Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.

Элон Ривс Маск (Еlon Reeve Musk, 28 июня 1971 г.) – американский и канадский миллиардер. Известен как талантливый инженер и изобретатель, основатель и владелец SpaceX. Главный дизайнер Tesla Motors. По оценкам Forbes, имеет состояние более 12 миллиардов долларов.

Детство

Элон родился в ЮАР в городе Претория. Мать мальчика была канадкой и работала диетологом. Отец, уроженец Южной Африки, трудился инженером. Отношения в семье не сложились, поэтому родители вскоре разошлись. Мальчик остался жить с отцом, что стало не лучшим выбором. Мужчина отличался вспыльчивостью и крутым нравом.

Элон хорошо учился в школе и был замкнутым мальчиком. По этим или каким-то другим причинам одноклассники невзлюбили его. Над ребенком постоянно издевались, дело доходило даже до систематических избиений.

Однако у себя дома Элон был совсем другим человеком. В 10 лет сбылась его большая мечта – мальчик получил на день рождения персональный компьютер. В отличие от большинства своих сверстников, которые использовали машины исключительно для развлечений, он заинтересовался программированием. Освоив его самостоятельно, Элон решил, что полученные знания должны принести свои дивиденды. В результате мальчик создал видеоигру, которая пользовалась успехом и разлеталась как горячие пирожки. И это несмотря на серьезную стоимость в 500 долларов.

На этом план заработка не заканчивался. На самом деле, он только стартовал. На вырученные деньги мальчик приобрел акции одной фармацевтической компании.

Подбирал он ее, анализируя информацию из газет. И не прогадал. Вскоре у него на руках была достаточная сумма для осуществления мечты.

Учеба

Элон всегда мечтал попасть в США. Именно эту страну он считал идеальным местом для всех тех, кто обладает острым умом и желанием его применить. Однако он не мог просто приехать в чужую страну. При этом перед юношей замаячила реальная перспектива в скором времени надеть военную форму. Поэтому он решил воспользоваться гражданством своей матери и тем, что в Канаде у нее остались родственники.

Несмотря на протесты родителей, молодой человек собрал вещи и отправился на другой континент. В Канаде он поступил в университет в Кингстоне. Благодаря отличной учебе, Элон получил стипендию от Университета Пенсильвании и вскоре пересек заветную границу.

Среди университетских предметов он отдал предпочтение физике и ведению бизнеса. Не стоит даже говорить о том, что он преуспел в выбранных направлениях. Теперь можно было определяться с будущим. Проанализировав ситуацию, молодой человек понял, что есть три вещи, которые ему интересны.

В те годы только начиналось развитие интернета. В нем Элон увидел неиссякаемый источник возможностей. Также его привлекли альтернативные источники энергии и космос.

В 1995 году молодой человек отправился в Стэнфорд. Он намеревался продолжить образование, но вскоре отказался от этой затеи.

Карьера

Вместо учебы Элон объединился со своим братом и создал компанию Zip2. Она была направлена на разработку программного обеспечения для новостных компаний. Спустя 4 года братья продали ее, в результате Маск стал богаче на 22 миллиона долларов.

Следующим детищем Элона явился сервис интернет-платежей PayPal, который приобрел eBay, заплатив лично Маску 1,5 миллиарда.

Теперь у него было достаточно средств, чтобы посвятить время и усилия своим собственным проектам. Поскольку интернет Маск уже освоил, он обратил свой взор к космосу и альтернативным источникам энергии.

Космос

Элон всегда был одержим идеей колонизации Марса. Его заинтересовал проект размещения там парников, в которых автоматически могли бы выращиваться растения. Поскольку стоимость реализации этого плана не укладывалась ни в какие рамки, бизнесмен решил начать с малого. С собственной ракеты.

В 2002 году он создал компанию SpaceX, а уже в 2006 ракетоноситель Falcon9 совершил свой первый полет. Затем на свет появился космический корабль Dragon, совершающий рейсы на Мировую космическую станцию.

Энергия

Не забыл Элон Маск и об альтернативных источниках энергии. Он вложил крупную сумму денег в компанию SolarSity, занимающуюся установкой солнечных батарей.

Компания TeslaMotors разрабатывает и производит электромобили.

Личная жизнь

Личная жизнь Элона Маска заинтересовала журналистов после его первого развода. Несмотря на то, что супруги разошлись мирно, прессу привлек тот факт, что в семье было пятеро малолетних сыновей. С первой женой Элон познакомился в Канаде, когда был простым студентом.

Второй женой миллиардера стала молодая актриса Талула Райли. Их отношения не продлились долго и завершились разводом.

Критика и скандальные происшествия

Спасательная операция в пещере Тхамлуангнангнон

Большой общественный резонанс вызвали попытка Илона Маска принять участие в спасательной операции, проводившейся в пещере Тхамлуангнангнон и последовавшие за этим события. Американский предприниматель сообщил, что вместе со спелеологами обсуждает варианты спасения людей. 10 июля 2018 года, после того как были спасены 8 детей, он привёз к месту спасательных работ созданную им мини-субмарину, с использованием элементов ракеты-носителя Falcon 9, которая должна была помочь детям, неподготовленным к погружению. Однако спасатели посчитали, что использовать её нецелесообразно.

Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал это предложение, назвав его рекламным трюком. По его словам, у этого плана не было никаких шансов на успех: субмарина с жёстким каркасом не прошла бы даже первые 50 метров, попутно он грубо высказался в адрес Маска. В ответ Илон опубликовал твит, в котором обозвал британского дайвера педофилом. Довольно быстро Маск стёр данный твит, однако он уже успел вызвать волну негативной реакции и многочисленные статьи в различных СМИ, ситуация вызвала краткосрочное падение стоимости акций компании Tesla. Через несколько дней Илон извинился перед Ансвортом.

Подкаст Джо Рогана

В сентябре 2018 года Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана. Во время беседы предприниматель покурил смесь из марихуаны и табака, предварительно спросив Рогана, легально ли это. Илон сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

Обвинения в нарушении закона о ценных бумагах

Осенью 2018 года ряд трейдеров и акционеров Tesla подали в суд на Маска и обвинили главу компании в нарушении закона о ценных бумагах. Расследованием по данному административному делу занялась Федеральная комиссия по ценным бумагам США (SEC). В иске утверждалось, что Маск намеренно выдавал ложную информацию в Twitter-аккаунте, чтобы повлиять на цену акций Tesla. В своем личном аккаунте глава компании заявил о решении сделать Tesla частной фирмой и о том, что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчёта 420 $ за акцию, то есть выше их рыночной стоимости.

Из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Маск решил оставить Tesla публичной компанией. В сентябре 2018 года Министерство юстиции США параллельно с административным делом завело уголовное дело в отношении компании Tesla. По иску SEC Маску грозит запрет на занятие руководящих должностей в публичных компаниях.

В ответ на обвинения Илон Маск заявил следующее:

Я глубоко разочарован необоснованными обвинениями SEC. Я всегда действовал в интересах инвесторов, и честность - самая важная ценность в моей жизни. Факты докажут, что я никогда и никого не ставил под угрозу.

29 сентября 2018 года Маск и SEC урегулировали в досудебном порядке эти обвинения. Согласно договоренности, Маск останется руководителем компании Tesla, однако не сможет занимать пост председателя совета директоров три года. Кроме того, он должен выплатить штраф в размере 20 миллионов долларов. Такой же штраф наложен на компанию Tesla.

Филантропия

Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества на исследования контроля над искусственным интеллектом.

В июле 2018 года предприниматель предложил свою помощь в операции по спасению детей из затопленной пещеры Тхам Луанг. На помощь спасателям были отправлены четыре инженера из компаний Tesla, SpaceX и The Boring Company. Разработанная специально для этой операции мини-субмарина была доставлена в Таиланд, однако тайские спасатели отказались её задействовать. Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал предложение Маска - по его словам, субмарина с жестким каркасом «не смогла бы проплыть даже первые 50 метров от начала пещеры».

Политика

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Дональде Трампе - группы из 16 американских предпринимателей, задача которой состоит в том, чтобы консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда, но в 2017 году отказался от дальнейшего участия в форуме в знак протеста против решения Трампа о выходе США из Парижского соглашения.

Кино

По словам Джона Фавро, режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом для киновоплощения Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший.

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон - приятель Тони Старка). В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство» (2014, на отметке 00:07:39-41), и его имя есть в титрах.

Илон Маск озвучил камео в 26 сезоне 12 эпизоде мультсериала «Симпсоны», вышедшего 25 января 2015 года.

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория Большого взрыва» играет камео.

В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Также в конце 6 серии 1 сезона сериала «Детство Шелдона» Маск сидит за столом и читает конспект юного Шелдона.

Оценка состояния

В 2015 году в Интернете появились неофициальные данные, согласно которым состояние Илона Маска – 13,1 миллиарда долларов США.

Уже в следующем году появилась и официальная информация, предоставленная изданием «Forbes». Согласно информации американского финансово-экономического журнала, Маск владеет суммой, равной 10,7 миллиарда долларов.

Илон Маск сейчас

Главной целью Илона Маска остается создание человеческой колонии на Марсе. В интервью 2011 года он заявил, что первые поселенцы отправятся на Красную планету в течение следующих двух десятилетий. К 2040 году, предсказывает Маск, на Марсе будут жить 80 тысяч человек.

Продолжается работа над BFR – Big Falcon Rocket – ракетой-носителем и космическим аппаратом с полезной нагрузкой в 150 тонн. Предполагается, что BFR заменит предыдущие поколения Falcon и станет основным инструментом для транспортировки грузов и людей на Марс.

Завтра компания SpaceX запустит два спутника, чтобы протестировать интернет для всей планеты. Каким был герой всех последних новостей Илон Маск в детстве и зачем он запускает интернет, ракеты, строит электрокары и собирается колонизировать Марс?

У Илона Маска ничего не получится — так сказал первый человек на Луне Нил Армстронг. Но пока что с именем Маска ассоциируются самые инновационные технологии: крупнейшая система онлайн-платежей, автокомпания, бросившая вызов гигантам индустрии, интернет для всей Земли и даже колонизация Марса.

Предками Илона были швейцарские немцы

Они перебрались в Штаты во время Войны за независимость, а оттуда — в Канаду. В 1950 году родители Маска переехали в ЮАР. Там Илон родился и вырос.

Программированием и бизнесом он начал заниматься еще в детстве

Один из самых успешных бизнесменов современности в детстве был типичным ботаником: очень много читал и неохотно шёл на контакт с ровесниками. К тому же он обладал фотографической памятью как у Шелдона Купера. В школе его не любили, однажды парня избили и сломали нос .

Когда Илону было 10, отец подарил ему компьютер. Мальчик сам научился программированию и уже через два года, в 12 лет, продал за $500 собственноручно написанную компьютерную игру. Позже Маск вложил деньги в акции, а когда продал их, смог себе позволить переезд в Канаду. Там он жил у родственников, пока не поступил в Стенфордский университет. Правда, вскоре бросил учёбу ради бизнеса.

Еще в молодости Маск хотел изменить мир

Во время обучения в колледже он решил, что займётся тем, что сильней всего изменит судьбу человечества. Для грандиозных планов нужны были деньги, и пока Маск запускал свою первую компанию Zip2, он жил в офисе, а в душ ходил на местный стадион. Это позволило сэкономить деньги на аренду жилья и поддержать стартап.

PayPal изменил расчёты в интернете

Компания появилась в результате слияния стартапа Маска X.com и его конкурента Confinity. Фирма появилась в начале нулевых, когда бизнес в интернете был синонимом технологичности, а возможности безналичного расчёта ограничивались банковскими картами.

Хотя у партнёров были разные взгляды на управление и развитие проекта, сотрудничество было настолько продуктивным, что в 2002 году компанию купил eBay. Вырученные деньги Илон Маск направил на подготовку своей главной мечты — полёта на Марс.

Tesla Motors бросает вызов автогигантам

Илон Маск не был основателем компании, но именно он сделал её успешной и известной во всём мире. Маск считает, что мир слишком зависим от углеводородов и стремится избавить человечество от этой зависимости. Компания с самого начала задумывалась как первый серийный производитель электромобилей и альтернатива нефтяной энергетике.

Маск участвовал в разработке первого электромобиля компании Tesla Roadster, а когда оказалось, что из-за просчётов модель окажется вдвое дороже запланированного, расходы на производство и даже уволил основателей компании. Чтобы поддержать компанию финансово, ему пришлось продать свой любимый болид McLaren F1. Вложение сил и средств оказались не напрасными: в 2010 году Tesla провела первое за 50 лет автомобильное IPO в США.

Hyperloop: поезд со скоростью самолёта

Еще один амбициозный проект Маска. Если лететь дорого, а ехать на поезде долго, можно лететь на поезде. Скорость нового вида транспорта на испытаниях уже , что сравнимо с самыми быстрыми поездами на магнитной подушке. В будущем максимальная скорость составит около 1200 км/ч.


Hyperloop представляет собой стоящую на опорах трубу с откачанным воздухом для уменьшения сопротивления. В трубе движется герметичная капсула с людьми внутри. Вся необходимая энергия будет вырабатываться солнечными батареями, установленными вдоль маршрута.

Маск будет использовать в Hyperloop наработки других своих проектов: электронику Tesla, солнечные батареи SolarCity и прочные сплавы SpaceX. Многие решения, которые будут применяться в Hyperloop, уже используются, например, в поездах на магнитной подушке.

Пари по твиттеру: Маск построил гигантский аккумулятор

В прошлом году в Австралии объявили чрезвычайную ситуацию в энергетике из-за дефицита газа и растущих цен на энергоресурсы. Тогда Маск поспорил в твиттере с правительством Австралии, что сможет построить огромную батарею мощностью 100 МВт и стоимостью $390 млн за сто дней, которая сможет накапливать и перенаправлять электроэнергию в случае перебоев питания. Если не вложится в сроки, пообещал он, реализует проект бесплатно.

Аккумулятор сконструировали раньше срока, а в конце декабря 2017 года он прошёл проверку в действии. После аварии на местной ТЭЦ аккумулятор нехватку электричества.

SpaceX: многоразовые ракеты и космический корабль

Маск основал SpaceX в 2002 году. Главная цель компании — сделать полёты в космос дешёвыми настолько, чтобы можно было колонизировать Марс. Для этого компания сконструировала многоразовые ракеты-носители Falcon и космический корабль Dragon. Компания использует компоненты собственной разработки, это позволяет снизить цену и контролировать качество.

Первые три запуска ракет Falcon завершились провалом. Но в апреле 2016 года ракета Falcon 9 впервые приземлилась на плавучую платформу. Это открыло новую эру в космонавтике, потому что дало возможность использовать ракеты повторно.

А 6 февраля этого года успешно приземлились ракеты Falcon Heavy, способные вывести на орбиту (почти втрое больше, чем шаттл).


Это первая ракета высокой грузоподъёмности, способная возвращаться на Землю. Её запуск обходится в $90 млн — в два с половиной раза дешевле, чем запуск шаттла.


Starlink: интернет для всей Земли

Идея обеспечить интернетом всю планету появилась в 2015 году. Маск планирует сперва запустить 800 спутников, которые покроют территорию США, а довести их количество до 4 425, объединив в систему под названием Starlink. Она обеспечит доступ ко всемирной паутине в тех местах, где раньше интернет был недоступен: в отдалённых районах или в горах. При этом система сможет перенаправлять сигнал в районы с большой нагрузкой.

Спутники будут находиться на околоземной орбите, ниже, чем обычные геостационарные спутники. Это нужно для ускорения передачи сигнала: у современных спутниковых провайдеров задержка составляет около 600 миллисекунд, а Маск рассчитывает на 25-35 мс и скорость 1 Гбит/с.

Конечно, бизнесмен делает всё это не из чистого человеколюбия: если проект Starlink удастся, он принесёт компании $30 млрд, это вдвое больше, чем зарабатывает сегодняшний лидер отрасли высокоскоростного интернета Comcast. Часть средств Маск направить на самый масштабный свой проект — колонизацию Марса.

Ради чего это всё: заселяем Марс

В июне 2017 года бизнесмен заявил, что собирается колонизировать Марс. По его мнению, необходимо для того, чтобы обезопасить нас от возможной глобальной катастрофы. То есть бизнесмен решил привычно диверсифицировать риски, но теперь по разным планетам: если с одной что-то случится, на другой люди выживут.

Для этого создадут Межпланетную транспортную систему с кораблями многоразового использования. Сейчас большинство ракет одноразовые. Представь, что для каждой новой поездки пришлось бы покупать новую машину.

Полёт на Марс будет разделён на две фазы: сначала многоразовая ракета-носитель выведет космические корабли на околоземную орбиту. На борту каждого из тысячи кораблей будет около 100 человек. Там они дождутся максимального сближения Земли и Марса, которое случается раз в 26 месяцев, и затем отправятся в полёт. Первый человек может высадиться на Марсе уже в 2024 году, а через 50-100 лет население Красной планеты может достичь 1 миллиона человек.

Чтобы полёт на Марс не превращался в добровольную ссылку, наладят движение и в обратную сторону. Для этого используют марсианские ресурсы: будут производить топливо из метана. Корабли можно будет дозаправлять прямо на орбите. Благодаря этому и многократному использованию стоимость полёта будет в районе .


В его достижения не верили даже коллеги

Когда Тесла начала конкурировать с бензиновыми автомобилями и бросила вызов нефтяной промышленности, представители традиционного автобизнеса заявляли, что электромобили навсегда останутся причудой любителей.

Сегодня крупнейшие автогиганты выпускают электромобили и гибриды, в конце прошлого года их количество в мире перевалило за , а к концу этого превысит 5 млн. Уже сегодня на дорогах Китая и Норвегии треть машин — электрокары.


Астронавт Нил Армстронг выступал против коммерческих космических полётов, а известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон , что SpaceX не удастся совершить полёт на Марс, в первую очередь из-за нехватки денег: у Маска необходимых средств нет, а сам полёт не сулит выгоды, ради которой инвесторы были бы заинтересованы вкладывать в проект.

Как бы там ни было, недавний запуск и успешное приземление двух из трёх сверхтяжёлых ракет Falcon Heavy уже изменило представления о стоимости космических полётов, и обвалило заказы на российские ракеты "Протон".

Как ему это удалось?

Маленький Илон с раннего детства бесил родителей сомнениями в любых их словах и доводах, пытаясь докопаться до сути и задавая бесконечные вопросы. Образование физика и экономиста сделало его техноперфекционистом с предпринимательской жилкой.

Маск умеет находить необычные решения проблем и считает, что привычка людей мыслить стандартными шаблонами — главное препятствие на пути инноваций. Когда для выравнивания ракеты понадобился теодолит, он купил подержанный в интернете и сэкономил $25 тыс. А идея построить свои ракеты у него появилась, когда оказалось, что доставлять грузы на Марс уже существующими космическими кораблями очень дорого.

Рецепт успеха Илона Маска настолько же просто определить, насколько трудно ему следовать. Хорошее образование. Умение задавать правильные вопросы. Дотошность и нестандартный взгляд на мир. Способность идти напролом, несмотря на критику. И самое главное — большая мечта, которая стала целью.

Западный мир держится на активных, бойких, умных, немного авантюрных людях, создающих свой бизнес. И пусть на одного успешного бизнесмена были сотни неудачников, но именно они становились двигателем и брендом Запада. И одним из них был Элон Маск.

Детство

Биография Элона Маска весьма похожа на аналогичные рассказы о жизни таких же бизнесменов, политиков, известных актеров и ученых. Причем нередко все эти профессии соединялись в одних и тех же людях. Маск не является коренным американцем - он появился на свет в Претории (ЮАР) в начале семидесятых. Город, в котором родился Элон Маск, сформировался как административная столица страны, считавшаяся к тому же научным центром. Там работали его родители - папа (по профессии инженер) и мама - в юности канадская модель, а потом диетолог. В семье, кроме Элона, росли еще двое детей.

В десять лет Элону вручили первый компьютер, что позволило ему активно заниматься новыми технологиями. Уже в двенадцать лет он сумел реализовать свою первую компьютерную игру за 500 долларов. Вырученные средства подросток вложил в фармацевтическую фирму и через некоторое время выручил за акции в несколько раз больше. На эти деньги в 17 лет Маск переезжает в Канаду. Там он познает новую жизнь, в том числе узнает, что такое бедность. Так, он учился существовать на 1 доллар в сутки, к счастью, не получив при этом болезни пищевого тракта.

Формирование мировоззрения

В юношескую пору Маск буквально поглощал философские и религиозной книги. Но самое существенное воздействие на него оказала фантастика, например, книга «Автостопом по галактике». По словам будущего бизнесмена, именно тогда он решил, что надо, прежде всего, уметь задавать нужные вопросы. И когда он устроился в колледж, то уже понял, как повлиять на развитие цивилизации - он будет работать над переселением землян на новые планеты. Предприниматель поставил перед собой задачу - сделать фантастику реальной, чтобы внести вклад в развитие космической отрасли. И начал искать средства.

Первые шаги в бизнесе

В начале девяностых Маск меняет место жительства и останавливается в США, где устраивается в университет Пенсильвании и начинает изучать столь противоположные предметы, как физика и бизнес. Докторскую диссертацию он сочиняет в Стэндфордском университете, но на занятия не ходит. Вместе со своими приятелями, такими же, как он, студентами, Маск создает фирму Zip2. В конце двадцатого века эта кампания была выкуплена Compaq Computer за 307 млн долларов, из них юноша получил 20 млн долларов. На эти деньги он обзавелся самолетом McLaren F1 и переселился в элитное жилье.

От X.com до SolarCity

Бизнесмен не оставался на месте. Элон Маск, биография которого насыщена самыми разными, нередко просто чудесными явлениями, создает в конце двадцатого века новую компанию сразу же после того, как продал предыдущую. Фирма X.com оказалась поначалу успешной, однако, затем появились проблемы. Через пару лет компанию переименовали в PayPal, соединившись с последней.

Обе структуры работали над развитием индивидуальных электронных денежных переводов через систему e-mail, а итогом коммерческой сделки было объединение платежных систем. На практике, однако, так не получилось. Маск твердо стоял за бренд X.com, не переименовывая его в PayPal. Коллеги думали иначе. Это привело к расколу в руководстве кампании.

Развитие событий завершилось уходом Маска по решению совета директоров. Но сама идея Илона об образовании новой компании путем объединения двух фирм вместе с быстрым развитием компьютерной системы онлайн-оплаты способствовала росту имиджа предприятия в рекордные сроки. Фирма была уже бесповоротно преобразована в PayPal. Значительные изменения и рост стоимости дали возможность разместить ценные бумаги на бирже в начале 2002 г. В этом же году компания PayPal была приобретена eBay за 1,5 млрд долларов США. С учетом того, что Маск имел 11,7 % акций фирмы, он получил 175 млн долларов.

Новый бизнес

В 2006 году Маск оформляет SolarCity - фирму, хозяином и техническим работником которой он до сих пор является. Эта организация работает над созданием компактных электростанций для индивидуального применения на кровлях зданий. Но ведущий принцип был в том, чтобы не строить хозяевам домов электростанции самостоятельно, а получать их в лизинг на большой период. Покупатель может сам проанализировать коммерческую пользу от реализации такого проекта, ведь он за очень низкую цену приобретает свою индивидуальную солнечную электростанцию. Их хозяевами обычно становятся рядовые американцы. Бизнес оказался успешным.

Но сам Элон Маск уже шел к другим проектам.

Happy end по-американски

Здесь надо сделать небольшую паузу. Элон Маск, биография которого имеет и бурные успехи, и фиаско, оказался очень удачлив, когда дело касается инновационных замыслов. В последние годы его фирма движется успешнее соперников. В структуре свыше 30 операционных центров в США, очередной клиент приходит через каждые пять минут, а впереди - большая очередь тех, кто желает работать с солнечной энергией. SolarCity уже смонтировала подобное оборудование на более чем несколько десятков тысяч домов и теперь оценивается как одна из наиболее крупных.

Отсюда серьезные сдвиги в судьбе самого Маска. В перечне миллиардеров журнала Forbs в 2016 г. состояние Элона Маска оценивается в 10,7 млрд долларов.

В декабре этого же года он оказался в числе членов Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Трампе - небольшого объединения из 16 американских бизнесменов, собранного с целью разработки решений для 45-го президента США по задачам в сфере экономики.

Элон Маск за свою еще не очень продолжительную жизнь получил большое количество наград за то, что сумел изобрести. В 2008 г. он оказался в перечне 75 наиболее значительных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 г. бизнесмен принимает премию Хайнлайна за большие достижения в коммерциализации космоса. Тогда же Forbes включил его в список 20 наиболее влиятельных молодых крупных бизнесменов.

Элон Маск был вторым предпринимателем, который образовал три фирмы стоимостью свыше 1 млрд долларов каждая. После этого большое число дельцов хотели воспроизвести такой успех. Однако их ждало фиаско. Похоже, что бизнесмен работал по иным законам. Или он родился под крылом фортуны.

Выход в космос

Элон Маск, биография которого показывает, что в любом случае нельзя останавливаться, создает ракетостроительную фирму в 2002 г. При этом сразу же было объявлено, что основная задача - уменьшение затрат на полеты в космос и освоение Марса. Элон Маск (SpaceX - его детище) определяется как частный автор, производитель ряда ракет-носителей и коммерческий оператор космических структур.

И его снова ждал успех. В этом же году НАСА заключило с компанией договор на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon к международной космической станции для смены устаревших носителей.

Такой большой интерес был вызван, по воспоминаниям самого Элона, не только тягой к прибыли, но и идеями крупных фантастов, в частности, романов Айзека Азимова с его идеями повсеместного освоения вселенной. Бизнесмен считал, что расширение владений человечества на нескольких планетах будет хорошей защитой от опасности ликвидации цивилизации.

К настоящему времени SpaceX сделала некоторое число космических ракет и космический корабль Dragon. В 2010 г. он оказался первым кораблем, успешно запущенным, выведенным на орбиту и вернувшимся обратно. Позднее, в 2015 году, он был первым кораблем, присоединенным к МКС.

В 2006 г. фирма Маска сумела занять первое место в конкурсе NASA по получению грантов на космические объекты и заработала на этом 278 млн долларов. Сейчас уже проведено пять успешных полетов.

Tesla

Имя Элона Маска навсегда связано еще с одной фирмой - Tesla Motors. В 2010 г. акции фирмы, которая никогда не демонстрирована нормальных доходов, были предъявлены для открытой продажи. И момент был таким успешным, что в сразу же стоимость на торгах акций поднялась на 41%. Forbes окрестил их самыми прибыльными акциями года.

В 2012 г. Маск высказал уверенность в том, что через полвека все автомобили станут электрическими. Он принялся работать по этой линии, и в 2008 г. Элон Маск Tesla Roadster все-таки создал - это первый электрический автомобиль, отданный в серийное производство.

Бизнес-план

Маска нередко уподобляют Стиву Джобсу. Тот употреблял фразу «поле искажения реальности», убеждая всех, что невозможное возможно. Товарищи Маска по работе утверждают, что он собирает материал так, чтобы технологии развивались в рамках его действительности.

Его компания Tesla Motors нередко была на грани разорения, хотя сам Элон Маск и добился больших результатов в бизнесе. Биография «Тесла»-создателя дает понять, что бизнесмен всеми методами стремился сохранить компанию на плаву. С годами положение улучшалось.

Немного о личном

Личная жизнь Элона Маска не отличается оригинальностью по сравнению с остальными знаменитыми людьми. Первая супруга, Джастин Маск, обучалась с Элоном в одном университете в Канаде. Их брак состоялся в 2000 г., у них пятеро сыновей. Но осенью 2008 г. супруги решили разойтись, т. к. Маск начал встречаться с английской актрисой Талудой Райли. Второй брак состоялся в 2010 г. и оказался неудачным - несколько раз пара разводилась, затем снова сходилась, пока в 2016 г. не рассталась навсегда.

На настоящий момент Илон Маск встречается с американской актрисой Эмбер Херд.

Надо жить по-другому

Elon Musk, биография которого учит нас постоянно выходить из общего ряда, считает, что инновациям препятствует способность людей думать аналогиями. Поэтому они не организовывают свежие идеи, а стараются усовершенствовать существующее. Бизнесмен полагает, что необходимо расширять реальность и организовывать что-то принципиально противоположное.

Вот, кстати, космос как будто является нереальным для бизнеса. Для реализации проектов в этой области надо много денег. Но Маск убежден, что расходы можно резко уменьшить, если обозначить новую задачу полетов. Из-за этого он образовал SpaceX, целью которой считается колонизация планет. Предприниматель отмечает, что когда необходимо переселить людей Земли на иную планету, надо совершить это недорого.

Трудно жить новатором

В этом весь Elon Musk. Одним из успехов фирмы служит решение General Motors развивать Chevy Volt. Это небольшая машина с потенциалом электрической зарядки. На уровне электромобиля он в состоянии проехать 65 км. В период создания 33 тыс. человек захотели купить автомобиль.

Элон Маск, планы которого всегда оптимистичны, стал успешным, реализуя безумные, казалось бы, идеи. Однако он не только стал самодостаточным человеком, прокормил семью, он еще и вошел в историю. Бизнесмен стремится улучшить жизнь и поэтому трудится над проектами, которые в последующие годы дадут возможность развиваться человечеству.

Илон Маск (Elon Musk)

Илон Рив Маск (Elon Reeve Musk). Родился 28 июня 1971 года в Претории (ЮАР). Канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор, миллиардер. Основатель компании SpaceX, генеральный директор и глава совета директоров Tesla Motors.

Мать - Мэй Маск, была моделью, имеет два высших образования, 45 лет работала диетологом. В 21 год она стала финалисткой конкурса красоты Мисс Южная Африка. В 69 лет .

Родители развелись и мальчик остался жить с отцом, который имел свой бизнес. В школе Илон подвергался насилию со стороны сверстников, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос.

В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер Commodore VIC-20 и научился на нём программировать. В двенадцатилетнем возрасте он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру в стиле Space Invaders под названием Blast Star, в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки.

Маск вкладывал средства в акции фармацевтической компании, за которой следил через газеты. На вырученные от продажи акций несколько тысяч долларов он вопреки протестам родителей уезжает в Канаду.

До поступления в университет он жил у родственников в городе Кингстон, провинция Онтарио. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучения не закончил.

В 1996-1997 годах Маск со своим братом основал компанию Zip2 , которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний.

В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 308 млн долларов. Маск получил 7 % от суммы продажи - 22 млн долл.

В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com . В 2000 году X.com произвела слияние с компанией Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты, и целью сделки было слияние обеих платёжных систем, однако на самом деле этого не произошло.

Маск решительно выступал за бренд X.com вместо PayPal, что вызвало внутрикорпоративные разногласия, закончившиеся в конце концов отставкой Маска по решению Совета директоров. Однако стратегическое решение Илона о слиянии двух компаний, наряду с активным продвижением электронной системы оплаты на Интернет-аукционах (в первую очередь, eBay), привело в 2001 году к быстрому росту бизнеса, который был окончательно переименован в PayPal.

Столь внушительные результаты позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года (и при этом стать первой из дотком-компаний, вышедших на биржу после террористических актов 11 сентября 2001 года).

В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США. На момент продажи Маску принадлежали 11,7 % акций компании, что позволило ему выручить 165 млн долларов.

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию - SpaceX . Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем.

В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

По утверждению самого Илона, большое влияние на него оказал цикл научно-фантастических романов «Основание» и взгляды на освоение космического пространства как развитие и сохранение человеческого бытия. Маск утверждал, что охват жизнью нескольких планет может служить защитой от угрозы исчезновения человечества.

"Астероид либо супервулкан может уничтожить нас, а вдобавок мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической чёрной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь ещё неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушло миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Рано или поздно наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зелёного шарика - или мы вымрем" , - считает Маск.

Илон Маск поставил перед собой цель - в 10 раз уменьшить затраты на космические полёты. Для этого он основал SpaceX, вложив в неё 100 миллионов долларов, заработанных от продажи своих предыдущих компаний.

План полета на Марс Илона Маска:

В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил о том что его компания надеется осуществить полет на Марс в 2020-2025 годах, примерно через 9 лет.

Выступая на конгрессе Международной астронавтической федерации, он заявил о необходимости развития "межпланетной цивилизации" и объявил о планах отправить на Марс миллион человек. Трансляция выступления Маска проходила на официальном сайте компании. SpaceX опубликовала видеоролик о своей проектируемой межпланетной транспортной системе (Interplanetary Transport System, ITS), в котором был смоделирован пилотируемый полет на Марс.

"Для полета на Марс космическая система должна соответствовать четырем основным принципам. Она должна быть пригодной для повторного использования, должна быть предусмотрена возможность дозаправки ее на орбите, топливо для возвращения на Землю должно быть доступно на поверхности Марса, и это топливо должно быть оптимальным для использования", - пояснил Маск.

По словам основателя SpaceX, первоначально сотрудники компании рассматривали возможность использования водородно-кислородного двигателя, однако пришли к выводу, что наиболее подходящим для марсианской экспедиции стал бы двигатель, работающий на метане и кислороде.

Во время выступления Маск подчеркнул необходимость развития "межпланетной цивилизации".

"Мы можем жить на Земле и никуда не двигаться, а можем стать межпланетной цивилизацией. Главная цель - создать на Марсе поселение, город. Именно тогда мы сможем стать межпланетным видом", - пояснил он.

Выбор в пользу Марса как планеты, которую необходимо осваивать, был обусловлен непригодными условиями на Венере и близкой расположенностью к солнцу Меркурия, отметил Маск. При этом он не исключил, что в будущем человечество сможет направиться к спутникам Юпитера.

"Если мы отправимся на Луну - то мы не станем межпланетной цивилизацией, потому что Луна - это спутник. Ранее Марс был таким, как сейчас Земля. Марс получает достаточно солнечного света, у него есть достаточно разряженная атмосфера. Мы сможем выращивать растения на его поверхности", - заметил глава SpaceX.

Маск акцентировал внимание собравшихся на том, что на Земле живет 7 миллиардов человек, а на Марсе - ни одного. "Это нужно менять", - добавил он.

Глава SpaceX добавил, что сейчас стоимость полета на Марс составляет 10 млрд долларов, и эту ценовую политику необходимо изменить. По его словам, полет должен быть не дороже 200 тысяч долларов, то есть быть сопоставимым по стоимости с домом в США.

Презентуя макет корабля, предназначенного для полетов к Марсу, Маск рассказал, что каждый корабль можно будет использовать 12-15 раз, один корабль сможет вместить около 100 человек вместе с их багажом. За 10 тысяч полетов компания планирует доставить на Марс 1 миллион человек.

"С момента первого полета нам понадобится от 40 до 100 лет, чтобы построить на Марсе самостоятельную цивилизацию", - поделился планами Маск. По его словам, к 2035 году на Марс можно будет долететь за 80 дней. До сих пор менее чем за пять месяцев до этой планеты не долетал ни один космический аппарат.

Илон Маск председатель правления благотворительного фонда Musk Foundation, через который осуществляет свои пожертвования.

В январе 2015 года пожертвовал 10 млн долларов на исследования по контролю над искусственным интеллектом.

В 2008 году журнал Esquire включил Маска в список 75 наиболее влиятельных людей XXI века.

В июне 2011 года он был награждён премией Хайнлайна за достижения в коммерциализации космоса в 500 тыс. долларов США.

В феврале того же года журнал Forbes включил Маска в список 20 наиболее влиятельных CEO в возрасте до сорока лет.

В ноябре 2013 года Fortune Magazine назвал его бизнесменом года, а The Wall Street Journal назвал Маска CEO года.

Рост Илона Маска: 188 сантиметров.

Личная жизнь Илона Маска:

Первая жена - Джастин Маск. Они вместе учились в университете в Канаде. Поженились в 2000 году. У пары родилось пятеро сыновей.

В сентябре 2008 Илон и Джастин объявили о разводе.

В 2010 году Маск женился на британской актрисе Талуле Райли. В 2016 Илон Маск подал заявление на развод.

Маск владел самолётом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.

Позже он купил реактивный самолёт Dassault Falcon 900.

После продажи Zip2 в 1999 году Маск купил суперкар McLaren F1, но разбил его уже в следующем году, когда вместе с ним ехал Питер Тиль.

В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nellie из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

Wet Nellie Илона Маска

По словам режиссёра фильма «Железный человек» (2008) Джона Фавро, Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл .

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя. По сюжету Илон - приятель Тони Старка.

В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство» (2014), но его имя отсутствует в титрах.

Илон Маск озвучил камео в 26 сезоне 12 эпизоде мультсериала «Симпсоны», вышедшего 25 января 2015 года.

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» играет камео.