С 26-го по 29 мая в эфире телеканала «Россия К» пройдет ретроспектива фильмов с участием Марлен Дитрих и документальная лента «Марлен Дитрих. Сумерки ангела».

Документальный фильм «Марлен Дитрих. Сумерки ангела» (26 мая, 22.35) - это история знаменитой немецкой и американской актрисы и певицы, создавшей один из совершенных кинематографических женских образов. «Во мне живут три существа, – говорила Марлен Дитрих. – Во-первых, актриса. Я хорошо знаю, на что способна, и знаю пределы своих возможностей. Среди моего поколения я могла бы найти целую дюжину актрис, более одаренных, чем я. Затем, есть женщина, у нее была своя жизнь. В-третьих, есть то, чем я стала и что мне не принадлежит. Это легенда». Марлен Дитрих сделала все, чтобы стать легендой, и даже конец ее жизни был свидетельством того, что она хотела таковой остаться в памяти людей.

Роковая красотка и необыкновенно чувственная женщина – так она выглядит на фотографиях и кинопленках. Мужской костюм, цилиндр, аристократическая утонченность, холодный блеск в глазах. Этот образ, на протяжении многих лет, не теряющий своей притягательной силы, был создан в 30-е годы прошлого века, когда американский режиссер Джозеф фон Штернберг дал молодой немецкой актрисе главную роль в фильме «Голубой ангел» и открыл ее всему миру. Отныне ее звали Марлен Дитрих (имя – сокращение от Мария Магдалина, полного имени будущей звезды, а Дитрих по-немецки значит «отмычка»).

В кино она была одалиской в гареме, страстной испанкой, певицей кабаре и дважды — убийцей собственного мужа: в фильме Альфреда Хичкока «Страх сцены» и в ленте Билли Уайлдера «Свидетель обвинения».

В ней было величие духа, преодолевшее время. Хемингуэй писал Марлен: «Я никогда не принимал тебя ни за богиню, ни за кинозвезду. Ты можешь быть, кем хочешь, и даже сниматься в вестернах. Всё равно ты останешься моим героем». Жан Кокто, другой знаменитый любовник Марлен, говорил: «Марлен Дитрих. Твое имя сначала звучит, как ласка, но затем в нем слышится щелканье кнута». По ней сходили с ума и другие знаменитые мужчины XX столетия – Эрих Мария Ремарк, Жан Габен, Лукино Висконти, Альфред Хичкок, Александр Вертинский.

Причудливые повторы судьбы и ошеломительная карьера Марлен Дитрих до сих пор не позволяет утихнуть спорам, где переплетаются интриги киноиндустрии, любовь и политика.

Ретроспектива фильмов с участием Марлен Дитрих включает в себя мелодраму «Дьявол – это женщина» голливудского режиссера Джозефа фон Штернберга (приз Венецианского кинофестиваля в 1935 году); художественный фильм «Дестри снова в седле» Джорджа Маршалла, снятый в жанре вестерна (в 1996 году был внесен в Национальный кинореестр Библиотеки конгресса США); романтическую комедию «Нью-Орлеанская возлюбленная» известного французского режиссера Рене Клера и вестерн «Негодяи», поставленный по роману Рекса Бича.

Личная жизнь Марлен Дитрих

Неудивительно, что личная жизнь Марлен Дитрих постоянно становилась объектом внимания прессы: ее возлюбленными были самые известные люди своего времени. Несмотря на множество романов актрисы, замуж она вышла лишь однажды и так и не разорвала этот союз официально.В далеком 1923 году, на съемках фильма «Трагедия любви» юная Марлен влюбилась в ассистента постановщика Рудольфа Зибера. Поначалу он не обращал на молодую актрису внимания, и они общались исключительно по рабочим вопросам. Ходили слухи, что у Зибера был роман с дочерью режиссера... Марлен же каждый раз с нетерпением ждала их встречи на съемочной площадке. Будущая звезда Голливуда старалась не рассказывать матери истории из мира кино, так как та не очень-то одобряла выбор дочери. Однако в этот раз Дитрих не удержалась. «Я встретила человека, за которого хотела бы выйти замуж», - сообщила она Жозефине. Мать рассудительно ответила:«Если это так, давай подумаем, что можно сделать». Она строго-настрого запретила дочери встречаться с Зибером вне студии, хотя тот стал предлагать девушке то поужинать, то покататься на машине. Однажды Рудольф даже решился прийти в дом ставшей неприступной красавицы и познакомиться с ее матерью! Однако, в соответствии с мудрым замыслом Жозефины, вскоре Зибер понял, что Марлен не кокетка, которую играет. Она всё больше интересовала его... И Рудольф продолжал добиваться Дитрих. Он был внимательным, интеллигентным, добрым. Марлен поняла, что нашла мужчину, на которого можно положиться.

В итоге состоялась помолвка, но поженились молодые только через год. И всё это время у них не было ни единой возможности остаться наедине: рядом всегда была гувернантка. Жозефина дала согласие на брак и сама сплела миртовый венок. На свадьбе было много народу, а невеста, исполненная надежд, плакала, не веря своему счастью.Поначалу Зибер чувствовал себя чужим в доме жены, а самой Дитрих в силу неопытности не удавалось достичь взаимопонимания между мужем и родственниками. Однако всё изменилось, когда Марлен забеременела: к отцу будущего ребенка ее родные стали относиться теплее. Рудольф нечасто бывал дома, так как много работал и ездил по всему миру. Чтобы молодая супруга не оставалась одна, на время отсутствия он привозил ее к матери.

С большим теплом будет вспоминать Марлен о беременности. Она вся сосредоточилась на новой жизни, которая зародилась внутри нее, всего остального просто не существовало. Они с мужем решили назвать девочку Марией - это имя олицетворяло мечтания и надежды. В декабре 1924 года малышка появилась на свет. Дитрих наслаждалась материнством. Она с большой радостью кормила дочь грудью и очень переживала, когда пропало молоко. «Она была нашим счастьем, - написала она в своей книге. -Дом без ребенка не дом, не очаг. Вся вселенная как бы перевернулась! Всё сосредоточилось на одном: на ребенке в детской кроватке. Ничего не осталось от прежней жизни. Все сконцентрировалось на этом чуде, которое лежало на маленькой белой, особо выстиранной простынке и тихо дышало. Подарок с неба! Каким печальным стал тот день, когда я не могла больше дать ей молока, хотя литрами пила чай, галлонами -пиво и следовала любому совету. Через девять месяцев молоко кончилось. Боже, я ревновала ее к молочной бутылочке! Я должна была приготовить всё сама, и нужно было показывать дочери, как пьют из бутылочки. Она была против так же, как и я. Но что делать?..»Вскоре Марлен вышла на работу, но театр и кино никогда не могли затмить для нее семью: дочь всегда оставалась на первом месте. Когда Дитрих уехала в Голливуд, на некоторое время она была вынуждена оставить ребенка с мужем и очень сильно скучала. И она договорилась, что Мария переедет к ней. Карьера Марлен была в самом зените, и в Голливуде ее просили не афишировать свое материнство, так как это не соответствовало создаваемому образу. Марлен заявила, что не собирается отказываться от дочери; фон Штернберг ее поддержал. Руководству пришлось смириться.

Мария часто бывала на съемочных площадках и выросла в атмосфере кино. Повзрослев, она также стала актрисой, но не столь успешной, как ее мать. Роли, сыгранные Марией Рива (под этим именем она вошла в историю кинематографа), не были шокирующими, и блестящей карьеры не получилось. Правда, в 1952 и 1953 годах она получила «Эмми» в номинации «Лучшая актриса».О взаимоотношениях с дочерью Марлен вспоминала: «Нужно сказать, что я всегда, когда у меня возникают трудности, звоню дочери. Она знает всё, что хочет или должна знать. Кроме того, она прекрасная актриса, у нее есть муж и четверо детей. Она готовит, содержит в порядке дом, но, когда я нуждаюсь в ее помощи, она может приехать, как бы далеко я ни находилась. Она настоящая "маркитантка", матушка Кураж-младшая, советчица для всех, кому нужен совет. В ее списке я стою под номером один, следующим идет ее отец, о котором она заботилась, когда я работала».

Совместная жизнь Марлен с Рудольфом Зи-бером длилась пять лет, однако официально они так и не развелись. После переезда актрисы в США супруги поддерживали отношения, Рудольф был ее близким другом, их объединяли профессиональные интересы. Дитрих даже советовалась с Зибером по поводу отношений со своими новыми возлюбленными. Ее муж также не скрывал своего долгого романа с танцовщицей Тамарой Матуль. Марлен, которая поддерживала мужа материально, была не против этой связи. Как бы ни уговаривали возлюбленные Марлен развестись с Рудольфом и вновь выйти замуж, она не соглашалась. Дитрих всегда считала Зибера очень близким человеком, членом своей семьи, - хотя они и не жили вместе.В 1938 году на кинофестивале в Венеции актриса познакомилась с уже известным на тот момент писателем Эрихом Марией Ремарком. Автор нашумевшей книги «На Западном фронте без перемен» подошел к столику, за которым сидела Марлен с фон Штернбергом. Дитрих была поражена, увидев живую легенду воочию. Ремарк даже показался ей чересчур молодым: Марлен представляла автора такой глубокой книги намного старше. В то время писатель, книги которого пользовались огромным успехом в мире и горели в кострах в Германии, уже долгое время жил за границей.

Ремарк почувствовал интерес и влечение к Дитрих на следующее утро, когда, гуляя по пляжу, увидел новую знакомую с томиком Рильке в руках. А когда Марлен предложила прочесть стихотворения наизусть, писатель был по-настоящему удивлен. Ремарк впервые встретил киноактрису, которая увлекалась литературой. Они часами могли прогуливаться и беседовать... Вскоре Марлен уехала за ним в Париж.Лето 1939 года Дитрих с семьей и писателем провела в Антибе. Марен вспоминала, что Ремарк ценил быстрые автомобили, и каждый раз ударял ногой по колесу, когда проходил мимо своей «Ланчии».Когда Ремарк начал писать «Триумфальную арку», Дитрих стала прототипом главной героини - Жоан Маду. «Высокие брови, широко поставленные глаза, светлое таинственное лицо. Оно было открытым, и это составляло ее тайну», - таков портрет героини. Главного героя Ремарк списал с себя.С началом войны Ремарк вывез по наполненной беженцами дороге дочь Дитрих в Париж. Там Рудольф Зибер и Мария сели на последний английский корабль, отправляющийся из Франции в США. Марлен на тот момент снималась в Калифорнии. После прибытия Ремарка в Америку, Дитрих взяла его под опеку.Повсеместно ходили слухи о мимолетных романах Дитрих, и, разумеется, писатель сильно ревновал свою возлюбленную. Душевную боль он нередко выражал на страницах романа, осуждая актрису от лица своего героя Рав-вика. Марлен же чувствовала себя обиженной и писала Зиберу: «Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини».

Этот роман, полный переездов, расставаний и встреч, длился много лет. Наконец, в 1953 году Ремарк решил окончательно разорвать связь и намекнул Дитрих, что хочет жениться на Полет Годдар. Дитрих была уверена, что Годдар не любит Ремарка, а замуж выходит из-за знаменитой коллекции произведений искусства, которую писатель собирал долгие годы. Там были работы Эль Греко, Ван Гога, Модильяни и редкие книги, а также предметы антиквариата. Марлен пыталась отговорить Ремарка от этого брака. Тогда он уже в который раз предложил ей самой выйти за него замуж. Дитрих вновь отказалась; писатель сдержал обещание и женился на Годдар. Ходили слухи, что он сделал это назло Марлен...Роман Марлен Дитрих с Жаном Габеном не был просто увлечением, это было глубокое чувство, рожденное в тяжелые годы войны. Они встретились в Голливуде, куда актер приехал из оккупированной Франции. Дитрих и Габена многое объединяло. Они оба были противниками нацизма и находились в изгнании. Габен не принимал авансов от оккупантов; Марлен отвергла предложение вернуться на родину и всеми способами помогала соотечественникам покидать Европу. Им обоим было около сорока (Габен был на три года моложе Дитрих), в их карьере настал переломный момент, так как играть героев-любовников их приглашали
уже нечасто. Марлен предложила Габену познакомить его с Голливудом и обучить американскому акценту.

Актер мечтал иметь свой дом, и Марлен, в стремлении угодить любимому, нашла для них особняк в Брентвуде, который некогда принадлежал ее постоянной сопернице - Грете Гарбо. Обставляя новое жилище, актриса старалась создать атмосферу уюта, чтобы даже мелочи напоминали Габену родную Францию, по которой он очень тосковал. Дитрих славилась своими кулинарными способностями: отныне она день изо дня готовила французские блюда для соотечественников Жана, весьма часто у них гостивших.В разгар Второй мировой войны Марлен поступила в армию. Габену предложили сняться в фильме «Самозванец», провозглашавшем свободу Франции. Но актер не хотел выступать на экране в то время, как его друзья воют. Он также вступил в ряды вооруженных сил, в танковую дивизию. Весной 1943 года его направили в Алжир. Когда год спустя Дитрих была в Бастони, до нее дошли слухи, что фронт укрепляется войсками «Свободной Франции». В основном это была 2-я танковая дивизия, в которой служил Габен. Актрисе удалось разыскать своего возлюбленного, хотя их встреча и была очень короткой.

После войны Габен снял комнату в Париже. После демобилизации с деньгами у обоих актеров было туго, и Дитрих приехала в столицу Франции, чтобы вместе с возлюбленным сняться в картине «Мартин Руманьяк», но фильм не удался: критики и публика его не приняли. Чтобы заработать на жизнь, Дитрих решила вернуться в Голливуд и уговаривала Габена отправиться с ней. Но французский актер не любил Америку и хотел остаться на родине. «Или ты останешься со мной, или между нами все кончено», - таким было его условие. Кроме того, Габен уже не верил, что Дитрих решится разорвать брак с законным мужем. Их отношения дали трещину. Дитрих уехала в США, Габен остался во Франции. Роман актера с Мартин Кароль пресса преподнесла как настоящую сенсацию. Летом 1947 года Дитрих вернулась в Париж, но Габен сделал всё, чтобы они не встретились, хотя Марлен по-прежнему была в него влюблена. В марте 1949 года он женился второй раз (первый брак с танцовщицей Дориан завершился в 1943 году). Спустя несколько месяцев Дитрих встретила Габена с супругой в кафе, но тот сделал вид, что они не знакомы. Так закончился роман, который останется в сердце Марлен навсегда.

Марлен Дитрих была и в России, и очень полюбила нашу страну. В самом красивом своем платье с лебяжьем пухом, Марлен Дитрих пела в Москве и Ленинграде. Актриса отказалась от услуг переводчика, потому что считала, что музыка ее голоса и сердца дойдет до русского человека на любом языке. Со сцены она обратилась на английском к своим русским зрителям с признанием: «Я давно уже люблю вас. Я полюбила ваших писателей, композиторов и вашу душу… Думаю, что и у меня самой - русская душа».

Задолго до этого выступления Александр Вертинский написал песню «Марлен» о своей парижской знакомой – Дитрих. Разумеется, Александр Николаевич был влюблен в «Голубого ангела», и этим чувством пронизана его песня.

Марлен Дитрих покорила немало мужских сердец, в числе которых самые мятежные – Эрнеста Хемингуэя, Эриха Ремарка, Жана Габена.

Фото: "Вечерняя Москва"


Мы вспоминаем известных мужчин, имена которых так или иначе были связаны с Марлен Дитрих

Эрнест Хемингуэй

Марлен Дитрих и Эрнест Хемингуэй впервые увидели друг друга на борту лайнера, в ресторане. Она была в белом облегающем платье. Писатель - в смокинге, правда, «с барского плеча» приятеля.

Эрнесту принадлежит лучшая фраза о чарах Дитрих: «Будь у нее только один голос, она бы все равно разбила вам сердце».
Голос Дитрих отличался от всех голосов – гармоничным сочетанием нежности и силы, женской теплоты и мужской выдержки. Между Дитрих и Хемингуэем, в большей мере, был эпистолярный роман. Они написали друг другу очень много чудесных писем. Марлен мечтала сыграть Кэтрин Баркли из романа Хэма «Прощай, оружие!», но, увы.

Черты Марлен Дитрих легко уловить у двух героинях Хемингуэя – в романе «Острова в океане» и в «Саде Эдема».

Кстати, Хемингуэй обучил Дитрих боксу, и его уроки очень даже пригодились актрисе в куда менее эпистолярном романе – с коллегой-актером Жаном Габеном.

Фото: Ôîòî ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Великая Марлен

Эрих Мария Ремарк

Ремарк и Дитрих знали друг друга по Берлину 20-х годов. Первая встреча, положившая начало необыкновенному роману, произошла на морском пирсе летом 1937 года. Дитрих шла по пляжу в мужской пижаме, с томиком стихов Рильке. После курортного романа Дитрих и Ремарк уехали в Париж, а потом в Голливуд. «Фабрика грез» собиралась экранизировать роман Ремарка «Три товарища». Впрочем, Ремарку до этого фильма не было дела – он начал писать роман «Триумфальная арка». Актриса Жоан Маду – это Марлен Дитрих. По крайней мере, у Жоан внешность Марлен: «Он видел бледное лицо, высокие скулы и широко расставленные глаза. Лицо было застывшим и напоминало маску – лицо, чья открытость уже сама по себе была секретом. Оно ничего не прятало, и ничего не раскрывало. Оно ничего не обещало и обещало все».

Последнюю точку в романе Ремарк смог поставить только после того, как навсегда расстался с Марлен. На это понадобились годы. От любви к Дитрих писатель впал в глубокую депрессию. Вылечила его голливудская кинозвезда, бывшая жена Чарли Чаплина – красавица с фиалковыми глазами – Полетт Годдар. Поллет стала второй женой Ремарка. А роман «Триумфальная арка» заканчивается смертью главной героини. Жоан Маду убивает ревнивый французский актер.

Жан Габен

Жан Габен последовал за Дитрих в Америку. Из Парижа он взял с собой полотна любимых художников, в числе которых был Ренуар. Французский артист извел Марлен безумной ревностью. Говорят, что он даже бил актрису. В 1943 году Габен пошел добровольцем на войну, хотя уже был не мальчик – 39 лет. В 1944 году отправилась на фронт со своими песнями и Марлен Дитрих.

В 1945 году Габен и Дитрих вновь встретились, теперь уже в Париже, и стали жить под одной крышей. Но через некоторое время Габен вновь стал в порывах ревности избивать Дитрих, и она уже давала ему сдачи (пригодились уроки бокса старика Хэмингуэя). Дитрих любила Габена, и все ему прощала, но замуж за него выходить отказалась. И Жан женился на другой – на Доминик Фурнье.

Фото: Rbfm-leclerc.com

Жан Габен и Марлен Дитрих

Юл Бринер

Марлен Дитрих увела актера Юла Бринера у голливудской звезды Джуди Гарланд (мамы Лайзы Минелли). Бринер так говорил о Марлен: «Она была самой решительной, самой страстной и самой властной любовницей, и ее меньше всего заботило то, что скажут другие». Злые языки судачили, что Марлен Дитрих, которая была старше Бринера, увесила свою квартиру зеркалами, чтобы любоваться красотой молодого любовника. Правда, здесь же, на столике, стоял портрет Хемингуэя с автографом: «С любовью. Папа». Юл Бринер в жизни Марлен занял место очередного любовника, которых она меняла как перчатки.

Максимилиан Шелл

Максимилиан Шелл был мужем российской актрисы Натальи Андрейченко. А с Марлен Дитрих его связывала совместная работа в фильме «Нюрнбергский процесс», и самая большая сенсация в жизни. Кинозвезда согласилась ответить на вопросы Шелла, хотя до этого давно ни с кем не общалась (была прикована к инвалидному креслу). Разговор получился очень трудным, но невероятно важным.

Только некоторые из ответов Марлен Дитрих:

Мы, эмигранты, никогда не чувствуем себя дома. Но Америка – мой дом.

Я родилась в Германии, безвкусицы у нас не было, как и сентиментальности.

Меня знают как личность. Обо мне написано 55 книг. Да, все знают именно Марлен Дитрих как личность.

Бояться нужно жизни, а не смерти.

Никто не убедит меня в том, что там, наверху, все порхают. Если бы вы видели войну, тоже бы не верили в загробную жизнь.

Вы слишком умны для меня. Хотела бы я знать, что вы затеяли?

А что же мы увидим в «ящике»? Ведь мы должны сделать так, чтобы зрители не выключили телевизор и не пошли на кухню готовить обед.

Меня уже зафотографировали до смерти. И хватит с меня этого.

Меня никто никогда не бросал. Вы – первый!

Роскошная блондинка умела кружить головы и сводить с ума: список ее поклонников едва ли не длиннее списка ролей, которые она сыграла в кино. Но кого любила сама кинодива? Ко дню рождения Марлен, которая появилась на свет 27 декабря 1901-го, вспоминаем тех мужчин, которые заставляли и ее сердце биться чаще. А их было не так уж много! «Собственническое чувство — это великолепное, безжалостное, лживое чувство! Оно такое яркое и сияющее, почти как любовь! Оно губительно, и это самый злодейский и опасный из всех сверкающих крючков, на который только может попасться мужчина в море любви» - считала Марлен Дитрих и никогда не изменяла... своим убеждениям

Рудольф Зибер: любовь со второго взгляда

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером и дочерью Марией-Элизабет

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером и дочерью Марией -Элизабет

Юная Мария Магдалена (прим. Woman.ru: Марлен Дитрих сама себе придумала сценический псевдоним, сложив слоги первого и второго имени) «безумно влюбилась» в высокого белокурого красавца прямо на съемочной площадке (Зибер был ассистентом режиссера), как только он обратил на нее внимание. Однако сразу выскочить замуж за Руди (прим. Woman.ru: Руди — уменьшительно-ласкательная версия имени Рудольф) ей... не разрешили (заметим, что времена, когда Дитрих вела себя так, как хотела ее мать, минули очень быстро)! По настоянию мамы Жозефины был назначен испытательный срок, который, впрочем, Руди успешно прошел. Через год, 17 мая 1923-го пара поженилась, 13 декабря 1924-го на свет появилась малышка Мария-Элизабет, первый и единственный ребенок будущей звезды.

«Он был мил, он был нежен, и он внушал мне чувство, что я могла ему доверять. И это чувство останется неизменным все годы нашей совместной жизни. Наше доверие было взаимным и полным», - охарактеризует Марлен своего первого и единственного супруга, с которым прожила вместе всего пять лет, но так никогда и не развелась. Это был, как сказали бы сейчас, открытый брак. Вскоре после рождения дочери Дитрих прекращает сексуальные отношения с мужем. У Руди появляется любовница Тами (прим. Woman.ru: молодая балерина русского происхождения Тамара Матуль).

Далеко не среднестатистическими были отношения у этой пары! Марлен (об этом свидетельствуют документы, опубликованные ее дочерью) предлагала мужу... читать письма, которые получала от своих возлюбленных, а также отправляла ему самому копии посланий, которые писала им. Более того, любого, не побоимся этого слова, любовника, осмелившегося ревновать к Руди из-за его допуска к звездному телу, Марлен немедля осаживала: «При чем тут ты? Это мой муж!».

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк: «Слишком много в прошлом, а будущего нет»

«Это был удар молнии и всполох зарницы», - именно так Эрих Мария прокомментирует однажды свои впечатления от встречи с Марлен в 1937 году. Взгляните на ее портреты — вы бы могли предположить, что этот «Голубой ангел» зачитывается Кантом и обожает поэзию Рильке? Вот и Ремарк не мог. Она поразила его до глубины души тем, что декламировала наизусть стихи любимого поэта — любое стихотворение, с любой строчки!

«Чувственная гроза» была чертовски затяжной — зарницы полыхали целых три года, несмотря на то, что Дитрих делала все, чтобы она прекратилась. Можно ли назвать тот водоворот чувств, в который погрузились 35-летняя актриса, переживавшая творческий кризис и череду неудачных ролей, и 39-летний писатель, который после феноменального успеха своего творения «На Западном фронте без перемен» никак не мог снова взяться за перо, любовью? Скорее да, чем нет.

Его «сердечко, заветная мечта, свет над всеми лесами», «маленькая обезьянка», «ангел благовещенья», «мадонна его крови», «северный свет», «пламя над снегом» и даже «маленький меланхоличный блондин — партнер по зоопарку» сводила Ремарка с ума нежеланием разводиться с супругом, чтобы выйти за него замуж, и своими взглядами на отношения мужчины и женщины. Он написал ей триста писем (ни слова о политике, режиме, проблемах), а она ему — двадцать. Впрочем, дело вовсе не в количестве букв. Именно с подачи Дитрих Ремарк все-таки смог получить американскую визу и уехать.

Скучно не было! Вот Марлен меняет одного любовника на другого — Ремарк вне себя от ярости и гонит свою «Пуму» прочь (по крайней мере, пишет об этом желании в дневнике). Вот они снова вместе — и в том же дневнике появляется новая запись «Нет больше несчастья, ведь ты со мной». Несмотря на все эти обстоятельства, или, точнее, благодаря им, Ремарк снова взялся писать. Перечитайте «Триумфальную арку», подставляя вместо имени «Равик» Эрих Мария, а вместо «Джоан Маду» - Марлен.

Марлен Дитрих и Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй: «Совершенно неважно, каким образом она разобьет ваше сердце, если она рядом и вылечит его»

Марлен и Эрнест познакомились в 1934-м, на теплоходе «Французский остров» (еще до того, как Дитрих встретила Ремарка). Писатель возвращался с сафари в восточной Африке через Париж в Ки-Уэст, а актриса - из нацистской Германии в Голливуд. Хемингуэя Дитрих «полюбила с первого взгляда», любовью «чистой, безграничной», но вспыхнувшие чувства не помешали обоим устраивать свою личную жизнь с другими. По признанию самой Марлен, их связывала... полная безнадежность. Роман (по большой части эпистолярный) тянулся долго — до смерти писателя, может быть как раз потому, что Дитрих и Хемингуэй так и не стали любовниками. Эрнест метко назовет то, что между ними происходило, «несинхронизированной страстью» - когда он был свободен, она была влюблена в другого (или других) и наоборот.

В их письмах полыхали такие чувства, что можно было удивляться, как только бумага не задымилась. «Ты так прекрасна, что твои фотографии на паспорт следовало быть делать трехметровыми», «Целую тебя горячо!», «Влюбляюсь в тебя, это ужасно!» - заканчивает свои послания Хемингуэй. «Любить тебя сильнее, чем я люблю, невозможно», «Я буду любить тебя вечность и еще дольше!» - заверяет его Дитрих.

Марлен Дитрих и Жан Габен

Весьма показательным можно считать тот факт, что Ремарк ревновал Дитрих к коллеге по цеху Хемингуэю сильнее, чем к Габену (и нам кажется, что не зря, хотя бы потому, что именно Марлен была тем человеком, который читал рукописи Хемингуэя первым).

А что же Эрнест? Это он показал Марлен пару боксерских приемов, в том числе и «внезапный удар в челюсть», чтобы она смогла себя защитить в тот момент, когда Габен начнет распускать руки (увы, как бы дико это не звучало, темпераментный актер любил поскандалить и в пылу ссоры мог ударить женщину). Что же, Марлен не преминула применить на практике уроки, полученные от ее «Гибралтарской скалы», но это уже другая история...
Жан Габен: «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя»

История любви двух кинозвезд началась в 1941 году, в Голливуде. Говорят, что сама Марлен сделала первый шаг и пригласила Жана за столик в кафе, где она встречалась с Эрнестом Хемингуэем. «Я была его матерью, его сестрой, его подругой и даже больше. Я очень его любила!» - признается однажды Марлен. Настолько, что сама стояла у плиты в стильном фартуке от Hermes, готовя Жану обожаемые им супы и жаркое, говорила с любимым исключительно по-французски (благо, язык благодаря своей бонне знала отлично).

Марлен Дитрих и Жан Габен

Он, кстати, как и Ремарк, неоднократно предлагал актрисе развестись с мужем и выйти за него замуж. Но Марлен так и не сказала ему «да». Однако когда Габен ушел на войну, вступив в войска де Голля, Дитрих отправилась в Алжир, где служил Жан, чтобы увидеться с любимым. После окончания Второй мировой Габен снял квартиру в Париже, Марлен приехала к нему. И все было бы неплохо, если б не одно «но» - фильм «Мартин Руманьяк», в котором актеры сыграли вдвоем, кинокритики разгромили в пух и прах. Честолюбивая (и обеспечивающая всю семью, включая мужа и его любовницу) Марлен тут же задумалась о том, чтобы вернуться в Америку, но Жан был против. Мы не знаем, кто из них сделал бОльшую ошибку — Габен, который решил расставить точки над i и выдвинул ультиматум: «Если ты сейчас уедешь из Парижа, то между нами все кончено», или же Дитрих, которая все же собрала вещи и отправилась на съемки в Штаты. Потом она всю жизнь ждала, что он одумается и вернется, но, увы, этого так и не произошло. Габен в очередной раз женился, а как-то раз при случайной встрече и вовсе сделал вид, что не узнал свою бывшую возлюбленную. В 1976 году Габен скончался, «забрав с собой половину души» Марлен. Дитрих, которая не желала, чтобы публика запомнила ее старухой, в последние годы жизни стала затворницей. Она отказалась от общества живых людей, предпочитая проводить время в компании с портретом своего «идеального мужчины», который, как говорят, висел на стене в ее комнате.

Марлен Дитрих и Жан Габен

«Счастлив только гадкий утенок. У него есть время подумать в одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу, оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем. Только нужно терпение!» - звезда кино и сцены Марлен Дитрих знала, о чем говорит. Именно терпение и настойчивость помогли ей превратиться из «странноватой» дочки обычного полицейского в королеву, перед которой мужчины падали на колени. Когда однажды Марлен, уже пребывавшую в зените славы, пригласили на прием к одной из английских принцесс, актриса высокомерно отказалась: «Она всего лишь принцесса. А я - королева. С какой стати я должна к ней идти?» Эта женщина, безусловно, знала, как подать себя так, чтобы все взгляды были устремлены только на нее. Ведь она брала уроки у лучших мужчин того времени и у самой жизни.

Урок первый: доверься мужчине

«У меня русская душа. И это лучшее, что во мне есть. С легкостью я отдаю то, что кому-нибудь нужно» - так определила свою сильную сторону Марлен Дитрих. Талантливая актриса от природы, она умела подстраиваться под собеседника, но при этом старалась получить что-то взамен. Так, выйдя в 22 года замуж за администратора кинопроизводства Рудольфа Зибера, Марлен до конца жизни играла роль его жены, хотя вместе они жили лишь первые пять лет брака. Зато с Зибером актриса поняла, что мужчинам нравятся эпатажные женщины. Муж предложил ей носить брюки и обзавестись моноклем, что в те годы было верхом неприличия. Марлен охотно согласилась. Она всегда шла навстречу пожеланиям мужчин, что не в последнюю очередь сделало ее такой великолепной любовницей.

С первым мужем, Рудольфом Зибером

Но до встречи с главным мужчиной своей жизни Марлен оставалась лишь бойкой толстушкой, склонной к авантюрам, но не нашедшей свой стиль. Голливудский режиссер Джозеф фон Штернберг, приехавший в Берлин, дал шанс начинающей актрисе показать себя. Позже он вспоминал, что Марлен в неудачном платье выглядела «как бегемот». Зато он оценил актерский и певческий таланты девушки: «У нее было как раз такое лицо, какое я искал, и, насколько можно было судить издалека, вполне подходящая фигура. Более того, я чувствовал, что она может предложить то, чего я даже не искал». На следующий же день Марлен утвердили на главную роль в фильме «Голубой ангел», который дал старт ее невероятной карьере.

Поэтому: Марлен поняла, чтобы добиться успеха, ей нужно во всем слушаться своего режиссера. Только о нем она потом скажет: «Мужчина, которому я больше всего хотела угодить». Актриса с радостью согласилась стать Галатеей в руках опытного Пигмалиона.

Урок второй: прежде всего мужчины смотрят на внешность

«Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать» - этот урок юная Марлен усвоила просто замечательно. Фон Штернберг приказал ей кардинально изменить внешность, ведь в Голливуде полные барышни никогда не пользовались успехом. Актриса села на жесткую диету из черного , растворенной в воде английской соли и сигарет. Грудь стала выглядеть соблазнительнее благодаря клейкой ленте. С помощью пластыря, а потом и подтяжек Марлен убрала морщинки на лице. Волна тщательно уложенных платиновых волос придала ей новый шарм, а благодаря удаленным коренным зубам на лице появились впалые скулы. Специально для своей любимицы режиссер разработал особую технику освещения лица: свет падал сверху, чтобы лицо выглядело утонченным.

А сколько новых возможностей открыла перед Марлен одежда. Она научилась правильно подбирать наряды. Брюки - на случай, если нужно спрятать лишний вес. «Особые» ночные - для создания эффектных округлостей. Шляпки, туфли и перчатки на заказ - для придания облику пикантности. Марлен могла часами подбирать туфли, зная, что их не будет видно в кадре. Отказалась от белой обуви, утяжеляющей ногу, и никогда не надевала туфли с открытыми носками, чтобы скрыть узловатые пальцы ног. Детали создают образ - Марлен Дитрих прекрасно это понимала.

Поэтому : актриса тщательно продумывала каждый свой образ. Она одной из первых осмелилась появиться на публике в коротких шортах, высоких белых сапогах, цилиндре и галстуке, шокируя общественность. Она же стала носить знаменитое «голое платье» из телесной ткани, расшитой сверкающими пайетками. Это платье потом повторит , но Марлен-то ее опередила и стала любовницей Джона Кеннеди, хотя была значительно старше него. Что ж, красивый наряд и упоминание о флирте с отцом президента сделали свое дело. «Хоть в этом я его опередил», - довольно сказал Джон после интимного свидания с Дитрих.

Урок третий: интеллектуальный секс лучше обычного

Впитав все, что ей дал мастер, Марлен продолжала совершенствовать себя. Она много работала над голосом, осознавая, какое воздействие он оказывает на мужчин. Не зря Эрнест Хемингуэй сказал, что она могла разбивать сердца одним только голосом.

С известным писателем у них сложился почти идеальный роман, который продолжался более тридцати лет. Это была дружба-любовь по телефону и письмам. Само знакомство вышло романтичным. На теплоходе, на котором Марлен плыла в США, к обеду пришли двенадцать человек. Актриса медлила присоединяться к компании из суеверных опасений. Тогда к ней подошел высокий мужчина, который сказал: «Я буду тринадцатым». Весь обед они увлеченно общались. Позже Хемингуэй, не устояв перед чарами актрисы, предложил ей перенести общение в постель. Но Марлен ответила, что у нее и без того слишком бурная жизнь. Инстинктивно она понимала, что для великого писателя разговоры по душам важнее секса. А интим может разрушить взаимный интерес.

Марлен Дитрих и Эрнест Хэмингуэй

Последующие годы разговоры заменяли телесную близость. Марлен вспоминала, что Эрнест умел мастерски раздеть ее по телефону и при этом доставить больше удовольствия, чем если бы все происходило на самом деле. Когда после самоубийства писателя была опубликована их переписка, можно было увидеть, с какой нежностью Хемингуэй относился к своей любимой актрисе: «Я забываю о тебе иногда, как забываю, что бьется мое сердце».

Та же нежность царила в романе Марлен с писателем Эрихом Марией Ремарком . Собственно, их общение тоже началось с невозможности заняться сексом. Перед первым свиданием Ремарк откровенно заявил: «Я импотент!». У актрисы мгновенно нашелся нужный ответ: «Какая прелесть - мы сможем просто болтать обо всем на свете и пить вино. А любовью со мною могут заниматься другие, менее талантливые». И снова их общение идет по привычной схеме - телефонные переговоры и переписка. Марлен дает понять, что ей нужна душа гения, а тело всего лишь идет в дополнение. Она всячески показывает свою готовность быть музой, слушать и сочувствовать. Но при этом не забывает о женственности. Уже на следующих свиданиях дело доходит до постели, и окончательно покоренный Ремарк воспевает актрису в своих письмах: «Ангел, волшебная, небесное создание, любимая, мечта». Идеальная женщина-мечта - вот что нужно мужчинам!

С Эрихом Марией Ремарком

Поэтому: Марлен Дитрих позами, жестами, манерой одеваться, эротичными нотками в голосе всегда показывала мужчинам, что готова отдаться в любой момент, но в то же время позволяла им постоянно оставаться охотниками, а не чувствовать себя загнанной в ловушку добычей. С идеальной Дитрих, которая не требовала руки и сердца, не ревновала и не охотилась за материальными благами, великие мужчины чувствовали себя спокойно и уверенно. Отсутствие привычной романтической суеты оставляло им время мечтать и творить.

Урок четвертый: отталкивайся от характера мужчины

Известно, что у Марлен была специальная шкатулка с кольцами и письмами тех, кто предлагал ей брак. Она как будто вела соревнование с самой жизнью. Каждый новый интересный мужчина в ее жизни становился ценным призом. Но, как и на сцене, Марлен отдавалась любовным играм со всем пылом. Очередной игрой стал роман с французским актером Жаном Габеном. Узнав о его приезде, Марлен без тени смущения телеграфирует мужу: «Сюда приезжает великолепный Габен, выясни это. Я должна его заполучить».

С Жаном Габеном

Конечно, скоро актер падает к ее ногам. Марлен полностью перенимает пристрастия нового возлюбленного. Это писателям нужны разговоры, актеров же больше интересуют вкусные супы и сцены страсти. И то, и другое Марлен щедро дает Габену. Зная, что любимый ненавидит все американское, Марлен начинает разговаривать с французским акцентом и часами простаивает у плиты с французской поваренной книгой в руках. А чтобы любовник не заскучал, она приправляет любовь щепоткой ревности. Как-то режиссер, не заставший Марлен на съемочной площадке, лично отправился за ней в квартиру Габена, где тот встретил его словами «я не говорю по-английски». Рыдающая Марлен нашлась у подруги, оказывается, Жан приревновал ее к режиссеру.

Впоследствии, Марлен так гениально научится распалять ревнивого Габена, что он, увидев, как за актрисой увиваются два других известных Жана - Кокто и Марэ, поставит ультиматум: свадьба или расставание. Свободолюбивая Марлен сбежит в Америку, но продолжит называть себя женой Габена. Она знает, что при желании всегда сможет вернуть мужчину, к сердцу которого однажды нашла ключ.

Поэтому: было бы символичнее, если бы в секретной шкатулке Марлен хранила не кольца, а ключики. Она открывала путь к сердцам с ловкостью профессионального взломщика. Изучи характер мужчины, пойми его потребности и дай ему то, что он хочет, - эта проверенная схема никогда ее не подводила!

С Жаном Маре и Жераром Филиппом

Идеальная возлюбленная, женщина-сфинкс Марлен никогда не была довольна тем, что имела и всегда стремилась к большему. Она заводила один роман за другим даже в зрелом возрасте. Во время войны она подружилась с американским генералом Паттоном, который подарил «боевой подруге» отделанный перламутром пистолет. Голливудский актер Юл Бриннер обещал оставить жену, если Марлен перестанет отвечать на звонки бывших в постели. Но божественная Дитрих, зная о страстном темпераменте актера, преследовала Бриннера звонками и встречалась с бывшими любовниками. Она никогда никому не отказывала: «Они такие милые, когда просят... А потом ужасно счастливы. Вот и нельзя отказать». Неуловимая женщина-загадка, которая отдает все и ничего и которой нельзя завладеть полностью, - вот секрет невероятной притягательности Марлен Дитрих.

Фото: TopFoto/FOTODOM.RU, East News, Legion-Media.ru