Пионер - значит первый.
Пионерская организация основана 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. На V съезде комсомола принимаются Законы и обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, Положение о пионерской организации. Пионерскую организацию можно назвать школой политической активности. Пионеры помогали взрослым строить новую, справедливую и счастливую жизнь.

Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.

«Страна пионерия» - какая она была в нашей республике, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер – товарищ и вожак октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской

организации имени Владимира Ильича Ленина,

перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,

как завещал великий Ленин,

как учит коммунистическая партия,

всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.

Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений.

Летом 1918 года враги молодой Советской республики начали гражданскую войну.

В Ижевске и Воткинске родились детские коммунистические организации – «Дом юного пролетария» (ДЮП).

Когда старшие товарищи объединились Коммунистический Союз Молодежи, то тяга к нему любознательных, энергичных, безрассудно смелых ребят оказалась беспредельной. Но преградой к вступлению в РКСМ для 10-12-летних юнцов был его Устав. На помощь пришел его старший брат – комсомол. Ижевцы выделили для детей одну из комнат, а главное - направили к ребятам душевного, инициативного и веселого вожака – комсомольца Кирьякова. Скоро прозвучали слова клятвы юных пролетариев: «Бороться за советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, быть надежными и верными помощниками комсомольцев и большевиков, быть всегда храбрыми и правдивыми».

Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь.

Дети жадно слушали рассказы о Ленине, Красной Арми, комсомоле, ходили в походы, участвовали в субботниках, военных играх, проводимых комсомолом.

4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР было провозглашено образование Удмуртской автономной области. Гражданская война закончилась, но трудности послевоенной разрухи умножило неурожайное лето, наступил 1921-й голодный год.

Партия призывала народ к борьбе с разрухой и голодом, к отеческой заботе о детях. Вятский губком комсомола обратился с воззванием: «Молодежь, ты слышишь? В твоей помощи, в твоей поддержке нуждаются маленькие дети-сироты, отцы и матери которых пали жертвой на фронтах гражданской войны или закопаны в землю живыми, сожжены баржах, расстреляны или повешены белогвардейцами на телеграфных столбах. Сейчас это дети Республики. Им нужен хлеб, им нужен кров. Им нужны свет и тепло. Им нужны ласка, привет. Эти дети – будущие строители новой жизни, творцы будущей Коммуны. Но их нужно воспитать, вспоить, вскормить». (Пионерская летопись. Киров, 1972, с. 20.)

Тысячи малолеток заполнили биржи труда. Для сирот открыли 137 детдомов. На заводы Ижевска приняли 1181 подростка. Для них была открыта специальная столовая. Благодаря усилиям ижевских комсомольцев, 150 ребят стали первыми учениками школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

17 мая 1923 года, дата принятия решения президиума облисполкома о признании организации отрядов юных пионеров необходимой и заслуживающей всякого поощрения.

Дата принятия решения, стала днем рождения Удмуртской областной пионерской организации.

Памятное событие свершилось в живописном уголке у Важнина ключа, под Ижевском. Здесь все было первым – и пионерский лагерь в шалашах, где уже 45 пионеров жили весь июль, и линейка, выстроенная вокруг пионерского костра, и впервые прозвучавшие слова торжественного обещания перед лицом старших товарищей – коммунистов, комсомольцев, рабочих завода.

Пионер! Борись с беспризорностью! Призывы, концерты, демонстрации, массовые праздники, вечера, походы на привалах играли в разведчиков, любили состязаться на лучшего бегуна, повара, доктора.

Паролем тех лет было учение! Учились сами и учили других. Уставал один, ему на смену за букварь с бабушкой садился другой. Чем только не награждали наши ученики – пирогами, яблоками, вареньем, слезами.

К середине 20-х годов экономика страны была восстановлена. Итоги медицинского обследования детей показали: 60% детей малокровны, 70% перенесли корь, скарлатину и другие заразные болезни. Участники областного совещания пионер-работников 1926 года решили: укреплению здоровья, физвоспитанию , проблемам быта и просвещения – первое место в работе.

В 20-х годах началось увлечение спортом. Комсомол выдвинул лозунг «Даешь физкультуру!». Но вожатому пока нечего было дать пионерам. Он не имел ни материальной базы, ни тренерских навыков.

С 1926 года началось увлечение пирамидами и вольными упражнениями. На всех праздниках и слетах можно было слышать призыв вроде этого:

Дурево – брось! Курево – брось!

Физ-культуру строй!

В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО. Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.

Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках Удмуртии. Но романтика лагерной жизни имела трудности. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.

С 1926 кода любимая «картошка» становится песней пионерской истории.

Самый восторженный отзыв на заботу Родины о здоровье детей дали первые артековцы. Всесоюзный лагерь открылся в 1925 году, а на следующее лето он принимает 70 пионеров Урала.

Борьба на фронте здоровья явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции. Ее масштабы расширил фронт просвещения масс.

Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции. В избах-читальнях крупными буквами написали:

Пора, товарищ дедушка,

Пора, товарищ бабушка,

Садиться за букварь.

Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие - на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: и если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.

1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!», слет дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.

Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнилась делегатам областного слета пионеров-ударников (1932 года) экскурсия на Ижевский оружейный завод. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.

Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соц соревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении 1932 года «О работе пионерской организации» предлагал отрядам решительно перестроить работу. Деятельность пионеров сосредоточить в школе, чтобы возглавить детский коллектив в борьбе за знания, за сознательную дисциплину, помочь в перестройке школы на политехнической основе, развивать интерес детей к науке, технике, производству и широкому творчеству.

Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно-зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.

Мы – пролетариата дети,

Нам приказ страною дан:

В план великих пятилетий

Входит наш учебный план…

Все отряды собирая,

Дуй, горнист, в свою трубу!

Хулигану и лентяю

Объявляем мы борьбу.

Главный наказ слета звучал лаконично: за знания!

Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, были организованы группы подготовки вожатых при педтехникуме Глазова, Як-Бодье, Мултане.

Пионерские наставники учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.

Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.

Николай Николаевич Осипов с его именем связана история создания первых детских технических станций. Начало в 1932 году положила Ижевская ДТС. Руководители воспитатели-мастера Н.Н.Юминов, В.Л.Фетцер воспитанники не раз становились участниками ВСХВ, а в авиамодельном кружке определили свое призвание будущие Герои Советского Союза А.Заровняев, Л.Рыков и дважды Герой Советского Союза Е.Кунгурцев. повезло мальчишкам и с шефами – ими стали заводы. Юные техники Ижевска задались целью ускорить создание ДТС в городах и районах республики. Помощниками ребят стали модели планеров. Их полет на парадах и демонстрациях или в залах партийных и комсомольских конференций был прекрасной агитацией, призывом содействовать развитию детского технического творчества. В день авиации небо Ижевска заполняли коробчатые змеи, воздушные почтальоны, парили модели самолетов с бензиновым моторчиком. Агитация имела успех. В 1935 году на соревнования по моделизму прибыли юные техники Ижевска,Глазова, Кеза, Шаркана, Алнашей.

Юность спешила жить и мечтать, знать и уметь.

Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот, в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. .свои впечатления, новые песни, стихи рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.

Большим шагом в развитии юных дарований было открытие в Ижевске Дома художественного воспитания детей (ДХВД), пришедшего на смену детскому клубу. В нем работали 16 кружков художественного творчества. Дом стал центром методической подготовки вожатых и пионерского актива республики. Год своего рождения (1935) ДХВД ознаменовал первой олимпиадой детского творчества и слетом юных затейников.

1937 год явился подлинным праздником юных дарований. Три дня сверкал россыпью самородков первый республиканский фестиваль. Звучные народные мелодии, задорные танцы, виртуозная игра на балалайке, художественный свист, звонкие песни свободно и красиво наполняли зал театра.

Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.

«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!»

это значит,

Что я умею стрелять по-ворошиловски,

Готов к санитарной обороне

и сдал все нормы на юного физкультурника.

Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».

Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.

28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК автономная область была преобразована в республику.

Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных. В 1936 году Испания стала бастионом первой международной битвы против фашизма.

Война…

В стране введено военное положение. Объявлена мобилизация. Пробил час мужества.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Отовсюду встревоженные ребята бежали в родную школу. На митингах они заявляли: «Судьба родины – наша судьба! – и определяли свое место в ряду защитников.

Сейчас каждый от мала до велика должен считать себя мобилизованным. Мы, пионеры, комсомольцы, все учащиеся школы №27, решили дружно выйти на работу, где наш труд может быть полезен…». Помощь взрослым на производстве, в домашнем хозяйстве, уход за маленькими детьми, чьи отцы ушли на фронт, помощь колхозам на полях.

Начали прибывать эшелоны с ранеными. Госпитали разместились в школьных зданиях. Появилось слово - эвакуированный. Их ходили встречать всем отрядом размещали по квартирам.

Активно вошел гайдаровский Тимур в семью удмуртских ребят. Его команды родились вместе с выходом книги. Тимуровец – очень нужное и очень почетное звание. Они научились орудовать топором и пилой, собирали шишки и хворост, ласкали детей, ухаживали за раненными, носили воду, рубили дрова, очищали крышу от снега. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях 5000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств. Любовно, с большим желанием собирали ребята посылки для фронтовиков. Сами вязали шерстяные носки, варежки, вышивали кисеты, на заработанные деньги покупали гостинцы. Всего за время войны пионеры и школьники Удмуртии отправили 4000 посылок.

К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150000 рублей.

В годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе. По Удмуртии их было 919. пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».

Подростки сел оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.

Лес везли в Ижевск гужевым транспортом, в основном на лошадях. Нужды фронта требовали соединения Волги и Северного Урала.

В ходе войны началось народное строительство железной дороги протяженностью в 146 километров от Ижевска до Балезино . Строили ее в основном женщины и подростки 13 – 16 лет.

За годы Великой отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды.

Война подходила к концу, оставляя разрушенные обожженные войной территории. Судьба детей освобожденных районов волновала ребят далекой Удмуртии.«Мы, пионеры, знаем, что немецко-фашистские звери, вынужденные отступать под мощными ударами Советской Армии, уничтожают все на своем пути: клубы школы, учебные пособия. Нам… очень хочется помочь своим товарищам – ребятам освобожденных районов. Мы организовали сбор школьных принадлежностей и уже собрали 400 ручек, 5000 карандашей, 6 коробок перьев, художественную литературу, бумагу, посуду, ящик учебных пособий. Присоединяйтесь к нам ребята!» (газета «Ленинский путь» Глазов, 1942, 18 марта)

Со всех концов страны шли эшелоны Дружбы . В Белоруссию шли 130 вагонов с зерном, скотом, сельскохозяйственными орудиями, подарками от трудящихся и детей Удмуртии. Отстраивались города, запахивались пустыри, восстанавливались школы, крепла страна. И настал долгожданный день, когда вместо взрывов войны раздались взрывы салюта Победы. Вместе с народом страны ликовала его смена. В ногу с отцами прошла его смена. В ногу с отцами прошла она все невзгоды войны, поравнялась с ними геройством, доблестью, выдержав испытание на зрелость.

Победа! Бойцы вернулись в родные края. Страна восстанавливала хозяйство. Школам вернули здания, временно занятые под госпитали, но занятия шли пока в 2 – 3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Дела юных пионеров возглавил совет пионеров. ЦК ВЛКСМ вновь ввел выборность пионерского актива. В организациях учредил пионерские знамена, а в отрядах – красные флажки.

Принимая знамя, пионеры давали клятву свято хранить его и умножать традиции комсомольской смены по служению Отчизне.

Пионерский призыв «Украсим Родину садами!» дал начало месячникам леса и сада. Каждый пионер посадит по 3 дерева, и будет республика-сад.

На областном 4-м слете (1956 год) прошли первые соревнования юношеских добровольных пожарных дружин Удмуртии (ЮДПД).

Центральным советом пионерской организации имени В.И.Ленина (ЦС ВПО) были разработаны новые «Законы юных пионеров», «Примерный перечень умений и навыков» (ступеньки юного пионера).

«Спутник семилетки» - звание стало пионерским символом лучших отрядов и организаций, посвященных 90-летию со дня рождения В.И.Ленина.

комсомольско–пионерская стройка - дело очень ответственное.

Всесоюзное соревнование пионерских отрядов 1963 –1964 годов , посвященное 40-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В.И.Ленина.

Старт его был удачным. По приказу Тимура, опубликованному в «Пионерской правде», отряды стали в этой игре экипажами, председатели советов – командирами, звеньевые – рулевыми и пустились в плавание по «Океану полезных дел».

У пионеров 1-й фронт действия – школа. С 1959 года в Удмуртии вместо семилетнего вводится всеобщее восьмилетнее политехническое обучение. Страна держит курс на постепенный переход ко всеобщему среднему с кабинетной системой обучения.

С 1961 года стали традиционными республиканские олимпиады по математике, физике.

Год от года ширится творчество детей. с первого республиканского слета юных техников1962 года до второго в 1965 году число участников выставок технического творчества возросло на 6 тысяч. В первую очередь их модели пополняли кабинеты школ. Отправной точкой детского творчества и знакомства с основами современного производства стали учебные мастерские.

Велика роль в развитии детского творчества мастерских 28-й школы. От них стартовали и к ним финишировали многие пионерские экипажи Ижевска. Начало стартам положили в 1960 году преподаватель слесарного дела Анатолий Васильевич Новиков. Вскоре родился самодеятельный ПАМК (пионерский автомотоклуб ). Мотовождению учились на машине А.В.Новикова, а правилам уличного движения – по самодельным электрофицированным стендам. Появился совет содействия. В него вошли работники ОК ВЛКСМ, ДОСААФ, ветераны мотостроения, стахановки, совершившие женский пробег по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на первых мотоциклах «Иж-7», спортсмены-мотогонщики.

В 1965 году открылся клуб юных моряков с настоящим плаванием и несением службы. Увлечение отрядов всех родов войск скоро возглавит Всесоюзная пионерская «Зарница», а любители спорта станут членами клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

Пионеры-опытники Байтеряковской семилетней школы Алнашского района. Под руководством неутомимого энтузиаста, заслуженного учителя школы РСФСР, обладателя бронзовой и серебрянной медалей ВДНХ Л.Д.Белоусова, они превратили пришкольный участок в «зеленую лабораторию» колхоза «Искра». Возле школы заложили плодовый сад, разбили делянки для опытов.

1962 год – первое в Российской Федерации школьное лесничество создано в Удмуртии.

Юные лесоводы Шарканской школы, получили массив в 500 гектаров, избрали совет и лесничего, составили карту и разбили на пять лесных обходов. И зимнюю стужу, и в летний зной их проверяют лесотехники и инспекторы со своими звеньями. Ведут наблюдения и лечат зараженные вредителями участки, развешивают кормушки, искусственные гнездовья птиц, берут на учет и размножают муравейники, смело борются с браконьерами. В пути читают «лесную книгу» - живой организм леса со следами и повадками его обитателей. А весной в питомнике идут новые посевы семян древесных пород.

Новые всесоюзные операции умножили романтику пионерских дел .

Участники операции «Зеленая стрела» к концу 1973 года посадили лес на площади 8248 гектаров.

Итогом операции «Птичий городок» стало 52 428 искусственных гнездовий.

В операции «Муравей» взят на учет и размножен 1121 муравейник.

А участники операции «Родничок» за пятилетку благоустроили 712 и взяли на учет 1176 родников.

22 апреля 1967 года внимание областной пионерской организации было приковано к мартеновской печи №2. лучший сталевар Удмуртии, кавалер ордена Ленина, Евгений Черных и его подручные имели 19 юных помощников из школ №18 сарапула, №9 и 12 Глазова, №9, 30, 32, 54, 56 Ижевска; Кезской и Сюрекской. Здесь шла пионерская плавка . Сталь от 6852 тонн металлолома пошла на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Десятки тракторов, сотни автомашин, БАМу – пионерские рельсы

Операция «Миллион Родине!» - не легко перечесть пионерский вклад в достояние народа.

Важной вехой в развитии туризма стали решения ХII Съезда ВЛКСМ (1954 г.). туристско-краеведческая работа превратилась в один из действенных методов укрепления связи школы с жизнью. Ребята разных школ пошли в походы, первыми их возглавили учителя географии, истории, биологии, физкультуры. Деятельность их направляла Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция (РДЭТС). Ее возглавил ветеран туризма и спорта Алексей Владимирович Емельянов. Огромное стремление детей к походам подтвердил слет путешественников. Решение о его проведении принимало бюро обкома ВЛКСМ в 1955 году . Руководителем утвердили секретаря обкома Ю.К.Шибанова, а начальником штаба – А.В.Емельянова. первый слет… Где его провести? И выбор пал на берег Камы, где создавался еще один гигант энергетики. Пройдет несколько лет, и затопит новое море живописный полуостров Носок. Так пусть первый слет путешественников увековечит его красоту. Впервые прибывшие команды познали азарт туристической эстафеты, крепость дружбы, романтику жизни в природе. Боевой дух пронизывал всю работу: он был в эстафете, в конкурсе самодеятельности, на костре встречи со строителями Воткинского гиганта.

«Родине Советской, в Октябре рожденной, все наши открытия, всю нашу любовь!» - призвала «Пионерская правда» в год 40 летия Октября . Девиз знаменовал новый этап туризма. Объявлена 1-я Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников 1956 – 1957 годов.

Возросшее увлечение туризмом и азарт на слетовских эстафетах породили новый, самый молодой вид состязаний – спортивное ориентирование на местности. Первые Всероссийские соревнования школьников прошли в 1970 году. « Судьи работают оперативно, вывешивая контрольные карты участников. Слышаться странные слова: «привязка», «запоролся на 5-м», «прицепился к №44 и проскочил первое КП». Есть сникшие лица. Но чем сложнее программа и упорнее борьба, тем крепче товарищество дружба.

И с первого слета, проведенного у будущей ГЭС, началась летопись большого туризма удмуртских ребят.

Туризм – это мужество, воля к победе и дружба. Он соединил в одно целое гордость за землю, за свой народ, детскую пытливость, широту познаний и спортивное мастерство.

Благородные дела последователей Генки-ординарца и Тимура подчинены выполнению принципов:

Гуманные отношения и взаимное уважение между людми;

Человек человеку – друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…

Интересная работа юных интернационалистов Ижевска. Возглавляет их городской клуб «Глобус». В совете «Глобуса» президенты 34 школьных КИДов. Он организовал 6 городских фестивалей Мира и Дружбы, явился инициатором проведения смотра работы школьных клубов.1976 году они провели первый республиканский слет.

11 февраля 1930 года родился Валя Котик – самый молодой Герой Советского союза, юный партизан-разведчик. Наряду с ним на войне подвиги совершало немало детей. Мы решили вспомнить еще нескольких пионеров-героев Второй мировой войны

Валя Котик

1. Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

Петр Клыпа

2. Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым, мальчиком старше его на год или полтора, который тоже был воспитанником в музвзводе, смотрели кино в Брестской крепости. Там было особенно людно. Вечером Петя решил не возвращаться домой, а переночевать в казармах вместе с Колей, а наутро мальчики собирались отправиться на рыбалку. Они еще не знали, что проснутся среди грохочущих взрывов, видя вокруг себя кровь и смерть… Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он сильно ударился и потерял сознание. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку. Он справился с волнением и во всем помогал старшим товарищам. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых. Все время рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы. Что уж говорить: сызмала он выбрал для себя военное призвание, глядя на старшего брата-лейтенанта, и хотел стать командиром Красной Армии (из книги С.С. Смирнова «Брестская крепость» - 1965 г.) К 1941 году Петя уже несколько лет служил в армии как воспитанник полка и за это время стал заправским военным.
Когда положение в крепости стало безнадежным, детей и женщин решили отправить в плен, чтобы попытаться спасти. Когда об этом сказали Пете, мальчик был возмущен. «Разве я не красноармеец?», - с негодованием спросил он командира. Позже Пете с товарищами удалось переплыть реку и прорваться сквозь кольцо немцев. Его взяли в плен, и даже там Петя смог отличиться. Ребят пристроили к большой колонне военнопленных, которую под сильным конвоем вели за Буг. Их снимала группа немецких операторов - для военной хроники. Вдруг весь черный от пыли и пороховой копоти, полураздетый и окровавленный мальчик, шедший в первом ряду колонны, поднял кулак и погрозил прямо в объектив кинокамеры. Надо сказать, что этот поступок не на шутку взбесил немцев. Парнишку едва не убили. Но он остался жив и прожил еще долго.
Это не укладывается в голове, но юного героя посадили за то, что он не донес на товарища, совершившего преступление. Из положенных 25 лет на Колыме он провел семь.

Вилор Чекмак

3. Боец партизанского сопротивления Вилор Чекмак к началу войны только закончил 8 классов. У мальчика было врожденное заболевание сердца, несмотря на это, он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. 10 ноября 1941 года он был в дозоре. Парень заметил приближение врага. Предупредив отряд об опасности, он один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой. Его похоронили на кладбище ветеранов ВОВ в поселке Дергачи под Севастополем. После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

Аркадий Каманин

4. Аркадий Каманин был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Он начал летать, когда ему было всего 14 лет. Это совсем не удивительно, учитывая, что перед глазами у мальчика был пример отца - известного летчика и военачальника Н. П. Каманина. Аркадий родился на Дальнем Востоке, а воевал впоследствии на нескольких фронтах: Калининском - с марта 1943 г.; 1-ом Украинском - с июня 1943 г; 2-ом Украинском - с сентября 1944 г. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени. Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою, пусть и короткую, жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Леня Голиков

5. Еще один юный Герой Советского союза - Леня Голиков - родился в Новгородской области. Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград.
Особенно известен подвиг Лени Голикова в августе 1942 года. 13 числа он возвращался из разведки от шоссе «Луга-Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района. Мальчик бросил гранату и подорвал машину с немецким генерал-майором инженерных войск Рихардом фон Виртцем. Погиб юный Герой в бою 24 января 1943 года.

Володя Дубинин

6. Володя Дубинин погиб в 15 лет. Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи. Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку.
В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам. Они разминировали подходы к каменоломням. Произошел взрыв - подорвалась мина, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин. Мальчика похоронили в ратской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.
В честь Володи назвали город, улицы в нескольких населенных пунктах, сняли фильм и написали две книги.

Марат с сестрой Ариадной

7. Марат Казей был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, в Минске немцы повесили за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.
Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать - девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения, и их пришлось ампутировать. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Кто такие пионеры и чем они занимались? На этот вопрос не смогут ответить большинство современных школьников, а во времена СССР это была серьезная организация, в нее стремились вступить, и если тебя не приняли в пионеры, то это было целая трагедия.

19 мая - День Пионерии! В этот день в 1922 году решением Всероссийской конференции комсомола образована Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Удивительно, что эта детская массовая организация в СССР уважала ребенка - ставила его интересы, интеллект, способности на "взрослую" высоту.

Когда в России возникли пионерские организации?

Пионерская организация возникла не на пустом месте - это перерожденное скаутское движение, существовавшее в России к 1917 году. Тон движению новому задала Надежда Константиновна Крупская, предложившая комсомолу создать организацию "скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию".

Чем занимались пионеры в СССР?

Чем занимались первые пионеры в СССР? Работой с беспризорниками, например. Но именно тогда героем объявляется Павлик Морозов - мальчик, донесший на собственного отца (отец прятал хлеб, подлежащий сдаче государству). В последние годы СССР про Павлика Морозова аккуратно старались позабыть, в девяностые объявили стукачом на собственного отца, но хотелось бы узнать правдивую историю о нем, а не советский миф. Например, отец Павлика бросил его мать. Пил. Всё задолго до эпохи борьбы с кулачеством. Семья отца, дед вообще не принимали ни мать, ни внука. Со слов брата Павлика, "дед с бабкой тоже для нас давно были чужими. Никогда ничем не угостили, не приветили. Внука своего, Данилку, дед в школу не пускал, мы только и слышали: „Без грамоты обойдешься, хозяином будешь, а щенки Татьяны у тебя батраками" (Татьяна - понятно, мать Павлика). И Татьяну, и ее детей отец неоднократно избивал.

На суде отца Павлика, Трофима, к тому же бывшего председателя сельсовета, обвинили в злоупотреблениях, и мать мальчика свидетельствовала против мужа, а Павлик только подтвердил ее слова. Пишут даже, что судья остановил его как несовершеннолетнего. Трофим был осужден на 10 лет.

Павла жестоко убили вместе с его младшим братом, Федором. Мальчики ушли в лес за ягодами. Там их и подкараулили родственники отца. Младший пытался убежать и получил удар в висок - палкой, потом добили ножом в живот. А Павла ударили ножом в живот и в сердце. За убийство были осуждены четыре человека, среди них - родные бабушка и дедушка.

Все это официальные данные расследования. Существует критика как официальной версии, так и критика критиков. Так, в 1987 некий Юрий Дружников издал в Британии книгу "Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова", где всё перевернуто с ног на голову. И мать, мол, свидетельствовала для того, чтобы отцу отомстить, и расследовали не так... Тем не менее, проведенное по ходатайству общества Мемориал разбирательство не привело к реабилитации убийц. Генеральная прокуратура сочла убийство детей уголовным преступлением, участники которого реабилитации не подлежат. Вот так дело Павлика Морозова будоражит и сталкивает людей до сих пор.

Трудно теперь сказать, делает ли героем Павлика его поступок (а он активно участвовал в раскулачивании не только отца, но и других), но видно, что лучше уж знать правду, чем приглаженную легенду. Первые пионеры - не детишки в шортиках с барабаном и горном, а участники гражданской войны, борьбы с голодом, безграмотностью, бандитизмом...

В Великую Отечественную войну пионеры проявили себя . В последующие годы пионерская организация стала частью школьной жизни детей, организатором досуга и помощником в учебе.

Почему я вспоминаю о пионерии с теплым чувством? Потому что ее очень не хватает сейчас. Школа оказалась пуста, сам по себе педагог воспитанием заниматься оказался не в состоянии, да и не обязан... А дома, увы, воспитание получают далеко не все. Детей оградили от всего взрослого: "твой байк, твой сникерс..." Но дети способны на гораздо большее. Организацию пытаются возродить как с , так и , но нет пока даже тени того, что было...

Сегодня предлагаем рассмотреть интересную тему, непосредственно связанную с историей нашей страны. А именно пионерское движение в СССР. Конечно, в рамках небольшой статьи мы вряд ли сможем охватить все стороны этого масштабного явления. Но постараемся дать современному молодому читателю представления об основных принципах существования пионерской организации. Что из себя представляло пионерское движение? В каком возрасте принимали в пионеры? Чем они занимались?

Люди возраста "от сорока и старше" прекрасно знают ответы на эти вопросы - в каком классе принимали в пионеры, как проходили пионерские сборы и линейки, чем заняты были ровесники нынешних школьников во внеурочное время. А для представителей молодого поколения ниже - небольшой "ликбез".

Всесоюзную пионерскую организацию, носившую имя В. И. Ленина, во времена СССР знали все - иначе и быть не могло. Данное массовое детское движение относилось к числу коммунистических организаций, существовавших в СССР. Образована пионерская организация была по решению Всероссийской комсомольской конференции в 1922 году (19 мая). С тех самых пор этот день отмечался в качестве Дня пионерии.

Первоначально организации было присвоено имя Спартака. В 1924 году она получила имя Ленина - после его смерти. Происхождение свое пионеры вели от движения скаутов, но ряд аспектов существенно отличал данные формирования. Пионерская организация носила характер всеобщего государственного охвата с ясно выраженной целью - идеологическим воспитанием детей как преданных коммунистической партии граждан. Организационно пионерское движение являлось составной частью структуры ВЛКСМ и управлялось централизованно. "Пионерами" в странах западной культуры (в США и Англии) именовали солдат-разведчиков, первопроходцев, осваивавших новые земли.

Немного истории

Скаутское движение в России на момент революции 1917 года было достаточно развито и состояло из сети детских организаций. Общая численность скаутов составляла порядка 50 000 человек. Во время Гражданской войны скауты оказывали помощь по розыску беспризорных детей, формировали отряды детской милиции и занимались социальной помощью. Мотивы скаутской идеологии базировались на постулатах игры, труда и взаимной помощи.

Большевиками было решено произвести объединение принципов скаутского движения с коммунистической идеологией. Комсомольцы же, в свою очередь, считали скаутизм буржуазным явлением, далеким от коммунистических идей. Уже в 1919 году съездом РКСМ было вынесено постановление распустить скаутские отряды.

Одновременно нарастала необходимость создания собственной коммунистической организации детского направления. Идею сформулировала Н. К. Крупская, предложившая комсомолу вооружиться скаутскими методами в создании новой детской организации. Первоначально данная идея была воспринята крайне настороженно, но с принятием в 1921 году положительного решения начался поиск подходящих организационных форм. Новое движение получило название "пионеры", которое также было позаимствовано из скаутской практики. Во сколько лет принимали в пионеры в те годы? Изначально движение скаутов было решено взять за основу создаваемой комсомольской организации, но впоследствии постановили объединить в подобном формате детей более младшего возраста.

Другая символика

Символы нового детского движения представляли собой несколько видоизменённый вариант скаутских. Вместо зелёного галстука появился красный, также была утверждена белая (а не зелёная) блузка. Без изменения остались скаутский девиз "Будь готов!" и ответ "Всегда готов!" Перешли в пионерскую организацию "по наследству" от скаутизма организация детей в виде отрядов, сборы у костра, игровые формы работы с воспитанниками и институт вожатых.

В течение 1922 года в целом ряде сел и городов возникло множество пионерских отрядов. Возраст, когда принимали в пионеры, и другие формальные моменты в те годы еще не были жестко зарегламентированы. На съезде РКСМ было постановлено объединить разрозненные пионерские отряды в детскую организацию коммунистической направленности. Последнее официальное название - Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина - движение получило в марте 1926 года.

О структуре пионерской организации

Первоначально такие организации создавались ячейками РКСМ в деревнях, при учреждениях и предприятиях. В 1923 году их формирование перестало зависеть от места жительства и перешло в школы. Именовались при этом они "базами" и "форпостами". Фактически над школой был установлен коммунистический контроль. С 1929 года пионерская организация стала перестраиваться, ориентируясь на школьные принципы. Отряды соответствовали классам, дружины - школам. Возраст, во сколько принимали в пионеры, в СССР в те годы стал единым.

Масштаб организации приобрел такой размах, что через пару лет говорили с осуждением о попытках погасить пионерское движение путем слияния его со школьной системой. К тому же наметилась тенденция передачи воспитательных функций от школы к пионерскому движению. Школой определялось, в каком классе принимали в пионеры, устанавливалась система поощрений и наказаний и т. п. Но процесс тем не менее продолжался.

Будучи централизованным звеном коммунистической системы, всесоюзное пионерское движение в СССР объединяло организации разного уровня - республиканского, краевого, областного, окружного, городского, районного. Формальным основанием организации при школе либо детском воспитательном учреждении дружины являлось наличие трех пионеров. Если же состав дружины насчитывал более 20 человек, она делилась на пионерские отряды.

Существующие при пионерских лагерях либо детских домах отряды были разновозрастными. Если отряд насчитывал 15 и более человек, он делился на звенья, во главе каждого из которых назначался звеньевой. По факту каждый отряд объединял учащихся конкретного класса, а дружина - учеников той или иной школы.

О старших пионерах

Изменения коснулись структуры организации в 1982 году с введением понятия "старших пионеров". В каком классе принимали в пионеры этих ребят? В число старших пионеров входили, как правило, ученики седьмых и восьмых классов. Они являлись неким промежуточным звеном между пионерами и комсомольцами и носили значки, сочетающие элементы того и другого. Теоретически старшим пионерам предписывалось продолжать носить красный галстук, но многие всеми силами старались перейти на новую форму одежды.

Кто руководил организацией

Непосредственное руководство Всесоюзной пионерской организацией было возложено ВЛКСМ - комсомольцев. Тех же, в свою очередь, контролировали органы КПСС. Любой совет пионерской организации работал под руководством комсомольского комитета. Отчеты советов организации пионеров заслушивали на конференциях и съездах комсомола. Руководство пионерской организации на всех уровнях точно так же утверждалось пленумами комсомольских комитетов.

Методическая и организационно-массовая работа с пионерскими кадрами была организована на базе многочисленных Домов и Дворцов пионеров, а также прочих внешкольных учреждений. Кадры для работы в данных учреждениях в лице старших вожатых "поставлялись" из комитетов комсомола, которые занимались их подбором, воспитанием и повышением квалификации. В централизованном порядке подбиралось руководство кружками, секциями, клубами и кандидатуры на должности отрядных вожатых.

Если говорить о так называемом пионерском самоуправлении, то высшим органом коллективной единицы (отряда, звена, дружины) служил пионерский сбор. На сборе отряда школьников принимали в пионеры, достойных из них рекомендовали в ряды ВЛКСМ. Оценивали деятельность отряда и планировали предстоящую работу в целом (как и вклад каждого пионера в общее дело) на совете дружины. Избирался состав отряда отрядным сбором, звеньевой выбирался сбором звена. Каждый из советов, в свою очередь, выбирал собственного председателя.

В пионерских организациях уровнем выше (Всесоюзной, республиканской, областной, краевой и т. п.) в качестве формы самоуправления служил пионерский слет, проводимый один раз в несколько лет. Самая деятельная и активная элита пионерской организации собиралась в городских штабах, созданных при советах пионерской организации районного или городского уровня.

В каком классе принимали в пионеры?

Ответ на данный вопрос вам даст любой представитель старшего поколения. Возраст, когда принимали в пионеры в составлял от 9 до 14 лет. Девяти-десятилетний ребенок чаще всего был третьеклассником. Вот вам и ответ на вопрос: "В каком классе раньше принимали в пионеры?"

Формально данное действие осуществлялось на добровольной основе. Проводилось оно индивидуально в форме открытого голосования, проводимого на сборе дружины или пионерского отряда. Обстановка мероприятия, когда принимали в пионеры, в СССР всегда подавалась весьма помпезно.

Школьник, вступивший в организацию, на линейке зачитывал торжественное обещание старшим товарищам (комсомольцам, коммунистам либо другим пионерам). Ему вручался и повязывался красный галстук. Чаще всего процедура приема в пионеры проводилась в торжественной обстановке и приурочивалась к коммунистическим праздникам.

Часто она проводилась в каком-либо памятном историко-революционном месте. Например, существовала повсеместная практика приема в пионеры возле памятника Ленину 22 апреля. В первую очередь велся прием отличников и хорошистов.

Немного идеологии

Вступивший в ряды этой детской организации обязан был назубок знать законы пионеров. Данные постулаты учили детей равнению на коммунистов, подготовке к вступлению в ряды комсомола, хорошей учебе и активному труду на благо Родины, подготовке к защите ее от врагов, борьбе за мир и строительство коммунизма на всём земном шаре. Пионеру предписывалось дорожить честью организации, быть надежным товарищем, уважать старших и заботиться о малышах, поступать согласно понятиям о долге и чести.

В качестве прав пионера провозглашалась возможность участвовать в избрании органов пионерского самоуправления, обсуждать на сборах слетов и в печати работу организации с критикой недостатков и внесением предложений на любом уровне, просить рекомендации для процедуры вступления в комсомол.

О пионерских лагерях

В большинстве своем школьные каникулы пионеры проводили в пионерских лагерях. Количество их в СССР было огромным - около 40 000 пионерских лагерей летнего и круглогодичного режима. Ежегодно на отдых туда отправляли около 10 млн детей. Наиболее известен из них Всесоюзный пионерский лагерь международного статуса "Артек". Второе по престижности место занимал лагерь всероссийского уровня "Орлёнок", расположенный в Краснодарском крае.

Пионерская организация, конечно же, обладала собственным девизом и гимном, идеологически "завязанными" на объявленной цели - воспитании юных борцов за идеи коммунистической партии. В качестве гимна организации исполнялся "Марш юных пионеров", написанный ещё в 1922 году. Другими атрибутами пионерской символики служил известный любому советскому человеку красный треугольный галстук и пионерский значок утвержденной формы. Прочие элементы атрибутики организации - знамя дружины, отрядные флажки, барабаны и горны. Без них не обходился ни один из торжественных пионерских ритуалов.

Любая дружина располагала собственной пионерской комнатой, в которой подлежали хранению все данные атрибуты. Там же заседал совет дружины. Чаще всего в такой комнате была оформлена стойка ритуального характера и ленинский уголок. В каждом классе пионерам было предписано выпускать и вывешивать оформленные рукописно отрядные и дружинные стенгазеты.

Как выглядела пионерская форма

В будни носили обычную школьную форму вместе с пионерской символикой в виде значка и красного галстука. Для торжественных случаев была предусмотрена парадная форма одежды, состоящая из красных пилоток в сочетании с теми же галстуками и значками, форменных белых рубашек с позолоченными пуговицами и эмблемами на рукавах (как у мальчиков, так и у девочек), синих брюк у мальчиков или того же цвета юбок у девочек. В знаменной группе парадную форму дополняла красная лента, носимая через плечо, а также белые перчатки.

В Советском Союзе издавались пионерские журналы и газеты, кроме того, множество другой детской литературы. Представители старшего поколения прекрасно помнят такие издания, как "Пионерская правда" (основная газета организации), журналы "Костер", "Пионер" и т. п. По радио и телевидению ежедневно шли пионерские передачи, даже в кино перед началом фильма крутили документальные журналы.

О жизни детей в те годы, когда принимали в пионеры

Множество замечательных детских фильмов, созданных в советский период, были посвящены детям пионерского возраста и показывали жизнь школьников в пионерских лагерях и отрядах. Несомненно, данные фильмы, несмотря на идеологическую "пропитку", способствовали по-настоящему качественному воспитанию детей и подростков в СССР. Кроме того, снятые настоящими мастерами своего дела, они являлись подлинными произведениями кинематографического искусства и далеко не случайно были любимы миллионами зрителей - как детей, так и взрослых.

Существовавшие в каждом городе Дворцы пионеров перепрофилировали после роспуска в 1991 году пионерской организации в ДДТ (дома детского творчества). Посещавшие их дети в те годы были заняты сбором металлолома и макулатуры, участвовали в и военно-спортивной игре "Зарница", а также в организованных на всесоюзном уровне соревнованиях футбольных и хоккейных дворовых команд. Существовал даже упрощенный вариант волейбольной игры - пионербол (командная игра с футбольным мячом).

Организовывались добровольные юношеские пожарные дружины. Пионеры были заняты во всевозможных патрулях, контролирующих охрану лесных и водных ресурсов, или в качестве юных помощников инспекторов движения на дорогах. Помимо того, множество детей было занято в спортивных секциях и кружках самой разной направленности.

Всесоюзная пионерская организация была сформирована 19 мая 1922 г. Именно тогда, на Всероссийской конференции комсомола, было принято решение о создании в СССР массовой детской организации, руководство которой осуществлял ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем, 19 мая стало считаться Днем пионерии. Ежегодно проводилось организованное и торжественное празднование этого события. Вначале пионерская организация носила имя «Спартак», а затем, после смерти лидера страны, официальное название было изменено на Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. С тех пор прошло много лет. перестали принимать в пионеры, уже мало кто помнит.

Первоначально примером для пионерского движения служил скаутинг. В 1917 году в стране существовали детские скаутские объединения, охватывающие до 50 тысяч человек. Скаутами проводилась большая общественная работа по оказанию помощи беспризорным детям. Вскоре это движение разделилось на несколько направлений, основные принципы которых существенно различались. Скаутские отряды возглавляли известные деятели, такие как издатель и путешественник, редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов, знаменитый скульптор-самоучка и педагог И.Н. Жуков и другие. С идеей создания юк-скаутов (юные коммунисты - скауты) выступила Вера Бонч-Бруевич, активный партиец и литератор. Но в 1919 году на съезде РКСМ все скаутские отряды были распущены.

Н.К. Крупская в конце 1921 года несколько раз читала доклад «О бойскаутизме», где обращалась с призывом к комсомолу создать детское объединение «скаутское по форме и коммунистическое по содержанию». Позже была выдвинута идея о создании детского коммунистического движения. И.Н. Жуков выдвинул предложение назвать будущую организацию пионерской. Символика была выбрана следующая - красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!». Это было аналогично традициям скаутского движения, но было частично изменено. Также целью детского пионерского движения стала борьба за свободу угнетенных народов во всем мире. В дальнейшем, пионеры должны были помогать взрослым в борьбе с антисоветскими элементами, согласно гражданскому долгу каждого передового человека, строителя коммунистического общества.

К началу сороковых годов структура Всесоюзной пионерской организации была полностью сформирована в соответствии с уже оправдавшим себя школьным принципом. Каждый класс был отрядом, а школа являлась пионерской дружиной. В детских коллективах проводилась военно-патриотическая работа, образовывались кружки связистов, санитаров, юных стрелков.

Перед началом Великой Отечественной войны распространилось «тимуровское движение», названное в честь героя детской книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы активно собирали металлолом, сушили лекарственные травы, оказывали посильную помощь старикам и больным людям, следили за малышами. Трудно переоценить все, что сделали пионеры в это время не только для отдельных граждан, но и для всей страны.

С началом Великой Отечественной войны многие дети и подростки мгновенно повзрослели. Горе и непосильные испытания тяжким грузом легли на их плечи. Пионеры состояли в партизанских отрядах, внезапные налеты которых на позиции фашистов наносили им существенные потери. Некоторые из них были удостоены звания «Героя Советского союза», высшей награды государства, а именно:

Пионеры служили в Красной Армии, им присваивали неофициальное звание «Сын полка». Они были разведчиками, связистами, подпольщиками. Большинство из них заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, работали за станками и на полях, ухаживали в госпиталях за ранеными, выступали перед ними с концертами. Не всем из них удалось дожить до Дня Великой Победы, дети наряду со взрослыми испытали все тяготы и ужасы военного времени.

В пятидесятые годы в пионерской организации происходили определенные процессы, которые повлекли за собой изменение активной позиции и потерю самостоятельности в принятии решений, ее работа становилась все более формальной. В 1960-е годы ленинградские педагоги во главе с И.П. Ивановым на базе нового всесоюзного лагеря «Орленок», который был открыт на черноморском побережье, пытались развить у детей творческое начало вкупе с былыми идеалами. Но коммунарское движение, дать начало которому пытались эти активисты, не смогло выйти за границы небольшой области и осталось на вооружении отдельных отрядов и пионерских дружин.

До какого года были пионеры в СССР?

С началом перестройки в стране резко активизировалась общественная и политическая жизнь. Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века руководители детской организации пытались изменить ее цели и методы работы со школьниками. В связи с тем, что проводилась пропаганда о необходимости исключения пионерии из идеологической работы, появились детские организации различной направленности.

На десятом слете пионеров, который проходил в Артеке, 1 октября 1990 г. делегаты постановили преобразовать Всесоюзную пионерскую организацию в объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», сокращенное наименование СПО - ФДО. Но ЦК ВЛКСМ не утвердил это решение.

27 - 28 сентября 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было объявлено о завершении деятельности организации и ее роспуске. Вместе с комсомолом автоматически была расформирована и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Здание Центрального совета в Москве частично перешло в пользование СПО - ФДО. Дворцы пионеров перешли в подчинение муниципалитетов и стали называться «Домами детского творчества», а пионерские лагеря стали турбазами и пансионатами.

На основании этих исторических данных можно с уверенностью сказать, до какого года были пионеры. Именно в сентябре пионерская организация в прекратила свою работу. Теперь уже можно точно ответить, в каком году перестали принимать в пионеры. А немного позднее, 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР объявил о принятии декларации, в которой говорилось о прекращении существования СССР.