В 1944 году на руанскую церковь Сен-Маклу (XV-XVI века) упали две бомбы. Часть сводов обрушилась, и многие витражи, украшавшие этот позднеготиче-ский храм, разлетелись на куски. Некоторые удалось восстановить, какие-то погибли и были заменены на современные, а несколько окон реставраторы за-полнили «коллажами» из осколков. Стрельчатые арки, складки одеяний, под-ножия престолов, фрагменты ликов, благоговейно сложенные ладони, летящие ангелы и обрывки надписей собраны по размеру и форме, но при этом не несут никакого послания.

«Коллаж» из обломков позднесредневековых витражей. Церковь Сен-Маклу в Руане Фотография Михаила Майзульса

Однако и полностью сохранившиеся вит-ражи современному зрителю могут показаться визуальным хаосом. Войдя в готический собор, он оказывается в потоке цветного света, из которого трудно вычленить отдельные сюже-ты. Чтобы правильно прочитать витраж, нужно найти начало и конец истории, а также понять, как логически соотносятся геометрические фигуры, на кото-рые он разбит.

Витраж — это многоуровневый пазл. Персонажи и фон собраны из кусочков цветного стекла, скрепленных с помощью свинцовых ободков Самые тонкие детали — черты лица или дра-пи-ровки одежд — потом дорисовы-ваются по стеклу. . Отдельные сцены часто заключены в геометрические фигуры (большие и малые квадраты, круги, четырехлистники, звезды и так далее), которые отделяют более важные эпизоды от менее важных, а основные сюжеты — от комментариев к ним. Последовательность сцен здесь строится не так, как циклы миниатюр в руко-писях или череда эпизодов на фресках, у витража другие правила чтения.


Филистимлянин, ослепляющий Самсона. Фрагмент витража из часовни Сент-Шапель в Париже. 1240-е годы RMN-Grand Palais (Musée de Cluny — Musée national du Moyen-Âge) / Franck Raux

Как возникло витражное искусство

В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христиан-скому миру и далеко за его пределами, или мозаик , в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с готикой — с ее огромными стрельчатыми ок-нами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, по-зво--лившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал романский стиль , цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало).

На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, глав-ный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со вре--менем цветные стекла «с историями» стали доступны и про-стым при-ход-ским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.

Беспечный в нищете. Нидерланды, 1510–1520 годы

Святой Дунстан Кентерберийский. Нидерланды, 1510–1520 годы The Metropolitan Museum of Art

Ванитас (суета сует). Нидерланды, 1510–1520 годы The Metropolitan Museum of Art

В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и мно-гих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).

Витражи и их зрители

Стремясь защитить церковные образы от критики иконоборцев , которые видели в изображениях святых рецидив идолопоклонства, папа Григорий Великий (590-604) писал, что изображения — это «книги для неграмотных» (или «писания для простецов»). Они учат азам Священной истории и хри-стианской доктрины тех, кто не имеет прямого доступа к тексту Библии и творениям Отцов Церкви. Вслед за Григорием и чередой богословов, которые повторяли или варьировали на свой лад его формулу, историки в течение многих десятилетий говорили об иконографических программах средневе-ковых цер-квей — в том числе и о витражах — как о «Библиях для неграмот-ных», визуаль-ной пропо-веди, адресованной массам мирян.

И это, конечно, верно, но лишь отчасти. Средневековые зрители действительно видели на витражах важ-ней-шие эпизоды ветхозаветной и новозаветной исто-рии, подвиги святых и чу-де-са, сотворенные их мощами или образами. Изобра-жения из стекла прославляли реликвии, хранившиеся в часовнях под ними, популяризировали культы новых святых Например, архиепископа Томаса Бекета, убитого в 1170 году по приказу английского короля Генриха II. и усиливали ощущение сакраль-ности храма. Однако по своему сюжету и композиции многие витражи были настолько слож-ны, что средневековый верующий (прихожанин, видевший их из недели в неделю, или паломник, пришедший в храм издалека покло-ниться какой-то святыне) без помощи клириков, видимо, понимал в них немногим больше, чем современный турист без пояснений экскурсовода или путево-дителя.

Часто сцены на витражах снабжены подписями Имена персонажей, библейские цитаты и комментарии к ним, посвящения от до-наторов, имена мастеров и их обращения к Богу и прочее. . Но и эти подписи (если их вообще получалось разглядеть) были понятны лишь тем, кто как минимум владел латынью, а как максимум был способен разобраться в тонких богослов-ских аллюзиях — то есть лишь образованным клирикам и узкому кругу ученых мирян. Так что стеклянная книга витражей не всегда была доступней прихо-жанам, чем книга, написанная на пергамене.

Цвет и свет

Витраж — это в первую очередь не послание, а впечатление. Мозаика из разно-цветных стекол заливает храм красными, синими, зелеными, фиолетовыми лучами, пускает цветные зайчики, напоминающие драгоценные камни, по полу и сводам, алтарям и скульптурам в нишах, креслам каноников и надгробиям.


Фрагмент картины Яна ван Эйка «Мадонна в церкви». Около 1438-1440 годов Berliner Gemäldegalerie

Сияние витражей уподобляло храм Небесному Иерусалиму — как сказано в Откровении Иоанна Богослова, стены этого града, который будет явлен Богом после конца света, будут украшены ясписом, сап-фиром, сердоликом, хризо-литом, аметистом и прочими каменьями. Там не будет нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения… ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец», то есть сам Христос.

Церковь в Рокамадуре. Франция Фотография Михаила Майзульса

Собор Нотр-Дам в Шартре. Франция Фотография Михаила Майзульса

Средневековые богословы видели в солнечном свете и драгоцен-ном сиянии витражей символ незримого божественного света, который объ-ем-лет весь сотворенный Господом мир и связывает Церковь (и каждую кон-кретную церковь) с Небесами. Могущественный аббат Сугерий, «отец готики» В 1122 году Сугерий стал аббатом монастыря Сен-Дени, усыпальницы французских монар-хов. Он был не только одним из самых влия-тель-ных прелатов того времени, но и бли-жай-шим советником двух королей: Людови-ка VI и Людовика VII. Когда Людовик VII отправил-ся во Второй крестовый поход (1147-1149), аббат стал регентом королевства. Перестро-енная по инициативе Сугерия базили-ка Сен-Дени стала первым образцом готического стиля. , перестроивший в середине XII века аббатство Сен-Дени и украсивший бази-лику множеством витражей со сложными аллегорическими сюжетами, явно недоступными для «просте-цов», писал, что свет, проходящий сквозь цветные стекла, как и блеск драго-цен-ных камней, помогает душе вознестись к источ-нику истинного света — к Христу. Канцлер Шартрского собора Пьер де Руасси, живший в XIII веке, считал, что образы, созданные из стекла, — это божествен-ные писания, по-скольку они направляют лучи истинного солнца, т. е. самого Господа, внутрь храма и там озаряют сердца прихожан.

В XIII веке на французских витражах — а именно Франция, породившая готику, долго задавала архитектурные вкусы в большей части Европы — господство-вали насыщенный красный и темно-синий цвета. В середине того же столетия в моду стало входить бесцветное стекло, где рисунок выполнялся в градациях серого (гризайль). С начала XIV века мастера научились придавать отдельным фраг-ментам прозрачного стекла (например, нимбам святых или коронам мо-нархов) желтый цвет, так что в позднем Средневековье множество витражей выдер-жано в бело-серо-желтой гамме.

Порядок чтения

Чтобы свет витража по-настоящему озарил сердца верующих, им, конечно, стоило понимать, что именно там изображено. Самые простые вари-анты — когда все пространство окна занимает одна или несколько стоящих бок о бок или друг над другом фигур (кто-то из пророков, апостолов или святых) или какой-то один сюжет (например, Распятие Христа или казнь кого-то из раннехристианских мучеников).

Витраж из Шартрского собора. Пророк Моисей разговаривает с Богом, явившимся ему в несгорающем терновом кусте Хотя в тексте Книги Исход сказано, что «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога», здесь пророк прямо глядит на Всевышнего. В нижнем сегменте изображены булочники, которые преподнесли храму этот витраж.
Lawrence OP/CC BY-NC-ND 2.0

В отличие от алтарных образов, многих статуй и фресок, к витражам, за ред-кими исключениями, не обращались с молитвой. Тем не менее стекла, на ко-торых сакральные персоны представали как на «портрете», вероятно, тоже могли задумываться как обращение к высшим силам и инструмент комму-никации с ними. Не случайно на таких витражах можно увидеть надписи-молитвы наподобие «святой такой-то, молись за нас».

Повествовательные витражи

Другой тип витражей — повествовательные, где в отдельных сегментах последо-вательно разворачивается какая-то библейская или житийная история: напри-мер, Страсти Христовы, проповедь апостола Фомы в Индии или воинские под-виги Карла Великого, которого тоже стремились канонизировать. На таких витражах отдельные эпизоды вписываются в одинаковые квадраты, круги, четырехлистники или другие фигуры. Порой, чтобы подчеркнуть ритм рас-сказа, они чередуются через один (скажем, квадрат — круг — квадрат и т. д.) либо выстраиваются в более сложные геометрические схемы. Например, одни сцены заключаются в сегменты, на которые делится центральный квадрат, а другие — в полукруги, примыкающие к его граням.


Витраж с историей ветхозаветного Иосифа из Шартрского собора В стоящем на острие квадрате изображено начало истории ветхозаветного праотца Иосифа, проданного братьями в рабство: от того момента, когда он видит сон («вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне…»), за который завистливые братья возненавидели его еще больше, до того, как они сбрасывают его в колодец. В двух верхних полукружиях братья продают Иосифа купцам и приносят своему отцу Иакову его одежду, вымазанную козлиной кровью, чтобы тот поверил, будто младшего сына растерзали дикие звери. В двух нижних полукружиях — менялы, пожертвовавшие собору этот витраж. Фотография Михаила Майзульса

Схемы, где история предстает в виде своего рода комикса, разделенного на эпи-зоды в отдельных рамках, встречались и в рукописях. Например, в Кентерберийской псалтири каждый лист делится на девять квадратов со своими подписями, а в Вацлавской псалтири сцены вписаны в круги, полукружья и четверти кругов.

Кентерберийская псалтирь. Англия, ок. 1200 года

Повествование ведется слева направо, сверху вниз. Первые две строки занимают шесть дней творения. В третьей строке — сотворение Евы и грехопадение первых людей. В четвертой — их изгнание из рая и наказание («Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей... Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»). В последней сцене Каин и Авель приносят жертву Богу. Господь примет дар лишь одного из них, и это приведет к первому в истории братоубийству.

medievalists.net

Вацлавская псалтирь. Франция, ок. 1250 года

История грехопадения первых людей разделена на восемь сцен, вписанных в «отсеки» разной формы, и этим напоминает витраж. В отличие от Кентерберийской псалтири, повествование движется не по строкам, а по столбцам (сверху вниз и слева направо). Так, в левом верхнем углу Господь запрещает Адаму и Еве есть плоды с Древа познания добра и зла, ниже они по научению дьявола преступают запрет, а еще ниже херувим изгоняет их из Эдема. В правом нижнем углу, где заканчивается повествование, Каин проламывает голову брату Авелю — совершается первое на земле убийство.

J. Paul Getty Trust

Однако в отличие от книги, которую читают или рассматривают слева направо и сверху вниз, повествовательные витражи обычно читаются снизу вверх, то есть зри-тель должен начать с эпизодов, расположенных ближе к нему, а потом подни-мать свой взор выше и выше.


Витраж со сценами Рождества и детства Христа из Шартрского собора Один из немногих витражей XII века, уцелевших после пожара 1194 года. Повествование начинается в левом нижнем углу (Благовещение) и поднимается вверх, так что каждая строка читается слева направо. Например, на третьем уровне снизу мы видим, как три волхва идут поклониться Спасителю, а потом возвращаются в свои земли. Фотография Михаила Майзульса

В самом простом варианте строки сканируются взглядом слева направо. Однако бывает, что порядок чтения меняется с каждой строкой: нижняя читается слева направо, затем зритель поворачивает и продолжает движение уже справа налево, затем снова слева направо и т. д. Такая последовательность, напо-ми-нающая зигзаг, называется бустрофедон: от греческих слов «бык» и «поворачивать», поскольку этот маршрут похож на движение быков с плугом по полю.

На некоторых витражах повествование стартует сверху, и такой необычный порядок, как правило, бывает идеологически обоснован. Например, на витраже Страстей в Шартре точкой отсчета становится фигура Христа во славе, распо-ложенная на самом верху: так лишний раз подчеркивается, что это история вочеловечивания Бога, который «спустился» в мир, чтобы претерпеть муки и тем самым искупить первородный грех, до-влевший над людским родом.

Витраж Страстей из Шартрского собора

В отличие от цикла миниатюр, расположенных на разных листах рукописи, весь витраж можно охватить взглядом одновременно (часто вместе с сосед-ни-ми окнами), а маршрут, по которому в действительности движется взгляд, не обязательно совпада-ет с подразумеваемым, который задает та или иная история. Взор зрителя легко блуждает от фигуры к фигуре, от сцены к сцене, выхватывая знакомые эпизоды и легко узнаваемых персонажей.

Типологические витражи

Гораздо сложнее, чем простые повествовательные витражи устроены витражи типоло-гические. Они совмещают и соотносят друг с другом сразу несколько историй или сопровождают основную историю комментарием, заимствован-ным из других источников. Эта задача требует изобретательного «монтажа».

Суть типологии — как метода толкования Священного Писания и как стиля исторического мышления — состояла в том, что отдельные эпизоды, персона-жи и предметы из Ветхого Завета интерпретировались как предвозвестия эпи-зодов, персонажей и предметов из Нового. При этом речь шла не о словес-ных пророчествах, а именно о том, что сами события, описанные в Ветхом Завете, заключали в себе указание на грядущее боговоплощение и миссию Христа по спасению рода человеческого. Как из века в век повторяли христианские богословы, Ветхий Завет находит полное воплощение в Новом, а Новый рас-крывает истинный смысл Ветхого.

В этой системе координат Священная история предстает как многоуровневая система параллелей. Ветхозаветные события-предсказания называются типа-ми, а их новозаветные «реализации» — антитипами. Например, жертво-прино-шение Исаака его отцом Авраамом, которое в итоге не состоялось, так как Господь приказал тому вместо сына зарезать агнца, — один из типов добро-вольной жертвы, которую на кресте принес Христос — истинный Агнец. Про-рок Иона, спасшийся из чрева кита, — это тип Христа, который был погребен, спустился в преисподнюю, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников, а потом восстал из мертвых. Моисей, который приказал изготовить и поднять на знамя медного змия, чтобы спасти свой народ от жалящих змей (всякий ужаленный, взглянув на него, оставался жив), — это тоже тип Спасителя: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Челове-ческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

В центральном квадрате помещена сцена Распятия, а в большом полукруге левее и ниже — Моисей с медным змеем.

Wikimedia Commons

Фрагмент витража Страстей из Шартрского собора

В квадрате помещена сцена Снятия с Креста, в полукруге выше — молитва пророка Ионы, а в полукруге ниже — пеликан, вскармливающий птенцов своей кровью.

Wikimedia Commons

Вся геометрия типологических витражей построена так, чтобы ясно со-отнести новозаветный антитип и его ветхозаветные типы. Для этого основной сюжет обычно помещается в центр, а его прообразы — как, например, на витраже Страстей в Шартре — выстраиваются по краям: в кругах или полукружьях поменьше, во внешних сегментах четырехлистника, в лучах звезды и т. д.

Помимо строго типологических пар, такие витражи порой включают и небиб-лейские комментарии. Например, кровь, добровольно пролитая Христом во спа-сение человечества, в традиции издавна уподоблялась крови, которой, как считали в Средневековье, пеликан выкармливает собственных птенцов. Потому рядом со сценой Распятия, помимо ветхозаветных типов, часто изо-бражали и пеликана, питающего свое потомство.

Чтобы разобраться, как работает средневековая типология, посмотрим на еще один шартрский витраж, который посвящен истории о добром самаритянине.

Типологический витраж о добром самаритянине из Шартрского собора Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Один законник спросил Иисуса, как понимать его слова о том, что следует воз-любить «Господа Бога твоего всем сердцем», а ближнего «как самого себя». «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу:

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбой-никам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмо-трел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возли-вая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позабо-тился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содер-жателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:30--37)

Витраж состоит из нескольких уровней: трех больших четырехлистников (каждый разделен на пять сегментов — четырехлистник поменьше в центре и четыре лепестка вокруг) и двух «этажей» между ними, которые состоят из не-больших кругов и двух половинок четырехлистника по бокам.

История стартует в нижнем лепестке нижнего четырехлистника, где Христос обращается к двум фарисеям. Дальше мы попадаем внутрь самой притчи. В левом лепестке путник отправляется из Иерусалима, в центре его подкарау-ливают разбойники, а справа они избивают его и сдирают с него одежду. Затем в верхнем лепестке раненый странник лежит на земле, а над ним стоят жесто-косердные священник с левитом. И так — к концу четырехлистника — мы дохо-дим до кон-ца притчи, где добрый самаритянин отвозит раненого на постоялый двор и оставляет на попечение его владельца.


Фрагмент типологического витража о добром самаритянине из Шартрского собора Фотография Михаила Майзульса

Как только эта история заканчивается, тотчас (и на первый взгляд непонятно к чему) начинается история первых людей: сотворение Адама и Евы; грехопа-дение и изгнание провинившихся прародителей человечества из Эдема; убий-ство Каином его брата Авеля. Наконец, в самом верхнем сег-менте на радуге восседает Христос, который в левой руке держит шар (символ мироздания, которое он сотворил), а правой благословляет человечество.

Евангельская притча и история прародителей человечества, рассказанная в ветхозаветной Книге Бытия, связаны тем, что уже с раннехристианских времен богословы (Ириней Лионский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Григорий Великий, Беда Достопочтенный и др.) видели в путнике символ падшего человечества (грешных потомков Адама), а в добром самари-тянине — самого Христа, который явился в мир, чтобы искупить первородный грех и тем самым открыть людям дорогу в Царствие Небесное.

Хотя в латинском тексте Евангелия от Луки жертва разбойников именуется просто «одним человеком» (homo quidam ), подписи на витраже зовут его «странником» или «пилигримом» (peregrinus ). Это слово тут следует понимать в первую очередь иносказательно: странствие из Иерусалима в Иерихон — это путь человечества, изгнанного из рая и скитающегося по миру, где ему угро-жают силы тьмы.

В этом толковании священник и левит, которые не помогли путнику, олице-творяют еврейский Закон, не способный спасти человечество. Постоялый двор, куда самаритянин отвез ограбленного странника, символизирует Церковь, а четыре коня, привязанные у входа, — четырех евангелистов.

Детали

Читая средневековые витражи, важно обращать внимание не только на то, как смонтированы отдельные сцены, но и на перекличку жестов, поз и других де-талей, которые повторяются в нескольких — порой далеких — фрагментах по-вест-вования. Идентичные или очень похожие фигуры перебрасывают до-пол-ни-тельные мосты между различными эпизодами и подсказывают, как их сле-дует толковать.

Например, в Шартре постоялый двор, куда добрый самаритянин привез ране-ного пилигрима (напомним, что он олицетворял Церковь), изображен как вы-сокое здание с красным дверным проемом. Выше на фоне таких же красных врат херувим изгоняет Адама и Еву из Эдема. Церковь как врата Царствия Небесного визуально уподобляется райскому саду — грехопадение Адама искуплено Христом, и путь к спасению снова открыт.


Сцена изгнания из рая с витража о добром самаритянине в Шартрском соборе Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Важна также и форма предметов. В Буржском соборе на так называемом Новозаветном окне (начало XIII века) в центр круга поме-щен четырехлистник, в котором Христос несет на Голгофу свой крест.

Новозаветное окно в Буржском соборе. Начало XIII века Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Вокруг изображены четыре ветхозаветные сцены — прообразы Страстей Хри-стовых. Две из них посвящены праотцу Аврааму, который по воле Господа должен был принести в жертву Исаака. Слева Авраам с ножом в руках ведет сына к месту, где его предстояло закласть. У мальчика на плечах лежат две зеленые вязанки дров (для всесожжения), которые перекрещены точно так же, как планки креста на плече у Спасителя. Справа, в сцене, где связанный Исаак уже положен на камень, а ангел в последний момент останавливает Авраама и указывает принести в жертву агнца, запутавшегося рядом в кустах, ноги от-рока перекрещены такой же буквой «x», как крест и вязанка дров. Эти детали усиливают типологические параллели между жертвой Христа и несостоявшим-ся жертвоприношением Исаака, которые уже и так были заявлены самой гео-метрией витража.

Иисус несет на Голгофу свой крест. Фрагмент витража в Буржском соборе

Авраам ведет Исаака к месту заклания. Фрагмент витража в Буржском соборе © Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Ангел останавливает Авраама, собравшегося принести в жертву сына. Фрагмент витража в Буржском соборе © Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Витражные розы

Розы — огромные круглые окна с симметрично расходящимися от центра ле-пестками самых разных конструкций — одна из визитных карточек готики. Снаружи можно рассмотреть сложнейшее каменное плетение; внутри, в полу-тьме храма, ребра лепестков уже не так видны, зато светятся витражи, встроен-ные в секции громадного колеса.

Прочесть сюжет розы порой оказывается сложнее, чем на простых, вертикаль-ных, окнах. Сама форма таких витражей располагает не к последо-ва-тельному рассказу (хотя бывают и розы с «историями»), а к концептуальным схемам — величественным небесным иерархиям с сонмами ангелов, выстро-ившихся у престола Творца, или к историко-богословским конструкциям, где вокруг Христа предстают ветхозаветные пророки, возвестившие о грядущем приходе Мессии. Чтобы определить, что изображено в таком витраже, важно в первую очередь понять, кто помещен в самый центр. Разберем для примера сюжеты, изображенные на трех розах Шартрского собора.

Западная роза Шартрского собора

Старейшая роза собора, расположенная над западным («ко-ролевским») пор-талом, достигает в диаметре 13,5 метра. Ее сюжет — Страш-ный суд, поэтому в центре, в главном «оке» (его охват — 2,6 метра), которое напоминает всю розу в миниатюре, восседает Судия — Христос.

Wikimedia Commons


В центре розы изображен Иисус Христос — Сын Человеческий, вернувшийся в конце времен, чтобы судить всех людей, когда-либо живших на Земле.


Вокруг Иисуса, в 12 вытянутых лучах, — символы четырех евангелистов (человек — Матфей, телец — Лука, лев — Марк, орел — Иоанн) и ангелы, а за ними — апостолы и херувимы.


По внешнему периметру розы, в 12 розах поменьше, помещены сцены, повествующие о различных этапах суда: всеобщее воскресение; взвешивание душ архангелом Михаилом; шествие грешников в ад и праведников в рай и т. д.

Северная роза Шартрского собора

Северная роза посвящена Богоматери и боговоплощению, поэтому в ней изображены предшественники и предвозвестники Мессии.В 12 квадратах изображены цари Иудеи (от Давида до Манассии) — земные предки Иисуса Христа (вернее, его «приемного» отца Иосифа).


По краям розы в 12 кругах, вписанных в полукружия, помещены ветхозавет-ные пророки, которые в христианской интерпретации предсказали явление Иисуса.

Южная роза Шартрского собора

Южная роза прославляет Бога в его небесном величии. Почти весь сюжет вдохновлен 4-й и 5-й главами Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса).


Фотография Михаила Майзульса


В центре розы на троне восседает Господь (с чертами Христа): «… и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр. 4:2). Правой рукой он благословляет человечество, а в левой держит чашу для причастия, в которой, как гласит доктрина, вино пресуществляется в его кровь.

Вокруг центральной фигуры Вседержителя выстроились три кольца. Сначала идут лучи с вписанными в них небольшими кругами — в них изображены восемь ангелов с кадилами и четыре символа евангелистов, также взятые из Апокалипсиса: «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4:6-7).


В двух внешних кольцах (в кругах и полукружьях) предстают двадцать четыре старца Апокалипсиса. Каждый из них держит в руках сосуд и музыкальный инструмент (у одних — средневековая скрипка, вьель, у других — арфа): «…и двад-цать четыре старца пали пред Агн-цем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5:8).

Под розой, c двух сторон от Девы Марии с Младенцем, в узких (ланцетных) окнах стоят фигуры ветхозаветных пророков. Они держат на плечах четырех евангелистов, что символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов. Иеремия несет Луку, Исайя — Матфея, Иезекииль — Иоанна, а Даниил — Марка. Эта композиция напоминает фразу, которую приписывали француз-скому философу-платонику Бернарду Шартрскому, жившему в XII веке: «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собствен-ным величием». Внешне витраж вполне совпадает с метафорой Бернарда: маленькие евангелисты взобрались на пророков-гигантов. Принципиальная разница в том, что в рассуждениях богословов о соотношении Ветхого и Нового Заветов, которые визуализируются на витраже, нет идеи того, что евангелисты чем-то «меньше» своих предшественников. Акцент на другом: Ветхий Завет — фундамент Нового. Древнееврейские пророки предрекли пришествие Мессии, и теперь их обетования реализовались в Христе. Однако весть евангелистов во всем превосходит и во многом отменяет Закон, дарованный в Ветхом Завете. Евангелистам доступна истина, которую их предшественни-кам (и иудеям, которые отказываются признавать божественность Христа и боговдохновен-ность евангелий), было не дано увидеть.


Витражи в ланцетных окнах под южной розой Шартрского собора Wikimedia Commons

Донаторы

В самом низу витражных окон часто можно увидеть фигуры, которые не имеют никакого отношения ни к библейской истории, ни к житиям святых. Это дона-торы — государи, владетельные сеньоры, епископы или каноники, которые по-жертвовали витраж храму. Изготовление огромных стекол стоило необычайно дорого, так что такие дары были доступны очень немногим.

Указав запечатлеть себя (а заодно порой и своих супруг с отпрысками) под ногами или у ног Христа, Девы Марии или кого-либо из небесных патронов, донаторы одновременно являли свое смирение перед лицом высших сил, пору-чали себя их заступничеству и демонстрировали другим прихожанам свое могущество и богатство. В начале XIV века немецкий мистик Майстер Экхарт сетовал на то, что многие, заказывая витражи и алтари, украшают их своими гербами и помещают на них свои имена — получается, что им мало награды от Бога, и они еще хотят потешить свое тщеславие.

В Шартре под четырьмя пророками, которые держат на плечах евангелистов, изображен Пьер Моклер, герцог Бретани (ум. 1237), его супруга Аликс де Туар, а за ними их двое детей. Интересно, что под центральной фигурой Девы Марии с Младенцем висит герб герцога, а все семейство одето в геральдические цвета. После появления гербов в XII веке клирики некоторое время смотрели на них и на всю рыцарско-турнирную культуру с неодобрением. Однако постепенно геральдические знаки, превратившиеся в сословный «портрет» своих владель-цев, стали все чаще проникать и в церковную иконографию. Порой рядом с са-кральными персонами вместо фигур донаторов помещали лишь их щиты, а самих небесных заступников (от «простых» святых до самого Бога) тоже стали изображать с собственными воображаемыми гербами. У Христа на щит помещали инструменты его Страстей, а у Троицы — так называемый щит веры, треугольник, призванный разъяснить соотношение между тремя ипостасями: Отцом, Сыном и Святым Духом.


Фрагменты витражей в ланцетных окнах под южной розой Шартрского собора Фотография Михаила Майзульса

Среди тех, кто мог пожертвовать витражи, были не только светские правители и князья Церкви, но и разбогатевшие гильдии ремесленников. В том же Шартре под многими окнами изображены плотники и колесных дел мастера, виноградари и виноторговцы, кузнецы, каменщики, пекари, бочкари и т. д. В самом низу окна, где рассказывается житие святого Николая Мирли-кийского, мы видим торговца пряностями, бакалейщика с весами (они про-давали множество разных товаров: от духов и украшений до свечей и играль-ных костей) и аптекаря, который толчет в ступке какое-то снадобье.


Фрагмент витража с житием святого Николая Мирли­кийского «Профессиональный портрет» донатора — бакалейщик в лавке Фотография Михаила Майзульса

Внизу витража с притчей о добром самаритянине мы видим, как сапожники прилаживают подошвы, а потом как они же — благодаря своему доброде-тель-ному труду — приносят Господу свой роскошный дар — тот витраж, на котором они запечатлены. Правда, не совсем ясно, что именно перед нами: изображение реальных донаторов или скорее идеальный образ покорных и щедрых мирян, который пропагандировали каноники собора, получавшие их дары от имени Господа.

© Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Фрагмент витража с притчей о добром самаритянине в Шартрском соборе © Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Фрагмент витража с притчей о добром самаритянине в Шартрском соборе © Dr Stuart Whatling/medievalart.org.uk

Как же изготавливали витражи в Средние века? l Оформление оконных проемов из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. Но только в средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века.

Особенности технологии l В трактате монаха Теофила, относящемся к тому времени, в подробностях описана технология изготовления витражного окна. Стекло варили в специальной печи, одновременно окрашивая его в нужный цвет. Из стекла отливали плоский лист, который потом разрезали на фигурные пластинки согласно подготовленному рисунку. Для разделения на фрагменты использовали раскаленный железный прут. Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи. Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Так получался витраж.

Шартрский собор l Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

l В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Например, некоторые витражи Шартрского собора имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями. Знаменитый Шартрский витраж “Мадонна с младенцем”

l Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

Кёльнский собор Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее.

Технику создания изображения из цветного стекла знали еще в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме . Но подлинного расцвета это искусство достигло лишь в Средние века. Признайтесь, кто из вас, очутившись внутри готического собора, не замирал в восхищении, глядя на прекрасные, будто бы парящие в солнечном свете, витражи?

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после.

Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены.

Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

Источник: pixabay.com

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение. Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников. Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне.

Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.

Источник: pixabay.com

А знаете ли вы, что готические витражи, наравне с книжной миниатюрой, представляют собой живопись эпохи? Вы, наверное, подумаете, какая же тут живопись? Витраж составлялся из кусочков цветного стекла и больше был похож на мозаику. И всё же это так. Обратимся к технике его создания, которая со времен монаха Теофила, написавшего в XII веке первое руководство для витражистов, считается классической.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Основа для изготовления витража – это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской. Его переводили на бесцветное стекло, а затем само изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью красочных порошков – пигментов, которые добавляли в расплавленную массу. И пусть в XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.

Так, например, известно, что в Шартрском соборе некоторые витражи получены наложением до двадцати семи стекол, как цветных, так и бесцветных. Рисунок, однако, составлялся не только посредством сложения цветных стеклянных кусочков, но и писался кистью в тех местах, где требовалось изобразить мелкие детали.

Когда ты провел краской линии на одежде, то рассей их кисточкой пошире, так чтобы стекло было прозрачным там, где ты привык в живописи видеть свет. Пусть одна и та же линия будет сначала жирной, потом тоньше и, наконец, совсем тонкой. Тона меняются так, словно это три различные краски

Стеклянные витражи, созданные в традиционной манере, появились ранее всех других. Первоначальные технологии, разработанные в Древнем Шумере и унаследованные египтянами, греками и римлянами, после падения этих империй на долгое время были утрачены, и возродились в Западной Европе только к Х столетию. С тех пор средневековые витражи более 600 лет украшали исключительно храмы и дворцы крупных вельмож - поскольку были очень дороги и трудоемки в изготовлении. Более 70% их сюжетов приходилось на религиозную тематику, и лишь остальные 30% - на все прочие. В качестве основы средневековый витраж использовал мощную металлическую раму, а отдельные элементы соединялись между собой методом спайки свинцовых, медных либо латунных полос.

Только к ХХ веку ситуация коренным образом изменилась. Базовые принципы создания витражей остались прежними, но инновационные технологии производства и особенно обработки стекла открыли перед мастерами витражного искусства невиданные ранее горизонты.

Современный процесс изготовления витражей в историческом стиле

В настоящее время витражи в средневековом стиле производятся по следующей схеме.

  1. Эскиз. В последние десятилетия рисуется на компьютере в специализированных графических редакторах. Программное обеспечение дает возможность заранее предсказать, каким будет отражение света в зависимости от характеристик и размещения каждого элемента.
  2. Профиль. Изготавливается под нужный размер. Как правило, делается металлическим - учитывая значительный вес конструкции.
  3. Бевелсы. Так называются отдельные элементы, каждый из которых вырезается на станке с помощью лазера. Таким образом, древняя процедура обработки отдельных стекол стала не только точнее и совершеннее, но и в тысячи раз быстрее, что позволило кардинально уменьшить общую стоимость готовых изделий.
  4. Пайка. На конечном этапе, при использовании наиболее прогрессивной на сегодня технологии - «Тиффани» - металлическая фольга между элементами спаивается, излишки аккуратно удаляются, а шов зачищается. В результате бевелсы образуют единый узор с абсолютно незаметными стыками, и витраж принимает свой окончательный вид.
  5. Роспись. Исключением являются случаи, в которых узор для становится чрезмерно сложным, поскольку требует введения в изделие очень маленьких элементов. Чтобы не нарушать классическую технологию, вместо вставок более крупные бевелсы расписываются специальными красками, после чего тот или иной фрагмент кажется совокупностью нескольких маленьких.
  6. Секции. Если витражи в историческом стиле, предусмотренные проектом, достигают размеров более 1-2 м 2 , обеспечение их надежности достигается делением на секции, для каждой из которых подготавливается отдельный профиль.

Области применения

Основными областями применения средневековых витражей являются:

  • - скрывают унылые пейзажи снаружи и окрашивают удивительным светом помещения внутри;
  • - подвесной средневековый витраж визуально расширяет помещение и делает его гораздо более праздничным;
  • - добавляют в любую интерьерную композицию невероятно свежий и яркий акцент;
  • - не только удачно разделяют помещение на отдельные зоны, но и создают эффект дополнительного пространства (особенно если витражи представляют собой нечто вроде светлой картины);
  • - являются гораздо более выразительными элементами фасадов, чем обычные стекла с цветными узорами);
  • - наиболее эффектно смотрятся в темных и мрачных помещениях, освещая их мягким рассеянным светом;
  • - идеальные плафоны и ночные лампы для спальных комнат.

Главные достоинства средневековых витражей

Как и все прочие произведения искусства этого вида, исторические варианты отличаются:

  • практически бесконечным сроком службы без ухудшения физико-технических характеристик и потери эксплуатационных качеств;
  • уникальностью рисунка - поскольку изделия это штучные, и в технике «Тиффани» собираются практически полностью вручную;
  • уникальностью способа рассеивания света.

Монтаж, возможности подсветки и обслуживание витражей в интерьере

  1. Монтаж. Средневековые по стилю витражи в готовом виде монтируются практически аналогично оконным рамам. Отличие состоит только в наличии более мощного П-образного, Н-образного или более сложного по конфигурации профиля с высокой степенью жесткости.
  2. Подсветка. Именно ей отводится роль максимального подчеркивания всех преимуществ конструкции из цветного стекла. Современные витражи с историческом стиле оптимально освещать светодиодными или галогенными лампами дневного света. Чрезвычайно важно и правильное их размещение с тыльной стороны витражной панели.
  3. Уход. Максимально прост, поскольку стекло боится только ударных и сильных абразивных воздействий. Периодически протирать витраж влажными микрофибровыми тряпочками или губками будет достаточно. Сильные загрязнения удаляются тем же путем, но с использованием мягких моющих средств без абразивных частиц.

Из чего складывается стоимость

На конечную стоимость заказанного вами витража будут влиять:

  • размеры изделий и их количество (при оптовых заказах);
  • число, размеры и конфигурация деталей, необходимых для сборки;
  • фактура стекла;
  • производитель материалов;
  • виды металлов для пайки;
  • сложность монтажа;
  • наличие дополнительных пожеланий от клиента, увеличивающих сложность работы;
  • необходимость установки подсветки.

Средневековые витражи от «Стеклянного Дилижанса»

Мастера «Стеклянного Дилижанса» в наиболее передовой на сегодня технике «Тиффани». Просмотр вариантов - в нашей фотогалерее.

Краткая история витражного искусства

Изумительные витражные окна средневековых готических соборов, переливающиеся яркими цветами при дневном свете или загадочно мерцающие в вечернем полумраке, производят на людей неизгладимое впечатление как много лет назад, так и сегодня. Волшебная игра струящегося цвета создает в помещении особую эмоциональную атмосферу, ощущение фантастичности и причастности к неземному. Поскольку интенсивность света постоянно меняется (наличие солнца, время суток, облака и т. п.), то беспокойные блики меняют оттенки, перемещаются, из-за чего кажется, что изображение движется, живет своей жизнью. Скорее всего, именно с данным свойством связаны магическое очарование и иррациональная притягательность витражей для человека. Когда-то ходило предание, что стекло можно изготовить, сплавляя драгоценные камни, которым приписывали сверхъестественную силу. В Средние века было распространено поверье, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

История разноцветных стекол насчитывает не 1 тысячелетие. Предполагают, что впервые стекло получили в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Египте и Западной Азии. Похожая на стекло непрозрачная глазурь использовалась для нанесения на облицовочные плитки, бусины, посуду. Различные бытовые предметы делали как из привычных материалов типа глины и металла, так и из стекла, заливая его в формы. Предполагается, что в I тысячелетии до н. э. умельцы из Сирии додумались до устройства, которое радикально изменило процесс изготовления стекла: они сконструировали стеклодувную трубку, с помощью которой появилась возможность выдувать полые сосуды, а впоследствии и плоское стекло, вставляемое в окна. С тех пор стеклоделие постоянно развивалось.

Многие народы Евразии оформляли оконные проемы прорезанными каменными пластинами, деревянными и железными решетками, между прутьями которых были вставлены тонкие пластины мрамора, бумаги, стекла или же ячейки оставались пустыми. Использование для этих целей цветного стекла нельзя причислить к достижениям средневековой Европы, потому что об этом хорошо знали еще в Древнем Риме и в странах Востока.

Тем не менее именно в европейском Средневековье композициям из отдельных разноцветных кусочков стекла придали символическое значение: на этом поприще потрудились богословы. В результате создание витражей превратились в настоящее искусство, напрямую связанное с культовым зодчеством.

В соборе Сан Витале в итальянской Равенне были обнаружены стеклянные пластины, заключенные в свинцовую оплетку. Это самый древний из обнаруженных европейских витражей, датируемый VI в. Однотонные (цветные и бесцветные) пластинки комбинировались в раме, формируя орнаментальный узор, который хорошо просматривается на просвет за счет идущей по контурам свинцовой проволоки. Мастера изготовили витраж по мозаичной технологии, поэтому она считается самой древней, по крайней мере в Европе. Несколько позднее витражи стали делать, расписывая оконные стекла красками. Древнейший расписной витраж находится в монастыре Лорш в Германии и представляет собой фрагмент головы Иисуса, созданный в IX–X вв.

Старейшие витражи с рисунками реальных предметов окружающего мира, фигур можно увидеть в немецком Аугсбургском соборе. Самые первые мастера в качестве краски для нанесения изображений использовали шварцлот, который представлял собой вещество, состоящее из окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Цвет получался в пределах от коричнево-черного до серо-черного. Такую краску мастера применяют и поныне.

Профессор К. Верман, директор Дрезденской галереи, по поводу витражей в своей книге «История искусств всех времен и народов» в 1904 г. писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами расписанных стекол».

Взлет витражного искусства произошел в XII в. В то время появилось, наверное, 1-е руководство на эту тему – монах Теофил написал трактат, в котором достаточно подробно рассказал о процессе изготовления витражного окна. Сначала стекло следовало варить в особых печах, попутно придавая субстанции требуемую окраску. Потом из этого исходного сырья раскатывали плоский лист, а уже от него с помощью раскаленного железного прута отделяли рельефные пластинки согласно предварительно заготовленному рисунку и располагали их на деревянной доске рядом с эскизом предполагаемого изделия. Оставалось раскрасить стекла в несколько заходов и после каждое обжечь в печи.

Готовые элементы витража соединяли свинцовой проволокой, спаивая ее концы между собой, и вкладывали получившуюся конструкцию в деревянную, а впоследствии металлическую оконную раму. Таким образом делали комбинированные витражи, совмещавшие в себе мозаику фигурных стекол и разрисованные элементы.

Надо сказать, что «метод Теофила» не сильно отличается от современного. В общем-то этапы выполняемых работ остались прежними. Конечно, инструменты и материалы несколько усовершенствовались. Например, раскаленный железный прут уже никто не использует, а применяют специальные устройства для резки стекла, а вместо деревянной доски с рисунком – бумажные выкройки.

Европейский способ изготовления плоского стекла носил название «халявного». Качество изделий было не на высоте – толщина неравномерная, поверхность неровная. К тому же стекло имело явные недостатки: воздушные пузырьки, застывшие в стекле, частички нерасплавившегося песка. Все это явилось результатом несовершенства технологии варки стекла. Как ни странно, но как раз эта «ущербность» придает витражам раннего Средневековья пикантную эффектность. Указанные дефекты непредсказуемым образом преломляют лучи света, из-за чего игра цветов становится более хаотичной, а потому естественной, витраж при этом приобретает вид сверкающей драгоценности. Истинные знатоки своего ремесла умели так изготавливать стекла с неровностями, чтобы получать удивительные переплетения разноцветного света.

В период с V по X в. более были распространены изделия, состоявшие из стекол чистых насыщенных цветов: красного, белого, синего, пурпурного, зеленого, желтого – и их оттенков. Однако выбор этих цветов не ограничивал мастера – он мог получать различные тона с помощью многослойного стекла, когда стекла разных цветов чередовались наподобие бутерброда. Какие-то участки наложенного стекла обрабатывали для того, чтобы проступил цвет нижележащего слоя.

Витражи с наложенными разноцветными стеклами можно увидеть в Шартрском соборе во Франции. В этом здании имеются оконные стекла, в которых количество перемежающихся красных и бесцветных слоев достигает 27. Естественно, что оттенки света, проникающего сквозь подобный массив, становятся уникальными благодаря изысканным нюансам оттенков.

Люди Средневековья вполне оправданно сравнивали окна готических соборов с ювелирными украшениями. В соборе монастыря Сен Дени в Париже находятся витражи, о которых говорили: «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней». Они долгое время оставались идеалом красоты и примером для подражания. Первый образец архитектурной готики, церковь Сен Дени (закончили в 1144 г.) стала воплощением философских воззрений настоятеля монастыря – аббата Суггерия. Именно он соединил мистическую интерпретацию света с практическими нуждами храмового строительства. При этом начальник хотел, чтобы стены стали полупрозрачными путем замены их большими окнами с цветными витражами. Настоятель считал освещение и изображения на окнах очень важными, а созерцание витражей причислял к одному из духовных способов самосовершенствования, движения от «материального к имматериальному, от телесного к духовному, от человеческого к божественному». Под конец XII в. примеру монастыря Сен Дени последовали и другие храмы по всей Европе.

В работах средневековых богословов архитектура храма как выражение небесного царства на земле приобрела символическое значение. Неудивительно, что каждому элементу строения присвоили определенный смысл: боковые стены воспринимались образами Ветхого и Нового Заветов; столбы и колонны, поддерживающие крышу, – символами апостолов и пророков; а порталы являлись преддверием рая. В этом ряду символических интерпретаций свое место занял свет витражей, который, по убеждениям теологов, олицетворял свет христианского знания. Гонорий Отенский писал: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, светом христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церкви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий».

Параллельное развитие искусства витража и стилистики средневекового культового зодчества миновало все основные этапы, начиная от романской архитектуры и заканчивая «пламенеющей» (поздней) готикой. В это время в основных европейских государствах (Великобритании, Франции, Германии) были созданы самые примечательные памятники витражного искусства, чьи цветные горящие окна и сейчас поражают людей.

Обычно витражи готических соборов составляли из большого количества мелких самодостаточных композиций, размещенных в своей ячейке переплета оконной рамы. Все части мозаики объединялись одной тематикой, хотя и дробились на множество небольших подсюжетов. В значительной степени это обусловливалось определенными техническими сложностями: технология изготовления плоского окна до XIV в. не позволяла делать большие стекла, а структура из множества отдельных элементов придавала конструкции необходимую жесткость.

К XIV в. мастера-стеклоделы научились производить более качественное бесцветное стекло, площадь листа которого увеличилась, и соответственно появился дополнительный простор для художников. Количество свинцовых «соединителей» отдельных частей витража друг с другом сократилось, и изображения стали более целостными. Заметно разнообразнее стали и используемые для живописи краски. Например, появился способ покрытия стекла окислами серебра (краска «серебряная золотая»), благодаря которому стекло становилось желто-золотистым. Красили как бесцветное, так и уже цветное стекло, которое приобретало специфические цвета и оттенки. Большую популярность приобрела гравировка – с помощью особого колесика на поверхности стекла вырезали узоры, что вдвойне эффектно смотрелось на многослойном стекле. Подобные достижения привели к тому, что в XV в. люди чаще стали выбирать не цветное стекло ярких и сочных тонов, а бесцветное с многоцветным орнаментом.

В изготовлении витражей все более распространенными становились приемы традиционной живописи, тогда как контурная линия выходила из моды, теряла свою силу и выразительность, сделавшись мягкой, трансформировалась в 1 из «живописных» средств. Искусные мастера эпохи Возрождения наносили на стекло великолепные картины, благополучно решая вопросы перспективы, объемности форм и реалистичности запечатленных образов. В это время витражи использовали уже не только в культовых зданиях, но и в светских строениях, например в ратушах и дворцах.

До XVI столетия от Рождества Христова стекла в жилых домах были большой редкостью, что неудивительно, учитывая их высокую стоимость и малодоступность. Переломным моментом стало изобретение в XVI в. лунного способа изготовления плоского стекла, основанного на методе выдувания. Правда, несмотря на то что такое стекло отличалось гладкостью и прозрачностью, его качество все равно было не на высоте.

Лунный способ изготовления стекла заключался в следующем: сначала выдували шар, потом придавливали его, ко дну прикрепляли ось (что-то вроде палки), получая своего рода круглый столик с ножкой.

При быстром вращении вокруг оси центробежная сила превращала придавленный шар в плоский диск. Его отделяли от ножки и отжигали. При этом в центре диска оставалось утолщение, называемое «пупком».

Витражное искусство распространилось на всю Европу и повсеместно использовалось в Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании, Фландрии, Швейцарии. Появилась мода на маленькие панно (кабинетные витражи), которые размещали на стене перед окном. Обычно сюжетами для них служили фамильные гербы или события из жизни заказчика.

В то же время начинается некий спад развития витражного искусства. Дело в том, что во второй половине XVI в. в Европе вспыхнули религиозные войны; естественно, в этих условиях мало кто заботился о сохранении старых витражей, а новые просто не заказывали. Там, где возобладали идеи Реформации (Великобритания, Нидерланды), т. е. общественного движения против католической церкви, традиции религиозно-исторического витража прервались, но повысился спрос на витражи светской тематики (как правило, геральдической), которую использовали и в ратушах, и в храмах. Страны победившего католичества (Италия, Франция, Испания) тоже не избежали серьезных перемен: в архитектуру Ренессанса вернулась мода на античные формы, в которые не слишком вписывались витражи.

XVII в. ознаменовал окончательный спад витражного искусства. Бурное развитие науки и рациональной философии, оказывавших подавляющее влияние на мировоззрение той эпохи, привело к тому, что создание разноцветных окон практически забросили. Было трудно найти кого-нибудь, кто бы занимался изготовлением композиций из расписных стекол. В такой обстановке, естественно, многие секреты мастерства были утеряны, оборвалась преемственность знаний и умений.

В эпоху Просвещения оперировали категориями Разума и Света, однако во 2-м случае имелся в виду изъясняющий свет научного знания, а не божественного сияния. Стремясь сделать внутреннее пространство зданий более светлым, энтузиасты намеренно разрушали готические и ренессансные витражи, вставляя вместо них бесцветное стекло.

Поскольку история всегда повторяется, то в эпоху романтизма (конец XVIII – начало XIX в.) у европейцев снова пробудился интерес к витражам. Под господствовавшие настроения идеально подходили средневековые разноцветные окна с их выразительностью и чувственностью. Причем художественную ценность витражей оценили позднее, а сначала романтикам понравилась атмосфера в соборах во время церковных служб, когда звуки органа сливались с трепещущим в цветных лучах воздухом. Вот такое синтезированное восприятие музыки, цвета и света привело к зарождению в XIX в. специфического направления художественного поиска.

Средневековье и философия неоплатонизма сыграли решающую роль в воскрешении витражного искусства. Сначала его восстановили в Англии в конце XVIII в., где предпочтение отдавали не мозаичным, а живописным конструкциям на цельном куске стекла. Каждая художественная выставка непременно сопровождалась демонстрацией живописи по стеклу. Британцы вспомнили о своей традиции и стали украшать разноцветными окнами дома и кареты. Довольно часто разрисованные стекла не предназначались для окон, а служили своего рода картинами.

Именно там в русле витражного искусства сформировалась школа исторической живописи, представители которой работали над переводом классических картин на стекло. Бытовало мнение, что транспарантная техника поможет по-новому взглянуть на образцы старой живописи. Эксперименты с витражами оказывали влияние и на традиционную живопись – на холсте стали имитировать эффекты живописи на стекле.

В начале XIX в. по всей Европе предпринимались попытки наладить изготовление витражей. Умельцы стремились подражать старинным работам, но это получалось плохо, поскольку знания о технологии были утеряны. Изготовление порядком набивших оскомину одних и тех же витражей с изображениями герба мастера вскоре сменились поисками, направленными на открытие новых формул производства разноцветного стекла и составов для росписей. На это ушла вся 1-я половина столетия.

Самые заметные успехи в изготовлении витражей демонстрировали Франция (Севрская мастерская) и Германия («Заведение живописи на стекле» при крупном фарфоровом предприятии в Мюнхене). С середины XIX в. число витражных мастерских в Европе неуклонно увеличивалось. Ассортимент создаваемых типов витражей мог поразить своим многообразием. Сюда входили имитации средневековых поделок, тем более востребованные в связи с обширными реставрационными мероприятиями по восстановлению больших готических соборов; рисованные картины на стекле, неудержимо стремившиеся избавить окна от перемычек переплета и свинцовых швов, отдавая предпочтение нанесению изображения на крупное полотно стекла, как будто это холст.

Времена объединения различных взглядов и идей взрастили и развили бесконечное разнообразие художественных и декоративных форм витражного искусства. Что касается сюжетных линий композиций, то здесь все остается более-менее постоянным: аллегорические фигуры в ряду архитектурных декораций, геральдические символы, готические орнаменты.

В XX в. развитие различных стилей и направлений витражного искусства продолжалось. Совершенствовались приемы и подходы, а Вторая мировая война подтолкнула этот процесс. После окончания военных действий потребовалось восстанавливать множество соборов и других строений, в которых значительное место занимали разноцветные стекла: окна и элементы внутреннего убранства, отдельные предметы, например лампы, абажуры.

Как никогда, перед художниками раскинулся простор для творчества, и они этим активно пользовались, экспериментируя с материалами и приемами. Образы, реализуемые в витражах, уже не ограничивались обычной для предыдущих веков тематикой. Тут и реализм (люди, животные, растения – все что угодно), и абстракционизм, и пуризм (стремление к точности, ясности, чистоте), и символизм, и плюрализм, овладевший мастерами в конце XX в. и определивший направление развития цветного стекла.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ваш дом автора Гурова Александра Сергеевна

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА В ВАШЕМ ДОМЕ Произведения изобразительного искусства и скульптуры, а также художественной промышленности и прикладного искусства играют немаловажную роль в художественном оформлении интерьера современного жилища. Картины, небольшие

Из книги Цветы и деревья, вышитые лентами автора Ращупкина С. Ю.

Глава 1 История вышивки лентами Вышивка лентами имеет довольно долгую историю, берущую свое начало в Древней Греции, ведь прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которой древние женщины подвязывали свои волосы и одежду. Постепенно эта

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Пчеловодство. Большая энциклопедия автора Королев В.

Краткая характеристика зарубежного пчеловодства Пчеловодство, как и любая отрасль, не может развиваться изолированно, в одной отдельно взятой стране. Родиной основных открытий и изобретений, без которых невозможно представить современное пчеловодство (рамка, рамочный

Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

Светопись как средство создания произведений искусства На первый взгляд может показаться, что на пути фотографии к искусству стоят непреодолимые препятствия: помехой выглядит то, что фотоизображение создается с помощью механического инструмента - фотоаппарата,

Из книги Самоучитель по танцу живота автора Туран Кейли

История костюма На раннем этапе развития этого танцевального стиля, единственным нарядом было длинное платье широкого кроя, закрывающее шею, руки и ноги. Этот наряд не стеснял движений и не допускал излишних демонстраций частей тела. Голобея – так назывался этот вид

Из книги Печи для бань и саун своими руками автора Калюжный Сергей Иванович

Из книги автора

Из книги автора

1. История бани Собственно, сама идея – крепко натопить небольшое помещение, изрядно прогреться в нем, а потом окунуться в ледяную воду – пришла в голову людям в незапамятные времена. А теперь сауна в доме – это уже не мода, а для многих – просто привычная вещь. Сауна имеет

Из книги автора

Из книги автора

Виды печей: краткая характеристика и особенности Отопительные печи Отопительные печи используются для обогрева помещения. Они могут быть толстостенными или тонкостенными. Такие печи различаются по теплоотдаче, форме, а также движению дымовых газов.У стандартной