Иконописная студия (школа) существует при храме Богоявления б. Богоявленского монастыря с 1991 г. Обучение в студии вечернее, три раза в неделю. Срок обучения – 3-4 года.
Обучение в студии основано на московских традициях иконописания, творениях преподобного Андрея Рублева, Дионисия и мастеров их круга. За 21 год существования школы в ней получило образование 7 выпусков учащихся, сохраняющих, вместе с преподавателями, единое преемство традиции и опыта. Учителя и выпускники студии принимают участие в оформлении иконостаса и написании икон для храма Богоявления и других православных храмов.
Учащиеся занимаются иконописанием, изучением иконографии и истории иконописи, Священной истории, катехизиса, церковно-славянского языка, основ нравственности и художества. В качестве дипломной выпускной работы учащиеся пишут аналойную или праздничную икону. По окончании обучения выпускникам выдается свидетельство.
За двадцать с лишним лет существования состоялось семь выпусков иконописной студии – около шестидесяти человек. Среди учителей и выпускников Иконописной студии такие состоявшиеся иконописцы, как А.М. Кошевой, И.Ю. Афанасьева, Л.В. Сергунькина, В.В. Косицына, Г.И. Кривапуск и другие, участвовавшие в оформлении иконостаса и написании икон для храма Богоявления и других православных храмов. Их работу высоко оценили московские иконописцы и искусствоведы.

Обучение в иконописной студии

Обучение в студии основано на московских традициях иконописания, творениях преподобного Андрея Рублева, Дионисия и мастеров их круга.
Обучение в студии вечернее, три раза в неделю. Срок обучения – 3-4 года.
Учащиеся занимаются иконописанием, изучением иконографии и истории иконописи, Священной истории, катехизиса, церковно-славянского языка, основ нравственности и художества.

По технике иконописи изучаются: обработка доски, левкашение, золочение, анализ композиции иконы, работа в технике яичной темперы, олифление, изучение и написание многофигурных композиций. Используются многочисленные наглядные пособия, разработанные нашими преподавателями.
В качестве дипломной выпускной работы учащиеся пишут аналойную или праздничную икону. По окончании обучения выпускникам выдается свидетельство.

Примеры учебных пособий первого года обучения





Галерея работ учащихся









Информация о поступлении

В студию принимаются лица православного вероисповедания в возрасте от 17 лет, обладающие художественными способностями, знаниями, умениями и навыками. Для поступления требуется благословение духовника. Поступающие проходят собеседование с администрацией студии и сдают вступительные экзамены, в том числе проводятся просмотр художественных работ и экзамен по специальности.

  1. На собеседовании от поступающих требуется знание наизусть Символа веры и основных молитв (Трисвятое по Отче наш, «Богородице Дево, радуйся», тропарь своему Святому).
  1. Просмотр иконописных работ: прориси, иконы, эскизы к иконам, копии икон (если имеются).

Просмотр живописных и графических работ (портреты, пейзажи, композиции, натюрморты). Работы должны быть оформлены в паспарту.

  1. Специальный экзамен - копирование иконы, который состоит в следующем: за 6 часов необходимо выполнить в цвете на бумаге (20х30см) акварелью, гуашью или темперой (по выбору) с белилами образец или фрагмент иконы. В задачу входит грамотное расположение на листе бумаги (компоновка), передача характера и пропорций изображения, соблюдение цветовых и тональных отношений.

Поступающие необходимыми материалами на экзамен не обеспечиваются.

Необходимые документы при поступлении:

Памятные фотографии




«Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, - говорят в школе. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать".

08.09.2017 Трудами братии монастыря 3 187

На Московском подворье Валаамского монастыря теперь можно научиться иконописи. Это стало возможным благодаря Даниловой Елене Геннадьевне, которая взяла на себя вопросы, связанные с организацией и функционированием школы.


«Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно,
- рассказывает Елена Данилова. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать. А вот художникам со стажем сложнее, ведь им приходится делать переход от академического рисунка к иконописному, а это не всем удается» .

Четырехгодичное обучение в школе предполагает не только практическое изучение основ иконографии и колористики, но и теорию – основы православия и Литургики .

Елена Геннадьевна считает это необходимостью.«Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно. Поэтому на занятиях мы будем изучать основы православия, а вот глубже изучить теорию ученик должен самостоятельно. Ведь учиться иконописи можно бесконечно!» . Иконописная школа при подворье названа в честь святого Никифора, Патриарха Цареградского: святой Никифор был участником VII Вселенского Собора и строго осуждал иконоборцев. Именно благодаря его участию было возрождено иконопочитание, а также приняты первые каноны иконописи.

Также и выбор места для занятий – Воскресная школа при подворье – неслучайно. Елена Геннадьевна говорит, что именно работая в храме, с молитвой, рождаются настоящие иконы.

«Я училась в иконописной школе, где занятия проходили в храме. Несмотря на то, что писать я тогда не умела, в итоге у меня получилась прекрасная икона, - делится Елена Геннадьевна. - Все это благодаря молитвенной атмосфере и, конечно же, нахождению в церкви. А вот другая школа располагалась в обычном помещении, и, несмотря на то, что у меня уже был опыт, и уровень школы был на порядок выше предыдущей, по итогам работы получались как ни странно только раскрашенные доски. Поэтому мое мнение таково, что обучение иконописи однозначно должно проходить в стенах церкви».

Иконопись - это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.

После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье - горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних - более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» - тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны - темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.

При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Иногда начинаю с проработки лика, иногда - одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку - это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Последняя стадия создания иконы - нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество - чесночный сок, винилик - синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком “goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.

Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.

Процесс написания иконы

Икона «Воскресение Христово»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8

Икона «Спаситель»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
Икона «свт. »
Процесс написания
1
2
3
4
5
Икона «Свт. »
Процесс написания
1

Рисунок карандашом на залевкашенной доске

2

Процарапывание контура

3

Нанесение полимента

4

Продавливание узора

5

Нанесение золота на нимб

6

Частичная располировка

7

Позолота основного фона на полимент без располировки

8

Нанесение основных цветов

9
10

Моделировка лика

11

Моделировка лика

12

Моделировка лика

13

Моделировка лика

14

Моделировка лика

15

Моделировка лика

16

Моделировка лика

Художественные материалы марки CretacoloR от австрийской компании “Brevillier Urban & Sachs”. Карандаши, пастель, наборы для художников.

Золочение

Трансферная поталь.

Каталог в магазине: краски, пасты, наборы для золочения и серебрения и декорирования разных поверхностей.

Перламутровый пигмент - золото.

Иконопись

Иконопись и другие художественные направления.

Начинающему иконописцу

При писании иконы на деревянную основу с выбранным углублением - ковчегом (или без него) наклеивается ткань - паволока . Затем наносится меловой или алебастровый грунт - левкас .

Первый этап непосредственно живописной работы - роскрышь - прокладка основных тонов. Используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение движков - светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии иконописания следует роспись одежд, волос и прочих деталей творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой.

  • Начинающим иконописцам

    Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

    Комментарии: 3

  • Цвет в иконе и его использование

    Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

    Комментарии: 22

  • Свет в иконе. Фаворский свет и исихазм

    Говоря об иконах, нужно сказать и о "светоносной благодати Христа ".

    Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме - учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью - божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет.

    Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он - "неизреченно сияющий".

    В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. "...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. ХУП,1-3).

  • Прямая и обратная перспектива

    Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и "небесных" существ и предметов.

    Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире.

    Важнейшим фактором, объясняющим "правдоподобность" европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы.

    Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры.

  • Время в иконе

    Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон - как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

    Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым.

    Разный подход к тому, что такое время, в значительной степени определил разницу в отношении к миру, к происходящим в нем событиям, к роли человека в этих событиях и, как следствие, к целям, смыслу и возможностям изобразительного искусства, которое в Византии и на Руси было религиозным и преимущественно оставалось таким еще и в Западной Европе. Это в свою очередь непосредственно сказалось в формировании принципиально разных изобразительных приемов, использовавшихся художниками Западной Европы и иконописцами православных стран.

  • Краткий порядок работы над иконой

    На доску с выбранным углублением - «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока».

    После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.

    Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

    Первый этап непосредственно живописной работы - «роскрышь» - прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей - всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.

  • Что такое икона

    Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное.

    Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

    Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

  • Художественная форма иконы

    Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.

    Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой, художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

  • Традиции иконописания

    Заметим для себя, что иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске . Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т.п.

    Итак, прежде всего икона - это не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений. «Я не от мира сего (Ин. 8, 23), - сказал Божественный Основатель и Глава Церкви, - царство Мое (т.е. Церковь) не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поэтому как природа Церкви, так и все ее установления неотмирны: их назначение и конечная цель те же, что и у Церкви, - спасение мира, то есть воспитание человека во времени для вечности, приведение его к благодатному общению с Богом, к богоуподоблению.

    Однако техника иконописи имеет свою историческую жизнь: со временем появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливались, изучая их и применяя на практике.