Разг. Ирон. Иметь исключительное чутье на изменение обстановки, обстоятельств и быстро (часто - угодливо и лицемерно) к ним приспосабливаться. БМС 1998, 79; ШЗФ 2001, 84; ЗС 1996, 67; Глухов 1988, 78.

"Знать, откуда (куда) ветер дует" в книгах

Месть («Дует ветер, задувая…»)

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Месть («Дует ветер, задувая…») Дует ветер, задувая На окне моем свечу. Вот и кукла восковая. Отомщу я палачу. Он гулял в рубахе красной, Браги пенистой не пил. И к одной вдове - напрасно! Всё ходил, ходил, ходил. Палачей не уважала Злополучная вдова. Сторонилась - и

«Бессонный ветер дует мне в лицо…»

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

«Бессонный ветер дует мне в лицо…» Бессонный ветер дует мне в лицо. Под плащом таю золотое кольцо. Мерцает в нем древний лунный опал, Свет его бледный – тысячи жал. И то же сиянье в глазах твоих Медлит и нежит, как медленный стих. Зеленая, злая восходит звезда, – Я знаю,

48. Арабская весна: куда дует ветер революций?

Из книги Израильский узел. История страны – история противостояния автора Трестман Григорий

48. Арабская весна: куда дует ветер революций? С февраля 2011 г. Ближний Восток и Северная Африка содрогнулись от недовольства народа: Тунис, Египет, Иордания, Йемен, Сирия, Алжир, Ливия… Глубокий внутренний кризис был вызван неудовлетворенностью правительствами,

48. АРАБСКАЯ ВЕСНА: КУДА ДУЕТ ВЕТЕР РЕВОЛЮЦИЙ?

Из книги Большая история маленькой страны автора Трестман Григорий

48. АРАБСКАЯ ВЕСНА: КУДА ДУЕТ ВЕТЕР РЕВОЛЮЦИЙ? С февраля 2011 г. Ближний Восток и Северная Африка содрогнулись от недовольства народа: Тунис, Египет, Иордания, Йемен, Сирия, Алжир, Ливия… Глубокий внутренний кризис был вызван неудовлетворенностью правительствами,

Откуда берется ветер?

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Откуда берется ветер? Причины появления ветра можно рассматривать по-разному. Во-первых, можно рассматривать ветер применительно к своему району и, во-вторых, применительно ко всей поверхности Земли.В любой местности существует разница давления, поэтому в данном районе

Глава 18. О формулировании счастья как главной предпосылке его достижения, или Для того, чтобы куда-то прийти, надо знать, куда идти

Из книги Практическое пособие по охоте за счастьем автора Ильин Андрей

Глава 18. О формулировании счастья как главной предпосылке его достижения, или Для того, чтобы куда-то прийти, надо знать, куда идти Странное дело, проживаем жизнь, а счастья не видим. В молодости считаем, что наше счастье там, впереди, а то, что сегодня, - так, ерунда, не в

Отчего дует ветер?

Из книги автора

Отчего дует ветер? Ветер - это движение воздуха. Причиной движения воздушных масс становится разница давления в разных областях атмосферы, возникающая из-за разницы нагрева, первичным источником которого всегда служит Солнце. Но так как условия движения очень

96. Я не выкину сигарету, т. к. не я виноват, что ветер дует в Вашу сторону

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

96. Я не выкину сигарету, т. к. не я виноват, что ветер дует в Вашу сторону Намерение: Вы хотите докурить? Можете хотя бы отойти.Переопределение: может, Вы и не специально, но…Разделение: но отойти Вы можете. Там и выбросите.Объединение: много людей курят, но делают это

Когда дует ветер

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Когда дует ветер Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса. Ч. Р. Дарвин Дует ветер… Обычное из обычных явлений природы. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное.Но бывает и так: заурядное

Чойжинимаева Светлана Болезни нервных людей, или Откуда дует ветер?

Из книги автора

Чойжинимаева Светлана Болезни нервных людей, или Откуда дует ветер?

Откуда дует ветер

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Откуда дует ветер Раз вы держите в руках эту книжку - значит, хотя бы краем уха слышали об НЛП.О том, что это расшифровывается, как «нейролингвистическое программирование».О том, что придумали эту штуку Бэндлер (не путать с Бендером) с Гриндером, а потом веселая дама

396. Я не выкину сигарету, т. к. не я виноват, что ветер дует в Вашу сторону

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

396. Я не выкину сигарету, т. к. не я виноват, что ветер дует в Вашу сторону Намерение: Вы хотите докурить? Можете хотя бы отойти.Переопределение: может, Вы и не специально, но…Разделение: но отойти Вы можете. Там и выбросите.Объединение: много людей курят, но делают это

завтра_98 С КАВКАЗА ДУЕТ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

Из книги Газета Завтра 215 (2 1998) автора Завтра Газета

завтра_98 С КАВКАЗА ДУЕТ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН Министр Куликов пригрозил, что поднимет эскадрилью и станет бомбить гадюшники на территории отпавшей Чечни, где размножаются убийцы. Выползают в Дагестан, в Ставрополье. Жгут русские танки. Стреляют в солдат и милицию. Воруют

автора Лопухин Александр

25. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? 26. Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? 27. Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Слова

14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. На возражение фарисеев Христос отвечает, во-первых, что Он может свидетельствовать о Самом Себе, как

«Будем молчать - станем рабами!»
Уважаемый Александр Лапин, читаю ваши публикации в рубрике «Русский вопрос» систематически.
Меня до глубины души возмутила статья А.С. Лебедева «Пора снимать этот «сериал» с экрана». Судя по высказываниям этого человека, ему никогда не понять, что вопрос о русских в России давным-давно назрел и никто, кроме писателя и журналиста Александра Лапина, так проникновенно, с болью не поднимает проблему русских в России. Ведь оказалось, что мы на своей родной земле не хозяева. Все выгодное куплено, схвачено ушлыми приезжими дельцами. Воруют, бьют, убивают, насилуют. А вы посмотрите, что они творят на рынках! У нас ОНИ хозяева. Нагло, смело устанавливают свои правила. А наш русский, простой, доброй души человек, привезя на продажу свою картошку, свеклу, просит у этого иностранца (а я уверена, что у них нет никаких прав на проживание в России или такое право куплено) разрешения встать со своей продукцией, которую он сам, своим трудом, вырастил, а не перекупил, как эти дельцы. Больно смотреть на такую ситуацию.
И если мы будем молчать об этом (как советует А.С. Лебедев закрыть «Русский вопрос»), то все превратимся в их рабов. Многие уже превратились, вкалывая у чужаков за гроши.
Возмущает, куда смотрят организации, которым дано право наводить порядок в городах на родной земле. Или они давно продались этим иностранцам, и поэтому те так распоясались, смело, нагло ведут себя на российской земле? А где же боль за свою Родину? За русский народ? Или деньги затмили совесть?
Чужаки чувствуют себя хозяевами. Сколько можно молчать, терпеть? И кто нас защитит в нашем доме? До каких пор мы, русские, будем допускать вседозволенность пришельцев на своей родной земле?
Я дважды перечитала статью А.С. Лебедева, вдумываясь в каждое слово. Много в ней и правильных высказываний о России и нас, русских. Но я категорически не согласна с ним по вопросу о прекращении вашей рубрики в любимой мною газете. Желательно бы и А.С. Лебедеву присоединиться и поддержать А. Лапина в «Русском вопросе»: как и каким способом изменить такую больную ситуацию?
Спасибо вам, А. Лапин, за прекрасные, важные и нужные сейчас статьи. Читаю, и сердце болит за Россию, за россиян. А ведь навести порядок в этом вопросе элементарно и просто.
Продолжайте рубрику «Русский вопрос»! Ждем каждый выпуск газеты. Спасибо вам.
Валентина Ивановна ПОЛЯКОВА.

«Живите в мире!»
Здравствуйте, Александр. Пишу вам второй раз, большое спасибо за присланные книги. С удовольствием читаю ваши статьи и полностью соглашаюсь с тем, о чем вы говорите.
Мне 70 лет. Жизнь, как говорится, прожита, и то, о чем я хочу сказать, может, некоторым будет и неинтересно, ведь время идет, мир и люди меняются. Я сейчас часто слышу: «Не надо ворошить прошлое». Или: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Однако имеется у этой пословицы и такое окончание: «А кто забудет - тому два». Ведь тот, кто не знает и не помнит прошлого, не оценит и настоящего, я так думаю.
Все знают: война - это чудовище, где бы она ни была. Это разруха, гибель людей, покалеченные жизни. О войне много написано книг, снято фильмов. Но мы, еще живые, видели все это своими глазами и кое о чем можем пока рассказать.
Идут десятилетия и безвозвратно слизывают рубцы и язвы прошлого. Но память стереть невозможно. Часто думаю: ну какой нормальный человек добровольно пойдет убивать другого человека без всякой причины? Это может сделать только безумец. Очень жаль, что на земле иногда рождаются такие безумцы, которые потом по своему убеждению вовлекают целые народы в кровопролитие, заставляя уничтожать друг друга.
Сегодня я смотрю телевизор и вижу, что опять в мире неспокойно. Кое-кто хочет развязать большую войну. Очень страшно за детей наших и внуков, а у меня уже и правнуки.
Хочу пожелать будущему поколению главного: жить в мире, согласии, верить в добро, любить Родину, растить своих детей. И чтобы люди навсегда забыли слово «война».
С большим к вам
уважением Нина Владимировна ГУРКИНА.

«Начинать надо с себя»
Здравствуйте, уважаемый А. Лапин!
С огромным интересом читаю вашу рубрику «Русский вопрос», так как мне небезразлично то, что творится вокруг.
Полностью разделяю ваше мнение, что «необходимо возрождение веры, потому что только с верой в Бога может подняться Россия, другого варианта просто нет».
Но у многих читателей может возникнуть вопрос: для чего Бог (он же Всемогущий, Вездесущий, Всевидящий, Всесильный) допускает такую несправедливость?
Например, огромную пропасть между нищими и сверхбогатыми, столько зла, жестокости, насилия по всей земле?
Если свято верить в Премудрость Божию, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Библия, Рим., гл. 8, стих 28), то приходит вывод, что большая часть человечества на земле нарушает Закон Божий, который гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Библия, Лук. 10, 27).
Если смотреть на все, а главное на себя, с такой позиции, то всем нам, «несчастным», надо начинать с себя, то есть устремиться всем своим существом к Всевышнему и возрастать в любви!
Живой Бог (без идолов) откроет такие перспективы, что нам и не снилось!
Но для этого необходимо очищать сердце постоянно и неустанно, «ибо чистые сердцем Бога узрят, ибо миротворцы будут наречены сынами Божиими» (Библия, Мф., гл. 5, 8, 9).
Прошу вас, Александр (для вашего же блага), не отходите от позиции глубоко верующего человека. И пусть ваши статьи в рубрике «Русский вопрос» создают у читателей положительную ауру! Благоговенье, радость, счастье, мир, покой, любовь, веру, надежду!
Благодарный читатель Л. А. ШВЕЦ.


Куда ветер дует Пренебр. Непостоянный в своих мнениях, решениях и ненадёжный человек. - Остальные ещё хуже: два пепеэсовца, сионист и трое - куда ветер дует (Н. Островский. Рождённые бурей).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Куда ветер дует" в других словарях:

    куда ветер дует - хамелеон, держит нос по ветру, флюгер Словарь русских синонимов. куда ветер дует сущ., кол во синонимов: 4 держит нос по ветру (5) … Словарь синонимов

    Куда ветер дует, [туда и его несёт] - Народн. Неодобр. О легкомысленном, непостоянном человеке. Жиг. 1969, 212; ФСРЯ, 62; Ф 1, 58 …

    смотревший куда ветер дует Словарь синонимов

    шедший куда ветер дует - прил., кол во синонимов: 4 державший нос по ветру (8) подыгрывавшийся (10) … Словарь синонимов

    пойти куда ветер дует - держать нос по ветру, приспосабливаться, смотреть куда ветер дует, подыгрываться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Жить КУДА ВЕТЕР ДУЕТ. Разг. Пренебр. Жить как придётся. Жил в нашей волости бобылёк один. Тушкой звали, захудящий мужичонка, пустой: жил пером, туда сюда, куда ветер дует ни работник, ни бездельник (М. Горький. В людях) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Знать, откуда (куда) ветер дует - Разг. Ирон. Иметь исключительное чутье на изменение обстановки, обстоятельств и быстро (часто угодливо и лицемерно) к ним приспосабливаться. БМС 1998, 79; ШЗФ 2001, 84; ЗС 1996, 67; Глухов 1988, 78 … Большой словарь русских поговорок

    Пск. Неодобр. Приспосабливаться к кому л., к чему л. СПП 2001, 21 … Большой словарь русских поговорок

    Куда ветер веет, туда я и хинуся - Смол. Неодобр. То же, что Куда ветер дует, [туда и его несёт]. /i> Хинуться клониться. ССГ 11, 42 … Большой словарь русских поговорок

    Откуда ветер дует, туда и он клонится - Народн. Неодобр. То же, что куда ветер дует, [туда и его несет]. Жиг. 1969, 202 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Ветер перемен Купить за 63 руб аудиокнига
  • Ветер перемен , Олег Рой. «…Тогда, в конце восьмидесятых, Роман, как и все вокруг, с нетерпением ждал перемен и наивно верил, что перемены могут быть только к лучшему. Сейчас-то, спустя почти четверть века, он…

Откуда берется ветер : опыты, познавательные рассказы, речевые упражнения, мультфильмы для детей. Логические задачи Льва Николаевича Толстого для детей о ветре.

Сегодня Вы узнаете с помощью занимательных опытов, откуда берется ветер, а также познакомитесь с тем, как отвечал на этот вопрос детям в 1875 году Л.Н. Толстой. Продолжение будет в следующей статье!

Откуда берется ветер: опыты для малышей

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Веер (для детей 4-5 лет)

Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую» (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос «Почему бывает ветер». А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше — школьного возраста.

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

Вертушка делается из бумаги, плотной фольги или листа тонкого пластика (папка, подарочная упаковка или бумага). Как ее можно сделать, Вы увидите в видеоролике.
http://youtu.be/YtnQqLNh1D0

А это схема изготовления вертушки.

Опыт «Ветер в пустыне»

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы. Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!

Такой прием работы я называю «наглядный результат речи». Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла — зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений, ох как нужен и в школе, и в жизни!

Как знакомили детей с ветром в 19 веке

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух - нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, - тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом - теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?». О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.

Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми Вы можете прочитать в рубрике :

1) Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки