Имя которого ассоциируется с целой эпохой российской драматургии. Его пьесы посвящены жизни страны в период революции и Гражданской войны и в полной мере передают романтику ушедшего времени со всеми его сложностями и противоречиями.

«Шестое июля», «День тишины», «Диктатура совести», «Именем революции», «Брестский мир», «Большевики» - самые известные произведения талантливого автора. Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин - эти исторические личности представлены в пьесах Шатрова обычными живыми людьми: думающими, сомневающимися, совершающими опрометчивые поступки и допускающими ошибки.

Детские годы писателя

Михаил (настоящая фамилия писателя - Маршак) - уроженец Москвы, появился на свет 3 апреля 1932 года. Его отец Филипп Семенович работал инженером, а мама Цецилия Александровна преподавала в средней школе немецкий язык. Детство и юность мальчика связаны с грустными, трагическими событиями. В 1937 году была арестована родная тетя, в 1938 году расстрелян отец, в 1949 году аресту подверглась мама. Михаил, будучи в это время школьником, остался без средств к существованию. Пытаясь оказать помощь оставшемуся совершенно одному мальчику, учителя собрали группу слабо подготовленных детей и поручили Михаилу заниматься с ними, а благодарные родители помогали ему продуктами.

В школе активный по натуре Михаил Шатров являлся секретарем комсомольской организации. Для журнала «Наше слово», в котором он работал заместителем редактора, писал статьи, большей частью на политические темы. За хорошие успехи в 1951 году, по окончании школы, он был награжден серебряной медалью.

Студенчество

Далее выбор юноши пал на Горный институт Москвы, в котором студентам выдавалось обмундирование и предоставлялась возможность дополнительного заработка, что Михаилу было крайне необходимо. Студенческую практику юноша проходил на Алтае, работая параллельно бурильщиком. На зарабатываемые средства ездил к матери, находившейся в заключении. Цецилия Александровна была амнистирована лишь в 1954 году.

Произведения Михаила Шатрова

Выбрав в своей жизни литературный путь, Михаил - родственник Самуила Маршака - решил взять себе псевдоним одного из героев своих произведений и стал Шатровым. Первые печатные публикации вышли в местной газете «Горная Шория».

Молодежная тематика была одной из ключевых в творчестве писателя. Ярким примером являются такие пьесы: «Чистые руки» (1954 год) и «Место в жизни» (1956 год), «Дождь лил, как из ведра» (1972 год).

Основная драматургия Михаила Шатрова, на котором сильно отразилась политическая обстановка в стране, посвящена революционной теме. Талантливый автор возносит благородство, верность революционным догмам и честность людей, принимавших участие в революции, и выражает горечь от попирания этих идеалов молодым поколением, которое предает забвению достижения предков. Особое значение пьесы Михаила Шатрова имели в период возрождающегося сталинизма, которому требовалось противостоять. В своих произведениях драматург, веривший в «социализм с человеческим лицом», обращался к ленинским принципам партийной жизни и твердо верил, что общество, в котором существуют богатые и бедные, будет нуждаться в идеях Владимира Ильича. Намекая на многочисленность написанных о Ленине пьес, Фаина Раневская так говорила: "Михаил Шатров - это Крупская сегодня".

Постановки Михаила Шатрова всегда вызывали огромный резонанс. На одну из них во МХАТе пришло в полном составе Политбюро ЦК КПСС вместе с Леонидом Брежневым.

Творческие достижения Михаила Шатрова

Михаил Шатров (фото последних лет жизни ниже в статье) сотрудничал со многими театрами, которые легко завоевывали зрителя благодаря его пьесам.

Это Рижский ТЮЗ, «Современник», Московский им. Ермоловой, Пермский театр драмы, МХАТ, «Ленком», Архангельский театр драмы имени Ломоносова.

Самые выдающиеся пьесы талантливого драматурга: «Погода на завтра», «Диктатура совести», «Революционный этюд», «Именем революции», «Брестский мир», «Две строчки мелким шрифтом», «Погода на завтра», «Шестое июля». Также Михаил Филиппович написал сценарии к кинофильмам «Шестое июля», «Тегеран-43», «Именем революции», «Большевики», «Моя любовь на третьем курсе».

Михаил Шатров: личная жизнь

За всю жизнь у Михаила Шатрова было четыре брака, три из которых с актрисами: Ириной Мирошниченко, и после развода ставшей супругой Бориса Березовского. Последняя жена - Юлия Чернышева - была младше Михаила на 38 лет. Их знакомство состоялось благодаря ведущему известной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Владимиру Ворошилову. От этого брака в 2000 году родилась дочь Александра Мишель, проживающая сегодня в Америке.

Не стало Михаила Шатрова 23 мая 2010 года, причиной смерти был сердечный приступ. Его прах покоится на

Родился 3 апреля 1932 года в Москве. Отец - Маршак Филипп Семенович (1900-1937), инженер. Мать - Маршак Цецилия Александровна (1904 г. рожд.), преподавала немецкий язык в средней школе. Супруга - Юлия Владимировна. Дочери: Наталья (1959 г. рожд.) и Александра (2000 г. рожд.).

Детские и юношеские годы знаменитого драматурга Михаила Шатрова окрашены в трагические тона. Родная сестра его отца была супругой члена ЦК ВКП(б) А.И. Рыкова. В 1937 году ее арестовали. Такая же судьба была уготована отцу Михаила , Филиппу Семеновичу. Он был расстрелян, о чем близкие узнали только после реабилитации в 1956 году.

В 1940 году Михаил пошел в школу. Когда началась Великая Отечественная война, семья эвакуировалась в Самарканд, где он продолжал учебу до возвращения в Москву в 1944 году. В школе Михаил Шатров был активистом, секретарем комсомольской организации, заместителем редактора рукописного журнала "Наше слово", для которого писал статьи на политические темы.

В 1949 году арестовали маму Михаила , и он остался без средств к существованию. Желая помочь ему, учителя школы собрали группу младшеклассников, которые плохо учились, и предложили заниматься с ними, делать уроки. Родители ребят приносили хлеб, картошку... В 1950 году, надеясь на свидание с матерью, которая отбывала срок в Красноярском крае (она была амнистирована в 1954 году), Михаил выехал к родственникам в Тюмень, где проучился некоторое время в средней школе. В школьном драмкружке он поставил "Два капитана" В. Каверина. В 1951 году, по возвращении в Москву, окончил десятилетку с серебряной медалью и поступил в Горный институт. Выбор института был продиктован тем, что там обеспечивали студентов обмундированием и имелась возможность жизненно необходимого для Михаила дополнительного заработка.

Первые литературные произведения Михаила Шатрова - рассказы, сценарии - были опубликованы в 1952 году в газете "Горная Шория" (на Алтае М. Шатров проходил практику и работал бурильщиком, чтобы иметь деньги на поездки к матери). Серьезные потрясения тех лет: "дело врачей", смерть И.В. Сталина и присутствие на его похоронах - навсегда остались в памяти драматурга и нашли отражение в его последующем творчестве.

В 1954 году, еще учась в институте, Михаил Шатров написал пьесу из школьной жизни - "Чистые руки", в которой отрицательным героем был секретарь комсомольской организации (к жанру школьной комедии драматург вернется через много лет, в 1972 году, когда вместе с А. Хмеликом напишет пьесу "Дождь лил как из ведра"). В следующей пьесе Михаила Шатрова - "Место в жизни" (1956), как и в драматургии А. Володина и В. Розова тех лет, разрабатывалась молодежная проблематика. Главный вопрос, который поднимался в ней, - где приложить свои силы, - решался в духе времени: место человека определяется не его социальным положением, а духовным призванием, возможностью раскрыть свой человеческий потенциал. Молодежную тему драматург не оставляет и впоследствии: она находит отражение в его пьесе "Современные ребята" (1963) и "студенческой комедии" "Лошадь Пржевальского" (1972) о движении стройотрядов, получившей положительные отзывы серьезной критики (К. Щербакова и А. Смелянского). "Лошадь Пржевальского" шла в театрах также под названием "Моя любовь на третьем курсе".

Разоблачение культа личности И.В. Сталина поддержало в М. Шатрове веру в возможность восстановления "ленинских норм партийной жизни", и он в 1957 году подал заявление в партию. Однако прием был отложен почти на три года, так как его некоторые пьесы тех лет (в частности, "Глеб Космачев") воспринимались партийным начальством как ревизионистские. Уже тогда молодой драматург обращается к теме революции. Это начинание было поддержано его наставниками А. Арбузовым, А. Салынским, А. Штейном, руководителями семинара молодых драматургов, в котором принимал участие М. Шатров . Его первая пьеса, посвященная этой тематике, "Именем революции" сюжетно примыкала к предыдущим работам и была рассчитана на подростковую аудиторию (постановка Московского ТЮЗа). В ней уже присутствовало то, что составит идейный стержень его последующей драматургии: верность идеям революции, честность и благородство участвовавших в ней людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.

Серьезной заявкой на более углубленное развитие этой идеи, реализуемой на современном материале, стала пьеса "Если каждый из нас..." (первоначальное название "Коммунисты"), предназначавшаяся для Театра имени Евг. Вахтангова. Главному герою, студенту, секретарю комсомольской организации, выступающему против культа личности, противостоял преподаватель марксизма, держащийся за старые догмы. Текст пьесы был уже набран в журнале "Молодой коммунист", но цензура не допустила ее выхода в свет. Та же участь постигла пьесу М. Шатрова "Продолжение" (1959), которая под названием "Глеб Космачев" была поставлена на сцене Театра имени М. Ермоловой и вскоре запрещена. В этой пьесе, действие которой развивается на строительстве сибирской железной дороги (М. Шатров побывал в Сибири в 1959 году и опубликовал ряд очерков о стройках в газете "Труд"), использован принцип исторической аллюзии: реальную ситуацию зритель должен был прочитывать как модель общественно-политического устройства в сталинскую эпоху. Через некоторое время пьеса все же вернулась на сцену и вошла в репертуар многих театров страны.

Значительный след в дальнейшей творческой жизни М. Шатрова оставило знакомство с кинорежиссером М. Роммом, в разговорах с которым созревало желание создать в кино и театре образ В.И. Ленина, лишенный хрестоматийного глянца, вписать его действия в реальную историческую ситуацию, восстановить драматический контекст эпохи, показать окружавших его людей и их взаимоотношения. Так в 1969 году зародился замысел основанного на исторических документах "киноромана" "Брестский мир", в котором реальные исторические лица действовали бы в соответствии со своими политическими позициями и идейными воззрениями, а главное - на первый план выступала бы драматургия самой политической жизни, полной конфликтов и непримиримой борьбы, то есть то, что сам автор сформулировал в названии одного из своих публицистических выступлений: "История - лучший драматург". Новому отношению к историческому документу М. Шатров во многом был обязан также встрече с научным сотрудником Института марксизма-ленинизма (ИМЛ) В. Логиновым, впоследствии ставшим его соавтором по нескольким работам (с открытиями в области "документальной драмы", сделанными западными драматургами П. Вайсом, Р. Кипхардтом и Р. Хоххутом, он познакомился позже.) Острота политического конфликта, обозначенного в пьесе, - столкновение большевиков с левыми коммунистами по поводу заключения мира - подогревалась политической ситуацией конца 1950-х годов, когда началась китайская "культурная революция". Однако присутствие среди действующих лиц Л. Троцкого и Н. Бухарина исключало возможность появления этой работы в печати. Роман был анонсирован в "Новом мире" А. Твардовского, но появился на страницах этого журнала только 20 лет спустя - в 1987 году.

Невозможность назвать имена людей, реально участвовавших в главнейших исторических событиях эпохи, определила направление художественных поисков М. Шатрова в документальной драме "Шестое июля" (1962), где запрещенные имена произносились в телефонном разговоре. Исторической канвой этого произведения послужили события 1918 года, связанные с мятежом левых эсеров. Принципиальным новаторством этой драмы было раскрытие характера противника большевиков - Марии Спиридоновой как цельного, искреннего, идейно убежденного человека. Важным было также рассмотрение возможности существования многопартийности, осуществлению которой в стране помешали обстоятельства. Остро звучала мысль о соотношении политических целей и средств их достижения. Принципиальным идейно-нравственным итогом стал вывод о том, что неправедные средства способны изменить, скорректировать, даже исказить правую цель. Пьеса с успехом шла в Москве во МХАТе и Театре имени К. Станиславского, а также во многих театрах страны. Она получила широкий отклик в прессе, вызвала резкое недовольство партийной печати. Одновременно М. Шатровым был написан сценарий, по которому режиссер Ю. Карасик снял фильм, получивший Главный приз на XVI кинофестивале в Карловых Варах в 1968 году.

У драматурга зреет замысел создать цикл "Драмы революции" (образцом здесь должен был служить Р. Роллан). Драма "Большевики" ("Тридцатое августа") поднимает одну из острейших проблем жизни общества на переломах истории - революционное насилие, его границы, допустимость и условия применения. Взяв за основу историю покушения на В.И. Ленина, М. Шатров выдвинул на первый план вопрос о причинах возникновения в стране "красного" и "белого" террора, о постепенной подмене исторически объяснимого и необходимого, ограниченного временными рамками насилия - насилием как средством власти и управления, показал процесс овладения этой идеей умами и чувствами людей. Легко выстраивалась параллель с 1937 годом. Вокруг пьесы началась партийно-идеологическая борьба: против ее постановки высказались цензура ИМЛ, отдел пропаганды ЦК партии. 7 ноября произошел беспрецедентный в истории советского театра случай - состоялся показ пьесы "Большевики" на сцене театра "Современник" по личному разрешению министра культуры Е. Фурцевой без официального благословения цензуры. Вместе с пьесами Л. Зорина о декабристах и А. Свободина о народовольцах она составила театральную трилогию о русских революционерах, долго продержавшуюся в репертуаре театра. Среди неоспоримых художественных достоинств пьесы критика отмечала особый театральный прием, использованный автором: отсутствие на сцене главного героя, и его незримое присутствие в мыслях и разговорах участников действия, а также яркую проработку характеров, предельную спрессованность сценического времени.

В этот же период М. Шатров создает сценарий четырех киноновелл о В.И. Ленине: "Поименное голосование", "Полтора часа в кабинете Ленина", "Воздух Совнаркома", "Коммуна ВХУТЕМАС", в которых звучали отголоски его предыдущих пьес (в том числе и неопубликованного "Брестского мира") и которые поставил на телевидении режиссер Л. Пчелкин. В связи с набиравшей силу кампанией по обвинению М. Шатрова в искажении исторической правды, в подтасовке документов, в проведении ревизионистской линии этот телевизионный сериал был показан на телеэкране только в 1988 году. Драматургу запретили писать произведения историко-революционной тематики (пришлось прервать работу над пьесой о Ленине "Недорисованный портрет"), ему грозило исключение из партии. Все это определило отход М. Шатрова от ленинской темы и обращение к современности.

В жанре производственной драмы написана пьеса "Погода на завтра" (1973), материалом для которой послужило строительство Волжского автомобильного завода и процессы, происходящие в рабочем коллективе. Герои вписывались в разрабатываемые в эти годы в драматургии типы "деловых людей".

В связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне М. Шатров пишет пьесу "Конец" ("Последние дни ставки Гитлера"), появление которой на сцене Театра Советской Армии также оказалось сопряжено со многими трудностями (ГлавПУР препятствовал выпуску спектакля). В том же 1975 году пьеса была поставлена в ГДР. История прихода нацистов к власти была исследована М. Шатровым в сценарии "Когда другие молчат" (1987), где на примере судьбы Клары Цеткин ставился вопрос о личной ответственности политика за ошибки, совершаемые его партией, перед народом.

Большой успех сопутствовал социально-бытовой комедии М. Шатрова "Мои Надежды" в постановке Московского театра имени Ленинского комсомола - пьесе о трех женщинах, судьбы которых выражали идеалы поколений 1920-х, 1940-х и 1970-х годов.

Возвращение к историко-революционной теме обозначила пьеса "Синие кони на красной траве" (1978; другое название - "Революционный этюд"), в которой М. Шатров опробовал новые возможности документальной драмы, насытив ее лирическим пафосом. В ней свободно сочетался поэтический вымысел и исторические реалии. Новаторской была попытка создать образ В.И. Ленина, не прибегая к портретному сходству. Актер должен был перевоплощаться, используя не грим и привычное произношение, а лишь отдельные "хрестоматийные" детали одежды (галстук в горошек, кепка и др.). Главным становилось воспроизведение типа мышления и поведения. Пьеса строилась как обращение-завещание к потомкам ("Если вы не добьетесь успеха, история поставит под сомнение нас") и состояла из бесед-встреч В.И. Ленина с людьми, в ходе которых выяснялось, что произошла подмена: из идеи социализма выхолостили все человеческое, оставив убогое, примитивное, превратно истолкованное, что привело к созданию казарменного социализма.

Два сценария (совместно с В. Логиновым) - "Доверие" (1976) и "Две строчки мелким шрифтом" (1980) касались различных аспектов взаимодействия нравственности и политики. Доверие как основа решения национального вопроса стало, на взгляд автора, программой молодого советского правительства в острейшей ситуации отделения Финляндии. Резкая отповедь квазипатриотизму некоторых коммунистов прозвучала в разговоре В.И. Ленина с Г. Пятаковым. В центре второго сюжета - история молодого ученого, чьи усилия по реабилитации человека, объявленного сотрудником охранки, не приносят ему "зримого" результата - от всех поисков остаются только набранные петитом несколько строк в примечании, - но становятся для него школой нравственности.

В 1980 году М. Шатровым начата работа над пьесой, первоначально называвшейся "Вам завещаю" (впоследствии "Так победим!"), прошедшей через рогатки цензуры, однако получившей отрицательные отзывы ученых ИМЛ. В ней впервые со сцены прозвучал текст ленинского завещания, содержащий характеристики ближайших соратников, в полный голос было сказано об изоляции вождя революции в последний год жизни, инициатором которой был И.В. Сталин. В ленинских размышлениях-воспоминаниях присутствовал анализ ошибок, допущенных им и подхваченных и усугубленных последователями. Постановка, в которой акцентированы элементы трагедии, была осуществлена на сцене МХАТа в 1981 году и получила положительные рецензии ведущих театральных критиков: М. Строевой, Ю. Рыбакова, Г. Капралова, А. Караулова и др. В 1983 за эту пьесу М. Шатров был удостоен Государственной премии СССР.

Нарастающий шквал обвинений против основателя социалистического государства, возникший в обществе раскол, появление разных точек зрения на суть и судьбу социалистических идей, обсуждение которых стало возможным с наступлением гласности, подвигли драматурга к попытке воспроизвести на сцене "суд над Лениным". Желание вовлечь в дискуссию по вопросам морали, политики современный зрительный зал (пьесе "Диктатура совести" было дано жанровое определение "споры и размышления 1986 года в двух частях") вызвало к жизни новую художественную форму - публицистический карнавал, где действовали уже не столько исторические персонажи, сколько исторические маски, носители определенных политических тенденций. Спектакль в постановке М. Захарова в театре имени Ленинского комсомола вызвал многочисленные положительные отклики у критиков (О. Кучкина, А. Свободина, Ю. Щекочихина и др.) и восторженный прием у зрителей.

Последней работой М. Шатрова , подытоживающей его размышления над ленинским политическим наследием, над ролью И.В. Сталина в советской истории, над проблемой сталинизма в целом и его связи со всем предшествующим, стала пьеса "Дальше... дальше... дальше!" (1988), окончательно оформившая понятие "политический театр М. Шатрова ". Она вызвала в обществе бурную дискуссию, резкую реакцию ученых-ретроградов, апеллировавших к прежним партийным догмам, поток читательских писем с поддержкой и обвинениями в предательстве идеалов прошлого. Интересным опытом издания текста пьесы со всеми сопутствующими ее появлению откликами стала книга "Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы" (М., 1989).

Последняя пьеса драматурга "Может быть" (1993) создана за рубежом (в 1992 году М. Шатров выехал по приглашению Гарвардского университета в США) специально для знаменитой английской актрисы В. Редгрейв и поставлена в Королевском театре Манчестера, где она шла в течение 2 месяцев и выдержала около 60 представлений. В пьесе воссоздана атмосфера страха, распространившаяся в Америке в годы маккартизма, уродовавшая психику людей, превращавшая их в подлецов и предателей. В Россию М. Шатров вернулся весной 1994 года.

Многое из найденного в драматургии М. Шатров использовал в единственном своем прозаическом произведении - "романе-хронике в документах и письмах" "Февраль" (1979; в соавторстве с В. Логиновым), где история говорит голосами реальных участников событий Февральской революции, ее свидетелей и очевидцев. В годы перестройки писатель активно включился в публицистическую и общественную деятельность, которой уделял внимание и раньше (он длительное время руководил семинаром молодых драматургов в Союзе писателей, был секретарем правления Союза писателей и театральных деятелей). В 1988 году статьи разных лет изданы им в книге "Необратимость перемен".

Еще в 1986 году, после избрания секретарем правления только что созданного Союза театральных деятелей (СТД) и не желая превращаться в "высокопоставленного чиновника от культуры", М. Шатров начал добиваться осуществления своей заветной мечты - создания в Москве большого международного культурного центра, который объединил бы под одной крышей все возможные виды искусств - театр, живопись, музыку, кино, телевидение, литературу. Эта идея понравилась и другим секретарям СТД - О. Ефремову, К. Лаврову, М. Захарову, В. Шадрину. Работу пришлось начинать с нуля. "У нас не было денег даже на скрепки, - вспоминал М. Шатров . - И я пошел по начальству... В 1987 году было подписано постановление Моссовета о резервировании под строительство участка земли на набережной Москвы-реки напротив Новоспасского монастыря. Проект будущего Культурного центра разработали прекрасные театральные архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов.

После трагических событий октября 1993 года в его творческой жизни наступила пауза. Осенью 1994 года было создано ЗАО "Москва - Красные Холмы", которое М.Ф. Шатров возглавил в качестве президента и председателя совета директоров. 20 июля 1995 года был заложен первый камень Российского культурного центра "Красные Холмы", который был введен в строй в 2003 году.

В ночь с 22 на 23 мая 2010 года Михаил Филиппович скончался во сне на 79-ом году жизни от сердечного приступа.

Шатров награжден орденами Трудового Красного Знамени (1982) и Дружбы народов (1984).

Михаил Филиппович Шатров (настоящая фамилия - Маршак ; 3 апреля 1932, Москва - 23 мая 2010, там же) - советский и российский драматург и сценарист.

Биография

Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).

Родственник С. Я. Маршака.

Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (Рыкова ) (1884-1938) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким , вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым .

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным ).
В начале 1950-х годов проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать.
В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».

Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).

В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.

С середины 1990-х годов являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.

Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен наТроекуровском кладбище.

Семья

  • Первая жена - актриса Ирина Миронова.
    • Дочь Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Наталья окончила филфак МГУ, филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым. Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
  • Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко.
  • Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругойБориса Березовского.
  • Пятая жена Юлия.
    • Дочь Александра Мишель (2000) родилась в США.

Оценки

Фаина Раневская, намекая на его многочисленные пьесы о Ленине, сказала о нём так: «Шатров - это Крупская сегодня».

Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:

Михаил Шатров - это очень самостоятельная и особая фигура советской драматургии постхрущёвской эпохи. Смерть Шатрова - это тяжёлая потеря для нашего театра.

Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой:

Его пьесы, посвящённые жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущёвской оттепели и брежневского застоя.

Творчество

    • «Именем революции» (1957)
    • «Шестое июля» (1964)
    • «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
    • «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
    • «Так победим!» (1982)
    • «Диктатура совести» (1986)
    • «Брестский мир» (1987)
    • «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
  • «Чистые руки» (1955)
  • «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
  • «Современные ребята» (1962)
  • «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины (экранизация - «Моя любовь на третьем курсе», 1976)
  • «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
  • «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
  • «Глеб Космачёв» (1958)
  • «Дождь лил как из ведра»

Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».

Постановки пьес

Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
Один из самых репертуарных драматургов СССР.

  • «Современник».
    • 1967 - «Большевики», реж. О. Ефремов, Г. Волчек, - к 50-летию Великого Октября.
  • «Ленком».
  • Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
  • Пермский театр драмы.
    • «Синие кони на красной траве».
  • Рижский театр юного зрителя.
    • 1962 - «Глеб Космачёв»

Киносценарии

  • 1963 - Именем революции
  • 1967 - Штрихи к портрету В. И. Ленина
  • 1968 - Шестое июля
  • 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
  • 1976 - Моя любовь на третьем курсе (по пьесе «Лошадь Пржевальского», 1972)
  • 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
  • 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
  • 1984 - Когда другие молчали (нем. Wo andere schweigen , совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
  • 1987 - Так победим! (телеспектакль)
  • 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)
  • «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
  • Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что фамилия молодого драматурга - Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
  • Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров .
  • По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
  • Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.

Источник : wikipedia.org

Михаил Шатров - драматург, с чьим именем связывают целую эпоху советской общественной жизни и российской драматургии. В его пьесах, посвященных периоду революции и Гражданской войны, отразилась романтика тех лет и все противоречия, присущие тому времени.

Михаил Шатров является одним из наиболее известных драматургов самой поздней советской эпохи, автором пьес о революции и жизни ее вождей. Характеры героев его революционных пьес выходят далеко за рамки официальной советской истории. Образы Ленина, Сталина, Троцкого, Свердлова в его творчестве полны объемных драматических черт. Михаил Шатров ставил свои пьесы во многих ведущих театрах страны - в «Ленкоме», «Современнике», Театре Ермоловой. Постановки всегда вызывали большой резонанс. Зрителями одной из его пьес, шедшей во МХАТе, стал однажды весь состав Политбюро во главе с секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильчом Брежневым.

Михаил Шатров: биография

Будущий драматург родился 03.04.1932 г. в Москве, в семье известного инженера Ф. С. Маршака и Ц. А. Маршак. Отец будущей знаменитости был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Мать также была репрессирована и амнистирована в 1954-м. Является родственником С. Я. Маршака, известного советского поэта. Тетя драматурга, Н. С. Маршак, в первом браке являлась супругой руководителя Коминтерна О. Пятницкого, во втором - видного советского деятеля А. Рыкова.

Известно, что Михаил Шатров после школы, которую окончил с серебряной медалью, стал студентом Московского горного института, где в числе его сокурсников был будущий вице-мэр Москвы Владимир Ресин. В начале 1950-х Михаил Шатров (фото представлено в статье) проходил практику в Алтайском крае. Здесь, работая бурильщиком, начал писать. Шатров Михаил - драматург, который впервые заявил о себе в 1954-м, когда была опубликована первая пьеса молодого автора - «Чистые руки». В 1961-м писатель вступает в партию.

Шатров Михаил - драматург, являющийся лауреатом Государственной премии Советского Союза (1983 г.), кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

В 1990-х Шатров становится сопредседателем организации «Апрель», объединившей многих советских литераторов, публицистов, журналистов и критиков, поддерживающих политические и экономические реформы Михаила Горбачева, членом общественного совета СДПР, возглавляет совет руководителей объединения «Москва - Красные холмы».

Известный драматург умер от сердечного приступа 23.05.2010 г., в Москве, в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровом кладбище.

Шатров Михаил Филиппович: творчество

Великая Раневская, намекая на пристальное внимание драматурга к ленинской тематике, называла его «современной Крупской». Олег Табаков, народный артист Советского Союза, считал, что Михаил Шатров, биография и творческий путь которого всегда были предметом активного интереса почитателей, является «очень самостоятельной и особой фигурой советской драматургии» постхрущёвского периода. М. Швыдкой, бывший министр культуры РФ, считал, что в пьесах Шатрова отражена целая историческая эпоха, все этапы формирования и развития общественных сил в СССР, глубоко проанализированы явления, рожденные хрущёвской оттепелью и брежневским застоем.

Начало

Михаил Шатров (фото в молодости не сохранились) свои первые произведения опубликовал в 1952-м. Это были небольшие рассказы и сценарии, публикация которых принесла начинающему писателю средства, необходимые для поездок к матери, отбывающей срок после ареста в 1949-м.

Самыми серьезными потрясениями тех лет были: так называемое «дело врачей» и кончина Сталина, на похоронах которого молодой драматург присутствовал. Эти знаковые для страны события навсегда остались в его памяти и отразились в его последующем творчестве.

В 1954-м, будучи студентом, Шатров создал драму о школьной жизни - «Чистые руки». В качестве отрицательного героя он изобразил здесь секретаря комсомольской организации. Молодежной проблематике драматург уделяет внимание и в последующих пьесах: «Место в жизни» (1956), «Современные ребята» (1963-й), «Лошадь Пржевальского» (1972-й). Последняя ставилась под другим названием - «Моя любовь на третьем курсе». Уже о первых работах Шатрова благосклонно отзывались серьезные критики.

Тема революции

Первой пьесой, посвященной теме революции и написанной уже после разоблачения культа Сталина, была «Именем революции», рассчитанная на подростковую аудиторию (поставлена Московским ТЮЗом). Стержнем пьесы, как и всей последующей драматургии, было провозглашение верности идеям революции, воспевание честности и благородства ее участников и развенчание забвения и попрания высоких революционных свершений нынешним поколением. «Коммунисты» («Если каждый из нас»), «Продолжение» (1959, «Глеб Космачев»), в которых драматург предпринял попытки более глубоко взглянуть на революционные события, были запрещены.

Образ Ленина

Значительным событием в творческой жизни драматурга стало знакомство с кинорежиссером М. Роммом, которое вылилось в формирование замысла создать в театре и кино образ В.И. Ленина безо всякого хрестоматийного глянца. Не менее важным драматург считал описание действий вождя в условиях реальной исторической ситуации, восстановление драматического контекста эпохи, изображение окружавших великого человека людей и их с ним взаимоотношения.

В 1969-м началась работа Шатрова над кинороманом, основанным на исторических событиях - «Брестский мир». В данном произведении все реальные исторические герои действовали соответственно своим политическим и идейным воззрениям. На первом плане была изображена драматургия политической жизни, полная непримиримой борьбы и конфликтов. Анонсирование романа состоялось в 1967-м, само же произведение вышло в журнале «Новый мир» А. Твардовского спустя 20 лет - в 1987-м.

Зрелость мастера

В пьесе «Шестое июля» (документальная драма, 1962-й) был воплощен принципиально новаторский подход драматурга к изображению образов врагов: Мария Спиридонова, противник большевиков, была изображена как цельный, искренний, идейно убежденный человек. Пьеса имела громкий успех, однако вызвала резко негативный отклик в партийной печати. Одновременно М. Шатров написал сценарий, по которому режиссером Ю. Карасиком был снят фильм, получивший на XVI кинофестивале (Карловы Вары) Главный приз (1968 году).

В это же время драматург начинает работу над созданием цикла "Драмы революции", в котором поднимает острейшие проблемы жизни общества на крутых переломах истории. Одним из главнейших в цикле является вопрос о революционном насилии, его границах, допустимости и условиях применения. В пьесе «Большевики» из данного цикла была взята за основу история покушения на В. И. Ленина. На первом плане драматургом решался вопрос о причинах возникновения «белого» и «красного» террора, о насилии как средством управления и власти. Вокруг произведения Шатрова разгорелась настоящая партийно-идеологическая борьба. Пьеса была показана без официального разрешения цензуры. Благословение на ее показ было дано лично министром культуры Е. Фурцевой. Это был беспрецедентный случай в истории советского театра.

Отход от ленинской тематики

К этому периоду творчества М. Шатрова относится создание им сценария четырех киноновелл о В. И. Ленине, поставленных на телевидении режиссером Л. Пчелкиным. Набирала силу кампания по обвинению драматурга в искажении исторической правды. Недоброжелатели утверждали, что автором подтасовываются документы, проводится ревизионистская линия. В результате телесериал вышел на экраны только в 1988-м. Драматургу было запрещено писать на историко-революционную тематику. Грозило исключение из партии. М. Шатров отходит от ленинской тематики и обращается к современности.

Другие темы

В 1973-м он пишет производственную драму «Погода на завтра». Материалом для создания произведения послужило грандиозное сооружение Волжского автомобильного завода и происходившие в рабочем коллективе процессы. В 1975-м в Театре Советской армии была поставлена посвященная 30-летию великой Победы пьеса «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»). Постановка была сопряжена со многими трудностями. В это же время пьесу поставили в ГДР. Истории прихода нацистов к власти М. Шатров посвятил сценарий «Когда другие молчат» (в 1987-м). На примере жизни и судьбы революционерки Клары Цеткин в произведении была поднята проблема личной ответственности политического деятеля за ошибки, которые он совершил перед партией и народом. Большой успех имели социально-бытовая комедия М. Шатрова «Мои Надежды» (постановка Московского театра им. Ленинского комсомола). В пьесе показаны судьбы трех женщин, выражающие идеалы поколений 20-70-х годов.

Возвращение к теме В. И. Ленина

В 1978-м драматург возвращается к излюбленной историко-революционной тематике. В пьесе «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») Шатровым апробируются новые возможности жанра документальной драмы. Автор насыщает ее лирическим пафосом, свободно сочетая исторические реалии с поэтическим вымыслом. Новаторство драматургии заключалось в том, что образ вождя создавался без применения черт портретного сходства. Актер перевоплощался, не используя грима и привычного произношения. Оставались лишь отдельные «хрестоматийные» элементы внешнего облика (кепка, галстук в горошек, и т. д.). Главным было воспроизведение поведения и типа мышления. Пьеса была построена в виде обращения к потомкам и завещания им.

Начиная с 1976-го драматург работает над исследованием и отражением в творчестве различных аспектов взаимодействия моральности и политики. Выходят из-под его пера сценарии: «Доверие», «Две строчки мелким шрифтом», пьесы: «Вам завещаю» («Так победим!»), «Диктатура совести» и др. В своих работах драматург углубляет анализ ошибок, допущенных в годы революции и гражданского лихолетья. В 1983-м за пьесу «Диктатура совести» Шатров был удостоен Государственной премии Советского Союза.

Пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988-й), стала последней работой М. Шатрова, в которой был подведен итог его размышлениям над политическим наследием В. И. Ленина, над ролью в советской истории И. В. Сталина, над проблемой сталинизма в целом. Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Резко выступили против Шатрова ученые-ретрограды, апеллировавшие к прежним партийным догмам, имел место целый поток писем читателей, поддерживающих взгляды драматурга и обвинявших его в предательстве высоких исторических идеалов. В 1989 -м текст пьесы был издан со всеми откликами, вызванными ее появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».

Завершение творческой деятельности

Последним произведением драматурга стала пьеса «Может быть», написанная им в 1993-м в Штатах, где Шатров пребывал по приглашению Гарвардского университета. Пьесу поставил Королевский театр Манчестера, она шла в течение двух месяцев и была представлена 60 раз. Актуальным для американской публики было то, что произведение воссоздавало атмосферу страха, распространившуюся в Америке в годы маккартизма. Страха, способного изуродовать психику людей и превратить их в предателей и подлецов в любой стране. Весной 1994-го Шатров возвращается на родину.

В годы перестройки

В бурные годы перестройки писатель принимает активное участие в публицистической и общественной деятельности, которой он и ранее уделял большое внимание (длительное время занимал должности руководителя семинара начинающих драматургов в Союзе писателей, секретаря правления Союза писателей и театральных деятелей (СТД). В 1988-м издает написанные в разное время статьи в книге «Необратимость перемен».

Сразу после своего избрания секретарем правления СТД М. Шатров стал добиваться реализации своей самой заветной мечты - создания в столице международного центра культуры, который объединял бы под своей крышей многие виды искусств: живопись, кино, театр, музыку, литературу, телевидение. В 1987-м постановлением Моссовета на набережной Москвы-реки был выделен под строительство участок земли. Проект будущего строительства был разработан театральными архитекторами Ю. Гнедовским, В. Красильниковым, Д. Солоповым. М. Шатров всецело сосредоточился на строительстве. Осенью 1994-го было создано закрытое акционерное общество «Москва - Красные Холмы». М.Ф. Шатров занял в нем должности президента и председателя совета руководителей. В июле 1995-го началось строительство центра, который был открыт в 2003-м.

Значение творчества

Резонанс, вызываемый в обществе многими пьесами М. Шатрова, был очень велик. Драматург удостоен многих государственных наград. Значение его творчества кинокритик Алла Гербер определила так: «Во времена, когда правды совсем не было, полуправда, которую несли пьесы Шатрова, была для нас очень важна».

Михаил Шатров: личная жизнь

По утверждениям близких, Шатров был довольно скрытным человеком. Друзьям драматург сознался, что был неоднократно женат. Но, как свидетельствует его окружение, прессе долгое время не удавалось узнать, с кем живет Михаил Шатров: личная жизнь драматурга была за семью печатями. После его смерти журналисты узнали некоторые подробности. В частности, известно, что культовый драматург был четырежды официально женат.

Впрочем, на склоне лет кое-что о себе поведал в интервью сам Михаил Шатров. Жены выдающегося драматурга: актрисы Ирина Миронова, Ирина Мирошниченко, Елена Горбунова, последний брак - с Юлией Чернышевой, которая была младше мужа на 38 лет. Дети драматурга: дочь от первого брака Наталья Миронова, филолог-славист, дочь от четвертого брака Александра - Мишель, родившаяся в США в 2000-м. Михаил Шатров и Ирина Мирошниченко (вторая жена драматурга) не имели детей.

- 23 мая , там же) - советский и российский драматург и сценарист .

Биография

Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году , амнистирована в 1954 году) . Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким , вторым браком - за советским государственным деятелем Алексеем Рыковым .

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным) .

В начале 1950-х годов проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки». Член КПСС с 1961 года .

С середины 1990-х годов являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году , куда, в частности, входит «Свиссотель Красные Холмы ». По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой .

Семья

  • Первая жена - актриса Ирина Миронова.
    • Дочь Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Наталья окончила филфак МГУ, филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым . Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
  • Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко .
  • Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругой Бориса Березовского .
  • Пятая жена - Юлия.
    • Дочь Александра - Мишель (2000) родилась в США.

Оценки

Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова :

Михаил Шатров - это очень самостоятельная и особая фигура советской драматургии постхрущёвской эпохи. Смерть Шатрова - это тяжёлая потеря для нашего театра.

Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой :

Его пьесы, посвящённые жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущёвской оттепели и брежневского застоя.

Творчество

Пьесы

о Ленине
  • «Большевики » («Тридцатое августа», 1968)
  • «Синие кони на красной траве » («Революционный этюд », 1979)
  • «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
  • «Чистые руки» (1955)
  • «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
  • "Меридиан 361-й" (1958)
  • «Современные ребята» (1962)
  • "День тишины" (1965)
  • «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины (экранизация - «Моя любовь на третьем курсе», 1976)
  • «Погода на завтра » (1974) - об автозаводе
  • «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
  • «Дождь лил как из ведра » (1973, в соавторстве с А. Хмеликом)
  • "Когда другие молчат" (1986)
  • Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».

    Постановки пьес

    Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
    Один из самых репертуарных драматургов СССР .

    • «Современник» .
      • - «Большевики», реж. О. Ефремов , Г. Волчек , - к 50-летию Великого Октября .
    • Пермский театр драмы .
      • «Синие кони на красной траве».
    • Рижский театр юного зрителя .
      • - «Глеб Космачёв»

    Киносценарии

    • - Именем революции
    • - Штрихи к портрету В. И. Ленина
    • - Шестое июля
    • - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
    • - Моя любовь на третьем курсе (по пьесе «Лошадь Пржевальского», 1972)
    • - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
    • - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
    • - Когда другие молчали (нем. Wo andere schweigen , совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
    • - Так победим! (телеспектакль)
    • - Семь дней Надежды (телефильм)

    Издания

    • Избранное. М., Искусство, 1982
    • Чистые руки. М., Искусство, 1956
    • Место в жизни. М., Искусство, 1957
    • Именем революции. М., Искусство, 1958
    • Меридиан 361-й. М., Искусство, 1958
    • Шесте июля. М., Искусство, 1966
    • 18-й год. М., Советский писатель, 1974
    • Лошадь Пржевальского. Погода на завтра. М., Искусство, 1975
    • Доверие (в соавторстве с В. Логиновым). - М., Искусство, 1977
    • «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым) - М., Советский писатель, 1989
    • Две строчки мелким шрифтом. М., Искусство, 1982
    • Пьесы. М., Советский писатель, 1983
    • Так победим! М., Искусство, 1985
    • Тегеран-43. (в соавторстве с А. Аловым и В. Наумовым) - М., Искусство, 1986
    • Необратимость перемен. М., Правда, 1988
    • Дальше... дальше... дальше. М., Книжная палата, 1989
    • Диктатура совести. М., Искусство, 1989
    • Дальше... дальше... дальше... Рига, 1990

    Напишите отзыв о статье "Шатров, Михаил Филиппович"

    Примечания

    Ссылки

    • Шатров Михаил Филиппович // Кто есть кто в современной культуре: В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семенов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др.. - М .: МК-Периодика, 2006-2007. - ISBN 5-93696-007-3 , 5-93696-010-2.

    Отрывок, характеризующий Шатров, Михаил Филиппович

    В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:
    – Не могу видеть эту женщину.
    – Catiche a fait donner du the dans le petit salon, – сказал князь Василий Анне Михайловне. – Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque сhose, autrement vous ne suffirez pas. [Катишь велела подать чаю в маленькой гостиной. Вы бы пошли, бедная Анна Михайловна, подкрепили себя, а то вас не хватит.]
    Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon. [маленькую гостиную.]
    – II n"y a rien qui restaure, comme une tasse de cet excellent the russe apres une nuit blanche, [Ничто так не восстановляет после бессонной ночи, как чашка этого превосходного русского чаю.] – говорил Лоррен с выражением сдержанной оживленности, отхлебывая из тонкой, без ручки, китайской чашки, стоя в маленькой круглой гостиной перед столом, на котором стоял чайный прибор и холодный ужин. Около стола собрались, чтобы подкрепить свои силы, все бывшие в эту ночь в доме графа Безухого. Пьер хорошо помнил эту маленькую круглую гостиную, с зеркалами и маленькими столиками. Во время балов в доме графа, Пьер, не умевший танцовать, любил сидеть в этой маленькой зеркальной и наблюдать, как дамы в бальных туалетах, брильянтах и жемчугах на голых плечах, проходя через эту комнату, оглядывали себя в ярко освещенные зеркала, несколько раз повторявшие их отражения. Теперь та же комната была едва освещена двумя свечами, и среди ночи на одном маленьком столике беспорядочно стояли чайный прибор и блюда, и разнообразные, непраздничные люди, шопотом переговариваясь, сидели в ней, каждым движением, каждым словом показывая, что никто не забывает и того, что делается теперь и имеет еще совершиться в спальне. Пьер не стал есть, хотя ему и очень хотелось. Он оглянулся вопросительно на свою руководительницу и увидел, что она на цыпочках выходила опять в приемную, где остался князь Василий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней. Анна Михайловна стояла подле княжны, и обе они в одно время говорили взволнованным шопотом:
    – Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
    – Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
    Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
    – Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
    – Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
    Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
    – Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
    Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
    – Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
    – Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
    Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
    – Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
    Княжна пустила.
    – И вы!
    Анна Михайловна не послушалась его.
    – Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
    – Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
    – Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
    – Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
    Князь Василий опустил голову и развел руками.
    В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
    – Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
    Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
    – Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
    И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
    За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
    – Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
    Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
    – Пьер!… – сказала она.
    Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
    – II n"est plus… [Его не стало…]
    Пьер смотрел на нее через очки.
    – Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
    Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
    На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
    – Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
    Пьер молчал.
    – Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
    Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

    В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.