстрее врача!" О чем это говорит? О том, что они не желали смерти, а переживали за гимнастку. Был жив дух любви в сознании людей.

Иначе сейчас воспитывают молодое поколение. На телеэкране боевики с убийствами, кровью, порнографией, ужасы, космические войны, пришельцы - демонические силы... Люди с малых лет привыкают к сценам насилия. Что остается ребенку? Насмотревшись этих картин, он добывает оружие и расстреливает своих одноклассников, которые, в свою очередь, издевались над ним. Как много таких случаев в Америке! Не дай Бог и у нас такое начнется.

Бывало, и раньше в Москве совершались заказные убийства. А сейчас шкала преступности, смертность от рук киллеров резко пошла вверх. В день убивают трех - четырех человек. А Господь сказал: "Не убий!" (Исх. 20,13); "... поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5,21), - все они пойдут в геенский огонь.

Мне часто приходится ходить в тюрьмы, исповедовать заключенных. Исповедую и смертников. Они каются в убийствах: кто в заказных, а кто-то убивал в Афганистане, Чечне. Убивали по двести семьдесят, триста человек. Они подсчитывали сами. Это страшные грехи! Одно дело война, а другое - по заказу лишить человека жизни, которую не ты дал ему.

Когда исповедуешь человек десять убийц и выходишь из тюрьмы, то тут только и жди: бесы обязательно козни устроят, какие-то неприятности будут.

Каждый священник знает, как мстят злые духи за то, что он помогает людям освобождаться от грехов. Одна мать пришла к преподобному Серафиму Саровскому:

Батюшка, помолись: мой сын умер без покаяния. Он по скромности сначала отказывался, смирялся, а потом уступил просьбе, начал молиться. И женщина увидела, что, молясь, он поднялся над полом. Старец сказал:

Мать, сын твой спасен. Иди, сама молись, Бога благодари.

Она ушла. А перед смертью преподобный Серафим показал своему келейнику тело, откуда бесы вырвали кусок:

Вот как демоны за каждую душу мстят!

Не так просто - молиться за спасение людей.

Православная Россия приняла Дух Христов, а язычески Запад хочет за это добить ее, жаждет крови.

Православная вера - самая нелицеприятная для человека. Она обязывает к строгой жизни на земле. А католики обещают душе чистилище после смерти, где можно покаяться и спастись...

В Православной Церкви нет такого понятия "чистилище". По учению Православной Церкви, если человек жил праведно и перешел в потусторонний мир, то он удостаивается вечной радости, такой человек за свои благие деяния может получить воздаяние, живя на земле, в виде мира, радости, покоя душевного.

Если же человек жил нечисто, не покаялся и перешел в потусторонний мир, то он попадает в лапы демонов. Перед кончиной такие люди обычно унылые, отчаявшиеся, безблагодатные, безрадостные. Их души после смерти, томящиеся в мучениях, ждут молитв родственников, молитв Церкви. Когда за усопших идет усиленная молитва, Господь освобождает их души от адских мук.

Церковная молитва помогает и праведникам, тем, которые еще не получили всю полноту благодати при земной жизни. Полнота благодати и радости возможны только после того, как на Страшном Суде определят эту душу в Рай. На земле всей их полноты ощутить невозможно. Только избранные святые сливались здесь с Господом так, что бывали восхищаемы Духом в Царство Божие.

Часто православие называют "религией страха": "вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки..." А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется...

Это страх языческий. Христианский Бог - это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: "Осторожно, не упадите, не оступитесь", разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: "Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих".

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: "Сыну твоему восемь лет светит". Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: "Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет". Говорю: "Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?" Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

Будешь молиться, Бог все устроит.

Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

Надо по 150 раз читать молитву "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный Серафим Саровский говорил, что тот, кто ходит в Дивееве по канавке Матери Божией и сто пятьдесят раз читает "Богородице Дево, радуйся", находится под особым покровом Богородицы. Святые отцы постоянно говорили о почитании Божией Матери, о молитвенном обращении к Ней за помощью. Молитва Матери Божией имеет великую силу. По молитвам Пресвятой Богородицы благодать Божия снизойдет и на мать, и на ребенка. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле, вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы.

Вспоминаю одну семью. Это было в то время, когда мы служили на приходе. У одной матери, Наталии, были две девочки - Лиза и Катя. Лизе лет тринадцать-четырнадцать, была она капризная, своевольная. И хотя ходила в церковь вместе с мамой, оставалась очень неспокойной. Я удивлялся терпению матери. Каждый раз утром встает и говорит дочери:

Лиза, давай молиться!

Все, мам, я читаю молитвы!

Ты сама читай.

Быстро читаешь, медленно читай!

Мама ее не одергивала, терпеливо исполняла все ее просьбы. В это время дочь было безполезно бить-колотить. Мать терпела. Прошло время, дочка выросла, стала спокойнее. Совместное молитвословие пошло ей на пользу.

Бояться искушений не надо. Господь будет хранить эту семью. Молитва никогда и никому не вредила. Она приносит только пользу нашей душе. Вредит нам хвастовство: "Я Псалтырь за усопшего прочитала ". Хвалимся, а это есть грех.

Принято читать Псалтирь у изголовья усопшего. Чтение Псалтыри очень полезно для души того человека, который постоянно в церковь ходил и с покаянием перешел в тот мир. Святые отцы говорят: когда мы читаем Псалтырь над усопшим, допустим, в течение сорока дней, то грехи слетают с усопшей души, как осенние листья с дерева.

Как молиться о живых или усопших, можно ли представлять человека при этом?

Разум должен быть чистым. Когда мы молимся, мы Бога, Матерь Божию, святого угодника не должны представлять: ни Их лики, ни положение. Ум должен быть свободен от образов. Тем более, когда молимся о человеке, надо просто помнить, что такая личность есть. А если образы представлять, можно повредить свой ум. Святые отцы это запрещают.

Мне двадцать четыре года. В детстве я смеялся над дедушкой, который говорил сам с собой. Теперь, когда он умер, Я сам стал говорить с собой. Внутренний голос мне говорит, что если я буду за него молиться, то этот порок потихонечку будет уходить от меня. Нужно ли мне молиться за него?

Всем надо знать: если мы человека в каком-то пороке осуждаем, обязательно сами в него впадем. Поэтому сказано Господом: "Не судите и не судимы будете. Каким судом судишь, таким осудишься".

За дедушку молиться обязательно надо. Подавайте на обедню, поминальные записки на панихиду, поминайте утром и вечером в домашних молитвах. Это будет огромная польза для его души и для нас.

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

"Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая", - говорит апостол Павел (1 Кор.11,5). Православные христианки не только в храме, но и дома покрывают свою голову платком: "Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов" (1 Кор. 11,10).

Гражданские власти на Пасху организуют дополнительные маршруты автобусов на кладбища. Правильно ли это? Мне кажется, что в этот день главное находиться в храме и там поминать усопших.

Для усопших есть специальный день поминовения - "Радоница". Он бывает во Вторник на второй неделе после Пасхи. В этот день все православные христиане идут поздравлять своих усопших с всеобщим праздником Пасхи, Воскресением Христовым. А в сам день Пасхи верующие должны молиться в храме.

Организованные городскими властями маршруты для тех людей, которые в церковь не ходят. Пусть хоть туда съездят, хоть так вспомнят о смерти и о конечности земного бытия.

Можно ли смотреть прямые трансляции со служб из храмов и молиться? Часто не хватает здоровья и сил присутствовать в храме, а хочется прикоснуться душой к Божественному...

Господь сподобил меня побывать на святом месте, у Гроба Господня. Была у нас с собой видеокамера, и мы засняли святое место. Потом показали снятое одному священнику. Он увидел кадры Гроба Господня и говорит: "Останови этот кадр". Сделал земной поклон и сказал: "Я никогда не был у Гроба Господня". И прямо поцеловал изображение Гроба Господня.

Конечно, изображению в телевизоре поклоняться нельзя, у нас есть иконы. Случай, который я рассказал, исключение из правила. Священник так поступил в простоте сердечной, из чувства благоговения перед изображенной святыней.

В праздники все православные должны стремиться быть в храме. А если уж нет здоровья, сил передвигаться, посмотрите трансляцию, побудьте со Господом своей душой. Пусть душа наша вместе с Господом участвует в Его празднике.

Можно ли носить поясок "Живые помощи"?

Ко мне пришел один человек. Спрашиваю его:

Молитвы какие знаешь?

Конечно, даже с собой "Живые помощи" ношу.

Достал документы, а там у него 90-й псалом "Живый в помощи Вышняго" переписан. Человек говорит: "Мне мать написала, отдала, я теперь всегда с собой ношу. Можно?" - "Конечно, хорошо что ты эту молитву носишь, но если ты ее не читаешь, какой толк? Равносильно тому, когда ты голодный носишь с собой хлеб, продукты, но не ешь. Ты же слабеешь, можешь умереть. Точно так же "Живые помощи" написаны не для того, что бы их в кармане или на поясе носить, а для того, чтоб ты мог каждый день вытащить, почитать, помолиться Господу. Если не молиться, можно погибнуть... Вот когда ты, голодный, хлебушек достал, поел, подкрепил свои силы и спокойно можешь в поте лица трудиться. Так и помолившись, дашь пищу для души и получишь защиту для тела.