Однако же для народников весь этот поход в народ кончился неудачей, и притом не столько благодаря тому, что их сейчас же арестовали, сколько потому, что с народом они не вошли в соприкосновение. Крестьяне во многих местах их просто-напросто чуждались, в некоторых местах даже выдавали, а кое-где проявили и резко враждебное к ним отношение. Поэтому, когда этот первый поход так несчастливо ликвидировался, причем все же значительные кадры народников остались на свободе, одни под надзором, а некоторые и совсем незамеченные полицией, то между революционерами начались разговоры о том, как же быть дальше, и мало-помалу они пришли к мысли о необходимости более прочной организации. Мы видим уже в 1876 г. две попытки такой организации. Одна попытка была осуществлена в Москве; она была результатом многолетнего сотрудничества и содружества кружка, составившегося из нескольких воспитывавшихся заграницей молодых девушек, которые сблизились там с кружком кавказцев-студентов, во главе которого стоял студент Джабадари; они-то и составили группу мирных народников-пропагандистов, которая фигурировала в 1877 г. в так называемом «процессе 50-ти». В эту группу входили, между прочим, Л. Н. Фигнер, В. И. Александрова-Натансон, Джабадари и несколько московских рабочих, в частности Петр Алексеев, который сказал на суде пламенную и произведшую большое впечатление речь.

Но эта попытка организации не имела большого значения; гораздо большее значение имела другая попытка – в Петербурге, где было положено начало образованию уже совершенно оформленного сообщества народников-революционеров, впоследствии получившего наименование, под которым оно и известно в истории, – «Земля и воля».

Во главе этого общества стояли Марк Натансон, жена его Ольга Натансон, Александр Михайлов, и в него же входили остатки кружка чайковцев и другие народники, уцелевшие от арестов. Это общество получило довольно детально разработанную организацию. Исходным пунктом принятой им программы было положение, что только экономическая революция снизу при посредстве самого народа может привести к окончательной и полной замене современного строя более справедливой и согласной с народными идеалами общественной организацией.

Поэтому операционным базисом своей деятельности народники-революционеры, объединившиеся в обществе «Земля и воля», считали обязательно народную массу. Деятельность в народе сводилась к следующим видам: 1) организационная деятельность, имевшая в виду создание в народе такой сознательно и планомерно действующей боевой дружины, которая, концентрируя в себе все материальные и духовные орудия борьбы, могла бы в благоприятный момент или сама вызвать всеобщее восстание, или же, в случае самопроизвольного его возникновения, утилизировать его для народных целей.

Но так как для этого требовался целый ряд подготовительных работ, к признанию чего склонился перед смертью (в 1876 г.) и сам Бакунин, то предполагались:

2) агитационная деятельность, которая направлялась бы к образованию необходимой обстановки. Агитация при этом предполагалась двоякая: пассивная (подача прошений, посылка ходоков, забастовки, отказ от платежа податей и проч.) и активная (бунты и восстания), которая, однако, применена была только в одном месте, и то при помощи подложных манифестов, именно – в Чигорине (известное дело Стефановича и Дейча).

3) Установление правильных сношений с имеющимися уже готовыми организациями в народе (раскольничьими и сектантскими).

4) Пропаганда идей революционного народничества в среде общества, молодежи и городских рабочих, с целью увеличить число «критически мыслящих» и сознательно действующих поборников народа. Этими четырьмя пунктами исчерпывалась – по словам О.В. Аптекмана – сущность тактической землевольской программы.

Затем наряду с этой программой выработан был и определенный устав, причем в основу организации положена была та основная группа, которая составила этот устав в Петербурге, а затем, по рекомендации ее членов, в общество могли попадать посторонние элементы; из этой основной группы должна была рекрутироваться вся администрация общества, которая так и называлась «администрацией» и которая ведала все дела общества; при ней была особая «небесная канцелярия» для изготовления фальшивых паспортов; затем были особые группы для пропаганды среди молодежи и рабочих и, кроме того, особая «дезорганизаторская» группа, задачей которой являлось вследствие участившихся столкновений с правительством, а также для борьбы с предателями и провокаторами применение вооруженной силы. Наконец, для непосредственной пропаганды и организации в народе была основана особая, наиболее важная и многолюдная группа, так называемые «деревенщики».

«Дезорганизаторская» группа мало-помалу расширяется, и она создаст, как вы увидите, основание для уже совершенно террористической партии «Народная воля», о которой мне еще придется говорить вам.

Первым проявлением организации «Земля и воля» было устройство довольно грандиозной по замыслу демонстрации, которая, однако, свелась на деле к очень скромным размерам. Это была демонстрация 6 декабря 1876 г., устроенная у Казанского собора, причем предполагалось, что в ней будут участвовать тысячи рабочих. Нашелся и оратор, тогда молодой человек и ныне здравствующий известный теперь предводитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов; было выкинуто знамя с надписью «Земля и воля» – лозунг, как казалось манифестантам, понятный и близкий народу, но в действительности столичным народом совсем не понятый. Полиция, пользуясь малочисленностью демонстрации (собралось не более 200–300 человек), направила на нее дворников и сидельцев мелочных лавок, и демонстрация была легко рассеяна. 20 человек были схвачены и по процессу, который происходил всего через полтора месяца, были наказаны самыми суровыми карами; некоторые были сосланы в каторгу на 5– 10 лет, и минимумом наказания была ссылка на поселение.

Таково было первое публичное выступление группы революционеров-народников, за которыми вскоре укрепилось наименование общества «Земли и воли». Самая многочисленная группа этого общества – так называемые «деревенщики» – упорно продолжала делать попытки водвориться среди народа и завязать в народе более прочные и постоянные связи. Наученные горьким опытом 1874 г., они переменили значительную тактику: стали действовать гораздо осторожнее и осмотрительнее, являлись в деревню не в качестве бродячих чернорабочих, которым крестьяне всюду оказывали такое недоверие, а пытались завести в разных местах более постоянные и солидные поселения под видом мелких промышленных предприятий или же селились в деревне в качестве волостных писарей, фельдшеров, акушерок, иногда учителей, причем заводили с крестьянами на этой почве связи исподволь, не позволяя себе резко обнаруживать свои истинные тенденции и взгляды и не приступая слишком стремительно к пропаганде. Но и такие приемы хотя и предохраняли их от слишком быстрых крушений и провалов, очень мало подвигали их к цели, в конце концов заставляли все яснее и безнадежнее убеждаться в полной неподготовленности народа к восприятию их идей и в невозможности достигнуть успеха своего дела при данном уровне народного развития. Оставалось, следовательно: или, отложив в сторону всякие революционные планы и помыслы, обратиться чуть не на всю жизнь в мирных культуртрегеров, или уходить из деревни, махнув на нее рукой, и приниматься за дело «с другого конца». Трудности, которые приходилось им переживать, грубые преследования и гонения, которым подвергало их правительство, и растущее раздражение против этих репрессий и ничем не стесняемого произвола полицейских и административных властей, – все это неизбежно должно было склонить их ко второму выходу, причем перед ними все яснее ставилась задача – прежде чем вести бесплодную, при данных условиях, пропаганду в деревне, завоевать себе те элементарные условия общественной жизни, при которых свободное общение с народом, свободная и широкая пропаганда в нем своих идей сделается для них возможной и плодотворной. Обстоятельства складывались таким образом, что среди народников-революционеров «Земли и воли» все более и более должны были редеть ряды «деревенщиков», все сильнее должна была, наоборот, расти и развиваться деятельность «дезорганизаторской» группы, которая мало-помалу из «охранительного отряда» превращается в конце 70-х годов в знаменитый «исполнительный комитет», возникший первоначально среди киевских революционеров, но затем вскоре привлекший к себе все самые активные силы революционеров и сделавший террористическую борьбу с правительством главною их задачею, оттеснившею на задний план народнические мечты и идеалы.

«Земля и воля» (1876-1879)

Посчитав, что одной из причин неудачи «хождения в народ» стало отсутствие какой-либо организации, уцелевшие от арестов народники создали в 1876 году партию, которая с 1878 года начала именоваться «Земля и воля». Вот что писал о ней Александр Михайлов: «В 1877 г. весной почти весь кружок народников, местным своим составом, вместе с десятками связанных с ними людей, двинулись в народ, так как там, в организации народных вожаков и местных экономических протестах были все его надежды. В Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани, на Урале, в Ростове, на Кубани и вообще на юго-восточных окраинах образовался ряд поселений, но центр был Саратов». Михайлов А. Д. Автобиографические заметки. // Жур-л «Былое», 1906. - № 2. - С. 163.

В Николин день, 6 декабря члены организации после молебна, который отслужили в Казанском соборе Петербурга за здравие Николая Чернышевского, устроили на площади демонстрацию, где подняли красное знамя с надписью «Земля и воля». Его держал в руках поднятый демонстрантами шестнадцатилетний рабочий Яков Потапов. «Эта выходка, -- говорилось далее в обвинительном заключении, -- сопровождалась криками «ура» и бросанием в воздух шапок». Раздались возгласы: «Да здравствует социальная резолюция, да здравствует «Земля и воля»!». Государственные преступления в России в XIX веке. В 3-х т. - СПб.: Донская Речь, 1906. - Т.2. - 1016 с. - С.4.

Центральный петербургский кружок составили 26 человек: М. А. Натансон, О. А. Натансон, А. Д. Оболешев, А. Д. Михайлов, А. Ф. Михайлов, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, А. А. Квятковский, А. С. Емельянов (Боголюбов), М. Р. Попов, Г. В. Плеханов, Г. Н. Преображенский, В. Ф. Трощанский, А. И. Зунделевич, А. И. Баранников, Г. М. Тищенко, Л. П. Буланов, А. А. Хотинскии, Н. П. Мощенко, О. В. Аптекман, В. Н. Игнатов, Н. И. Сергеев, М. К. Крылова, Мельгунов, С. А. Харизоменов и О. Николаев. Впоследствии в основной состав организации было кооптировано еще 35 человек. Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля». - М., 1961. - С. 74--75.

Землевольцы, полагая, что ошибка их предшественников заключалась в непродолжительном пребывании среди крестьян, перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде - стали создавать поселения народников в деревне. Землевольцы при активном участии наиболее политизированных и сознательных рабочих создали в Петербурге «Северный союз русских рабочих» (1878 г.). Первой же рабочей организацией в России стал «Южнороссийский союз рабочих», созданный в 1875 году народником Е.О. Заславским в Одессе. Стремясь поднять народ на революцию, землевольцы считали необходимым проводить:

· организаторскую деятельность с целью передачи всей земли крестьянам на правах общинного владения, введения мирского самоуправления, демократических свобод;

· акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство провокаторов и наиболее «вредны» представителей власти). Революционное народничество 70-х годов XIX века. [Электронный ресурс] // С.С.Волк. - М.: Изд-во "Наука", 1965. - Т.2. - Режим доступа: http://krotov.info/history/19/1870/1870narvol.html#03, свободный. - Загл. с экрана.

Попытка Я. В. Стефановича и Л. Г. Дейча поднять в 1877 г. бунт среди крестьян Чигиринского уезда с помощью подложной царской грамоты провалилась и дискредитировала организацию. Дезорганизаторские акты «Земли и воли» первоначально носили характер мести и самообороны. В январе 1878 г. давняя участница народнического движения В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. Суд присяжных оправдал Засулич, что с энтузиазмом было воспринято либеральной общественностью.

Для части революционеров-народников вердикт суда стал показателем общественного сочувствия к их деятельности и подтолкнул на путь политической борьбы и индивидуального террора. Они стали устраивать покушения на правительственных чиновников, в августе 1878 г. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга главу III Отделения Н. В. Мезенцова. Землевольцы стали рассматривать террор как средство воздействия на народ. 2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным, Соловьев был повешен. Общественное движение при Александре II. Исторические очерки. - Париж: Изд-е ред-и «Освобождения», 1905. - С.161-168.

Новое «хождение в народ» не дало результатов. В рядах «Земли и воли» назрел кризис. В июне 1879 г. состоялся съезд в Воронеже, который привел к компромиссу. Он оставил неизменной программу организации, но признал террор методом ведения политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. Последовательным противником террора был Г. В. Плеханов, который, оставшись в одиночестве, покинул съезд и вышел из организации. Вскоре на петербургском съезде произошел полный раскол: на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию «Черный предел», и сторонников политической борьбы и «достижения политической свободы» как необходимого условия для социалистической пропаганды - «политиков», образовавших «Народную волю».

Первые народнические организации в России формируются в конце пятидесятых годов девятнадцатого века. Так возникает студенческий кружок, располагающийся в Харьковском университете, а потом московский кружок пропагандистов, возглавляемый П.Г. Заичневским и П.Э Аргиропуло. Однако, впоследствии их стало больше.

Кружок «Земля и воля» функционирующий с 1861 по 1864 год был первой большой организацией народников, который насчитывал более трёхсот членов. В роли руководителей данной организации выступали В.А. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, а также А.А. Слепцов. В качестве основной цели общества считалось формирование условий для будущей революции, ожидаемой в 1863 году, время, когда бы завершилось подписание уставных грамот. Для осуществления целей использовались нелегальная и легальная пропаганда. В легальные общества «Земли и воли» (Шахматный клуб и Артель литераторов) входили П.Л. Лавров, И.А. Гончаров, А.Н. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.И. Писарев, а также Ф.М. Достоевский и Н.Г. Чернышевский.

В период репрессий 1864 года организация самораспустилась.

С 1863 по 1866 годы действовала иная революционная организация под названием "Ишутинцы", которую возглавлял Н.А. Ишутин. Д.В. Каракозов в 1866 году, являющийся членом данной организации совершил неудачное покушение на жизнь Александра Второго.

В конце шестидесятых годов того же столетия была организована "Народная расправа". Возглавлял её революционно настроенный фанатик С.Г. Нечаев, отрицавший какую-либо этику, серьёзно считая, что цель оправдывает любые средства. Чтобы возвысить революционные идеалы он даже смог пойти на организацию уголовного преступления.

Так называемые «чайковцы» - члены "Большого общества пропаганды" работали с 1869 по 1874 годы. Данная организация возглавлялась такими известными деятелями как П.А. Кропоткин, С.М. Кравчинский, С.Л. Перовская, Н.В. Чайковский, а также М.А Натансон.

Революционно настроенная народническая организация «Народная воля», существовавшая с 1879 по 1882 год и возглавляемая Исполнительным комитетом, включающим в себя таких деятелей как Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская и А.И. Желябов, ставила в качестве основной цели революционный захват власти в государстве, утверждение общинного социализма и утверждение для каждого политических свобод.

Также, одной из самых известных стала организация «Черный передел», просуществовавшая с 1879 по 1882 год.

Народническая организация «Земля и воля»

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг.

Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.

«Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.

«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.

В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».

Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» и «политиками» - с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.

Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

  • Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5 изд. - т.12. - С.135.

Подготовка революции требовала объединения и централизации всех революционных сил.

В конце 1861 г. революционные кружки России создали организацию «Земля и воля» . Идейным руководителем и вдохновителем ее был Н. Г. Чернышевский.
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической тайной организацией России. В нее входили несколько сотен членов из разных социальных слоев: мелкие чиновники, литераторы, студенты, офицеры.
Землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале «Земля и воля» , в прокламациях «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Великорус» они разъясняли крестьянам, солдатам и студентам задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса, демократического преобразования России, ее полного социального переустройства.
Ориентируясь на подъем крестьянского и национального движения в России, землевольцы надеялись поднять революцию. Однако после 1863 г. крестьянское движение пошло на спад, восстание 1863 г. в Польше было жестоко подавлено, многие революционеры (в том числе Н. Г. Чернышевский еще в 1862 г.) арестованы; другие, спасаясь от репрессий, эмигрировали. К весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать. Самодержавию удалось отбить натиск революционной демократии первой половины 60-х годов.
Деятельность «Земли и воли» имела большое историческое значение. Организация была центром сплочения наиболее активных демократических сил для подготовки революции. «Земля и воля» 60-х годов оказала серьезное влияние на последующее развитие освободительного движения, формирование революционно-демократической идеологии в России .
Во второй половине 60-х годов революционно-демократическое движение, несмотря на репрессии правительства, не угасло. В эмиграции продолжали свою деятельность Л. И. Герцен и Н. П. Огарев. В мировоззрении Герцена наметился решительный переход «...от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 257). Герцен признал историческую правоту марксизма. Он познакомился с деятельностью I Интернационала, созданного в 1864 г., внимательно следил за развитием пролетарской борьбы, оказывал большую помощь женевским секциям Интернационала, принимал участие в политической борьбе французского пролетариата.
Идейное развитие Герцена отражало общие сдвиги, происходившие в русском освободительном движении. В 1870 г. находившиеся в Женеве русские революционеры создали Русскую секцию Интернационала и обратились к Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном Совете. В 1871 г. в дни Парижской Коммуны русские революционеры сражались на баррикадах, оказывали медицинскую помощь ра«еным. В 1872 г. на русский язык был переведен I том «Капитала» К. Маркса. В пролетарской борьбе часть революционеров России увидела могучее средство социального преобразования мира.
Однако эмигрантские организации русских революционеров-демократов были слабо связаны с действовавшими в России кружками. Члены этих кружков не видели в России пролетариата, способного на последовательную революционную борьбу. Некоторый спад массового крестьянского движения во второй половине 60-х годов обусловил появление у части революционеров мыслей и теорий о возможности общественных преобразований без участия народных масс. Появились группы, рассматривавшие заго-вор и террор как средство для развязывания социальной революции. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. студент Д. Н. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Царизм воспользовался этим для нового усиления репрессий. Был разгромлен кружок П. А. Ишутина (в который входил Каракозов), закрыты прогрессивные журналы, запрещены студенческие кружки, кассы взаимопомощи.
Однако молодые революционные силы продолжали антиправительственную деятельность. В конце 60-х годов в Петербурге сложился студенческий кружок, во главе которого стояли учитель С. Г. Нечаев и журналист II. Н. Ткачев. В «Программе революционных действий» они призывали молодежь готовить восстание, опираясь на любые общественные силы и применяя любые средства. После разгрома кружка в Петербурге Нечаев на время скрылся за границу. Осенью 1869 г. он вернулся в Россию и создал в Москве новую организацию «Народная расправа», построенную на принципе неограниченного централизма и слепого подчинения рядовых членов руководителю. За отказ подчиниться диктатуре Нечаева студент Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. Нечаев скрылся в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник (1872). Процесс над Нечаевым царизм использовал для дискредитации революционеров. Для самих революционных сил России судебный процесс вскрыл политический авантюризм Нечаева, показал необходимость выработки иных методов революционной борьбы. Процесс показал также рост революционных настроений среди русской молодежи. Стимулировал этот рост новый подъем крестьянского движения в центральных губерниях России, в Азербайджане, Грузии, Поволжье и на Украине.
На рубеже 60-70-х годов начался новый этап в истории революционно-демократической освободительной борьбы в России. «Господствующим направлением... стало народничество» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 94).