В музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, "договаривает", дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке - это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение - это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Определение

Гармония - многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий "благозвучие", и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

Гармония - неотъемлемая часть художественного мышления

Гармония - приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что "благозвучие"

Гармония - слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.

Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.

Гармония - одно или группа созвучий

Гармония - учение о последовательности созвучий

Гармония в узком значении - это системные принципы организации звуковысотных соотношений

Гармония в широком значении - любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.

Гармония - объединение звуков в созвучия и их связное последование

Гармония - научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все...). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она - одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

В современном значении термин "гармония" начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

Особенности гармонии

Как видно из определений, гармония - наука непростая. Главное, что изучается в гармонии - аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).

Виды гармонии в музыке

Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.

Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.

В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:

  • В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
  • Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
  • Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
  • Современная гармония также сформировалась в XX веке.

Классическая гармония

Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.

В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника - Т, субдоминанта - S, доминанта - D. Главный функциональный оборот - Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции. И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций. Преобладают консонирующие аккорды - мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль - у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.

Довольно яркий пример - сонатина Соль мажор Диабелли.

Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T 5 3 -II 6 -D 7 -T 5 3. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.

В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.

Романтическая гармония

Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой - сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как "расширенная тональность", в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления "именных аккордов", применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта - VI минорная.

В опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" появляется так называемый "Тристанаккорд", с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

Увертюра к опере "Тристан и Изольда" особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия - все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

Джазовая гармония

Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония - один из самых демократичных типов.

Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

Вместо привычных функций - T-S-D-T - используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля.

Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В - не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

  • H, B - си

Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C 6 - это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E - до мажор с басом ми.

  • M, maj, maj7, Δ - большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min - минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm - уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø - малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug - увеличенный
  • 7, х - малый мажорный (доминантовый)
  • add - добавленная ступень
  • sus - задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 - получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 - большая секунда)
  • omit - пропуск ступени
  • - , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ - повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского - "Гамма-джаз".

В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

Современная гармония

Современная гармония - область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга - "Лунный пьеро".

Учебные пособия по гармонии

Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично - септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту - иногда встречаются неточности.

Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века и Гармония XX века.

Гармония - одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.

от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей, слияние различных компонентов системы в единое органичное целое. Г. является динамическим сбалансированным результатом качественного различия и противоположности элементов, составляющих устойчивую целостность. Противоположность Г. – хаос, дисгармония, в которых эта целостность отсутствует, где отдельные части не согласуются друг с другом и не составляют сбалансированного целого. Г. является важной характеристикой социального взаимодействия и взаимодействия подструктур психики человека. Нарушение этой Г. создает условия для возникновения социальных и внутриличностных конфликтов. Люди уже на протяжении тысяч лет понимают важность проблемы Г. социальных отношений и пытаются как-то ее решить. Однако абсолютное число людей, погибших и искалеченных в результате социальных конфликтов и самоубийств, из века в век быстро возрастает. По данным ООН, в 1994 г. жили впроголодь 400 млн. чел. В 2004 г. таких людей насчитывалось уже 800 млн. При этом человечество производит достаточно продовольствия для нормального питания всего населения Земли. Г. и конфликт являются крайними типами социального взаимодействия, ограничивающими весь его спектр с т. зр. совершенства. Трудно понять суть и причины конфликтов, не поняв суть и условия достижения Г. в социальных отношениях. Поэтому исследование критериев Г., ее эволюции, условий и способов достижения является важным направлением в деятельности конфликтологов.

ГАРМОНИЯ (ЗАБОТА О...)

Таким образом мы обозначаем понятие, приблизительно соответствующее matching Эриксона, pacing Бэндлера и Гривдера и Iappariement Вайтценхоффера.

В хорошем гипнотическом трансе важно находиться в гармонии с пациентом, поскольку пациент, не имея возможности анализировать происходящее, будет чувствительным к качеству взаимодействия. Такая установка будет способствовать развитию отстраненности, от которой зависит гипноз.

Поэтому в наших гипнотических упражнениях мы требуем от обучающихся:

Максимально использовать слова, выражения и образы, которые пациент употреблял, сообщая свой анамнез, и которые определенным образом отражают его мир. Взаимодействие облегчает также выбор каналов коммуникации, предпочитаемых пациентом;

Самому принимать положение, сходное с положением пациента, поскольку поза всегда связана с переживанием и эмоциями;

Дышать синхронно с пациентом, так как это способ существовать в одном ритме с ним. Для этого достаточно говорить в тот момент, когда пациент делает выдох

Согласованность в сочетании чего-либо

  • муз. , стройность звучания; благозвучие
  • муз. теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов
  • лингв. в ряде языков - по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм
  • муз. клавишно-пневматический с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
    • Когда бутылки наполовину пустели, студенты начинали петь, играть на гармонии и кого-нибудь посылали за Райко, который считался специалистом по бубну.
  • благозвучие
  • греческое "созвучие"
  • дочь Зевса
  • ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками
  • мать амазонок
  • мир и согласие между людьми
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита "... мира"
  • прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии
  • пушкин алгеброй ее поверил
  • раздел теории музыки
  • раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • сборник американского поэта Уоллеса Стивенса
  • согласованность в семье
  • (греч. harmonia, от harmoso - приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях. 3) согласие с кем-либо в мнениях или поступках. 4) вообще созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, 5) греческая богиня согласия, дочь Арея и Афродиты.
  • 1) благозвучное соединение нескольких звуков в один аккорд; 2) отдел теории музыки, рассматривающий построение аккордов, модуляции, интервалы и проч.; 3) вообще - единодушие, согласие.
  • 1) в музыке одновременное соединение различных тонов в один аккорд, представляющей благозвучие; 2) наука, рассматривающая аккорды и модуляции, отношения интервалов и пр., иначе - теория музыки; 3) вообще согласование, созвучие.
  • греч. harmonia, от harmozo, приводить в порядок. а) Наука о созвучиях. b) Созвучие. с) Согласие двух лиц. d) Соразмерность. е) Греческая богиня согласия.
  • (гр. связь, порядок) 1) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия - аккорд); 2) раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании
  • 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений
  • 3. Учебный предмет в системе музыкального образования
  • 4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности
  • 5. Характерная для творчества какого-либо композитора последовательность аккордов и созвучий, специфическое использование гармонических функций
  • благозвучие, мелодичность
  • в греч. миф. дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, от которого получила ожерелье, имевшее свойство приносить несчастье владельцу; вместе с мужем превращена в дракона (миф.)
  • клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна
  • согласованность, стойкое сочетание разных качеств, предметов, явлений, частей целого
  • согласованность, стройное сочетание, соразмерность (разных качеств, предметов, явлений, частей целого)
  • согласованность, стройность в сочетании чего-либо
  • средство музыкальной выразительности
  • таинственная сообразность разнородного
  • Опера немецкого композитора П.Хиндемита «... мира».
  • Мать амазонок.
  • Сборник американского поэта Уоллеса Стивенса.
  • Прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии.
  • Раздел теории музыки.
  • Греческое «созвучие».
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита «ГАРМОНИЯ мира»
  • греческое «созвучие»
  • Синонимы к слову гармония

      • благозвучие
      • согласованность
      • соразмерность
      • стройность

    Антонимы к слову гармония

      • дисгармония
      • диссонанс

    Однокоренные слова для гармония

    • наречия

      • гармонично

      прилагательные

      • гармоничный

      существительные

      • гармоничность

    Она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было « гармонически свободного человечества», всех ценных человеческих способностей в равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

    Философский энциклопедический словарь . 2010 .

    ГАРМО́НИЯ

    (от греч. ἀρμονία – связь, стройность, соразмерность частей) – , отражающая закономерный развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное , связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления , природе и обществе.

    Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857–1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4, [М.], 1935, с. 97–99; Лосев А. Ф., Эстетическая

    Что такое гармония?

    Гармония – это баланс чувств, эмоций, физических сил и социальных событий в жизни человека.

    Гармонию в жизнь приносят позитивные эмоции и события. Негатив в любой из сфер жизни вызывает дисбаланс и неудовлетворенность жизнью, что выбивает человека из колеи. Стоит задуматься и переосмыслить некоторые нюансы своей жизни и вернуться к гармоничному существованию.

    Все ответы обычно спрятаны в самом надежном месте, на виду. Но люди, в силу занятости и нежелания заниматься самоанализом, предпочитают этих ответов не искать, а на проблемы просто закрывать глаза. Но как бы ни хотелось спрятаться от неурядиц, делать этого не стоит. Их нужно решить и вернуть в жизнь гармонию.

    Для этого нужно пройти всего три шага.

    Принято считать, что человеческая жизнь делится на такие сферы: дом, работа, семья, друзья и т.д. Для того чтобы лучше узнать себя, нужно немного перевернуть понимание сфер жизнедеятельности человека. Итак, психологи утверждают, что человеческая жизнь состоит из четырех сфер:

    1. Телесная – к ней можно отнести все физические составляющие жизни: спорт, еда, сон, секс, здоровье.
    2. Духовная – это фантазии, мечты, творчество, планы.
    3. Социальная – контакты с окружающими людьми: друзьями, родственниками, коллегами.
    4. Материальная – все события в жизни, что связаны с деньгами, работой, карьерой, хобби.

    Все четыре сферы принимают участие в жизнедеятельности человека дома, на работе, во время общения с друзьями, в семейном кругу. Например, можно мечтать на работе или общаться с друзьями на занятиях по йоге. И это только небольшие примеры соприкосновения сфер деятельности, ведь они присутствуют в жизни человека постоянно.

    Шаг №2 Подсчет составляющих гармоничной жизни.

    Гармония – это равноценная совокупность описанных выше сфер жизнедеятельности человека. Если в этих сферах присутствует равноценный баланс, тогда и жизнь человека становится гармоничной и счастливой.

    Психологи рекомендуют, на листке бумаги оценить, в процентном соотношении, все четыре сферы. Во время оценки нужно взвесить количество сил, затраченных на ту или иную сферу, уровень самоудовлетворения от полученных результатов деятельности в этой сфере. Полная гармония в этих подсчетах равна ста процентам.

    Вначале стоит взять небольшой отрезок времени, неделю или месяц. А в дальнейшем такой подсчет нужно подводить раз в год.

    В итоге, человек живет гармоничной жизнью, если показатель каждой сферы приближается к двадцати пяти процентам. Таким образом можно наглядно увидеть в какую сферу нужно вкладывать больше сил и энергии, а где немножко изменить стратегию поведения.

    Шаг №3 Решение проблем

    После несложных математических расчетов, отчетливо виден результат. И можно планировать мероприятия по улучшению показателей в проблемной сфере человеческой жизнедеятельности.
    Действия по улучшению могут быть разнообразными, например, для улучшения материальной сферы можно сменить работу, найти подработку или получить права. В телесной сфере можно устраивать себе выходной и ходить в баню, сауну, посещать сеансы массажа или купить абонемент в спортзал. В духовной сфере стоит задуматься о своем творческом развитии: петь, рисовать, писать. Не только мечтать, а и воплощать свои мечты в жизнь. И, наконец, в социальной сфере нужно больше времени уделять родным и близки, проводить время с друзьями или заводить новые приятные знакомства.

    Нет универсального совета. Как улучшить свою жизнь и сделать ее гармоничной. Все зависит от жизненных ситуаций и особенностей характера человека.
    Но приложив немного усилий и найдя причину дисбаланса, все можно решить. Нужно только не опускать руки и смотреть на мир сквозь призму позитива.