Холодная война подстегнула все отрасли оборонной промышленности. Вероятность вооруженного конфликта была достаточно высока, и новые угрозы требовали новых решений. Из-за этого пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века стали одним из самых результативных периодов в советской оборонки. К примеру, в танкостроении эти десятилетия «отметились» созданием нескольких боевых машин, каждая из которых получала ряд нововведений, касавшихся оборудования, вооружения и т.д. Кроме того, именно в 60-х отечественная танковая отрасль дошла до создания нового класса бронетехники под названием «основной танк». Этот класс в итоге вытеснил и средние, и тяжелые танки, которые более не производились. Последними отечественными серийными танками среднего класса оказались бронемашины семейства Т-62.

На протяжении пятидесятых годов основным советским танком среднего по массе класса были Т-54 и его обновленная версия Т-55. В ходе эксплуатации эти бронемашины получили массу нововведений, прежде всего касавшихся ходовой части, оборудования и живучести. В частности, именно Т-55 стал первым отечественным танком с полноценной противоатомной защитой. Однако все модернизации исходного Т-54 не затрагивали коренным образом вооружение. Все боевые машины на основе Т-54 вооружались 100-мм нарезными пушками семейства Д-10Т. Самая первая версия орудия Д-10 появилась еще в 1944 году. Для того времени это было достойное и эффективное . Но со временем защищенность потенциальных целей пушки росла, что в итоге привело к снижению эффективности орудия до неприемлемого уровня. Поэтому к концу 50-х советские военные затребовали новый танк, оснащенный еще более мощным орудием.


Второй предпосылкой к модернизации существующей техники стали сообщения разведки о начале совместного немецко-французского проекта единого танка. Единую машину так и не создали, но по результатам этой программы были сделаны танки Leopard 1 и AMX-30. В качестве симметричного ответа перспективному европейскому единому танку в 1957 году в Советском Союзе было начато сразу два проекта. Оба варианта глубокой модернизации Т-54/55, пожалуй, даже сопряженных с кардинальным обновлением оборудования и конструкции, были развернуты на Заводе №183 (нынешний «Уралвагонзавод»). Главным конструктором обоих проектов был Л.Н. Карцев. Разрабатывавшиеся танки отличались друг от друга, прежде всего вооружением. «Объект 165» предполагалось оснастить 100-миллиметровой нарезной пушкой У-8ТС новой конструкции – рассматривалась возможность сохранить старый калибр, улучшив характеристики – а в качестве главного оружия для «Объекта 166» рассматривалось 115-мм гладкоствольное орудие У-5ТС. Танк «166» в итоге был принят на вооружение под индексом Т-62 и позже стал в некоторой мере прародителем всех будущих отечественных танков. «Объект 165», в свою очередь, не получил такой славы, но тоже был весьма интересным проектом.

Бронированный корпус «Объекта 165» в целом был аналогичен соответствующему агрегату танков Т-54 и Т-55. Панели из катаной броневой стали скреплялись друг с другом при помощи сварки. Толщина деталей корпуса находилась в пределах от 100 миллиметров (верхний и нижний лобовые листы) до 20 мм нижнего кормового листа. Требования по вооружению и защите потребовали переработать башню «базового» танка. Фактически, литой агрегат был спроектирован заново. Орудие, наводчик, командир и заряжающий были защищены слоем брони от 240 мм лба башни до 30 мм крыши. Заново спроектированная башня привела к необходимости изменить верхнюю часть корпуса. Так, диаметр погона башни на «Объекте 165» был увеличен до 2245 мм. Кроме того, капитально переработали механику поворота.

При создании ходовой части для танка «Объект 165» за основу был взят тот же Т-54, однако расположение опорных катков было изменено. Кроме того, доработали конструкцию индивидуальной торсионной подвески. Подвижность новому танку должен был обеспечивать 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55 производства Челябинского тракторного завода. При рабочем объеме почти в 39 литров этот дизель выдавал мощность до 580 лошадиных сил. Расчетная боевая масса танка равнялась 36,8-37 тоннам, что давало бронемашине удельную мощность порядка 15,5-16 л.с. на тонну. В конечном итоге, это позволяло «Объекту 165» двигаться по шоссе со скоростью до 50 километров в час. Запаса дизельного топлива хватало на 450-500 километров пути. Параметров ходовой части танка было достаточно для подъема по поверхности с уклоном до 32°, преодоления стенки высотой в 80 сантиметров и рва шириной до 2,8 метра. Без специального оборудования «Объект 165» мог пересекать вброд водные препятствия глубиной до 140 см.

Основное вооружение «Объекта 165» – 100-миллиметровая пушка У-8ТС (2А24). Это нарезное орудие разрабатывалось на базе пушки Д-54, созданной в первой половине пятидесятых. Отличия У-8ТС от предыдущих вариантов Д-54 заключались в установке нового стабилизатора («Метеор» вместо «Молнии»), применении нового сплава ствола, а также переработанной нарезке. Для облегчения работы заряжающего орудие имело механизмы досылания и выбрасывания стреляной гильзы. После выстрела гильзы автоматически удалялись за пределы башни через люк в ее кормовой части. Пушка оснащалась эжектором и дульным тормозом. Последняя деталь являлась предметом множества споров. По мнению противников орудия с дульным тормозом, наличие последнего почти не влияло на характеристики стрельбы в положительную сторону. Зато при стрельбе со снежной или песчаной поверхности расходящиеся в стороны пороховые газы поднимали облако снега или песка и демаскировали позицию танка. Впоследствии эта особенность скажется на судьбе всего проекта. Боекомплект пушки из 40 выстрелов мог содержать осколочно-фугасные снаряды, а также бронебойные различных типов. Укладки располагались в боевом отделении, а также в передней части машины, сбоку от механика-водителя. Дополнительное вооружение танка «Объект 165» состояло из двух пулеметов СГМТ, один из которых был спарен с пушкой, а второй устанавливался в лобовом листе корпуса. Общий боекомплект пулеметов составлял 2500 патронов.

Наведение пушки и спаренного пулемета осуществлялось при помощи дневного прицела ТШ-2-41 и инфракрасного ночного ТПН-1-41-11. Командир танка имел в своем распоряжении прибор наблюдения ТКН-2 «Кармин». Для связи с танками своего подразделения и т.п. на «Объекте 165» установили радиостанцию Р-113. Стабилизация орудия была «поручена» системе «Метеор». В перспективе ее можно было совместить с дополнительным оборудованием наподобие дальномера или баллистического вычислителя.

В 1958 году было собрано три опытных образца «Объекта 165», которые в следующем году отправились на испытания. До 1961 года в ходе поездок по полигону и пробных стрельб был выявлен ряд недостатков конструкции, которые в скором времени были исправлены. Одновременно с доводкой самого танка смежные предприятия дорабатывали оборудование для него. Результатом всех доработок и совершенствований стал приказ министра обороны СССР от 9 января 1962 года, которым «Объект 165» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. Одновременно с ним на вооружение был принят и «Объект 166» – он получил индекс Т-62. Однако вопрос о начале серийного производства обоих танков рассматривался в верхах еще в июле 61-го. До конца того же года были изготовлены установочные партии обеих бронемашин. Т-62А был построен в количестве 25 штук.

В начале 1962 года необходимость развертывания полноценного серийного производства танков Т-62А была поставлена под сомнение. Против танка приводился целый ряд доводов. Военных не устраивала необходимость расширения номенклатуры производимых и закупаемых боеприпасов, проблемы с производством ряда дополнительного оборудования, а также дульный тормоз пушки. Ввиду того, что танк Т-62 благодаря своей 115-мм гладкоствольной пушке превосходил Т-62А по огневой мощи, в марте 62-го было решено не увеличивать число имеющихся на вооружении и массово эксплуатируемых типов танков. Производство Т-62А не было продолжено, а изготовленные танки использовались для обучения танкистов. По имеющейся информации, в строевые части попало не более полутора десятков этих танков.

Т-62А стал последним советским принятым на вооружение танком, который оснащался нарезной пушкой. Кроме того, после Т-62А ни один отечественный танк не оснащался орудием калибра 100 миллиметров. Именно вооружение, ставшее к началу 60-х относительно слабым, и привело к закрытию проекта. Однако ряд наработок по «Объекту 165» и «Объекту 166» до сих пор используются в отечественном танкостроении. Так или иначе, несмотря на все свои плюсы и минусы, Т-62А остался последним советским танком с нарезным орудием и одним из последних представителей среднего по массе класса.

Десятый уровень ветки развития средних танков СССР в игре займет Т-62А. В топовой комплектации эта машина будет оснащаться 100-мм орудием Д-54ТС

По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://militaryrussia.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/

http://tankinfo.ru/
http://tanky.dovidnyk.info/


Исторические данные

Т-62М - результат глубокой модернизации соответствующих марок средних танков первого послевоенного поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности.


В 1981 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 и Т-62», которым предусматривалось в 1981-1985 гг. модернизировать 2985 танков, в том числе 2200 Т-55 (1981 г. - 10, 1982 г. - 40, 1983 г. - 50, 1984 г. - 600 и 1985 г. - 1500) и 785 Т-62 (1981 г. - 10, 1982 г. - 25, 1983 г. - 50, 1984 г. - 100 и 1985 г. - 600).

Огневая мощь

На танках Т-55М устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион», на танках Т-62М — комплекс 9К116-1 «Шексна». Бортовая аппаратура и управляемые выстрелы этих комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечивающими возможность ведения стрельбы унифицированной ракетой из 100-мм нарезной и 115-мм гладкоствольной пушек соответственно. Комплекс 9К116 включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9 M117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока.


По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки.

Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.

В СУО «Волна», входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62), прицел ТШСМ-32ПВ (ТШСМ-41У) и стабилизатор «Циклон М1».

Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500- 4000 метров, точность измерения - 10 метров. В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом.

Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет).

Прицел ТШСМ-32ПВ (ТШСМ-41У), установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, при выходе пушки из режима стабилизации, постановки ее на угол заряжания или концевые упоры.



В прицеле осуществляется ввод в поле зрения цифровой индикации дальности, измеренной дальномером КДТ-1, электрически сопряженным с прицелом и полуавтоматическая выработка углов бокового упреждения для двух типов снарядов.


Стабилизатор вооружения «Циклон М1» отличается от стабилизатора «Циклон» улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы.

Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни.

Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. При стрельбе из пушки с теплозащитным кожухом углы вылета снаряда изменяются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.

Технические данные:

Увеличение, крат

3,5-6,9

Поле зрение,°

18-9

Диаметр зрачка выхода, мм

4,5-2,7

Увеличение зрачка выхода, крат

Диапазон угловой стабилизации поля зрения при застопоренной
пушке, °

Диапазон выработки углов бокового упреждения, м

800-1800

Точность выработки углов прицеливания, °

Для шкалы прицеливания пушки 2

Для шкалы прицеливания пулемета 3,6

Угол поворота головной части относительно окулярной, °

40…-15

В 1981 году на вооружение сухопутных войск СССР был принят комплекс 9К116 «Кастет» с управляемой по лазерному лучу ракетой, выстреливаемой из ствола 100-мм противотанковой пушки Т-12. Комплекс был разработан коллективом Тульского КБП во главе с А.Г.Шипуновым.

Еще до завершения отработки комплекса «Кастет» было принято решение развернуть разработку унифицированных с ним комплексов управляемого вооружения для танков Т-54, Т-55 и Т-62. Практически одновременно разрабатывались два комплекса 9К116-1 "Бастион", совместимый со 100-мм нарезными пушками семейства Д-10Т танков типа Т-54/55 и 9К116-2 "Шексна", предназначенный для танков Т-62 с 115-мм гладкоствольными пушками У-5ТС.

Ракета 9М117 заимствована от комплекса «Кастет» без изменений, при этом в комплексе "Шексна" она оснащалась опорными поясами для обеспечения устойчивого движения по стволу 115-мм калибра. Изменения коснулись в основном гильзы с метательным зарядом, перепроектированным под каморы этих орудий.

В результате в сжатые сроки при относительно небольших затратах были созданы условия для модернизации танков второго поколения, обеспечивающей многократное повышение боевой эффективности и в значительной мере уравнивающей огневые возможности их модернизированных образцов - Т-55М, Т-55МВ, Т-55АМ, Т-55АМВ, Т-55АД, Т-62М, Т-62МВ на больших дистанциях стрельбы с танками четвертого поколения.


Разработка танковых комплексов была завершена в 1983 году. В дальнейшем комплексы «Бастион» и «Шексна» послужили основой для создания комплекса 9К116-3 "Басня" управляемого вооружения боевой машины пехоты БМП-3. 1К13 - прицел прибор наведения, входит в состав комплекса управляемого вооружения «Бастион» и «Шексна», кроме наведении я управляемых ракет (во время полета днем, в сумерках и ночью) он предназначен для обеспечения стрельбы из орудия неуправляемыми снарядами и пулеметом в ночных условиях. Комплекс устанавливается в модернизированных танках Т-55, Т-62, а также на танке Т-72Б и БМП-3.

Дальность видения, м, не менее

5000

Число последовательных пусков управляемых снарядов с интервалом 5 с

при t=от 25С до 50С

при t=от -5С до 25С

энергетическая освещенность в центре поля управления во всех условиях, Вт/м2

2х10-2

дальность видения, м, не менее:

пассивный режим

активный режим при подсветке цели инфракрасным прожектором

1200

Защита

Дополнительное бронирование модернизированных Т-62 было разработано в двух вариантах, первый это установка комплекса динамической защиты «Контакт-1» на модификации Т-62МВ. Второй - установка дополнительных металлополимерных модулей пассивной защиты. Модернизация СУО с установкой системы «Волна» была общей для обоих вариантов.

Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем между пластинами. Противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм.

Металлополимерный блок обеспечивает защиту от кумулятивных средств поражения с бронепробивной способностью до 400...450мм. Уровень защиты от БПС увеличивается до 320 мм. В комплект модернизации могут быть включены резинотканевые бортовые

экраны или решетчатые экраны. Масса металлополимерных блоков - 1800 кг. Масса резинотканевых экранов - 100 кг. Масса решетчатых экранов - 550 кг.


Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм (в районе расположения механика-водителя), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Усилена защита аварийного люка броневой крышкой, перекрывающей его контуры. Она крепится изнутри с помощью гайки через отверстие в крышке основного люка. Установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем, проведен ряд других усовершенствований.

Танки Т-62М активно применялись в Афганистане, в отличие от оснащаемых НкДЗ «Контакт» Т-62АМВ. Система «902Б» запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200- 350 м. В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 и 3Д6М калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100- 120 метров, а средняя высота — 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты — 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма - ОКР «Сода».

Характеристики сравнения

Тип

Страна-произво-дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./60 0)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС

от БПС

от КС

Т-64М

СССР

41,5

450…500

Подвижность

На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт (620 л.с.) с инерционным наддувом и штатными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая — в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с. При значительной росте массы Т-62М подвижность Т-62М значительно ухудшилась.

Ухудшилась также надежность и долговечность ходовой части.

Повышение массы модернизированного танка при модернизации привело к перегружению опорных катков и повышенной деформации их шин. При этом зоне взаимодействия шины с металлической беговой дорожкой возникают высокие контактные напряжения и, как следствие, происходит быстрое разрушение шин.

Штатные узлы ходовой части работают недостаточно надежно и выходят из строя до достижения гарантийной наработки:

  • повышенный износ шин опорных катков в следствии высоких контактных
    напряжений в зоне взаимодействия шины с беговой дорожкой;
  • быстрый износ хвостовиков балансиров в связи с высокой нагруженностью подвесок и опорных катков;
  • низкая энергоемкость штатных гидравлических амортизаторов;
    низкая надежность болтового крепления венцов ведущих колес из-за высоких тяговых усилий, вызванных увеличением массы танка.

Отмеченные выше недостатки, заключающиеся в снижении работоспособности опорных катков, узлов подвески, включая опору балансира, ведущие колеса и амортизатор, снижают надежность ходовой части модернизированного танка Т-62.

Для улучшения плавности хода динамический ход опорных катков увеличен со 135… 149 мм до 162…. 182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания.


К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометаллических шарниров. На танке Т-62М дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-62М

Полная масса

40,5

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

Двигатель В-55У

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

Температурный режим работы

°С

40…+50

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9335

корпуса

мм

6630

Ширина танка

по гусенице

мм

3370

по съемным защитным экранам

мм

6630

высота по крыше башни

мм

2280

длина опорной поверхности

мм

4230

дорожный просвет

мм

ширина колеи

мм

2640

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…330

По дороге с твердым покрытием

л, до

190…210

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

450 (650)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

330 (450)

Емкость баков

675 + 285

Уже после принятия на вооружения среднего танка, вооруженного 100-мм пушкой, выяснилось, что в долгосрочной перспективе огневая мощь орудия калибра 100 мм будет недостаточной. Увеличение калибра орудия неизбежно приводило к росту массы пушки и увеличению силы отдачи при выстреле, которую требовалось компенсировать. Стандартным калибром пушек русских тяжелых танков был калибр 122 мм, для среднего танка максимально возможным представлялся калибр 115 мм. За счет использования гладкоствольной пушки и оперенных подкалиберных снарядов удалось резко поднять бронепробиваемость. Опыт второй мировой войны показал, что подкалиберный снаряд способен пробить броню толщиной в шесть своих калибров при условии, если он соприкасается с ней, не вращаясь вокруг оси. Быстрое развитие в СССР противотанкового управляемого оружия в 50-е годы привело к введению в боекомплект танков ПТУР, запускаемых через ствол орудия. Наличие в боекомплектах советских танков управляемых ракет было установлено западными специалистами только в начале 70-х годов.В середине 50-х годов начались испытания повой 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68. Два танка Т-54 были перевооружены данными орудиями. «Объект 165» имел стандартную башню от Т-54, адаптированную к установке нового орудия, на прототипе «объект 166» использовалась башня новой конструкции. Пушка Д-68 была принята на вооружение под обозначением У-5ТС (2А20).

Танк Т-62 одной из частей Советской АрмииВ 1961 г. начатая в 1957 г. разработка и испытания танка Т-62 были окончательно завершены. Предсерийную партию из 25 машин изготовили в конце 1961 - начале 1962 г.г. Полномасштабное производство новых танков началось в июле 1962 г. Командирские танки (в обозначение присутствуют литера «К») комплектовались второй радиостанцией и имели сокращенный боекомплект. Машины первых выпусков не имели зенитных пулеметов, пулеметы ДШК-М стали ставиться с 1965 г. Усовершенствования, которые внедрялись на танках Т-55, параллельно находили место и в конструкции Т-62 . Доработанные танки получили обозначение Т-62М или Т-62МК. В 1976 г. начался процесс оснащения машин лазерными дальномерами, которые монтировались над стволами орудий. К 1972 г. было изготовлено примерно 20000 танков Т-62 , которые поступили на вооружение армий двадцати государств.

В 80-е годы модернизация танков Т-62 шла сходным путем с совершенствованием танков Т-55. Модернизированные машины получили международную известность, главным образом, из-за их применения в Афганистане. В Афганистане использовались Т-62 с установленным над орудием лазерным дальномером и дополнительной броней, навешенной на лобовые части и борта корпуса и башни. На Западе эти машины назвали Т-62Б. Танки Т-62 получили комплекс ПТУP9K116-1 «Шексна»с ракетами З-УБК-Ю-2.Существует огнеметная модификация танка Т-62 - ОТ-62. Известны случаи, когда вместо зенитного пулемета ДШК-М монтировался пулемет ПКТ калибра 7.62 мм. Согласно данным министерства обороны СССР в 1991 г. на вооружении Советской Армии состояло 2144 средних тайка Т-62.

Тактико-технические характеристики танка Т-62
Производство: СССР Харьков, Нижиий Тагил (Омск),
Использовался: СССР, Афганистан, Алжир, Ангола, Бангладеш, Куба, Конго, Эфиопия, Финляндия, Гвинея-Бисау, Венгрия, Индия, Ирак, Израиль, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Южный Йемен, Пакистан, Сирия, Вьетнам, Югославия
Выпускался: 1960-1972 г.г.
Экипаж: 4 человека
Боевая масса: 36.0 т
Длина с пушкой: 9335 мм
Длина корпуса: 6630 мм
Ширина: 3270 мм
Высота: 2395 мм
Вооружение: 1 пушка У-5ТС (2А20) калибра 115 мм (боекомплект 40 снарядов) 1 пулемет СГМТ или ПКТ калибра 7.62 мм 1 зенитный пулемет ДШК-М калибра 12.7 мм (боекомплект 500 патронов)
Двигатель: 12-цилиндровый дизель В-2-62ВР мощностью 580 л.с. (или 620 л.с. или 680 л.с.)
Скорость по шоссе: 50 км/ч
Запас хода: 400-600 км

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Т-62М

Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 41,5-42
Габариты, мм:
длина с пушкой вперед 9335
ширина 3566
высота 3039
Вооружение (калибр), мм:
пушка 115
пулемет 1x7,62; 1x12,7
Боекомплект, шт.:
выстрелов 42
патронов 3000x7,62-мм; 300x12,7-мм
Мощность двигателя, л.с. 620
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода по топливу, км 450

Разработка танка Т-62 была начата в конструкторском бюро завода №183 в 1957г. Главный конструктор Л.Н. Карцев. Опытный образец нового танка, имевшего заводское обозначение «объект 166», был изготовлен в 1959г., в 1960-1961гг. проводились его испытания, закончившиеся принятием в 1961г. танка на вооружение Советской Армии. Танк находился в серийном производстве с середины 1961 г. по 1973 г., всего было изготовлено примерно 20000 машин. Кроме предприятий СССР, танк Т-62 выпускался по лицензии в ЧССР (в основном на экспорт) и в КНДР. В настоящее время он состоит на вооружении армий более чем двадцати стран мира.

Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие Т-55, имеет такую же компоновку, в нем использованы те же узлы и агрегаты, однако корпус, башня и вооружение Т-62 разработаны заново.

Корпус сварен из стальных броневых листов различной толщины. Верхний лобовой лист имеет толщину 102 мм и наклонен под углом 60° к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневой стали толщиной 20 мм, крыша - толщиной 31 мм.

В расположенном в передней части корпуса у левого борта отделении управления находится место механика-водителя. Оно оборудовано двумя призменными приборами наблюдения, левый из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2. В отделении управления имеется также гироскопический курсоуказатель ГПК-59. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк.

Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам. В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ. Т-62 является первым в мире серийным танком, на котором установлена гладкоствольная пушка.

Стрельба из пушки ведется унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойными подкалиберными Б М-6. Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость (1615 м/с) и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка.

Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов. Из-за больших размеров только 4 выстрела размещены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки - в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстрелов в минуту и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы.

Для управления огнем из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м, а также дневной прибор наблюдения ТНП-165. Командир ведет наблюдение через комбинированный бинокулярный перископический прибор ТКН-3. Дневная ветвь прибора имеет пятикратное увеличение при угле обзора 10°, в ночное время угол обзора уменьшается до 8° а увеличение - до 4,5-кратного. В распоряжении командира имеются также четыре перископических прибора наблюдения.

В состав вспомогательного вооружения, кроме спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета ПКТ, входит также 12,7-мм пулемет ДШКМ, установленный на турели над люком заряжающего. Стрельба из него может вестись как по наземным, так и по малоскоростным воздушным целям.

В моторно-трансмиссионном отделении танка установлен такой же, как и на Т-55, V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л.с. На некоторых танках устанавливали также дизельные двигатели В-55У (620 л.с.) и В-46-5М (690 л.с.). У танка Т-55 заимствована и силовая передача, в состав которой введен гидропневматический сервопривод управления главным фрикционом.

В ходовой части использованы по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеница стальная с металлическим шарниром, часть танков оборудована гусеницами с резинометаллическим шарниром.

Несмотря на значительное повышение огневой мощи и броневой защиты, боевая масса Т-62 ненамного выше массы Т-55. Поэтому скоростные характеристики и проходимость остались на уровне этого базового танка: максимальная скорость по шоссе 50 км/ч, преодолеваемые препятствия: подъем до 32°, вертикальная стенка высотой до 0,8 м, ров шириной 2,85 м. Без предварительной подготовки танк форсирует брод глубиной до 1,4 м, с использованием ОПВТ - до 5м.

Для обеспечения внешней связи на Т-62 различных модификаций устанавливалась радиостанция Р-123, Р-123М, Р-113 или Р-173. Связь между членами экипажа обеспечивается танковым переговорным устройством Р-124.

Танк оборудован системой противоатомной защиты, состоящей из герметизирующих устройств, фильтров вентиляционной установки и нагнетателя, а также автоматической противопожарной системой. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

С 1964 г. параллельно с линейным танком Т-62 выпускался ею командирский вариант, отличающийся наличием дополнительной радиостанции Р-112, навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного агрегата АБ-1. Этот танк имеет уменьшенный боекомплект пушки и пулемета.

В течение 1962 г. была выпущена небольшая партия танков модификации Т-62А с нарезной 100-мм пушкой Д-54ТС. Эта пушка отличается улучшенными баллистическими характеристиками, снабжена дульным тормозом с эжекционным устройством. Стреляные гильзы также удаляются через кормовой люк в башне.

Основные модификации танка Т-62 были разработаны во время его эксплуатации в войсках и проводились силами танко ремонтных заводов Министерства обороны. Известны следующие основные модификации Т-62:

  • Т-62Д - вариант танка Т-62 с комплексом активной защиты «Дрозд». Принят на вооружение в 1983 г. Дополнительно бронированы корпус, башня и днище, установлены резиновые противокумулятивные экраны. Вариант с дизельным двигателем В-46-5М имеет обозначение Т-62Д-1;
  • Т-62М - танк, прошедший глубокую модернизацию в 1983-1985 гг. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Введена гусеница от танка Т-72, установлены лазерный дальномер КТД-2 (КТД-1) и баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух. Вариант с двигателем В-46-5М получил индекс Т-62М-1, без комплекса управляемого вооружения - Т-62М1 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса - Т-62М1-2 (с двигателем В-46-5М называется Т- 62М1-2-1);
  • Т-62МВ - принятый на вооружение в 1985 г. вариант танка с броневой защитой, значительно усиленной за счет установки навесной динамической защиты башни и корпуса. Дополнительно установлены также бортовые противокумулятивные экраны и проведено дополнительное бронирование днища. На танке Т-62МВ-1 с двигателем В-46-5М в систему управления огнем введены баллистический вычислитель БВ-62и лазерный дальномер КТД-2.

В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года.Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий.По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц (в Чехословакии Т-62 строили еще до 1978 года, что же касается состояния производства этого танка в Северной Корее, то об этом до сих пор нет никаких сведений). Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102-мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя - 60°, нижняя - 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше. Танк Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме - силовое.

В отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света. Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего.

В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки. Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневно-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других - перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует недюжинной силы.

На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкапа для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ. Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом, который установлен перед люком. Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с).

Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы - 5800 м. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Боекомплект Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30", и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз.

От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм. В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков (на борт), выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах.

Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром. Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем.

Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же,как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских/российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м,которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут. Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего. Танки Т-62 поступали на вооружение многих армий, в том числе Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Эфиопии, Ирака, Ливии, Сомали, Вьетнама и как трофейный - Израиля. В составе сирийских и египетских войск участвовали в боях с израильтянами в 1967 и 1973 годах.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-62

Боевая масса, т 37,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9335
ширина 3300
высота 2395
клиренс 430

Броня, мм

лоб корпуса 100
борт корпуса 15-79
корма 46
лоб башни 242
борт башни 153
Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (У5-ТС); 7,62-мм пулемет ПКТ (СГМТ)

Боекомплект:

40 выстрелов, 2500 патронов
Двигатель В-55В, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, 580 л. с
Удельное давление на грунт, кг/см 0,76
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,85
глубина брода, м 1,40 (с ОПВТ - 5)

Модификации среднего танка Т-62

  • Т-62 - принят на вооружение в 1961 году - базовый танк;
  • Т-62А принят на вооружение в 1962 г. На танке установлена новая литая башня и нарезная 100-мм пушка с улуч шенными характеристиками;
  • Т-62Д принят на вооружение в 1983 году. Дополнительно бронированы корпус, башня, днище и установлены бортовые резиновые экраны, а также установлен комплекс активной защиты "Дрозд".
  • Вариант с дизелем В-46-5М именуется Т-62Д-1;
  • Т-62М принят на вооружение в 1983 г. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Введена гусеница от танка Т-72. На танке установлен лазерный дальномер КТД-2 (КТД-1), баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух;
  • Т-62М-1, без комплекса управляемого вооружения;
  • Т-62М1 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса;
  • Т-62М1-2 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-2-1);
  • Т-62МВ принят на вооружение в 1985 году. На танке установлена навесная динамическая защита, теплозащитный кожух на пушке, дополнительно бронировано днище и установлены бортовые резиновые экраны толщиной 10-мм;
  • Вариант танка с дизелем В-46-5М получил обозначение Т-62МВ-1 ;
  • На танке Т-62МВ (Т-62МВ-1) установлена система управления огнем "Волна", лазерный дальномер КТД-2 и баллистический вычислитель БВ-62.

Источники:

  • Танк Т-62. Руководство по материальной части и эксплуатации;
  • Танк Т-62М. Дополнение к ТО и ИЭ (1987);
  • Военно-техническая серия №142 - "Т-62 - советский основной танк";
  • Г. Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов "Основные боевые танки";
  • Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank".