Открытый урок литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

(урок обобщения материала и подготовки к домашнему сочинению).

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №33 г. Твери

Иванова Людмила Николаевна

Тверь, 2015г.

ЦЕЛИ: формирование УУД.

Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.

Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).

Познавательные УУД : получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ : стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.

НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин

ХОД УРОКА.

Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы .

Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?

Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:

ГИПОТЕЗЫ

природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу

Учитель: - Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.

Этап 2. Пришвин – певец русской природы.

Учитель : Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?

Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.

Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению . М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.

У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?

(Возможный вариант : Пришвин – певец русской природы .)

Этап 3 . Метафорический смысл сказки-были.

    Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)

Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.

Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)

Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).

Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)

Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)

Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)

(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)

Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.

Этап 4 . «Правда» мудрого Антипыча.

    Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)

Примерный ответ ученика:

Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.

Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.

Озаглавливание . Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.

Этап 5. Участие природы в судьбе героев.

Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)

Возможные ответы:

Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.

Природа предупреждает детей об опасности.

Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.

Настя вспоминает о брате, увидев змею.

Природа помогает детям стать добрыми и дружными.

Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?

Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)

Озаглавливание. Возможный вариант : Участие природы в судьбе героев.

Этап 6. Смысл названия сказки-были.

Учитель: - Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)

5. Учитель : Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)

Только ли торфом богаты эти места?

О ком еще с теплотой рассказывает автор? (о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)

Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.

Озаглавливание . Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.

Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос :

- Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?

(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)

Учитель : - Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.

Задание на дом : написать черновик сочинения и отредактировать его.

Использованная литература

    Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

    Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. - 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 1989.

    Литература в школе, №4, 2002.

Аннотация к уроку литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Главная цель урока – обобщение изученного материала и подготовка к домашнему сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Урок проводится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Учащиеся совершенствуют свое умение составлять план к будущему сочинению, отбирать необходимый материал из произведения, проверяются навыки анализа фрагментов и текста в целом, дети развивают речь, учатся связно и последовательно излагать мысли. Итогом урока должно стать сочинение, написанное дома.


ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения»
Учитель русского языка и литературы Кучма Полина Юрьевна
г. Курган, 2017 г.
Человек и природа в произведении М. М. Пришвина "Кладовая солнца" Человек и природа тесно связаны между собой в сказке-были "Кладовая солнца". Эту связь можно обнаружить на протяжении всего произведения, от его начала до самого конца. Действие происходит в селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля - Залеского. Главные герои – Настя и Митраша. мы видим, что у них есть корова, тёлка, коза, овцы, куры, петух и поросёнок, а также огород. Всё это часть природы. Дети ухаживают за хозяйством, а животные дают им молоко, мясо, огород - овощи. Они не могут обойтись друг без друга. Здесь и проявляется взаимосвязь природы и человека. Однажды дети отправились на болото за клюквой. Оно было очень большим и походило на море. В нём поднимались холмы с лесом. Их называли Борины. Одну из них именовали Звонкой. Там на деревьях было много птиц, и каждая издавала свой звук, приветствуя восход солнца. Казалось, что они пытаются проговорить «здравствуй». Птицы поют, так как сказать ничего не могут, поэтому им приходится «выпевать, выкрикивать, выстукивать». Кто способен их понять, отвечает: «Здравствуйте».При описании леса автор наделяет всех его обитателей повадками людей. Здесь Настя и Митраша встречают глухаря и ворона. На крик косача слетелись все тетерева, которые сначала токовали, а затем подрались между собой. Во время драки к косачу подкрался ворон и долбанул его клювом. Точно так же ведут себя люди. Пока ты доказываешь товарищам, что ты лучший, к тебе незаметно подкрадётся враг и нанесёт удар. Автор демонстрирует нам чему можно поучиться у природы. Кроме того, Пришвин описывает деревья, как живые существа. Он вводит в повествовании рассказ о ели и сосне, растущих вместе. Когда-то их семена принёс ветер и бросил в одну ямку. Они выросли и сплелись корнями. Этот эпизод носит символический характер. Он показывает, что только вместе люди сила. Как раз в этот момент дети поссорились из - за того, по какой тропинки идти. В результате они пошли каждый по своей. Тут вдруг подул ветер, деревья застонали, и «серая хмарь» закрыла небо. Так природа пытается предупредить детей об опасности, но они не обращают на это внимание. В итоге Митраша попал в Слепую елань и чуть не утонул там. Спасла его собака Травка. Она гналась за зайцем и вдруг заметила маленького человека в елани. Мальчик узнал собаку и позвал её. Ей же привиделся в нём прежний хозяин Антипыч. Человек звал её, но что-то странное неискреннее чудилось ей. Митраша хитрил, чтобы она не кинулась к нему на шею и не утопила в болоте. Трюк мальчика удался, и он благополучно выбрался из Слепой елани. Затем он решил убить зайца, но увидел рядом волка и выстрелил в него почти в упор. Так был убит Серый помещик - гроза и ужас тех мест. На звук выстрела прибежала Настя, и ребята вернулись домой с клюквой и собакой. Травка спасла Митрашу, так как увидела в нём молодого Антипыча. Прежний хозяин её умер, и она очень по нему тосковала. Собака - верный друг человека, и ей предназначено, его защищать. Антипыч любил её и оберегал от волков. Даже сейчас, когда он уже умер, он спас её от Серого помещика. Автор показывает нам: будь добрым с природой, и она ответит тебе добром, а за зло расплатишься злом. Мать – природа – кладовая солнца. Она хранит несметные богатства и передаёт их человеку. В ней всё взаимосвязано, и человек всего лишь её часть.

/ / / Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Пришвин в своей сказке посвятил большую часть своего произведения именно описании природы. Автор в подробностях рассказывает о том, как птицы встречают рассвет, как защищают свое потомство и отвоевывают территорию. Все эти подробности можно узнать лишь в том случае, если долго наблюдать за лесом.

Помимо птиц в произведении задействована сюжетная линия жизни и смерти волка «серого помещика». В сказке показано, насколько сильно был развит его инстинкт самосохранения. Ведь, на него не раз были «облавы» - охотники ставили красные флажки и устраивали ему настоящую травлю собаками. Однако волку всегда удавалось уйти от преследователей. Он прятался в месте, которое люди обходились стороной, а потом, как бы в отместку, устраивал «вылазки» и губил стада животных. В зимнее время он начинал охотиться даже на деревенских собак, тем самым показывая, кто здесь истинный хозяин.

И все же в сказке человек и природа не борются, а стараются жить в гармонии друг с другом. Да, в то время было много охотников, но они не приносили лесу большого урона, в отличие от браконьеров. Именно из-за них, многие животные теперь занесены в красную книгу, а некоторые виды исчезли без следа.

Положение человека в сказке Пришвина не очень значительное. Он может лишь любоваться тем миром, где еще задолго до появления людей, уже было все прекрасно. Автор показывает, что люди не являются хозяевами положения – а просто незваные гости. Окружающая среда диктует человеку и нормы и правила, с которыми придется смириться.

В этом «сказочном» мире, каждый занимает свое место, будь то простая болотная гадюка или ворона стерегущая яйца. Все оживает с появлением первых лучей солнца. Все радуются новому дню, моменту, когда закончилась зима и весна начинает вступать в свои права.

Леснику ближе всех была гармония с природой. Он жил на лесной опушке и наблюдал, за всеми чудесами, происходящими вокруг себя. Казалось, он знает нечто большее, чем другие и этот секрет он никогда не выдаст. Природа подарила ему долгую жизнь. Однако, она же, как бы в предчувствии чего-то страшного и непоправимого, забрала его у людей перед самым началом Великой Отечественной войны.

Сказка-быль Пришвина показывает, как все в этой жизни относительно, и в то же время – справедливо. За все рано или поздно приходит расплата. Все живое, будь то животное, человек или деревце, находится на своем месте и в свое время.

В «Кладовой солнца» видно многое. Это и леса, и травы, и звери, и птицы. И все же есть вещи, которые не всегда выставлены на показ окружающим. Это, то, чем богата земля «изнутри». То, что поможет в дальнейшем развитии целой страны. Вот насколько уникальна и бесценна наша планета.

Автор показывает, как важно жить именно в гармонию с другими людьми и с окружающим миром, как природа щедро может отблагодарить или наказать человека, в случае излишней самоуверенности. Поэтому человек должен не только брать все блага из внешнего мира, но и нести в него добро.

Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей. Конечно, окружающий мир – важная часть каждого живущего на земле, в том числе и существа разумного.

В этой сказке очень хорошо и обоснованно раскрывается вопрос взаимосвязи человека и природы. В начале произведения мы можем узнать, что на жизнь двух деток (Митраши и Насти) выпала не простая доля – оказаться сиротами и во всем друг друга поддерживать. Хорошо, что папа и мама оставили им маленький дом и большое хозяйство, за которым нужно постоянно следить, с чем ребята хорошо справляются. Они не только управляются делами по дому, но и не отказывают в помощи другим жителям по соседству, чем казались старше не по своему возрасту.

Главной катастрофой были становиться поход детей в лес за ягодой. Писатель детально описывает природу деревни, леса и даже не упустил возможности расписать двух схожих дерева растущих у болота, они предстают как два живых существа, навечно сплетенные друг с другом. Так же детально узнаем, как ребята собираются в лес. Девочка берет еду, а мальчик – папино ружье.

Благодаря тонкому описанию многих деталей, раскрывается взаимодействие человека и окружающей природы. Описывает спор сестры и брата, их дорожки разнятся, Настя пойдет по знакомой дорожке, а Митраш, следуя за компасом, попадет в трясину, где отчаявшись, не верит в свое спасение. Именно сейчас, открывается еще одно единение человека и окружающего мира, в сказке появляется еще один персонаж – собака по кличке Травка. Она помогает мальчику вылезти из вязкого болота и даже ловит зайца для наживы, после чего Митраша спасает им обоим жизнь от серого зоркого волка. Здесь описывается противостояние человека природе, когда хищные животные хотят напасть на человека.

В это время девочка, собирает много спелых аппетитных красных ягод, но вспомнив о мальчике, торопится к нему на помощь. Ту ночь ребята остались в лесу, где им больше нечего было бояться. Утром они возвратились домой, и отдали все собранную полезную клюкву больным детям – сиротам.
Нужно отметить, что все это мы узнали от рассказчика, который рассматривал болотную роскошь, а точнее – раздобывал торф, которого очень много.

Несколько интересных сочинений

  • Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение

    Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений.

  • Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 класс (описание)

    Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве

  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

  • Народ освобожден, но счастлив ли народ - сочинение (Некрасов)

    Некрасов известен как поэт, стоявший на страже интересов крепостных. Он всегда болел душой за судьбу практически забитого народа, во многих своих стихах показывал страдания несчастных крестьян, бесправных дворовых,

  • Анализ главы Фаталист из романа Герой нашего времени 9 класс

    Завершающей частью произведения Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Фаталист». События в данной главе происходят у казачьей станицы, где в течение двух недель пребывал главный герой. В основном офицеры тем и занимались, что играли в карты.

Сочинение

Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели. Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль - гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни. Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле. Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому. В его рассказах мы чувствуем огромную любовь к природе и человеку, а эти два понятия для Пришвина находятся в неразрывной связи. Любовь писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения наполнены родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек.

Так, например, в «Лесной капели» писатель стремится найти «ключ к собственной душе». Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Читая миниатюры, вошедшие в сборник, мы словно вместе с автором слышим звон «лесной капели», очарованы запахом «ореховых дымков» и понимаем, что всю эту красоту необходимо сберечь, сохранить, чтобы всем этим могли восхищаться и другие.

Произведения Пришвина, говоря его же собственными словами, «бесконечная радость постоянных открытий». И действительно, удивительна способность Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное. И говорить об этом удивительным, волшебным языком. Вот, например, в «Кладовой солнца» он поэтически описывает красоту весеннего утра, когда первые лучи солнца пролетели над елочками и березками, «и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы». Отовсюду стало раздаваться пение птиц, посвященное «восходу великого солнца», а Косач, примостившись на мостике между двумя деревьями, «будто стал расцветать в лучах восходящего солнца». На голове его гребешок «загорелся огненным цветком... И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».

Я полностью согласна с Константином Паустовским, который писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина».

Настоящей вершиной творчества этого замечательного писателя по праву считается книга «Глаза земли», в которой проявилось искусство Пришвина-художника отражать мир через душу человека и душу природы. Мы видим, как оживают листья и травы, и весь лес с его болотами и полянами, кукушками и комарами. Мы чувствуем искреннее внимание автора ко всему, и прежде всего, к человеку: ты голоден - я тебя накормлю, ты одинок - я тебя полюблю. Мир, природа, человек - все это вместе, как учит нас М. М. Пришвин, и составляет неповторимую красоту жизни, которую необходимо поддерживать, борясь со злом в любых его проявлениях.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша