Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа

Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.

Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество

Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров

Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою

Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал - только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут - и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.

Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?

Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях


Наша Родина-Россия

Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан

Наша Родина – Россия. Герб России - красный
геральдический щит с золотым двуглавым
орлом, поднявшим вверх распущенные
крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и над ними одной большой короной,
соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой -держава. На груди орла,
в красном щите, - серебряный всадник в синем
плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьём черного опрокинутого
навзничь змея.
Россия- это очень большая страна, в которой
живет много людей разных национальностей.
Россия большая и необъятная страна, она
простирается с запада на восток и с севера на
юг. В России много озер и больших рек, таких
как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

Столица нашей родины - город Москва

Столица нашей родины город Москва

Разнообразен растительный и животный мир нашей России

Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее названи

Округ в котором мы живем называется ХантыМансийский автономный округ – Югра. История
нашего округа началась очень давно. Древнее название
нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ).
Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск,
Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион,
Нягань, Покачи.
На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп
вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого
(синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в
виде парно расположенных, совмещенных хвостами
мифических птиц. Своими крыльями птицы
поддерживают восходящее солнце,
Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет
основное занятие коренного населения - оленеводство.
Хвойные ветви являются символом флоры региона.
Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный
цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

Дары природы нашего округа

Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

Коренные жители нашего округа

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянка

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и
манси)
- Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах,
зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения
по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у
коренных жителей – это домашние животные, они очень
красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают,
поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для
этого оленей запрягают в сани (нарты).
В упряжку запрягают сразу несколько оленей.
Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное
животное, может долго бежать и не устанет.
Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей
используется для пошива одежды, из него строят жилища –
юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не
отморозить.
Олень для северного человека – очень хороший помощник

Постройки коренных жителей

МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Национальная одежда

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и по

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей
коренных народов Севера. Там находится много вещей
коренных народов нашего округа
Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша,
которую ханты используют для поднятия теста, а это короб
из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир.
Собирают лесные ягоды.
Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой
орнамент изображен на ней (медведь).
Ведь у коренных народов севера, медведь – это
священное животное, и поэтому его очень часто
изображают на разных предметах быта.

«Акань – хантыйская кукла

Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и

Акань» - хантыйская кукла. Это такие
самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна
или меха. Раньше эти куклы ханты дарили
своим родственникам и сами получали в
подарки. На лице у акань непринято было
делать глаза, нос, рот, так как кукла
считалась священной. По поверью в такую
куклу мог вселиться злой дух

Предметы быта

Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, как

Коренные народы севера очень любят
украшать предметы своего быта
разными орнаментами, вышивкой из
бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите,
какие красивые сумочки, украшения
для головы из бисера

Птица глухарь-символ коренных народов
нашего края, символ г.ПытьЯх

Уровни образования:

начальное общее образование

основное общее образование

дополнительное образование детей

Класс(ы):

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Краеведение

Окружающий мир

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Классный руководитель

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Данная презентация может быть использована на уроках по краеведению и окружающему миру и рассказывает о жизни народов, населяющих северные территории нашей страны – ханты.

Народ Севера.

Слайд 2

Есть еще в Росси чудные места, где радуется душа первозданным лесам, где загадочные вершины гор отражаются в хрустальных озерах, где бегут прозрачные реки, еще не ставшие металлургическими и химическими сточными ручьями, где голову кружит кислород, а не бензиновый смрад задыхающихся мегаполисов.

Слайд 3

Смотришь на карту- видишь богом забытое место: сплошь озера, реки, болота, кое-где леса.

А из окна вертолета все видится иначе: реки с песчаными берегами, покрытые в основном приречными кедровниками. Рисунок, изгибов речных русел, напоминает орнаменты на одежде местных ханты.

Слайд 4 – 5

Ханты и манси – это два северных народа, близких по культуре и языку. Проживают эти народы в основном на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Слайд 6 -7

Сочетание тундровых, лесотундровых и таежных ландшафтов издавна позволяло совмещать виды хозяйственной деятельности. Здесь можно заниматься оленеводством, что является традиционным видом хозяйственной деятельности. Ученые считают, что именно оленеводство формирует материальную и даже духовную культуру народа.

Слайд 8

Развито своеобразное оленеводство, относящееся к «таежному типу», в котором преобладают небольшие стада оленей. Выпас производится без постоянного надзора пастухов, а перекочевка от места к месту имеет небольшие расстояния.

Слайд 9

Охотничий промысел включал добычу мясных и пушных животных. Среди мясных первое место занимали лось и олень, боровая и водоплавающая птица. Пушная охота издавна имела товарное значение, здесь на первом месте стояла добыча белки.

Слайд 10

Традиционный образ жизни ханты предполагал широкое употребление в пищу рыбы. Она являлась одной из важных составных их рациона. Во все времена года ханты умеют добывать рыбу.

Слайд 11

А способов и приемов они знают великое множество – более 200! К рыбе у этого народа сложилось особое уважительное отношение. Оно выразилось в представлениях и обрядах, связанных с водой и рыболовством. Рыбу ханты не только употребляли в пищу, но так же из рыбьей кожи шили одежду, изготовляли бытовые вещи, игрушки. До сих пор у ханты сохраняются старинные этические установки и соблюдаются обычаи, отражающие уважительное отношение к рыбе как основной кормилице человеческого рода.

Слайд 12 -13

Ханты почитают природу, одухотворяют ее, наделяют человеческими чертами; для них она всегда оставалась и остается «живой». Любовь к природе, которой учат с детства, является неписаным законом. Люди радуются первому снегу, дождю, ветру и бурану, морозу и жаре, от души радуются прилету весенних птиц, даже появлению комаров, началу ледохода, т.е. любому изменению природы и берегут ее.

Слайд 14

Основным законом взаимоотношений с природой человека было: Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Все, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью.

Слайд 15

Одна из ярких особенностей традиционной культуры ханты – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную коническую – чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют брезент.

Слайд 16

К стационарным неразборным жилищам относятся землянки или полуземлянки и наземные постройки из бревен и досок. Из них наиболее интересны упоминаемые в фольклоре древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей, в которой находился вход в жилище. Срубные постройки различались по конструкции крыш: плоской, односкатной, двускатной.

Слайд 17

Лабаз или амбар напоминает нам по своей конструкции дом на куриных ножках. Он является необходимой принадлежностью каждого хозяйства. Здесь хранят продукты питания, зимнюю одежду, инструменты, домашнюю утварь. Высокие ножки-сваи защищают содержимое лабаза от зверей и грызунов. Лабаз хорошо проветривается, под ним не задерживается снег, поэтому одежда и продукты могли храниться долгое время.

Слайд 18

Под лабазом обычно хранили нарты, ловушки для промысла рыбы и охоты, весла, лыжи и прочие предметы, развешивали зимнюю одежду. Поднимаются в такую кладовую по приставной лестнице, затем ее убирают. Лабазы устраивались не только при жилых помещениях, но и на местах отдельных промыслах. По хантыйским традициям спать в лабазе строго возбранялось. Согласно поверьям, в них могут жить злые духи.

Слайд 19

Повседневная жизнь жителей этого края является ярким примером гармоничного взаимодействия с природой, неслучайно ханты и «лесных ненцев» образно называют народами, «вписывающимися» в природу. Материальная культура гармонично дополняется духовной, вместе они формируют мировоззрение и миропонимание, основанное на особенностях природы сурового края.

Слайд 20

Пока мужчины зимой на охоте, женщины занимаются хозяйством, шьют одежду. Зимним материалом для изготовления одежды являются шкуры и мех оленя.

Слайд 21

Традиционная зимняя одежда – малица и кисы. Яркой особенностью материальной культуры ханты является богатая орнаментация. Орнамент – это не бессмысленный рисунок. В нем окружающий мир, жизнь во всем ее движении и причудливом ритме. Узорами украшали одежду, обувь, рукавицы, головные уборы.

Слайд 22 – 25

Природный вкус, чувство прекрасного женщины -северянки выражаются в искусном подборе меха. Ханты и лесные ненцы до сих пор умело изготавливают национальную одежду из оленьих шкур, заменить которую в суровых северных условиях не в состоянии никакие фабричные образцы.

Слайд 26

Домашняя утварь изготовлялась почти исключительно из местных материалов. В таежной зоне каждая семья имела множество берестяных ёмкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки и т.д. Их изготовляли женщины.

Слайд 27

Мужские поделки были из дерева -блюда, ступы, кадушки, черепки, ложки. Оригинальные коробки и тарелки плели из расщепленных корней кедра или веток черемухи.

Слайд 28

Кукла (акань) служит любимой детской игрушкой для девочки ханты. Это более или менее удачные миниатюрные изображения женской фигуры. Куклам, никогда не рисовали лицо, глаза, рот, так же у них не должно было быть рук и ног. Свернутое из лоскутка туловище едва ли напоминало человеческую фигуру. Также строго определялись размеры кукол. Они не должны были быть больше человеческой руки.

Слайд 29

Сшить куклу самостоятельно – редкое счастье. Воплотить в ней свои фантазии, образы и чувства. Дети, начиная с четырех пяти лет, довольно уверенно орудовали иглой и шили себе с помощью мамы первых аканек. Бабушки и мамы следили за работой, чтобы шов был аккуратным, мелким, красивым и прочным. Шили похожую одежду ту, которую носили родственники праздничную, украшенную бисером, но в уменьшенном размере.

Слайд 30 – 31

С древних времен у ханты почитались различные животные, которые считались их предками. Особо развит культ медведя. В честь него устраивали праздники с песнями, плясками, трапезой, что сохранилось и до настоящего времени. Ханты считали: медведь внешне похож на человека, особенно когда с него снята шкура. Он может превратиться в человека и наоборот. Медведь может слышать человеческую речь, поэтому его называют подставными именами: «хозяин», «мужчина, одетый в шубу». Медвежьи шкуры раньше никогда не продавали. У ханты был обычай приносить клятву на шкуре медведя. Нарушить эту клятву было самым страшным клятвопреступлением.

Со временем запреты ослабли. Медведь превратился в промыслового зверя, и на него уже распространились обряды промыслового культа. При выслеживании зверя, охотник извиняется, говорит, что хотел сделать медведю лучше, что ему пришла смерть, и охотник лишь облегчит ее. У ненцев существует легенда, по которой медведь некогда был человеком, но проклятый своим отцом, превратился в зверя. Когда ненец убивает медведя, он ему кланяется, затем охотник обязательно проводит рукой от носа к ушам. Потом стреляет. Охотника с убитым медведем встречали как гостя.

Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом.

Слайд 32

Сначала голову убитого медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы - ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком.

Слайд 33

Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником. С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя.

Обычно на вечерку приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя. Сама вечерка, состоит в пении песен и рассказов, в угощении присутствующих. Обязательным на празднике был танец: «медведь и охотник». Его исполняли двое мужчин в масках. Один из них представлял человека и был в берестяной маске. Посвящался этот танец братанию человека и зверя. Пение сопровождается мимикой и жестикуляцией, поющий надевает для этого особую берестяную маску и переодевается в разные халаты. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Здесь сконцентрированы все виды народного творчества. На медвежьей вечерке поют песни и рассказы в основном сатирико-юмористического содержания и преимущественно из охотничьей жизни. Осмеивают, например, хвастовство, неудачный промысел, несообразительность и т.д

Медвежьи игрища - это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Каждый присутствующий на медвежьих игрищах должен станцевать для медведя, иначе обидевшийся зверь может причинить неприятности. Присутствие на вечерке шамана не обязательно и особой роли в ней он не играет. После того, как положенное число песен будет пропето, каждый из присутствующих старается узнать какие у него в этом году будут промыслы; для этого поднимают медвежью голову; кто поднимет ее легко, у того промыслы будут хорошие, а кто с трудом - у того плохие.

Слайд 34 -35

Вороний день. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и кажется, приносит саму жизнь.

Слайд 36 - 37

Ханты и манси считают ворону покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник – Вороний день, который празднуют 7 апреля. Цель праздника – стремление к благополучию семьи, в первую очередь детей. Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение этой птице: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие девочки и старушки.

Для «Дня Вороны» существуют приметы и правила поведения. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Примечают: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.

Слайд 38

Наиболее почитаемым божеством у ханты является

Най-Анки –Огонь-мать, называемая «семиязыкая», «многоликая». Повсеместно Най-анки считалась покровительницей семьи и детей.

Слайд 39

Очаг находился как в доме, так и на улице. Более поздний вариант домашней печи – это чувал. Чувал – очаг типа камина на основании из бревен или досок. Каркас чувала делается из еловых жердей, переплетенных ветками. Все это обмазывалось глиной. При разведении первого огня в новом чувале в него бросали лоскут красной ткани, чтобы божество огня охраняло дом от пожара. С огнем связано множество обычаев, примет и гаданий. В жертву огню – так называемая бескровная жертва -приносили красные платки, миниатюрные халаты из красной ткани. Считалось, что если положенная ткань обуглилась равномерно – то жертва принята.

Считалось, что у каждого очага есть свой дух-дочь огня. Дочери огня могли ходить друг- к другу в гости и рассказывать о своих делах. Сам дух дома живет в очаге. У огня тоже есть дети, если в огонь подкладывают бумажки от конфет или солому, то говорят: «Извини, что мы тебе это даем. Это игрушки для твоих детей». Огню, как духу также делают "тувтэн поры" - угощение. В дар приносят платок или сак (халат) красного цвета. Угощение делает только женщина. «Все, что женщина не может делать верхним духам (имеется в виду обряды угощения, молитвы-обращения), то она делает Огню». В общении с Най-анки ведущую роль играли пожилые женщины. Чтобы сохранить ее расположение, необходимо было уважительно обращаться с огнем, запрещалось ругать его, бросать в него мусор, колоть его ножом, так, как можно было порезать, или поранить Най-анки.

Слайд 40

Хранить законы и обычаи предков и подчинять им себя - Значит сохранить род свой и себя в роду своем.

Работу выполнила ученица 3а класса Максименко Ирина

Коренное население

Ханты-Мансийского автономного

Народы ханты и манси

Коренные малочисленные народы

Ханты-Мансийского автономного

округа ханты и манси – обские угры.

Язык хантов и манси относят к угорским (Югорским) – родственный венгерский язык. ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

Традиционное и религиозные представления

У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп.

Широко распространено у хантов почитание лося, лягушки, искали поддержку у деревьев, почитают огонь. Волк считался созданием злого духа Куля.

Брак и семья

Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищу и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Брак и семья

Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою.

Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания.

У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

Домашняя утварь

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки.

Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

Средства передвижения

Основной транспорт - лодка

Жизнь хантов так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели.

Рыболовство

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Оленеводство

Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного.

Устное народное творчество

Изобразительное искусство

В рисунках хантов и манси много общего. Наибольшее развитие получил орнамент в котором частично сохранились изображения животных.

Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

Устное народное творчество

Медвежьи игрища

Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

Слайд 1

Верования народов ханты и манси

Слайд 2

У народа манси не было письменности до 30 годов 20 столетия. Его история отразилась в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обрядах и обычаях. Фольклор является историей и летописью для народа, но отражает события без указания точной даты.

Слайд 3

В нем отражены контакты между древними этносами, военные события. В нем говорится и о древних миграционных путях предков манси. Есть сведения в преданиях, что они некогда заходили даже за полярный круг, где солнце пряталось, и устанавливался мрак на 7 - 30 дней.

Слайд 4

Во время мрака, пока мужчины были на охоте, их детей и жен беспокоили странные люди маленького роста. Из тех беспокойных мест манси перевалили через водяные и каменистые горы и после чего оказывались в местах, где было много морошки, и тут они встретили добрых и состоятельных людей, называемых Мис махум. С ними смешались манси, и здесь нашли покой.

Слайд 5

Прошлое народа манси в его преданиях, сказаниях и мифах, героическом эпосе о славных предках, одухотворенных потомками до божества – признанных духами - покровителями и почитаемыми испокон веков до сих пор.

Слайд 6

Религия манси возникла в глубокой древности на базе погребального обряда. Таким образом, «Погребальный обряд» является первой стадией религии народа манси. Он возник на основе почитания памяти близкого человека. Этот обряд установился, видимо при матриархате, так как в проведении его ведущими исполнителями всех основных действий являются женщины, в основном, пожилые.

Слайд 7

Второй ступенью религии является Хара кан – обряд, проводимый на природе в память утонувших в воде, погибших в лесу и на войне людей, не преданных земле. В проведении этого обряда принимают участие, как женщины, так и мужчины. Хара кан сооружают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.

Слайд 8

Третья ступень религии манси – Торум кан или просто Кан, где обряд проводится только при участии мужчин. Там молятся выдающимся духам – предкам мужского или женского рода. Эта ступень религии народа манси установилась, вероятно, при патриархате, так как на такое молебенное место ходят только мужчины. Женщины остаются дома, они устраивают в это время угощения своим домашним духам – предкам, находящимся в доме в переднем углу.

Слайд 9

Веками знаменитых най – отыров - духов – покровителей накапливалось много. Для того, чтобы увековечить их имена, признавали местности священными и таким местам присваивали имена предков.

Слайд 10

Таких священных мест на территории проживания манси было очень много. О них знают все манси и берегут их. На таких местах люди не охотятся, не ловят рыбу. Они являются как бы заповедными местами. И все их хозяева отражены в фольклоре.

Слайд 11

В настоящее время многое из этого уже забывается. Уже редко собираются люди вместе, чтобы рассказывать друг другу сказки, обрядом почитать предков – духов, своих покровителей.

Слайд 12

Слои жизненного пространства в представлениях манси

Слайд 13

В представлении манси пространство окружающего мира состоит из семи слоев