Димитрий Солунский - один из самых чтимых православных святых. В древности почитался как чудотворец и целитель, позже - как защитник от врагов.

Димитрий был сыном проконсула - наместника провинции - и по смерти отца занял его должность. В это время император Диоклетиан (285-305) начал преследовать христиан, и его соправитель Максимиан Галерий (296-311) на потеху публике заставлял христиан вступать в поединок со своим лучшим гладиатором Лием, который скидывал побежденных с помоста на воткнутые в землю копья. По совету Димитрия, воин-христианин Нестор вступил в единоборство с Лием и победил его. Разгневанный император велел казнить Нестора и Димитрия. Легенда гласит, что это произошло в Фессалониках (современные Салоники, славянское название Солунь), однако из древних календарей V века (мартирологов) известно, что Димитрий был диаконом в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), резиденции императора Галерия. В Фессалоники его мощи были перенесены в 418 году префектом Леонтием. В Фессалониках в честь святого, была построена роскошная церковь, и со временем его стали считать местным святым, поскольку он был главным покровителем города. От его мощей исходило целебное миро. Оно продолжало исходить из церковного колодца, после вывоза мощей в Италию (XIII век), пока церковь в 1493 году не переделали в мечеть.

    На ранних иконах VII веков святой Димитрий изображается в одеяние светского вельможи, с X века появляются также воинские атрибуты — копье или меч. Известны также конные изображения Димитрия Солунского поражающего копьем болгарского царя Калояна. Эти изображения, где на Димитрия переносится образ Георгия Победоносца, появились после 1207 году - победы фессалоникийцев над болгарами.

    В Сербии святой Димитрий именуется «отечестволюбцем», и считается покровителем сербского народа и государственности, в народе широко распространено предание, что Димитрий был славянином-сербом.

    На Руси почитание Димитрия Солунского началось с первых веков христианства. В 1197 году князь Всеволод Большое Гнездо привез из Византии чудотворную икону святого Димитрия, выполненную по преданию на крышке гроба мученика. Икона изначально находилась в Киеве, потом во Владимире, а в 1380 году Димитрий Донской перенес ее в Успенский собор Московского Кремля.

    Считалось, что Димитрий Солунский помог русским войскам победить Мамая в битве на Куликовском поле (1380). Поэтому следующая после дня памяти святого Димитрия суббота стала днем поминовения сначала падших в этой битве, а впоследствии и всех погибших русских воинов.

    В Западной Европе святой Димитрий Солунский считался покровителем крестоносцев.

    Большая часть мощей святого Димитрия была возвращена в Солоники в 1978-м и 1980-м годах.

христианский святой, почитаемый в лике великомучеников

Жизнеописание

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Версия о паннонском происхождении святого

Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония. Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память «в Сирмии Димитрия», а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память «в Сирмии Димитрия диакона» По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники. По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия).

История мощей

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь - базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII - начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию . Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Димитрий Солунский — второй Апостол Павел, — так называют святого великомученика Димитрия Солунского. В восьмой день ноября 306 года Димитрий был убит за то, что открыто заявил о себе как о христианине. Обычное для того времени дело — умереть за веру в то, что десятилетия назад Сын Божий ходил по земле. Каждый день церковного календаря — память какого-нибудь мученика и святого. Трудно упомнить всех, известных по именам. Невозможно представить, о жизни и смерти скольких из них мы не имеем никакого понятия.

Так получилось, что в России Святого Димитрия Солунского почитали особо. С одной стороны, это святой-воин, а воевать нашим предкам приходилось немало. С другой, передавали, будто по происхождению Димитрий, хоть и жил в греческих Салониках, был славянин. Многие и вовсе считали Димитрия русским. Его воспринимали как покровителя и помощника русских, который иной раз помогает им против самих греков. Свидетельство тому можно найти в летописном повествовании о том, как Олег разгромил Константинополь в 907 году: «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога».

Наверное, после того, как в храмах было объявлено о прибытии мощей, многие услышали рассказ о жизни Святого Димитрия или прочитали его «Житие» (если не были знакомы с ним до этого).

Итак, есть вероятность, что родители Димитрия были славянами (славянские племена имели обыкновение селиться неподалеку от Салоник и занимались торговлей. Некоторые ученые полагают, что благодаря этому Святые Кирилл и Мефодий с детства были знакомы со славянским языком: надо же было как-то объясняться с торговцами на рынке). Они верили во Христа, строили свою жизнь по заповедям и имели в доме небольшую церковь.

В ней и крестили сына Димитрия. Отец был влиятельным человеком — проконсулом (верховным правителем) Фессалоник, христианство исповедовал тайно. Когда он умер, император познакомился с Димитрием и передал ему место проконсула: молодой человек был умен и талантлив и наверняка хорошо знал всё, что полагается проконсулу. Существовало одно «но», о котором Галерий Максимиан не подозревал: новый правитель Фессалоник был также христианином.

В отличие от отца, молодой Димитрий не стал таить свою веру и сразу же исповедал себя как христианина перед своими подданными. Можно представить, насколько претила этому честному и правдивому юноше вероятность жить, постоянно скрывая от других — своих ближних — самое дорогое и главное, что у него было — веру во Христа . Можно сказать, Димитрий совершенно не заботился о том, как угодить императору, достать побольше ценностей себе и своей семье или просто продлить жизнь.

В сердце его жила вера, а в руках теперь были огромные возможности, которые давало место проконсула, святой Димитрий решил использовать их для проповеди Евангелия. В «Житии» он именуется «вторым Апостолом Павлом». основал в Фессалониках общину христиан, а Димитрий значительно её увеличил. И, подобно великому предшественнику, погиб смертью мученика.

Император был в гневе, узнав о проповедничестве проконсула. Максимиан как раз возвращался из похода в Причерноморье, и решил вместе со всем войском посетить Салоники. Димитрий же спокойно велел слуге раздать все имущество нищим («Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного») и стал постом и молитвой готовить себя к неминуемой смерти.

По приказу императора низложенного проконсула заточили в темницу. А на рассвете 26 октября (8 ноября) пронзили его тело копьями.

Тело Святого великомученика Димитрия выбросили на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой Святого Димитрия выстроили церковь. Сто лет спустя стали возводить новый храм и обрели его нетленные мощи.

С VII века при раке великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира. Поэтому Святого Димитрия называют Мироточивым

г.Дмитров — один из древнейших городов Подмосковья,основанный в 1154 году Ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. Назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя сына Юрия Долгорукого — Всеволода, родившегося в тот год.

Полное житие святого вмч. Димитирия Солунского

Великомученик Димитрий Солунский. Икона с житием

Святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами.

В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области .

Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров, а также в истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки — славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения.

В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа .

Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но львы и тигры не тронули его и солунские христиане смогли взять его и тайно предали земле.

В первый раз эта была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

ДИМИТРИЮ СОЛУНСКОМУ
Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки побеждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, / Церковь Бог обагри, / давый тебе крепость непобедимую / и соблюдая град твой невредим; / того бо еси утверждение.

Молитвы Святому великомученику Дмитрию Солунскому, мироточивому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов, Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь

Значение ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

Димитрий Солунский - святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страданиях и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 числом месяца октября. О житиях святого Димитрия см. под тем же числом в месяцеслове архимандрита Сергия. Была попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению - славянин (см. "Чтения общества истории и древностей российских", 1846). В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют "отечестволюбцем" славянских народов. В русских летописях имя святого Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нем упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам нашего летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя. Русские издревле старались приобретать хотя малейшие частички его мощей, одежды, миры или даже персти от гроба его. Этим объясняется, почему во всех древних монастырях и церквах, среди частиц мощей различных святых, почти непременно находится часть мощей или миры от святого Димитрия. В 1197 г. была принесена из Солуня во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 г., перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Особое почтение к памяти святого Димитрия видно, между прочим, из того, что наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I , Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В Древней Руси день святого великомученика Димитрия считался в числе больших праздников; службу совершал обыкновенно сам патриарх, в присутствии государя. Святой Димитрий был воин и правитель Солуни; сообразно с этим он изображается на древних иконах в военном облачении, с копьем и мечом. П. В.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    христианский святой,великомученик. Сын солунского воеводы, тайно исповедовавшего христианство. Был назначен языческим императором Максимианом на пост проконсула, активно способствовал распространению христианства. …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    св. великомуч., пострадавший во время импер. Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Дим`итрий …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    дим`итрий …
  • ДИМИТРИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Demetrius, ?????????). 1) Димитрий Полиоркет. т. е. завоеватель городов, получивший это название за изобретенные им громадные осадные машины. Он был …
  • ДИМИТРИЙ
    Димитрий - царевич, сын царя Ивана Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Феодоровны Нагой. Родился 19 …
  • ДИМИТРИЙ ЦАРЕВИЧ, СЫН ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Федоровны Нагой, род. 19 окт. 1581 г. По смерти отца и восшествии на …
  • ДИМИТРИЙ ИМЕНА МАКЕД. И СИРИЙСК. ЦАРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????) — ?мя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337-283 до Р. Хр.), сын …
  • ДИМИТРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Димитрий Солунский - св. великомуч., пострадавший во время импер.Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование внашей Минеи, под …
  • ДИМИТРИЙ
    ДИМ́ИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Дан. Саввич Туптало) (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский (с 1702), писатель. Поддерживал реформы Петра I, но …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (?-1392), основатель и первый игумен Спасо-Прилуцкого мон. близ Вологды (с 1446). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ I Пападопулос (1914-91), греч. церк. деятель, патриарх Константинопольский (Вселенский) с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дм. Ив. Самбикин) (1839- 1908), церк. деятель и историк, архиепископ Казанский и Свияжский с 1905. Автор иссл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Клим. Ив. Муретов) (1811-83), архиепископ Херсонский и Одесский (с 1860), богослов, проповедник. Проф. Киевской духовной академии (с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дан. Анд. Сеченов) (1709- 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий (с 1762), миссионер, просветитель. Будучи епископом Нижегородским и …
  • ДИМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    дмитрий, …
  • СОЛУНСКИЙ
    солунский (от Солунь); но: Димитрий Солунский, Солунские братья (о Кирилле и …
  • ДИМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Димитрий, (Димитриевич, …
  • СОЛУНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    сол`унский (от сол`унь); но: дим`итрий сол`унский, сол`унские бр`атья (о кирилле и …
  • ДИМИТРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Скепсийский (Геллеспонтский) (1 в.), князь, обращенный святым Корнилием Сотником, христианский мученик, пострадавший от язычников. Память в Православной церкви 11 (14) …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (ок. 1429 гг.) византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону Фессалоник от турецкого нашествия …
  • ХРИСТОДУЛ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Христодул Солунский, Кассандрский (+ 1777), мученик. Память 27 июля. Родом из Балки в …
  • ФЛОРЕНТИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флорентий Солунский (II в.), мученик. Память 13 октября. Святой мученик Флорентий был уроженцем …
  • ФЕОНА СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феона Солунский (XVI в.), митрополит, преподобный. Память 4 апреля Подвизался в XVI веке …
  • ФЕОДУЛ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодул Солунский (+ 303), чтец, мученик. Память 5 апреля. Мученически пострадал в …
  • ФАНТИН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фантин Солунский (+ 974 ), чудотворец, преподобный. Память 30 августа Родился в Калабрии …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • ПАЛЛАДИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Палладий Солунский (VI - VII вв.), Александрийский, преподобный. Память 27 ноября. Родом из …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • ИОСИФ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф Студит (+ 830 или 833), архиепископ Солунский, святитель, исповедник. Память 26 января …
  • ИОАНН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Солунский (+ 820 - 850), преподобный. Память 11 апреля, 18 апреля. …
  • ЕВФИМИЙ НОВЫЙ, СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евфимий Новый, Солунский (+ 889), преподобный. Память 15 октября В миру Никита, был …
  • ДОМНИН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Домнин Солунский (VI в.), мученик. Память 1 октября. Домнин был родом из Солуни …
  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Туптало) (1651 - 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память …
  • ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Сеченов) (1709 - 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий. В миру Сеченов Даниил …
  • ДИМИТРИЙ (РОЙСТЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Ройстер) (род. 1923), архиепископ б. Далласский и Южный (Православная Церковь в Америке). …
  • ДИМИТРИЙ (ДОБРОСЕРДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Добросердов) (1864 - 1937), архиепископ Можайский, священномученик. В миру Добросердов Иван …
  • ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (князь Абашидзе) , в схиме Антоний (1867 - 1942), схиархиепископ б. Таврический и …
  • ДАВИД СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Давид Солунский (+ ок. 540), преподобный. Память 26 июня. Подвизался в монастыре святых …
  • ВАСИЛИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Солунский (+ 896), архиепископ, исповедник, святитель. Память 1 февраля. Святитель …
  • АЛЕКСАНДР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Солунский (нач. IV в.), мученик. Память 9 ноября. Святой мученик Александр Солунский был …
  • АГАФОПОД СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Агафопод Солунский (+ 303), диакон, мученик. Память 5 апреля. Агафопод диакон и …
  • ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ДИМИТРИЙ-ФОМА КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий-Фома Константинович, сын великого князя нижегородского Константина Васильевича, князь суздальский, потом великий князь нижегородский (1323 - 1384). По смерти …

— один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.

Житие

Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне - Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

http://files.predanie.ru/mp3/%C6%E8%F2%E8%FF%20%F1%E2%FF%F2%FB%F5%2C%20%F7%F2%E8%EC%FB%F5%20%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9%20%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC%FE/106_B%EC%F7.%20%C4%E8%EC%E8%F2%F0%E8%FF%20%D1%EE%EB%F3%ED%F1%EA%EE%E3%EE%20%28%EE%EA.%20306%29.mp3

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого» .

Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.

Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана — гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа! » Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

История с мощами

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.


Базилика Святого Димитрия

А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий , получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого .


Раковина для сбора мира в крипте базилики

С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.

Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

Мироточение

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным - византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Сказания о чудесах


Базилика Святого Димитрия в г.Салоники

Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Чудо о серебряном троне. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик трижды являлся ему со словами: «Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме… я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.» И лишь на третий раз епископ поверил пресвитеру и велел не переливать трон. Вскоре пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собой 75 фунтов серебра. Он пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.

Чудо об осаде города. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. По их призыву святой «вышел в своем подобии, лицо его сияло сильнее солнечного луча». Ангелы поцеловали его и передали повеление Господа выйти из города, ибо город будет взят погаными. Дмитрий заплакал, огорченный, и попросил передать Владыке: он не может оставить свой город в такой беде и смотреть на его гибель со стороны. «Если погубишь город, и я с ним погибну; если спасешь, и я спасен с ним буду». Ангелы были недовольны решением святого и ушли, предупредив, что ему за непослушание угрожает Божий гнев. Святой же лег в гроб. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Чудо о востребовании мощей мученика. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божьей, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне». Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.

Чудо о пономаре Онисифоре. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Почитание святого Димитрия Солунского на Руси

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

На Руси святой великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве , известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дмитриевский собор во Владимире

В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире , который и доныне является украшением этого древнего города.

В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского .

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота . В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Иконография

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика - Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Встречаются и житийные иконы. Среди них - «Чудо Дмитрия Солунского» - представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.

Мощи вмч. Димитрия Солунского в Салониках

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Святой Великомученик Димитрий Солунский

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.