Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Вопрос

У нас автотранспортная организация. Обязательны ли для нас нормы Минтранса для автомобилей

Ответ

Минфин указывает: следовать рекомендациям или нет — право налогоплательщика. Большинство арбитражных судов разделяют мнение ведомства о том, что НК РФ не содержит требования нормировать расходы на содержание транспортного средства, и признают за налогоплательщиками право учитывать затраты на приобретение ГСМ в полном объеме. Ранее Минфин считал рекомендации Минтранса обязательными, а значит, сверхнормативные затраты на топливо организации не должны были включать в расходы по налогу на прибыль.

Поскольку налоговые органы не всегда разделяют точку зрения финансового ведомства, налогоплательщикам при учете затрат на топливо для автотранспорта безопаснее принимать во внимание нормы, рекомендованные Минтрансом.

Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ (п. 2 Инструкции). Пунктом 40 разд. 3 Инструкции установлено, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Эти Нормы были утверждены Минтрансом России 29.04.2003 со сроком действия до 1 января 2008 г. В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 нормирование установлено не было. Новые нормы введены в действие 14.03.2008 (Распоряжение Минтранса России N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»). Указанные Рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России (п. 1 указанных Рекомендаций).

Однако Налоговый кодекс РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание транспортного средства. Нормируются только расходы на выплату компенсации за использование личного транспорта в служебных целях (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела. Поэтому согласно п. 1 ст. 4 НК РФ он не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно разъяснениям Минфина России при определении расходов на ГСМ налогоплательщик вправе учитывать Нормы расхода топлив, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Также есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым при определении расходов на ГСМ налогоплательщику необходимо учитывать указанные Нормы (ранее — Нормы расхода топлив, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003). Аналогичное мнение высказано в судебных актах и авторской консультации.

В то же время ранее УФНС России по г. Москве придерживалось иной точки зрения: затраты на приобретение ГСМ можно учитывать исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях. Есть судебные акты с выводами о том, что нормирование расходов на приобретение ГСМ не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Некоторые авторы придерживаются такой же точки зрения.

Смежные вопросы:


  1. Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно. Можно ли оформить использование автомобиля директором в рамках договора аренды с ним же самим (директором)? Какой договор аренды…...

  2. как отражается в бухгалтерском учете условная корректировка таможенной стоимости? можно ли уменьшить прибыль на эту сумму?
    ✒ Корректировка ТС на увеличение таможенных пошлин и сборов Для целей бухгалтерского учета…...

  3. Продаем ОС. в 2014г. перешли на УСН (доход-расход)с ОСНО ОС внесли по ост.стоимости. (срок полез. использ. до 15лет) в 2014г. списали в расход 50% стоимости в 2015г.…...

  4. ИП на УСН 15 %х очет сдать в аренду свое помещение организации. 1.Может ли он включить с расходы содержание жилья, именно коммунальные платежт, свет. 2. Пришлите пожалуйста заявление…...

Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расход аподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 , от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 .

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производств о)подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованн ып. 1 ст. 252 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413 . Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Базовая норма расхода топлива - его расход в условиях, приближенных к идеальным (без пробок и прочих факторов, препятствующих движению).

Для этого есть несколько способов:

  • <или> по минтрансовским норматива мМетодические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 ;
  • <или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
  • <или> на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки - дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Использовать данные о среднем расходе топлива из внутреннего компьютера автомобиля невыгодно, потому что подсчитанный машиной расход не всегда соответствует реальному. Зачастую он бывает сильно занижен.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

  • «городской» - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительн оп. 5 Методических рекомендаций , от 1 до 5 млн человек - до 25%;
  • «возрастной» - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
  • «зимний» - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического район априложение № 2 к Методическим рекомендациям . Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;
  • коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
  • чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
  • коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20- 40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму

Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать:

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Документируем утвержденные нормы и коэффициенты

Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно). Условия следующие:

  • автомобиль - Lexus RX 300, оснащен кондиционером;
  • пробег - более 110 тыс. км;
  • используется на территории Москвы (численность населения свыше 5 млн человек);
  • замер сделан летом в хорошую погоду, при отключенном кондиционере.

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»

Акт установления норматива расхода топлива

г. Москва

Комиссия в составе:
- председатель комиссии Иванов А.С. - директор ООО «Организация»;
- члены комиссии:
– Петров В.С. - начальник транспортного цеха;
– Сидоров О.И. - водитель

1. Произвела контрольный замер расхода топлива по автомобилю Lexus RX 300, гос. номер Н878КК177, по ровной свободной городской дороге с асфальтовым покрытием, без пробок.

2. На основании проведенного замера утвердила для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива - 16 л/100 км.

3. Утвердила применение следующих повышающих коэффициентов из Методических рекомендаций Минтранса:

На сегодняшний день, те категории предприятий, которые имеют на собственном счету транспортные средства определенного типа, в любом случае имеют расходы на топливо и горюче-смазочные материалы. Согласно законодательной базе РФ, предприятие обязано закупать указанную категорию товаров, исходя из специальных объемов расходования ГСМ, по рекомендательным указаниям Минтранса России. Как правило, в качестве основной базы заложены линейные нормы расходов на топливо для автотранспорта.

Что такое нормы расхода топлива?

Норма расхода топлива – это особая величина, которая рассчитывается на основании базовых линейных норм расходования ГСМ и утверждается для каждого автомобиля в индивидуальном порядке. В первую очередь нормы расхода горючего зависят от:

  • частоты и степени эксплуатации указанного автомобиля;
  • указанной работы, которую выполняет тот или иной автомобиль;
  • условий езды, а также климатических условий, сезонности.

Причиной для списания горюче-смазочных веществ является путевой лист, в котором в обязательном порядке должны быть указаны показания спидометра на текущий момент времени. Само списание топлива и ГСМ происходит, согласно специальному акту списания ГСМ. Указания Минтранса РФ носят в первую очередь рекомендательный характер. Таким образом, руководство компании, вправе разработать собственные индивидуальные первичные документы для списания топлива.

Как производятся расчеты?

Чтобы предоставить в налоговую полную сводку нормы расхода топлива по предприятию, необходимо воспользоваться поправочными коэффициентами, которые зависят от следующих факторов:

  • дорожные условия;
  • климатические факторы;
  • загруженность и категория транспортного средства.

В случае, если решение руководителя о применении поправочного коэффициента было утвердительно, издается соответствующий приказ о введении в использование данной величины. Для того чтобы снизить величину поправочного коэффициента, следует использовать дороги общего пользования 1, 2 категорий.

Право организаций выбирать нормы для списания ГСМ - собственные или утвержденные Минтрансом - осталось в 2016 году неизменно. Однако определиться с предпочтениями надо еще в начале года. При этом важно знать обо всех тонкостях использования автотранспорта на своем предприятии, а кроме того - учитывать изменения, вносимые в госнормативы.

Обе системы имеют свои нюансы. И выбор какой-то одной может быть обусловлен как удобством использования, так и выгодой для предприятия.

К преимуществам норм, предложенных Министерством транспорта РФ, относится унифицированность параметров их расчета: марка автомобиля, пробег, базовый расход топлива, а также повышающих коэффициентов по типу дороги, величины груза, времени года и пр.

Не стоит, правда, забывать, что в июле 2015 года Минтранс обновил свое распоряжение о нормах расхода ГСМ. Ведомство внесло коррективы в систему коэффициентов, дополнило реестр автомобилей некоторыми легковыми и грузовыми моделями, автобусами как отечественных, так и иностранных марок.

«Н а повышение ко эффициентов по ряду позиций стоит обратить особое внимание. Министерство увеличило цифры, например, для машин, где есть система климат-контроля; для автомобилей с пониженной средней скоростью движения; для АТС, которые работают в густонаселенных городах, и пр. Нужно очень скрупулезно рассчитывать ГСМ, даже если за основу вы взяли предложенные ведомством нормы. Корректируйте их исходя из индивидуальных особенностей самой машины и условий ее эксплуатации », — комментирует ситуацию Юлия Вольхина, менеджер проекта «Путевые листы и ГСМ».

Решение об изменении норм списания ГСМ для того или иного автомобиля утвердите соответствующим приказом. Вы можете составить его в произвольной форме, но обязательно включите ссылку на распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р с обновленными нормативами.

Разрабатывать собственные нормы списания ГСМ гораздо трудозатратнее, однако для крупных автотранспортных предприятий может быть выгоднее. Расчет требует обкатки каждой машины по традиционному маршруту, в традиционное время, с обычной для нее загрузкой. Специальная комиссия вместе с руководителем организации фиксирует расход топлива. Результаты замеров оформляются специальными актами, чтобы в дальнейшем проверяющие не сомневались в обоснованности цифр. Проведите такую работу по каждому автомобилю в отдельности.

«Чтобы подстраховать себя, в регламентирующих документах укажите, что собственные нормативы вы разработали на основе норм, которые предлагает Минтранс РФ », — советует Юлия Вольхина.