Искусственный интеллект пополнил набор громких модных словечек нашего времени. Главный специалист по обработке данных в компании Dun and Bradstreet объясняет смысл ИИ в понятных, близких бизнесу терминах.

Искусственный интеллект, машинное обучение, когнитивные вычисления, глубокое обучение и тому подобные термины стали взаимозаменяемыми жаргонизмами при обсуждении ИИ. В это трудно поверить, но размах маркетинговой шумихи вокруг ИИ превысил даже уровень внимания к цифровой трансформации.

Стремясь пробиться через толщу пиара и прочей ерунды, я попросил главного специалиста по обработке данных в компании Dun and Bradstreet объяснить смысл ИИ в недвусмысленных терминах, понятных бизнесу. Задание это непростое, поэтому я и выбрал Энтони Скриффиньяно, одного из наиболее блестящих и выдающихся специалистов по анализу данных из всех, кого я знаю. Он прекрасно умеет доходчиво объяснять - именно поэтому лучше всех и сможет растолковать суть ИИ.

В чем смысл искусственного интеллекта?

Уж в чем наша отрасль неплохо преуспела, так это в придумывании для людей двусмысленных терминов, истолковывать которые можно по-разному в зависимости от ситуации. И этот термин, несомненно, один из них. Это пример некой концепции, которую вы вроде бы понимаете, но если попытаться сформулировать ее смысл, ученые мужи начнут спорить, какое определение самое точное. И все же по совокупности искусственный интеллект - это набор технологий, с которыми мы реально сталкиваемся. Вам может попасться термин «ИИ». Вы можете услышать «машинное обучение», «глубокое обучение» или даже «глубокое доверие». Также вы можете натолкнуться на словосочетания «нейроморфные вычисления» или «нейронные сети», «обработка естественного языка», «алгоритм логического вывода», «рекомендательные системы». Все это классифицируется как искусственный интеллект.

Также вам, возможно, доведется иметь дело с автономными системами - ботами. Порой нам приходится слышать о них... Но вот Siri, наверное, - самый наглядный пример из того, с чем сталкивается каждый (или любая другая подобная система - я даже не буду пытаться перечислить все, потому что наверняка что-то забуду): речь идет о цифровых помощниках, пытающихся в некотором смысле имитировать поведение человека. Когда вы заходите на сайт, а там говорится «Кликните, чтобы поговорить с Шелли» или «Кликните, чтобы поговорить с Дагом», вы же не разговариваете с человеком - вы разговариваете с ботом. Это и есть примеры ИИ.

Это представление в общих чертах. Если же подойти к проблеме с точки зрения программиста, он вам скажет, что все это системные процессы, спроектированные для выполнения ряда задач. Среди таких задач может быть имитация человеческого поведения. Другой задачей может быть уже имитация человеческого мышления. Третьей задачей будет «интеллектуальное поведение». Еще одной - «рациональное поведение», и здесь уже начинаются ожесточенные споры. А дальше может быть еще «этическое поведение», и споры вокруг него еще более активные. Я привел в пример только несколько категорий, в которые попадают эти системы и процессы.

А еще существуют методы классификации самих алгоритмов. Есть детерминистские методы, есть недетерминистские, а есть методы, основанные на правилах. Так что воспринимать это можно разными способами: можно снизу вверх, по факту окончания, а можно оценивать то, что вы увидели, пощупали и прочувствовали.

Какая связь между терминами вроде «машинное обучение», «ИИ» и «когнитивные вычисления»?

Это не синонимы. Когнитивные вычисления сильно отличаются от машинного обучения, и я бы назвал оба понятия подвидами ИИ. Это просто чтобы как-то описать эти три термина. Я бы сказал, что искусственный интеллект включает в себя все то, что я только что описал. Это набор средств, разработанных для имитации поведения, имитации мышления, интеллектуального поведения, рационального поведения, эмпатического поведения. Все эти системы и процессы и смешаны в том винегрете, который мы называем искусственным интеллектом.

Когнитивные вычисления - это термин, употребляемый в основном компанией IBM. Это весьма примечательный подход к просеиванию огромных объемов информации, которую можно переработать в так называемый когнитивный стек. А затем создать связи внутри всего этого переработанного материала, чтобы пользователь мог обнаружить конкретную проблему, или чтобы можно было разобраться с каким-либо вопросом, о котором никто раньше даже не догадывался.

Машинное обучение представляет собой практически противоположное понятие. Если у вас есть целевая функция, это значит, что вы пытаетесь выделить в данных нечто совершенно определенное. И процесс машинного обучения анализирует массу разрозненных данных и пытается создать приближение к целевой функции - фактически он пытается найти то, что вы ему сказали искать. Обычно это делается либо путем обучения системы, либо путем наблюдения за ее работой и параллельного регулирования с помощью своеобразных кнопок и переключателей. Так что здесь речь идет об одновременно контролируемом и неконтролируемом обучении. И это очень и очень сильно отличается от когнитивных вычислений.

Скажем, модель - это метод для оценки набора исторических данных или уже собранных данных с целью описать их математическим способом. И у нас есть регрессионные техники, с помощью которых мы непрерывно уточняем эту модель, пока она не начнет работать с заданной эффективностью. Она предсказывает тот результат, на ретроспективное предсказание которого мы ее настроили. А затем, исходя из предположения, что мы можем экстраполировать этот результат на будущее, основываясь на нынешних временных рамках (а это очень смелое предположение), мы можем применить эту модель для попытки математически спрогнозировать то, что случится в перспективе.

Самым наглядным примером этого принципа на сегодня являются выборы, не так ли? Мы смотрим на данные опросов. Мы учитываем фазу Луны. Мы берем во внимание размер обуви. Мы берем все, что кажется нам целесообразным, и говорим: «То-то и то-то произойдет в будущем». Но дальше может произойти что-то, чего, возможно, модель не смогла предсказать.

Теперь перейдем к ИИ. Некоторые системы (не все) работают приблизительно на такой логике: «Покажи мне что-то, что похоже на то, что ты ищешь, и я найду массу других вещей, которые выглядят в точности также. Но ты должен меня обучить. Дай мне страницу на сайте и расскажи мне, что тебя на ней интересует. И я найду кучу других веб-сайтов, которые содержат похожий материал. Дай мне набор сигналов, которые ты считаешь опасными, и когда я в будущем замечу эти сигналы, я сообщу о том, что происходит что-то опасное». Это то, что мы называем «обучением».

Почему обучение моделей настолько сложное?

Представьте, что я обучаю машину, используя группу людей... и здесь золотое правило состоит в том, что они должны быть в равной степени заинтересованы и ознакомлены с процессом, так что, скажем, я не могу взять пять программистов и четырех вчерашних студентов... Нужно стараться подбирать людей либо совершенно в случайном порядке, либо по одинаковым интересам. Есть два способа сделать это. Вы показываете им много, очень много картинок. Вы показываете им изображения гор вперемежку с фотографиями верблюдов, а также изображения предметов, которые практически в точности похожи на горы, например, мороженое в вафельном стаканчике. И вы просите их сказать, что из этих предметов можно назвать горой. При этом машина наблюдает за людьми и на основании их поведения в процессе выбора изображений с горами она также начинает выбирать горы. Такой подход называется эвристическим.

Мы смотрим на людей, моделируем их поведение путем наблюдения, а затем пытаемся повторить то, что они делают. Это вид обучения. Такое эвристическое моделирование представляет собой один из способов машинного обучения, однако это не единственный способ.

Но существует множество простых приемов, с помощью которых эту систему можно обмануть. Прекрасный пример - распознавание человеческих лиц. Посмотрите на лица разных людей. Наверное, всем известно, что существуют технологии для моделирования на основе определенных точек на лице, скажем, уголков глаз. Не хочу вдаваться в интеллектуальные секреты, но есть некоторые области, между которыми можно построить углы, и эти углы обычно не особо меняются со временем. Но вот вам показывают фотоснимки людей с широко открытыми глазами или гримасами в области рта. Такие люди пытаются сбить эти алгоритмы с толку, искажая черты своего лица. Вот почему вам нельзя улыбаться на фотографии в паспорте. Но машинное обучение уже ушло далеко вперед. У нас есть такие средства, как Eigenface, и другие технологии для моделирования поворота и искажения лиц, позволяющие определить, что это одно и то же лицо.

Со временем эти инструменты становятся все лучше. И порой, когда люди пытаются запутать процесс обучения, мы также учимся на их поведении. Так что этот процесс саморазвивающийся, и в этом плане идет постоянный прогресс. Рано или поздно цель будет достигнута, и да, машина будет находить только горы. Она не пропустит ни одной горы и никогда не будет сбита с толку стаканчиком мороженого.

Чем это отличается от классического программирования?

Изначально этот процесс происходил в игровой форме или заключался в идентификации изображений. Тогдашние исследователи просили участников играть в игры или помогать в обучении простыми утверждениями вроде «Это гора», «Это не гора», «Это гора Фудзи», «Это гора Килиманджаро». Так что у них накопился набор слов. У них была группа людей, использовавших слова для описания изображений (например, в проекте Amazon Mechanical Turk).

Используя эти методики, они фактически отобрали набор слов и сказали: «Итак, слово „гора“ часто ассоциируется с тем-то и тем-то, и между словом „гора“ и этим изображением наблюдается высокая статистическая корреляция. Так что если люди ищут информацию о горах, покажите им это изображение. Если они ищут гору Фудзи, покажите им это изображение, а не то». В этом и состоял прием совместного использования человеческого мозга и описательных слов. Сегодня этот прием не единственный. На данный момент существует множество более изощренных методик.

К каким ответам на главные вопросы ты пришёл?

В чём, на твой взгляд, заключается «искусство быть человеком»? Попробуй объяснить, что такое человек.

Человек не только существо биологическое, но и социальное. В своей жизни он не может руководстоваться только животными инстинктами. Будучи частью природы, человек в то же время обладает качествами, отличающими его от животных. Он мыслит, разговаривает, трудится и, наконец, может создавать то, чего в природе не существует, накапливать и передавать культурный опыт. Благодаря развитию в обществе человек осознаёт себя и своё место в мире, становится личностью, приобретает не повторимое сочетание телесных, интеллектуальных и душевных качеств.

Осуществил ли ты какие-нибудь проекты, изучая эту главу?

Какие проекты были выбраны? Кто работал вместе с тобой?

Как был представлен результат?

См. после каждого параграфа.

Проверь, чему ты научился!

1-я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Понимать связи между людьми в обществе.

Распредели понятия на группы.

Этические – совесть, нравственность, мораль, деятельность

Психологические - сознание, душа, мышление, воля, эмоции

2-я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Занимать свою позицию в обществе.

Один из твоих знакомых утверждает, что жить по совести – невыгодно. Сформулируй свои возражения.

Позиция: Я считаю, что, жить по совести можно.

Аргументы: потому что, совесть это «голос другого Я», который обращается к достоинству человека, заставляет его быть ответственным, прежде всего перед самим собой. От человека требуется поступать по совести в любых обстоятельствах. Даже тогда, когда его никто не видит, когда о его поступке никто не узнает, нравственный человек соглашается с требованиями совести.

Человек, который поступает безответственно – безотвтетсвенен во всем, даже по отношению к самому себе.

3-я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОС ТИ

Действовать в пределах норм нравственности и права.

Ты получил двойку в школе и боишься, что родители в наказание откажутся от воскресной поездки, о которой всю неделю мечтала семья. Выбери допустимые модели поведения и объясни свой выбор.

А) Спрятать дневник.

Б) Если спросят, признаться, что получил двойку.

В) Рассказать о двойке после поездки.

Г) Сразу рассказать о двойке родителям и объяснить, как и когда ты будешь её исправлять.

Вариант Г. Лучше сразу рассказать родитеям. Это говорит о таких качествах как честность и одновременно формируется ответственность за свои поступки. Возможен и вариант Б, потому что человеку свойственно бояться. Остальные варианты сделают ситуацию хуже и могут лишить школьника доверия.

Я - странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю - гробом.

Что значит земная жизнь человека? Она - тень жизни, ступень к жизни, преддверие к Жизни Вечной.

Когда человек утратит сочувствие к земле - земля утрачивает влияние на человека.

Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими.
Епископ Игнатий Брянчанинов.

Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного - господин всему миру.
Авва Евпрений.

Человеческому уму, привыкшему не только к своей силе, но и к своей гибкости и даже изворотливости, трудно смириться и признать себя загнанным в тупик. Но действительность такова, что наше логическое мышление ограничено и зачастую казавшаяся истина рушится на глазах. Об этом нам свидетельствует наш жизненный опыт.
Для нашего ума так же непостижимы понятия бесконечности пространства и беспредельности времени. Попробуй вообразить себе вселенную, не имеющую предела!
Человеку доступен лишь "мир явлений", а "мир сущностей" непознаваем и остается таинственной "вещью в себе". В ходе познания возникают неразрешимые противоречия ("антиномии"), что открывает дорогу вере.

Первоначала (простые вещи, не имеющие никакой сложности) не поддаются определению. Их невозможно описать.

Приведу пример: попробуйте объяснить рожденному слепым, что такое свет. Или дальтонику объяснить, что такое зеленый или красный цвет, если он их не различает.

Я думаю, взяв всю нашу человеческую мудрость, написав, массу книг они едва ли, приблизятся к истинному пониманию, казалось бы таких простых и элементарных вещей для здорового человека.
Слова здесь бессильны, нужен личный опыт.

Христианская религия учит о Боге как первичной Простоте. Бог, говорят Отцы, простое Существо. Поэтому Его ни одно понятие, доступное человеческому уму, не может выразить Сущности Божией. О Боге человеческий ум может рассуждать только путем исключения или отрицания: Бог не есть ничто из того, что познается человеческим рассудком.

Библия наполнена так называемыми антропоморфизмами, когда Бог изображается подобным человеку. И, к сожалению, мы очень часто склонны принимать образы и аналогии в описаниях того мира за саму действительность, в результате чего создаются совершенно искаженные представления не только о Рае, аде, мытарствах и др., но и о духовной жизни, о спасении, о Самом Боге.

Человек. Кто он?

Человек сотворен Богом. Господь наделил человека разумом и совестью, чтоб он различал доброе и злое. И даровал свободу выбора (обратите на это внимание - человек не ограничен, как животные. Внутренняя свобода выбора человека между добром и злом, полностью принадлежит человеку и над ней никто не имеет власти ни люди, ни демоны, ни Сам Бог. Это ключевое понятие Православия).

Человек есть:

Дух - Есть высшая способность человеческой души. Ее сущность.

Душа - Имеет три силы: разумную (разум,мысли), раздражительную (чувства,переживания) и вожделевательную (волю,желания)

Тело - Материя, физико - химические процессы, нервы, психика, логика.

(обратите внимания человеком не называется что-либо одно из трех, но только творение, состоящее из соединений того и другого, называется человеком).

Смерть есть - разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем.
Смерть - казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его (оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле).
Человек с прекращением жизни тела, как личность не исчезает, а переходит в другую форму бытия. Примеров говорящих об этом, особенно когда человек находится на грани жизни и смерти, очень много.
Стоит каждому посмотреть внимательно в себя, и мы обнаружим такой удивительный факт. Мы знаем, что все люди умирают, но где-то в подсознание с самого детства ощущаем, что как личность мы неуничтожимы. И возникает в человеке противоречие опыт говорит одно, а наше внутренние ощущение другое.

О чем нам говорит христианство?

А о говорит христианство о том, что нынешнее состояние человека глубоко больное, ненормальное, дебелое.
Произошло это в следствие наших прародителей Адама и Евы (они имея свободную волю, возгордившись, приняли мысль, что могут быть, как боги без Бога). В результате чего изменилась вся наша природа. Человек стал страстным, тленным и смертным. .
В результате грехопадения изменилось все, что нас окружает. Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества. Ныне взорам нашим представляется земля совсем в ином виде. Мы не знаем ее состояния в святой девственности; мы знаем ее в состоянии растления и проклятия, знаем ее, уже обреченную на сожжение.

Проклята земля в делах твоих (Быт. 3, 17). Впредь во все дни земли, сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся" (Быт. 8:22) .

"Животные утратили повиновение и любовь к человеку. Одних он покоряет себе насильно и содержит в повиновении насильно; с другими он - во вражде. Весьма немногие породы сохранили любовь к человеку, как бы грустные памятники и образцы прежней всеобщей любви".(1)

Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (рим.8:20-22).

Иногда мы видим проявление потерянной связи человека с животными.


Дикие птицы, животные, часто находясь на грани жизни и смерти (раненые, голодные), идут к людям. Надеясь получить от них помощь. Или наоборот: иногда людей спасают дикие животные (дельфины, касатки, стаи волков выкармливают младенцев т.д.). Святые люди часто из своих рук кормили диких львов, медведей.

«После человека, он подчинился смерти и греху. Составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства.
Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия. Этого мало: душа сама поработилась греху, приносит ему непрестанные жертвы лукавством, лицемерством, ложею, самомнением; она борется и препирается сама в себе, сама с собою, волнуя все существо человека разными неправильными и необузданными мыслями, возбуждающими мучительнейшие ощущения, тщетно (напрасно) обличаемыми сознанием духа или совестью, лишенною и силы и истины.
Образ и подобие Божии в человеке, по падении его, изменились. Человек находится в непрестанном разнообразном страдании, в борьбе с собственною злобою, в борьбе со злобою ближних своих, в борьбе со стихиями, в борьбе с землею, из за него проклятою и повинующеюся ему только при пролитии кровавого пота». (св. Игнатий Брянчанинов).

Кто сомневается, в том, что нынешнее состояния человека глубоко больное, не нормальное, может историю человечества, а лучше внимательно в себя.
Если я не краду, не убиваю, у меня работа, семья, дети, делаю даже иногда добрые дела (правда, как правило: из жалости; человекоугодия; самомнения - что я, не как другие; в надежде получить тоже самое; тщеславия; ожидания похвалы и т.д.).

Но попробуйте только тронуть мое и вы узнаете, что у меня внутри.


Я не могу, садясь за стол не объедаться, не могу никого не осуждать, не завидовать,не тщеславится. Когда что- то не так, как мне хочется, я впадаю в ярость или уныние и т.д. Меня влечет все, что мне принесет потом вред. Если я перестаю грешить, у меня сразу растет мнение о себе (гордость). И это нормальный человек? Хорошо об этом сказано у Апостола Павла.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то", чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (пос. Рим.7:19-24)

"В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло.

Отделение собственными усилиями прившедшего зла от природного добра сделалось для человека невозможным. Зло проникло в самое начало человека: человек зачинается в беззакониях, рождается во грехах. С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, ниже на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла.

От греховной заразы все в человеке пришло в расстройство, все действует неправильно, все действует под влиянием лжи и самообольщения. Глубоко наше падение: весьма немногие люди сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе; большинство смотрит на свое состояние падения, как на состояние полного торжества, употребляет все усилия, чтобы упрочить, развить свое состояние падения".(1)

Что такое грех?

Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Совершая грех, человек этим причиняет сам себе вред.
Грех - разрушает порядок естества, он расстраивает человеческое тело, он извращает душу человека и всем силам его дает извращенное направление.
Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природным предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию; вместо любви – распутству.

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра.

Христианство говорит об одной удивительной вещи, которая, к сожалению, мало известна людям. Оно говорит примерно следующее: Ты украл? У себя украл ты! А не у него. Ты причинил ему зло? Ты себе сделал зло! А не ему. Ты что-то имеешь? Ты имеешь только то, что ты дал другому! Грехом в христианстве называется все то, что вредит душе человека. Вот это очень важное положение. Вред, кому бы я его ни приносил: себе ли, другому ли, природе ли, является грехом. И отсюда каждый грех – это рана, наносимая мне. Христианство поэтому и обращает внимание на так называемую духовную сторону человека. Вот мы говорим очень много – духовное, духовное! Что такое духовное? Это то, что совершается во мне, внутри, то, что никто не видит и не слышит. Я внутри могу возненавидеть человека, и эта ненависть затем может привести к страшным последствиям, и эти последствия, поскольку они уже совершаются не только в душе, но и в материальном плане, они оказываются тяжелейшими ранами для меня."(А.И Осипов).

Своих грехов, к великому сожалению, мы не видим. Зато видим у других, причина этого наша гордость.
Посмотрите со стороны, что делается с человеком, когда он в гневе или объят другой страстью. Все поймете.


Греша, мы наносим рану самим себе. Физическую боль, как только она проходит, мы очень быстро забываем. Когда делаем грех, очень часто на момент совершения, нам кажется он сладким, но проходит время, и на душе у человека ощущается грязь (рана), да и совесть нас обличает.
Правда, с преумножением греха наступает омертвление души, и совесть не может уже говорить в человеке. Все страсти присутствуют в каждом из нас, только одни спят, другие проявляются больше.

"Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания (Ис. 1, 6). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека.

О приходе Спасителя было сказано еще в Ветхом Завете. Его писали на протяжении более тысячи лет. И в нем содержатся несколько сот упоминаний о грядущем Мессии.

Когда Бог произносил в раю приговор над падшими первыми двумя человеками, Он произнес и обетование, что Семя жены сотрет главу змея (Быт. 3:15). О семени мужа умолчано в обетовании; сокрушение владычества греховного над человечеством приписано исключительно Семени жены. С приближением времени, в которое долженствовал явиться на земле Искупитель, пророчество о образе Его явления произнесено яснее. Даст Сам Господь вам знамение: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7:14), предвозвестил пророк Исайя о событии вочеловечения за семь столетий до события (1).

Почему христиане называют Иисуса Христа спасителем? От чего Он нас спас? Разве мы и сейчас не грешим и не умираем?

«Христианство утверждает, что причиной всех страданий и бед человеческих является, в конечном счете, духовная и нравственная деградация человека. Спасение человека возможно только при условии, если будет подорван сам корень зла в природе человека и открыты реальные возможности к новой жизни.
Это, учит христианство, и совершил Христос. Не касаясь богословского объяснения этого вопроса, необходимо указать на главное: Христос через Крест, смерть и Воскресение исцелил воспринятую Им и став новым Адамом, открыл врата Царствия Божия для всех способных к духовному рождению".

Христианство учит о грядущем всеобщем воскресении, когда благодаря страданиям и Воскресению Христовым природа человека восстанет, во славе к которой призван человек от сотворения.

«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом".
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15, 21-28).

Зачем мы, приходим на землю?


Из небытья мы приходим, зачинаясь в утробе матери. Возникает новый центр самосознания, “Я”, сознающее себя и весь мир. Рождаясь, мы приходим в наш мир. Земная жизнь наша - испытание и школа, в которой мы должны приготовиться к вечности, здесь происходит выбор и определение человека между добром и злом.

Со смертью тела, мы рождаемся в вечную жизнь.


Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться; так душе, когда она достигнет положенного Богом предела ее жизни в теле, необходимо выйти из тела. Как, исшедши из чрева, не помнишь того, что было в чреве; так, исшедши из тела, не помнишь того, что было в теле. Как из материнского чрева выходит человек, так из тела душа выходит голою и бывает иная чиста и светла, иная запятнана падениями, а иная черна от многих прегрешений. тело, вышедшее из материнской утробы несовершенным, не может жить; так душа, исшедшая из тела, не достигнув боговидения чрез доброе житие, спастись или быть в общении с Богом не может
(Свт.Антоний Великий).

Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его – найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти – во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений – найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, - пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба…(Никон Воробьев).

Человек, ты хотел познать добро и зло? Тебе дается это. Мы, люди «Не вкусив зла, не ценим и добра». В нашей жизни случайностей нет, все дается нам для нашей пользы и спасения. И радости, и скорби.

Один хороший детский хирург сказал, что больше всего его, не любят и боятся дети, хотя он их очень любит. И правда, иной раз, чтоб выздороветь нам приходится много страдать. Так и с нашей душой. «Грех-это болезнь, внедряющаяся в сущность человека. Поэтому, как земной врач, вырезает и выжигает, этим причиняя боль, чтобы излечить болезнь. Так и Бог, Врач душ наших, употребляет скорби, чтобы истребить корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям» (св. Филарет Дроздов). На землю рождаемся не на радость, а на пот, труды и скорби (св. Феофан Затворник). Человеку дается возможность познать себя и увидеть свою немощь. В этом видении, рождается истинное смирение.

Что, такое смирение?

Смирение - есть Евангельская добродетель, противоположная гордыне.
Многие люди ошибочно считают, что смирение является трусостью, слабостью, пресмыкательством и потерей человеческого достоинства. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения требует мужества и силы.
В смирение нет страха, тщеславия, лжи, лести, дерзости, лицемерия, человекоугодия, гордости.

Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества.
Смирение не видит себя смиренным. Напротив, оно видит в себе множество гордости. Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве, следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе.
Ложное смирение видит себя смиренным; смешно и жалостно утешается этим обманчивым, душепагубным зрелищем. (Игнатий Брянчаничов).

Нищета духа в том и состоит, чтобы увидеть все бессилие своей души, всю ее немощь, греховность.

Все христианские добродетели как - пост, добрые дела, милость, молитва т.д., это средства через которые мы, приобретаем смирение. Господь дает дарование и спасение не за наши добрые дела, поступки, а за наше смирение. Если хочешь найти мир душевный и верное спасение - смирись под крепкую руку Божью. Мир и радость - это плоды смирения».
«Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире» (преп. Ефрем Сирин). «Человек смиренный живет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен» (преп. Антоний Оптинский).

Если хочешь изменить что-то в своей жизни, начни прежде с себя. Не хочешь страдать - не греши. Всякая страсть есть страдание души, ее болезнь, и требует немедленного врачевания.

Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бытие Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются, а со злобной ненавистью делают все противное воле Божией. Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими.(Никон Воробьев).

Христианство это не только внешние обряды. Человек может знать всю догматику, соблюдать все установленные церковью каноны и правила и оставаться не христианином. Христианство - это, прежде всего жизнь по Евангельским заповедям и борьба со своими духовными пороками. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иаков 2:19,20,26).

Подведу итог.
Так в чем же заключается смысл человеческой жизни?

Время нашей земной жизни бесценно! Человеку дается возможность за время его земного странствования при полной свободе выбора между добром и злом, познать себя.

Он в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу.

"Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает."
(Серафим Саровский)

«Познай себя и смирись гордый человек!» Ибо мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр.13,14).

ПОПРОБУЕМ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ТАКОЕ ШАБОС

Джеймс Кугел

Мы продолжаем публикацию глав из книги профессора Гарвардского и Бар-Иланского университетов Джеймса Кугела «Как быть евреем». Давид Джинджихашвили, заместитель директора небольшого банка в центре Москвы, в очередной раз беседует с молодым поэтом Юрием Леваковым.

Ю. Л. А что значит соблюдать Шабос?

Д. Д. У Шабоса есть две особенности, которые поначалу могут показаться исключающими друг друга. С одной стороны – это святой день. Мы называем его «Шабос койдеш» («святой Шабос»). День этот посвящается Б-гу: именно такое значение несет в себе слово «святой» в иудаизме – «отделенный, чтобы принадлежать Б-гу». Один из общих принципов Торы заключается в следующем. Все, что у нас есть, досталось нам от Б-га, и, возвращая Ему некую часть, мы тем самым признаем этот факт. Так, часть нового урожая приносилась в Иерусалимский храм, Б-гу посвящались первенцы овец и крупного рогатого скота. То же самое можно сказать о Шабосе: нам подарены семь дней недели, но один из них мы отдаем обратно Б-гу. Каким образом? В этот день мы не делаем ничего, чем заняты обычно, в остальные шесть дней недели, – мы не исполняем наших привычных обязанностей, мы вообще не делаем никакой работы.

Ю. Л. А в чем другая особенность?

Д. Д. Из того, что я сказал, ты можешь сделать вывод, что этот день отличается какой-то особой суровостью: например, мы постимся или исполняем многочисленные религиозные обряды. На деле все наоборот: это самое радостное время, торжественное завершение недели. Евреи всего мира с нетерпением ждут Шабос как передышку от повседневной суеты. Соблюдать Шабос – значит в течение недели иметь один особый день. Он настолько выше всех остальных дней недели, что они, кажется, и существуют только ради Шабоса. В этот день человек отказывается от своего повседневного бытия и по сути становится другим человеком. Можно сказать, он в большей степени становится самим собой. Что же касается еды, то в Шабос не соблюдают никаких постов; более того, это узаконенный праздник, когда в течение дня требуется трижды плотно поесть, причем лучшую еду за всю неделю – и обязательно пить вино! Поскольку же приготовление пищи считается одной из форм работы, которая в Шабос запрещена, то все блюда должны быть приготовлены заранее (правда, их можно подогреть, соблюдая специальные правила). Вообще, в отношении еды единственной «обязанностью» в Шабос является необходимость есть и пить приготовленное заранее. То же и с другими обыденными делами: в этот день они запрещены, чтобы как можно полнее ощутить покой и отдых.

Но я обрисовал тебе только главную идею Шабоса. Невозможно передать на словах, что значит соблюдать Шабос и жить среди людей, соблюдающих Шабос. И песни за столом, и праздничная еда – все в этот день делается особым образом. Главное, что Шабос служит выражением любви к Б-гу и демонстрирует желание жить согласно Торе. Тот, кто не понимает смысл Шабоса, не знает, что такое быть евреем. Точно так же невозможно понять наши праздники, самому не прочувствовав их: как мы готовимся к Пейсаху и поем особые песни или в осенний день сидим в сделанной нашими руками сукко... Главное, ты не можешь пока понять, как Шабос меняет нашу жизнь во все остальные дни недели – равно как и весь годовой ритм нашей жизни определяется праздниками. А когда ты узнаешь, то поймешь, как пуста и убога жизнь, лишенная всего этого.

Ю. Л. А что нельзя делать в Шабос?

Д. Д. Ну, если только схематически… «Не работать» – действительно главное содержание субботнего дня. Это не просто «не ходить на работу». Здесь уместно сравнение с мишканом: в Шабос мы создаем открытое пространство в самом прямом смысле, освобождая собственную жизнь от повседневной суеты. То есть мы не только не ходим на работу, не только не работаем дома, но и не водим машину, не ходим за покупками, не смотрим телевизор, не делаем всего того, что – осознаем мы это или нет – составляет добрую часть нашего повседневного существования. Мы даже не включаем электрический свет и не отвечаем на телефонные звонки.

Ю. Л. Но, позвольте поинтересоваться, кто решает эти вопросы? Я знаю, что евреи-ортодоксы не пользуются в субботу телефоном, но ведь подобного запрета не может быть в Торе – откуда ему взяться до изобретения телефона?

Д. Д. Конечно, телефона тогда не было. В Торе описаны основные принципы Шабоса, но уже в библейские времена возникла необходимость их разъяснить. Например, в Торе есть запрет «не делай никакого рукомесла»: библейская фраза буквально может быть переведена как запрет на «профессиональную деятельность». Но что это значит на практике? Если человек воздерживается от исполнения своих профессиональных обязанностей, может ли их исполнить за него кто-то другой? Например, чтобы садовник починил крышу, а плотник, наоборот, поухаживал за садом?.. В другом месте Тора говорит, что нельзя «зажигать огонь» в Шабос. Но можно ли зажечь огонь заранее, чтобы он горел на протяжении всего субботнего дня?

Ю. Л. Ну, это каждый может истолковать по-своему. Однозначного ответа тут быть не может.

Д. Д. Но он должен быть!

Ю. Л. Почему? Если суть в том, чтобы Шабос был днем отдыха, то почему каждый не может поступать так, как ему удобнее?

Д. Д. Тому есть две причины. Во-первых, Шабос налагает обязательства на общину в целом. Тора предписывает членам общины выполнять правила Шабоса и наказывать за их нарушение. Ты прав, что многие из подобных правил являются результатом толкования Торы еще в библейскую эпоху. Всем этим толкованиям и комментариям учили с древнейших времен, наряду с письменным текстом Торы. Но главное вот в чем: от всей общины требовалось следовать Закону – поэтому библейские установления, в том числе связанные с Шабосом, должны были иметь ясный смысл и четко исполняться, быть обязательными для каждого. Само собой, все члены общины должны были исполнять правила Шабоса единым образом – современным людям это уже трудно понять.

Ю. Л. В чем же другая причина?

Д. Д. Если бы к Шабосу предъявлялись только общие требования, а детали оставлялись на усмотрение каждого отдельного человека, то вся конструкция оказалась бы слабой, вернее, ее вообще не существовало бы. Так и с любой вещью: устойчивость обеспечивается конкретностью. Поначалу может показаться иначе: слова о дне отдыха столь возвышенны, а стоит перейти к практическим вопросам – можно ли звонить по телефону? включать электричество или пользоваться таймерами для автоматического включения света? открывать ли холодильник? – и все звучит как-то слишком приземленно. Но на самом деле каждая деталь здесь несет в себе святость. И то, что сказано в Торе, имеет очень много общего с темой мишкана. Мы уже говорили: Б-г мог просто повелеть: «Построй Мне чудесный дом, и Я поселюсь в нем». Однако Он точно определил размер досок и их точное количество, определил, какой сорт дерева использовать, какие соединительные крючки, что надо делать из золота, а что из серебра, пурпура. И так глава за главой, с перечислением мелких деталей. Суть в том, что все эти детали являются источником силы и святости. И уже после того, как детали тщательно перечислены (как я сказал, на многих страницах), Тора еще раз детально перечисляет, как все эти указания были исполнены. Это очень важный момент. Если бы цель Торы при перечислении всех этих деталей (не только относящихся к мишкану и его принадлежностям, но и к облачениям священников) заключалась только в том, чтобы дать нам полную картину, то достаточно было бы единственного описания. Повтор указывает на еще одну цель Б-га: не только показать, что вся сила мишкана в деталях, но и подчеркнуть необходимость правильного соблюдения Б-жьих указаний относительно этих деталей. Повеление типа «постройте Мне жилище, а детали не имеют значения» не сотворило бы (в нашем понимании) защищенного пространства – давление извне сокрушило бы его стены. Однако каждый брус, каждое покрывало, будучи точно определены Б-гом, делают конструкцию устойчивой. И именно потому, что народ в точности исполнил все предписания, он смог добиться успеха. Так и Шабос зависит от мелких деталей; требование, согласно которому они должны исполняться именно таким и никаким иным образом, позволяет стенам быть прочнее, обеспечивает целостность пространства.