Среди самых необычных животных на Земле, медузы также являются одними из древнейших, с эволюционной историей, насчитывающей сотни миллионов лет. В этой статье, мы раскрываем для вас 10 основных фактов о медузах, начиная от того, как эти беспозвоночные передвигаются через толщу воду и до того, как они жалят свою добычу.

1. Медузы классифицируются, как стрекающие, или книдарии

Названные в честь греческого слова "морская крапива," книдарии являются морскими животными, характеризующиеся желеобразной структурой тела, радиальной симметрией, и стрекательными клетками "книдоцит" на щупальцах, которые буквально взрываются при захвате добычи. Существует около 10 000 видов книдарий, примерно половина из которых относятся к классу коралловые полипы, а другая половина включает гидроидных, сцифоидных и кубомедуз (группа животных, которых большинство людей называют медузами).

Стрекающие являются одними из самых древних животных на земле; корни их окаменелостей уходят почти на 600 миллионов лет назад!

2. Существует четыре основных класса медуз

Сцифоидные и кубомедузы - два класса стрекающих, включающие классических медуз; основное различие между ними заключается в том, что кубомедузы имеют кубоподобную форму колокола, и немного быстрее сцифоидных медуз. Есть, также гидроидные (большинство видов которых не проходят через стадию полипа) и staurozoa - класс медуз, которые ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь к твердой поверхности.

Все четыре класса медуз: сцифоидные, кубомедузы, гидроидные и staurozoa относятся к подтипу книдарий - medusozoa.

3. Медузы являются одними из простейших животных в мире

Что вы можете сказать о животных без центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем? По сравнению с животными, медузы чрезвычайно простые организмы, характеризующиеся главным образом волнообразными колоколами (в которых находится желудок) и щупальцами с множеством стрекательных клеток. Их почти прозрачные тела состоят всего из трех слоев наружного эпидермиса, среднего мезоглея, а внутренняя гастродерма и вода составляют 95-98 % от общего объема, по сравнению с 60 % у среднестатистического человека.

4. Медузы формируются из полипов

Как у многих животных, жизненный цикл медуз начинается с яиц, которые оплодотворяются самцами. После этого, все становится немного сложнее: то, что появляется из яйца является свободно плавающей планулой (личинкой), которая выглядит как гигантская инфузория туфелька. Затем, планула присоединяется к твердой поверхности (морское дно или скалы) и развивается в полип, напоминающий миниатюрные кораллы или актинии. Наконец, после нескольких месяцев или даже лет, полип открепляется и развивается в эфиру, которая вырастает во взрослую медузу.

5. Некоторые медузы имеют глаза

У кобомедуз есть пару десятков светочувствительных клеток в виде глазного пятна, но в отличии от других морских , некоторые их глаза имеют роговицу, линзы и сетчатку. Эти сложные глаза расположены парами по окружности колокола (один направлен вверх, а другой вниз, обеспечивая обзор 360 градусов).

Глаза используются для поиска добычи и защиты от хищников, но их основной функцией является правильная ориентация медуз в толще воды.

6. У медуз уникальный способ доставки яда

Как правило, выпускают свой яд во время укуса, но не медузы (и другие кишечнополостные), которые в процессе эволюции развили специализированные органы, называемые нематоцистами. При стимуляции щупалец медуз, в стрекательных клетках создается огромное внутреннее давление (около 900 кг на квадратный дюйм) и они буквально взрываются, прокалывая кожу несчастной жертвы, чтобы доставить тысячи крошечных доз яда. Нематоцисты настолько мощны, что могут активироваться даже тогда, когда медуза выброшена на берег или умирает.

7. Морская оса - самая опасная медуза

Большинство людей боятся ядовитых пауков и гремучих змей, но наиболее опасным для человека животным на планете может быть вид медуз - морская оса (Chironex fleckeri ). С колоколом размером с баскетбольный мяч, а также щупальцами до 3 м в длину, морская оса рыщет в водах возле Австралии и Юго-Восточной Азии, и по меньшей мере 60 человек лишилось из-за нее жизни в прошлом веке.

Незначительное прикосновение щупалец морской осы вызывает мучительную боль, а более тесный контакт с этими медузами способен убить взрослого человека за пару минут.

8. Передвижение медуз напоминает работу реактивного двигателя

Медузы оснащены гидростатическими скелетами, изобретенные эволюцией сотни миллионов лет назад. По сути, колокол медузы представляет собой заполненную жидкостью полость, окруженную круговыми мышцами, которые выпрыскивают воду в противоположном движению направлении.

Гидростатический скелет также встречается у морских звезд, червей и других беспозвоночных. Медузы могут двигаться вместе с океанскими течениями, тем самым избавив себя от лишних усилий.

9. Один из видов медуз может быть бессмертным

Как и большинство беспозвоночных животных, медузы имеют небольшую продолжительность жизни: некоторые мелкие виды живут лишь часы, в то время как самые крупные виды, например, медуза львиная грива может прожить несколько лет. Спорно, но некоторые ученые утверждает, что медузы вида Turritopsis dornii бессмертны: взрослые особи способны возвращаться к стадии полипа (см. пункт 4), и, таким образом, теоретически возможен бесконечный жизненный цикл.

К сожалению, такое поведение наблюдалась только в лабораторных условиях, и Turritopsis dornii может легко умереть многими другими способами (например, стать обедом для хищников или оказаться выброшенной на пляж).

10. Группу медуз называют "роем"

Помните сцену из мультфильма в поисках Немо, где Марлон ис Дори должны преодолеть путь через огромное скопление медуз? С научной точки зрения группа медуз, состоящая из сотен или даже тысяч отдельных особей, называется "роем". Морские биологи заметили, что большие скопления медуз наблюдаются все чаще, и могут служить индикатором загрязнения морей или глобального потепления. Рои медуз, как правило, образуются в теплой воде, а также медузы способны процветать в бескислородных морских условиях, которые не пригодны для жизни других беспозвоночных такого размера.

Доклад о медузах на биологию может быть дополнен интересными фактами о медузах. Сообщения о медузах содержит много познавательного.

Доклад на тему «Медузы»

Медуза- это беспозвоночное морское животное с прозрачным студенистым телом, по краям, снабженным щупальцами. Она низшее многоклеточное существо, относится к типу кишечнополостных . Среди них есть свободноплавающие (медузы), сидячие (полипы), прикрепленные формы (гидра).

Эти прекрасные экзотичные существа могут выжить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря и в некоторых случаях отрезанные от «большой воды» лагуны коралловых островов. Некоторые из видов любят прохладную воду, другие - тёплую, третьи обитают лишь верхних слоях, а четвёртые - только на дне.

Медузы - одиночки. Они никаким образом не передают сигналы «родственникам», даже если их течением собьёт в большую кучу.

Название им в середине 18 столетия дал Карл Линней, который заметил их сходство с персонажем древнегреческих мифов - Медузы Горгоны.

Медузы на 98 % состоят из воды, поэтому тело у него почти прозрачное, похожее на купол. А передвигается они за счёт сокращения мышц. На нижней вогнутой стороне медуз расположен ротовой стебелек. Рот ведет в глотку, которая открывается в желудок. От желудка расходятся к концам тела радиальные каналы, формирующие гастральную систему. Непереваренные остатки еды удаляются также через рот.

По краям медузы находятся щупальца. Они очень разные: есть короткие и толстые, а есть - длинные и тоненькие. Количество их колеблется от четырёх до четырехсот (число щупалец всегда кратно четырём, потому как этим животным присуща радиальная симметрия).

Щупальца строятся из содержащих ядовитые вещества стрекательных клеток и нужны для передвижения, охоты и удержания добычи.

Интересный факт о медузах : даже мертвой медуза может кусать около двух недель. Отдельные виды медуз для человека крайне опасны. К примеру, животное, которое носит имя Морская Оса, за пару минут может отравить шесть десятков людей.

Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - крошечные, не больше пары миллиметров, а есть гиганты больше 40 м (вместе со щупальцами). Cyanea - крупнейший представитель, живёт в Северной Атлантике.

У медуз нет мозга и органов чувств, но есть чувствительные к свету клетки, которые помогают им различать тьму и свет. Отдельные экземпляры могут светиться во тьме. Живущие на глубине животные - обычно красные, а те, что у поверхности воды - голубые.

Медузы состоят из двух слоёв:

  1. Наружной эктодермы, которая выступает как своеобразные кожа и мышцы, содержит зачатки нервов и половые клетки.
  2. Внутренней энтодермы, которая только переваривает еду.

Медузы обладают потрясающей способностью к регенерации: даже если разрезать животное на половинки, из них вырастет две аналогичных особи.

Сообщение о медузах может быть использовано учениками 7 класса.

На вопрос о том, сколько живут медузы, однозначного ответа учёные не дают. Многие сходятся на том, что жизненный цикл этих животных недолог и продолжительность жизни большинства видов составляет от двух до шести месяцев.

Недавно зоологи обнаружили, что среди представителей этого вида есть экземпляры, которые никогда не умирают и всегда возрождаются. А потому медузу Туритопсис Нутрикула принято считать единственным на планете бессмертным существом.

Кто такие медузы

Зоологи, говоря о медузах, обычно подразумевают все подвижные формы кишечнополостных стрекающих животных (группу многоклеточных беспозвоночных представителей животного мира), которые ловят и убивают своих жертв при помощи щупалец.

Эти удивительные животные живут только в солёной воде, а потому их можно встретить во всех океанах и морях нашей планеты (кроме внутренних), иногда – в замкнутых лагунах или озерах с солёной водой на коралловых островах. Среди представителей этого класса есть как теплолюбивые животные, так и предпочитающие холодные воды, виды, которые живут лишь возле поверхности воды, и такие, что обитают лишь на дне океана.

Медузы – животные одиночные, поскольку они никак не общаются друг с другом, даже если течения собьют их в одну кучу, сформировав, таким образом, колонию.

Получили своё современное название эти создания в середине XVIII века благодаря Карлу Линею, который намекнул на мифическую голову Медузы Горгоны, сходство с которой заметил у этих представителей животного мира. Такое наименование не лишено оснований, поскольку эти животные на неё похожи.

Это удивительное животное на 98% состоит из воды, а потому имеет прозрачное тело с несильным оттенком, которое по виду напоминает желеобразный колокол, зонтик или диск, передвигающийся путём сокращения мышц стенки колокола.

По краям тела расположены щупальца, вид которых напрямую зависит от того, к какому виду она принадлежит: у одних они короткие и густые, у других – длинные и тонкие. Их количество может колебаться от четырёх до нескольких сотен (но при этом всегда кратно четырём, поскольку для представителей этого класса животных характерна радиальная симметрия).

Эти щупальца состоят их строкательных клеток, которые содержат яд, а потому непосредственно предназначены для охоты. Интересно, что даже после смерти медузы способны жалить ещё с полмесяца. Некоторые виды могут быть смертельно опасными даже для человека. Например, животное, известное под названием «Морская Оса» считается самым опасным ядовитым животным мирового океана: учёные утверждают, что её яда вполне достаточно для того, чтобы за несколько минут отравить шестьдесят человек.

Внешняя часть тела гладкая и выпуклая, тогда как нижняя напоминает мешок. В центре нижней части находится рот: у одних медуз он похож на трубочку, у других – короткий и широкий, у третьих – напоминает короткие булавы. Это отверстие также служит и для удаления остатков пищи.

Растут эти животные на протяжении всей своей жизни, а их размер во многом зависит от вида: среди них есть совсем маленькие, не больше нескольких миллиметров, а бывают и огромные, размер тела которых превышает два метра, а вместе со щупальцами – и все тридцать (например, самая крупная медуза мирового океана, Cyanea, которая обитает в Северо-Западной Атлантике, размер тела имеет более 2 м, а со щупальцами – почти сорок).


Несмотря на то что у этих морских животных отсутствуют мозги и органы чувств, они обладают светочувствительными клетками, исполняющие роль глаз, благодаря которым эти организмы способны отличить тьму от света (объекты они, правда, видеть не в состоянии). Интересно, что некоторые экземпляры светятся в темноте, при этом у видов, проживающих на большой глубине, свет красного цвета, а у тех, что живут ближе к поверхности – голубого.

Поскольку эти животные являются примитивными организмами, состоят они лишь из двух слоёв, соединяющиеся благодаря специальному клейкому веществу – мезоглии:

  • наружного (эктодермы) – своеобразный аналог кожи и мышц. Здесь также расположены зачатки нервной системы и половые клетки;
  • внутреннего (энтодермы) – исполняет лишь одну функцию: переваривает пищу.

Способы передвижения

Так как все представители этого класса (даже самые крупные особи, чей вес превышает несколько центнеров) почти не способны сопротивляться морским течениям, учёные рассматривают медуз как представителей планктона.

Большинство видов водным потокам полностью всё же не поддаются и хоть и медленно, но передвигаются, используя при этом течение и тонкие мышечные волокна своего тела: сокращаясь, они складывают тело медузы наподобие зонтика – и вода, которая находится в нижней части животного резко выталкивается наружу.


Вследствие этого образуется сильная струя, толкающая животное вперёд. Поэтому эти морские создания всегда движутся в сторону, противоположную рту. Куда именно им нужно двигаться, им помогают определить расположенные на щупальцах органы равновесия.

Регенерация

Ещё одной интересной особенностью этих созданий является их способность восстанавливать утраченные части тела – абсолютно все клетки этих животных взаимозаменяемы: даже если это животное разделить на части, оно их восстановит, образовав при этом две новые особи! Если это проделать со взрослой медузой, появится взрослая копия, из личинки медузы – личинка.

Размножение

Глядя на эти удивительные полупрозрачные создания, многие задают себе вопрос о том, как размножаются медузы. Размножение медуз – процесс интересный и необычный.

Отвечая на вопрос, как размножаются медузы, стоит отметить, что в данном случае, возможно, как половое (они разнополы), так и вегетативное размножение. Первое предусматривает несколько стадий:

  1. У этих животных половые клетки созревают в половых железах;
  2. После того как яйцеклетки и сперматозоиды созревают, они через ротовое отверстие выходят наружу и оплодотворяются, в результате чего появляется личинка медузы – планула;
  3. Через какое-то время планула оседает на дно и на чем-нибудь закрепляется, после чего на основе планулы появляется полип, который размножается методом почкования: на нём, наслаиваясь друг на друга, формируются дочерние организмы;
  4. Через какое-то время они отслаиваются и уплывают, являя собой народившуюся медузу.
    Размножение некоторых видов несколько отличается от этой схемы. Например, медуза пелагии стадии полипа вовсе не имеет – детёныши появляются прямо из личинки. А вот медузы бугенвиллия, можно сказать, рождаются, поскольку полипы образуются прямо в половых железах, не отделяясь от взрослых особей, без каких-либо промежуточных этапов.


Питание

Эти удивительные животные являются самыми многочисленными хищниками нашей планеты. Питаются они в основном планктоном: мальками, мелкими рачками, рыбьей икрой. Более крупные экземпляры нередко отлавливают маленьких рыб и более мелких сородичей.

Так, медузы почти ничего не видят и не обладают никакими органами чувств, охотятся они при помощи строкательных щупалец, которые, уловив прикосновение к ним съедобной пищи, моментально впрыскивают в неё яд, который парализует жертву, после чего медуза её съедает. Есть ещё два варианта ловли пищи (тут многое зависит от типа медузы): первый – добыча прилипает к щупальцам, второй – запутывается в них.

Классификация

Существуют следующие виды медуз, отличающиеся друг от друга по строению.

Гидромедузы

Гидроидные медузы прозрачны, небольшого размера (от 1 мм до 3 см), к телу прикреплены четыре щупальца и длинный в форме трубочки рот. Среди ярких представителей гидромедуз – медуза Turritopsis nutricula: единственное обнаруженное людьми существо, про которое учёные заявили, что оно бессмертно.

Достигнув зрелости, она опускается на дно моря, трансформируясь в полип, на котором образуются новые образования, из которых впоследствии возникают новые медузы.

Процесс этот повторяется не один раз, а значит, возрождается она постоянно, и погибнуть может лишь в том случае, если её съест какой-нибудь хищник. Вот такие интересные факты о медузах поведали миру недавно учёные.

Сцифомедузы

Сцифоидные медузы имеют более сложное строение по сравнению с гидромедузами: они являются более крупными, чем представители других видов – самая большая медуза в мире, медуза Цианея, принадлежит как раз к этому классу. Эта гигантская медуза длиной около 37 метров является одним из самых длинных животных на Земле. Поэтому ест она немало: за свою жизнь самая большая медуза съедает около 15 тысяч рыбок.

Сцифомедузы имеют более развитую нервную и мышечную систему, рот, окружённый огромным количеством стрекательных и осязательных клеток, а желудок поделён на камеры.


Как и все медузы, эти животные – хищники, но глубоководные питаются ещё и погибшими организмами. Прикосновение сцифоидной медузы к человеку довольно болезненно (чувство, если бы укусила оса), и в месте соприкосновения нередко остаётся напоминающий ожог след. Её укус способен также вызвать аллергическую реакцию или даже болевой шок. Увидев это животное, желательно не рисковать и, проплывая мимо, не дотрагиваться до неё.

Одними из самых ярких экземпляров этого вида, кроме медузы Цианеи является также медуза Аурелия (наиболее типичный представитель) и Золотая медуза – животное, которое можно увидеть лишь на архипелаге Скалистые острова в Палау.

Золотая медуза примечательна тем, что, в отличие от своих сородичей, проживающих только в морях, живёт в Озере Медуз, которое соединяется с океаном подземными туннелями и наполнено слабосоленой водой. Представители этого вида отличаются от морских особей также тем, что у них полностью отсутствуют пигментные пятна, нет стрекательных щупалец, а также щупалец, которые окружают рот.

Золотая медуза хоть и относится к сцифомедузам, за многие годы превратилась совершенно в иной вид, не представляющий опасности для человека, поскольку значительно утратила жалящую способность. Интересен факт, что Золотая медуза начала выращивать на своём теле зелёные водоросли, от которых получает часть питания. Питается Золотая медуза, как и её морские сородичи, планктоном и не потеряла способность мигрировать – утром она уплывает на восточное побережье, вечером – плывёт на запад.

Кубомедузы

Кубомедузы имеют более совершенную нервную систему по сравнению с другими представителями класса стрекающих. Они самые быстрые из всех медуз (способны развить скорость до 6 м/мин.) и могут легко изменять направление своего движения. Они также являются самыми опасными представителями медуз для человека: укусы некоторых представителей кубомедуз бывают смертельными.

Самая ядовитая медуза в мире принадлежит как раз к этому виду, обитает возле Австралийского побережья и называется Медуза-коробочка или Морская Оса: её яд способен убить человека буквально за несколько минут. Оса эта почти прозрачна, бледно-голубого оттенка, из-за чего она на воде тяжело заметна, а значит – на неё легче наткнуться.


Морская Оса является самой крупной медузой в своём классе – тело её размером с баскетбольный мяч. Когда морская оса просто плывёт, её щупальца сокращаются до 15 см в длину и практически незаметны. Зато, когда животное охотится – они вытягиваются до трёх метров. Питаются Морские Осы в основном креветками и мелкой рыбой, а их самих отлавливают и съедают морские черепахи – единственные животные нашей планеты, нечувствительные к яду одних из самых опасных существ на Земле.

Лидия Куранова
Конспект НОД «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Пояснительная записка

Занятие «Путешествие в подводный мир. Медузы» подготовлено для проведения в подготовительной группе детского сада по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность).

Предложенное занятие построено на основе требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям.

При составлении комплексно-тематического планирования были использовании следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На занятии решались следующие задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Реализуя поставленные задачи, я делала акцент на умение детей правильно и грамотно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы сложными предложениями всех видов. При планировании учитывала возможности и возрастные особенности детей: дети способные, подвижные, интересующиеся, возрастное и психическое развитие соответствует детям данного возраста.

Была проведена предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб, моллюсков; беседы, просмотр журналов, картинок, чтение и разучивание (по выбору педагога) стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», “Собери картинку”; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о морских обитателях, сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», легенды о медузе «Морское сердце»

В ходе занятия я использовала следующие методы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); активизировала детей, использовала художественное слово, чтобы сконцентрировать внимание. Чтобы не было утомляемости, была проведена физминутка. Оборудование соответствовало содержанию и основным методам.

На занятии были решены все поставленные задачи, дети были собраны, активны, работали в заданном темпе; необычность организации занятия повысило их внимание, интерес; многие дети умеют высказывать свою точку зрения. Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия, это – единый сюжет. Учитывала смену поз детей и смену видов деятельности.

При анализе детских работ я подчеркнула сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения; вызывала детей на активное высказывание. Старалась закреплять у них умение давать образную характеристику своим работам (самооценку которой ещё нужно совершенствовать) и работам своих товарищей, замечать ошибки, намечать пути их исправления путём повторений, упражнений в тех или иных действиях. Создавая изображение, дети отражают в них свои впечатления о предметах социального окружения.

Время проведения соответствует САНПИН и гигиеническим требованиям.

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность)

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: географическая карта Приморского края; магнитная доска; иллюстрационные материалы «Морские обитатели»; выставка картин И. Айвазовского; предметы и элементы для пейзажной композиции «Обитатели моря»: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки, двухсторонний скотч, магнитофон; диск “Волшебные звуки природы”; раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне; цветная тесьма; узкие разноцветные ленточки; ленточки для оформления букетов цветов (можно заранее закрутить спиралью с помощью ножниц); ножницы; круглая сушка для белья с прищепками.

Словарная работа: батискаф, обитатели моря, хищница, щупальца.

Предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб; беседы; просмотр журналов, картинок; чтение и заучивание стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Собери картинку»; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», «Земля, Вода, Воздух», «Караси и щука»; чтение рассказов и интересных фактов, легенды о медузе «Морское сердце»; домашнее задание детям: составить небольшой рассказ о морских обитателях: морская звезда, скат, осьминог, меч – рыба, акула, дельфин.

Подготовительная работа: подготовить лист ватмана с нарисованным изображением залива моря и морского дна; по толще воды наклеить небольшие кусочки двухстороннего скотча.

Методические приемы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); художественное слово.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей подводного мира, выполняет конструирование поделки по образцу, соблюдая пропорции его частей; умеет правильно оценивать работы сверстников, аргументировать своё мнение.

Ход НОД

На стене, магнитных досках развешены географическая карта Приморского края, иллюстрации морского пейзажа, нарисованная картина с изображением залива моря и морского дна; выставка картин И. Айвазовского; на столах возле доски разложены предметы и элементы для пейзажной композиции “Обитатели моря ”: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки; на рабочих столах для конструирования - раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки, нарезанные цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью с помощью ножниц (на каждого ребёнка).

Дети и педагог сидят на коврике, по краям на подставках развешены окошки-иллюминаторы.

1. Вводно-организационный.

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? А делать открытия? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Сначала отгадайте загадку (загадка про море):

Кругом вода, а с питьем беда. (море)

(Педагог обращает внимание детей на выставку картин И. Айвазовского, на которых изображено море.)

Педагог: Ребята, что художник изобразил на этих картинах?

Дети: Море.

Педагог. Что же такое море? (Ответы детей).

Правильно, моря – это части океанов. Есть и такие моря, что отгорожены от остальной части океана островами, как редким забором.

Посмотрите на карту. Мы с вами живём в Приморском крае, недалеко от побережья Японского моря.

Удивительно красивы морские берега Приморья. Высокие каменистые обрывы чередуются местами с пологими песчаными пляжами. Причудливо извиваясь, они образуют многочисленные заливы и бухты Японского моря.

Японское море – одно из самых богатых жизнью морей России. Многочисленные птицы гнездятся по его обрывистым берегам. В прибрежье без труда можно встретить различных ластоногих – нерпу, котика и сивуча; в море обитают японский и серый киты. Но особенно разнообразен и причудлив подводный животный и растительный мир.

2. Мотивация на деятельность.

Педагог: Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие по Японскому морю. Точнее, мы спустимся на морское дно в батискафе, чтобы исследовать подводный мир. Вы сейчас закроете глаза и представите себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся в глубины морские.

У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. (Первый раз педагог произносит слова сам, затем дети повторяют вместе).

Детский сад наш изменился, в океан он превратился,

Мы отправимся гулять, дно морское изучать!

Сколько водорослей разных, звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи и ракушки хороши!

Через специальные окошки-иллюминаторы понаблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир. (Дети закрывают глаза. Тихо звучит музыка “Шум моря”)

Педагог: Вот какое море – без конца и края.

На песчаный берег волны набегают.

Перестанет ветер на море сердиться.

Станет видно, кто там в глубине таится.

3. Расширение имеющихся знаний.

Педагог: Ребята, что же мы видим в морской глубине? Каких обитателей моря вы знаете? (Дети рассказывают о морских обитателях, демонстрируют картинку, подходят к столу с разложенными предметами и элементами для пейзажной композиции «Обитатели моря», берут маленькие картинки с изображением таких же морских обитателей и разных рыб, морские камушки, прикрепляют их на нарисованное на большом листе ватмана панно с изображением залива моря и морского дна (на ватмане заранее наклеены небольшие кусочки двухстороннего скотча).

1 ребёнок: Вот посмотрите, это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Питается устрицами, всевозможными моллюсками и морскими гребешками.

2 ребёнок: Скат напоминает птицу с огромными крыльями. Глаза у него - наверху головы, а рот – на брюхе. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла.

3 ребёнок: Дельфины. Они активны, умны, любознательны и очень хорошо относятся к человеку. Дельфины прекрасно различают оттенки цветов, размеры и геометрические формы. Некоторые из них даже могут «рисовать», держа кисточку во рту. Дельфины имеют необычайно развитый слух. Они способны слышать звуки, которые никогда не услышит человек.

4 ребёнок: Осьминог. У осьминога восемь ног, они передвигаются медленно. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и способны быстро и резко изменять свой цвет.

5 ребёнок: Меч – рыба – самое быстрое из всех животных на планете. Она плавает со скоростью автомобиля!

6 ребёнок: Акула прекрасно плавает, очень быстро двигается в воде. Зубы у акулы очень острые с длиной до 8 сантиметров и они постоянно меняются.

Педагог: Вот с какими обитателями моря мы познакомились. А теперь, ребята, немножко отдохнем.

4. Динамическая пауза

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

3. Объяснение нового материала.

Педагог: А теперь я хочу рассказать вам ещё об одном обитателе подводного мира. Но сначала отгадайте загадки:

Что за зонтики смешные? И ряды из них сплошные?

Они плавают в воде, тронешь их и быть беде.

Кроткий вид их – лишь обман. Ядовитый в них дурман.

Любоваться ими можно, только будьте осторожны. (медуза)

Жизнь её проходит в море, плавает не зная горя.

Словно студень её тело, щупальца всех жалят смело.

Плавает не так, как рыба, её тело в виде гриба.

Ни плавник, ни хвост не нужен, все зовут её … (медуза)

Вы правильно угадали. Это – медуза.

Педагог демонстрирует картинки с изображениями различных видов и размеров медуз.

Летом и осенью у берегов Японского моря много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры и акулы.

Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Ее величина может быть с копеечку, а может с зонтик, который мы раскрывает над нашей песочницей. А мелкая медуза пелагия-ночесветка поражает бывалых моряков ярким светом среди ночи из морских глубин.

У медузы нет ни внутреннего, ни наружного скелета, но она сохраняет определенную форму. Это обеспечивается отчасти тем, что студенистая масса пронизана прочными волокнами. Кроме того, медуза упруга, потому что наполнена водой, так же, как упруг надутый воздухом шарик (педагог демонстрирует наполненный воздухом шарик)

Медузы бывают круглыми, как шар.

Бывают медузы с тарелкою схожи, другие на колокол больше похожи.

Круглые, длинные, разнообразные, все студенистые, сводообразные.

Красивые есть, что взгляд не отвесть, и щупальцев столько, что просто не счесть.

Что форму меняют свою и окрас, на теле медуз есть множество глаз.

Медуза питается водным планктоном, плавает - по реактивным законам.

Дышит, колышется жгучим всем телом, «Не трогай меня!», говоря между делом.

(З. Крепс)

Двигаются медузы реактивным способом. Работая, как насос, медуза втягивает воду в свой зонтик, а затем, сокращаясь, выталкивает ее наружу. Вода выбрасывается в одном направлении, а медуза продвигается в противоположном. В большей или меньшей степени все медузы ядовиты. Точнее, ядовита не вся медуза, а только ее щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Ожоги эти неприятны, но чаще всего безопасны. Существуют совершенно безобидные для человека медузы. Однако другие виды медуз обжигают, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней. Но, пожалуй, самая опасная из медуз - морская оса. Яд морской осы всегда смертельный.

Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот недаром говориться: «терпение и труд все перетрут».

Двигаясь по волнам, медуза выбрасывает яйца, из которых выводятся крохотные личинки. Они опускаются на морское дно, прикрепляются к нему. Малыши рождаются уже самостоятельными, и взрослые медузы не заботятся о потомстве.

Добычей больших медуз становятся раки и морские моллюски. При случае могут съесть и мелкую рыбешку. Маленькие медузы питаются планктоном.

Беседа о море и морских обитателях.

Как называется море, недалеко от побережья которого мы живём?

Назовите морских обитателей Японского моря.

Как по-разному называют медуз?

Как называется самая опасная медуза?

Могут ли медузы светиться в морских глубинах?

Каких форм бывают медузы?

Где находятся у медузы глаза?

Чем питаются медузы?

5. Практическая работа. Конструирование «Медуза» (из картонных тарелочек небольших размеров)

Педагог: Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из картонных тарелочек. С помощью ножниц, скотча и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу. (показ готовой поделки). Педагог приглашает детей пройти к столам.

План конструирования поделки

1. чтение стихотворения

У медузы - нету пуза, только зонтик-голова,

Ножки-щупальца оттуда шевелятся, как трава.

Зонтик бабочкой порхает или просто так висит,

Всё, что вкусно, поглощает - утоляет аппетит. (С. Пескова)

2. демонстрация образца поделки;

3. рассматривание деталей поделки (на столах лежат раскрашенные заранее в разные цвета картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне, на подносах – цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью; на внутренней стороне тарелочки прикреплён в нескольких местах двухсторонний скотч)

4. пальчиковая гимнастика «Вот плывут медузы в гости на арбузы» (дети выполняют движения по показу педагога)

Что плывёт в воде такое, непонятное такое:

Прозрачное, воздушное, течению послушное.

Шляпа есть и есть шипы, очень разной все длины.

Но они все ядовиты. Осторожнее ты будь,

Не дотронься как-нибудь …

5. самостоятельное конструирование детьми поделки «Медуза» (дети прикрепляют разноцветные тесьму и ленточки к скотчу, наклеенному посередине внутренней стороны картонной тарелочки; все поделки крепятся к прищепкам на круглой сушке для белья, приставленной к нарисованному панно с изображением морского дна и оформленному с помощью картинок обитателей моря; медузы как будто плавают в воде; при необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь).

6. Выход из деятельности

Педагог с детьми рассматривают поделки. Два ребёнка читают стихотворения:

«Медуза»

Барышня-Медуза в пышных кружевах весело танцует на морских волнах.

Длинные серёжки очень ей идут. Ими любоваться рыбы все плывут.

Вы только взгляните на эту чудачку: одета медуза в балетную пачку!

Танцует медуза везде и всегда. Медузе, как сцена морская вода.

Медуза, конечно, артистка большая. Она балерина, но только морская!

(С. Пшеничных)

Педагог: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!

В конце занятия можно провести игру «Море волнуется …».

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

На месте морская фигура замри!

Каждый из нас, отдыхая на море, сталкивался с медузами. Приведем интересные факты о медузах. Это очень необычные существа.

Ученые считают, что медузы появились еще 650 миллионов лет назад. Их находят в каждом океане во всех слоях – от поверхности до самых глубин. Некоторые виды медуз были обнаружены и в пресной воде.

Слово медуза (во множественном числе будет - medusae) общее для ряда языков – греческого, финского, португальского, румынского, иврита, сербского и хорватского, испанского, французского и итальянского, венгерского, польского, чешского и словацкого, русского и болгарского.


Некоторые люди, считающие медузу рыбой, ошибаются. Для обозначения медузы американские общественные аквариумы применяют термин «морское желе».


В Японии произвели первых медуз-роботов. Эти высокотехнологичные гаджеты могут не только красиво и плавно плавать, как настоящие медузы, но и по желанию владельца «потанцуют» под музыку.


Большое скопление медуз ученые называют роем.


У медуз отсутствует мозг и органы чувств. Их зачатки органов чувств и нервной системы способны лишь определять свет и запах. Нервные сети, которыми обладают медузы, используются ими для обнаружения прикосновения другого организма. Эти возможности дает простейшая нервная система, находящаяся на эпидермисе медуз.


Медузы не имеют дыхательной системы, поскольку их тонкая кожа поглощает кислород непосредственно из воды.


Анализируя интересные факты о медузах, исследователи пришли к выводу – медузы могут помочь человеку в борьбе со стрессом. Для этих целей в Японии стали разводить медуз в аквариуме, хотя это и недешево, да и хлопотно. Но это оправдано - неторопливые и плавные движения медуз действуют на человека успокаивающе.


Медуза больше чем на 90 процентов состоит из воды. Их зонтик - это желе (студенистый материал) получивший название mesoglea, окруженное клетками в два слоя. Нижняя поверхность тела (подзонтик) называется звонком или колоколом.


Медуза раздельнопола, для воспроизведения потомства мужские и женские особи выпускают в окружающую среду семя и яйца. В воде и происходит оплодотворение.


Существуют очень опасные медузы. Медуза-коробка (еще ее называют – морская оса) ежегодно убивает людей больше, чем любое другое морское существо. Плавает эта медуза со скоростью 2 м\сек, а ее укус способен убить всего за 3 минуты.


За период с 1954 года было зарегистрировано более 5,5 тысяч смертельных случаев от укуса морской осы. В каждом ее щупальце содержится порядка полумиллиона желез, вводящих яд в тело жертвы. Эти железы напоминают собой гарпуны с иглами на их концах.


Медицина всегда использовала медуз для лечения людей. В средние века для приготовления мочегонных и слабительных средств использовали их корнерот. В наше время яд из щупалец медузы служит сырьем для лекарств, применяемых для регулирования давления крови и при лечении заболеваний легких.


Самый крупный вид медуз имеет название Львиная Грива. Самый большой пойманный экземпляр этого вида имел тело (звонок) диаметром 2,3 метра, ее щупальца достигали 36,5 метра. Этот гигантский представитель мира медуз был найден в 1870 году выброшенным на берег в заливе Массачусетс.


Интересное видео в мире животных. Медузы: