Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма - трагедию, комедию и т.д.

Эпос - один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика - основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики - поэтическая.

Драма, наряду с эпосом и лирикой, - основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства - феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы находятся в перманентном взаимодействии. Литература - живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква ) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература - это искусство, искусство слова.

Художественная литература как искусство слова

Художественная литература (от лат. «буква») — вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.

Искусство — это воспроизведение жизни в художественных образах. Искусство является одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, оно стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Виды искусства

  1. Пространственные виды искусства: живопись, скульптура и архитектура, художественная фотография. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.
  2. Временные виды искусства: музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в её временном развитии.
  3. Синтетические виды искусства: театр, кино. Сочетают элементы как пространственных, так и временных видов (действие разворачивается как в пространстве, так и во времени).

В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитекту-ра — камень, дерево, металл и т. д. Литература работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Божественная сущность слова была провозглашена ещё в Библии (Евангелия от Иоанна). Слово является основным элементом литературы, оно создает связь между материальным и духовным.

Немецкий философ Гегель назвал слово наипластичнейшим материалом. Действительно, средствами слова можно воспроизводить изображаемое любым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке, прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово,дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы — литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор. Во многих литературных произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы (в произведениях Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др).

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос-ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не-возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Не-редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур-ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите-ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред-ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви-дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Основные функции художественной литературы :

  • воспитательная функция;
  • эвристическая (познавательная) функция (изучение окружающего мира);
  • эстетическая функция (воспитание чувства прекрасного);
  • коммуникативная функция.

Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств.

Реферат выполнила студентка 1-го курса ЗО П. А. Хорунжая

Красноярский Государственный Университет

Факультет Филологии и Журналистики

Кафедра Журналистики

Красноярск 2006

Введение.

Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.

Литература как искусство слова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понятие и многообразие видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кино, их сильные и слабые стороны. Искусный труд как творчество и красота. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Живопись как вид искусства. Основные направления и приемы современного искусства. Авангардизм, реализм, сюрреализм, ассамбляж, минимализм, абстрагирование, инсталляция. Скульптура и архитектура. Систематизация современных художественных направлений.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Виды театра - зрелищного вида искусства, представляющего собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающего собственной спецификой. Многообразие театральных жанров в современном мире.

    презентация , добавлен 06.10.2016

    Отечественная классическая музыка. Влияние запада на русскую музыку. Русские композиторы – первые классики русской музыки. Анализ достижений отечественной живописи и литературы, скульптуры и архитектуры. Культурология как социально-гуманитарная наука.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Обобщение теорий происхождения понятия "культура". Средства художественной выразительности. Результаты воздействия культуры на разум и чувства. Обобщение основных видов искусства: архитектура, живопись и графика, музыка, хореография, скульптура, театр.