Драматург, писатель, публицист, сценарист.

Окончил реальное училище в Майкопе.
В 1914-1917 годах учился на юридическом факультете Московского университета.
С весны 1917 года на фронте. В 1922-1923 годах - литературный секретарь Корнея Чуковского, с 1925 года - сотрудник "Детгиза".

Автор пьес: "Голый король", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо", "Повесть о молодых супругах" и др. По сценариям Шварца сняты фильмы: "Золушка", "Первоклассница", "Дон Кихот", "Марья-искусница", "Каин XVIII", "Снежная королева"; существуют киноверсия "Дракона" и два фильма по "Обыкновенному чуду".

Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда.

Евгений Шварц на протяжении всего своего творчества, в собственных повестях и пьесах, в пьесах-сказках по мотивам произведений Андерсена предлагал людям вникнуть в смысл жизни, увидеть суть и, пока не поздно, уничтожить ростки зла в бессмертных своих душах. Не поучая никого, мягко советовал быть мудрыми и делать "правильные" выводы.
Николай Чуковский (писатель, сын Корнея Чуковского) в статье "Высокое слово писатель" говорил, что "...его (Шварца) пьесы начинаются с блистательной демонстрации зла, глупости во всем их позоре и кончаются торжеством добра, ума и любви". В блокадную зиму 1941-го он говорил писательнице Вере Кетлинской: "У нас с вами есть одно преимущество видеть людей в такой ситуации, когда выворачивается наизнанку вся их суть". Спустя год он напишет в дневнике: "Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха... Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ".
Евгений Львович был известен ещё и своей добротой и состраданием. В 1920-х годах с супругой подбирал беспризорников, и с помощью Маршака устраивал в детские дома. Когда был репрессирован Николай Заболоцкий, Шварц, сам постоянно нуждавшийся в деньгах, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946-го помогал попавшему в опалу Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар "борьбы с формализмом и космополитизмом", из Ленинградского университета выгнали литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, и Шварц вместе с писателем Михаилом Козаковым (отцом артиста и режиссера Михаила Козакова), драматургом Израилем Меттером (автором сценария фильма "Ко мне, Мухтар!") и актёром Игорем Горбачёвым приносили безработному ученому сумки с продуктами.
Понимая, какая странная для атеистического общества проза получается у него, Шварц признавался в письме к ленинградским режиссёрам Акимову и Ремизовой в апреле 1949-го: "У меня есть довольно опасное свойство желание покоя, свободы, мира и благодати во что бы то ни стало".
Угасая после второго инфаркта, испытывая сильные боли во всем теле, он не прекращал восхищаться красотой и разнообразием Божьего творения: "Обыкновенная вульгарная бабочка-капустница, а ведь здорово было бы найти нужное слово, чтобы описать ее полет".
Пантелеев говорил о нем словами Бунина о Чехове: "До самой смерти росла его душа".
Владимир Сергеев, журнал "Фома" (декабрь 2008).

Евгений Львович Шварц родился 21 (по старому стилю 9) октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в городе Майкопе. Родители его увлекались театром, играли на любительской сцене.
В 1914 г., после окончания гимназии, Шварц поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он остается, как и в гимназии, поклонником театра, сочиняет шуточные стихи.
В 1917 г. Шварц бросает университет и уезжает в Ростов-на-Дону, где становится актером «Театральной мастерской». Здесь он знакомится со своей будущей женой, актрисой Гаяне Халаджиевой.
Маленькая труппа гастролирует по провинции, а в 1921 г. появляется в Петрограде. Театральная критика отмечала выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца, прочила ему блестящее актерское будущее. Тем не менее, он оставил сцену.
Шварц вливается в петроградскую литературную среду, где его знают и принимают как блестящего выдумщика и шутника, «устного писателя». Он сближается с группой «Серапионовы братья», в которую входили Зощенко, Каверин, Всеволод Иванов. Он и сам начинает зарабатывать деньги пером: работает секретарем Корнея Чуковского, а затем – журналистом в различных изданиях в Донбассе. Выступает как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений.
В 1924 г. Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Его друзья и коллеги – члены группы ОБЭРИУ Хармс и Олейников. Как и они, он писал детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. А следом появился целый ряд других – их с удовольствием печатали многие детские журналы и альманахи. К Шварцу приходит слава детского писателя.
В это время Вениамин Каверин знакомит Шварца со своим братом Александром и его женой Екатериной. Следует бурный роман. Шварц расходится с Гаянэ и женится на Екатерине Ивановне. Они прожили в любви три десятка лет – до самой его смерти; именно об этой любви, как считают многие, говорит Волшебник в самой «личной» пьесе Шварца – «Обыкновенное чудо».
В 1929 г. Шварц дебютировал как драматург. Его первые пьесы – «Ундервуд» и «Клад» – были поставлены Ленинградским ТЮЗом. Здесь же ставятся затем пьесы «Брат и сестра» (1936), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1939). Сказки Шварца начинают ставить и другие детские театры. В 1934 г. его принимают в Союз советских писателей.
В это же время режиссер ленинградского Театра Комедии Николай Акимов уговорил Шварца попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена» – сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении. А затем – другие, самые знаменитые сказки Шварца.
«Тень» (1940), написанная, как и некоторые другие его пьесы, по мотивам сказок Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, поскольку в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.
В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров и Сталинабад. Здесь он работал над пьесой «Дракон» (1943), которая была поставлена Акимовым уже после войны. Но спектакль сняли с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 г.
Вообще после войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его «Автобиография», написанная в 1949 г. и изданная в 1982 г. в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. Лишь в 1956 г. был издан первый сборник пьес, по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом. В 1954 г. пошла в разных театрах сказка «Два клена», в 1956 г. – «Обыкновенное чудо».
В 1956 г. Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1955–1956 гг. писатель вел дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» – уникальных по форме мемуаров. Это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, и меткие характеристики всевозможных советских учреждений – творческих союзов, издательств, театров.
По сценариям Шварца поставлены фильмы «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948), «Дон-Кихот» (1957), «Марья-искусница» (1959), «Каин XVIII» (1963, по сказке «Два друга»), «Обыкновенное чудо» (1964), «Снежная королева (1966). Более современные экранизации его сказок – фильмы Марка Захарова «Убить дракона» и «Обыкновенное чудо».
Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Родился в Казани в семье Льва Борисовича Шварца, и Марии Федоровны Шелковой. Отец учился на медицинском факультете Казанского университета врач-хирург), мать окончила акушерские курсы

С РОДИТЕЛЯМИ

В конце 1910-х годов Евгений учился на юридическом факультете МГУ, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе

С ДРУЗЬЯМИ ДЕТСТВА

Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в военное училище в Москву.

Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь.

После армии поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы.

Некоторое время Шварц работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили.

В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках.

Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки Е. Шварца экранизированы.

Герои его сказок учат нас. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Е. ШВАРЦ И ДЕТИ

НАДПИСЬ НА ДОМЕ ГДЕ ЖИЛ ПИСАТЕЛЬ

«Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Презентацию подготовила Демьянова Ольга Григорьевна


Евгений Шварц является известным советским писателем, поэтом, драматургом и сценаристом. Его пьесы не раз экранизировались, а также ставились на сценах ведущих театров, а многие сказки до сих пор пользуются популярностью не только среди маленьких, но и среди взрослых читателей. Особенностью его произведений является глубокий философский подтекст при видимой простоте и даже узнаваемости сюжетов. Многие его сочинения стали оригинальными трактовками уже знакомых читателям историй, которые он переделал так интересно, что новые произведения позволяли пересмотреть известные сказки.

Молодые годы

Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани в семье врача. Его детство прошло в многочисленных переездах, что было связано с работой отца. В 1914 году будущий знаменитый писатель поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в это время он сильно увлекся театром, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В годы Первой мировой войны он служил в армии, был произведен в прапорщики.

После февральской революции Евгений Шварц поступил в Добровольческую армию, принимал участие в боевых действиях белого движения. После демобилизации стал работать в театральной мастерской.

Начало карьеры

В 1921 году будущий драматург переехал в Петроград, где начал играть на сцене. Тогда же он зарекомендовал себя как прекрасный импровизатор и рассказчик. Его литературный дебют состоялся в 1924 году, когда вышло детское произведение «Рассказ старой балалайки». Через год Евгений Шварц уже был постоянным сотрудником и автором двух известных детских журналов. 1920-е годы были весьма плодотворны в его карьере: он сочинил несколько произведений для детей, которые вышли отдельными изданиями. 1929 год был знаковым в его биографии: ленинградский театр поставил на своей сцене пьесу автора «Ундервуд».

Особенности творчества

Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка. Еще одной характерной чертой его творчества было то, что он часто брал за основу своих уже знакомые классические истории. Так, Шварц написал сценарий для культового кино «Золушка», который вышел на экраны в 1946 году. Старая сказка под пером автора заиграла новыми красками.

Например, Евгений Шварц тщательно прописал тех персонажей, которые в оригинальном произведении оставались обезличенными. Принц стал озорным и смешливым молодым человеком, король забавлял зрителей своими остроумными репликами и милым простодушием, мачеха оказалась не столько злобной, сколько хвастливой и честолюбивой женщиной. Фигура отца героини также приобрела реальные черты заботливого и любящего родителя, в то время как обычно его образ оставался неясным. Итак, писатель мог вдохнуть новую жизнь в старые произведения.

Военная тематика

Произведения Евгения Львовича Шварца поражают многообразием тематики. Во время войны он оставался в блокадном Ленинграде и отказывался уезжать из города. Впрочем, через некоторое время его все-таки вывезли, и он в Кирове написал несколько сочинений о войне, среди них - пьеса «Одна ночь», которая была посвящена защитникам города. Произведение «Далекий край» повествует об эвакуированных детях. Таким образом автор, как и многие его современники, сочинил ряд своих произведений про страшные дни военного времени.

Работа в кино

Сказки Евгения Шварца неоднократно экранизировались. Выше уже было сказано о том, что именно он стал автором сценария знаменитой «Золушки». Помимо этой работы, массовый зритель наверняка еще помнит старый фильм «Марья-искусница», также снятый по мотивам его сочинения.

Писатель вновь в свойственной ему тонкой и философской манере пересказывает на новый лад с детства знакомую всем историю о злом водяном, похитившем прекрасную молодую женщину. Несомненная удача автора - введение в повествование ребенка в качестве одного из главных действующих лиц. Ведь прежние сказки с аналогичным сюжетом обходились, как правило, двумя положительными персонажами (похищенной царевной и ее освободителем) и одним отрицательным. Автор же расширил рамки сюжета, что пошло фильму на пользу.

«Обыкновенное чудо»

Книги Евгения Шварца отличаются сложным интеллектуальным подтекстом, который скоро стал основным приемом автора. Некоторые его произведения иногда даже при всей своей видимой простоте сюжета оказывались сложными для понимания. Над своей, наверное, самой известной пьесой «Обыкновенное чудо» автор работал десять лет. Она вышла в 1954 году и вскоре была поставлена на сцене. В отличие от других его сказок, данное произведение не имеет конкретной исторической привязанности; в тексте присутствует только упоминание о том, что усадьба хозяина расположена в Карпатских горах. Персонажи пьесы получились весьма неоднозначными: король при всей своей жестокости безоглядно любит дочь, охотник, который вначале демонстрируется как комедийный герой, соглашается убить сотого медведя. Действующие лица постоянно рефлексируют и тщательно анализируют свои поступки с психологической точки зрения, что было совсем не характерно для традиционных сказок.

Постановки и экранизации

Евгений Шварц для детей создал почти все свои произведения. В этом ряду выделяется пьеса «Обыкновенное чудо», которая скорее предназначена для взрослого читателя. Критика, как правило, обходила постановки стороной. Некоторые авторы статей отмечали своеобразие пьесы, однако упрекали автора за то, что его герои не борются за свое счастье, а всецело полагаются на волю волшебника, что не совсем справедливо, так как Принцесса и Медведь, наоборот, по ходу повествования ведут себя самым неожиданным даже для самого Хозяина образом.

Первые постановки, впрочем, были тепло приняты публикой, а также некоторыми другими писателями, которые по достоинству оценили тонкий философский юмор и оригинальность героев. Также в разное время были осуществлены экранизации данной пьесы: черно-белая Э. Гарина и цветная М. Захарова. Последняя приобрела статус культовой за счет звездного актерского состава, великолепной режиссерской постановки, прекрасной музыки, оригинальной интерпретации действующих лиц, а также колоритных декораций.

«Тень»

Биография Евгения Шварца неотделимо связана с его работой для театра, для которого он написал несколько известных пьес. Упомянутая в подзаголовке была создана в 1940 году. Она была сочинена специально для сценической постановки. Наряду с некоторыми другими произведениями драматурга отличается некоторой памфлетностью. Это весьма специфическая история, которая повествует о необычном происшествии, случившемся с ученым, который потерял свою тень. Через некоторое время последняя заняла его место и причинила ему много вреда.

Однако преданность любящей его девушки помогла ему преодолеть все испытания. Это произведение было экранизировано Н. Кашеверовой, а две главные роли исполнил известный советский артист О. Даль.

Другие произведения

В 1944 году Шварц написал философскую сказку «Дракон». В этом сочинении он снова прибег к своему излюбленному приему: переделал уже знакомые народные сюжеты, однако в этот раз в качестве первоначальной основы ему послужили фольклорные мотивы азиатских народов о страшном драконе, которого никто никак не может убить, поскольку в свое время победитель также превращается в диктатора. В этой пьесе автор провел мысль о том, что люди предпочитают довольствоваться сносной жизнью при диктаторе, чем рисковать ею в борьбе за свободу. Никто из них не в состоянии почувствовать себя по-настоящему свободным, и поэтому главный герой, рыцарь Ланселот, победив чудовище, оказывается проигравшим, потому что так и не смог изменить психологию людей. Произведение было экранизировано М. Захаровым в 1988 году.

До сих пор пользуются популярностью те сказки, которые сочинил в свое время Евгений Шварц. «Потерянное время» (точнее, "Сказка о потерянном времени") - произведение, предназначенное для детей. В этой истории автор проводит мысль о необходимости дорожить каждой минутой времени и не терять его понапрасну. Несмотря на узнаваемость сюжета, композиция, тем не менее, отличается оригинальностью, так как в этот раз писатель перенес действие произведения в современную эпоху. История рассказывает о непутевых детях, которые потеряли много драгоценных часов, украденных злыми волшебниками, превратившимися за этот счет в подростков, а главные герои стали стариками. Им пришлось пройти немало испытаний, прежде чем снова удалось вернуть себе привычный облик. Сказка была экранизирована А. Птушко в 1964 году.

Личная жизнь писателя

Первой женой автора была актриса театра Ростова-на-Дону. Однако через некоторое время он с ней развелся и женился второй раз на Екатерине Зильбер, с которой прожил до смерти. Однако у них так и не появились дети. Евгения Шварца все называли чрезвычайно романтичным человеком, склонным к эксцентричным поступкам. Так, например, он добился согласия на брак первой жены тем, что прыгнул в холодную воду зимой. Этот первый брак оказался счастливым: у супругов родилась дочь Наталья, которая была смыслом жизни для писателя.

Однако вторая любовь драматурга оказалась намного сильнее, так что он решился пойти на этот разрыв. Автор скончался в 1958 году в Ленинграде. Причиной смерти стал инфаркт, так как раньше он долго страдал от сердечной недостаточности. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Фильмы-экранизации часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

российский писатель (1896-1958)

Имя известного писателя всегда окружено легендами. Существуют легенды и о Евгении Шварце. Его считали завсегдатаем богемных вечеринок, мастером красного словца. Сам Шварц однажды заметил по этому поводу: «Легенда проста, жизнь - сложна, и в ней все замечательно и великолепно перепутано».

Родители будущего писателя познакомились во время учебы: отец был студентом медицинского факультета в Казани, мать училась на акушерских курсах. Каждый из них имел свой круг увлечений: отец увлекался политикой, мать слыла неплохой актрисой и выступала в любительском кружке еще когда семья жила в родном городе Рязани. Кружком руководил известный историк театра барон Н. Дигель. Он видел в своей ученице характерную актрису, но она посвятила себя семье.

Получив место земского врача, Лев Шварц перевез в Дмитров свою семью. Но вскоре его арестовали за участие в работе казанского студенческого социал-демократического кружка. После освобождения он не мог проживать в столичных и губернских городах и нашел место врача в больнице города Майкопа. Здесь его сын Евгений закончил реальное училище.

Чтобы поступить в университет, Евгению Львовичу Шварцу пришлось сдать латынь в Армавирской гимназии. В 1914 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Однако Евгений не смог получить высшее образование: в 1916 г. отца призвали на фронт, материальное положение семьи резко ухудшилось, поэтому Евгению пришлось уехать из Москвы, поселиться в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и поступить на работу, чтобы начать поддерживать близких. Он зарабатывал уроками и одновременно играл в любительских спектаклях.

В 1917 году Евгений Шварц переехал в Ростов-на-Дону, чтобы продолжить образование, тогда он еще не расстался с надеждой закончить университет. Но неожиданно для себя увлекся театром и стал одним из организаторов труппы «Театральная мастерская». Когда их любительский театр включили в состав государственных учреждений, Шварц занял в нем место члена художественного совета. Но одновременно Евгений продолжал играть в спектаклях и писать агитационные пьесы «на злобу дня». С 1920 года его зачислили в политотдел Кавказского фронта в качестве артиста и театрального инструктора.

Вместе со своими единомышленниками, Евгений Шварц мечтал о перевороте в театральном искусстве. Конечно, в этом был элемент бравады, свойственной возрасту. Но юные гении были отчасти правы, и статьи об отдельных постановках ростовского театра появлялись в ленинградской печати.

В 1921 г. коллектив решил перебраться в Ленинград, однако молодым руководителям театра оказались не по плечу сложные финансовые проблемы, и через год «Театральная мастерская» распалась. К тому времени Шварц уже играл в театрах «Новой драмы» и «Пролеткульта», но он чувствовал, что не может оставаться только актером. Евгению хотелось самовыражаться и другими способами.

Современники отмечали широту дарования Евгения Шварца. Ольга Форш вывела его под именем Гёни Чорна в повести «Сумасшедший корабль». Она подробно рассказывает о таланте импровизатора, свойственном Шварцу, практически каждый день представлявшему обитателям Дома искусств новый сценарий. Позже она писала, что он был настоящим выдумщиком, хотевшим «поднять на художественную высоту культуру шутки». «Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас».

Небольшая передышка позволила Шварцу навестить родителей, отец служил врачом на соляном руднике, находившемся неподалеку от Артемовска, в Донбассе. Неожиданно для себя Евгений становится сотрудником местной газеты «Кочегарка»: пишет очерки, работает над рукописями молодых авторов. Изредка появляются его отзывы на книги современных авторов. Параллельно Шварц становится секретарем редакции журнала «Забой», фельетонистом, литературным сотрудником. В то время он еще не решался выступать под своим именем и подписывался псевдонимом Щур.

В начале двадцатых годов многие молодые авторы входили в новую литературу через журналистику. Работа в газетах помогала сформировать собственный стиль, создавала навыки владения краткой фразой. Доступность и афористичность произведений Евгения Шварца хорошо знакомы и современному читателю. Среди коллег он также слыл «устным писателем», блестящим рассказчиком. Но Шварц всегда отличался исключительной требовательностью к себе. Только после того, как его фельетоны, написанные раёшным стихом, получили одобрение коллег и снискали популярность у читателей, он решился на публикацию в центральной прессе.

Вернувшись в Ленинград, Евгений Львович Шварц начал работать редактором в детском отделе Госиздата, в редакции журнала «Ленинград» и в детских журналах «Еж» и «Чиж». Тогда Ленинград стал своеобразной кузницей кадров, воспитавшей плеяду писателей и художников. Одновременно Е. Шварц становится членом студии детских писателей, которой руководили О. И. Капица и Самуил Яковлевич Маршак . Там он впервые познакомился с детским фольклором и попытался писать сказки.

В 1925 году Евгений Шварц выпускает первую книжку для детей - «Рассказ старой балалайки», где в простой и доступной форме рассказывает о наводнении в Ленинграде. Впервые он опубликовал сказку в журнале «Воробей», использовав нетрадиционную форму раёшного стиха.

Евгений Львович Шварц блестяще использовал опыт своих предшественников, одинаково легко обращаясь и с фольклорным, и с литературным материалом. В сказке «Война Петрушки и Степки-Растрепки» он делает героями персонажа балаганной культуры и персонажа современного стихотворения С. Маршака. Они превращаются в озорных и неугомонных мальчишек, выясняющих со свойственной возрасту энергией свои взаимоотношения.

Евгений Шварц вырабатывает собственный стиль, в котором соседствуют конкретные бытовые подробности и сказочная условность.

Вторая половина двадцатых годов связана с выпуском книг для детей, причем одни исследователи называют произведения Шварца сказками, другие - научно-художественной литературой. Но, вероятно, следует говорить о рождении нового жанра, где форма сказки становилась поводом для познавательных историй. Подобная форма сложилась в европейской литературе еще в конце XIX - начале XX века (вспомним «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»), в отечественной культуре ярким его представителем можно считать Виталия Бианки .

Иногда произведения Евгения Шварца, написанные в это и последующее десятилетия, называют путешествиями в мир непознанного и неизвестного. Он сумел по-новому раскрыть мир ребенка («Воробей», «Лагерь», «Шарики», «Приключения мухи», «Приключения Шуры и Маруси», «Новые приключения Кота в сапогах», «Приключения В. И. Медведя»).

Литератора отличает поиск новых ощущений, он всегда искал новую форму и иные возможности для самовыражения, поэтому почти все детские журналы и альманахи Ленинграда охотно печатали его стихи и рассказы.

В 1929 г. на сцене Ленинградского ТЮЗа ставится первая пьеса Шварца под названием «Ундервуд». Судьба драматургии Шварца оказывается сложной и драматичной. Первая пьеса была тепло встречена зрителями, но запрещена педологами, стремившимися сформировать коллективное сознание, видевшими даже в традиционном конфликте добра и зла проявления индивидуализма.

Но вскоре ситуация изменилась. Стараниями Маршака, Чуковского и других сказка была возвращена в культуру. Пьесы Евгения Шварца с успехом шли на сценах ведущих ТЮЗов страны, их ставили также в кукольных театрах и на радио.

Евгений Львович Шварц видел в сказке колоссальные возможности, в прологе к «Обыкновенному чуду» он писал, что сказка «рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Жанр сказки стал для него средством высказать свои мысли, отразить гражданские чувства. «Уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше», - заметил он в одном из писем начала тридцатых годов.

Основу драматургии Шварца составили пьесы «Голый король» (1934), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Сказка о потерянном времени», «Дракон» (1944), «Два клена» (1953), «Обыкновенное чудо» (1956).

Писатель часто обращался к мировым сюжетам или по-своему пересказывал известные произведения, вводя в них в яркой ироничной и аллюзийной форме современные реалии («Запомни, бой наш еще не кончился! Запомни!»; «Мы не пугаемся, а храбро прячемся. Мы молодцы»). Можно также вспомнить, что в пьесе «Тень» писатель дает два варианта конца.

Хотя пьесы Евгения Шварца традиционно называют «сказочной драматургией», писатель большое внимание уделяет психологическому состоянию персонажей. Так, в пьесе «Дракон» автор создает не столько сюжетную, сколько психологическую коллизию. Вернувшись в город после излечения от ран, убивший Дракона рыцарь Ланцелот видит чествование бургомистра, который, оказывается, и есть подлинный победитель чудовища.

Оправдываются зловещие слова Ланцелота, сказанные в начале пьесы: «После победы в открытом бою каждый должен еще убить дракона в самом себе, а это - очень болезненно».

Язык пьес Шварца конкретен и афористичен: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать», «Всех учили подлости. Но зачем ты был первым учеником?».

Как и его предшественник Ханс Кристиан Андерсен , Евгений Шварц умел видеть в обыденных вещах нечто совершенно необыкновенное. Он косвенно говорит о своей близости к датскому сказочнику, часто перерабатывая те же самые сюжеты. Но Шварц всегда подчеркивал, что его сказки - не аллегории, а персонажи говорят не на эзоповом языке. Правда, его словам не всегда верили. Почти сразу же после премьеры «Дракон» был снят со сцены, поскольку кому-то показалось, что она намекает на недавние события. Только благодаря вмешательству Н. Акимова пьеса увидела свет рампы, но в другие театры попала лишь годы спустя.

С первых дней Великой Отечественной войны, Евгений Львович Шварц работал в Радиокомитете, в декабре 1941 года по решению исполкома горсовета его эвакуировали в Киров (Вятку) в состоянии крайне тяжелой дистрофии. В 1943 году по вызову Ленинградского театра комедии Шварц переехал в Таджикистан, в город Сталинабад, и оттуда в 1944 году - в Москву. В Ленинград писатель вернулся только после победы, в июне 1945 года.

Военные впечатления отразились в пьесах «Одна ночь» и «Далекий край» (1942). Детям блокады посвящен киносценарий «Первоклассница» (фильм поставлен в 1948 году).

К сожалению, Евгений Шварц при жизни почти не был востребован кинематографом, он написал еще два сценария - «Золушка» (вместе с Н. Эрдманом) и «Дон-Кихот». Хотя он уже был тяжело болен, но постоянно переписывался с режиссером Г. Козинцевым, высказывая свои замечания буквально по каждой сцене.

Особое место в творчестве Евгения Львовича Шварца занимают его воспоминания. Многие десятилетия он практически ежедневно записывал в особую тетрадь свои мысли. Писатель знал, что они вряд ли будут напечатаны, и называл свой труд ироничным сокращением «ME» (от Мемуары). Он сохранил свой талант рассказчика до конца дней, но яркая и нелицеприятная оценка явлений современной ему действительности обусловила забвение его мемуарной прозы. 37 объемистых тетрадей еще ждут своего издателя. Пока выходили только отдельные части, в них немало интересных и тонких наблюдений. «Я стою среди темных юбок, как в лесу, и держу маму за руку», - так описывает Шварц свою первую репетицию, на которой ему разрешили присутствовать в четырехлетнем возрасте, во время игры его матери.