Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, небо) Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однако пассивный орган тоже принимается во внимание. По участию активного органа согласные делятся на губные, язычные,заязычные. 1.Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на губно-губные (билабиальные): [п], [б] губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф]. 2.Язычные согласные делятся на переднеязычные,среднеязычные,заднеязычные. переднеязычные: межзубные,зубные]; гингивальные; альвеолярные нёбные. Классификация переднеязычных согласных дорсальные– в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные;апикальные - артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;ретрофлексные – кончик языка загнут назад;по пассивному органу – передненёбные.Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальныеЗаднеязычные согласные по пассивному органу могут быть: средненебные. 3. Заязычные согласные 1) Язычковые 2) Глоточные -бывают щелевые и смычные3) Гортанные, 4)смычный гортанный.По отсутствию воздушной струи всем остальным согласным противопоставлены щелкающие.
6.Классификация согласных звуков по способу образования.
В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:смычка,щель.
Щелевые – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате (В,Ф)
Смычные – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка(Б,П)
Выделяются типы согласных,отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные).
Взрывные– согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:[б]П
Взрывные согласные – это разновидность смычных.
Аффрикаты – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель: [тˆс] Носовые -согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:[м], [н], Боковые – согласные, приобразовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами: [л], Дрожащие– согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок [р].
Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки. Щелевые, носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки. Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными. Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], [R]), а также щелевые [j] и[w] являются сонантами.
7 .Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.
При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных:слабые исильные.
7. Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.
При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных: слабые и сильные.
По уровню шума:
а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха.
б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).
а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;
б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др
По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже естьпары по звонкости/глухости: [р] – , [л] – . Глухие сонорные появляются на конце слов после глухихсогласных;
По твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. Приобразовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.
Все согласные русского литературного языка классифицируются по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума; 2) по месту образования шума, т. е. по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух; 3) по способу образования шума, т. е. по способу преодоления преграды; 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, ср. лат. palatum «мягкое нёбо»). Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.
По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся [р], [л], [н], [м] И [р’]. [л*], [н’1, [м’]gt; [j],
ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в со- пррвождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только щумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются). Звонкие шумные русского литературного языка - это [б], [б’], [в], [в’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ж’] , [г], [г’], а глухие шумные - In], [п’], [ф], [ф’І, [т], [т’І, [сі, [с’], [ш], [ш’1, [ц], [ч’], [к], [к’], [х], [х’1.
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи - губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных - язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным - верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу,- и в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные, губные и язычные согласные делятся на ряд бЬлее мелких групп.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные. Первые образуются смыканием нижней губы с верхней - к ним относятся [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; вторые образуются сближением нижней губы с верхними зубами - к ним относятся [ф], [ф’1 и [в], [в’].
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - выполняет активную роль при образовании звука. При этом переднеязычные согласные делятся на две группы в зависимости от того, поднимается ли передняя часть языка к верхним зубам или к альвеолам,- на зубные и нёбно-зубные. К переднеязычным зубным согласным, при образовании которых передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами, относятся [т], 1т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [нЧ, [л], [л’], к переднеязычным нёбно-зубным, образуемым более верхним подъемом передней части языка к нёбу и созданием преграды в области альвеол, относятся [ш], [ж], [Ш’ї, [жЧ, [чЧ, [р], [рЧ.
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёб- н ы м, т. е. образуемым поднятием средней части языка к среднему нёбу, в русском языке является согласный [j].
Заднеязычными, по пассивному органу задненёбными, которые образуются преградой в результате сближения задней части языка с мягким нёбом, являются [к], [к’], [г], [г’], [х], [хЧ.
По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты, смычно-проходные и дрожащие.
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся [п], [пЧ, [б], [б’], [т], [т’], [д], [дЧ, [к], [к’], [г], [г’].
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в"результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются [ф], [ф*], [в], [в’], [с], [с’], [з], [зЧ, [ш], [ж], [ш’], [Ж’], [j], [х], [х’1.
Аффрикаты - это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания ^органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных. В русском литературном языке есть две аффрикаты - [ц] и [чЧ.
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и ртовые (или боковые). К но-
совым смычно-проходным относятся [н], [н’], [м], [м’]; К р Т о- в ы м, или боковым,- [л], [л*].
Наконец, дрожащими (или вибрантами), к которым в русском языке относятся [р] и [р’], являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует).
По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие, различие между которыми заключается в том, что у мягких согласных к основной артикуляции органов речи добавляется дополнительная, так называемая «йотовая» артикуляция, т.е. основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией, свойственной согласному [j]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции. Мягкими в русском литературном языке являются согласные [п’і, [б’і, [ф’і, [в’і, [м’і, [т’і, [д’І, [с’і, [з’і, [ш’і"Г Іж’1, [ч’і, [н’і, [л’і, [р’і, [к’і, [г’і, [х’і; остальные согласные - твердые. Мягкие согласные, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [j], у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.
Таким образом, каждый согласный русского литературного языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например, [бJ - звонкий шумный, губно-губной, смычный, твердый; [л’] - сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, мягкий и т. д. В таблице состав"согласных русского языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде (см. с. 115).
Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.
Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой - [ш:" ч"]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).
Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть - о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).
Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под иг рой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.
В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий , мя´[г]ок мягок - мя´[х"к"]ий мягкий , где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.
Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.
Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:
стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый , т.е. [т"] // ;
стн: мéс[т]о места
- мéсный местный
, т.е. [т] // ;
здн: уéз[д]а уезда
- уéзный уéздный
, т.е.[д] // ;
здц: уз[д]á узда - под узцы´ под уздцы , т.е. [д] // ;
голлáн[д"]ец голландец - голлáнцы голландцы , т.е. [д"] // ;
рдц: сер[д"]éчко сердечко - сéрце сердце, т.е. [д"] // ;
рдч: сер[д"]éчко сердечко - сéрчишко сердчишко , т.е. [д"] // ;
лнц: сó[л]нышко солнышко - сóнце солнце , т.е. [л] // .
Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маи´] мои , т.е. [j] // .
Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой , т.к. есть [с] игрой с игрой . Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.
Согласные, одинаковые по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости и способу образования, могут отличаться друг от друга местом образования преграды, которую при произнесении звука преодолевает воздушный поток. Например, как [п], так и [к] - глухой, твёрдый,
смычно-взрывной согласный, но разница между ними легко ощутима, потому что при образовании [п] воздух взрывает преграду в виде сомкнутых губ, а при образовании [к] - в виде смычки задней части языка и задней части нёба.
При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.
Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя).
А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).
Поэтому, определяя место образования преграды, мы даем звуку не одну, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.
Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, согласные делятся на губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] [ф], [ф’], [в], [в’] и язычные [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [л], [л"], [н], [н’] [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’] [j] [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’] [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], язычные, среднеязычные - [j] и зычные,
заднеязычные - [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].
Затем к характеристике звука по активному органу добавляется характеристика по пассивному, которым, как уже было сказано, могут быть либо верхняя губа, либо зубы, либо нёбо.
Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:
- губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
- губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];
- язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];
- язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];
- язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j];
- язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].
Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненёбный. Благодаря тому, что при их образовании воздух преодолевает препятствия, образованные различными
органами, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые такие слова, как, например, хан и сан.
Но в то же время есть звуки, которые при определенных условиях могут изменить место образования, уподобляясь по этому признаку
другому звуку. Так, звуки [с] и [ш] (твёрдые, глухие, щелевые), а также [з] и [ж] (твёрдые, звонкие, щелевые) очень близки друг другу по
месту образования: [с] и [з] - язычные, переднеязычные, зубные, а [ш] и [ж] - язычные, переднеязычные, нёбные. Поэтому при их соседстве возникает явление ассимиляции, т.е. уподобления одного звука другому. Оказавшись перед [ш], звук [с] уподобляется ему по месту образования и, естественно, совпадает с ним по звучанию: сошью [сашjу] - сшила [ш:ыла]. То же самое происходит и со звуками [з] и [ж] (визгливый [в’изгл’ивъj] - визжит [в’ижж:ыт]). В результате таких совпадений могут возникнуть близкие по звучанию слова: сшила [ш:ыла] - шила [шыла] платье - нет шила [шыла]. В других позициях только различие по месту образования между [ш] (средненёбный) и [с] (передненёбный), [ж] (средненёбный) и [з] (передненёбный) несет смыслоразличительную функцию, что становится определяющим, если все другие звуки в словах совпадают (жир [жыр] - сыр [сыр]).
Рецензент
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы
и языкознания Института русской филологии ТГУ имени Г.Р. Державина
Л.И. Дмитриева
М74 | Моисеева Л.С. Фонетика. Фонология. Орфоэпия: учеб.-метод. пособие для самост. работы студентов-иностранцев / Л.С. Моисеева; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 57 с. Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме подготовки филолога, способного самостоятельно оценивать прогрессивность и научность различных подходов в лингвистике, и адресовано иностранным студентам, изучающим русский язык на продвинутом этапе. Предназначено как для самостоятельной работы иностранных учащихся по совершенствованию собственной речевой культуры, так и для аудиторной работы в коллективе студентов-стажеров. УДК 482.(075.8) ББК 81.2Рус-923 | |
Ó ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2010 | ||
|
Предисловие ………………………………………………….. | |
1. Фонетика …………………………………………………... | |
1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка | |
1.2. Характеристика звуков по месту и способу образования | |
1.2.1. Характеристика гласных по месту образования | |
1.2.2. Характеристика согласных по месту и способу образования …………………………………………… | |
1.3. Характеристика согласных по признаку «твердости-мягкости» ……………………………………………… | |
1.4. Задания с комментариями …………………………….. | |
2. Фонология | |
2.1. Фонетика и фонология как самостоятельные разделы языкознания …………………………………………… | |
2.2. Фонологические школы ………………………………. | |
2.3. Задания с комментариями …………………………….. | |
3. Орфоэпия | |
3.1. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка ……………………….. | |
3.1.1. Произносительные нормы гласных …………... | |
3.1.2. Произносительные нормы согласных ………… | |
3.1.3. Произношение сочетаний гласных и согласных | |
3.1.4. Особенности произносительной нормы в некоторых грамматических формах ……………………… | |
3.2. Вариантность орфоэпической нормы ………………... | |
3.3. Задания с комментариями …………………………….. | |
4. Тесты……………………………………………………….. | |
Литература …………………………………………………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Свободное и полное овладение языком – длительный, трудоемкий, а главное, индивидуальный процесс. Учителя могут лишь вовлечь своих учеников в этот процесс, помогая им развить уверенность в способности овладеть речью, показывая им пути, давая пояснения и советы. Немногие выучивают язык сразу; для тех же, кому он дается с трудом, учитель должен по крайней мере постараться сделать изучение языка приятным и полезным.
В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова
Самостоятельная работа в системе современного гуманитарного образования является важной и необходимой составляющей научно-исследовательской деятельности студента. Формировать и совершенствовать навыки планомерной творческой самостоятельности в научном плане необходимо на самых начальных этапах обучения. Особую значимость этот вид работы имеет в среде иностранных студентов, изучающих русский язык в университете. Освоение языка на продвинутом этапе базируется на уже имеющихся у студента знаниях и умениях, поэтому в ряде случаев нет необходимости детально рассматривать некоторые языковые факты и явления, о которых у студента имеются знания, или сложившиеся лингвистические навыки позволяют учащимся полностью самостоятельно или с помощью некоторых дополнительных сведений сделать правильные умозаключения. Поэтому мы считаем, что при обучении студента-иностранца неизбежна и в педагогическом плане полезна опора на имеющиеся знания и сформированные положительные навыки ученика. Целесообразно часть материала, уже известного учащемуся или несложного для его понимания, вынести на самостоятельное освоение.
Кроме того, выполнение предлагаемых в пособии заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому студенту, поскольку предоставляет ему возможность работать в том темпе, который свойствен изучающему язык (характерен для уровня его знаний и психофизических возможностей), позволяет постепенно овладевать навыками общения на языке и более результативно усваивать всю полученную информацию. Индивидуальный подход к каждому слушателю позволяет осуществить изучение языка в режиме самостоятельной работы при отработке навыков четкого правильного произношения и при формировании в практическом применении орфоэпической нормы.
Все это работает на хороший результат, способствует уверенному применению знаний русского языка на практике, расширению коммуникативных возможностей обучающихся в современном стремительно развивающемся мире. Практика преподавания показывает, что это оптимальный вариант овладения языком и современной речью.
С этой целью был составлен этот сборник упражнений с интересными и творческими заданиями, в которых даны комментарии; образцы, примеры анализа языковых единиц или явлений; некоторые справочные материалы в форме таблиц, схем или адаптированных научных текстов.
Цель пособия – профессионально-лингвистическая подготовка студентов-иностранцев, формирование лингвистического мышления, вооружение их теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для развития профессиональных компетенций.
Базируясь на имеющиеся у студентов-стажеров первоначальные знания о звуковом строе русского языка и сформированные умения и навыки произношения:
1) подготовить студента к восприятию научного материала о фонетической структуре и основных функциональных особенностях фонологической системы русского языка;
2) совершенствовать знания в области фонетики русского языка, отрабатывать орфоэпические навыки;
3) формировать культуру устной речи студентов через освоение основных особенностей произносительных стилей и овладение орфоэпическими нормами русского языка.
В результате выполняемой самостоятельной работы должны быть сформированы следующие компетенции:
– лингвистическая (владение основными положениями разделов «Фонетика», «Фонология», «Орфоэпия», умение пользоваться этими знаниями в работе с языковым материалом);
– языковая (практическое владение языком на уровне литературной нормы – орфоэпической);
– коммуникативная (владения разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужие высказывания).
ФОНЕТИКА
Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.
В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.
1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка
Таблица № 1
Характеристика звуков русского языка
Гласные [и], [ы], [у], [а], [э], [о] | Согласные | ||||
Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ] | Шумные (консонанты) | ||||
Звонкие [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"] | Глухие [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅" ] | ||||
Непарные глухие [ц], [ч’], [ш̅’], [х] |
Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.
Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.
Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.
Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].
Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].
В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"],
[д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].
Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).
Характеристика звуков по месту и способу образования
Похожая информация.