Для получения металлов из оксидов используются различные восстановители. Использование водорода позволяет получать активные металлы, не восстанавливаемые оксидом углерода (II). Также этот способ применяется для получения металлов с низким содержанием примесей, например, для химической лаборатории. Стоимость этого способа довольно высока. В качестве примера можно привести реакцию восстановления меди из оксида меди (II) при нагревании в струе водорода:

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

С указанием степени окисления элементов:

Cu +2 O + H 2 0 = Cu 0 + H 2 +1 O

Хотя реакция обратимая, но проведение ее в токе водорода, и, как следствие, удаление паров воды из зоны реакции позволяет сместить равновесие вправо и добиться полного восстановления меди.

Железо, поступающее в школьную лабораторию, часто на этикетке имеет надпись: «Восстановлено водородом»:

Fe 2 O 3 + 3H 2 = 2Fe + 3H 2 O

Способ восстановления металлов алюминием получил название «алюминотермия» или «алюмотермия». Алюминий является еще более активным восстановителем. Этим способом получают хром, марганец:

2Al + Cr 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2Cr

При реакции оксида железа (III) с порошком алюминия (смесь необходимо поджечь магниевой лентой) выделяется много тепла:

2Al + Fe 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2Fe

Алюминотермией получают некоторое количество кальция. Обратите внимание, что в электрохимическом ряду напряжений кальций находится левее алюминия, но это не делает невозможным данный способ - не следует забывать, что ряд напряжений говорит о возможности или невозможности протекания реакций только в растворах .

Оксид углерода (II) применяется наиболее широко. Например, при выплавке чугуна в доменной печи восстановителями являются кокс и образующийся оксид углерода(II). Суммарное уравнение получения железа из красного железняка:

Fe 2 O 3 + 3CO = 2Fe + 3CO 2

Чистые металлы в современной технике используются сравнительно редко. Чистые медь и алюминий применяются для изготовления электрических проводов. Цинк, никель, хром, золото наносятся на поверхность стальных изделий для защиты от коррозии и придания красивого внешнего вида.

Сплавы обладают более высокой прочностью. Легкие сплавы на основе алюминия, например, дуралюмины (содержат медь и магний) - особенно широко применяются в изготовлении летательных аппаратов, автомобилей, скоростных судов.

Сплавы на основе железа - чугун и сталь - основные конструкционные материалы современной техники. Чугун, благодаря более низкой стоимости, устойчивости к коррозии, хорошим литейным качествам широко применяется для изготовления станков, печных плит, декоративных садовых решеток и пр.

Сталь хорошо обрабатывается и обладает высокой прочностью. Добавление в сталь легирующих добавок позволяет придавать ей особые свойства: высокую твердость, устойчивость к коррозии (нержавеющие стали), кислотам (кислотоупорные), высоким температурам (жаропрочные) и т. д.

Сплавы на основе меди - латуни и бронзы - обладают хорошей теплопроводностью, устойчивостью к коррозии (в том числе в морской воде), красивым внешним видом. Применяются для изготовления радиаторов, в судостроении, для декоративных целей.

Сплавы олова и свинца - припо́и - обладают более низкой температурой плавления, чем олово и свинец в отдельности. Используются при пайке.

Вам понадобится

  • - химическая посуда;
  • - оксид меди (II);
  • - цинк;
  • - соляная кислота;
  • - спиртовка;
  • - муфельная печь.

Инструкция

Медь из оксида вы сможете восстановить водородом. Сначала повторите технику безопасности при работе с нагревательными приборами, а так же с кислотами и горючими газами. Напишите уравнения реакций: - взаимодействие и соляной кислоты Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;- восстановление меди водородом CuO + H2 = Cu + H2O.

Прежде чем проводить опыт, подготовьте для него оборудование, так как обе реакции должны идти параллельно. Возьмите два штатива. В одном из них закрепите чистую и сухую пробирку для оксида меди, а в другом - пробирку с газоотводной трубкой, куда положите несколько кусочков цинка. Зажгите спиртовку.

Насыпьте черный порошок меди в приготовленную посуду. Сразу же залейте цинк . Газоотводную трубку направьте на оксид. Помните, что идет только . Поэтому поднесите спиртовки ко дну пробирки с CuO. Все старайтесь делать достаточно быстро, так как цинк с кислотой взаимодействует бурно.

Еще медь можно восстановить . Составьте уравнение реакции:2CuO + C = 2Cu + CO2Возьмите порошок меди(II) и просушите его на огне в открытой фарфоровой чашке (порошок должен быть цвета). Затем насыпьте полученный реактив в фарфоровый тигель и добавьте мелкодисперсный древесный (кокс) из расчета 10 частей CuO к 1 части кокса. Все тщательно разотрите пестиком. Закройте неплотно крышкой, чтобы при реакции улетучивался образующийся углекислый газ, и поместите в муфельную печь с температурой около 1000 градусов по Цельсию.

После того как реакция закончится, тигель охладите, а содержимое залейте водой. После этого перемешайте полученную суспензию, и вы увидите, как частички угля отсоединяются от тяжелых красноватых шариков. Достаньте полученный металл. Позднее, при желании, можете попытаться сплавить в печи меди между собой.

Полезный совет

Прежде чем нагревать дно пробирки с оксидом меди, прогрейте ее целиком. Это поможет избежать трещин на стекле.

Источники:

  • как получить оксид меди
  • Восстановление меди водородом из оксида меди

Медь (Cuprum) является химическим элементом I-ой группы периодической системы Менделеева, имеющим атомный номер 29 и атомную массу 63,546. Чаще всего медь имеет валентность II и I, реже – III и IV. В системе Менделеева медь располагается в четвертом периоде, а также входит в группу IB. Сюда входят такие металлы благородного происхождения, как золото (Au) и серебро (Ag). А теперь мы распишем способы получения меди.

Инструкция

Промышленное получения меди – сложный и многоступенчатый. Добытый металл дробится, а затем очищается от пустой породы посредством использования флотационного метода обогащения. Далее полученный концентрат (20-45% меди) подвергается обжигу в печке с воздушным дутьем. После обжига должен образоваться огарок. Это твердое , которое содержится в примеси многих металлов. Расплавьте огарок в отражательной либо электрической печи. После такой плавки помимо шлака штейн, содержащий в себе 40-50% меди.

Штейн далее подвергается конвертированию. Это значит, что нагретый штейн продувается сжатым и обогащенным воздухом. Добавьте кварцевого флюса (песка SiO2). При конвертировании нежелательный сульфид FeS перейдет в шлак и выделится в форме сернистого газа SO2. Одновременно будет окисляться сульфид одновалентной меди Cu2S. На следующей ступени будет образовываться оксид Cu2O, который вступит в реакцию с сульфидом меди.

В результате всех описанных операций получится черновая медь. Содержание самой меди в ней составляет около 98,5-99,3% по массе. Черновая медь подвергается рафинированию. Этот на первой стадии в оплавлении меди и пропускании через полученный расплав кислорода. Содержащиеся в меди примеси более активных металлов незамедлительно вступают в реакцию с кислородом, переходя тут же в оксидные шлаки.

В заключительной части процесса получения меди она подвергается электрохимическому рафинированию серы. Черновая медь при этом является анодом, а очищенная – катодом. Благодаря такой очистке выпадают в осадок примеси менее активных металлов, которые присутствовали в черновой меди. Примеси более активных металлов вынуждены оставаться в электролите. Стоит отметить, что чистота катодной меди, прошедшей все стадии очистки, достигает 99,9% и даже более.

Медь – широко распространенный металл, который одним из первых был освоен человеком. С давних времен, ввиду своей относительной мягкости, медь использовалась главным образом в виде бронзы – сплава с оловом. Встречается она как в самородках, так и в виде соединений. Представляет собой пластичный металл золотисто-розоватого цвета, на воздухе быстро покрывается окисной пленкой, придающей меди желто-красный оттенок. Как определить, содержится ли медь в том или ином изделии?

Инструкция

Для того чтобы найти медь, можно провести довольно простую качественную реакцию. Для этого настрогайте кусочек металла на стружку. Если вы хотите проанализировать проволоку, ее необходимо нарезать небольшими кусочками.

Затем налейте в пробирку немного концентрированной азотной . Осторожно опустите туда же стружку или куски проволоки. Реакция начинается практически сразу, и требует она большой аккуратности и осторожности. Хорошо, если есть возможность провести эту операцию в вытяжном шкафу или, в крайнем случае, на свежем , поскольку ядовитые , очень вредные для . Их легко , поскольку они бурый цвет - получается так называемый «лисий хвост».

Образовавшийся раствор необходимо выпарить на горелке. Это также очень желательно делать в вытяжном шкафу. В этот момент удаляются не только безопасный водяной пар, но и пары кислоты, и оставшиеся окислы азота. Полностью выпаривать раствор не нужно.

Видео по теме

Обратите внимание

Необходимо помнить, что азотная кислота, а особенно концентрированная – очень едкое вещество, работать с ней надо предельно аккуратно! Лучше всего – в резиновых перчатках и защитных очках.

Полезный совет

Медь обладает высокой тепло- и электропроводностью, низким удельным сопротивлением, уступая в этом отношении только лишь серебру. Благодаря чему этот металл находит широкое применение в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов, печатных плат. Сплавы на основе меди применяются также в машиностроении, судостроении, военном деле, ювелирной промышленности.

Источники:

  • где можно найти медь в 2019

Сегодня металлы используются повсеместно. Их роль в промышленном производстве трудно переоценить. Большинство металлов на Земле находятся в связном состоянии - в виде оксидов, гидроксидов, солей. Поэтому промышленное и лабораторное получение чистых металлов, как правило, основано на тех или иных реакциях восстановления.

Вам понадобится

  • - соли, оксиды металлов;
  • - лабораторное оборудование.

Инструкция

Восстановите цветные металлы путем проведения электролиза водных их с высоким показателем растворимости. Этот метод применяется в промышленных масштабах для получения некоторых . Также данный процесс можно осуществить в лабораторных условиях на специальном оборудовании. Например, можно восстановить в электролизере медь из раствора ее сульфата CuSO4 (медного купороса).

Восстановите металл путем электролиза расплава его соли. Подобным образом можно получать даже щелочные металлы , например, натрий. Этот способ также используется в промышленности. Для восстановления металла из расплава соли необходимо специальное оборудование ( имеет высокую температуру, а образующиеся в процессе электролиза газы необходимо эффективно отводить).

Осуществите восстановление металлов из солей их и слабых органических путем прокаливания. Например, в лабораторных условиях можно произвести железа из его оксалата (FeC2O4 - железо щавелевокислое) путем сильного прогревания в колбе из кварцевого стекла.

Получите металл из его оксида или смеси оксидов путем восстановления углеродом или . При этом оксид углерода может образовываться непосредственно в зоне реакции вследствие неполного окисления углерода кислородом воздуха. Подобный процесс протекает в доменных печах при выплавке железа из руды.

Восстановите металл из его оксида более сильным металлом. Например, можно произвести реакцию восстановления железа алюминием. Для ее осуществления готовится смесь порошка оксида железа и алюминиевой пудры, после чего она поджигается с помощью магниевой ленты. Данная проходит с выделением очень большого количества тепла (из оксида железа и алюминиевого порошка производятся термитные шашки).

Видео по теме

Обратите внимание

Производите реакции восстановления металлов только в лабораторных условиях, на специальном оборудовании и с соблюдением всех правил техники безопасности.

Перенесенные воспалительные заболевания легких, вредное производство, аллергены, отказ от курения и другие факторы требуют активного оздоровления. Смолы, шлаки и токсины годами накапливаются в органах дыхания. Они становятся источником воспалительных процессов. Для восстановления легких необходимо комплексное воздействие на них. На помощь придут дыхательные упражнения, физическая активность на свежем воздухе и, конечно же, фитотерапия.

Вам понадобится

  • - корень алтея;
  • - живица, сахарный песок;
  • - сосновые почки;
  • - корень солодки, лист шалфея, листья мать-и-мачехи, плоды аниса;
  • - эфирные масла эвкалипта, пихты, сосны, майорана;
  • - чабрец.

Инструкция

Какие существуют оксиды меди

Кроме вышеупомянутого основного оксида меди CuO, бывают оксиды одновалентной меди Сu2O и оксид трехвалентой меди Сu2O3. Первый из них может быть получен при нагревании меди при сравнительно невысокой температуре, порядка 200 оС. Однако такая реакция протекает только при недостатке кислорода, что в опять-таки невозможно. Второй оксид образуется при взаимодействии гидроксида меди с сильным окислителем в щелочной среде, к тому же при низких температурах.

Таким образом, можно сделать вывод, что условиях оксидов меди можно не опасаться. В лабораториях и на производстве при работе и ее соединениями необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

Представляющих каждый из них, очень много, но лидирующее положение, несомненно, занимают оксиды. У одного химического элемента может быть сразу несколько разных бинарных соединений с кислородом. Такое свойство имеет и медь. У нее существует три оксида. Давайте рассмотрим их детальнее.

Оксид меди (I)

Его формула - Cu 2 O. В некоторых источниках данное соединение могут называть гемиоксидом меди, оксидом димеди или закисью меди.

Свойства

Является кристаллическим веществом, имеющим коричнево-красный цвет. Этот оксид не растворяется в воде и этиловом спирте. Может плавиться, не разлагаясь, при температуре чуть больше 1240 о С. Данное вещество не взаимодействует с водой, но может переводиться в раствор, если участниками реакции с ним будут концентрированные хлоровородная кислота, щелочь, азотная кислота, гидрат аммиака, соли аммония, серная кислота.

Получение оксида меди (I)

Его можно получить, нагрев металлическую медь, или в такой среде, где кислород имеет малую концентрацию, а также в токе некоторых оксидов азота и вместе с оксидом меди (II). Кроме того, он может стать продуктом реакции термического разложения последнего. Оксид меди (I) получится и в том случае, если нагреть сульфид меди (I) в токе кислорода. Есть и другие, более сложные способы его получения (например, восстановление одного из гидроксидов меди, ионный обмен любой соли одновалентной меди с щелочью и т.п.), но их практикуют только в лабораториях.

Применение

Нужен в качестве пигмента, когда окрашивают керамику, стекло; компонента красок, которые защищают подводную часть судна от обрастания. Используется также как фунгицид. Без него не обходятся и меднозакисные вентили.

Оксид меди (II)

Его формула - CuO. Во многих источниках может встречаться под названием окиси меди.

Свойства

Это высший оксид меди. Вещество имеет вид черных кристаллов, которые почти не растворяются в воде. Взаимодействует с кислотой и при этой реакции образует соответствующую соль двухвалентной меди, а также воду. При его сплавлении с щелочью продукты реакции представлены купратами. Разложение оксида меди (II) происходит при температуре около 1100 о С. Аммиак, монооксид углерода, водород и уголь способны извлекать из этого соединения металлическую медь.

Получение

Его можно получить при нагревании металлической меди в воздушной среде при одном условии - температура нагревания должна быть ниже 1100 о С. Также оксид меди (II) может получиться, если нагреть карбонат, нитрат, двухвалентный гидроксид меди.

Применение

С помощью данного оксида окрашивают в зеленый или синий цвет эмаль и стекло, а также производят медно-рубиновую разновидность последнего. В лаборатории этим оксидом обнаруживают восстановительные свойства веществ.

Оксид меди (III)

Его формула - Cu 2 O 3 . Имеет традиционное название, которое звучит, наверное, немного необычно - окисел медь.

Свойства

Имеет вид красных кристаллов, не растворяющихся в воде. Разложение этого вещества происходит при температуре 400 о С, продукты данной реакции - оксид меди (II) и кислород.

Получение

Его можно получить, окисляя двухвалентный гидроксид меди с помощью пероксидисульфата калия. Необходимое условие реакции - щелочная среда, в которой она должна происходить.

Применение

Данное вещество само по себе не используется. В науке и промышленности более широкое распространение находят продукты его разложения - оксид меди (II) и кислород.

Заключение

Вот и все оксиды меди. Их несколько из-за того, что медь имеет переменную валентность. Существуют и другие элементы, у которых есть по несколько оксидов, но о них поговорим в другой раз.

Свойства водорода восстанавливать металлы из оксидов обычно демонстрируют на его реакции с оксидом меди (II). Для этого водород, из аппарата Киппа (проверить на чистоту!) пропускают над нагреваемым оксидом меди (II). Пробирку закрепляют в штативе немного наклонно вниз отверстием, с тем чтобы образующаяся при реакции вода стекала. Для лучшего обнаружения красной меди остаток после опыта растирают в фарфоровой ступке, на которой при этом можно заметить налет металлической меди. Надо иметь в виду, что охлаждать полученную медь надо в токе водорода, иначе часть восстановленной меди снова окислится. Если взять побольше оксида меди (II), то после пропускания водорода и сильного нагревания ее можно на некоторое время отставить нагревательный прибор. Наблюдается самораскаливание оксида меди (II), так как восстановление ее водородом является реакцией экзотермической. (Этот же опыт можно проводить в установке (рис.) состоящей из сухой стеклянной трубки (4), закрытой с двух концов пробками (6) с трубками. В стеклянную трубку (4) поместите немного оксида меди (II) (5) и закрепите ее в штативе (9). Про­пустите в трубку водород из пробирки (1), закрывающейся пробкой с газоотводной трубкой (2) и соединенной резиновым переходником (3) со стеклянной трубкой (4).



Визуальные наблюдения ___

__________________________________________

Рис. Восстановление оксида меди (II) водородом.

Уравнение реакций ______

_____________________

____________________________________________________________________

Опыт 3. Сравнение восстановительных свойств молекулярного и атомного водорода

Для изучения восстановительных свойств молекулярного и атомного водорода в первую пробирку налейте разбавленный раствор серной кислоты, до­бавьте несколько капель раствора перманганата калия и кусочек цинка, во вторую пробирку налейте разбавленный раствор H 2 SO 4 , до­бавьте несколько капель раствора КМпО 4 и пропустите водород из аппарата Кипа.

Визуальные наблюдения _______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Уравнение реакций ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Контрольные вопросы к лабораторной работе «ВОДОРОД».

1. Водород. Электронная структура атома. Изотопы.

2. Основные промышленные и лабораторные способы получения водорода.

3. Физические свойства водорода.

4. Химические свойства водорода.

5. В чем сходство водорода и галогенов, водорода и щелочных металлов?

6. Привести структурную формулу перекиси водорода и указать характер химических связей.

7. Написать уравнения реакций взаимодействия перекиси водорода с йодидом калия, нитритом калия, сульфидом свинца и оксидом серебра. Указать, окислителем или восстановителем является перекись водорода в данных реакциях.

8. Закончить уравнения химических реакций, назвать полученные вещества и указать тип химической связи:

Na + H 2 = H 2 + F 2 =

9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

NaOH → H 2 → H 2 O → NaOH → NaHCO 3 → Na 2 SO 4

10. Какой объем водорода (н.у.) выделится при действии на алюминий массой 32,4 г раствора соляной кислоты объемом 200 мл (ρ=1,11г/см 3) с массовой долей 25%?

11. 12 г гидрида натрия растворили в 50 г воды. Определите массовую долю гидроксида натрия (в процентах) в полученном растворе.

12. Установить формулу соединения водорода с азотом, содержащего 12,5% водорода. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,104.

Для заметок________________________________________ _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.ГАЛОГЕНЫ

Опыт 1. Получение хлора и хлорной воды.

Поместите в колбу Вюрца, снабженную капельной воронкой (см. рис), оксид марганца (IV) и прилейте по каплям концентрированную соляную кислоту. Газоотводную трубку опустите в склянку для сбора хлора (или склянку с дистиллированной водой (для получения хлорной воды) или с раствором щелочи).

В 1 объеме воды при комнатной температуре растворяется 2,5 объема хлора. Раствор хлора в воде носит название хлорной воды. Для приготовления хлорной воды через холодную воду под тягой в течение 5-8 мин пропускают сильный ток хлора. Когда вода станет желтой, пропускание хлора заканчивают. Хлорную воду хранят в темноте, на холоде, в хорошо закрытой склянке, лучше с притертой стеклянной пробкой и притертым колпачком. В отсутствие тяги хлорную воду можно получить в приборе, изображенном на рисунке. В колбу наливают воду, излишек хлора поглощается раствором щелочи.

Склянку с хлорной водой закройте и сохраните для следующих опытов.

Визуальные наблюдения _______________________________________________

____________________________________________________________________

Уравнение реакций ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Опыт 2. Обесцвечивание органических красителей хлором

В три пробирки налейте около 1 мл дистиллированной воды. В первую пробирку прибавьте 2-3 капли растворам лакмуса, во вторую – индиго, в третью – метилового фиолетового. Затем в каждую пробирку добавьте свежеприготовленной хлорной воды.

Визуальные наблюдения _____________________________________________

__________________________________________________________________

____ ______________________________________________________________

Опыт 3.Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов

В пробирку внесите 3-5 капель свежеприготовленного бромида натрия, в две другие по 3-5 капель йодида калия. Добавьте во все пробирки по 4-5 капель органического растворителя (бензола или бензина). В две пробирки, содержащие раствор бромида и йодида добавьте по 2-4 капли хлорной воды, в третью пробирку с раствором йодида – бромной воды.

Визуальные наблюдения _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнение реакций ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4.Качественные реакции на галогенид-ионы

Внесите в три пробирки по 3-5 капель концентрированных растворов следу­ющих солей: в первую пробирку - хлорида натрия, во вторую - бромида натрия, в третью - иодида калия. В каждую пробирку добавьте по 1-2 капли раствора нитрата серебра.

Визуальные наблюдения _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнение реакций ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 5. Возгонка иода.

Возгонку иода можно провести разными способами

а) В сухой пробирке нагревают 2-3 кристаллика иода. При этом пробирка наполняется фиолетовыми парами иода, которые, охлаждаясь, оседают на ее холодных стенках в виде блестящих мелких кристалликов.

Б) На дно стакана кладут несколько кристалликов иода, затем покрывают его фарфоровой чашечкой с водой и ставят на асбестированную сетку. После осторожного нагревания снизу появляются фиолетовые пары, а на холодных стенках стакана и на дне чашки выкристаллизовывается иод.

Визуальные наблюдения _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Уравнение реакций ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чистую сухую пробирку с небольшим количеством оксида меди СиО наде­вают на наклонную газоотводную трубку прибора для получения водорода. Наклон должен быть такой, чтобы порошок оксида меди не съезжал вниз по стенкам пробирки. К цинку, насыпанному в резервуар прибора, приливают раствор кислоты (стр. 59), испытывают чистоту водорода и надевают на газоотводную трубку пробирку с заранее насыпанным порошком оксида меди. Осторожно прогрев пламенем спиртовки пробирку (не приближать пламя к отверстию: водород вспыхнет и погасить его в этом случае будет трудно), нагревают оксид меди СиО на некотором расстоянии от дна пробирки. Как только начнется легкое раскаливание, спир­товку отставляют - экзотермическая реакция сама доходит до конца. На стенках пробирки конденсируются капельки воды. По окончании реакции вновь прогревают пробирку (не пре­кращая ток водорода), чтобы удалить со стенок воду (пред­осторожность, см. выше), и оставляют полученную медь для охлаждения в токе водо­рода, иначе в пробирку войдет воздух и не успевший остыть металл окислится. Порошок металлической меди высыпают на наковальню и расковывают молотком до получения неболь­ших тонких пластинок. Можно растереть часть порошка в чи­стой фарфоровой ступке. На ее стенках образуется тонкий слой меди характерного цвета. Уда­лить его со стенок легко, смо­чив их азотной кислотой.

Опыт может быть выполнен в любом приборе, предназначен­ном для лабораторных работ учащихся с водородом и медью. Для этого нужно только заменить пробку с обычной газоотводной трубкой на пробку с наклонной трубкой. Если часть газоотводной трубки резиновая, к ней вместо короткого стеклянного наконечника присоединяют длинную (около 20 см ) стеклянную трубку, надевают на последнюю просверленную пробку и закрепляют в слегка наклонном положении в зажиме штатива. Так обычно оформляют демонстрационный опыт, для которого нужен более мощный источник водорода (аппарат Киппа или другой прибор автоматического действия). При использовании приборов автома­тического действия и даже при наличии резиновой газоотводной трубки у прибора с воронкой сравнительно легко погасить пламя водорода, неожиданно вспыхнувшее у отверстия пробирки при прогревании, кратковременно закрыв кран или зажав резиновую трубку. Иногда для демонстрационного опыта вместо пробирки берут шариковую трубку, но особой необходимости в этом нет.

б) Если желательно собрать образующуюся при реакции воду, опыт проводят в приборе, изображенном на рисунке 81. Реакцион­ную изогнутую и оттянутую трубку, длина которой около 18 см , наружный диаметр 1,5 см , можно изготовить из соответствующей стеклянной трубки на хорошей горелке (т. I, стр. 224) или заказать (лучше из тугоплавкого стекла). В трубку помещают зер­ неный или «проволочный» оксид меди СиО столбиком до 5 см между двумя рыхлыми пробками из прокаленной асбестовой ваты. Водород из аппарата Киппа сушат, пропуская его через серную кислоту. Образующаяся вода конденсируется в колбочке, опущен­ной в стакан с холодной водой. Она имеет изогнутую газоотводную трубку для отвода избытка водорода. У конца этой трубки испы­тывают чистоту выходящего водорода перед началом нагревания.

За неимением изогнутой реакционной трубки можно восполь­зоваться шариковой или прямой (диаметром 1,5 см ) трубкой с изогнутой под прямым углом газоотводной трубкой, а вместо колбочки применить охлаждаемую водой пробирку.