ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

















Наталья Вольская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему «Деревья и кустарники»

Конспект НОД

«Ознакомление с окружающим и развитие речи »

на тему : «Деревья и кустарники »

подготовительная группа

Цель : закреплять знания о деревьях и кустарниках .

Задачи :

- образовательные задачи : уточнить и систематизировать

знания детей о разных видах деревьев и кустарников ;

формировать умение образовывать прилагательные от

существительных.

- обучающие задачи : дифференцировать понятия : «дерево » «кустарник » .

Коррекционно-развивающие задачи : закреплять умение

образовывать и употреблять относительные прилагательные

(от названий деревьев : клён – кленовый, дуб – дубовый, берёза –

берёзовый и т. д.); способствовать обогащению словаря по теме;

устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать,

делать вывод (сравнивать деревья и кусты , деревья между собой );

развивать понятие обобщения ; развивать наблюдательность .

- воспитательные задачи : воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе.

4. Материал, оборудование :

демонстрационный и раздаточный материал с изображением деревьев и кустарников , игра-лабиринт : «Чей лист?»

5. Пропедевтическая работа :

Наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице ,

за их изменением в природе;

Рассматривание деревьев в парке – узнавание их;

- беседа : «Деревья нашего двора » .

Чтение рассказов, стихов о деревьях :

Л. Н. Толстой «Дуб и орешник» ,

А. Богдарин «Ель» ,

П. Воронько «Липка» ,

Ф. Петров «Калинонька» ,

Ю. Ефремов «Сосна» ,

З. Александрова «Белая черёмуха» ,

С. Коган «Клён» ,

Л. Соловьёва «Рябина» ,

А. Прокофьев «Берёза» ,

Разучивание загадок, считалок о деревьях ;

Рассматривание иллюстраций;

Проведение словесно-дидактических игр : «Раз, два, три к названному дереву беги » , «Чей лист?» , «Четвёртый лишний» ,

«Узнай по описанию» , «Назови ласково» ;

Упражнения на развитие речевого дыхания : «Дует ветер в лесу» ;

Упражнение на развитие слухового внимания : «Что шуршит?»

Словарная работа : корень, кора, крона, почки.

Ход занятия:

Вводная часть.

Звучит музыка : шум леса, пение птиц.

Воспитатель : Царство растений земли делится на три государства. Я вам загадаю загадки, а отгадки будут названиями этих государств.

1 Много рук, а нога одна.

Воспитатель : Правильно, первое государство – Деревья

2 Я на дерево похож , да не дерево : у него один ствол, да большой, а у меня

много, да маленьких.

Воспитатель : Правильно, второе государство – Кустарники , а третье государство – это Растения.

Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о двух государствах : Деревьев и Кустарников .

Внимательно рассмотрите картины на доске и назовите различия в строении

деревьев и кустарников .

Воспитатель : Что общего в строении есть у деревьев и у кустарников ?

Воспитатель : Какие деревья вы знаете ? Назовите их.

Воспитатель : Какое дерево по величине ?

Воспитатель : Где чаще всего растут деревья ?

Воспитатель : Из каких частей состоит?

Воспитатель : Как изменяется в разные времена года?

Воспитатель : Какую пользу дерево может принести людям?

Воспитатель : Почему люди сажают деревья в городе ?

Воспитатель : Назовите кустарники , которые вы

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Качает деревцо .

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше , выше.

Воспитатель : Ребята! Перед вами на столе лежат картинки. Рассмотрите их.

Дидактическая игра «Узнай, куст или

дерево

Воспитатель : Что это, дерево или куст ?

Воспитатель : Как ты догадался?

Воспитатель : Как называется дерево (куст ?

Дидактическая игра «Чей лист?»

Заключительная часть

Обобщающая деятельность детей.

Публикации по теме:

ЦЕЛЬ: познакомить детей с насекомыми ЗАДАЧИ: Развивать зрительную память, внимание. Воспитывать чувство заботы о живой природе. Обучать.

Дата: 05.05.2014 (вторник) Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Утро НОД I прогулка Проблемная.

Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие ___ Четверг.

Календарное планирование в средней группе «Осень. Деревья и кустарники» Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Понедельник.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по лесу. Деревья и кустарники» для подготовительной группы Цели: Развитие речи: Продолжать учить детей - работать над тексом, понимать содержание, отвечать на вопросы; - учить составлять небольшие.

Конспект НОД «Деревья и кустарники» в соответствии с ФГОС ДО КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с детьми пятого года жизни Тема: «Кустарники и деревья» Разработала:.

Интегрированное занятие

по ознакомлению с природой и развитию речи (старшая группа)

Деревья и кустарники

Программное содержание.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. Развивающие задачи: уточнять и закреплять знания о деревьях и кустарниках. Обучающие задачи: упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.

Материалы. Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников. Листья и плоды деревьев и кустарников. Игрушка - Старичок-лесовичок.

Ход занятия

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок-лесовичок! Старичок-лесовичок.

По лесу хожу,

За порядком слежу.

Деревьям помогаю.

Ягодами угощаю.

Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

Дети. Это лес!

Старичок-лесовичок. Отправляемся в путь! (Звучит музыка.) Вот мы и пришли. Отгадайте имена лесных жильцов.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

Молодцы, верно! Попробуем еще.

Они до небес

Хотят дорасти,

Небо ветвями

Хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода. (Сосна)

А знаете ли вы еще одно очень интересное дерево, оно летом все в иголках, а зимой уже без них. (Лиственница.) Как называются леса, в которых растут эти деревья? (Хвойные.) А почему? (Вместо листьев у них хвоя.) А как назвать одну? (Хвоинка.)

Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Воспитатель. А как вы догадались? Чем каждой весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А что можно сделать из древесины? (Мебель, фанеру, из бересты плетут лапти, корзины, сумки.) А что применяют в медицине? (Почки.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением липы.) А это дерево так о себе рассказывает:

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой,

Не ломай меня.

Зацвету я летом

Медоносным цветом,

Береги меня.

Какого цвета у липы ствол? (Черный.) А листочки перед дождем прикрывают цветки. Из древесины умельцы делают различные поделки. А чем полезна липа для медиков, кто знает? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды, пчелы нам дарят липовый мед.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением рябины.)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

Чем же полезна рябина? (Ее ягоды - корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот.) Из рябины варят варенье, значит, оно какое? (Рябиновое.) А если сварят джем, то он какой? (Рябиновый.) Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением ивы.)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит -

Никому не говорит.

(Ива)

Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускающиеся вниз, даже ствола не видно. А какие листья у ивы? (Ответы детей.) Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением осины.) Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево. Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что это за дерево? (Ответы детей.)

Старичок-лесовичок. Можно я загадку загадаю?

Летом снег!

Просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

(Тополиный пух)

Воспитатель. Посмотрите, какой у тополя сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.

Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением клена и показывает семена-крылатки.

Воспитатель. А какое это дерево? Как вы узнали? Какой формы листья у клена? (Ответы детей.) Отгадайте еще одну загадку.

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут -

Береток не найдут.

(Желуди)

Педагог показывает иллюстрацию с изображением дуба.

Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба.) Кто видел это дерево и может описать его и его листья?

Дети описывают дуб. Затем педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением вяза.

Воспитатель.

Эх, р-раз, эх, два!

Колет старший брат дрова.

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз -

Не расколешь вязкий вяз.

Почему же это дерево вязом называется? А какие листочки у вяза? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением вербы.)

Белые овечки

Бегают по свечке.

Воспитатель. Кто из вас видел, как цветет верба? Расскажите. (Ответы детей.)

Старичок-лесовичок. Можно я с ребятами поиграю? Я по группе расставил иллюстрации с изображением деревьев, а вам даю листочки. Найдите, с какого дерева эти листочки. А вот вам детки, найдите, с какого дерева эти детки.

Проводится игра «С какой ветки детки». Дети относят листья к соответствующим деревьям.

Старичок-лесовичок. Скажите, у каких деревьев бывают сережки? (У березы, тополя, осины.) У какого дерева черный ствол? (У липы.) У какого дерева зеленовато-лиловый ствол? (У осины.) У какого дерева белый ствол? (У березы.) Весной мы пьем сок какого дерева? (Березы.) У какого дерева семена-крылатки? (У клена.) Посмотрите, какая большая поляна, она приглашает нас потанцевать.

Проводится физкультминутка. Затем педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением орешника.

Воспитатель. Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников!

Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты.

Не в бумажке, а в скорлупке -

Берегите, дети, зубки!

Кто может описать листья орешника? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением шиповника.)

Вот шиповника цветы -

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие.

А что вы знаете о шиповнике? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением калины.)

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка?

(Калина)

Ягоды у калины красные, горькие, но лекарственные. Посмотрите, это боярышник (показывает иллюстрацию), листья у него резные, густо покрывают ветки. Плоды сидят пучками по десять-двадцать ягодок, красные и довольно вкусные. Но если протянешь за ними руку, то можешь уколоться. Колючки длинные и очень острые. (Показывает иллюстрацию с изображением акации). Скажите, из плодов какого кустарника вы летом делаете свистульки? А как цветет акация? (Желтыми, приятно пахнущими цветами.) (Показывает иллюстрацию с изображением сирени.) Расскажите, что вы знаете об этом кустарнике. (Ответы детей.) (Показывает иллюстрацию с изображением жасмина.) Посмотрите, какой красивый кустарник. Как красиво он цветет! Сухие цветы жасмина делают чай очень ароматным. Живя летом в деревне или на даче, вы собираете с кустарников ягоды.

Низок, да колюч,

Сладок, да пахуч.

Ягоду сорвешь -

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Три сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая белеет,

А третья чернеет.

(смородина)

Красненька матрёшка,

Беленько сердечко.

(Малина)

Наварит мама или бабушка вам варенье из малины, и вы его едите. Какое оно? (Малиновое.) Из смородины? (Смородиновое.) А сварят вам компот из малины, значит, он какой? (Малиновый.) А из смородины? (Смородиновый.) Что можно делать с ягодами? (Варить, мыть, сушить, тереть, давить, есть, мять, срывать, толочь, перекручивать.) Какой из кустарников вам понравился, о каком из них вы хотите рассказать? (Ответы детей.)

Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? Какие хвойные деревья вы видели? (Ответы детей.) А если пришли в лес и там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (Лиственный.) Какие лиственные деревья вы видели? Пришли вы в лес, а там и лиственные деревья, и хвойные. Как такой лес назвать? (Смешанный.) Что общего в строении есть и у деревьев, и у кустарников? (Корень.) Назовите различия в строении деревьев и кустарников. (У дерева один ствол, а у кустарников их несколько, кустарники ниже деревьев.)

Старичок-лесовичок. А знаете ли вы, как называют лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор.) А если одни березы? (Березовая роща.) А если одни дубы? (Дубрава.) В парках люди сажают с двух сторон аллеи одинаковые деревья. Если посажены березы, то это какая аллея? (Березовая.) Если тополя, то это какая аллея? (Тополиная.)

Воспитатель. В березовой роще много каких деревьев? (Берез.) В дубраве много... (Дубов.) В сосновом бору много... (Сосен.) На тополиной аллее посажено много... (Тополей.) На кленовой аллее растет много... (Кленов.) На липовой аллее растет много... (Лип.)

Старичок-лесовичок. Много вы знаете, ребята, но вам пора возвращаться в детский сад. На прощание я вам расскажу одну историю.

Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли, лет через сто этого места было не узнать: вместо пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный - резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц - любителей рябиновых ягод. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали, оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод нападало в почву, из них вырастали молодые рябины. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше... И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

До свидания, ребята. Добро пожаловать в мой лес!

Дополнительный материал

Сказка о крылатках

Крылатки - семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от дождя, к концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крылышко. Крылатки висели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее.

«Я полечу вон к той веранде,- говорила одна крылатка,- где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести».

«А я,-мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки, вырасту большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мною. А в жару я их от солнца укрою своей пышной листвою...»

Наступила осень, мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: «Детки мои милые. Скоро настанут для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее на землю вместе с братьями-листьями. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшей листвой, а придет зима, накроет вас снегом пушистым. Будет еще теплее, так вы зиму и перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клены».

Послушные у мамы-клена детки-крылатки, дунул ветер, и полетели они в разные стороны, замахали на прощание маме-клену своими крылышками.

Одежда для почек

Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала им: «Милые вы мои малыши-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы смогли весной распуститься листьями». «Мы готовы», - ответили почки. И дерево дало им теплую зимнюю одежду.

Только это были не шапочки, не шубки, не валенки. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза, одевшись в новую зимнюю одежду, малыши-почки поблагодарили маму-дерево: «Спасибо, дорогая мамочка, нам теперь очень тепло, и мы обязательно доживем до весны».

День рождения елочки

Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.

Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?

И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом - все одним цветом».

Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»

Я - клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые, пятилопастные. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет - маленькие вертолетики, это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.

Я - осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение - сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.

Я - дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди - мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.

Я - тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения - сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.

Я - липка

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой.

Медоносным цветом

Зацвету я летом.

Из цветочков вырастут плоды - орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Я - рябина. Про меня говорят:

Уж клич отзвенел журавлиный,

Давно осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Все так же свисая горят.

Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.

Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень

полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.

Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.

Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной - мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом - одним цветом.

Рябина

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Первый снег ложится.

Ива

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова

Береза

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото - сережки,

С расплетенною косой

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит.

Орех

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пестрая придет -

На зубок он попадет.

Рябина

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она горчит.

Толи это ягодка

Просто не дозрела,

Толь рябина хитрая

Подшутить хотела.

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару..

Дайте осинке

Пальто и ботинки -

Надо погреться

Бедной осинке.

Береза

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную.


Мария Муравьёва

Виды детской деятельности :игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкальная,восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели :Способствовать развитию мышления,познавательного интереса,воображения;воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни;закрепить знания о понятиях "дерево","кустарник","травы",о многообразии размеров,форм.

Возможные достижения ребенка :активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками;с интересом разгадывает загадки;поддерживает беседу,высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование :картинки с изображением кустарников и трав. Плакат с изображением деревьев,листья настоящих деревьев и кустарников.

Музакальное сопровождение:Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. (с андройд)

1. Организационный момент.

Воспитатель включает русскую народную песню"Во поле береза стояла".На доске висит плакат с деревьями,картинки с кустарниками и травами.


Ребята,послушайте русскую народную песню "Во поле береза стояла".О чем эта песня (о березе)

Что такое береза (дерево)

Посмотрите на плакат и на картинки на доске. Как одним словом можно назвать эти объекты окружающего мира (растения)

Что вы видите?На какие группы можно разделить все растения (деревья,кустарники,травы)Называем вместе знакомые деревья,кустарники,травы (дети могут выходить к доске и указкой показывать знакомые растения).

Сегодня мы обобщим все полученные знания,узнаем о растениях нашего двора.

2. Отгадывание загадок.

Показываем картинки,после того,как дети отгадывают загадку.

Город этот не простой,

он дремучий и густой.

Дышит,растет,а ходить не может (растение)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

Гибкими ветвями

Склонилась над водой,

любуется собой?

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Посмотрите на изображения,чтообщего у этих растений (лиственные деревья)

Назовите общие признаки лиственных деревьев (ответы детей)

Отгадав следующую загадку,вы назовете,какие еще бывают деревья. Под Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой,провесили игрушки (ель)

Какие же еще бывают деревья (хвойные)

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных (дети отвечают)

Назовите общие признаки хвойных деревьев (ответы детей)

3. Игра "Что лишнее".

Показываем картинкис изображением:

берёза,дуб,малина;

сосна,можжевельник,ель

Какое растение лишнее?Почему (малина,можжевельник)

4. Рассказ о можжевельнике.

Можжевеловых лесов на земном шаре осталось так мало, что вырубать их – преступление. Люди очень обижают это растение. Так уж, к сожалению, повелось: чем исправнее и безотказней служит человеку растение, тем безжалостнее им уничтожается.

Можжевельник - родственник кипариса. Он любит расти на каменистой почве, на склонах гор. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел». Распростертые ветви можжевельника покрыты очень колючими иглами. Зато хвоя можжевельника мягка на ощупь. Есть у можжевельника шишкоягоды, в зрелом состоянии они черные. Кора на старых деревьях растрескивается и отслаивается лентами.

Под можжевеловыми деревьями хорошо живется грибам боровикам, душистой землянике. Живет можжевельник очень долго, иногда 1000 лет. Расселяется по свету семенами, которые разносят вместе с пометом звери и птицы. Очень любят они можжевеловые шишкоягоды. Особенно мыши, лисы, куропатки, снегири, свиристели, дрозды.

Очень хороша древесина у можжевельника. Делали из нее люди бочки, посуду, игрушки, сундуки, дощечки с буквами, по которым дети учились читать в давние времена. В наше время из древесины можжевельника делают сувениры – поделки для украшения дома, на память.

Можжевельник очищает и воздух. Причем делает это очень хорошо: одно дерево может очистить воздух на территории нашего детского сада. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах. Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто. И поэтому, где бы вы ни встретили это дерево, пожалейте его, не обижайте.

Ребята,что вы узнали о можжевельнике (ответы детей)

5. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили (ответы детей)

Что нового вы узнали (ответы детей)

Молодцы!

Публикации по теме:

Деревья и кустарники (игры для детей старшей и подготовительной группы на распознавание деревьев и кустарников) Игра «Березовый, еловый, сосновый дом» Содержание знаний: знать и правильно называть большое количество деревьев и кустарников. Формирование.

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Конспект НОД по природному миру во второй младшей группе «Деревья и кустарники на нашем участке» Образовательная ситуация "Деревья и кустарники на нашем участке" Задачи - : - учить различать деревья и кустарники, находить сходства и.

Конспект образовательной деятельности «Деревья и кустарники» Конспект занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Тема: «Деревья и кустарники» Цель: Создание социальной ситуации.

Цель: Познакомить детей с цветением деревьев и кустарников. Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев.

Конспект
НОД
для детей средне-старшей группы.
Тема: «Деревья и кустарники».

Тема: «Деревья и кустарники».

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи: учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); учить схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».

1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)
Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

2. Чтение схем.
Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Почему?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?

У меня иголки
Длиннее, чем у елки.Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

Дети соглашаются помочь Буратино.

Эта схема подходит дереву.
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Эта схема подходит кустарнику.
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.
У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.

Под схему «дерево».

Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.