Если стараться ответить на вопрос: что такое гармония, коротко, то это некий внешний и внутренний баланс человека, согласованность его сердца и ума, и равновесие между жизненными целями и реальными действиями. Как правило, выделяется два вида личностной гармонии – внутренняя и внешняя.

Что такое внутренняя гармония

Под этим термином подразумевается баланс внутреннего мира человека, который обеспечивает жизненную силу и мир в душе. Проявляется внутренняя гармония в согласованном взаимодействии подсознания и сознания. Люди, постигшие внутреннюю гармонию, отлично понимают, что они хотят в глубине души. Это значит, что у внутренне гармоничного человека мысли соответствуют глубинным убеждениям, для него не существует накопленных негативных эмоций или внутренних противоречий. У таких людей чистое сознание, поддерживающее сбалансированное подсознание, а также внутренний мир.

Увы, в жизни большинства людей этой согласованности не существует. И если люди совершают то, с чем не согласны в глубине души, то порождают в себе дисгармонию и внутренний дисбаланс. Если ум и подсознание работают не сообща, то человек живет против собственной истины. В итоге можно зайти в область полнейшей дисгармонии, а вследствие и физических недугов.

Что такое внешняя гармония

Под этими словами «скрывается» баланс человека в отношениях с миром, то есть в разных сферах жизни – отношениях, работе, финансах, хобби, личностном и духовном развитии. Внешняя гармония предполагает равную удовлетворенность человека в каждой области жизни.

Если жить в гармонии с собственными ценностями и внутренними убеждениями, то можно легко достичь мира в душе, который обеспечит внутреннюю силу и возможность добиться всего – успеха, счастья и материального благополучия.

Очень редко современные люди понимают, что такое гармония, а это ведь всего лишь означает что жить, и поступать необходимо в соответствии и с умом и с сердцем. Гармоничная личность осознает и верит во все, что делает и прекрасно понимает, чего хочет. Она не просто прислушивается к своим глубинным убеждениям, но и все время совершенствует их.

В наше время очень редко случается так, что люди сами по себе или в результате воспитания становятся полностью гармоничными личностями. Достичь этой цели помогают различные духовные техники и практики, которые последние 50 лет все больше и больше приобретают популярность.

Гармония? Не утратили ли мы это понятие в бешеном ритме современной жизни? И что делать, если все же утратили?

Гармония живет во всем - искусстве, чистой вере, природе. Она изначально живет в нас самих. Гармония - в истине, гармония есть сама истина.

На ум приходят известные нам с детства слова Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». И не так прост истинный их смысл, как кажется, и не так он сложен для мудрого человека, умеющего жить в мире с самим собой и в гармонии с окружающими его существами.

Что есть гармония жизни, знали уже древние мыслители. Сколько смыслов и оттенков у этого слова! Истинно гармоничный человек - это тот, который способен не просто смотреть, но и видеть и чувствовать бездонное небо и звезды, радоваться тихой прелести восходов и закатов, наблюдать за жизнью только распустившегося цветка и опустившегося на него мотылька. Какое это, оказывается, счастье - растворяться во всем этом великолепии, становиться его частью!

Но мы почему-то разучились удивляться таким вещам, как жизнь и смерть, день и ночь, весна и осень. Еще бы, ведь наука давно дала объяснения всем этим явлениям. Но глубинный их смысл открывается лишь тому, кто действительно этого хочет и готов его принять.

Мы воспринимаем жизнь как что-то само собой разумеющееся, часто не задумываемся в суете повседневных проблем о том, что надо бы притормозить и просто послушать тихий шелест листвы и стрекот кузнечиков в траве. Люди, почему вы настолько слепы и глухи?!

И все же не все так безнадежны. Дети совершенно точно знают, что такое гармония.
Само слово, быть может, им и не знакомо, но смысл его ясен совершенно точно. Они живут в гармонии с собой и своими чувствами, они умеют радоваться простым, казалось бы, вещам. Сколько восторга (тихого или громкого) им дарит простая букашка, спешащая по своим букашечьим делам. Куда, скажите, все это исчезает с возрастом и почему так редко остается с нами на всю жизнь? Ведь тогда эта жизнь точно была бы самой счастливой!

Что такое целый мир ярких красок, это тихая летняя детская улыбка, это сама жизнь, в конце концов. Слово «гармония» включает в себя все то, что дарит душевный покой - томик Шмелева в тени старого дерева, шум дождя, гуляющего по крышам, тонкие ароматы мая и яркая печаль сентября… Рука бабушки в руке дедушки - это тоже гармония. Возможность просидеть весь вечер на покосившейся крыше сарая, купаться и наслаждаться лучами жаркого солнца, наблюдать, как забавно перекатывается с боку на бок недельный щенок… Гармония разливается по всему телу от одного прикосновения к маленькому голодному котенку, от одной мысли, что ты спас его никому не нужную жизнь, накормил и согрел этот беспомощный комок шерсти. Истинное удовольствие дарит нам жизнь за нашу доброту, ведь какой верой и любовью нас наградит потом этот комочек!

Не нужно прятать свое лицо от дождя, иначе никогда не узнаешь, что такое гармония с природой. Не познав тепла любимых рук, не познаешь гармонии любви. Не помогая тем, кто в этом нуждается, не почувствуешь гармонии с самим собой. Не любя тех, кто подарил тебе жизнь, не станешь человеком и не поймешь, что значит стать настоящим родителем. А это, пожалуй, самая страшная кара Господня.

И пусть рассуждения эти напоминают романтический бред школьника-подростка из глубинки. Пусть. Гармония заключается и в том, чтобы не думать о подобных мелочах. Свободу духа подарить себе можем лишь мы сами. Дарите тепло и доброту окружающему миру, и он отплатит вам той же монетой!

В музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, "договаривает", дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке - это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение - это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Определение

Гармония - многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий "благозвучие", и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

Гармония - неотъемлемая часть художественного мышления

Гармония - приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что "благозвучие"

Гармония - слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.

Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.

Гармония - одно или группа созвучий

Гармония - учение о последовательности созвучий

Гармония в узком значении - это системные принципы организации звуковысотных соотношений

Гармония в широком значении - любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.

Гармония - объединение звуков в созвучия и их связное последование

Гармония - научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все...). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она - одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

В современном значении термин "гармония" начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

Особенности гармонии

Как видно из определений, гармония - наука непростая. Главное, что изучается в гармонии - аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).

Виды гармонии в музыке

Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.

Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.

В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:

  • В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
  • Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
  • Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
  • Современная гармония также сформировалась в XX веке.

Классическая гармония

Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.

В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника - Т, субдоминанта - S, доминанта - D. Главный функциональный оборот - Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции. И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций. Преобладают консонирующие аккорды - мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль - у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.

Довольно яркий пример - сонатина Соль мажор Диабелли.

Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T 5 3 -II 6 -D 7 -T 5 3. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.

В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.

Романтическая гармония

Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой - сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как "расширенная тональность", в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления "именных аккордов", применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта - VI минорная.

В опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" появляется так называемый "Тристанаккорд", с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

Увертюра к опере "Тристан и Изольда" особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия - все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

Джазовая гармония

Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония - один из самых демократичных типов.

Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

Вместо привычных функций - T-S-D-T - используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля.

Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В - не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

  • H, B - си

Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C 6 - это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E - до мажор с басом ми.

  • M, maj, maj7, Δ - большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min - минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm - уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø - малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug - увеличенный
  • 7, х - малый мажорный (доминантовый)
  • add - добавленная ступень
  • sus - задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 - получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 - большая секунда)
  • omit - пропуск ступени
  • - , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ - повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского - "Гамма-джаз".

В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

Современная гармония

Современная гармония - область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга - "Лунный пьеро".

Учебные пособия по гармонии

Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично - септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту - иногда встречаются неточности.

Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века и Гармония XX века.

Гармония - одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.


Следующие две статьи будут посвящены очень важной теме, а именно, гармонии в жизни человека. Почему именно гармонии? Потому что истинное счастье заключается не в обладании чем-либо, а в гармоничном равновесии различных сторон жизни человека. Две последующие статьи будут основаны на аудио материале статей с блога .

Даже обладая миллионным состоянием, трудно ощущать себя счастливым, если при этом у вас отсутствует здоровье или вы занимаетесь тем, к чему не испытываете особого энтузиазма.

Сегодняшняя статья будет посвящена обретению смысла в жизни, такого смысла, который бы привносил гармонию в вашу жизнь, благодаря которому вы бы могли ощущать счастье каждую секунду этой жизни.

Можно спорить о существовании врожденного смысла жизни, с которым каждый из нас появляется на свет. На самом деле, ответ на этот вопрос не так важен, да и вряд ли вообще возможно с абсолютной определенностью доказать наличие или отсутствие такого понятия, как заложенный изначально смысл.

Поэтому, с моей точки зрения, гораздо интереснее найти ответ на следующий вопрос: «Как меняется ваша жизнь от того, наделяете ли вы ее сознательно каким-нибудь смыслом или нет?»

Давайте сначала разберемся, каким образом мы можем найти свой смысл в жизни, а потом поговорим о преимуществах жизни, наделенной смыслом.

Я уже разместил несколько статей на тему поиска смысла жизни у себя на блоге, поэтому я отсылаю вас к этим статьям, чтобы избежать повторений Смысл Жизни

В этих статьях разбирается то, каким образом вы можете обрести общее понятие смысла в вашей жизни, общее представление о нем. Но недостаток такого смысла заключается в том, что он довольно туманно определяет то, каким образом вы должны воплощать его в своей повседневной жизни. Прояснением этого вопроса мы и займемся с вами дальше.

Итак, гармония в жизни человека появляется, если четыре составляющие его жизни уравновешены и взаимно дополняют друг друга. Очень легко запомнить эти составляющие, если ассоциировать их с четырьмя проявлениями человеческой сущности: тело, разум, сердце и душа.

Начнем по порядку.

Тело

«Что я должен делать?»

Физическое тело человека обладает определенными потребностями, оно должно поддерживать свою жизнедеятельность. Для счастливой и гармоничной жизни мы должны удовлетворить минимальные потребности тела, а именно: потребность в еде, потребность в одежде, потребность в жилье, реализация сексуальных потребностей, здоровье.

Если вы наделили свою жизнь определенным смыслом и поставили перед собой определенные цели, но забыли включить в эти цели потребности своего тела, то рано или поздно вы испытаете потрясение, и ваша жизнь перестанет быть гармоничной.

На пути к успеху, многие люди забывают о здоровье. Они проводят целые дни за компьютером, в своих офисах, в своем автомобиле и т.д. Когда я начал вести этот блог, я тоже целиком углубился в эту деятельность, но вскоре я вспомнил о том, что мое здоровье – это тот механизм, который помогает мне реализовывать свои идеи. Я вспомнил, что мне не следует откладывать занятия спортом на тот момент, когда я достигну успеха, потому что это может быть слишком поздно. Поэтому сейчас каждый день я езжу на вело-тренажере по 10 минут с максимальной нагрузкой и успеваю проехать по 4 км, плюсом к этому добавляются мои утренние прогулки до работы.

Материальный успех, также является частью потребностей вашего тела, ведь именно благодаря нему, вы имеете возможность хорошо одеваться, питаться, жить в благоустроенном доме и т.д. Если вы поставили перед собой цель, которая приносит вам удовольствие, и вы ощущаете, что вы делаете свой положительный вклад в этой жизни, но эта цель не обеспечивает вас материально, то опять же в вашей жизни не будет гармонии.

Разум

«Что я способен делать?»

Эта составляющая вашей жизни отвечает за ваши способности, врожденные и приобретенные, ваши знания и навыки. Ваша цель, ваш смысл жизни, должен быть согласован с вашими способностями.

Например, если вы определились с тем, что вы собираетесь стать великим музыкантом, то вам нужно понимать, что для этого у вас должны быть определенные склонности к музыке. Сами занятия музыкой могут приносить вам удовольствие, выступления на сцене могут сделать вас богатым, но если ваш талан не достаточно развит, если у вас недостаточные навыки в этой области, то вы не достигнете желаемого.

Проанализируйте свои способности, каким образом вы можете воплотить общий смысл жизни в конкретной деятельности, в которой бы использовались ваши умственные способности и навыки. Если общий смысл жизни, остается довольно неизменным на протяжении всей вашей жизни, то способ реализации этого смысла обладает большой гибкостью, вы можете менять сферы деятельности и сферы приложения своих способностей.

Помните, однако, вот еще о чем, возможно в данный момент вы не обладаете определенными навыками и знаниями для осуществления вашей цели, это еще не значит, что цель поставлена неправильно. Каждый человек способен учиться, эта замечательная способность может помочь вам на пути к вашей цели. Рассматривайте приемлемость и гармоничность цели на основании своих будущих возможностей, в которых вы уверены.

Например, если вы уверены, что музыка – это ваше призвание, то вас не должно останавливать то, что в данный момент вы не умеете играть ни на одном музыкальном инструменте, вы можете этому научиться.

Ваш разум, ваши знания и навыки обязательно должны быть частью вашего смысла жизни, вы должны их учитывать при определении конкретной цели.

Сердце

«Что я люблю делать?»
Говоря о сердце, мы говорим о любви. Определяя конкретную реализацию своего смысла жизни, задумайтесь о том, что вы в действительности любите делать. Никакого счастья и гармонии невозможно испытать в жизни, если вы занимаетесь тем, что ненавидите.

Вы можете зарабатывать большие деньги, обеспечивая потребности своего тела, вы можете задействовать свой интеллект и у вас все будет получаться, но если вы не любите то, чем занимаетесь, то рано или поздно наступит критический момент, и вы не уже не сможете больше выносить подобную ситуацию.

Поэтому не стоит разбивать свою жизнь: мол, сначала я заработаю кучу денег, а уж потом буду заниматься любимым делом. Поверьте, вам будет гораздо проще добиться успеха в жизни и полностью реализовать себя, достигнув при этом материального благосостояния, если вы будете любить то, чем вы занимаетесь. У вас будет более сильная мотивация к действиям, вам не нужно будет бороться с собой.

Вы можете игнорировать эту составляющую своей жизни, многие люди проявляют свою любовь в своем хобби. Хобби – это замечательная отдушина, а теперь задумайтесь, на сколько больших результатов вы смогли бы достичь, если бы проявляли такое же рвение в своей основной деятельности?

Многие считают для себя невозможным такое положение, когда они занимаются тем, что любят и получают за это деньги. Поверьте, это возможно – вы можете найти тому множество примеров, если вы только захотите поискать!

Не соглашайтесь на «половинчатость» в своей жизни.

Душа

«Что мне следует делать?»

Говоря о душе, я подразумеваю ваш вклад, что вы приносите в эту жизнь своим существованием, как вы улучшаете жизнь свою и окружающих. Я заметил, что понятие «служение окружающим» немного неправильно интерпретируется. Служение – это не «прислуживание», это выполнение своей цели в жизни, которая согласована с лучшими намерениями. Реализуя все лучшее в себе и стараясь помочь окружающим в любой сфере, вы получаете положительные отзывы – это очень сильный инструмент мотивации.

Занимаясь ведением этот блога всего пару месяцев, я уже получил несколько писем с одобрением того, что я делаю. Это очень позитивные чувства, они мотивируют меня к тому, чтобы продолжать и вкладываться еще сильнее.

Ваша жизнь будет намного гармоничнее и счастливее, если вы будете ощущать, что вы не просто стараетесь для себя, но и одновременно делаете вклад в развитие нашего общества, нашей страны России, нашего мира в целом.

Обобщение:

Итак, для обретения конкретной реализации вашего общего смысла в жизни, вы должны ответить себе на следующие вопросы:

Что я должен делать?
Что я умею делать?
Что я люблю делать?
Что мне следует делать?

Отсутствие гармонии между всеми четырьмя составляющими может не сразу сказаться на вашей жизни, но рано или поздно это случиться. Поэтому стремитесь обрести гармонию в своей деятельности уже сейчас, увеличивайте эту гармонию постепенно, и вы будете гораздо счастливее.

Сознавайте каждый свой шаг и каждое свое решение, действительно ли погоня за деньгами, в ущерб всем другим сферам жизни: семье, здоровью, любви, стоит того?

Задумайтесь над этими вопросами, возьмите 4 листка бумаги и напишите на каждом из них ответы на один из четырех вопросов. Далее взгляните на свои ответы и постарайтесь найти гармоничный баланс между ними. Возможно, это не удастся сделать сразу – на это вам дана жизнь, на то, чтобы обрести гармонию в процессе. Что может быть более замечательным, чем ощущение, что с каждым днем вы движетесь к большей гармонии с самим собой и окружающими?

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ

1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин .

2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.

3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок.

|| Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. «Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания.» Гончаров .

|| Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). «Каждый жест актрисы исполнен гармонии. Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей.» Пушкин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ГАРМОНИЯ" в других словарях:

    - (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведенияхСловарь иностранных слов русского языка

    - (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии

    гармония - и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия

    1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь

    Гармония - Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля

    Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов

    Гармония - (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей

    ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия

    - (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Гармония , Берков В.О.. Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам и студентам музыкальных вузов, но будет интересна всем любителям музыки…