Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль бизнес-плана в современных условиях. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Возможности фирмы. Виды товаров (услуг). Рынки сбыта товаров. Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга и производства. Финансовый план.

    реферат , добавлен 01.12.2004

    Направление и порядок организации деятельности школы танцев, характеристика услуги и принципы построения бизнеса. Определение рынков сбыта и конкуренция на них. Составление плана маркетинга, юридическое обеспечение проекта. Мотивация персонала, контроль.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    бизнес-план , добавлен 21.10.2012

    Бизнес-планирование организации проекта открытия нового филиала фирмы в другом городе. Расчет срока окупаемости и простой нормы прибыли. Источник организации проекта и график денежного потока. Оценка эффективности проекта и выбор варианта для внедрения.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Описание миссии и целей организации. Внешняя среда организации: конкуренты, поставщики, потребители. Проектирование функциональной и организационной структуры частной школы. Штатное расписание и документооборот школы. Положения об отделах и службах.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2010

    Цели разработки и особенности бизнес-плана. Состав бизнес-плана. Жизненный цикл товара. Обеспечение конкурентоспособности фирмы и ее продукции. Выбор стратегии конкуренции предприятия. Оценка рынка сбыта. План маркетинга и производства. Юридический план.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2011

    Создание бизнес-плана открытия магазина для получения прибыли от реализации готовых ювелирных изделий. Рынки сбыта и конкуренция. Описание способов стимулирования сбыта. Основные требования, предъявляемые к продавцам. Оценка рисков и страхования.

    бизнес-план , добавлен 01.11.2014

    Принципы формирования бизнес-плана инвестиционного проекта и критерии оценки эффективности. Характеристика рынка косметологических услуг: объем, динамика, сегментация, конкуренция. Оценка потребительского спроса, разработка плана маркетинга новой услуги.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2016

Советская анимация и ее традиции содержат глубокие корни. Российский рынок, как считают, до сих пор не устоялся. Многим профессиональным аниматорам приходится искать заработок от роликов в рекламах до «взрослых» мультфильмов и мобильной анимации.

Игорь Ганжа – владелец студии Antimult Msk с 2008-ого года. Он выкупил студию у прежних совладельцев и влился в проект, годовой оборот которого составил 1,5 млн. долларов. Он собрался охватывать новые области сбыта своего товара, один из которых – создание мультфильмов по заявкам телеканалов. Antimult Msk, активно работает со всеми средствами массовой информации. Также студия трудилась с журналом «Индустрия рекламы», интернет – порталом Mail.ru и другим.

В данный момент участники на российском рынке анимации в поиске заработка. Немногим везет. Например, мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» собрал в прокате 9 млн. долларов, это хорошая оценка для России.

У вас может возникнуть вопрос, на чем делаются деньги? Ответ прост, на рекламе. Ведь именно она приносит основные деньги в мультипликационной среде. Даже многие анимационные студии в России имеют портфолио, которые содержат различные ролики.

Если так подумать, то реклама приносит прибыль в мультипликационной среде. Вот, например, Александр Тимофеев, генеральный директор студии анимации «Тунгуру», сказал: «Реклама – наиболее прибыльная точка, придаток сил начинающимся студиям». Студия анимации «Тунгуру» занималась участием в рекламе, и выпуском музыкальных клипов.

Все бы хорошо, если бы не конкуренты анимации на рынке – видеоспоты. Ведь анимация – рукодельный труд, стоящий дороже обычных рекламных роликов. В этом процессе присутствуют свои трудности. Недорогой рекламный ролик обойдется в 5 тыс. долларов, так как каждая секунда стоит не меньше 400-х долларов, исходя из этого, такой труд намного дороже. Дешевые мультфильмы тоже есть, 15 секунд выхода за 750 долларов. Одновременно заключительный итог будет неброским, никаких деталей, доработок, и фона.

Если рекламный бизнес поднимется по течению вверх, и будут поступать постоянные заказы, заняв операторов делом, то таким образом студия сможет зарабатывать неплохие деньги. Незначительные студии могут в месяц выпускать до 3-х роликов, что позволяет делать оборот до 50 тыс. евро. Но клиент не любит заказывать простую анимационную рекламу, поскольку считает ее не серьезной. Поэтому как не печально это звучит, такой стереотип охватывает весь мир. Для этого приходится выносить прочное соперничество.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

Возможно, студия в состоянии выжить за счет некоторых крупных клиентов, для которых анимация в рекламе не пустой звук. Однако, это риск. Небольшое количество заказов не даст уверенности в завтрашнем дне, и в один момент все это может разрушиться. Только добившиеся признания на ТВ, можно вырваться из такой ситуации.

В определенной степени, мультфильмы были и есть частью телевидения, но в настоящий момент ориентир идет в сторону взрослого поколения. Замечательно зарекомендовали себя в такой сфере компании «Тунгуру» и «Антимульт». Все это благодаря известной и по сей день актрисы Нелли Уваровой сыгравшей роль Екатерины Пушкаревой в сериале «Не родись красивой». После его показа, сериал стал знаменит, и анимационная студия «Тунгуру» принялась за творение пародии на сериал. Изначально поддержка телевизионного сериала была идеей, но в скором времени сериал упал в рейтинге и стал менее знаменитым, зажив своей жизнью. И тогда было решено выпустить новые серии этого сериала, что дало большую вероятность оптимистично смотреть в будущее.

Помимо всего этого, студии намерены выпускать анимационные сериалы для группы лиц от 16 и старше. Не до конца поняв истинные возможности такой анимации, телеканалы различного рода проектах, проявляют существенную осмотрительность. И во многом цена играет основную роль, так как пристойный мультфильм имеет цену 200 – 300 тыс. долларов, что считается намного дороже обыденных сериалов. Мультипликационная среда имеет совершенно мало эфирного времени, всего 5 – 10 минут. Канал 2×2 активно занимается покупкой всего мультипликационного контента у российских аниматоров, заработав себе значительную популярность среди детей и взрослых. Но все–таки на выкуп прав на контент или вкладывание больших средств на поддержку студий анимации канал не готов, так как обострен вопрос цены.

Существует и другой источник дохода. Для примера возьмем студию анимации «Перцемолка», родившись в 2007-ом году, и предложив свои труды «Пятому каналу». С одной стороны это считается экономически выгодно, так как канал смог скупать контент по себестоимости. Вы наверно подумаете, что все плохо… Тем не менее, существуют люди, которые считают что для русской анимации еще не все потеряно. Выход здесь не в признании по ТВ. Такой спрос на продукцию рождается только у потенциальных заказчиков. Считают, что анимация в скором будущем сможет получить крупный скачок вперед за счет развития в Интернете, Мобильном ТВ, и так далее. Если действовать в обход ТВ, то можно приобрести своего потребителя, а это означает непрерывные заказы для студий и возможности стабильного роста и развития в будущем.

Есть в наличие каналы, которые работают по мобильной сети, это тоже можно отнести к рынку сбыта. Тем не менее, анимация имеет на данный момент незначительный процент на любом телеканале, и напрашивается вывод, что анимация пока лишь малая часть мобильных каналов и информации.

Сейчас русская анимация продолжает свой путь в усовершенствовании своих качеств. Разрабатываются новые идеи и варианты стабильного дохода, это позволяет оптимистично смотреть вперед, не оглядываясь назад. Но об этом приходится говорить в будущем времени.

Но все же, хочется надеяться, что все наладится, и русская анимация будет занимать почетные места на телевизионных и компьютерных экранах. А пока будем наблюдать за тем, как она движется к этой цели.

Представляем Вашему вниманию проект "Мультфильм".

Бизнес-план разработан на основе фактических данных действующего предприятия.

В создании проекта принимали участие сотрудники высокой квалификации, с опытом работы в отрасли.

Бизнес-план соответствует международным и российским стандартам (UNIDO, TACIS, ЕБРР, МЭРТ РФ, Минфин, Минстрой, Минсельхоз) и достойно представит Ваш проект в российских и международных банках, а также государственных структурах всех уровней.

В случае необходимости, специалисты нашей компании в сжатые сроки внесут корректировки в финансовые расчеты и описательную часть проекта, с тем, чтобы обеспечить полное соответствие бизнес-плана Вашим параметрам.

Проект предоставляется в формате рабочих файлов, в которые можно самостоятельно или силами квалифицированных сотрудников вносить изменения: финансовой модели (на базе Excel) и файла Word (Powerpoint).

Основные параметры проекта:

Количественные показатели: 0

Объем инвестиций:
  • в долларах 3 633 652
  • в евро 2 675 242
  • в рублях 112 000 000

Срок окупаемости проекта, лет: 2,2

Основные параметры документа

  • Количество страниц – 67
  • Количество графиков – 25
  • Количество таблиц – 19

1 РЕЗЮМЕ

1.1 Цель проекта

Проектом предполагается создание полнометражного анимационного 3D фильма "ХХХХ".

История в жанре ХХХХ, рассчитанная на восприятие зрителями всех возрастов и национальностей. Проект "ХХХХ" не имеет какого-либо национального окраса и является мультикультурным.

В основе фильма "ХХХХ" замечательная история знаменитого писателя и сценариста ХХХХ (автора "ХХХХ" и "ХХХХ"). Имя сценариста, безусловно, уже на начальном этапе работы привлечет внимание российских и зарубежных СМИ. К работе над новой версией сценария будет привлечен известный американский сценарист ХХХХ (ХХХХ - на его счету более 300 сценариев и эпизодов анимационных фильмов, в том числе "ХХХХ", "ХХХХ", "ХХХХ", "ХХХХ").

В качестве основных территорий для кинопроката рассматриваются Россия, Европа и Азия. Кинотеатральный прокат на территории США также возможен, однако, не рассматривается как основная цель проекта.

1.2 Участники проекта

Производством будет заниматься одна из старейших российских студий анимации ХХХХ. Студия имеет опыт сотрудничества с ХХ, ХХ, ХХ и ХХ компаниями.

Со-продюсером и со-производителем фильма будет крупная анимационная компания ХХХХ. Помощь в продвижении фильма на западные рынки будет оказывать известный продюсер и режиссер ХХХХ (ХХХХ) – глава компании ХХХХ (ХХХХ).

Кинопрокатом в России и СНГ будет заниматься одна из крупнейших кинопрокатных компаний России "ХХХХ" (сеть кинотеатров ХХХХ). Уже подписан предварительный договор и гарантийное письмо. Проект поддерживает ХХХХ (подписан контракт).

1.3 Перспективы развития проекта

В настоящий момент сформирован пакет сценарный (5-6 очень интересных историй), которые может быть реализован в ближайшие 4-5 лет.

1.4 Рынок

Сборы анимационных фильмов и прогнозная оценка объемов сборов

Общие сборы анимационных фильмов в российском кинопрокате выросли за год на 66,8% - с 3,62 млрд. рублей в ХХХХ г. до 6,03 млрд. рублей в ХХХХ г. При этом сборы российских мультфильмов выросли более чем в семь раз: с 96,8 млн. рублей до рекордных 721,9 млн. рублей (2,4% от всех фильмов, вышедших в прокат в ХХХХ г.). Иностранные релизы прибавили 50,8% - до 5,3 млрд. рублей.

По оценке "ХХХХ", сборы в кинотеатрах на территории СНГ составят 15 млн. долларов США, из которых 8 млн. – доля правообладателя.

1.5 Финансирование проекта

Потребность в финансовых ресурсах и структура финансирования

Потребность в финансовых ресурсах по проекту составляет 112 000,0 тыс. рублей.

Планируется, что финансирование настоящего проекта будет осуществляться за счет:

  • собственных средств - 7 000,0 тыс. рублей;
  • средств ХХХХ - 15 000,0 тыс. рублей
  • средств компании ХХХХ - 30 000,0 тыс. рублей;
  • средств инвестора - 60 000,0 тыс. рублей.

Условия привлечения средств

Привлечение средств инвестора происходит поэтапно в соответствии со следующим графиком:

  • ноябрь ХХХХ - 10 000 000 рублей;
  • март ХХХХ - 20 000 000 рублей;
  • июнь ХХХХ - 20 000 000 рублей;
  • март ХХХХ - 10 000 000 рублей.

Условия погашения средств

Погашение средств инвестора осуществляется в январе ХХХХ в полном объеме.

Погашение процентов по кредиту

Проценты на средства инвестора не начисляются.

1.6 Анализ структуры затрат проекта (распределение выручки)

Наиболее простым способом проанализировать основные затратные потоки и их долю в об-щем объеме затрат является анализ распределения совокупной выручки за период проекта (3 года). Структура распределения выручки на основные группы затрат и прибыль в порядке убывания будет выглядеть следующим образом:

  • инвестиции - 51,77%;
  • прибыль - 34,95%;
  • налоги - 13,27%.
Представленная ниже диаграмма иллюстрирует тот факт, что доля выручки проекта, которая идет на покрытие инвестиционных расходов и чистую прибыль, составляет 35,0%.

1.7 Показатели проекта

Экономическая эффективность проекта была подтверждена путем расчета традиционных финансовых показателей, используемых в проектном анализе.

Горизонт расчета проекта – 36 месяцев (3 года). Инвестиционный период проекта (до момента запуска проекта) – 25 месяцев (2,1 года). Рабочий период проекта (с момента запуска) – 11 месяцев (1 год).

Таблица 1. Финансовые и инвестиционные показатели проекта

style="text-align:left;">

1.1 Цель проекта
1.2 Участники проекта
1.3 Перспективы развития проекта
1.4 Рынок

Сборы анимационных фильмов и прогнозная оценка объемов сборов

1.5 Финансирование проекта
1.6 Анализ структуры затрат проекта (распределение выручки)
1.7 Показатели проекта

2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 Технология
2.2 Ключевые факторы успеха проекта

Качество анимации
Сюжет фильма
Качество режиссуры, постановки и сценария
Соотношение затрат и доходов
Продвижение фильма на национальном и мировом рынках

3 КОМПАНИИ – УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Студия "ХХХХ"
Кинокомпания ХХХХ

4 КОМАНДА

5 КРАТКИЙ ОБЗОР РЫНКА

5.1 Сборы касс кинопроката в России
5.2 Рост популярности отечественной кинопродукции
5.3 Анимационные фильмы
5.4 Развитие кинотеатров в России
5.5 Прогноз развития российского рынка кинопроката
5.6 Мировой рынок

6 СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ

6.1 Целевая аудитория

Владельцы кинотеатров
Зритель
Характеристика целевой аудитория

6.2 Продвижение за рубежом
6.3 Формирование доходной части проекта

Кинотеатральный прокат
Дополнительные права

7 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

7.1 Объем и структура инвестиций

8 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

8.1 Управление реализацией проекта (менеджмент предприятия)
8.2 Этапы реализации проекта

9 КОММЕРЧЕСКИЙ ПЛАН

9.1 Виды получаемых доходов по проекту
9.2 Параметры доходов
9.3 Ценовая политика
9.4 Структура и объемы доходов

10 ЗАТРАТЫ ПРОЕКТА В ПЕРИОД ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

10.1 Анализ структуры затрат проекта (распределение выручки)
10.2 Анализ точки безубыточности

Допущения при анализе безубыточности
Анализ безубыточности в целом по проекту

10.3 Анализ бюджетной эффективности проекта

11 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

11.1 Условия привлечения инвестиционных ресурсов
11.2 Показатели плана движения денежных средств
11.3 Показатели плана прибыли и убытков
11.4 Финансовые показатели проекта

12 АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТА

12.1 Факторы, влияющие на деятельность компании
12.2 Количественный анализ рисков (анализ чувствительности)

1 ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ

1.1 Перечень таблиц

Таблица 1. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 2. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 3. Дистрибуторы проекта "ХХХХ"
Таблица 4. Сборы анимационных фильмов в ХХХХ
Таблица 5. Кассовые сборы и затраты на производство анимационных фильмов в мире
Таблица 6. Прогнозируемая доходность при различных сценариях реализации
Таблица 7. Инвестиционный бюджет
Таблица 8. Календарный и финансовый план
Таблица 9. Параметры дохода
Таблица 10. Цены продажи готовой продукции
Таблица 11. Параметры прочих доходов
Таблица 12. Структура доходов по направлениям деятельности за период проекта
Таблица 13. План получения дохода
Таблица 14. Налоги
Таблица 15. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 16. Распределение налоговых выплат по уровням бюджета
Таблица 17. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 18. Влияние изменения отдельных параметров на показатели эффективности проекта
Таблица 19. Анализ чувствительности проекта

1.2 Перечень рисунков

Рисунок 1. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 2. Окупаемость проекта, рублей
Рисунок 3. Схема формирования добавленной стоимости кинопродукта
Рисунок 4. Проект "ХХХХ". Географическое распределение доходов, тыс. долл.
Рисунок 5. Проект "ХХХХ". Статьи доходов в странах СНГ и Балтии, тыс. долл.
Рисунок 6. Динамика кассы кинопроката в России, млн. долл.
Рисунок 7. Средние сборы кинофильмов, млн. долл.
Рисунок 8. Динамика посещения кинотеатров в России
Рисунок 9. Динамика роста средней стоимости билета в кино
Рисунок 10. Динамика долей российских кинофильмов в общем прокате
Рисунок 11. Рост количества современных экранов
Рисунок 12. Каналы маркетинговых коммуникаций
Рисунок 13. Структура инвестиционных затрат
Рисунок 14. Этапы реализации проекта
Рисунок 15. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 16. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 17. Схема производства фильма
Рисунок 18. Структура выручки
Рисунок 19. Структура налоговых выплат (за период проекта)
Рисунок 20. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 21. Точка безубыточности проекта в целом, рублей
Рисунок 22. Структура налоговых поступлений бюджетов всех уровней (за период проекта)
Рисунок 23. Денежные потоки по проекту, рублей
Рисунок 24. Окупаемость проекта, рублей
Рисунок 25. Критические отклонения ключевых факторов проекта (по показателю NPV)

Для открытия детской мультипликационной студии не требуется большой стартовый капитал. По сути, такая школа является одной из разновидностей многочисленных школ творческого развития детей. Однако в отличие от последних мультипликационные студии пока еще не столь распространены (особенно в небольших городах), так что конкуренция в этом сегменте рынка образовательных услуг практически отсутствует.

На занятиях в мультипликационной студии дети узнают, как создаются анимационные фильмы, знакомятся со всеми этапами работы - начиная с написания сценария и разработки персонажей и заканчивая съемкой и озвучкой. Что особенно приятно для детей и их родителей, в конце обучения они получают сделанный ребенком мультфильм. Оборудование, необходимое для открытия собственной студии, не занимает много места, поэтому для его размещения достаточно небольшого помещения площадью от 25-30 кв. м. для группы из 3-6 человек.

Прежде всего, вам понадобится цифровой фотоаппарат или цифровая видеокамера, микрофон, специальные софиты или фонари для постановки света, компьютер с необходимым программным обеспечением, видеопроектор для просмотра готовых работ, а также заготовки, материалы и инструменты для создания декораций и героев мультфильмов.

Обратите внимание: выбирайте такой фотоаппарат или камеру, которая поддерживает ручной режим управления диафрагмой и выдержкой. Не гонитесь за высоким разрешением. Для такой работы хватит и одного миллиона пикселей. Также не забудьте о мебели – стульях, столах. Пригодится и белая доска для письма и для просмотра слайдов и мультфильмов на проекторе.

Программа обучения, как правило, включает в себя следующие разделы: поиск и анализ тем для сюжета будущего мультфильма, написание сценария, разбивка и отрисовка отдельных сцен, создание эскизов героев и декораций, создание самих героев и декораций из пластилина и керамики, съемка сцен, подбор музыкального сопровождения, монтаж, озвучивание.

Технология создания мультипликационного ролика достаточно проста. В первую очередь, составляется сценарий, затем создаются герои и декорации. Согласно сценарию, снимается большое количество отдельных кадров, которые, в итоге, монтируются в одно целое и проецируются со скоростью 24 кадра в секунду, если речь идет о звуковом ролике, или 16 кадров в секунду, если ролик не озвучивается. В заключение на картинку накладывается и синхронизируется звуковое сопровождение. Детей среднего и старшего школьного возраста можно обучать основам компьютерной анимации. В этом случае все персонажи, их мимика и позы отрисовываются на планшете, а затем с помощью специальной программы создается собственно мультфильм.

При выборе месторасположения будущей мультипликационной студии определенное значение имеет наличие конкурентов в вашем городе. Впрочем, даже если сейчас конкуренция совсем отсутствует, можете не сомневаться – это ненадолго. Поэтому старайтесь воспользоваться всеми преимуществами своего положения на данный момент. Желательно, чтобы ваша студия располагалась в центре города или, по крайней мере, поблизости от него. Так родителям и детям будет удобнее добираться к вам.

Не экономьте на вывеске. Ярко оформленное и запоминающееся название вашей студии привлечет внимание потенциальных клиентов. Если бюджет позволяет, можно провести целую рекламную кампанию, приуроченную к открытию мультипликационной студии, включая размещение наружной рекламы, объявлений в газетах и журналах, проведение ивент-мероприятий с раздачей листовок и приглашений. Не забудьте про скидки первым клиентам и более выгодные цены при единовременной оплате за месяц занятий, а не за каждое занятие отдельно.

Успех любого образовательного учреждения обусловлен не только и не столько его месторасположением, качеством оборудования и рекламным бюджетом, хотя это все, конечно, тоже имеет значение. Но в первую очередь, успех вашего бизнеса зависит от преподавателей, которые у вас работают. Экономить на зарплатах специалистам можно лишь в том случае, если вы сами являетесь профессионалом в области мультипликации, а также имеете большой опыт работы с детьми и готовы самостоятельно проводить занятия.

В противном случае, при подготовке бизнес-плана сразу закладывайте расходы на заработную плату одному или двум преподавателям (в зависимости от количества учеников и расписания занятий) минимум на 2-3 последующих месяца работы. Помимо преподавателей, понадобится администратор, который будет отвечать на телефонные звонки, составлять расписание занятий и принимать оплату.

Как и любой другой бизнес в сфере услуг, деятельность вашей мультипликационной студии будет обусловлена факторами сезонности. Как правило, первый набор учеников проводится в начале осени. Общий срок обучения составляет около полугода. Второй набор планируется на середину января – начало февраля. В летние месяца наблюдается спад спроса на такие услуги, так как многие дети уезжают на каникулы из города. Стоимость одного занятия составляет от 350 р. с человека (при группе минимум из 6 человек), в зависимости от региона. Занятия проходят 1-2 раза в неделю по 40-60 минут.

Для открытия собственной мультипликационной студии вам понадобится не менее 350 тысяч рублей (с учетом приобретения самого простого оборудования, стоимости аренды помещения и выплаты заработной платы наемным работникам за первый месяц).

Сысоева Лилия

(с) — портал бизнес-планов и руководств

Новую рубрику, посвящённую рабочему процессу в творческих индустриях. В рубрике «Команда» мы рассказываем о том, сколько человек необходимо, чтобы создать тот или иной продукт (фильм, телешоу, сайт и так далее), в чём их обязанности и можно ли их кем-то заменить.

В этом материале рубрики - состав команды анимационной студии. Мы выясняем, без каких творческих и технических специалистов невозможно создавать анимацию, а основатели студий Toondra и Пластилиновой студии Макса Свиридова рассказывают о своём опыте.

Наведите на картинку для дополнительной информации

Сценарист

отвечает за сценарий мультфильма, как и в любой другой картине.

Режиссёр

главный человек проекта, чья функция ничуть не менее важна, чем на кинопроекте.

«На мой взгляд, всё зависит от того, о какой именно студии мы говорим. Бывают студии большие и совсем маленькие. Для одних это бизнес, другие просто собрались повеселиться.

Если говорить о минимуме, то бывают случаи, когда и один человек в состоянии на хорошем уровне выполнять весь комплекс работ. Но такое бывает нечасто. Самое общее разделение на роли в процессе это: сценарист, режиссёр, аниматоры, иллюстраторы, звукорежиссёр, дикторы.

Ещё немаловажно, о какой технике анимации мы говорим: одно дело, если речь идёт, например, о флеше - там проще делать всё самому, а в случае с трёхмерной анимацией практически всегда идёт разделение труда: каждому назначается своя роль в процессе. Хотя я знаю людей, которые могут и в трёхмерке делать всё полностью классно без чьей-либо помощи. Но такое бывает редко, потому что объём работы очень большой, и проще сосредоточиться на какой-то одной её части. Плюс скорость выполнения работы, конечно, зависит от количества людей.

Часто бывает, что аниматор делает всё сам, но когда у него увеличивается поток заказов, он организует свою команду, с этого всё и начинается. Чем больше работы, тем больше команда. Нередко бывает, что людей собирают под какой-то конкретный проект, а потом они расходятся. Например, под какой-то мультсериал или полнометражный фильм.

Я сам не люблю большие, длинные проекты, которые, как правило, стараются получить студии. Безусловно, они приносят стабильный заработок, но вместе с этим бесконечную рутину и суету».

Художник-мультипликатор

как правило, не один, а несколько, в зависимости от проекта. Разделение художников-мультипликаторов по специфике зависит от типа мультфильма (рисованный, пластилиновый, кукольный, 3D и т. д.).

Иллюстратор

создаёт сториборды, титры и т. д.

«Для полноценной работы анимационной студии необходимо минимум 16 человек.

Обязанности распределяются следующим образом: режиссёр-постановщик, сценарист, художник-постановщик, композитор, артисты озвучания, художники-мультипликаторы (прорисовщики, фазовщики, миердовщики), верстальщик анимированной полуфазы, креатор песовик движения, оператор-постановщик, звукорежиссёр, администратор, художник по свету.

Люди, работающие в анимационной студии, зачастую совмещают несколько функций: например, художник-постановщик может быть ещё и фазовщиком, а оператор - художником по свету. Но как ни крути, минимальное количество народа для нормально функционирующей анимационной студии - это 16».