Вплоть до наступления эры реактивной авиации, а это без малого половина века боевой авиации, самолета прямо зависела от размаха его крыльев. Имелся у «ширины плеч» аэроплана и еще один весомый плюс – с появлением подвесного вооружения способность техники нести смертоносный груз кардинально пересмотрели. Самые лучшие бомбардировщики мира вошли в историю как гиганты, чьи огромные крылья заслоняли от врага солнце, наводя ужас до того, как начнут падать бомбы.

1

В 1941-ом году американские военные решили, что если Британия, этот «природный авианосец», будет оккупирована, им потребует гигантский бомбардировщик, способный достать фашистов и за Атлантикой. Позже, благодаря 70 м крыльям и потолку полета в 15 км, «Миротворец» худо-бедно угрожал СССР, неся в чреве ядерные заряды. Интересный факт – Convair B-36 послужил прототипом для атомолета, воздушного судна с атомной силовой установкой, но эксперимент провалился.

2


Обладатель сразу двух довольно спорных рекордов – самый тяжелый самолет времен Второй Мировой войны и самый крупный летательный аппарат, уничтоженный в ходе ее же. Blohm & Voss BV 238 был гигантской экспериментальной летающей лодкой с размахом крыльев 60 м, способной нести бомбы и торпеды или же доставлять к месту назначения диверсантов сразу с легкой техникой. Пал в неравном бою против 6-ти британских истребителей.

3


В годы Холодной войны перед инженерами Boeing была поставлена практическая задача – создать бомбардировщик, который сможет с территории США доставить 2 термоядерные бомбы в любую точку СССР. Те пошли дальше и их задела хватило не только на весь XX век, различные модификации B-52 планируют оставить на вооружении вплоть до 2040-го года. Размах крыльев «суперкрепости» достигает 56 м и она может нести 31,5 т бомбовой нагрузки.

4


«Изделие 70», он же «Blackjack», он же «Белый лебедь» – самолет, обладающий самым длинным списком заслуженных титулов в истории бомбардировочной авиации. Крыло этого реактивного гиганта построено по принципу изменяемой стреловидности, его длина варьируется от 55 до 50 м. Самолеты Ту-160 стали первоочередной мишенью западной военщины и едва пережили развал социалистической империи, в которой их создали. Всего в мире осталось 16 таких машин, но существуют планы довести их численность как минимум до 50-ти.

5


Бомбардировщик-невидимка, первый серийный самолет в данной категории и, вероятно, последний. Причина прозаична – ценник $1,157 млрд. делает его самым дорогим летающим средством в истории. Это в десятки раз дороже среднестатистического полета в космос с полезной нагрузкой, при этом 52-м «летающее крыло» обладает довольно таки противоречивыми летными характеристиками. У каждого из 21 самолета B-2 Spirit есть собственные имена, посвященные отдельными штатам США.

6 М-4


Самолет создавался как конкурент сразу двум, в будущем ставшими легендарными бомбардировщиками, советскому Ту-95 и американскому B-52. Благодаря прижатым к фюзеляжу турбореактивным двигателям, его крылья были «аэродинамически чистые» и раскинулись на 50 м. Модель оказалась очень невезучей, на испытаниях постоянно притягивала к себе неприятности и собрала печальный урожай человеческих жертв. В конечном итоге требования понизили и переделали М4 в топливозаправщик.

7


В массовой культуре данный самолет часто путают с его предшественником, моделью B-17, доминирующим бомбардировщиком Второй Мировой войны. Их крылатые полчища стерли с лица земли германские города и вызвали рукотворное огненное торнадо в Дрездене. Достижения Boeing B-29 куда скромнее – они сбросили «Малыша» на Хиросиму и «Толстяка» на Нагасаки, проведя первую в истории атомную бомбардировку. Стратегический бомбардировщик с размахом крыла 43 м подошел для этой цели идеально.

8


Детище концепции скоростного прорыва ПВО противника на сверхмалых высотах, с огибанием рельефа – полная противоположность классическим бомбардировкам с высоты. B-1 имеет крыло изменяемой стреловидности размахом 41 м, что позволяет ему пикировать на скорости вдвое быстрее звуковой. А 34 тонны различных бомб и ракет превращают его в символ американской военной машины – эти самолеты участвовали во всех крупных войнах с конца прошлого века.

9


Летающая лодка Императорского флота Японии, по совместительству – морской стратегический бомбардировщик с размахом крыла 38 м. H8K было неплохо адаптирован для водной среды и нес внушительные по тем временам 2 тонны бомб, но когда настало время бомбить Перл-Харбор, оба отправленных самолета с позором промазали из-за тумана. После этого гиганта стали преимущественно гонять в дальнюю разведку, благо, позволял запас топлива, а аэродром служил весь океан.

10


Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, способный охотится за авианосцами, одним ударом уничтожить целую танковую колонну, уходить от истребителей или высыпать со звенящих высот на беспечного врага 24 т смертельных подарков. В реальности повоевать Ту-22М почти не удалось, но он стал своеобразной испытательной площадкой – на этих самолетах обкатывали первые отечественные бортовые компьютеры. Один из немногих в мире тяжеловесов с изменяемой геометрией крыла, которое размахнулось на 34 м.

Пять лучших бомбардировщиков, построенных в XX веке, эксперты американского военно-аналитического журнала The National Interest (NI) выбирали по критерию «эффективность - стоимость» и инновационности конструкции для своего времени. По мнению издания, лидерами бомбардировочного самолетостроения всех времен и народов можно считать английский Handley Page тип O/400 времен Первой мировой войны, германский «Юнкерс» Ю-88, британские de Havilland DH-98 Mosquito и Avro 683 Lancaster периода Второй мировой войны, а также американский Boeing B-52 Stratofortress («Стратокрепость») эпохи «холодной войны».

Первый из Первой мировой

Shutterstock Handley Page тип O/400

На первом месте, по версии NI, оказался английский фронтовой бомбардировщик Handley Page тип O/400 — самый массовый двухмоторный бомбардировщик Первой мировой войны.

Машина комплектовалась двумя двигателями Rolls-Royce Eagle (322 л.с.), взлетный вес самолета составлял 6370 кг, максимальная скорость — 147 км/час, продолжительность полета — 8 часов, вооружение — 5 пулеметов и 820 кг бомб.

Всего было построено 554 машины этого типа. Они активно применялись на Западном фронте. Отдельные экземпляры служили в Македонии и Палестине. С августа 1918 года Handley Page O/400 регулярно бомбили немецкие промышленные центры в Сааре и Рейнской области. На них англичане начали применять сверхтяжелые по тем временам 750-килограммовые бомбы. К началу ноября 1918 года на фронте числилось 258 Handley Page O/400. В 1920 году самолет сняли с вооружения.

Универсальный немец

Shutterstock Junkers Ju-88

На втором месте среди выдающихся бомбардировщиков оказался германский «Юнкерс». Junkers Ju-88 — многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов той войны. Ju-88 использовался как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, разведчик, торпедоносец и ночной истребитель.

«Юнкерс» по праву стал одним из наиболее известных самолетов времен Второй мировой войны. С 1937 по 1944 год в первоначальную конструкцию скоростного бомбардировщика внесли около 3 тыс. изменений, которые привели к созданию шести базовых конструкций и более 60 модификаций. Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ju-88А-4. Общее количество всех выпущенных самолетов превысило 15 тыс. штук.

Junkers Ju-88 с полными на то основаниями может считаться лучшим среди массовых двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе — и одним из лучших в своем классе самолетов Второй мировой войны. Широкое применение нашли также истребительные варианты Ju-88. Например, Ju-88G стал лучшим немецким ночным истребителем.

Ju-88 экспортировался. Первым его покупателем стал Советский Союз, куда в 1940 году поставили для испытаний три Ju-88А.

ВВС Румынии начали получать Ju-88А и D весной 1943 года. Венгерские ВВС с конца 1942 года получили в общей сложности до 100 Ju-88А и D. Финляндии весной 1943 года поставили 24 Ju-88А-4. 31 Ju-88А летом 1943 года передали Италии, но после капитуляции этой страны немцы забрали свои самолеты обратно. Во Франции брошенные на территории страны Ju-88А-4 (22 самолета) поступили на вооружение сформированной в сентябре 1944 года бомбардировочной группы.

Сохранявшая нейтралитет Испания исправно интернировала немецкие самолеты, совершавшие вынужденные посадки на ее территории. Благодаря этому Мадрид получил около десяти Ju-88 — в основном разведывательных модификаций. Кроме того, в декабре 1943 года в Германии было куплено 10 Ju-88А-4, а впоследствии — еще 18 таких самолетов. Ju-88 служили в Испании до 1957 года.

Недосягаемый англичанин

Paul Le Roy de Havilland DH-98 Mosquito

На третье место эксперты NI поставили английский de Havilland DH-98 Mosquito — скоростной бомбардировщик и ночной истребитель времен Второй мировой войны. Возможно, это один из наиболее удачных типов самолетов, производившихся тогда союзниками.

De Havilland DH-98 Mosquito представлял собой двухмоторный высокоплан с двумя двигателями Rolls-Royce Merlin XXI (1350 л.с.). Его максимальная скорость достигала 680 км/час, дальность полета — 3010 км. Бомбовая нагрузка составляла 900 кг. Экипаж — два человека.

В конструкции самолета была применена толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренним из бальсы с еловыми вставками для прочности, оклеенная поверх тканью. Это позволило Mosquito достичь требуемой прочности при малом весе конструкции.

Германские РЛС не обнаруживали эти самолеты, так как у Mosquito только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.

Легкость конструкции, тщательная отделка поверхности крыльев, аэродинамическое совершенство очертаний машины делали этот самолет практически недосягаемым для врага.

Mosquito выполняли точечные бомбометания, а также использовались как целеуказатели при ночных бомбардировках немецких городов. В бомбардировочном варианте отсутствовало оборонительное стрелковое вооружение, характерное для бомбардировщиков того времени. Тем не менее потери среди Mosquito были одними из самых низких из всех самолетов Второй мировой войны — 11 на 1 тыс. вылетов. Скорость и высота полета делали их малоуязвимыми как для германских истребителей, так и для огня зенитной артиллерии. Чаще всего в боевых донесениях Королевских ВВС значилось: «Задание выполнено, все Mosquito вернулись на базу».

Фирма de Havilland построила более чем 7 тыс. штук Mosquito для Великобритании и других союзнических государств. После войны Mosquito находились на вооружении в Израиле, Китайской Народной Республике, Югославии и Доминиканской Республике.

«Рабочая лошадка» Королевских ВВС

Shutterstock Avro 683 Lancaster

На четвертом месте — английский Avro 683 Lancaster. Самолет Avro 683 Lancaster В.Mk1 комплектовался четырьмя двигателями Rolls-Royce Merlin XXIV (1640 л.с.). Максимальная скорость машины составляла 462 км/час на высоте 3500 м. Дальность полета — 4072 км с 3175 кг бомб.

Оборонительное вооружение — 8 пулеметов Browning калибра 7,7 мм. Всего было выпущено 7374 бомбардировщика Lancaster. Этот самолет называют «рабочей лошадкой» Королевских ВВС во Второй мировой войне. С середины 1942 года до дня победы был главным оружием Бомбардировочного командования в ночных налетах на объекты в Германии.

Самой тяжелой бомбой, сбрасываемой с Lancaster в ходе Второй мировой, был 9988-килограммовый боеприпас Grand Slam, который падал к земле быстрее звука.

Lancaster мог нести намного более мощную бомбовую нагрузку, чем американские B-17 Flying Fortress или B-24 Liberator, и обладал существенно большей дальностью полета. С 1942 до 1945 год бомбовые удары Lancaster привели к разрушению многих немецких городов и гибели тысяч мирных жителей Германии.

В то же время сложные и дорогие тяжелые четырехмоторные Lancaster легко уничтожались относительно дешевыми немецкими истребителями. Воздушные бои велись в условиях, весьма выгодных для люфтваффе, поскольку поврежденные немецкие самолеты могли приземлиться на своих аэродромах вылета, а выбрасывающиеся с парашютом немецкие пилоты, как правило, возвращались в строй.

Окончательно Lancaster ушел в отставку в начале 1960-х годов. В ВВС Канады он длительное время после Второй мировой войны использовался как самолет-разведчик и базовый патрульный самолет.

Крепость в стратосфере

Mindaugas Kulbis/AP Boeing B-52 Stratofortress

На пятом месте — Boeing B-52 Stratofortress («Стратокрепость»). Рожденные после Второй мировой войны, эти самолеты по сей день составляет основу стратегической бомбардировочной авиации США и олицетворяют военную мощь сверхдержавы. Опытный образец В-52 совершил первый полет еще весной 1952 года. Это дозвуковой самолет со стреловидным крылом большого удлинения. Шасси велосипедного типа. Под каждой консолью чрезвычайно гибкого крыла на пилонах попарно размещены восемь турбореактивных двигателей.

B-52 создавался как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободно падающих ядерных бомб.

Катастрофический опыт боевого применения B-29 в Северной Корее в 1950 году ясно продемонстрировал, что Соединенным Штатам срочно требуется новый стратегический бомбардировщик. Первые два поколения самолетов, выбранных ВВС США, оказались почти одинаково непригодны в этом качестве — безнадежный B-36, B-47 с коротким радиусом действия, B-58 с сомнительными характеристиками и устаревший, прежде чем поступил на вооружение XB-70.

В 1950-х годах в первый полет поднялся единственный на Западе сверхзвуковой бомбардировщик — Convair B-58 Hustler с дельтовидным крылом. Он обладал дальностью полета, недостаточной для выполнения стратегических задач. Повседневная эксплуатация В-58 считалась для пилотов бомбардировочной авиации куда более опасным делом, чем гипотетическая встреча с вражеским истребителем.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в США сделали дорогостоящую попытку создать сверхзвуковой стратегический бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, способный заменить В-52. Самолет рождался в мучительных спорах между заказчиком, фирмой-изготовителем и конгрессом США. Одни считали, что межконтинентальная баллистическая ракета выполнит задачу успешнее громоздкого и уязвимого самолета. По мнению других, скорость и высота полета В-70 слишком велики, чтобы он мог точно сбросить бомбы. Третьи полагали, что машина устареет еще до того, как конструкторы справятся с массой чисто технических проблем. Первый полет В-70 состоялся почти через десять лет после начала разработок. Спустя год второй опытный экземпляр потерпел катастрофу в результате столкновения с сопровождающим истребителем. Работы над В-70 были прекращены.

Сейчас затраты на B-70 оцениваются как пустая трата средств налогоплательщиков.

Самолеты В-52 в конце 1960-х — начале 1970-х годов активно применялись в боевых действиях в Юго-Восточной Азии для выполнения операций под общим кодовым наименованием Arclight. Участвовавшие в операциях самолеты дислоцировались на авиабазах Андерсен (о. Гуам), Утапао (Таиланд) и Кадена (о. Окинава). В декабре 1972 года была проведена одна из наиболее крупных воздушных операций под кодовым наименованием Linebacker II против Ханоя, Хайфона и других северовьетнамских городов. Более 200 самолетов В-52, принимавших участие в операции, выполнили свыше 729 боевых вылетов и сбросили 13 620 тонн бомб.

В ходе войны в Персидском заливе в 1991 году для нанесения бомбовых ударов по Ираку использовалось 70 самолетов В-52. По свидетельству американцев, В-52 был одним из самолетов, которые наиболее часто запрашивались сухопутными силами для подавления иракских наземных сил.

В ходе войны в Ираке в 2004 году эскадрилья В-52 совершила самый длительный в истории воздушных операций перелет с континентальной части США по маршруту протяженностью около 22 500 км. Самолеты находились в воздухе 34 часа 20 минут.

Были осуществлены четыре дозаправки топливом в полете.

Несколько рекордных полетов продемонстрировали выдающиеся летно-тактические характеристики бомбардировщика В-52 еще в далеких 1950-х годах. 18 января 1957 года три бомбардировщика В-52 совершили кругосветный полет, пролетев 39 750 км за 45 часов 19 минут при средней скорости 850 км/час. 11 января 1962 года самолет В-52 установил рекорд дальности без дозаправки топливом в полете, преодолев 20 168 км за 22 часа 9 минут.

С 1954 по 1963 год на вооружение ВВС США были поставлены 742 B-52. Семьдесят восемь остаются в боевом составе бомбардировочного авиационного командования и сегодня, подвергнувшись за истекшие десятилетия многократным модернизациям, которые продлят эксплуатацию самолета до 2030-2040-х годов.

Утешительные призы для русских «Медведей»

Помимо пяти призовых мест, эксперты The National Interest решили учредить и поощрительные премии. Среди прочих в число дополнительных номинантов попали два российских бомбардировщика — Ту-22М и Ту-95, один британский, палубный штурмовик ВМС США, беспилотный летательный аппарат США и итальянский бомбардировщик времен Первой мировой войны.

Ту-95 (по кодификации НАТО Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолет с винтовыми двигателями. До настоящего времени единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Общее количество разработанных вариантов самолета Ту-95, включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществленные проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 единицам.

Ту-22М (по кодификации НАТО Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Всего выпущено 497 единиц, из них в варианте Ту-22М3 — 268.

16 августа 1981 года на вооружение ВВС США поступил первый бомбардировщик B-52G, способный нести крылатые ракеты. Самолет представлял собой модификацию первого самолета B-52 и мог размещать в фюзеляже 12 крылатых ракет, несущих ядерные боеголовки.

B-52G создали для того, чтобы продлить срок эксплуатации самолетов серии B-52 до принятия на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков B-58 Hustler. После модификации у B-52G увеличился взлетный вес на 17 235 кг. Под крылом были размещены два внешних топливных бака на 2650 л каждый.

Позднее этот самолет мог нести уже не 12, а 20 крылатых ракет класса «воздух — поверхность». Их боевая часть могла нести обычные фугасные или ядерные заряды. Эти ракеты после пуска могут самостоятельно пролететь до цели 160 км.

SmartNews составил список самых лучших современных бомбардировщиков.

Видео

Видео: Brian Lockett

NORTHROP B-2 SPIRIT

B-2 предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолет покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло». Бомбардировщик может нести до 27000 кг различного вооружения. B-2 может пролететь без дозаправки 11100 км, и нести при этом 16 ядерных ракет.

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. Однако после расследования катастрофы полета B-2 были снова возобновлены.

Видео

Видео: TurbojetAquila

ROCKWELL B-1 LANCER

Этот самолет создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако, в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями. На 2010 год на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.

B-1B представляет собой самолет длиной 44,81 м, высотой 10,36 м, размахом крыла 41,67 м (23,84 м при максимальной стреловидности). Максимальная взлетная масса — 216,365 т, вес пустого самолета — 87,09 т, максимальная внутренняя боевая нагрузка — 34,019 т, внешняя — 31,752 т, максимальный вес топлива — 88,45 т. Максимальная скорость полета — 1,25М, перегоночная дальность 12 тыс. км.

Видео

Видео: f39eagle2

ТУ-22М3

Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.

Для выполнения боевых задач самолет может нести до 3 сверхзвуковых управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-22МА, до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР Х-15 для поражения наземных целей и РЛС противника, а также обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески.

В качестве оборонительного вооружения используется пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально, с увеличенной до 4000 выстр/мин скорострельностью и дистанционным (по телевизионному и радиолокационному каналам) управлением.

Видео

Видео: periskopspb

Ту-22М3: от взлёта до посадки

ТУ-95МС

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Авиация приносит смерть с небес. Неожиданно и неотвратимо. «Небесные тихоходы» и «Летающие крепости» — именно они главные в воздухе. Все остальные самолеты и наземные ракетные комплексы, истребители и зенитки - всё это создано для обеспечения успешных действий бомбардировщиков или противодействия вражеским бомбовозам.

Телеканал «Military Channel» составил рейтинг из 10 лучших бомбардировщиков всех времен - и, как всегда, получилась адская смесь из машин разных классов и временных эпох. Полагаю необходимым переосмыслить некоторые моменты американской передачи во избежание возникновения панических настроений среди некоторых морально неокрепших членов российского общества.

Стоит отметить, что многие упреки в адрес «Military Channel» выглядят необоснованными - в отличие от российского телевидения с его бесконечными «комеди клабами», «Дискавери» делает по-настоящему яркую, интересную передачу для массового зрителя. Делает как умеет, часто допуская нелепые ошибки и откровенно бредовые высказывания. В то же время, журналисты отнюдь не лишены объективности - всякий рейтинг «Дискавери» содержит по-настоящему выдающиеся образцы техники. Вся проблема с нумерацией мест, на месте журналистов я бы вообще ее отменил.

10 место - B-17 Flying Fortress (Летающая Крепость) и B-24 Liberator (Освободитель)

Тяжелые бомбардировщики активно воевали на всех фронтах Второй мировой, прикрывали арктические конвои, использовались в качестве транспортных самолетов, танкеров, фоторазведчиков. Существовали проекты «тяжелого истребителя» (!) и даже беспилотного самолета-снаряда.

Характеристики соответствуют модификации B-17G
Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик. Экипаж 10 человек; Макс. взлетная масса 29 710 кг; Максимальная скорость 515 км/ч; Боевой радиус 3219 км с 2277 кг бомб; Потолок 10 850 м;
Вооружение: до 7900 кг бомб, практически редко превышала 2300 кг; 13 оборонительных пулеметов M2 Browning machine gun Cal .50 (12,7 мм).

Характеристики соответствуют модификации B-24J
Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик. Экипаж 7-10 человек; Макс. взлетная масса 29 500 кг; Максимальная скорость 470 км/ч; Боевой радиус 3 400 км; Потолок 8 500 м;
Вооружение: от 1 200 кг до 3 600 кг бомб; 10 оборонительных пулеметов M2 Browning machine gun Cal .50 (12,7 мм).

У Генри Форда неоднократно спрашивали, отчего его авиационный завод «Уиллоу Ран» имеет такую странную Г-образную форму: в самый разгар производства конвейер неожиданно поворачивал под прямым углом. Ответ был прост: гигантский сборочный комплекс упирался в территорию другого штата, где налог на землю был выше. Американский капиталист посчитал все до цента и решил, что дешевле развернуть заводские цеха, чем платить лишние налоги.

Построенный в 1941-1942 гг. на месте бывшей родительской фермы Форда, завод «Уиллоу Ран» собирал четырехмоторные бомбардировщики B-24 «Освободитель». Парадоксально, но этот самолет остался практически неизвестным, уступив все лавры «Летающей крепости». Оба стратегических бомбардировщика несли одинаковую бомбовую нагрузку, выполняли схожие задачи и были весьма близки по конструкции, при этом B-17 было выпущено 12 тыс. самолетов, а объем производства B-24, за счет таланта бизнесмена Генри Форда, превысил 18 тыс. машин.

Но особую известность «Крепости» и «Освободители» приобрели во время своих налетов на Германию. Стратегические бомбардировки не были американским изобретением - впервые эту тактику применили немцы, разбомбив 4 мая 1940 года голландский Роддердам. Идея понравилась англичанам - уже на следующий день самолеты Королевских ВВС крушили Рурский промышленный район. Но настоящее безумие началось в 1943 году — с появлением у союзников четырехмоторных бомбовозов жизнь населения Германии превратилась в адскую дискотеку.

Существуют различные трактовки боевой эффективности стратегических бомбардировок. Самое распространенное мнение — бомбы не причиняли промышленности Рейха никакого вреда — несмотря на все попытки союзников, объем немецкого военного производства в 1944 г. непрерывно возрастал! Однако здесь есть следующий нюанс: военное производство непрерывно увеличивалось во всех воюющих странах, но в Германии темпы роста были заметно ниже - это хорошо заметно на цифрах производства новых моделей бронетехники («Королевские Тигры», «Ягдпантеры» — всего несколько сотен единиц) или трудности с запуском в серию реактивных самолетов. Более того, этот «рост» был куплен дорогой ценой: в 1944 г. в Германии был полностью свернут гражданский сектор производства. Немцам стало не до мебели и граммофонов - все силы были брошены на войну.

9 место - Handley Page 0/400


Тяжелый бомбардировщик. Макс. взлетная масса 6 тонн. Максимальная скорость 160 км/ч. Дальность полета 1100 км. Потолок 2600 м. Интересный факт: для набора высоты 1500 м «супер-бомбардировщику» требовалось целых 23 минуты.
Вооружение: 2000 фунтов (907 кг) бомбовой нагрузки, 5 оборонительных пулеметов калибра 7,7 мм.

Наверное, "Дискавери" имел в виду лучший бомбардировщик Первой мировой войны. Что ж, я разочарую многоуважаемых экспертов. «Хэндли Пейдж» 0/400 был, конечно, великолепным самолетом, однако в те годы существовал куда более грозный бомбардировщик - «Илья Муромец».

Четырехмоторный русский монстр создавался как машина для мирного неба: с комфортабельным пассажирским салоном с подогревом и электроосвещением, спальными купе и даже ванной комнатой! Фантастический крылатый корабль совершил свой первый полет в 1913 году - на 5 лет раньше британского «Хэндли Пейджа», ни в одной стране мира тогда не было ничего подобного!

Но мировая война быстро расставила свои приоритеты - 800 кг бомбовой нагрузки и 5 пулеметных точек - таким стал удел «Ильи Муромца». 60 бомбардировщиков этого типа непрерывно использовались на фронтах Первой мировой, при этом немцам удалось с колоссальными усилиями сбить лишь 3 машины. Использовались «Муромцы» и после войны - самолеты снова вернулись к своим мирным обязанностям, обслуживая первую в РСФСР пассажирско-почтовую авиалинию Москва — Харьков.

Очень жаль, что создатель этой удивительной машины покинул Россию в 1918 году. Им был ни кто иной, как Игорь Иванович Сикорский - гениальный конструктор вертолетов и основатель всемирно известной корпорации «Sikorsky Aircraft».

Что касается двухмоторного бомбардировщика «Хэндли Пэйдж» 0/400, которым восхищалось «Дискавери», то он был всего лишь самолетом своего времени. Несмотря на более совершенные двигатели и оборудование, его характеристики соответствовали «Илье Муромцу», созданному на 5 лет раньше. Единственное отличие - британцы смогли развернуть крупносерийное производство бомбардировщиков, в результате, осенью 1918 г. небо над Европой бороздило около 600 этих «воздушных крепостей».

8 место - Junkers Ju-88

Характеристики соответствуют модификации Ju.88A4
Скоростной бомбардировщик. Максимальный взлетный вес 14 тонн. Скорость (на высоте 5300 м) 490 км/ч. Дальность полета 2400 км. Потолок 9000 м.
Вооружение: 4-5 оборонительных пулеметов MG-15 или MG-81 калибра 7,92 мм, до 3 000 кг боевой нагрузки.

По словам "Дискавери", самолеты с черными крестами на крыльях отлично показали себя в Европе, но совершенно не годились для нанесения ударов по промышленным объектам Урала и Сибири. Хмм…утверждение, конечно, справедливое, но Ju.88 изначально создавался как самолет фронтовой авиации, а не как стратегический бомбардировщик.

«Шнелльбомбер» стал основным ударным самолетом Люфтваффе — для Ju.88 были доступны любые задачи на любых высотах, а его скорость зачастую превышала скорости истребителей противника. Самолет использовался в качестве скоростного бомбардировщика, торпедоносца, ночного истребителя, высотного разведчика, штурмовика, «охотника» за наземными целями. Под конец войны Ju.88 освоил новую экзотическую специальность, став первым в мире ракетоносцем: помимо управляемых бомб «Фриц-Х» и «Хеншель-293», «Юнкерсы» периодически атаковали Лондон крылатыми ракетами «Фау-1» воздушного базирования.

В 1943 году у уже и так многоликого Ju.88 появилось новое лицо — беспилотный снаряд с мощным кумулятивным зарядом в носовой части, управляемый из одноместного истребителя, укрепленного над фюзеляжем носителя-снаряда. Такая составная конструкция получила обозначение Mistel. С Mistel-1 по Mistel-3 использовались различные модификации Ju-88. Вторым самолетом в связке использовали Bf.109F-4 или Fw.190A-8. Не все «Мистели» предназначались для одноразового использования. Так вариант, подобный «Мистелю-Зb», планировалось использовать в качестве сверхдальнего «охотника». При этом верхний Fw.190 использовался в качестве эскортного истребителя, запускавшегося в случае необходимости. Носитель должен был иметь экипаж из трёх человек.

Столь выдающиеся способности, объясняются, в первую очередь, не какими-либо выдающимися техническими характеристиками, а грамотным применением Ju.88 и рачительным отношением немцев к технике. «Юнкерс» не был лишен недостатков - главным из которых называют слабое оборонительное вооружение. Несмотря на наличие от 7 до 9 огневых точек, все они управлялись, в лучшем случае, 4 членами экипажа, что делало невозможным ведение оборонительного огня одновременно из всех стволов. Также, ввиду малых габаритов кабины экипажа, отсутствовала возможность заменить мелкокалиберные пулеметы на более мощное оружие. Летчики отмечали недостаточные размеры внутреннего бомбоотсека, а с бомбами на внешней подвеске боевой радиус «Юнкераса» стремительно уменьшался. Справедливо отметить, что данные проблемы были характерны для многих фронтовых бомбардировщиков Второй мировой, и Ju.88 здесь не был исключением.

Возвращаясь к высказанному ранее утверждению, что Ju.88 был непригоден для бомбардировок целей в глубоком тылу врага, то для подобных задач у фрицев существовала другая машина - Heinkel He 177 Greif (Грифон). Двухвинтовой (но четырехмоторный!) немецкий дальний бомбардировщик по ряду параметров (скорость, оборонительное вооружение) даже превосходил американские «Воздушные крепости», однако, был крайне ненадежен и пожароопасен, получив прозвище «летающий фейрверк» - чего только стоила его странная силовая установка, когда два двигателя вращали один винт!

Относительно малое количество выпущенных «Грифонов» (около 1000 единиц) делало невозможным проведение крупных карательных операций. Тяжелый He.177 появился на Восточном фронте лишь однажды — в качестве военно-транспортного самолета для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом. В основном, «Грифон» использовался в Кригсмарине для дальней разведки на просторах Атлантического океана.

Если мы ведем разговор о Люфтваффе, очень странно, что в список лучших бомбардировщиков не был включен Junkers Ju.87 Stuka (Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик). «Лаптежник» имеет больше прав называться «лучшим» чем многие из присутствующих здесь самолетов, все свои награды он получил не на авиашоу, а в жестоких боях.

Омерзительные летные характеристики Ju.87 нивелировались его главным преимуществом - возможностью отвесного пикирования. На скорости 600…650 км/ч бомба буквально «выстреливалась» в цель, при этом, обычно попадала в круг радиусом 15-20 м. Стандартным вооружением Ju.87 были крупные авиабомбы (весом от 250 кг до 1 тонны), поэтому такие цели как мосты, корабли, командные пункты, артиллерийские батареи уничтожались с одного захода. При внимательном анализе становится очевидным, что Ju.87 был не так уж плох, вместо тихоходного неуклюжего «лаптежника» перед нами возникает вполне сбалансированный самолет, грозное оружие в умелых руках, что немцы доказали всей Европе.

7 место - Ту-95, по классификации НАТО - Bear (Медведь)


Стратегический турбовинтовой бомбардировщик - ракетоносец. Максимальный взлетный вес 190 тонн. Максимальная скорость 830 км/ч. Дальность полета 11 тыс. км. Потолок 12 000 м. Интересный факт: за 17 часов полета бомбардировщик расходует 96 тонн авиационного керосина!
Вооружение: многопозиционная барабанная пусковая установка для запуска крылатых ракет, подкрыльевые держатели. До 20 тонн боевой нагрузки в различных комбинациях. Кормовая оборонительная установка: 2 пушки ГШ-23.

Февраль 2008 года. Тихий океан к югу от побережья Японии. Два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС приблизились к авианосной ударной группировке ВМС США во главе с атомным авианосцем "Нимиц", при этом, один из них пролетел над палубой гигантского корабля на высоте 600 метров. В ответ с авианосца были подняты четыре истребителя F/А-18...

Vought F-8J Crusader из эскадрильи VF-194 Red Lightnings оттесняет Ту-95 от авианосца USS Oriskany (CVA-34). 25 мая 1974 г.

Ядерный «Медведь», как в старые недобрые времена, по-прежнему продолжает трепать нервы нашим западным союзникам. Хотя сейчас его называют уже по другому: едва завидев знакомый силуэт Ту-95, американские летчики радостно кричат «Ба-буш-ка», как бы намекая на солидный возраст машины. Первый и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик был принят на вооружение в еще далеком 1956 году. Впрочем, как и его коллега B-52 — наряду с американским «стратегом», Ту-95 стал самым долгоживущим самолетом в истории авиации.

В октябре 1961 г. именно с борта Ту-95 была сброшена та чудовищная «Царь-бомба» мощностью 58 мегатонн. Носитель успел отлететь на 40 км от эпицентра взрыва, но взрывная волна быстро настигла беглеца и несколько минут беспорядочно крутила межконтинентальный бомбардировщик в воздушных вихрях невероятной силы. Отмечалось, что на борту «Туполева» возник пожар, после приземления самолет больше никогда не поднимался в воздух.

Ту-95 стал особенно известен на Западе благодаря своим интересным модификациям:

Ту-114 - дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Красивый стремительный самолет произвел фурор во время своего первого рейса в Нью-Йорк: американцы долго не могли поверить, что перед ними гражданский самолет, а не грозный боевой «Медведь» с ядерной дубиной. А осознав, что это действительно пассажирский лайнер, они были удивлены его возможностями: дальностью, скоростью, полезной нагрузкой. Во всем чувствовалась военная закалка.

Ту-142 - дальний противолодочный самолет, основа морской авиации нашего Отечества.

И, пожалуй, самая знаменитая модификация Ту-95РЦ - «глаза и уши» нашего флота, дальний морской разведчик. Именно эти машины следили за американскими авианосными группировками и участвовали в «совместных маневрах» с поднятыми по тревоге палубными «Фантомами».

Эксперты «Дискавери» жестко прошлись по русскому самолету и пристально «оценили» комфорт кабины экипажа. Американцы всегда очень смеялись над бочкой-парашей позади кресел пилотов Ту-95. Действительно, невзирая на стойкость русского солдата, строить межконтинентальный бомбардировщик без нормального отхожего места выглядит, по меньшей мере, глупо. Странную проблему все-таки решили, а Ту-95МС до сих пор остается в строю, являясь неотъемлемой частью российской Ядерной Триады.

6 место - Boeing B-47 Stratojet


Стратегический реактивный бомбардировщик. Макс. взлетная масса 100 тонн. Максимальная скорость 975 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с бомбовой нагрузкой 9 тонн. Потолок 10 000 м.
Вооружение: масса боевой нагрузки до 11 тонн, оборонительная хвостовая установка с двумя 20 мм пушками.

…Первым объектом была крупная авиабаза под Мурманском. Едва RB-47 включил камеры и начал фотосъемку, летчики увидели, как над аэродромом закружилась спираль из хищных серебристых самолетов - МиГи пошли на перехват нарушителя.

Так начался воздушный бой над Кольским полуостровом 8 мая 1954 г., весь день советский истребительный авиаполк безуспешно гонялся за американским шпионом. RB-47E отснял все «объекты» и, отпугнув МиГи из кормовой пушечной установки, растворился в небе над Финляндией. На самом деле, американским летчикам в тот момент было не до веселья - пушки МиГов распороли крыло, разведчик на последних каплях топлива едва дотянул до Великобритании.

Золотая эра бомбардировочной авиации! Полеты разведывательных RB-47 отчетливо показали, что истребитель, не имея ракетного оружия и преимущества в скорости, не в состоянии успешно перехватить реактивный бомбардировщик. Каких-либо других способов противодействия тогда не существовало - в результате, 1800 американских B-47 «Стратоджет» могли гарантированно прорвать ПВО и нанести ядерный удар по любой точке на поверхности Земли.

К счастью, господство бомбардировщиков оказалось недолгим. 1 июля 1960 года ВВС США не удалось повторить свой любимый фокус с полетами над советской территорией - самолет радиоэлектронной разведки ERB-47H был безжалостно утоплен в Баренцевом море. Для сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19 гордость американской стратегической авиации стала тихоходной неповоротливой мишенью.

На сегодняшний день лишь в двух государствах на планете имеются особые военно-воздушные силы, которые получили наименование стратегической авиации. Понятно, что этими государствами являются США и РФ. Стратегическая авиация, как правило, располагает на борту ядерным оружием и с легкостью сможет наносить удары по врагам, находящимся на расстоянии в несколько тысяч километров.

Стратегическую авиацию раньше всегда считали элитной. Такой она и остается в глазах американского и советского, а теперь уже и российского военного командования. Подводные ракетоносцы и межконтинентальные ракеты с наземным базированием все они вместе со стратегической авиацией входят в состав так называемой ядерной триады. Вся эта мощь в течение уже многих десятилетий является главной действующей силой в глобальном сдерживании.

Невзирая на то, что внимание к стратегическим бомбардировщикам, а точнее к их значимости в последнее время немного поубавилось, тем не менее, они все еще остаются немаловажным обстоятельством для поддержания паритета между Россией и Соединенными Штатами.

В наши дни перечень заданий, для исполнения которых могут задействовать стратегическую авиацию, значительно расширился.

Теперь стратегической авиации приходится успешно заниматься освоением обычных видов боеприпасов вместе с высокоточным оружием. Как Соединенные Штаты, так и Россия довольно-таки энергично пользуются стратегическими бомбардировщиками, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары в Сирийской Республике.

На сегодняшний день российская и американская стратегическая авиация располагает в своем арсенале самолетами, разработанными и построенными еще в 50-60-х годах минувшего века. Не так давно в Соединенных Штатах приступили к работам по созданию новейших стратегических бомбардировщиков, которые предполагается принять на вооружение до 2025 года.

Работы над аналогичной программой ведутся и в России. Новому стратегическому бомбардировщику пока не дали названия. Все, что имеется — это аббревиатура ПАК ДА, означающая работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Разработками занимаются в Конструкторском Бюро имени Туполева. Новая машина, как предполагается, должна быть принята на вооружение так же, как и в США до 2025 года.

Особо подчеркивается, что ПАК ДА не является проектом по модернизированию имеющихся в настоящее время стратегических бомбардировщиков. Это разрабатывание совершенно нового самолета с применением самых современных технологий, которыми в настоящее время располагает авиастроение.

Тем не менее, перед тем перейти к ознакомлению с ПАК ДА не мешало бы ознакомиться с боевыми машинами, которые находятся на сегодняшний день в арсенале российской и американской стратегической авиации.

Положение и перспективы современной стратегической авиации США и РФ

Американские стратегические бомбардировщики

На сегодняшний день американская стратегическая авиация обладает тяжелыми бомбардировщиками B-52 и B-2 Spirit, а кроме того и еще одним самолетом: бомбардировщиком В-1В Lancer. Его специально разрабатывали для того, чтобы наносить ядерные удары по вражеской территории. Однако в середине 90-х годов американским стратегическим силам пришлось распрощаться с ним, так как его вывели из их состава.

Бомбардировщики В-1В считаются подобием российских реактивных Ту-160, при этом уступают последним по своим размерам. По имеющимся сведениям, которые предоставлялись американским Госдепартаментом в январе текущего года, боевое дежурство продолжают нести 12 бомбардировщиков В-2, а также 73 самолета В-52 с модификацией Н.

На сегодняшний день бомбардировщики В-52, разработанные еще в 50-60-х годах, являются основой стратегических сил Соединенных Штатов. Эти самолеты несут крылатые ракеты AGM-86B ALCM, на которых могут устанавливаться ядерные боевые части. Бомбардировщики обладают дальностью полета, которая превышает 2750 км.

Бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми технологичными и самыми дорогими самолетами на планете. Их цена значительно больше астрономических двух миллиардов долларов. Первые бомбардировщики были изготовлены еще в 80-х годах. Однако спустя десятилетие программу пришлось закрыть. Как оказалось, с такой высокой стоимостью не смогли справиться даже Соединенные Штаты.

В течение этого времени успели изготовить двадцать одну машину В-2. Бомбардировщики выполнены с применением «стелс»-технологий, которые обладают самым низким электронным парамагнитным резонансом в мире. Он значительно ниже, чем располагают небольшие «стелсы» типов F-35 и F-22. Бомбардировщики B-2 Spirit имеют лишь свободнопадающие бомбы, вследствие этого они малоэффективны против неприятелей, имеющих в своем распоряжении продвинутые системы ПВО. В частности, российским ЗРК С-400 легко обнаружить бомбардировщики В-2.

Таким образом, самолеты B-2 Spirit являются довольно-таки «странными» бомбардировщиками. Невзирая на астрономические цены, их боевая результативность при наступлении возможного ядерного конфликта была бы весьма неоднозначной.

Бомбардировщики B-1B Lancer также не способны вооружаться стратегическими крылатыми ракетами. Хотя если говорить более точно, арсенал американской армии на сегодняшний день не располагает подобным оружием, подходящим для этих самолетов.

В наши дни эти бомбардировщики используются главным образом при нанесении ударов с помощью обычных видов боеприпасов. Не исключено, что их можно вооружить свободнопадающими бомбами с ядерными боевыми частями. Тем не менее, вряд ли эти бомбардировщики смогли бы проникать на глубину территории противника, обладающего серьезными ПВО.

Какими же перспективами обладает американская стратегическая авиация? В 2015 году авиастроительная компания Northrop Grumman, которая создала В-2 Spirit, выиграла еще один тендер, объявленный министерством обороны Соединенных Штатов для постройки новых американских стратегических бомбардировщиков, которые планируется называть B21.

Работы над разработкой этих машин начали проводить по программе LRS-B. Аббревиатура расшифровывается как Long-Range Strike Bomber, что в свою очередь можно перевести «Дальний ударный бомбардировщик». Сегодня уже ни для кого не является секретом, как будут выглядеть новые бомбардировщики.

Так же как и В-2 Spirit, новую машину будут выполнять по схеме «летающего крыла». Военное ведомство требует, чтобы новый самолет был еще меньше виден радарами, а его стоимость мог бы осилить американский бюджет. Выпускать новейшие бомбардировщики намереваются начать в следующем десятилетии. Американские военные пока планируют закупить сотню новейших В21, а в дальнейшем всецело заместить ими В-52 и В-2.

Новые бомбардировщики по замыслу их разработчиков смогут осуществлять боевые вылеты, как управляемые экипажем, так и в беспилотном состоянии. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов долларов.

Российские стратегические бомбардировщики

Российские ВВС на сегодняшний день располагают двумя тяжелыми бомбардировщиками: Ту-95 модификации МС и «Белым лебедем» — Ту-160.Самыми массовыми стратегическими бомбардировщиками в отечественных ВВС являлись турбовинтовые Т-95 «Медведи», первый вылет которых был осуществлен еще во времена Сталина в 1952 году. Хотя, следует подчеркнуть, что бомбардировщики, которыми пользуются в наши дни, имеют отношение к модификации «М» и их создали еще в 80-х годах.

Таким образом, получается, что основной арсенал Ту-95 даже младше, чем американские бомбардировщики В-52. К этому можно добавить то, что в течение последних лет уже приступили к модернизированию этих самолетов до модифицирования «МСМ». Запланировано модернизирование 35 самолетов, а это в свою очередь поспособствует принятию на борт новейших крылатых ракет Х-101/102.

При всем при том даже не прошедшие модернизирование «Медведи» смогут принимать на борт КР Х-55СМ с дальностью действия до 3500 км, а также потенциалом для установления на них ядерных боевых частей. Ракеты Х-101/102 могут преодолевать до 5500 км. На сегодняшний день у российской армии имеется 62 единицы Ту-95.

Вторым самолетом, который в наше время пребывает в эксплуатации российских ВВС, считается Ту-160. Вообще это сверхзвуковые бомбардировщики, имеющие изменяемую геометрию крыла. Российские ВВС располагают шестнадцатью подобными самолетами. Эти сверхзвуковые бомбардировщики также могут вооружаться крылатыми ракетами типов Х-101/102 и Х-55СМ.

На сегодняшний день уже приступили к выпуску модификации самолетов типа Ту-160М. Это первые бомбардировщики этой модификации, которые были переданы ВКС РФ в августе текущего года. На этих бомбардировщиках установлены новые комплексы с бортовой электроникой, а кроме того ведутся работы по созданию модификаций типа Ту-160М2. На новейших модификациях машин, наряду с крылатыми ракетами, может быть задействовано и применение свободнопадающих авиабомб.

Невзирая на ведущиеся работы по модернизированию Ту-160, в Конструкторском Бюро имени Туполева идет продвижение проекта с новым бомбардировщиком ПАК ДА. Как уже упоминалось, предполагается запуск серийного их производства до 2025 года.

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2019 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

Наличие большого размаха крыльев не дает возможности новейшим стратегическим бомбардировщикам становиться сверзвуковыми. Тем не менее, это может обеспечить значительную дальность полета, а также небольшую заметность для радаров неприятеля. Предполагается, что в конструкциях самолетов будет массовое использование композитных и радиопоглощающих материалов.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

В 2014 году сообщалось, что тендер по созданию двигателей для новых самолетовс предположительным названием НК-65 был выигран самарской компанией «Кузнецов».

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Нет сведений, о времени изготовления первых опытных образцов новых машин, а также сроков пуска самого проекта в серийное производство. Понятно, что первоначально заявленные сроки, как правило, очень условные и будут постоянно меняться. Все будет зависеть от того, насколько сложными будут конструкторские работы, а также само финансирование проекта.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

А американские В-2 могут наносить авиаудары лишь с помощью свободнопадающих бомб, а это значительно снижает их боевую результативность при возникновении глобальных конфликтов. Так, КР Х-101/102 по дальности в два раза эффективнее американских аналогов, отчего отечественная стратегическая авиация находится в более выигрышном положении.

Перспективность новых проектов российских и американских чрезвычайно неясна. Оба проекта пребывают на начальных этапах и пока не понятно, будет ли их полная реализация.