Алексей Гуськов – уроженец Польши. Он появился на свет 20 мая 1958г. В 1964 году ему исполнилось 6 лет, и он с родными переехал в столицу Украины. Его папа был летчиком. Когда он погиб на задании, мать стала единственной кормилицей в семье. Алексей решил, что когда вырастет, тоже будет летать, но этого не случилось.

Детство

О смерти отца мальчик узнал из телеграммы, которую случайно нашел дома. Он читал строки и плакал. Эта утрата заставила его быстро повзрослеть. Мать направила все свои силы на воспитание сына. Часто они вместе с ней ездили к родителям отца в Архангельск.

Нередко Гуськов ходил вместе с матерью в театр, она приобщала его к искусству. Он посещал много спортивных секций. Сначала Алексей занимался футболом, потом увлекся тяжелой атлетикой и другими видами спорта.

Гуськов собирался пойти по стопам отца, он хотел стать летчиком, но в 9 классе начал думать об актерской карьере. Один из преподавателей посоветовал ему поступить в театральный институт. Мать уважала его выбор и не стала отговаривать сына.

Учеба

После окончания школы Гуськов поехал в столицу и в 1975 году поступил в училище им. Н. Э. Баумана. Алексей стал студентом машиностроительного факультета. Студенческие годы – один из самых счастливых периодов в его жизни.

Вместе с учебой он успевал выступать в театре училища, часто ходил на премьерные спектакли в столице. Его впечатлили увиденные постановки «Соло для часов с боем», «Дон Жуан». В 1979 году Алексей ушел из училища и прошел вступительные экзамены в Школу-студию Московского Художественного театра им. Чехова.

Его педагогами стали Олег Ефремов, Софья Пилявская, . В 1983 году он получил диплом МХАТа.

Театральная карьера

Сразу после окончания МХАТа Гуськов устроился на работу в Пушкинский драмтеатр. Впервые он вышел на сцену вместе с Верой Алентовой. Это был спектакль «Я — женщина». В 1986 году актер стал выступать в Театре на Малой Бронной.

Там он сам поставил спектакль «В лесу». В 1988 году Алексей был принят в коллектив театра «Детектив», а в 1991 году он ушел в театр им. Н. Гоголя. В 1994 году Гуськов опять стал работать в драмтеатре.

Такую частую смену места работы актер объясняет тем, что не мог долго ждать предложений и шел туда, где появлялось что-то достойное. В 2003 году Гуськов стал преподавать актерское мастерство во МХАТе. Сегодня он выступает на сцене академического театра им. Вахтангова.

Работа в кино

Через два года после окончания МХАТа Алексей впервые снялся в кино, он сыграл в картине «Личное дело судьи Ивановой». Следующей стала работа в фильме «Дикий пляж» 1990 года. Через год актер сыграл преступника в ленте «Волкодав», а еще через 4 года вышел вестерн «Золотое дно», где Гуськов вновь предстал перед зрителем в роли злодея.

В 1998 году его увидели в психологическом фильме «Классик».

Большую популярность и всенародную известность актер приобрел после выхода в 2000 году восьмисерийного фильма «Граница. Таежный роман». Алексей сыграл роль советского офицера по имени Никита. Герой Гуськова – властный, уверенный и смелый мужчина, занимающийся контрабандой. Его сослуживца сыграл Марат Башаров.

По сюжету он влюбляется в супругу Никиты, и в картине разворачиваются нешуточные страсти. Действия происходят в небольшом гарнизоне недалеко от границы с Китаем. Несмотря на то, что герой Алексея является отрицательным персонажем, зрители полюбили его за потрясающую игру. За эту роль он получил Государственную премию России.

В 2001 году Алексей стал заслуженным артистом РФ, а в 2007 году — Народным. В его арсенале огромное количество наград. Актер является обладателем премии Российской телеакадемии «Тэффи», призером фестивалей «Созвездие», «Киношок».

В 2001 году состоялась премьера фильма «Мусорщик», снятого по сценарию Ивана Охлобыстина. В этой мелодраме Алексей сыграл наемного убийцу, ставшего дворником в одном маленьком провинциальном городе. Среди остальных работ актера самыми запоминающимися стали роли в лентах «Турецкий гамбит», «Кукольный дом», «Отец».

За роль в картине «Четыре дня в мае» Алексей был награжден призом на Международном кинофестивале и получил «Золотой меч». Из последних работ актера можно выделить фильмы «Тайная жизнь Иоанна Павла Второго», «Следователь Тихонов», «Тонкий лед».

Алексей сыграл более чем в семидесяти фильмах. Кроме актерской деятельности Гуськов занимается продюсированием сериалов, является членом «Единой России» и президентом компании, которая выпускает анимационные фильмы.

Жены и дети

Гуськов всегда нравился девушкам. Уже на втором курсе МХАТа он познакомился с Татьяной, в которую влюбился с первого взгляда. Она была настоящей красавицей и часто отдыхала вместе с Алексеем и его друзьями.

Молодые люди поженились, вскоре у них родилась дочь Наташа. Их брак просуществовал недолго, через два года супруги развелись. Сейчас актер поддерживает связь с дочерью, видится с ней дважды в неделю.

В театре «Детектив» Алексей познакомился с актрисой . Гуськов попросил у нее спички, чтобы прикурить, и случайно оставил их себе. После репетиции Вележева попросила вернуть коробок, у них завязалось общение. После Лидия призналась, что почувствовала какое-то притяжение, поняла, что Алексей станет ее мужем.

Актеры начали встречаться и стали снимать комнату в коммуналке. Поженились они без пышного празднования, ведь денег в семье было мало. В 1989 году у них родился сын Владимир.

В девяностые супруги столкнулись с нехваткой денег. Гонорар актеров был не большой, ролей не много. Профессия Алексея была не востребованной какое-то время, и он начал прикладываться к бутылке. Супруга смогла вовремя оказать поддержку мужу, сохранила семью. В 1994 году на свет появился второй сын, которого назвали Дмитрием.

Вскоре актерская карьера Гуськова пошла в гору. Он начал часто сниматься и стал продюсировать сериалы. Алексей вместе с другом снял сериал «Воровка», где главную роль сыграла Лидия. После выхода этой картины на экраны, его жена проснулась знаменитой. Гуськов показал потенциал Вележевой, ее карьера наладилась.

Алексей Гуськов и Лидия Вележева с сыновьями

Вскоре у их семьи появилась собственная квартира и машина. Друзья и знакомые звездной пары считают, что Алексей любит жену так же сильно, как и много лет назад. С мужем Лидия практически не ссорится. Она немного опасается завистников и поэтому старается не афишировать свою семейную жизнь.

Сын Владимир пошел по стопам отца. Он окончил театральный институт им. Б. Щукина и играет в столичном театре им. Маяковского. Вместе с отцом они снялись в сериале «Крапленый». Недавно у него родилась дочь Стефания. Дмитрий учится в государственном институте кинематографии и увлекается продюсированием.

Сын Алексея Гуськова Владимир продолжил актерскую династию

—Сейчас мало кто может похвастаться таким крепким браком, как ваш. Прожив вместе 24 года, вы еще способны удивлять друг друга?

Алексей: Последний раз я сильно удивил Лиду три года назад, когда неожиданно завел лабрадора.

Лидия: Леша обожает собак! Он даже родился в год Собаки, и это, наверное, многое объясняет. И муж, и сыновья периодически затевали разговор о том, как было бы чудесно завести пса. Но всегда слышали в ответ мое категорическое нет. Потому что я боялась брать ответственность за живое существо: мы с Лешей вечно в разъездах, и даже если в Москве снимаемся, то рабочий день все равно ненормированный. А дети учатся. Кто будет гулять с собакой, кормить ее и ухаживать за ней?

— То есть мужу и детям приходилось довольствоваться зверьем попроще? Хомячками и черепахами?

Лидия: Даже их не было.

Алексей: За исключением того белого хомяка, которого Вовка в детстве ненадолго взял у друга напрокат. Мы приняли его тогда за крысу!

Лидия: Но три года назад Леша сделал мне сюрприз. В финале комедии «Любовь-Морковь 2» моя героиня, злодейка Левицкая, превращается в лабрадоршу. Премьера фильма была 23 декабря, а через два дня Леша позвонил мне на мобильный со словами: «Я купил тебе замечательный подарок на Новый год!» Я, разумеется, принялась выпытывать подробности. Но он все мои уточняющие вопросы проигнорировал, только спросил: «А ты во сколько будешь дома? Когда приедешь, позвони — я выйду». Меня это насторожило: подарок подарком, но зачем на улице встречать? Приехала, позвонила — Леша мгновенно выскочил во двор, что тоже было подозрительно. Паркуюсь, и он говорит: «Я приготовил тебе замечательный подарок, ты ему очень обрадуешься…» А сам на меня по-особенному смотрит. Я все в его глазах прочла. Поняла, что подарок — животное. И сказала только одно слово — «нет». А он в ответ: «Да». Идем к подъезду. Я снова: «Нет!» Он: «Да!!!» Так и шли до квартиры, ведя однообразный, но очень эмоциональный диалог. Зашли домой, а навстречу Митя — в руках маленький черненький комочек: «Мамочка, посмотри, какой хорошенький…» Я отвернулась: «Даже не показывай». Ужасно расстроилась: «Господи, это же новая проблема, это же еще один ребенок…» Но как только увидела эти глазки и мордочку, растаяла: «Ой, какая пре-елесть!»

Алексей: Мы провернули тогда секретную операцию, достойную Джеймса Бонда. А подбил нас на эту авантюру старший сын. Я Володе сказал: «Ты представляешь количество забот? Кровью клянись, что будете сами ухаживать за собакой!» — «Будем!» И мы со старшим поехали выбирать пса. А младшего только через неделю в свой план посвятили: боялись, что матери сболтнет. Семья у нас шумная, народу много, и все эмоциональные. Поэтому нам требовался пес с устойчивой психикой, чтобы не разбирался, кто главнее, и не крутил головой, выбирая, кого защищать. У знакомого на передержке был черный лабрадор, который все время таскал игрушки и вилял хвостом. И знакомый говорил: «Видишь, он прекрасно себя ведет, спокойно адаптируется. Очень умный пес». И мы отправились к заводчику, выбрали самого славного из племянников того черного лабрадора и повязали ему на шею красную ленточку — забирать его от мамы было еще рано. Кстати, с тех пор у нашего Визиря только красные ошейники. В день, когда мы его забрали, на дорогах были ужаснейшие пробки. Мы со скоростью захворавшей улитки ползли домой — и попасть туда нам надо было раньше, чем вернется Лида. Поэтому мы ей то и дело звонили: «Лидочка, ты где? А не заедешь в магазин?» Когда у меня заканчивались предлоги, под которыми я мог продлить ее путь домой, подключались сыновья. Внесли собаку в квартиру минут на десять раньше, чем Лида приехала… Когда же мы штурмом добились ее разрешения, все сложилось чудесно. Лида его приняла и полюбила. И теперь на даче одна не остается — только с защитником.

— Пока он вырос в защитника, много тапочек изгрызть успел?

Лидия: Он грыз исключительно Лешины тапки. Алексей искал пса, который не выбирал бы, кто в семье важнее. Но собака, даже самая умная

И миролюбивая, все равно сразу определяет главного. И для Визика вожак стаи — мой муж.

Алексей: Тут иная ситуация. У меня, когда купили щенка, была серьезная проблема с коленом. И я три месяца сидел дома, никуда не выходил. Но ведь и собаку до трех месяцев, до первой прививки от чумки, не выпускают на улицу. Вот он и провел со мной все раннее детство. У собак год идет за семь, так что три месяца — это четыре года по-нашему, по-человечески.

Лидия: И теперь мы обнимаем только Лешины тапочки, ложимся и лапой двигаем только Лешины тапочки, разговариваем только с Лешиными тапочками. А уж когда Леша собирается уезжать и Визик видит, что Леша берет чемодан…

Алексей: Да, самый ненавистный предмет в доме — чемодан! Собираться в дорогу при Визире не рекомендуется…

Лидия: Он начинает говорить: «Ы-ы-ы» — и смотрит недовольно.

— Наверное, вы без него жизни уже и не представляете.

Лидия: Конечно, я полюбила эту мордаху с первого взгляда. Но моим мужчинам сказала: «Вы мне подарок подарили — вы за ним и ухаживайте». Согласились.

— Но хватило их от силы на месяц?

Лидия: Они, конечно, просто молодцы: как дали слово, так его и держат. Этим сыновья в папу пошли: Леша, если что пообещал, выполнит, и дети тоже. Надо отдать моим мужчинам должное: ухаживают за Визирем. За три года я с ним в городе ни разу не гуляла одна. Разве что вместе с сыном за компанию, если погода хорошая.

— Каких вы сознательных молодых людей вырастили!

Лидия: Это правда, и не только в вопросе выгуливания собаки. У Димитрия и Володи разница в возрасте 5 лет, так что компании у них разные, и оба друзей в беде не бросают. Случись что — несутся выручать и делают все, что от них зависит. А еще оба очень внимательные. У нас дом трехэтажный, без лифта, поэтому они просят: «Мам, ты позвони, когда к дому приедешь» — чтобы спуститься и помочь мне сумки донести. Всегда руку подадут, помогут пальто надеть. При разных характерах эти качества у них общие.

— А в чем они меньше всего похожи?

Лидия: Один любит быть в центре внимания, другой — нет. Младшему это нравится, он невероятно общительный, иногда даже чересчур. Димитрий учится на первом курсе ВГИКа, на продюсерском факультете. Сказал: «Папа — актер, мама — актер, еще и брат — актер. Должна же хоть у кого-то в семье быть нормальная профессия!» Но когда вспоминала рассказы его преподавателей в школе, как он оправдывался, пропустив занятие, начинала сомневаться: может, и Димитрию стоило пойти на актерский? Старший тоже может быть душой компании, но повышенного внимания к своей персоне не любит. Он два года назад окончил Щукинское училище. С моим постоянным присутствием смирился. Что поделать, раз уж я там преподаю! Но когда Леша туда заглядывал и все говорили: «Боже, артист Гуськов!», Володя хмурился: «Пап, ну вот зачем ты?» И Леша оправдывался: «Я же по делу…» Сын пытается сам продвинуть себя в актерской профессии, не хочет никакой помощи. И в этом плане пошел в нас с Лешей: мы никогда ни у кого ничего не просили.

Когда Володя окончил училище и начались показы в театрах, принципиально не пошел в Вахтанговский, где я служу. Хотя понравился и его брали. Сказал мне: «Ты же прекрасно понимаешь: если я приду, какую бы роль ни получил, за спиной скажут: «Ну понятно, мамочка помогла». А дети других актеров с удовольствием отправлялись в театр к родителям, и возможные сплетни их не волновали ни грамма… Осуждать тут никого не возьмусь — каждый поступает, как ему лучше. Мой сын решил: «Я, может быть, потом приду в Театр Вахтангова. Когда стану известным, когда докажу, что сам что-то могу».

— Кажется, вас порадовал этот поступок…

Лидия: Да, и в театре его многие оценили. Думали, я буду Володю куда-то засовывать, разговаривать с руководством. А я пришла, тихо посмотрела показ и ушла, не дожидаясь обсуждения. Ничего не спрашивала. И только потом узнала, что его хотели взять, а он категорически отказался. В итоге он служит в Театре имени Маяковского. Недавно там вышел спектакль «Маяковский идет за сахаром», и главную роль — самого поэта — играет наш Володя.

— На свою премьеру он вас пустил? Или родители в зале — дополнительный стресс для молодого таланта на сцене?

Лидия: Я его в роли Маяковского до сих пор не видела! Но не потому, что родителям вход воспрещен, просто совпадают числа, по которым идет его спектакль и мой в Вахтанговском театре. Я расстраиваюсь, а он успокаивает: «Мам, ну ничего, придешь попозже. Как раз спектакль обкатается». Впрочем, мы же не только видим сына из зала: все вместе — Леша, Володя и я — играем в постановках театрального дома «Миллениум».




— И каково это — играть на сцене с собственным ребенком? Сильно переживаете?

Лидия: За ребенка всегда волнуешься — когда он сдает экзамен, когда куда-то уезжает, когда снимается… Если играем вместе, Володя всегда держит дистанцию. И когда я делаю замечания, ему кажется, что я эту дистанцию нарушаю. Сразу слышу: «Ма-ам, опять начинается…» — «Да я сейчас не как мама говорю! Я тебе советую как опытная актриса, твой партнер». Но он все равно считает: мол, мама снова поучает, вечно она недовольна. У него установка: «Я сам все знаю и сам все сделаю». Сразу видно, как ему хочется поскорее стать самостоятельной единицей, а не просто сыном Гуськова и Вележевой.

— Алексей, а ведь вы вместе с сыном еще и в фильме «Осенние заботы» снялись. Сильно о нем тогда заботились?

Алексей: Не могу сказать, что я его усиленно опекал и давал много советов. Но приглядывался. Вообще это особенное чувство — работать вместе с взрослым сыном, которого ты вроде не так уж давно кормил из бутылочки и купал…

— Страшно их с Димитрием во взрослую жизнь отпускать?

Алексей: Да чего бояться? Они же не уезжают в неведомые дали, мы в любой момент можем созвониться и встретиться! А отпускать детей из гнезда обязательно надо, причем вовремя, чтобы они могли правильно расти и развиваться, иметь свои интересы. Как показывает жизнь, люди, которые не смогли вовремя вырваться из-под родительской опеки, более уязвимы и несчастны.

Лидия: Это мы с Лешей, когда нам было по 17 лет, уехали от мам в далекую Москву. А сыновья с нами рядом, а не в Питере, Киеве или Махачкале.

Лидия: Этого давно нет. Сыновья предпочитают в клуб пойти или в кафе. Их интересует взрослая жизнь, а не свечки на тортике в домашней обстановке.



— А вас как поздравляют, что дарят?

Лидия: Чего только не дарят! Цветы, кулончики, цепочки… На последний день рождения вечно мерзнущей маме подарили шикарную теплую кофту. Я капризная, мне сложно угодить, но кофту ношу постоянно — и вижу, что ребятам приятно.

— Что из последних подарков от Алексея вам больше всего нравится?

Лидия: Машина. Volkswagen Touareg.

Алексей: Какой же это подарок, если мы ее на совместно заработанные деньги покупали?!

Лидия: Как какой? Традиционный! Первую машину мне купил ты, вторую и третью — тоже ты, и только четвертую мы приобрели в складчину. Ты подарил мне прекрасную половину этого автомобиля!

— Сами определяетесь с моделью? Или говорите: «Теперь мне нужен большой автомобиль красного цвета», а Алексей подбирает марку?



Лидия: Я знаю, какую модель хочу, и на другую не соглашусь. В случае с машиной дорого не только внимание, но и конкретные пожелания…

— Алексей, у вас сейчас две премьеры одна за другой. 16 февраля — фильм про Великую Отечественную войну «Четыре дня в мае», где вы и продюсер, и исполнитель одной из главных ролей. А 21 февраля — «Август. Восьмого» — про конфликт в Южной Осетии в 2008 году…

Алексей: Да, причем режиссер фильма «Август. Восьмого» Джаник Файзиев перед началом съемок мне рассказал, что мой герой Казбек существовал на самом деле. Он реально всегда готов протянуть руку помощи слабому, тем более если это женщина, оказавшаяся в сложных обстоятельствах. Как мне кажется, нормальный для каждого мужчины взгляд на вещи, не только для военного.

Меня впечатлил объем проделанной над фильмом работы, а также очень солидные декорации. Огромная машинерия в павильоне «Мосфильма», где воссоздали интерьер Дома Правительства Южной Осетии: кабинет с взрывающейся в кадре стеной, коридор с проломанным полом, лестница, проваливающаяся под ногами моего персонажа. И конечно, масштабные натурные съемки в Абхазии, где я был первый раз в жизни. Тяжелое осталось впечатление. Я говорю не о людях — они-то были радушны и приветливы к нам. А вот запустение прекрасного края, брошенные дома, поросшие травой, — это тяжело было видеть­.

— События в Южной Осетии показаны глазами молодой женщины, помчавшейся в пекло спасать своего ребенка, а в фильме «Четыре дня в мае» война такова, какой увидел ее озлобленный немецкий подросток…

Лидия: Леша, можно я расскажу, как такой прием выбрали? «Четыре дня в мае» стоили Гуськову пяти лет жизни. Мы все за него переживали, и, конечно, периодически Леша показывал нам отснятый материал. И вот два человека — немецкий и российский монтажеры — сделали по варианту фильма. Я посмотрела оба. Причем специально попросила мужа не говорить, какой вариант кто подготовил. И выбрала тот, где все показано глазами колючего ненавидящего ребенка. Вот так на судьбу фильма и повлияла, чем очень горжусь. Он сильный получился, мы с детьми смотрели его со слезами. Я потом несколько минут говорить не могла­.

— Алексей, вы ведь историю «Четыре дня в мае» в Германии снимали? Долго там жили?

Алексей: Примерно полгода.

— Семья к вам в гости приезжала?

Лидия: Да откуда же у семьи время на это? Я работаю, да и дети заняты. Но мы с Митей приезжали к Леше летом 2008-го во Францию, когда он снимался во французской комедии «Концерт». Жили недели три в центре Парижа. Выходишь утром завтракать в кафе, а кофе и круассаны такие вкусные, апельсиновый сок оранжевый и солнце желтое… И ты почему-то от этого совершенно счастлив! Жаль, что Леша за все это время так ни разу с нами не позавтракал — то снимался, то репетировал, то брал уроки дирижерского ремесла. Он ведь играл дирижера Большого театра и очень ответственно отнесся к подготовке. Мы старались ему не мешать, поэтому уходили. И только вечерами, когда он был свободен, гуляли, ходили в рестораны…

Алексей: И я не зря старался и жертвовал завтраками в кафе. Фильм стал очень популярным во Франции, получил национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло». Статуэтка стоит теперь у меня дома, и я с ней чокаюсь. Надеюсь, итальянскую комедию, в которой я летом прошлого года снимался, тоже будут смотреть. Фильм, название которого в переводе на русский звучит как «Пока петух не клюнет», осенью должны выпустить — к какому-то большому кинофестивалю.

— А в итальянском кино вы кого играете?

Алексей: Русского уборщика на италь­янской телестудии. Когда в европейских фильмах предлагают сыграть офицера КГБ или мафиози (а это то и дело происходит), отказываюсь сразу. Говорю: «Мне этих радостей в России по горло хватает!» Так что во всех европейских фильмах я играю русских. Просто русских, без государственной или криминальной судьбы. А кого я еще могу играть с моим-то языком?

Лидия: Ну прекрати! Он еще семь лет назад не знал ни одного, а теперь говорит на трех. Я горжусь им!

Алексей: Да какие три! Не слушайте ее, я могу с горем пополам говорить по-французски, могу понять итальянский…

Лидия: А английский?

Алексей: Да, английский мы с трудом, но победили.

— Ого! Как вам это удалось в возрасте, далеком от школьного?

Алексей: Это как у Пушкина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Я после 10-го класса помнил только, что «Ландон из зе кэпитал оф зе Грейт Британ». На этом мои познания заканчивались, потому что в большем необходимости у меня не было. Я ведь бывший советский, а не новый русский. А когда стал работать как продюсер, необходимость появилась. В 2005 году у меня возник первый международный проект, мы работали с австрийцами, и была необходима хотя бы элементарная коммуникация…

Лидия: А потом Лешу стали приглашать играть в Европе, и он должен был понимать, о чем говорят на переговорах. Когда он брал текст на английском, ему хотелось чувствовать его, а не просто, как попугай, повторять сочетания звуков. И я как актриса ему завидую. Правда, Леш, я бы так не смогла…

Алексей: Ты лентяйка же еще!

Лидия: Лентяйка, да. Когда Володя в школе начал учить немецкий, я решила: «Дай-ка вместе с сыном язык освою». И не получилось! Я недостаточно усидчивая. Если надо для роли, например, спеть песню на итальянском или французском, просто учу наизусть непонятный текст.

Алексей: Зато ты знаешь китайский! Вот это лингвистический козырь!

Лидия: Да я его забыла уже, сколько лет прошло… (Лидия окончила школу-интернат с углубленным изучением китайского языка)

— Алексей, а по какой методике вы учите языки? Ведь это серьезные успехи!

Алексей: Мой опыт говорит, что надо прыгать в языковую среду. Только так за четыре года и осилил три языка, ведь надо было играть на них. Это стресс страшный для организма! Ты выключаешь все — телевизор, радио, — всегда и везде слушаешь только диски с речью. И когда недели через две непонятный поток речи начинает распадаться на отдельные слова, в этот момент можно погрузиться в грамматику. А потом надо учить элементарные фразы. Да, именно фразы, слова учить бессмысленно. Сейчас во всем мире популярен способ Assimil — всем его рекомендую. Заказываешь через Интернет диски с уроками французского, итальянского, английского… В них по определенным темам повторяются фразы. И дома, и в машине я бесконечно слушал эти диски.

Лидия: Да-да, едем и слушаем уроки, уроки, уроки… Иногда мне так хотелось ему сказать: «Давай хоть чуть-чуть музыку послушаем», но я аж язык прикусывала — молчала, думала: «Нет, пусть учит».



— Слушайте, бесконечная работа, учеба, дети… А ужин вдвоем или, что еще лучше, романтическая поездка — такое в вашей жизни когда последний раз было?

Алексей: Для романтических ужинов сложно время найти, а ездить мы всегда стараемся с детьми. Точно знаю, куда хочу Лиду и детей в следующий раз отвезти. Я после съемок в «Концерте» вымотался страшно. Надо было перевести дух, и я отправился в Тоскану, где развит агротуризм — для тех, кто хочет отдохнуть в сельской местности. Через Интернет нашел малюсенькую, на четыре дома, деревушку. Дома стоят на холме, и такие с него открываются виды! Когда я учился в театральном институте, недоумевал: бывают же лентяи, которые умеют устраиваться! Защищают кандидатские диссертации по фону на картинах Тициана или Рафаэля, при первой же возможности мотаются в Европу… Вот, думал, нашли себе легкий труд. И вдруг, будучи в Тоскане, увидел, что пейзаж в 11 часов утра окрашен в одни цвета, в два часа дня — в совершенно другие, а в пять часов — в третьи! Невероятная красота!

От той деревушки было 50 км до Флоренции, 70 км до Сан-Доминиано, и 60 км до Пизы. Берешь маленькую машинку и, когда тебе заблагорассудится, едешь куда хочешь. И ты не связан никакими графиками… Был сентябрь, у сыновей шли занятия (тогда они оба учились в школе), у Лиды начался сезон в театре, поэтому я оказался там один и провел всего неделю. Теперь дети уже выросли… Может, махнуть туда не с ними, а вдвоем с Лидой?

Лидия Вележева

Знак зодиака: Весы

Семья: муж — Алексей Гуськов, актер, продюсер; сыновья — Владимир (23 года) и Димитрий (18 лет)

Образование: в 1988 году окончила Театральное училище им. Щукина

Карьера : в 13 лет сыграла в фильме «Ожидание», с 1988 года — актриса Театра им. Вахтангова. Снялась в фильмах и сериалах: «Очарованный странник», «Волкодав», «Классик», «Любовь-Морковь 2», «Воровка», «Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя», «Идиот», «Пончик Люся», «Август. Восьмого».

Алексей Гуськов

Знак зодиака: Телец

Семья: жена — Лидия Вележева, актриса; дочь — Наталья (29 лет); сыновья — Владимир (23 года) и Димитрий (18 лет)

Образование: с 1975 по 1979 год учился в МГТУ им. Баумана, в 1983 году окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: снялся в фильмах и сериалах: «Плюмбум, или Опасная игра», «Волкодав», «Турецкий гамбит», «1814», «Концерт», «Горячев и другие», «Граница. Таежный роман», «Участок», «Диверсант. Конец войны», «Мусорщик». Руководитель студии «Ф.А.Ф. Интертейнмент», кинопродюсер

Домашний питомец: лабрадор Визирь Шахрияра Фортуна Ле Ретт

Большинство его ролей знают практически все зрители, а яркие образы надолго связываются с персоной самого Гуськова. Эта колоритная фигура привлекает внимание режиссеров и сценаристов, которые пишут сценарий именно под Алексея Геннадьевича.

Парень рос в очень трудных жизненных условиях, однако, вопреки всему он добился популярности, известности и всенародной любви.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Алексею Гуськову

В Российской Федерации нет такого человека, которого не поражала бы сильная личность Алексея Гуськова, поэтому нелишним будет узнать его рост, вес, возраст. Сколько лет Алексею Гуськову – это популярный запрос в поисковых системах всемирной паутины.

Алексей Гуськов появился на свет в мае 1958, поэтому ему на днях исполнится пятьдесят девять лет. По знаку Зодиака он относится к постоянным, консервативным, уравновешенным и никогда не паникующим Тельцам. По Восточному гороскопу Гуськов относится к преданным, общительным, заботливым и трудоспособным Собакам.

Рост Алексея составляет метр и восемьдесят шесть сантиметров, а вес – девяносто один килограмм.

Биография Алексея Гуськова (актер)

Биография Алексея Гуськова началась, когда он появился на свет в 1958 году в польском городе Бжег. Через шесть лет мальчишка с семьей перебрался в столицу УССР город Киев.

Алешка рос мальчиком сообразительным, умным и спортивным. Он был очень подвижным, поэтому был отдан в спортивные секции. Парнишка занимался футболом и баскетболом, греблей и тяжелой атлетикой, имеет черный пояс по каратэ.

Парень хотел связать свою жизнь с военной службой, но у него обнаружили катаракту.

Когда Алексею исполнилось шестнадцать, его учительница математики сказала, что в нем есть актерский талант и какая-то искорка, которая покоряет людей. Юноша записался в театральную студию и стал играть в школьной самодеятельности.

После окончания школы поступил в Московское техническое училище Баумана, чтобы стать взрывником, а потом натура взяла свое. Алексей ушел с пятого курса и поступил в Школу-студию МХАТ.

Фильмография: фильмы с участием Алексея Гуськова в главной роли

Театральная карьера мужчины тесно связана с Московским драмтеатром Пушкина, Театром на Малой Бронной, Театром имени Гоголя, Театром Вахтангова. Гуськов долгое время сам преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ.

Алексей Геннадьевич является президентом анимационной студии с 1994. Гуськов – член партии «Единая Россия».

Фильмография Алексея Гуськова насчитывает более семидесяти ролей. В нее входят такие кинофильмы, как «Личное дело судьи Ивановой», «Простые истины», «Таежный роман», «Турецкий гамбит», «Участок», «Отец», «Тульский Токарев», «Август. Восьмого», «Крапленый», «Мата Хари».

С 1993 является продюсером тринадцати кинокартин и сериалов.

Личная жизнь Алексея Гуськова

Личная жизнь Алексея Гуськова совсем не похожа на ту, которая присуща его амплуа героя-любовника. Он всегда очень нравился женщинам всех возрастов, которые готовы были на многое ради него. Однако Алексей довольно постоянен в любовных отношениях, не заводит скоропалительных романов. Актер влюбляется раз и навсегда, он не привык играть чувствами и лгать любимым.

Он никогда не путает рабочие и личные отношения, поэтому в его жизни не было служебных романов.

Мужчина был женат официально два раза, он сумел создать крепкую и надежную семью.

Семья Алексея Гуськова

Семья Алексея Гуськова была счастливой и крепкой, но непреодолимые обстоятельства принесли в нее горе.

Отец Алексея – Геннадий Гуськов – был военным летчиком, поэтому семья часто кочевала по гарнизонам. Когда мальчику было семь лет, его папа погиб при выполнении своих обязательств. Маленький Леша узнал о трагедии из телевизионных новостей, и долго не мог прийти в себя.

Имя матери актера нигде не упоминается, однако, именно она воспитывала сына. Женщина постоянно работала, чтобы ее дети ни в чем не нуждались. Мама привила Алеше и его младшей сестре любовь к театру.

Корни актера уходят к поморам, он составил свою родословную, обратившись к старым церковным книгам.

Дети Алексея Гуськова

Дети Алексея Гуськова появились на свет в браках с разными женщинами. У них очень большой разрыв в возрасте, однако, ребята дружат и считают друг друга семьей.

Дети актера – очень начитанные, образованные, спортивные. Они занимались каратэ, по которому имеют черные пояса.

Гуськов уже долгое время носит почетный титул дедушки, поскольку старшая дочь родила ему внучку Лизу. Старший сын не отстал и в 2016 пополнил копилку дедушки внучкой Стефанией. Алексей Геннадиевич не перестает говорить о том, что счастлив иметь детей и очаровательных внучек.

Сын Алексея Гуськова – Владимир Гуськов

Сын Алексея Гуськова – Владимир Гуськов родился в 1989 году во втором браке. Он окончил институт имени Щукина и стал театральным актером.

Владимир служит в труппе популярного академического театра имени Маяковского. Недавно парень попробовал свои силы в кинематографической деятельности, сыграв небольшую роль в сериале «Крапленый».

Владимир не остановился на достигнутом, он решил получить второе образование и поступил в институт кинематографии. Гуськов-младший стремится к тому, чтобы стать продюсером. Женат, есть дочь Стефания.

Сын Алексея Гуськова – Дмитрий Гуськов

Сын Алексея Гуськова – Дмитрий Гуськов родился во втором браке в 1994. Он – настойчивый и красивый парень, который постоянно выдумывал и фантазировал в детстве и делает это сейчас. Мальчик неплохо учился в школе, отдавая предпочтение гуманитарным наукам.

Дима долгое время проводил в театре, поэтому хотел стать актером. Однако, когда он окончил школу, то передумал, мотивировав это тем, что хороших актеров много. Парень стал продюсером, окончив соответствующее отделение ВГИК.

Он не женат и внуков пока знаменитому отцу не подарил.

Дочь Алексея Гуськова – Наталья Гуськова

Дочь Алексея Гуськова – Наталья Гуськова появилась на свет в первом браке в 1983. Алексей расстался с ее мамой, когда девочка была маленькой, но он не реже двух раз в неделю проводил время с дочерью. У отца и Наташи установилась прочная связь, она надеялась, что папа вернется к ее маме. Однако Гуськов женился на Вележевой, которую девочка приняла в штыки.

Лидия сделала все, чтобы наладить контакт с маленькой Наташей, сейчас они подруги.

Наталья давно выросла, получила высшее экономическое образование и работает в одной крупной финансовой фирме. Она счастлива в браке и растит дочь Елизавету.

Бывшая жена Алексея Гуськова – Татьяна Гуськова

Бывшая жена Алексея Гуськова – Татьяна Гуськова – появилась в его жизни, когда будущий известный актер учился на втором курсе театрального института. Юная Танюша живо интересовалась театром, поэтому ходила на все дипломные спектакли. Она даже ходила на так называемые показы в Школу-студию МХАТ.

Алексей просто подошел и познакомился с очаровательной девушкой. Молодые люди стали жить вместе в комнатке общежития, денег естественно ни на что не хватало. Вскоре у Алексея и Татьяны родилась дочка, но брак не выдержал испытания бытом и распался.

Жена Алексея Гуськова – Лидия Вележева

Жена Алексея Гуськова – Лидия Вележева попалась на глаза актеру, когда тот участвовал в экспериментальном проекте «Детектив». Пара, кстати, считает крестным своей молодой семьи Василия Ливанова, который пригласил их в этот проект.

Знакомство произошло при курьезных обстоятельствах: Алексей попросил у дамы коробок спичек и забыл их вернуть. Гуськов красиво ухаживал, настойчиво добиваясь внимания девушки.

Несмотря на то, что избранник недавно развелся и имел дочь, Лидия приняла его предложение. Пара поженилась и переехала в крохотную комнатушку общежития. Жили они скромно и дружно, не ссорились, поскольку муж многое прощал Лиде, например, то, что она совершенно не умела готовить.

Злые языки постоянно судачат о том, что Алексей Гуськов и Лидия Вележева разводятся. Актеры только смеются: они так заняты работой, что ссориться и разводиться времени просто нет.

Фото Алексея Гуськова до и после пластики

Фото Алексея Гуськова до и после пластики постоянно появляются на сайтах клиник пластической хирургии, специалисты которых утверждают, что именно они привели внешность актера до такого идеального состояния.

Гуськов утверждает, что никогда не прибегал к услугам пластических хирургов. Он всего достиг при помощи спорта и здорового образа жизни.

Однажды Алексея скрутило от дикой боли в спине прямо на представлении. Оказалось, что это старая травма спины, которую быстро устранил интересный специалист по кранео-сакральной остеопатии Шаяхметов.

Инстаграм и Википедия Алексея Гуськова

Инстаграм и Википедия Алексея Гуськова имеются в полном объеме. У Гуськова имеется собственный профиль в Инстаграм, на страницах которого он размещает фотоснимки с родными и коллегами. Часто Алексей выкладывает видео со съемочных площадок, деловых поездок, гастролей и просто из личного архива. На его страницу уже подписано более 144 тысяч человек, которые радуются новым публикациям.

В Википедии собраны лишь проверенные, а поэтому достоверные факты из жизни известного актера и продюсера. Каждое новое событие в его жизни находит свое отображение в статье, посвященной жизни Гуськова.

Лидия Вележева - советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России. Кроме того, сегодня Лидия Вележева известна и как общественный и политический деятель. В 2012 году актриса получила место в Генеральном совете российской политической партии «Единая Россия», а через два года после этого стала членом Общественной палаты Российской Федерации 5-го созыва.

Лидия Вележева появилась на свет в киевском роддоме через считанные минуты после своей сестры-близняшки Ирины. Прадедом девочек был цыганский барон, кочевавший из страны в страну со своим табором, а вот отца своего они не знали. Чтобы «поднять» двойняшек, их матери приходилось работать на фабрике в две смены. Во избежание того, что девочки могут стать беспризорницами, их пришлось отдать в интернат. Там, как ни странно, сестрам так понравилось, что, когда их мама вышла замуж за полковника в отставке, они продолжали ездить в гости к своим друзьям по интернату, практически живя на два дома.

Но дело было не только в друзьях. В интернате была студия актерского мастерства, а Лида мечтала стать актрисой, сколько себя помнила. Она уже успела примерить роли танцовщицы, фигуристки и, неожиданно, гандболистки – все это удивительное разнообразие кружков и секций существовало при интернате, но в итоге оказалось не совсем то, чем Лида хотела заниматься. Ее манили сцена, софиты, камеры.

Будущей звезде было всего тринадцать, когда она сама пришла на киевскую киностудию имени Довженко (сейчас – Национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко), отдала секретарю свою анкету с контактами и, разумеется, фотографией, которая попала в руки режиссера Радомира Василевского. Он немедленно захотел познакомиться с Лидой лично.


Кинопробы девочка прошла блестяще и тут же получила роль в трогательном и лирическом детском двухсерийном фильме «Ожидание». Тринадцатилетняя Лида Вележева (в титрах ее фамилию написали Вележова) сыграла главную героиню Варьку «Скорпену». Съемки осуществлялись Одесской киностудией на Черном море.

Во время работы над фильмом тринадцатилетнюю красавицу заметил преподаватель Щукинского училища Юрий Катин-Ярцев (легендарный Джузеппе в фильме «Буратино»). Актер даже счел необходимым познакомиться с мамой Лиды, чтобы сообщить ей о несомненном актерском таланте дочери и посоветовать развивать в Москве под его чутким руководством.


Вележева пришла поступать в Киевский театральный институт и провалила экзамены. Но неудача не сломила, а только подстегнула целеустремленную девушку. Через год Лидия отправилась штурмовать Москву. Ее золотой рыбкой стала «Щука» - театральное училище имени Бориса Щукина в Москве. Но к своему давнему знакомому Катину-Ярцеву абитуриентка Вележева поступать постеснялась, отправившись обучаться на курс Аллы Казанской.

Лида привыкла всего добиваться сама и на этот раз без всяких связей успешно сдала экзамены в Московский театральный с первого раза. С Катиным-Ярцевым Лида встретилась на первом же занятии, которое он вел. Знаменитый актер мгновенно узнал знакомую девушку и восхитился ее самостоятельности.


В учебу Лидия Вележева ушла с головой. Блистала на учебной сцене в студенческих спектаклях и только один раз за все годы студенчества снялась в кино, да и то в короткометражке. Зато по окончании Щукинского училища Вележева почти сразу получила одну из главных ролей в фильме «Государственная граница» и поступила на службу в Московский академический театр имени .

В 2010 году артистка сама стала преподавателем театрального института имени Б. В. Щукина.

Театр

Лидия Вележева играла во многих постановках театра им. Вахтангова. В пьесе «Люди как люди» актриса играла Софью, в «Маскараде» – баронессу Штраль, в «Мадемуазель Нитуш» - Коринн.


Московские театралы видели Лидию Вележеву в «Анне Карениной», «Зойкиной квартире», «Отелло», в «Принцессе Турандот» и многих других спектаклях.

Фильмы

Играя в театре, Лидия Вележева успевала сниматься в таких кинолентах, как «Московская любовь», «Волкодав», «Очарованный странник» и «Умирать не страшно». Но узнавать на улицах ее стали после сериала «Воровка». Народную любовь к актрисе заметили создатели сериала «Следствие ведут знатоки» и пригласили ее на роль следователя Китаевой.


Серьезный драматический талант Вележевой телезрители разглядели в сериале «Идиот», где актриса сыграла в паре с . Типаж на роль режиссер искал по всей стране, а увидел по телевизору. С первого взгляда Бортко понял, что Настасья Филипповна – это она, Лидия.

Съемки «Идиота» не обошлись без курьезов. Во время работы над сценой, где Настасья Филипповна бросает в камин огромную пачку денег, Вележева так волновалась, что съемочной группе пришлось дважды прерываться и бегать за валерьянкой для актрисы. В итоге сцену снимали двенадцать часов. Осознав это, валерьянки попросил уже режиссер, поскольку время на съемочной площадке стоит огромных денег.


Съемки менее серьезных картин, чем экранизация романа , проходят гораздо спокойнее. В последующий период Лидия Вележева стабильно появлялась в главной роли в новом проекте раз в год.

В 2003 актриса сыграла популярную журналистку и мать-одиночку в украинской картине «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь», в 2004 – искусствоведа Лилю в мелодраме «Узкий мост», в которой вместо классического любовного треугольника отношения между героями переплелись в причудливый многоугольник.


В 2005 году актриса сыграла президента хоккейного клуба в знаменитом детективном сериале «Убойная сила». Героиня актрисы стала центральным персонажем третьего фильма шестого сезона сериала. Затем на экраны вышла комедия «Русские деньги», экранизация пьесы Островского «Волки и овцы», драма «Грех» об отношениях молодого юноши и зрелой женщины, мелодрама «Учитель музыки» и другие картины, где актриса получила главные роли.

Особенно востребована Лидия Вележева оказалась в мелодраматических и детективных сериалах.


Помимо яркого актерского таланта, артистка обладает и четкой социальной позицией. С 2003 года Лидия Вележева является членом партии «Единая Россия». 18 февраля 2014 года актриса стала членом пятого созыва Общественной палаты Российской Федерации.

Развитие политической биографии не заставило Лидию Вележеву отказаться от актерской карьеры. В том же 2014 году актриса исполнила главную роль в мелодраматическом сериале «Аромат шиповника». Сериал рассказывает о жителях поселка Зареченск и охватывает 20 лет жизни героев. Действие сериала начинается во время перестройки и доходит до современного зрителю времени. В центре событий - работницы ткацкой фабрики, которая стала главным предприятием поселка.


В 2015 году актриса также получила яркую роль. Лидия Вележева сыграла роль Екатерины Паниной в мистическом детективе «Луна». Екатерина – жена следователя, которая отправляется вслед за мужем в провинциальный городок, чтобы наладить отношения в семье.

Но в первую же ночь после семейного воссоединения следователь пропадает, а вскоре в лесу находят его тело. Ночь пропажи мужчины совпадает с полнолунием, а местные жители уверены, что трагедия – дело рук оборотней. Тем не менее, героиня актрисы не верит в эту мистику и начинает собственное расследование.


К настоящему времени артистка воплотила в кино больше тридцати образов, успела поработать телеведущей на канале «Россия 1», а в 2010 году за вклад в развитие отечественного кинематографа получила звание Заслуженной артистки России.

Личная жизнь

Лидия Вележева замужем за актером, народным артистом России . Они познакомились, когда Лида была еще студенткой четвертого курса. пригласил девушку в свой театр. Она пришла и сидела со вторым режиссером в ожидании опаздывающего актера. Мимо них промчался какой-то взлохмаченный юноша - Леша Гуськов. А потом выяснилось, что в детстве они жили в Киеве недалеко друг от друга, но почему-то так и не встретились.


Лидия Вележева и Алексей Гуськов женаты уже больше двадцати пяти лет. Для актерской семьи это настоящий рекорд любви и верности. Они стали родителями двух сыновей - Владимира и Дмитрия. Старший сын работает в театре и недавно сделал своих родителей бабушкой и дедушкой - в 2016 году у него родилась дочь Стефания. Младший сын учится во ВГИКе.

Актриса не скрывает свою семью, но и не афиширует личную жизнь на публике или в Интернете. Насколько известно прессе и поклонникам, у артистки нет аккаунта в «Инстаграме» и других соцсетях.

Лидия Вележева сейчас

В 2016 году актриса исполнила роль детского психолога Валерии Петровны в драматическом телесериале «Тонкий лед». Фильм рассказывает о разваливающейся семье, в которой желания обрести счастье и сохранить семью стали противоположными друг другу.


В 2017 году актриса и политик получила почетную государственную награду РФ «Орден Дружбы».

В январе 2018 года Лидия Вележева сыграла в ретро-мелодраме «Березка» о знаменитом танцевальном коллективе, в который мечтали попасть многие советские девушки. Фильм показывает закулисную борьбу за место в коллективе и подковерные интриги участниц.

Героиня актрисы – худрук коллектива Надежда Светлова. Действие картины разворачивается на фоне кризиса 80-х годов, поэтому главной заботой героини становится противодействие бюрократическому аппарату и попытки найти у власти поддержку танцевального искусства.

Также у Надежды Светловой прописана и яркая любовная линия. В борьбе за будущее коллектива руководительницу поддерживает давний друг - куратор «Березки» Анатолий (), который давно влюблен в женщину.

Также в 2018 году актриса появится в комедийном приключенческом фильме «Вечная жизнь».

Фильмография

  • 1981 – «Ожидание»
  • 1983 – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1990 – «Очарованный странник»
  • 1991 – «Московская любовь»
  • 1991 – «Умирать не страшно»
  • 2002 – «Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья»
  • 2002 – «Воровка 2. Счастье напрокат»
  • 2003 – «Идиот»
  • 2003 – «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь»
  • 2009 – «Любовь-морковь 2»
  • 2012 – «Август восьмого»
  • 2014 - «Аромат шиповника»
  • 2015 - «Луна»
  • 2016 - «Тонкий лед»
  • 2018 – «Березка»

Советский и российский актёр театра и кино, продюсер.

Алексей Гуськов известен по фильмам «Граница. Таежный роман », «Турецкий гамбит », «Отец ». Народный артист России, лауреат Государственной премии России.

Биография Алексея Гуськова / Aleksei Guskov

Алексей Геннадьевич Гуськов родился 20 мая 1958 года в городе Бжег (Польша). Когда Алексею исполнилось шесть лет, его семья переехала в Киев. Через год при исполнении служебных обязанностей трагически погиб отец, и мать воспитывала сына одна.

Впервые об актёрской профессии Алексей Гуськов задумался, будучи старшеклассником:

«В первый раз театральное слово „фактура“ я услышал в девятом классе. Математичка, очень театральная женщина, так сказала: „Алексей, у тебя хорошая фактура“. Я даже затаился: „Что это такое – фактура?“ А дальше она сказала: „Ты бы мог попробовать поступить в театральный вуз“. Ну и всё. Но это тоже куда-то запало…»

Выполняя пожелание матери («Сынок, приобрети сначала профессию , а потом уже иди в театр») Алексей , окончив школу, поехал в Москву и поступил в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана , где в свободное от учёбы время занимался в студенческом театре. Проучившись в «бауманке» четыре года, в 1979 году забрал оттуда документы и поступил в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Монюкова ).

Актерская карьера Алексея Гуськова / Aleksei Guskov

После окончания студии, в 1983 году, Алексей Гуськов дебютировал на сцене Московского драматического театра им. А. С. Пушкина в спектакле «Я – женщина » по пьесе Виктора Мережко . С 1986 по 1988 год Гуськов – актёр Театра на Малой Бронной , с 1988 по 1991 год – театра «Детектив» , с 1991 по 1994 год – Театра им. Н. В. Гоголя . С 1994 года Алексей Гуськов вновь играет в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина . В 2003 году он стал актёром МХАТ им. Чехова .

Дебют в кино Алексея Гуськова состоялся в 1985 году в картине «Личное дело судьи Ивановой » с Натальей Гундаревой и Сергеем Шакуровым в главных ролях. Затем, в 1986-м, была роль учителя в нашумевшей перестроечной драме Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра ». В 90-е годы актер снялся в нескольких фильмах («Волкодав» , «Бездна, круг седьмой », «Дорога в рай» , «Золотое дно » и другие) и телесериалах («Горячев и другие » и «Кафе «Клубничка »»). Широкую известность Гуськову принесла роль бильярдиста-виртуоза Юрия в остросюжетном фильме «Классик » (1998 год). После этого, начиная с конца 90-х годов, он много и успешно снимается в кинофильмах.

Наиболее значимыми и любимыми зрителями стали такие картины с Алексеем Гуськовым , как криминальная мелодрама «Мусорщик» (2001 год), приключенческий боевик по одноимённому роману Б. Акунина «Турецкий гамбит » (2005 год), триллер «Тот, кто гасит свет » (2008 год), сериалы «Граница: Таёжный роман» , «Дневник убийцы» , «Охота на Изюбря », «Диверсант: Конец войны ». В 2010 году на экраны вышли нескольких проектов с участием Алексея Гуськова : «Тульский Токарев », «Я не я », «Степан Разин» , «Любовь-морковь – 3» , «Прячься! », «Дом Солнца» .

Позже актер снялся в фильмах «Четыре дня в мае », «Август. Восьмого », сыграл капитана Малышева в сериале «Белая гвардия ». Всего актёром сыграно около 40 киноролей.

Алексей Гуськов не только талантливый актёр, органичный и в комедии, и в психологической драме, и в триллере, но и успешный продюсер. В 1994 году он возглавил анимационную студию «Фрист.А.Фильм » (F.A.F.Entertainment ). Им спродюсированы некоторые фильмы, в которых он участвует и в качестве актёра, а также мультфильмы, в числе которых «Незнайка на Луне » (1997) и «Незнайка на Луне – 2 » (1999). Кроме того, Гуськов несколько лет преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ .

В 2001 году Алексею Гуськову присвоено звание Заслуженного артиста России. За роль Никиты Голощёкина в сериале «Граница. Таёжный роман» актёр был удостоен Государственной премии РФ. 27 мая 2007 года Гуськову присвоено звание Народного артиста России. Онявляется обладателем различных кинематографических наград, среди которых премия Российской телеакадемии «ТЭФФИ», призы фестивалей «Киношок», «Созвездие», «Новое кино России» и другие.

Алексей Гуськов. Личная жизнь

Первая жена Алексея Гуськова в 1983 году родила ему дочь Наталью. Вторая жена Алексея Гуськова - актриса театра им. Е. Вахтангова Лидия Вележева . В браке с Лидией у Гуськова родились двое сыновей - Владимир (род. 1989) и Дмитрий (род. 1994).

Фильмография Алексея Гуськова / Aleksei Guskov

  • 2016 Ритмы улиц
  • 2016 Мата Хари (Португалия, Россия, Украина)
  • 2016 Личность не установлена
  • 2016 Золотой транзит
  • 2016 Так сложились звёзды
  • 2015 Тонкий лёд
  • 2015 Пингвин нашего времени
  • 2014 Улыбнись нам, Господи (фильм-спектакль)
  • 2014 Не покидай меня
  • 2014 На глубине
  • 2013 Любовь за любовь
  • 2013 Жажда
  • 2012 Краплёный
  • 2012 Кома
  • 2012 Август. Восьмого
  • 2011 4 дня в мае
  • 2010 Тульский-Токарев
  • 2010 Прячься!
  • 2010 Любовь-морковь 3
  • 2009 Осенние заботы
  • 2009 Любовь под грифом «Совершенно секретно»-3
  • 2009 Концерт (Бельгия, Италия, Россия, Румыния, Франция)
  • 2009 Белый песок
  • 2008 Я не я
  • 2008 Тот, кто гасит свет
  • 2007 Отец
  • 2007 Диверсант. Конец войны
  • 2007 1814
  • 2006 Танкер Танго
  • 2006 Русские деньги
  • 2006 Неверность
  • 2006 Заколдованный участок
  • 2006 Важнее, чем любовь
  • 2008 Морфий
  • 1974 Опасные игры
  • УЧАСТИЕ В ФИЛЬМАХ
  • 2010 Татьяна Окуневская. Качели судьбы (документальный)
  • 2009 Вячеслав Шалевич. Под маской Казановы (документальный)
  • 2004 Алексей Гуськов. Возвращение домой (документальный)
  • 2000 Граница. Таежный роман. Послесловие (документальный)
  • ПРОДЮСЕР
  • 2016 Личность не установлена
  • 2015 Пингвин нашего времени
  • 2015 Гудение шмеля (короткометражный)
  • 2012 Кома
  • 2011 4 дня в мае (Германия, Россия, Украина)
  • 2009 Исчезнувшие
  • 2007 Отец
  • 2004 Рагин
  • 2002 Раскалённая суббота
  • 2001 Мусорщик
  • 2001 Воровка
  • 2000 Граница. Таёжный роман
  • 1998 Волшебная свирель (анимационный)
  • 1993 Дорога в рай