Задание 1. «Паукообразные»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

1. Класс Паукообразные объединяет более (_) видов животных.

Головогрудь несет (_) пар конечностей. У клещей тело (_). На брюшке паукообразных конечности (_). Первая пара конечностей головогруди называется (_), состоит из 2-3 члеников, заканчивается крючком, клешней или стилетом. Вторая пара конечностей называется (_) и используются в качестве: ходильных ног, органа осязания, нижней челюсти, клешней для захвата пищи, как совокупительный аппарат. Ходильных ног – (_). Слюна паука содержит ферменты, с помощью которых происходит пищеварение вне организма паука – (_) пищеварение. Органы дыхания паука крестовика – (_) Выделительная система представлена (_), которые открываются в (_). Развитие у пауков (_). Пауков известно более (_) тыс. видов, клещей – (_) тыс. видов. Ротовой аппарат клещей (_) или (_).

Задание 2. «Строение паука-крестовика»

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 17?

2. Чем кровеносная система паука отличается от кровеносной системы рака?

3. Чем органы дыхания крестовика отличаются от таковых речного рака?

Задание 4. «Многообразие паукообразных»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

1. Как называются представители паукообразных, изображенные на рисунке?

2. К каким отрядам относятся данные представители?

Задание 5. «Паукообразные»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Какие особенности характерны для внешнего строения паукообразных?

Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко. Тело состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко, или все отделы слитые. На головогруди 5 пар конечностей. На головогруди шесть пар конечностей. Ходильных ног четыре пары. Ходильных ног пять пар. Усиков нет. Усиков одна пара. Глаза простые. Глаза фасеточные.

**Тест 2. Какие особенности характерны для внутреннего строения паукообразных?

Полость тела вторичная (целом). Полость тела смешанная (миксоцель). Дыхание жабрами. Дыхание легкими и трахеями. Кровеносная система незамкнутая. Кровеносная система замкнутая. Сердце в головогруди. Сердце в брюшке. Выделительная система представлена анальным отверстием. Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами. Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами и головогрудным узлом. Нервная система разбросанно-узлового типа.

**Тест 3. Укажите признаки, характерные для паука-крестовика:

Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко. Тело состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко. 4 пары ходильных ног. Всего на головогруди 6 пар конечностей. Первая пара конечностей – ногощупальца. Вторая пара конечностей – челюсти, хелицеры. Пищеварение у паука-крестовика внекишечное. На брюшке имеются три пары паутинных бородавок. Паутинные бородавки – видоизмененные брюшные ножки. Есть две пары неветвящихся трахей и легкие. Дышит только трахеями.

**Тест 4. Для клещей характерны следующие особенности:

Тест 5. У паука-крестовика ядовитые железы находятся:

В челюстях. В ногощупальцах. В ротовой полости. На конце брюшка.

Тест 6. Как называется вторая пара конечностей паука крестовика?

Челюсти. Ногощупальца. Клешни. Ходильные ножки.

Тест 7. Чем представлены органы зрения паука крестовика?

2 сложных фасеточных глаза. 2 сложных и 2 простых глаза. 4 простых глазка. 8 простых глаз.

Тест 8. Где находится сердце паука крестовика?

В спиной части головогруди. В брюшной части головогруди. В верхней части брюшка. В нижней части брюшка.

Тест 9. Какое пищеварение характерно для паука-крестовика?

Основное переваривание – в желудке. Основное переваривание в кишечнике. Пища переваривается в длинных слепых выростах средней кишки. Переваривание пищи начинается вне организма, заканчивается в пищеварительной системе.

Тест 10. Органами дыхания паука-крестовика являются:

Только трахеи. Жабры и легкие. Трахеи и жабры. Легкие и трахеи.

Тест 11. Из каких отделов состоит тело клещей?

Из головы, груди и брюшка. Из головы и брюшка. Из головогруди и брюшка. Все отделы тела слиты воедино.

Тест 12. Какие клещи способны заражать человека тяжелым заболеванием – клещевым энцефалитом?

Иксодовые клещи. Чесоточный клещ. Паутинный клещ. Клещ варроа

Задание 6. «Зачет. Класс Паукообразные»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

Сколько видов в классе Паукообразные? Какие усики находятся на головогруди паука? Сколько и каких глаз находится на головогруди паука-крестовика? Сколько и каких конечностей у паука-крестовика? Какие органы открываются в кишечник крестовика? Где происходит пищеварение у крестовика? Какие особенности в строении средней кишки увеличивают ее поверхность всасывания? В каком отделе тела находится сердце у крестовика? Какая кровь поступает в сердце крестовика? Чем представлены органы дыхания крестовика? Чем представлены органы выделения крестовика? Какой основной продукт белкового обмена выделяется у паукообразных? Каковы особенности нервной системы крестовика? Какое оплодотворение у пауков? Какое развитие у пауков? У каких представителей паукообразных голова, грудь и брюшко слились в одно целое?

Задание 7. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Мандибулы. 2. Максиллы. 3. Зеленые железы. 4. Мальпигиевы сосуды. 5. Гемолимфа. 6. Хелицеры. 7. Педипальпы. 8. Трахеи. 9. Коксальные железы. 10. Гемоцианин. 11. Гуанин.

Ответы:

Задание 1. 1. До 60 тыс. 2. Шесть. 3. Слитное. 4. Отсутствуют. 5. Хелицеры. 6. Ногощупальца. 7. Четыре пары. 8. Внекишечное. 9. Легочные мешки и трахеи. 10. Мальпигиевыми трубочками, открывающимися в кишечник между средней и задней кишкой и коксальными железами, открывающимися у основания ходильных ног. 11. Прямое. тыс., 20 тыс. 13. Колюще-сосущий или грызущий.

Задание 2. 1. 1 – простые глаза; 2 – хелицеры, челюсти; 3 – педипальпы (ногощупальца); 4 – ходильные ноги; 5 – легкое; 6 – паутинные бородавки. 2. Восемь. 3. Четыре пары. 4. У основания хелицер. 5. За хелицерами. 6. Три пары. 7. Отстутствуют. 8. Хитинизированной кутикулой.

Задание 3. 1. 1 – ротовое отверстие; 2 – педипальпы; 3 – хелицеры; 4 – ядовитая железа; 5 – простые глаза; 6 – головной мозг; 7 – желудок; 8 – передняя аорта ; 9 – кишечник; 10 – сердце; 11 – яичник; 12 – анальное отверстие; 13 – отверстия паутинных бородавок; 14 – паутинные железы; 15 – половое отверстие; 16 – легкое 17 – четыре пары ног. 2. Сердце находится в брюшке, а не в головогруди. 3. Представлены двумя легочными мешками и двумя пучками трахей.

Задание 4. 1. 1 – скорпион; 2 – сольпуга (фаланга); 3 – клещи (мучной, панцирник и таежный); 4 – паук-крестовик. 2. Скорпион к отряду Скорпионы; сольпуга к отряду Сольпуги; паук-крестовик к отряду Пауки; клещи к отряду Клещи.

Задание 5 **Тест 1: 2, 4, 5, 7, 9. **Тест 2: 2, 4, 5, 8, **Тест 3: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10. **Тест 4: 1. 2, 4, 7, 8, 9. Тест 5: 1. Тест 6: 2. Тест 7: 4. Тест 8: 3. Тест 9: 4. Тест 10: 4. Тест 11: 4. Тест 12: 1.

Задание 6. 1. 30 тыс. видов. 2. Отсутствуют. 3. Восемь простых. 4. Шесть пар: хелицеры, педипальпы и четыре пары ходильных ног. 5. Мальпигиевы сосуды и печень. 6. Сначала – внекишечное, заканчивается в кишечнике. 7. Слепые выросты. 8. В брюшке. 9. Артериальная – от органов дыхания. 10. Трахеями и легкими. 11. Мальпигиевыми трубками и коксальными железами. 12. Гуанин. 13. Наблюдается дальнейшая концентрация – состоит из мозга и головогрудного ганглия. 14. Внутреннее. 15. Прямое. 16. У клещей.

Задание 7. 1. Верхние челюсти у членистоногих. 2. Нижние челюсти у членистоногих. 3. Органы выделения ракообразных, видоизмененные целомодукты, открываются у основания антенн или второй пары максилл. 4. Органы выделения у сухопутных членистоногих, впадающие в кишечник. 5. Жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях беспозвоночных, имеющих незамкнутую кровеносную систему. 6. Первая пара членистых головных конечностей у хелицеровых. Используются как челюсти для схватывания и разрывания добычи. 7. Вторая пара членистых ротовых конечностей головогруди у хелицеровых. 8. Эктодермальные впячивания в форме трубочек, проводящих воздух из внешней среды к тканям. 9. Почки у паукообразных, протоки которых открываются у основания ног. 10. Дыхательный пигмент гемолимфы, осуществляющий транспорт кислорода, содержит медь, окисленная форма имеет голубой оттенок. 11. Пуриновое азотистое основание, конечный продукт азотистого обмена паукообразных.

Паук-крестовик относится к классу Паукообразных к типу Членистоногих. Тело паука-крестовика состоит из головогруди и брюшка, разделенных перетяжкой.

На головогруди располагаются 4 пары простых глазков, ротовой аппарат и ходильные ноги. Первая пара конечностей — это ногочелюсти, последний членник ногочелюстей имеет когтевидную форму, на его вершине открываются протоки ядовитых желез. Сами ядовитые железы располагаются в голове паука-крестовика. С помощью ногочелюстей паук-крестовик ловит и обездвиживает свою добычу, также ногочелюсти служат пауку-крестовику для нападения и защиты.

Следующая пара конечностей паука-крестовика — это ногощупальца, выполняющие осязательную функцию. Затем следуют четыре пары ходильных ног. На ходильных ногах паука-крестовика есть по три коготка. Специальные гребенчатые коготки служат для плетения ловчей сети — паутины, остальные коготки нужны для перемещения по ней.

Брюшко паука-крестовика крупное, его членники слиты в единое целое. На передней части брюшка с брюшной стороны располагаются дыхательные мешки — это видоизмененные конечности. На брюшке открываются дыхательное, половое и анальное отверстия. Все тело паука-крестовика покрыто мелкими волосками, которые выполняют осязательную функцию.

На задней трети части брюшка паука-крестовика располагаются три пары паутинных бородавок, на вершине которых открываются протоки паутинных желез. Паутина представляет собой белковое вещество, она может быть сухой, влажной или гофрированной. Самка паука-крестовика плетет ловчую сеть — паутину из сухих паутинных нитей. Паутина обычно располагается вертикально, прикрепляясь к каким-либо предметам и представляет собой многоугольную раму с лучами, сходящимися в центре. На сухую паутину паук-крестовик кладет влажную липкую паутину.

От центра паутины идет сигнальная нить в логово паука-крестовика, по ее движениям паук узнает, что добыча (летающие насекомые) поймана. Затем паук приближается к своей жертве, окутывает ее паутиной и впрыскивает яд и пищеварительные ферменты. Через некоторое время паук-крестовик вновь подходит к своей жертве и всасывает жидкое полупереваренное содержимое. Такой тип пищеварения называется внекишечным.

Пищеварительная система паука-крестовика начинается ртом, затем идет мускулистая глотка, с помощью которой паук всасывает пищу. Глотку также называют сосательным желудком, хотя полноценного желудка у паука-крестовика нет, так как пищеварение идет внутри тела добычи и внутрь тела паука пища поступает уже переваренной. За глоткой идет средняя кишка, в которую впадают протоки печени. Средняя кишка имеет боковые выпячивания, которые увеличивают ее всасывающую поверхность, часть этих боковых выпячиваний заходят в основания ног. Не переваренные остатки перемещаются в заднюю кишку и выбрасываются через анальное отверстие.

Выделительная система паука-крестовика представлена двумя мальпигиевыми сосудами, которые располагаются на границе средней и задней кишок. Продукт выделения паука-крестовика — это гуанин. Из гемолимфы гуанин попадает в мальпигиевы сосуды, затем в заднюю кишку и выделяется вместе с не переваренными частицами. То есть органы выделения паука-крестовика не имеют своих выделительных отверстий.

Дыхательная система паука-крестовика представлена двумя дыхательными мешками и двумя трахеями. Дыхательные мешки или легкие расположены в передней части брюшка и открываются собственным дыхательным отверстием. Легкие представляют собой мешки с множеством складок, внутри этих складок циркулирует гемолимфа. Из легких насыщенная кислородом гемолимфа поступает в сердце. Кроме легких у паука-крестовика есть две трахеи, которые открываются отдельным отверстием на брюшке, а затем разветвляются внутри брюшка, перенося кислород ко всем органам и тканям.

Кровеносная система паука-крестовика не замкнутого типа. Сердце имеет трубчатую форму, она расположено в спинной стороне брюшка. После того, как насыщенная кислородом гемолимфа поступила в сердце входные отверстия сердца закрываются. После сокращения сердца гемолимфа поступает в аорту, которая идет от сердца в сторону головогруди паука-крестовика, а затем распределяется по всему организму.

Нервная система паука-крестовика состоит из парного головного мозга, окологлоточного нервного кольца и головогрудного нервного сплетения. Головогрудное нервное сплетение образовано из видоизмененных узлов брюшной нервной цепочки. У пауков-крестовиков хорошо развиты органы осязания, равновесия, также пауки могут улавливать движения воздуха.

Пауки-крестовики раздельнополы. Половой диморфизм у них выражен хорошо — самки заметно крупнее самцов. Половые органы парные, у самок есть два яичника, а у самцов — два семенника. Оплодотворение внутреннее. После оплодотворения самка откладывает яйца, которые она оплетает коконом из паутины и прячет в укромные места. Весной из кокона выходят молодые паучки.

Наталья Попова

Тема урока: «Класс паукообразные»

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас на уроке, и надеюсь, что сегодня вы узнаете много нового и интересного.

И прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.

2.Проверка домашнего задания.

1) Тест «Ракообразные»

2) У доски «Допиши и объясни»;

3) У доски «Аукцион вопросов»

4) Пазлоконструктор (за партами составляют пазлы и описывают данный процесс или систему органов);

5 ) Кроссворд по ракообразным.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданиями.

3. Изучение нового материала.

Актуализация.

Сегодня мы продолжаем знакомство с типом членистоногие и познакомимся с ещё одним, не менее интересным классом.

И рассмотрим его на представителе, знакомом всем вам. О ком конкретно идёт речь, попробуйте угадать сами.

(Активизация знаний)

Перед вами черный цилиндр . В нём находится поистине настоящее произведение искусства, которому нет равных, и создано оно этим организмом. Красота произведения завораживает своей лёгкостью и тонкостью работы. Но, что самое важное, оно просто необходимо в жизни нашего сегодняшнего героя урока.

Вопрос для всех.

Что же находится в чёрном цилиндре и кому это принадлежит?

Правильно, ребята! Это действительно паутина и соткал её паук.

На примере паука – мы и выявим характерные особенности класса паукообразные, повторим и расширим знания о типе членистоногих, определим особенности паукообразных в связи с жизнью на суше, познакомимся с их разнообразием и значением в природе и жизни человека.

Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока «Класс паукообразные».

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

О пауках существует древнегреческая легенда. Послушайте, о чём в ней говориться.

В далекие времена в Лидии жила девушка и звали её Арахна. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Она была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну и превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.

От имени Арахны и произошло латинское название пауков.

Как вы думаете, а как же тогда будет называться наука о пауках? Арахнология!

Правильно! Запишите в тетради.

Пауки - одно из чудес живой природы.

Это вообще создания любопытные. Их охотничьи повадки, брачные ухаживания, способы защиты яиц, плетение паутины не перестают удивлять исследователей.

Чтобы проникнуть в удивительный мир пауков нужно лишь немного терпения и готовность наблюдать их в естественной среде обитания.

Ребята, а как вы думаете, когда на Земле появились пауки?

Оказывается, пауки являются древнейшими обитателями Земли. По данным историков, биологов и археологов, первые пауки на нашей планете появились приблизительно 400 миллионов лет назад в палеозойскую эру от одной из группы трилобитов, которая вела прибрежный образ жизни.

Таким образом, паукообразные - самые древние наземные членистоногие, вышедшие на сушу и дожившие до наших дней.

Ребята, а где мы с вами можем встретиться с пауками?

Пауки - это самые распространенные животные. Трудно найти место в природе, где не жили бы пауки. Они освоили все природные зоны Земли. Пауки живут вокруг нас повсюду: в почве и на её поверхности, в лесной подстилке, во мху, в траве и деревьях, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнёздах других животных, в жилище человека.

Пауки выживают даже там, где другие животные гибнут. Они покорили почти всю Землю.

Как же им удаётся колонизировать всю планету, вплоть до маленькой травинки? Как вы думаете?

Как утверждал великий ученый эволюционист Дарвин, ключевой фактор выживания любого вида в природе, является его способность к адаптации.

А по части адаптации пауки мастера.

Давайте с вами вспомним, что такое адаптация?

Именно способность адаптироваться (приспосабливаться) в окружающей среде позволила паукам дожить до наших дней и расселиться повсеместно.

Нам сегодня с вами и предстоит выяснить, какие же особенности строения, образа жизни позволили паукам расселиться по всему земному шару?

По ходу нашего исследования старайтесь фиксировать у себя в тетради все черты приспособленности к жизни на суше.

Внимание на экран.

Итак, давайте с вами вспомним, к какому типу относится паук, какие особенности строения на это указывают?

Возможно, уже здесь мы увидим черты приспособленности пауков к жизни на суше.

1.Пауки, как и все членистоногие - сегментированные животные, имеющие разделение тела на отделы . У паука, как и у рака, выделяют 2 отдела: небольшую вытянутую головогрудь и более крупное шарообразное брюшко, отделённое от головогруди узкой перетяжкой.

Что же располагается у паука на этих частях тела?

Сверху на переднем конце головогруди находится восемь глаз, расположенных в два ряда, но зрение у них очень слабое. Особенно хорошо развито зрение у бродячих пауков.

Усиков у пауков нет.

2. Ротовой аппарат паука , как и всех членистоногих, образованный видоизмененными конечностями.

У паука он представлен хелицерами , парой крючкообразных твердых мощных челюстей, расположенных снизу глаз.

Как вы думаете, для чего они нужны пауку?

Ими паук хватает жертву, прокалывает её, защищается от врагов, а иногда роет норки в земле. Хелицеры представляют собой полые трубки с острыми коготками на конце, внутри которых имеется канал. По нему яд из ядовитых желёз, расположенных у их основания поступает в тело жертвы и парализует её.

Рядом с хелицерами находятся покрытые чувствительными волосками органы осязания – ногощупальца или педипальпы . Они часто похожи на короткие ножки, но для ходьбы не используются. С их помощью пауки прощупывают дорогу. У половозрелых самцов их концы видоизменены и используются в брачных ритуалах, для спаривания.

3. У всех членистоногих конечности состоят из сегментов (члеников).

У паука по бокам головогруди расположены четыре пары ходильных ног .

Каждая нога образована семью члениками различной длины. Последний из них называется лапкой и заканчивается двумя небольшими коготками. Размер ног может варьировать у разных видов в зависимости от образа жизни. Ноги и тело пауков покрыты волосками, которые улавливают мельчайшие вибрации вокруг и помогают пауку охотиться.

4.Как и у всех членистоногих, тело паука покрыто хитиновым покровом , лёгким, прочным и эластичным, выполняющим функцию наружного скелета, кроме того он защищает тело паука от механических и химических повреждений, препятствует излишней потере влаги и защищает от ожогов.

Кроме того, пауки, как и раки, периодически линяют, сбрасывая старый хитиновый покров, и в это время они растут.

На верхней стороне брюшка у паука часто присутствует характерный рисунок, помогающий в определении видов.

На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок – это видоизменённые брюшные ножки, вырабатывающие паутину.

Паутина, пожалуй, одно из самых интересных проявлений жизнедеятельности этих животных.

Ребята, а какую роль играет паутина в жизни пауков?

Послушаем сообщение о роли паутины в жизни паука.

Сообщение на тему «Паутина, её роль в жизни пауков»

(делает ученик 3-5 минут)

Большое спасибо за интересный материал.

Ну а мы продолжаем наше знакомство с паукообразными.

Внимательно смотрим видеоролик и затем попытаемся ответить на вопросы (видеоролик).

Ч ем питаются пауки?

Как паук ловит свою добычу? (при помощи паутины)

Как он узнает о приближении добычи? (по дрожанию паутины)

Каким образом происходит пищеварение у пауков?

Какой тип пищеварения у пауков?

Все пауки - очень прожорливые хищники, питаются главным образом насекомыми. Некоторые едят небольших мышей и рыбешек, крупные пауки - даже птиц и лягушек, не брезгуют и своими собратьями пауками.

Способы ловли добычи разнообразны.

Бродячие пауки подкарауливают добычу, крадутся к ней и настигают одним или несколькими прыжками.

Действительно, паук не был бы пауком, если бы не использовал свою паутину для охоты. Оседлые пауки делают ловчие устройства из паутины, от простых сигнальных нитей до очень сложных ловчих сетей.

Использование паутины позволило паукам не только увеличить область отлова, но и расширить спектр питания.

Пауки не могут питаться твёрдой пищей.

Попавшую в паутину жертву паук убивает ядом из ядовитых желёз и вводит ей внутрь капельку слюны. Слюна содержит особые пищеварительные соки, которые разжижают насекомого, после чего паук высасывает похожее на суп вещество. Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв. У него даже есть особый орган, - сосательный желудок, который работает как насос и позволяет буквально вытянуть из жертвы все соки. От жертвы остается лишь пустой хитиновый покров, который паук сбрасывает с паутины. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Если паук неголодный, то он обволакивает добычу паутиной и оставляет ее «про запас».

Пищеварительная система паука состоит изо рта, глотки, пищевода, сосательного желудка, кишки, которая имеет слепые выросты, увеличивающие объём и поверхность всасывания. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

А как паук дышит?

Какие особенности дыхательной системы позволили паукообразным обитать на суше?

Все пауки дышат атмосферным воздухом.

Дыхательная система паука представлена лёгкими и трахеями. Лёгкие располагаются снизу в передней части брюшка и открываются наружу дыхальцами . Трахеи располагаются в задней части брюшка и представлены разветвленными трубочками, которые подходят ко всем органам, где и совершается тканевый газообмен. Трахеи возникли независимо и позже лёгких, как органы, более приспособленные к воздушному дыханию.

Какие особенности кровеносной системы позволили паукообразным обитать на суше?

Кровеносная система пауков сходна с кровеносной системой раков. Она незамкнутая. Состоит из сердца, артерий, вен и пространств между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце имеет вид длинной пульсирующей трубки с отверстиями, расположенной на спинной стороне брюшка. От него отходят кровеносные сосуды.

Гемолимфа от сердца по артериям поступает в передние и задние части тела, где выходит в полость тела и омывает ткани. В клетки поступает кислород и питательные вещества, оттуда гемолимфа забирает углекислый газ и поступает по артериям в легкие, где происходит газообмен. От легких артериальная кровь через отверстия поступает в сердце.

Какие особенности выделительной системы позволили паукообразным обитать на суше?

Выделительная система паука представлена двумя длинными трубочками – мальпигиевыми сосудами. Одним концом они слепо заканчиваются в теле паука. Другим концом открываются в заднюю кишку. Через стенки этих сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу.

В кишечнике происходит всасывание воды, таким образом, пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах. Что также важно для жизни на суше.

Какие особенности нервной системы позволили паукообразным обитать на суше?

Нервная система паука состоит надглоточного нервного узла – «головного мозга» и брюшной нервной цепочки.

Пауки обладают осязанием, зрением, обонянием, слухом, способны воспринимать вибрацию и напряжение нитей паутины.

Размножение и развитие пауков .

Уникален у пауков и процесс размножения.

Паукообразные – это раздельнополые организмы. У них ярко выражен половой диморфизм. Что это такое? (Самка намного крупнее самца).

Для пауков характерно внутреннее оплодотворение, которому предшествует спаривание. У пауков происходит в конце лета.

Оплодотворённые яйца откладываются осенью в паутинный беловатый или желтоватый кокон, сделанный самкой из нескольких слоев паутины, который она носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, к растению. Формы коконов различны: дисковидные, шарообразные, грушевидные. Яйца в коконе зимуют, а сами пауки погибают.

Весной из кокона вылупятся множество крошечных паучков, которые первое время держаться вместе. Паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам.

Самки паукообразных заботятся о своём потомстве: носят яйца и молодь на себе, охраняют кокон и ухаживают за ним.

Известны пауки - «кукушки», которые подкидывают свои коконы в чужие гнезда, оставляя их на попечение других видов пауков.

Общая продолжительность жизни пауков очень различна. Большинство видов заканчивает жизненный цикл в течение года. Наиболее долговечны крупные пауки-птицееды, которые живут не меньше 7-8 лет, и есть примеры даже 20 лет.

Вот вы в целом уже имеете представление о классе паукообразные.

А сейчас немного поиграем. Попрошу всех встать из-за парт. Внимательно слушает условия игры.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Угадай, рак или паук» 1 минута (закрепление особенностей строения паукообразных). Поднимаем все руки вверх – если признаки характерные для рака, руки в стороны – для паука, наклон вперед – и раку и пауку.

    10 ног (рак)

    8 ног (паук)

    хитиновый покров (рак и паук)

    усиков нет (паук)

    дышит легкими (паук)

    дышит жабрами (рак)

    членистые конечности (рак и паук)

    глаза простые (паук)

    незамкнутая кровеносная система (паук и рак)

    глаза сложные (рак)

    отделы тела головогрудь и брюшко (рак и паук)

    есть усики (рак)

Роль пауков в природе.

Пауки у одних людей вызывают страх, у других - чувство брезгливости.

Многие люди при виде паука сразу же стараются его убить.

А стоит ли это делать? Как вы думаете?

1. Пауки - неотъемлемая часть животного мира .

Да, пауки вроде бы «разбойники» - плетут смертоносные сети для мух и комаров. Но именно они избавляют наши сады и поля от мелких вредителей, не дают клещам и улиткам, тлям и шелкопрядам, листовёрткам, клопам плодиться и опустошать поля, сады, леса. Они являются в некотором смысле санитарами растительности. Без них люди было бы лишено урожая.

2. Ученые, изучая жизнь и анатомию пауков, находят ответы на многие вопросы происхождения и становления жизни на Земле, её развития и удивительного приспособления живых существ к переменчивым условиям внешней среды.

3.В народной медицине свежую паутину прикладывали как пластырь. Она останавливает кровь и обеззараживает рану.

5. Учёными из университета Буффало удалось из яда выделить вещество, которое способно устранить аритмию сердечной мышцы.

6. А современные комбойджийцы нашли паукам неординарное применение: они их употребляют в пищу, настаивают на рисовом вине и эта жидкость поднимает общий тонус организма.

7. Некоторые тропические пауки ткут настолько прочную паутину, что туземцы используют её для рыболовных сачков и сетей.

Пауки по своей природе совсем неагрессивны по отношению к человеку, они никогда не укусят человека, если тот не попытается им чем-то навредить. В то же время, большинство разновидностей пауков совершенно безвредны, они просто не способны справиться с людьми.

Очень большое количество пауков занесены в Красную Книгу и в настоящее время находятся на грани вымирания.

Они питаются насекомыми, часто вредными. Уничтожая их, пауки приносят человеку пользу. Пауки ловят в сети до 500 насекомых в сутки. Мухи в этом улове преобладают.

Ведь муха, она только на вид безобидна. На теле одной только мухи насчитали 20миллионов микробов! И таких страшных, от которых люди болеют туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией, разными глистами.. Человечество все погибло бы. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от такого кошмара.

Пауки – это звено огромного и сложного живого мира, частью которого являемся мы сами.

Все в этом мире заслуживает уважения, и пауки в том числе. Пауков нельзя уничтожать и не надо бояться, их необходимо беречь.

А знаете ли вы, что у паука имеются родственники, относящиеся также к классу паукообразных.

Кто они? Отгадайте их сами, собрав пазлы - картинки.

СИСТЕМАТИКА.

В классе паукообразных кроме отряда пауков выделяют ещё 20 отрядов. Но самыми распространёнными являются сенокосцы, скорпионы, клещи и пауки.

Что интересного мы знаем об этих организмах?

Какое значение они играют в природе и жизни человека?

Чтобы ответить на эти вопросы мы немного поработаем в группах.

1 группа исследует отряд сенокосцев.

Сенокосцы – это длинноногие паукообразные. Головогрудь у них нечетко отделена от брюшка. Хелицеры слабые. Питаются мелкой добычей. Глаза располагаются в виде башенки сверху головогруди. Они способны к самокалечению: когда хищник хватает его за ногу, он отбрасывает конечность, а сам убегает. Причем оторванная нога продолжает сгибаться и разгибаться – «косить»

2 группа исследует отряд скорпионов.

Всего насчитывают около 750 видов скорпионов, обитающих в тропиках, пустынях и других регионах с теплым климатом. Среди них и самые большие паукообразные достигающие в длину 18 см, и самые маленькие – длиной всего 13 мм.

У скорпионов головогрудь является основной частью тела, а длинное брюшко состоит из ряда сегментов (члеников), причем концевые сегменты образуют хвост, который может наклоняться вперед через все тело. Хвост увенчан жалом, из-за которого скорпион считает самым страшным из всех паукообразных.

Потревоженный или подвергшийся нападению скорпион тут же пытается ужалить обидчика. Во время охоты скорпион находит добычу по движению воздушных потоков или по колебаниям почвы. Затем он приближается к своей жертве, делает резкий бросок и крепко хватает добычу клешнями. В этот момент борьба почти закончена, так как скорпион, если понадобится, может пустить в ход свой кнутовидный хвост и впрыснуть яд в тело жертвы.

Твердую пищу скорпионы заглатывать не могут – у них очень узкое ротовое отверстие. Клешнями и челюстями – хелицерами – скорпион треплет добычу, разрушая покровы, и затем выпускает на нее специальный секрет с ферментами, который расщепляет белки. Получившийся бульон затем всасывается, а твердые комочки задерживаются щетинками у рта и отбрасываются.

Благодаря своей эффективной системе пищеварения, скорпионам нет необходимости питаться каждый день. Не нуждаются они и в обильном питье, так как механизмы их тела очень хорошо аккумулируют воду, извлекаемую из соков их жертв.

Все скорпионы – ночные животные, днем они прячутся под камнями, листьями, в гнилых пнях в лесу. В пустынях часто сами роют норы.

Ночью скорпионы выходят на охоту – медленно ползут, раскрыв свои клешни. Скорпион чувствует другое существо на расстоянии 20–50 см.

Обычно скорпионы отказываются от пищи 6–7 месяцев – это еще одна черта их приспособленности к жизни в пустыне.

3 группа исследует отряд клещей.

Их насчитывается более 20 видов.

Мелкие размеры, длина их тела от 1 мм до 5 мм.

Их тело не подразделено на головогрудь и брюшко, а как бы слито в один сплошной комочек;

У клещей, которые питаются твёрдой пищей. Челюсти грызущего типа, питающиеся жидкой пищей – имеется колюще – сосущий хоботок.

Обитают повсеместно.

Питаются гниющими растительными остатками, мелкими грибами. Водорослями, сосут соки растений, сухими органическими остатками, находящимися в пыли.

Существует несколько видов клещей:

Паутинные клещи повреждают культурные растения, причиняя вред сельскому хозяйству.

Амбарные клещи портят зерно в зернохранилищах.

Чесоточные зудни , прокалывая кожу человека и животных, прогрызают там ходы, вызывая заболевание – чесотку.

Иксодовые, таёжные клещи подкарауливают проходящих мимо животных, человека, сидя на травинках. Затем цепляются за шерсть проходящего мимо животного, и проколов его кожу хоботком, сосут кровь. При этом тело насосавшего клеща увеличивается в несколько раз. Для человека эти животные опасны тем, что переносят тяжелую вирусную болезнь – таёжный энцефалит.

При походе в лес во время «клещевого сезона» нужно каждые 2 часа раздеваться и осматривать одежду и себя.

Если же клещ все-таки впился в кожу, не следует его отрывать: зазубренные, как гарпун, ротовые части наверняка застрянут в коже и вызовут тяжёлое нагноение. Лучше смазать тело клеща маслом (или лаком для ногтей): трахейные дыхальца его окажутся закупоренными, и через час он отвалится сам. Укус сам по себе неопасен, однако, клещи могут заразить человека множеством тяжелых и опасных заболеваний: клещевым энцефалитом, клещевым возвратным тифом, геморрагическими лихорадками.

(Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита).

Итоги урока.

Вот и подошел к концу наш урок. С кем мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали об этих членистоногих? Какие выводы мы можем сделать по нашему уроку?

Выводы по уроку:

    Класс паукообразные относятся к типу членистоногие, так как имеют членистое строение конечностей, сегментацию тела и покрыты хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета; ротовой аппарат образованный видоизмененными конечностями.

    Пауки имеют черты приспособления к жизни на суше:

    хитиновый покров предохраняет от потери влаги в воздушной среде и от ожогов;

    способности плести паутину;

    развитие хелицер, ногощупальцев и ядовитых желёз;

    дышат атмосферным воздухом при помощи лёгких и трахей.

    хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется вне организма, в желудке и кишечнике;

    экономно расходуют и берегут воду в организме;

    появление яйцевых оболочек (коконы), способных сохранить необходимые условия для развития эмбриона внутри яйца на суше;

    обладают осязанием, зрением, обонянием, слухом, способны воспринимать вибрацию и напряжение нитей паутины.

    Пауки – это звено огромного и сложного живого мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения, и пауки в том числе. Пауков нельзя уничтожать и не надо бояться.

    К этому классу относятся пауки, скорпионы, сенокосцы и клещи.

О пауках имеется большое количество литературы, в которой желающие могут подробнее узнать о жизни пауков.

Сегодня на уроке я поставила оценки:

Домашнее задание:

Параграф 25,

Составить кроссворд по желанию про паукообразным.

Рефлексия.

(Рефлексия проводиться по рисункам пауков, которых учащиеся наклеивают на паутинки)

Ребята, понравился ли вам урок? Узнали ли вы что-то новое и интересное, или вы это уже знали?

Жёлтый улыбающийся паучок - «На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна»,

Зелёный безразличный паучок - «На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения»

Красный грустный паучок - «На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна».

Давайте прикрепим их на нашу паутину.

Я очень рада итогу нашего урока. Спасибо всем за работу. Урок окончен. До свидания!

Латинское название паукообразных происходит от греческого ἀράχνη «паук» (существует также миф об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука).

Арахна или Арахнея (др.-греч. Ἀράχνη «паук») в древнегреческой мифологии - дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон, искусная ткачиха. Называется меонийкой из города Гипепы, либо дочерью Идмона и Гипепы, либо жительницей Вавилона.

Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей:

Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.

Строение паукообразных

(или хелицеровых)


Нервная система: подглоточный нервный узел + мозг + нервы.

Органы осязания — волоски на теле, на ногах, практически на всем тел паукообразных, есть органы обоняния и вкуса, но самое интересное у паука — это глаза.

Глаза не фасеточные, как у многих , а простые, но их несколько штук — от 2 до 12 штук. При этом пауки близоруки — в даль они не видят, но зато большое количество глаз обеспечивает обзор 360 °.

Половая система:

1) пауки раздельнополы; самка явно крупнее самца.

2) откладывают яйца, но много живородящих видов.

К паукообразным относятся так же скорпионы и клещи. Клещи намного проще устроены, они — одни из примитивных представителей хелицеровых.

Арахноиды, или паукообразные – одни из самых древних живых существ на Земле. Характерные черты строения паукообразных обусловлены существованием на суше и хищническим образом жизни.

Внешнее строение

Внешнее строение паукообразных отличается. У пауков туловище разделено на отделы:

  • вытянутая головогрудь;
  • широкое брюшко.

Между двумя частями тела находится узкая перетяжка. Головогрудь снабжена органами зрения и пищеварения. У пауков имеются несколько простых глаз (от 2 до 12), обеспечивающих круговой обзор.

По бокам рта растут твердые загнутые челюсти – хелицеры . Ими хищник хватает свою жертву. Хелицеры снабжены протоками с ядом, который впрыскивается в тело в момент укуса. Первая пара конечностей служит для защиты во время нападения.

Ротовой аппарат паукообразных дополняет вторая пара – ногощупальцы . Ими паук держит жертву во время еды. Они также выполняют функцию органов осязания. Ротовые щупальцы покрыты множеством ворсинок. Волоски чутко улавливают малейшие колебания поверхности и воздуха, помогают пауку ориентироваться в пространстве, чувствовать приближение других существ.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

На вопрос: сколько усиков у паука, не сложно ответить. У паукообразных усики отсутствуют.

По бокам головогруди размещены 4 пары конечностей. Гребенчатые коготки на задних ногах предназначены для плетения паутины.

Визуально легко рассмотреть, какой покров на теле у пауков. Их защищает прочная хитиновая оболочка. В процессе роста она периодически меняется во время линьки.

Рис. 1 Паук – крестовик

Внутреннее строение

Особенность строения паукообразных заметна в организации полости тела. Она представляет собой соединение первичной и вторичной полости. Тело заполняет гемолимфа. Сердце расположено в спинной части брюшка и похоже на длинную трубочку. От него ответвляются кровеносные сосуды. Кровеносная система является незамкнутой.

Кровь у пауков бесцветная.

Органы дыхания представлены:

  • трахеями ;
  • легочными мешками .

Дыхание приспособлено к жизни на суше. Пауки дышат при помощи трахей, которые напоминают две длинные трубочки с многочисленными отверстиями. По ним кислород поступает к внутренним органам.

Пищеварительная система состоит из:

  • рта ;
  • глотки ;
  • желудка ;
  • передней, средней и задней кишки ;
  • клоаки .

Выделительная система паукообразных устроена необычным образом. Органами выделения являются два мальпигиевых сосуда. Это трубочки одним концом, выходящие во внутреннюю полость тела, а другим – в кишечник. Через стенки сосудов проникают отработанные вещества. Конечные продукты выводятся наружу, а жидкость остается внутри тела. Таким образом, пауки сохраняют влагу и могут долгое время обитать в засушливых условиях.

Изучим, какая нервная система у паукообразных. Она называется узловой, поскольку главный центр образует 5 пар нервных узлов. Вдоль брюшка проходит нервная цепочка.

В половом размножении участвуют самцы и самки. Женские особи, крупнее по размеру и часто съедают партнера. После оплодотворения, самка откладывает яйца и сплетает вокруг них кокон.

Рис. 2 Кокон

Максимальное количество яиц – 20 тыс. шт.

После появления потомства, мать присматривает за ним некоторое время. Развитие детенышей зависит от разновидности.

Паутина

Создание

У пауков есть собственная охотничья принадлежность – ловчая сеть, в виде паутины. На брюшке расположены паутинные бородавки, снабженные специальными железами. Из них вырабатывается тонкая, но чрезвычайно прочная нить. Железы паукообразных продуцируют специальное вещество, которое быстро застывает на воздухе. Паутинная нить имеет разные характеристики и предназначение:

  • не клейкая, но прочная для каркаса сети;
  • клейкая и тонкая для ячеек сети;
  • мягкая для кокона с яйцами и стенок норы.

Рис. 3 Паутина

Значение

Пауки расставляют свои ловушки среди зарослей и прячутся в укромном месте. При попадании насекомого в сеть, колебания нитей сообщают охотнику о добыче. Он плотно оплетает жертву клейким веществом и затем впрыскивает в нее ядовитый секрет. Эта жидкость действует, как пищеварительный сок. Она размягчает добычу. После чего хищник всасывает, образовавшуюся кашицу. Этот способ питания называется внекишечным.

Нить помогает пауку передвигаться в пространстве. С ее помощью он спускается с высоты, отыскивает путь в свое убежище.

Гигантская паутина была обнаружена на Мадагаскаре. Ее сплел паук Дарвина. Диаметр чудо – сети 25 метров.

Паутинная нить по своему виду и свойствам напоминает шелк. Жители тропических островов делают из нее небольшие рыболовные сети. В старину, паутину накладывали на раны вместо перевязочного материала.

Что мы узнали?

Туловище паукообразных состоит из нескольких соединенных частей. Отличительные особенности строения: приротовые конечности с ядовитыми протоками, внекишечное пищеварение, наличие паутинных желез.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 114.