Загадочные и невероятно красивые обитатели морей и океанов нашей планеты. Встреча с ними может быть смертельной для человека, однако, люди все время стремятся их исследовать и наблюдать за их жизнью.

Они - одни из самых древних обитателей Земли, которые еще не изучены до конца, в частности, из-за того, что некоторые медузы обитают на глубине до 10 тыс. метров. В некоторых странах, в частности, в Японии и Китае, медуз употребляют в пищу, предварительно маринуя тело медузы без щупальцев.

Медузопроизводящие (Медузы) — это подтип стрекающих организмов. Организмы этого подтипа разделенные на классы сцифоидных, кубомедуз и ставромедуз.

В большинстве случаев медузы свободно плавают в толще воды, однако у некоторых гидроидных полипов имеются сидячие медузоидные особи, не отделяющиеся от колонии (в предельном случае, как у пресноводного полипа — гидры, медузоидное поколение полностью утрачено и гаметы развиваются непосредственно на полипе). Считается также, что медузоидные особи постоянно находятся в составе колонии у некоторых сифонофор.

Учёным пока очень мало известно о медузах, в частности, как существо без мозга, но с глазами, может ориентироваться в кромешной тьме и активно охотиться.

Наиболее известны в этом отношении кубомедуза морская оса (Chironex fleckeri Southcott, 1956), обитающая близ северного побережья Австралии и в водах Юго-Восточной Азии, и гидромедуза крестовик (Gonionemus vertens Agassiz, 1862), обитающая в северной части Тихого океана. Яд морской осы смертелен. Знаменитый «Португальский кораблик», также известный силой своего яда, это не медуза, а сифонофора.

Интересные факты

  1. Медуза дышит всем телом.
  2. В студенистом теле медузы имеется целых 24 глаза.
  3. Ротовое отверстие служит медузе как для употребления пищи, так и для её выведения. Когда медуза не переваривает до конца пищу, то её остатки выводятся через то же отверстие.
  4. Медуз часто используют в медицине. Ещё в средние века из корнерота изготовляли мочегонные и слабительные средства. А сейчас из яда, содержащегося в щупальцах медуз, вырабатывают лекарства для лечения лёгочных болезней и регулирования кровяного давления
  5. Фермеры стран Карибского бассейна используют яд физалий как отраву для крыс
  6. Люминофоры, выделенные из медуз, используют для биохимического анализа. Гены медуз пересадили многим животным, например, мышам, в результате биологи получили возможность наблюдать за недоступными ранее процессами. Результат опытов был удивительным - у мышей стали расти зелёные волосы
  7. Медузы помогают бороться со стрессом. В Японии медуз разводят в аквариумах. Плавные, неторопливые движения медуз успокаивают людей, хотя содержать медуз весьма хлопотно и недёшево
  8. В Японии появились первые медузы-роботы. В отличие от настоящих медуз они не только плавно и красиво плавают, но и при желании владельца могут «потанцевать» под музыку
  9. Медуз определённого вида вылавливают у берегов Китая. Там же у них удаляют щупальца, а «тушки» держат в специальном маринаде, отчего медуза превращается в полупрозрачную лепёшку нежного тонкого хрящика. В виде таких лепёшек медузы привозят в Японию, где их тщательно отбирают по размеру, цвету и качеству. Для одного из салатов лепёшку медузы разрезают на тонкие полосочки шириной около 3—4 мм, смешивают с припущенными овощами, зеленью и поливают соусом.

Каждый из нас, отдыхая на море, сталкивался с медузами. Приведем интересные факты о медузах. Это очень необычные существа.

Ученые считают, что медузы появились еще 650 миллионов лет назад. Их находят в каждом океане во всех слоях – от поверхности до самых глубин. Некоторые виды медуз были обнаружены и в пресной воде.

Слово медуза (во множественном числе будет - medusae) общее для ряда языков – греческого, финского, португальского, румынского, иврита, сербского и хорватского, испанского, французского и итальянского, венгерского, польского, чешского и словацкого, русского и болгарского.


Некоторые люди, считающие медузу рыбой, ошибаются. Для обозначения медузы американские общественные аквариумы применяют термин «морское желе».


В Японии произвели первых медуз-роботов. Эти высокотехнологичные гаджеты могут не только красиво и плавно плавать, как настоящие медузы, но и по желанию владельца «потанцуют» под музыку.


Большое скопление медуз ученые называют роем.


У медуз отсутствует мозг и органы чувств. Их зачатки органов чувств и нервной системы способны лишь определять свет и запах. Нервные сети, которыми обладают медузы, используются ими для обнаружения прикосновения другого организма. Эти возможности дает простейшая нервная система, находящаяся на эпидермисе медуз.


Медузы не имеют дыхательной системы, поскольку их тонкая кожа поглощает кислород непосредственно из воды.


Анализируя интересные факты о медузах, исследователи пришли к выводу – медузы могут помочь человеку в борьбе со стрессом. Для этих целей в Японии стали разводить медуз в аквариуме, хотя это и недешево, да и хлопотно. Но это оправдано - неторопливые и плавные движения медуз действуют на человека успокаивающе.


Медуза больше чем на 90 процентов состоит из воды. Их зонтик - это желе (студенистый материал) получивший название mesoglea, окруженное клетками в два слоя. Нижняя поверхность тела (подзонтик) называется звонком или колоколом.


Медуза раздельнопола, для воспроизведения потомства мужские и женские особи выпускают в окружающую среду семя и яйца. В воде и происходит оплодотворение.


Существуют очень опасные медузы. Медуза-коробка (еще ее называют – морская оса) ежегодно убивает людей больше, чем любое другое морское существо. Плавает эта медуза со скоростью 2 м\сек, а ее укус способен убить всего за 3 минуты.


За период с 1954 года было зарегистрировано более 5,5 тысяч смертельных случаев от укуса морской осы. В каждом ее щупальце содержится порядка полумиллиона желез, вводящих яд в тело жертвы. Эти железы напоминают собой гарпуны с иглами на их концах.


Медицина всегда использовала медуз для лечения людей. В средние века для приготовления мочегонных и слабительных средств использовали их корнерот. В наше время яд из щупалец медузы служит сырьем для лекарств, применяемых для регулирования давления крови и при лечении заболеваний легких.


Самый крупный вид медуз имеет название Львиная Грива. Самый большой пойманный экземпляр этого вида имел тело (звонок) диаметром 2,3 метра, ее щупальца достигали 36,5 метра. Этот гигантский представитель мира медуз был найден в 1870 году выброшенным на берег в заливе Массачусетс.


Интересное видео в мире животных. Медузы:

Лидия Куранова
Конспект НОД «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Пояснительная записка

Занятие «Путешествие в подводный мир. Медузы» подготовлено для проведения в подготовительной группе детского сада по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность).

Предложенное занятие построено на основе требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям.

При составлении комплексно-тематического планирования были использовании следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На занятии решались следующие задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Реализуя поставленные задачи, я делала акцент на умение детей правильно и грамотно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы сложными предложениями всех видов. При планировании учитывала возможности и возрастные особенности детей: дети способные, подвижные, интересующиеся, возрастное и психическое развитие соответствует детям данного возраста.

Была проведена предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб, моллюсков; беседы, просмотр журналов, картинок, чтение и разучивание (по выбору педагога) стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», “Собери картинку”; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о морских обитателях, сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», легенды о медузе «Морское сердце»

В ходе занятия я использовала следующие методы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); активизировала детей, использовала художественное слово, чтобы сконцентрировать внимание. Чтобы не было утомляемости, была проведена физминутка. Оборудование соответствовало содержанию и основным методам.

На занятии были решены все поставленные задачи, дети были собраны, активны, работали в заданном темпе; необычность организации занятия повысило их внимание, интерес; многие дети умеют высказывать свою точку зрения. Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия, это – единый сюжет. Учитывала смену поз детей и смену видов деятельности.

При анализе детских работ я подчеркнула сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения; вызывала детей на активное высказывание. Старалась закреплять у них умение давать образную характеристику своим работам (самооценку которой ещё нужно совершенствовать) и работам своих товарищей, замечать ошибки, намечать пути их исправления путём повторений, упражнений в тех или иных действиях. Создавая изображение, дети отражают в них свои впечатления о предметах социального окружения.

Время проведения соответствует САНПИН и гигиеническим требованиям.

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность)

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: географическая карта Приморского края; магнитная доска; иллюстрационные материалы «Морские обитатели»; выставка картин И. Айвазовского; предметы и элементы для пейзажной композиции «Обитатели моря»: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки, двухсторонний скотч, магнитофон; диск “Волшебные звуки природы”; раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне; цветная тесьма; узкие разноцветные ленточки; ленточки для оформления букетов цветов (можно заранее закрутить спиралью с помощью ножниц); ножницы; круглая сушка для белья с прищепками.

Словарная работа: батискаф, обитатели моря, хищница, щупальца.

Предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб; беседы; просмотр журналов, картинок; чтение и заучивание стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Собери картинку»; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», «Земля, Вода, Воздух», «Караси и щука»; чтение рассказов и интересных фактов, легенды о медузе «Морское сердце»; домашнее задание детям: составить небольшой рассказ о морских обитателях: морская звезда, скат, осьминог, меч – рыба, акула, дельфин.

Подготовительная работа: подготовить лист ватмана с нарисованным изображением залива моря и морского дна; по толще воды наклеить небольшие кусочки двухстороннего скотча.

Методические приемы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); художественное слово.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей подводного мира, выполняет конструирование поделки по образцу, соблюдая пропорции его частей; умеет правильно оценивать работы сверстников, аргументировать своё мнение.

Ход НОД

На стене, магнитных досках развешены географическая карта Приморского края, иллюстрации морского пейзажа, нарисованная картина с изображением залива моря и морского дна; выставка картин И. Айвазовского; на столах возле доски разложены предметы и элементы для пейзажной композиции “Обитатели моря ”: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки; на рабочих столах для конструирования - раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки, нарезанные цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью с помощью ножниц (на каждого ребёнка).

Дети и педагог сидят на коврике, по краям на подставках развешены окошки-иллюминаторы.

1. Вводно-организационный.

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? А делать открытия? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Сначала отгадайте загадку (загадка про море):

Кругом вода, а с питьем беда. (море)

(Педагог обращает внимание детей на выставку картин И. Айвазовского, на которых изображено море.)

Педагог: Ребята, что художник изобразил на этих картинах?

Дети: Море.

Педагог. Что же такое море? (Ответы детей).

Правильно, моря – это части океанов. Есть и такие моря, что отгорожены от остальной части океана островами, как редким забором.

Посмотрите на карту. Мы с вами живём в Приморском крае, недалеко от побережья Японского моря.

Удивительно красивы морские берега Приморья. Высокие каменистые обрывы чередуются местами с пологими песчаными пляжами. Причудливо извиваясь, они образуют многочисленные заливы и бухты Японского моря.

Японское море – одно из самых богатых жизнью морей России. Многочисленные птицы гнездятся по его обрывистым берегам. В прибрежье без труда можно встретить различных ластоногих – нерпу, котика и сивуча; в море обитают японский и серый киты. Но особенно разнообразен и причудлив подводный животный и растительный мир.

2. Мотивация на деятельность.

Педагог: Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие по Японскому морю. Точнее, мы спустимся на морское дно в батискафе, чтобы исследовать подводный мир. Вы сейчас закроете глаза и представите себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся в глубины морские.

У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. (Первый раз педагог произносит слова сам, затем дети повторяют вместе).

Детский сад наш изменился, в океан он превратился,

Мы отправимся гулять, дно морское изучать!

Сколько водорослей разных, звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи и ракушки хороши!

Через специальные окошки-иллюминаторы понаблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир. (Дети закрывают глаза. Тихо звучит музыка “Шум моря”)

Педагог: Вот какое море – без конца и края.

На песчаный берег волны набегают.

Перестанет ветер на море сердиться.

Станет видно, кто там в глубине таится.

3. Расширение имеющихся знаний.

Педагог: Ребята, что же мы видим в морской глубине? Каких обитателей моря вы знаете? (Дети рассказывают о морских обитателях, демонстрируют картинку, подходят к столу с разложенными предметами и элементами для пейзажной композиции «Обитатели моря», берут маленькие картинки с изображением таких же морских обитателей и разных рыб, морские камушки, прикрепляют их на нарисованное на большом листе ватмана панно с изображением залива моря и морского дна (на ватмане заранее наклеены небольшие кусочки двухстороннего скотча).

1 ребёнок: Вот посмотрите, это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Питается устрицами, всевозможными моллюсками и морскими гребешками.

2 ребёнок: Скат напоминает птицу с огромными крыльями. Глаза у него - наверху головы, а рот – на брюхе. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла.

3 ребёнок: Дельфины. Они активны, умны, любознательны и очень хорошо относятся к человеку. Дельфины прекрасно различают оттенки цветов, размеры и геометрические формы. Некоторые из них даже могут «рисовать», держа кисточку во рту. Дельфины имеют необычайно развитый слух. Они способны слышать звуки, которые никогда не услышит человек.

4 ребёнок: Осьминог. У осьминога восемь ног, они передвигаются медленно. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и способны быстро и резко изменять свой цвет.

5 ребёнок: Меч – рыба – самое быстрое из всех животных на планете. Она плавает со скоростью автомобиля!

6 ребёнок: Акула прекрасно плавает, очень быстро двигается в воде. Зубы у акулы очень острые с длиной до 8 сантиметров и они постоянно меняются.

Педагог: Вот с какими обитателями моря мы познакомились. А теперь, ребята, немножко отдохнем.

4. Динамическая пауза

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

3. Объяснение нового материала.

Педагог: А теперь я хочу рассказать вам ещё об одном обитателе подводного мира. Но сначала отгадайте загадки:

Что за зонтики смешные? И ряды из них сплошные?

Они плавают в воде, тронешь их и быть беде.

Кроткий вид их – лишь обман. Ядовитый в них дурман.

Любоваться ими можно, только будьте осторожны. (медуза)

Жизнь её проходит в море, плавает не зная горя.

Словно студень её тело, щупальца всех жалят смело.

Плавает не так, как рыба, её тело в виде гриба.

Ни плавник, ни хвост не нужен, все зовут её … (медуза)

Вы правильно угадали. Это – медуза.

Педагог демонстрирует картинки с изображениями различных видов и размеров медуз.

Летом и осенью у берегов Японского моря много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры и акулы.

Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Ее величина может быть с копеечку, а может с зонтик, который мы раскрывает над нашей песочницей. А мелкая медуза пелагия-ночесветка поражает бывалых моряков ярким светом среди ночи из морских глубин.

У медузы нет ни внутреннего, ни наружного скелета, но она сохраняет определенную форму. Это обеспечивается отчасти тем, что студенистая масса пронизана прочными волокнами. Кроме того, медуза упруга, потому что наполнена водой, так же, как упруг надутый воздухом шарик (педагог демонстрирует наполненный воздухом шарик)

Медузы бывают круглыми, как шар.

Бывают медузы с тарелкою схожи, другие на колокол больше похожи.

Круглые, длинные, разнообразные, все студенистые, сводообразные.

Красивые есть, что взгляд не отвесть, и щупальцев столько, что просто не счесть.

Что форму меняют свою и окрас, на теле медуз есть множество глаз.

Медуза питается водным планктоном, плавает - по реактивным законам.

Дышит, колышется жгучим всем телом, «Не трогай меня!», говоря между делом.

(З. Крепс)

Двигаются медузы реактивным способом. Работая, как насос, медуза втягивает воду в свой зонтик, а затем, сокращаясь, выталкивает ее наружу. Вода выбрасывается в одном направлении, а медуза продвигается в противоположном. В большей или меньшей степени все медузы ядовиты. Точнее, ядовита не вся медуза, а только ее щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Ожоги эти неприятны, но чаще всего безопасны. Существуют совершенно безобидные для человека медузы. Однако другие виды медуз обжигают, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней. Но, пожалуй, самая опасная из медуз - морская оса. Яд морской осы всегда смертельный.

Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот недаром говориться: «терпение и труд все перетрут».

Двигаясь по волнам, медуза выбрасывает яйца, из которых выводятся крохотные личинки. Они опускаются на морское дно, прикрепляются к нему. Малыши рождаются уже самостоятельными, и взрослые медузы не заботятся о потомстве.

Добычей больших медуз становятся раки и морские моллюски. При случае могут съесть и мелкую рыбешку. Маленькие медузы питаются планктоном.

Беседа о море и морских обитателях.

Как называется море, недалеко от побережья которого мы живём?

Назовите морских обитателей Японского моря.

Как по-разному называют медуз?

Как называется самая опасная медуза?

Могут ли медузы светиться в морских глубинах?

Каких форм бывают медузы?

Где находятся у медузы глаза?

Чем питаются медузы?

5. Практическая работа. Конструирование «Медуза» (из картонных тарелочек небольших размеров)

Педагог: Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из картонных тарелочек. С помощью ножниц, скотча и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу. (показ готовой поделки). Педагог приглашает детей пройти к столам.

План конструирования поделки

1. чтение стихотворения

У медузы - нету пуза, только зонтик-голова,

Ножки-щупальца оттуда шевелятся, как трава.

Зонтик бабочкой порхает или просто так висит,

Всё, что вкусно, поглощает - утоляет аппетит. (С. Пескова)

2. демонстрация образца поделки;

3. рассматривание деталей поделки (на столах лежат раскрашенные заранее в разные цвета картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне, на подносах – цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью; на внутренней стороне тарелочки прикреплён в нескольких местах двухсторонний скотч)

4. пальчиковая гимнастика «Вот плывут медузы в гости на арбузы» (дети выполняют движения по показу педагога)

Что плывёт в воде такое, непонятное такое:

Прозрачное, воздушное, течению послушное.

Шляпа есть и есть шипы, очень разной все длины.

Но они все ядовиты. Осторожнее ты будь,

Не дотронься как-нибудь …

5. самостоятельное конструирование детьми поделки «Медуза» (дети прикрепляют разноцветные тесьму и ленточки к скотчу, наклеенному посередине внутренней стороны картонной тарелочки; все поделки крепятся к прищепкам на круглой сушке для белья, приставленной к нарисованному панно с изображением морского дна и оформленному с помощью картинок обитателей моря; медузы как будто плавают в воде; при необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь).

6. Выход из деятельности

Педагог с детьми рассматривают поделки. Два ребёнка читают стихотворения:

«Медуза»

Барышня-Медуза в пышных кружевах весело танцует на морских волнах.

Длинные серёжки очень ей идут. Ими любоваться рыбы все плывут.

Вы только взгляните на эту чудачку: одета медуза в балетную пачку!

Танцует медуза везде и всегда. Медузе, как сцена морская вода.

Медуза, конечно, артистка большая. Она балерина, но только морская!

(С. Пшеничных)

Педагог: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!

В конце занятия можно провести игру «Море волнуется …».

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

На месте морская фигура замри!

Медузы - это класс многоклеточных беспозвоночных, что охотятся и убивают своих жертв с помощью щупалец.

Эти прекрасные экзотичные существа могут выжить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря и в некоторых случаях отрезанные от «большой воды» лагуны коралловых островов. Некоторые из видов любят прохладную воду, другие - тёплую, третьи обитают лишь верхних слоях, а четвёртые - только на дне.

Интересно, что рассматриваемые представители животного мира входят в ту же группу, что и… кораллы. Оба эти класса существ относятся к кишечнополостным.

Медузы - одиночки. Они никаким образом не передают сигналы «родственникам», даже если их течением собьёт в большую кучу.

Название им в середине 18 столетия дал Карл Линней, заметивший их похожесть на голову известного персонажа древнегреческих мифов - Медузы Горгоны.

Это удивительное животное на 98 % состоит из воды, поэтому тело у него почти прозрачное, похожее на купол, зонт или диск из желе. А передвигается «купол» за счёт сокращения мышц.

Щупальца

По краям существа располагаются щупальца. Они очень разные у разных видов: возможны короткие и толстые, а возможны - большой длинны и тоненькие; количество их колеблется от четырёх до четырехсот (число щупалец всегда кратно четырём, потому как этим животным присуща радиальная симметрия).

Щупальца строятся из содержащих ядовитые вещества стрекательных клеток и нужны для передвижения, охоты и удержания добычи. Любопытный факт: даже мертвой медуза может кусать около двух недель. Отдельные виды медуз для человека крайне опасны. К примеру, животное, которое носит имя Морская Оса, за пару минут может отравить шесть десятков людей.

Сверху тело животного гладкое и куполообразное, а снизу похоже на пустой мешок. Посередине снизу располагается ротовое отверстие. Оно тоже может быть разным: у одних особей походит на трубку, у других - на булаву, у третьих - широкое. Непереваренные остатки еды удаляются также через рот.

Рост и развитие

Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, не длиннее пары миллиметров, а есть гиганты крупнее сорока метров (это длина щупалец). Cyanea - крупнейший представитель, живёт в Северной Атлантике.

У этих обитателей моря нет мозга и органов чувств, но есть чувствительные к свету клетки, которые помогают им различать тьму и свет (объекты они не видят). Отдельные экземпляры могут светиться во тьме. Живущие на глубине животные - обычно красные, а те, что у поверхности воды - голубые.

Внутреннее строение

Внутреннее строение животных очень простое. Они состоят из двух слоёв:

  1. Наружной эктодермы, которая выступает как своеобразные кожа и мышцы, содержит зачатки нервов и половые клетки.
  2. Внутренней энтодермы, которая только переваривает еду.

Медузы обладают потрясающей способностью к регенерации: даже если разрезать животное на половинки, из них вырастет две аналогичных особи.

Классификация

  1. Гидроидные или Hydrozoa (организмы, живущие только в водах, в составе которых постоянно присутствует поглощенный кислород). Относительно маленькие (от 1 до 3 см), прозрачные животные; четвёрка щупалец, длинный рот походит на трубочку. Самое знаменитое существо данного класса - Turritopsis nutricula. Это единственное известное науке биологически бессмертное существо. Постарев, она садится на морское дно и трансформируется в полип, из которого после вырастают новые особи.Ещё к этому классу относится очень опасное животное, которое называют Крестовичок. Он крохотный (самые крупные особи достигают около 4 см), но если укусит человека, у жертвы будут серьезные и очень долгие проблемы со здоровьем.

  1. Кубомедузы (Cubozoa). Этот класс назван так потому, что их зонтик не овальный, а кубический. От других представителей отличаются развитой нервной системой. Могут плавать со скоростью до шести метров в минуту и с лёгкостью корректировать направление. Однако они также и наиопаснейшие для людей: некоторые особи могут даже убить неосторожного пловца. Самая ядовитая на планете представительница стрекающих Морская Оса - представитель этого класса.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Среди самых необычных животных на Земле, медузы также являются одними из древнейших, с эволюционной историей, насчитывающей сотни миллионов лет. В этой статье, мы раскрываем для вас 10 основных фактов о медузах, начиная от того, как эти беспозвоночные передвигаются через толщу воду и до того, как они жалят свою добычу.

1. Медузы классифицируются, как стрекающие, или книдарии

Названные в честь греческого слова "морская крапива," книдарии являются морскими животными, характеризующиеся желеобразной структурой тела, радиальной симметрией, и стрекательными клетками "книдоцит" на щупальцах, которые буквально взрываются при захвате добычи. Существует около 10 000 видов книдарий, примерно половина из которых относятся к классу коралловые полипы, а другая половина включает гидроидных, сцифоидных и кубомедуз (группа животных, которых большинство людей называют медузами).

Стрекающие являются одними из самых древних животных на земле; корни их окаменелостей уходят почти на 600 миллионов лет назад!

2. Существует четыре основных класса медуз

Сцифоидные и кубомедузы - два класса стрекающих, включающие классических медуз; основное различие между ними заключается в том, что кубомедузы имеют кубоподобную форму колокола, и немного быстрее сцифоидных медуз. Есть, также гидроидные (большинство видов которых не проходят через стадию полипа) и staurozoa - класс медуз, которые ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь к твердой поверхности.

Все четыре класса медуз: сцифоидные, кубомедузы, гидроидные и staurozoa относятся к подтипу книдарий - medusozoa.

3. Медузы являются одними из простейших животных в мире

Что вы можете сказать о животных без центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем? По сравнению с животными, медузы чрезвычайно простые организмы, характеризующиеся главным образом волнообразными колоколами (в которых находится желудок) и щупальцами с множеством стрекательных клеток. Их почти прозрачные тела состоят всего из трех слоев наружного эпидермиса, среднего мезоглея, а внутренняя гастродерма и вода составляют 95-98 % от общего объема, по сравнению с 60 % у среднестатистического человека.

4. Медузы формируются из полипов

Как у многих животных, жизненный цикл медуз начинается с яиц, которые оплодотворяются самцами. После этого, все становится немного сложнее: то, что появляется из яйца является свободно плавающей планулой (личинкой), которая выглядит как гигантская инфузория туфелька. Затем, планула присоединяется к твердой поверхности (морское дно или скалы) и развивается в полип, напоминающий миниатюрные кораллы или актинии. Наконец, после нескольких месяцев или даже лет, полип открепляется и развивается в эфиру, которая вырастает во взрослую медузу.

5. Некоторые медузы имеют глаза

У кобомедуз есть пару десятков светочувствительных клеток в виде глазного пятна, но в отличии от других морских , некоторые их глаза имеют роговицу, линзы и сетчатку. Эти сложные глаза расположены парами по окружности колокола (один направлен вверх, а другой вниз, обеспечивая обзор 360 градусов).

Глаза используются для поиска добычи и защиты от хищников, но их основной функцией является правильная ориентация медуз в толще воды.

6. У медуз уникальный способ доставки яда

Как правило, выпускают свой яд во время укуса, но не медузы (и другие кишечнополостные), которые в процессе эволюции развили специализированные органы, называемые нематоцистами. При стимуляции щупалец медуз, в стрекательных клетках создается огромное внутреннее давление (около 900 кг на квадратный дюйм) и они буквально взрываются, прокалывая кожу несчастной жертвы, чтобы доставить тысячи крошечных доз яда. Нематоцисты настолько мощны, что могут активироваться даже тогда, когда медуза выброшена на берег или умирает.

7. Морская оса - самая опасная медуза

Большинство людей боятся ядовитых пауков и гремучих змей, но наиболее опасным для человека животным на планете может быть вид медуз - морская оса (Chironex fleckeri ). С колоколом размером с баскетбольный мяч, а также щупальцами до 3 м в длину, морская оса рыщет в водах возле Австралии и Юго-Восточной Азии, и по меньшей мере 60 человек лишилось из-за нее жизни в прошлом веке.

Незначительное прикосновение щупалец морской осы вызывает мучительную боль, а более тесный контакт с этими медузами способен убить взрослого человека за пару минут.

8. Передвижение медуз напоминает работу реактивного двигателя

Медузы оснащены гидростатическими скелетами, изобретенные эволюцией сотни миллионов лет назад. По сути, колокол медузы представляет собой заполненную жидкостью полость, окруженную круговыми мышцами, которые выпрыскивают воду в противоположном движению направлении.

Гидростатический скелет также встречается у морских звезд, червей и других беспозвоночных. Медузы могут двигаться вместе с океанскими течениями, тем самым избавив себя от лишних усилий.

9. Один из видов медуз может быть бессмертным

Как и большинство беспозвоночных животных, медузы имеют небольшую продолжительность жизни: некоторые мелкие виды живут лишь часы, в то время как самые крупные виды, например, медуза львиная грива может прожить несколько лет. Спорно, но некоторые ученые утверждает, что медузы вида Turritopsis dornii бессмертны: взрослые особи способны возвращаться к стадии полипа (см. пункт 4), и, таким образом, теоретически возможен бесконечный жизненный цикл.

К сожалению, такое поведение наблюдалась только в лабораторных условиях, и Turritopsis dornii может легко умереть многими другими способами (например, стать обедом для хищников или оказаться выброшенной на пляж).

10. Группу медуз называют "роем"

Помните сцену из мультфильма в поисках Немо, где Марлон ис Дори должны преодолеть путь через огромное скопление медуз? С научной точки зрения группа медуз, состоящая из сотен или даже тысяч отдельных особей, называется "роем". Морские биологи заметили, что большие скопления медуз наблюдаются все чаще, и могут служить индикатором загрязнения морей или глобального потепления. Рои медуз, как правило, образуются в теплой воде, а также медузы способны процветать в бескислородных морских условиях, которые не пригодны для жизни других беспозвоночных такого размера.