Дредноут (класс кораблей)

Старейший сохранившийся дредноут, BB-35 «Техас», спущенный на воду в 1912 году

Супердредноут

Через пять лет после ввода в эксплуатацию «Дредноута», было построено новое поколение более мощных линкоров. Первыми супер-дредноутами принято считать, британские линкоры типа «Орион» . Введение мощной 13,5-дюймовой (343 мм) артиллерии главного калибра и усиление бортового бронирования позволила называть их «супер». За пять лет между «Дредноутом » и «Орионом», водоизмещение увеличилось на 25 %, а вес бортового залпа удвоился.

См. также

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002. - ISBN 985-13-1009-3
  • All the world"s battleships. 1906 to the present. - London: Conway Maritime Press, 1996. - ISBN 0-85177-691-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906-1921. - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-87021-907-3
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History. - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-087021-715 -1
  • Silverstone P.H. The New Navy. 1883-1922. - New York, USA: Routledge, 2006. - ISBN 978-0-415-97871-2
  • Gardiner R., Gray R. Conway"s All the World"s Fighting Ships: 1906–1921. - New York, USA: Naval Institute Press, 1984. - ISBN 0-87021-907-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дредноут (класс кораблей)" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «дредноут» Дредноут (неправильно Дендроут) (англ. … Википедия

    HMS Dreadnought История Тип: линкор (дредноут) Класс: Dreadnought Принадлежность: Великобритания … Википедия Википедия

    Во время Первой мировой войны помимо суши, широкомасштабные боевые действия проходили и на море. В течение войны впервые использовались новые классы военных кораблей, таких как дредноуты, линейные крейсера, авианосцы и гидроавиатранспорты,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут» родоначальник класса линкоров … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль. Линкор «USS Arizona» Линкор (сокр. от «линейный корабль») класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м,… … Википедия

    - «Вавилон 5» Дредноут класса Nova Вооруженных Сил Земного Альянса Общая информация Место постройки: верфи компании Rocketdyne Мир: Земля, Марс, колонии Земного Альянса Статус: на вооружении Приписка: Земной Альянс … Википедия

В начале 1905 года, в те самые дни, когда русский флот спешил к берегам Японии навстречу своей гибели, Комитет, созданный Первым Морским Лордом Джоном Арбутнотом Фишером, уже разработал план переустройства британского флота «от киля до клотика». Сам адмирал заявлял: «Я изменю все! И не советую мешать мне - я уничтожу любого, кто станет у меня на пути». В меморандуме, разосланном членам Адмиралтейства, Фишер писал: «Новый флот будет состоять из кораблей четырех классов и будет отвечать всем требованиям современной войны». Он перечислял эти классы: линкоры водоизмещением 15900 тонн, способные развивать скорость до 21 узла; броненосные крейсера (15900 тонн, 25,5 узла), эсминцы (900 тонн, 36 узлов) и подводные лодки (350 тонн, 13 узлов).

Комитет, которому предстояло возродить в новом качестве британский флот, включал опытных морских офицеров, виднейших судостроителей и крупных промышленников. Все вместе они знали об артиллерии, броне и ходовых качествах кораблей, управлении огнем и торпедах, средствах связи и топливе почти все. Среди штатских в нем состояли такие звезды британской науки, как сэр Филип Уотс, судостроитель, оставивший свою частную компанию, чтобы занять пост директора Королевских верфей в Портсмуте, и лорд Келвин, прославленный ирландский физик и математик из университета Глазго, изобретший температурную шкалу и подводный кабель, сделавший международный телеграф реальностью. Членами Комитета состояли также принц Луи Баттенбергский, контр-адмирал, начальник морской разведки и племянник (по жене) короля Эдуарда VII, 46-летний кэптен Джон Р. Джеллико, обладавший, как и сам Фишер, большим опытом и разносторонними познаниями в морском деле и до тонкостей знавший артиллерию. Его известность не выходила за пределы узкого круга морских офицеров, но именно ему в час суровых испытаний суждено было взять командование над новорожденным флотом.

В первую очередь Комитет приступил к осуществлению давней и трепетной мечты Фишера - созданию линкора. Проводя артиллерийские учения корабля, эскадры, флота, он часто использовал излюбленную формулу Наполеона «Frappez vite et frappez fort» («Бить часто и сильно») и давно вынашивал образ такого корабля, который бы плавал быстрей и наносил удары сокрушительней, чем прежние. За пять лет до своего «воцарения» он уговорил своего друга В. X. Гарда, занимавшего тогда должность главного строителя на Королевских верфях на Мальте, сделать наброски чертежей подобного идеального корабля. Фишер дал воображаемому линкору имя «Антейкэбл», и проект, над которым начал работать Комитет в 1905 году, получил то же название. Неизвестно, кем и когда было выбрано имя "Дредноут" («Бесстрашный»), которому выпала участь стать символом новой эпохи в судостроении и военно-морском искусстве.

Впрочем, это имя, которое в разное время носили семь кораблей британского флота (первый "Дредноут" сражался еще с Непобедимой Армадой в 1588 году), шло в русле давней традиции «одушевлять» вступающий в строй новый боевой корабль, давая ему имя предшественника, некогда внушавшее страх врагам.

Но как бы ни назывался создаваемый корабль, он знаменовал собой настоящий прорыв в мореплавании и - при всей своей новизне - был детищем своего времени. Хотя позднее именно Фишера стали считать творцом "Дредноут", вовсе не ему принадлежали определяющие и принципиально новые черты этого линкора - высокие скоростные качества в сочетании с тем, что на его вооружении стояла исключительно дальнобойная крупнокалиберная артиллерия. Достижения науки в этой области позволяли все больше и больше увеличивать дистанцию залпа, и военно-морская мысль во всем мире постепенно приходила к выводу о необходимости заменить «разношерстную» корабельную артиллерию тяжелыми и однородными орудиями главного калибра.

Помимо того, что это позволяло вести интенсивный огонь на максимальной дистанции, унификация корабельной артиллерии сильно облегчала поиск цели и определение расстояния до нее. В недалеком прошлом то и другое предоставлялось в значительной степени на волю случая, пока в 1912 году адмирал сэр Перси Скотт не изобрел электрический ПУАО (прибор управления артиллерийским огнем). До тех пор системы наведения и поиска цели оставались на том же уровне, что и в нельсоновские времена. Официально это называлось «брать в вилку», но уместней было бы сказать «палить как Бог на душу положит».

Артиллерийский офицер-корректировщик, находясь в боевой рубке, приказывал во время боя дать серию залпов и по всплескам «засекал» места падения снарядов. Затем он вносил поправки, используя для связи с наводчиками переговорную трубу, соединенную с орудийными башнями, и уповал на лучшее. Лишь после того, как цель брали в «вилку», то есть половина снарядов уходила в недолет, а половина - в перелет, определялась истинная дальность цели, и то весьма произвольно и приблизительно, поскольку площадь «вилки» могла быть не меньше акра. Даже вышколенные комендоры адмирала Того в Цусимском бою в половине случаев «мазали»: из каждых 100 снарядов, выпущенных с дистанции 7000 ярдов, лишь 42 поражали русские корабли, а 58 бесполезно взрывались в море.

Разумеется, пока «разговаривала» дальнобойная артиллерия, орудия малого калибра превращались в балласт. Но когда корабли сближались настолько, чтобы можно было ввести в действие все калибры, грубая приблизительность корректировки огня проявлялась особенно ярко. Офицеру зачастую было нелегко заметить разрывы малых и средних снарядов среди высоких столбов воды, взметенных снарядами главного калибра. Когда же это удавалось, работа для него только начиналась: у 6-, 9- и 12-дюймовых снарядов, идущих к одной и той же цели,- разные траектории и, следовательно, требуются разные углы возвышения. Таким образом, корректировщику огня в кромешном аду сражения приходилось выкрикивать в переговорную трубу поправки для орудий не одного, а для всех имеющихся на борту калибров.

Первый проект корабля, способного нести на борту большое количество дальнобойных орудий, разработал человек, наделенный выдающимися дарованиями, но живший в стране, флот которой был слаб и невелик. Итальянский судостроитель Витторио Куниберти уже подарил ему первую орудийную платформу и снарядные подъемники, приводимые в движение электричеством. В 1902 году он представил правительству проект линкора водоизмещением в 17000 тонн, вооруженного дюжиной 12-дюймовых орудий, 12-дюймовая броня защищала жизненно важные центры корабля. Однако для постройки его у Италии не нашлось ни денег, ни «производственных мощностей». Броненосец остался в «синьке». Куниберти поделился своей идеей с англичанином Фредом Т. Джейном, издателем ежегодника «Боевые корабли», помещавшим в нем и списки кораблей, вошедших в состав флотов всего мира, и мнения ведущих ученых, зачастую полярно противоположные. В 1903 году Джейн опубликовал проект Куниберти и его же статью под названием «Идеальный линкор для британского флота».

«Идеальный линкор», помимо крупнокалиберной артиллерии, должен был иметь неслыханную скорость в 24 узла, что на шесть узлов превышало средние показатели того времени. «Бык в пустом пространстве цирковой арены тешит себя мыслью, что раз он превосходит подвижного и проворного тореадора силой, то поле боя непременно останется за ним,- с образностью, достойной наследника римлян, декларировал Куниберти,- но он слишком медлителен, чтобы настичь соперника, и тому почти всегда удается избежать ужасающего удара рогов».

Появление статьи в ежегоднике вызвало самые противоречивые отклики, отлично характеризующие разброд в умах, царивший в то время. Консервативно настроенные британские специалисты реагировали на нее широким спектром чувств - от негодования до вежливого недоумения. Сэр Уильям Уайт, возглавлявший раньше управление судостроения, счел предложение снять с кораблей вспомогательную артиллерию возмутительным. Журнал «Инджинир» был менее категоричен и выразился уклончиво: «Наступит день, когда подобный корабль появится на нашем флоте, но, по нашему мнению,- еще не скоро». Однако такой день настал. Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт, сильно любивший флот, но слабо в нем разбиравшийся, внес на рассмотрение Конгресса предложение построить для американских ВМС Военно-морские силы линкор с однородным и тяжелым вооружением. В начале 1904 года этот законопроект был утвержден, и американцы заложили два броненосца. Тем временем на верфях Японии работы уже шли полным ходом. И Джеки Фишеру потребовалось все его дьявольское рвение и красноречие, чтобы убедить своих косных соотечественников: пора догонять «уходящий в отрыв» мир.

Для членов созданного Фишером Комитета вопрос о тяжелом и однородном вооружении был очевиден, но, не вызывая споров, находился для них в иной плоскости: сколько крупнокалиберных орудий должно стоять на корабле и где их размещать. Остановились наконец на десяти (проект Куниберти предусматривал 12), поскольку, по единодушному мнению членов Комитета, водоизмещение будущего линкора не должно было превышать 18000 тонн.

Разместить их решили следующим образом: одну пару - на носу; еще две пары - в средней части корабля (миделе) на левом и правом бортах; и еще две - ближе к корме, но по центру, чтобы все четыре орудия могли вести огонь одновременно и с бортов и с кормы. Эта синхронность имела особое значение: шесть орудий били с носа или с кормы и восемь - с борта, тогда как самые лучшие линкоры предшествующей поры, вооруженные четырьмя 12-дюймовками, вели огонь с носа (или кормы) двумя орудиями и с борта - четырьмя. Таким образом, "Дредноут" по своей огневой мощи в два раза превосходил любой линкор, дающий бортовой залп, и в три - стреляющий из носовых орудий. Последнее обстоятельство особенно обрадовало напористого и агрессивного Фишера, твердо убежденного, что противник всегда будет удирать от преследующего его "Дредноут" и тут-то попадет под смертоносный огонь носовых орудий, более мощный, чем огонь бортом.

Проектную документацию подготовили к маю 1905 года и «синьки» отправили на Королевские верфи в Портсмут, где 2 октября заложили корпус. С этого дня постройка двинулась вперед с головокружительной скоростью. Фишер так живо влезал во все детали, так настырно торопил и подгонял инженеров и рабочих, что его неизменная фраза «Навались - или отвали!» вошла у докеров в поговорку.

Однако он был далеко не только подгонялой - Фишер придумал и внедрил множество новаций, экономивших время на каждой стадии постройки. Одним из таких новшеств стали стандартные, то есть взаимозаменяемые, части конструкции. Как раз в то время, когда Комитет разрабатывал проект "Дредноут", на стапеле достраивался линкор «Кинг Эдвард VII», массивный корпус которого сваривался из нескольких тысяч стальных пластин разнообразнейшей конфигурации - их нарезали из листов, привозимых с заводов, а потом в течение нескольких месяцев собирали вместе и подгоняли воедино - работа эта напоминала составление «картинки-головоломки». Фишер настоял, чтобы корпус "Дредноут" большей частью состоял из взаимозаменяемых стальных листов стандартной прямоугольной формы. Их привозили с завода, сгружали и ставили на нужное место любую из них, а все проволочки - впрочем, небольшие - были связаны с ожиданием листов особо сложной конфигурации. Это простое новшество сберегло почти целый год рабочего времени, и если в среднем постройка корабля от закладки до спуска на воду занимала 16 месяцев, то 527-футовый корпус "Дредноут" буквально на глазах изумленных докеров обрел очертания всего за 18 недель - срок ничтожно малый. 10 февраля 1906 года новый линкор подготовили к спуску на воду.

Достройка «у стенки» и установка вооружения и оборудования тоже прошли молниеносно. Мощности литейных заводов в 1905 году были таковы, что на изготовление десяти 12-дюймовых орудий ушло бы несколько лет. Однако Фишер, который никогда не считался с общепринятыми нормами и правилами, добился немедленной установки восьми орудий, предназначенных для строящихся линкоров «Агамемнон» и «Лорд Нельсон». Благодаря этому «перехвату» работы снова велись с большим опережением графика.

3 октября 1906 года "Дредноут" уже вышел на ходовые испытания. Вместо 3-3,5 лет, за которые обычно строились корабли такого класса, могучий броненосный линкор родился за один год и один день, то есть по тогдашним меркам - в мгновение ока. Многие справедливо усматривали в этом нечто провиденциальное. И хотя придумал этот невиданный доселе корабль не Фишер, никто не оспаривал решающей роли адмирала в том, с какой фантастической быстротой был построен "Дредноут", и в том, как мудро и находчиво руководил он созданием этого Левиафана.

Ходовые испытания "Дредноут" стали настоящей сенсацией. Из Портсмута он ушел к югу, в Средиземное море, а оттуда, через Атлантику - к Тринидаду, после чего вернулся к родным берегам. Испытания показали, что при полной нагрузке турбины способны обеспечить кораблю скорость в 21 узел. Еще более впечатляющим было то, что путь до Вест-Индии и обратно (около 7000 миль) линкор прошел со средней скоростью 17,5 узла и без единой поломки - результат, небывалый для судов, оснащенных поршневыми машинами.

Самым ответственным моментом испытаний являлась стрельба. "Дредноут" предстояло дать залп всем бортом - из восьми 12-дюймовок. Сэр Филип Уоттс, директор Портсмутских верфей, где родился новый корабль, ждал этого момента с трепетом. «Он был очень сумрачен и серьезен,- вспоминает один из присутствовавших на стрельбах офицеров,- словно опасался, что при первом же залпе корабль развалится на части. Однако раздался приглушенный расстоянием грохот, "Дредноут" слегка вздрогнул. Десятки толпившихся на берегу людей даже и не узнали, что разом выстрелили восемь 12-дюймовок. А «слегка вздрогнул» корабль оттого, что послал на 8000 ярдов снаряды общим весом 21250 фунтов.

Испытания "Дредноут" выявили только один конструктивный недостаток: при повороте корабля снижалась его остойчивость. Его первый командир, сэр Реджинальд Бэкон, вспоминал, что «на скорости выше 15 узлов при перекладке рулей больше, чем на 10 градусов, мощности машины не хватало, чтобы выровнять корабль, и он продолжал кружиться на месте, покуда скорость не падала до 15 узлов». Была и еще одна неприятность - на обратном пути из Атлантики скорость непонятно почему упала на один узел, а через два дня так же без видимых причин вернулась к прежнему уровню. Выяснилось, что отставший лист обшивки выполнял роль тормоза. Эти неполадки удалось устранить довольно быстро - как только "Дредноут" вернулся с ходовых испытаний. В целом же они прошли необыкновенно успешно, и в декабре 1906 года Фишер в восторге писал: "Дредноут" следовало бы переименовать в "Крутое яйцо". Почему? Потому что его невозможно разбить!"

Оснащение одного корабля десятью тяжелыми 12-дюймовыми орудиями, безусловно, стало крупным достижением. Но вооружение - еще не все. В "Дредноут" нашли свое воплощение и другие головокружительные инженерные мысли.

Полубак "Дредноут" отличался необычайной длиной, по носу шел 28-футовый фальшборт. За счет этих конструктивных особенностей палубу в штормовую погоду не захлестывало водой, что резко повышало точность наведения орудий. Нос ниже ватерлинии имел луковицеобразный выступ - это улучшало мореходные качества корабля. В средней части корпус был спрямлен, что делало его несколько похожим на коробку. Такие обводы смягчали бортовую качку. Вдоль бортов ниже ватерлинии шли подводные кили, имевшие в сечении форму треугольника с вершиной, направленной под углом вниз. Эти кили гасили колебания, вызываемые вихревыми потоками от винтов.

На корабле имелась противоторпедная защита - боновые заграждения, устанавливаемые с корпуса, и стальные сети для перехвата торпед. Другим средством защиты от торпедных атак являлась противоминная артиллерия - двадцать семь 12-фунтовых пушек, наводящихся вручную. Они были рассредоточены по всему кораблю и устанавливались на надстройках, в том числе на верху орудийных башен.

Идя вразрез с вековой традицией, грот-мачта "Дредноут" была трехногой. Такая конструкция придавала максимальную остойчивость марсу, с которого в башни передавались данные стрельбы. Сама по себе идея была замечательна. Но проектировщики не учли одной существенной детали - мачта находилась между двумя дымовыми трубами. Мало того, что дым из передней трубы серьезно затруднял обзор, он был горячий, и в штормовую погоду, когда топки работали вовсю, трубчатая конструкция мачты так нагревалась, что по трапу, находящемуся внутри нее и ведущему из трюма на марс, было просто невозможно перемещаться.

Во всех отношениях "Дредноут" являлся самым сложным техническим устройством своего времени. Он был длиннее (527 футов), шире (82 фута), имел более глубокую осадку (26,5 фута), чем любой линейный корабль старшего поколения. Его водоизмещение составляло 17900 тонн, на 750 тонн больше, чем у самого крупного военного корабля того времени.

Каждая башня "Дредноут" весила 500 тонн, а вес одного орудия главного калибра превышал вес всех пушек «Виктори», флагмана Горацио Нельсона, вместе взятых. Башни стояли на неподвижных барбетах, усиленных вертикальными стальными балками и закрытых барабанами, сваренными из 11-дюймовых броневых плит. Для защиты погребов с боезапасом и других отделений средняя часть корабля по ватерлинии была прикрыта 11-дюймовым броневым поясом. За броней находились бункера, имевшие в сечении форму срезанного клина, в которых находилась большая часть 2900-тонного запаса угля. Бункера являлись вторым защитным поясом.

Кроме того, от киля до уровня 9 футов выше ватерлинии шли водонепроницаемые переборки, которые делили трюм на 18 герметических отсеков. Это обеспечивало высокую живучесть корабля - инженеры полагали, что "Дредноут" мог выдержать два прямых попадания торпед, оставаясь при этом в строю. (В случае необходимости "Дредноут" и сам мог провести торпедную атаку - на корабле установили пять торпедных аппаратов).

Силовая установка, приводящая в движение всю эту махину, представляла собой последнее слово техники. Классические паровые машины возвратно-поступательного действия с их ревущими и гремящими поршнями отходили в прошлое. "Дредноут" стал первым тяжелым военным кораблем, оснащенным паровыми турбинами. На нем стояли восемь турбин системы Парсонса. Пар вырабатывали восемнадцать котлов системы Бабкока и Уильямса. Развивая мощность 23 000 л. с., машина вращала четыре гребных винта. Турбины позволяли развивать крейсерскую скорость 17,5 узла. Предельная скорость "Дредноут" доходила до 21 узла. Дальность плавания составляла 6620 миль.

Управление спаренными уравновешивающими рулями осуществлялось посредством штурвала с мостика или с любого из четырех запасных рулевых постов, рассредоточенных по всему кораблю. Два из них находились на командных постах, расположенных на топах обеих мачт, попасть туда можно было лишь по трапам, идущим внутри трубчатой конструкции, закрытой броней (эти полости использовались также в качестве голосовой трубы).

Для управления плавающей крепостью требовалась команда из 773 человек. Размещение ее по жилым отсекам было еще одним прорывом в будущее. По традиции матросы ютились в тесных кубриках носовой части, а офицеры располагались в относительно просторных каютах в корме. На "Дредноут" же все поставили с головы на ноги: команду поселили на корме - поближе к машине, а офицерам предоставили среднюю часть - рядом с мостиком. Каждую из пяти башен "Дредноут" обслуживал расчет из 35 человек. Действия команды были доведены до автоматизма: за какие-то 10 минут сдвоенная 12-дюймовая артиллерийская установка могла произвести 12 выстрелов по цели, находящейся за 20 миль. 850-фунтовые снаряды хранились в снарядном погребе, расположенном в трюме. По подвесному монорельсу снаряд подавался на карман заборника - первого звена в системе подъема боеприпасов. Затем, двигаясь вверх, снаряд поступал на палубу порохового погреба, где в заборник догружались четыре пороховых заряда. Еще выше, непосредственно под башней, находилось рабочее отделение, где комплектовался выстрел. Здесь снаряд и пороховой заряд укладывались в подаватель, который, двигаясь по рельсам, изогнутым в виде дуги, подавал выстрел на затвор. Механизм подачи работал гидравлически. Выстрел досылался в камору ствола гидравлическим досылателем - сначала снаряд, а потом пороховые заряды.

Затвор запирался, и стволы орудий поднимались на нужный угол возвышения, поворачиваясь на цапфах - массивных втулках с каждой стороны ствола. Они покоились на опорных подшипниках, вмонтированных в стенки башни. Так осуществлялось наведение по вертикали. В то же время вся башня вращалась по оси посредством механизма зубчатой передачи - зубчатого обода и шестерни. Таким образом устанавливался угол отклонения ствола, т. е. осуществлялось наведение по горизонтали. Углы наводки задавались с центрального поста офицером, управлявшим огнем.

Силой отдачи орудия откатывались приблизительно на 18 дюймов, и гидравлический накатник приводил их в исходное положение, после чего орудия перезаряжались. Но прежде выполнялось небольшое, но крайне важное действие. Чтобы исключить возможность того, что горячие газы, оставшиеся в стволе от предыдущего залпа, выбросят новый заряд прямо на комендоров, после каждого выстрела камора ствола охлаждалась струёй воды и сжатого воздуха.

"Дредноут", как и всякое абсолютно новое явление, не все встретили доброжелательно. Сэр Джордж Кларк, секретарь Комитета имперской обороны, утверждал, что было полнейшим безрассудством отважиться на такой технологический риск, и уверял, что «наша политика в области судостроения - не забегать вперед, а улучшать уже опробованное другими». Сэр Уильям Уайт, который до пришествия Фишера и Филипа Уоттса занимал пост директора Портсмутских верфей, а потому имел основания заявлять, что «зелен виноград», считал недопустимым «складывать все яйца в одну или две огромные, дорогие, величественные, но весьма уязвимые корзины». А язвительный адмирал Чарлз Бересфорд, коллега и соперник Фишера, говорил: «Этот класс кораблей не даст нам никаких преимуществ».

Бересфорд, командовавший флотом, терпеть не мог Первого Морского Лорда, являвшегося его непосредственным начальником, и, очевидно, перенес свою неприязнь и на любимое детище Фишера. Однако в замечании Бересфорда есть доля истины. Такой качественный скачок в вооружении "Дредноут" породил известные проблемы, неожиданные для его создателей: рядом с ним все существующие линкоры казались безнадежно устаревшими, и это делало бессмысленным столь ревностно оберегаемое численное превосходство британского флота. Целая армада тихоходных, слабовооруженных линкоров, защищенных тонкой броней, не в силах была бы справиться с эскадрой новых дредноутов. Германия, без сомнения, должна была ухватиться за идею создания таких кораблей, чтобы сократить разрыв, а Британии, если она желала сохранить свой приоритет и титул «владычицы морей», предстояло начать изнурительную гонку морских вооружений.

Не за свои великие свершения попал в историю "Дредноут". Громких подвигов за ним не числилось, всю войну промолчали его гигантские орудия, и лишь однажды довелось кораблю участвовать в сражении. Случилось это в марте 1915 года на Северном море: он встретил подводную лодку U-29, протаранил ее и потопил. Славен "Дредноут" не тем, что сделал, а тем, чем был. В 1906 году, когда корабль вступил в строй, он настолько опережал эпоху, что во всех линейных кораблях, спущенных на воду после него, не имелось ничего принципиально нового - они всего лишь явились воплощением идей, заложенных в его концепцию. Эмблемой "Дредноут" был золотой ключ, сжимаемый рукой в рыцарской рукавице, что, безусловно, должно было символизировать честолюбивые устремления Адмиралтейства, видевшего в новом корабле ключ от двери, ведущей к безраздельному господству на море.

Дредноут (англ. dreadnought - «бесстрашный», по имени первого корабля этого класса) - появившееся в начале XX века поколение артиллерийских военных кораблей , характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun ). В широком смысле термин может применяться к кораблям различных классов, обладающим этой особенностью (линейным кораблям, линейным крейсерам, тяжёлым крейсерам и т. д.), однако наиболее часто это понятие ассоциируется с линейным кораблём и является синонимом линейного корабля первой четверти XX века. Последний в мире дредноут - HMS Vanguard - был построен в Великобритании в 1946 году, и служил до конца 1950-х годов.

История появления

Эпоха додредноутов

Принцип «только большие пушки» (англ. all-big-gun) был не нов. Ещё в эпоху деревянных парусных кораблей именно так были вооружены линейные корабли , батареи которых состояли из 100 и более пушек одинакового калибра. Полностью соответствовали этому принципу и первые батарейные броненосцы 1860-х годов. Однако в дальнейшем эволюция броненосцев пошла другим путём- сначала в сторону сведения всей артиллерии к нескольким «орудиям-монстрам» калибра до 18″ (460 мм), короткоствольным, с отвратительной баллистикой, рассчитанным на пробивание сплошным бронебойным снарядом брони наибольшей толщины в ближнем бою, а затем - после появления скорострельных орудий среднего калибра, стреляющих разрывными снарядами - специализации артиллерии по выполняемым ей задачам. Вооружение типичных броненосцев 1890-х годов, которые принято называть додредноутами , состояло из четырёх 12” (305мм) орудий главного калибра, размещенных в башнях и среднего калибра, в состав которого входило от шести до восемнадцати скорострельных орудий калибром от 4.7” (120 мм) до 7.5” (191 мм), размещенных в меньших орудийных башнях, казематах или спонсонах . Согласно доктрине того времени, морское сражение следовало начинать на большом расстоянии с последующим сокращением дистанции для нанесения решающего удара более точными и скорострельными орудиями среднего калибра, легко пробивавшими слабо бронированные оконечности тогдашних броненосцев, в то время как 305-мм главный калибр мог пробивать на большой дистанции основной броневой пояс, защищавший цитадель и середину корпуса, толщина бронирования которого превышала 400 мм. Каждое орудие находилось под командованием собственного комендора , а из-за несовершенства методик определения расстояния и отсутствия централизованной системы управления огнём, главный калибр обладал низкой точностью и скорострельностью, поэтому эффективные дистанции боя броненосцев были не слишком высоки и основной силой броненосцев в бою был средний калибр.

Только большие пушки

Возвращение к идее использования унифицированной артиллерии крупного калибра в начале XX века было тесно связано со стремлением всех крупнейших морских держав увеличить огневую мощь и дальность стрельбы. Улучшение механизмов подачи снарядов и введение электропривода в конце XIX века позволило увеличить скорострельность тяжёлых орудий калибра 9.2” (234 мм) – 10” (254 мм), практически не уступавших по темпу стрельбы артиллерии среднего калибра, обладая при этом гораздо более высокой огневой мощью и дальностью стрельбы. Положительно на темпе стрельбы сказалось и появление новых башенных установок, которые позволяли вести перезарядку не возвращая орудие в диаметральную плоскость, а в некоторых случаях – даже не меняя угол вертикальной наводки. Введение новых прицелов и дальномеров позволило увеличить точность артиллерии крупного калибра, но что немаловажно, улучшились сами методы пристрелки: в конце XIX-начале XX века начали отрабатывать корректировку стрельбы по всплескам снарядов, что позволило вести централизованное управление огнем и накрывать цель не одиночными выстрелами, а бортовыми залпами. Учения Средиземноморского флота Великобритании под командованием адмирала Фишера наглядно показали, что корректировка по всплескам снарядов позволяет даже без внедрения каких-либо достижений идущего вперед прогресса вести уверенную стрельбу на считавшиеся ранее запредельными дистанции в 25-30 кабельтовых (4,5-5,5 км). Впрочем, введение нового метода столкнулось с одним из главных недостатков додредноутов: орудия главного и вспомогательного калибра обладали разной баллистикой, однако на большой дистанции всплески от их снарядов становились почти неразличимы, что очень сильно мешало правильной корректировке стрельбы. Русско-японская война наглядно показала несостоятельность старой системы вооружения разнокалиберной артиллерией. По итогам Цусимского сражения , наиболее эффективные результаты давал концентрированный огонь главного калибра целых соединений кораблей по одной цели. При этом новейшие броненосцы того времени обладали гораздо более высокой живучестью и более совершенной схемой бронирования, из-за чего даже 254-мм орудия были неэффективны, в то время как развитие минно-торпедного вооружения делало сокращение дистанции боя нежелательным. Адмиралы и конструкторы всего мира сделали необходимые выводы, и всего через год после окончания Русско-японской войны появился первый корабль нового типа – HMS Dreadnought .

Первый дредноут

Инициатором создания корабля, название которого стало именем нарицательным для всего класса, является адмирал Джон Арбетнот Фишер , который первым сформулировал принцип «Только больших пушек» и считается «отцом» линейного флота Великобритании. Именно по его инициативе была собрана комиссия, сформировавшая следующие требования к новому кораблю Королевского Флота :

  1. Должны быть введены конструктивные улучшения корпуса, в первую очередь улучшена противоторпедная защита.
  2. Бронированная площадь надводного борта должна быть максимально большой, так как небронированная будет поражаться фугасными снарядами.
  3. Скорость корабля должна быть повышена, необходима замена поршневой паровой машины на турбинную.
  4. Необходимо иметь как можно больше орудий крупного калибра. При введении на корабле системы централизованного управления стрельбой артиллерии главного калибра с единого поста главного артиллерийского офицера корабля применима только однокалиберная артиллерия.
  5. Количество малокалиберных скорострельных пушек должно быть увеличено, причём они должны быть распределены по всему кораблю, так как атака миноносцев будет скорее всего иметь место в конце боя, когда многие из них будут повреждены или выведены из строя.
  6. Наличие тарана нецелесообразно.
  7. На мачтах должны находиться оборудованные и защищённые пункты наблюдения.
  8. Дерево и другие подобные горючие вещества должны быть исключены из конструкции.

После обсуждения революционного проекта в Адмиралтействе , было принято решение о его постройке, и 2 октября был заложен корабль, получивший название HMS Dreadnought . На строительство потребовался ровно год и один день, и 3 октября 1906 года мир увидел первый в мире линкор . Dreadnought произвел настоящую революцию в мире морских вооружений. Несмотря на то, что из пяти двухорудийных башен главного калибра с 305-мм артиллерией, предназначавшихся для строившихся в то же время эскадренных броненосцев типа Lord Nelson , бортовой залп могли дать только восемь, огневая мощь линкора не уступала мощи сразу нескольких броненосцев, но была лучше сконцентрирована, а за счет превосходства неслыханной для того времени установки на крупный корабль турбин , а не паровых машин , он был быстрее любого броненосца и мог гораздо дольше идти полным ходом, что позволяло навязать противнику выгодную дистанцию боя. Следует, впрочем, заметить, что Фишер не был единственным, кто дошёл до идеи подобного корабля. Еще в 1903 году итальянский инженер-кораблестроитель Витторио Куниберти составлял проект броненосца с главным калибром из двенадцати 305-мм орудий, 305-мм броневым поясом и скоростью в 24 узла. Данный проект так и остался на бумаге, но в марте 1905 года, за несколько месяцев до англичан, в США были спроектированы два линкора типа South Carolina , однако из-за затянувшейся постройки они появились позже, лишь в 1910 году. С момента появления HMS Dreadnоught броненосцы перестали быть главной силой на море. Теперь могущество флотов измерялось числом дредноутов, что привело к гонке вооружений, продолжавшейся всю первую четверть XX века.

Гонка дредноутов

Великобритания

Начав новый этап гонки вооружений, британцы стремились сохранять в ней главенствующее положение и уже в 1906-1907 году были заложены три линкора типа Bellerophon , почти не отличавшихся от HMS Dreadnought . Минимальные отличия от первого дредноута сохраняли и последующие три корабля типа St. Vincent , на которых в целях повышения бронепробиваемости были установлены 305-мм орудия, имевшие длину ствола в 50 калибров в отличии от применявшихся ранее орудий с длиной ствола 45 калибров, но добиться ожидаемого результата не удалось: при повышении массы орудийных башен и снижении точности стрельбы, пробиваемость возросла лишь незначительно. Тем не менее, необходимость сохранять быстрый темп дредноутной гонки не позволяла терять время на исправление ошибок, и следующие линкоры, HMS Neptune и состоявший из двух дредноутов тип Colossus имели такое же вооружение. На этих кораблях была предпринята попытка изменить расположение орудийных башен с целью получения возможности давать бортовой залп из всех десяти орудий, но новая схема расположения главного калибра оказалась неудачной и из-за риска повреждения надстроек, вести огонь на один борт могли только четыре башни из пяти.

Дальнейшее развитие дредноутов было обусловлено нарастающим противостоянием с Германией, которая тоже проводила активное строительство линейного флота. Следующая серия из четырёх линкоров типа Orion была лишена главных недостатков предшествующих дредноутов и имела гораздо более сильное бронирование, а все десять орудий, калибр которых возрос до 13.5” (343 мм) действительно могли вести огонь с одного борта. Тип Orion положил начало поколению «супердредноутов», линкоров с артиллерией главного калибра от 343мм и выше. Последующие дредноуты типа King George V и Iron Duke развивали идею линкоров типа Orion , пока в 1912 году по инициативе нового Первого лорда Адмиралтейства, Уинстона Черчилля, не появились пять супердредноутов типа Queen Elisabeth с восемью орудиями калибра 15"(381 мм), расположенных по линейно-возвышенной схеме. На этих кораблях впервые в мире было введено чисто нефтяное отопление котлов, а благодаря более мощной энергетической установке при возросшем водоизмещении и бронировании скорость удалось повысить до 24 узлов. Последними британскими довоенными дредноутами стали заложенные в 1913-1914 годах пять линкоров типа Revenge , сохранившие вооружение предшествующего типа при более мощном бронировании и меньшей скорости.

Германия

С началом дредноутной гонки, Германская Империя взяла курс на создание мощного флота, способного бросить вызов британскому Королевскому Флоту. Первыми немецкими дредноутами стали четыре корабля типа Nassau , заложенные в 1907 году. Двенадцать орудий главного калибра располагались так, что вести огонь на один борт могли только восемь, а сама артиллерия имела чуть меньший, чем на британских дредноутах калибр 11” (280мм), который при более низком весе залпа был скорострельнее, в то время как сами корабли обладали низкой скоростью, но хорошим бронированием. Четыре дредноута типа Ostfriesland были дальнейшим развитием типа Nassau и сохраняли ключевые черты предшественника при более мощной артиллерии калибра 305мм. Следующие типы Kaiser и König , заложенные в 1909-1911 и 1912-1913 годах соответственно двумя сериями по четыре дредноута, имели не двенадцать, а десять 305-мм орудий, но из-за другой схемы их размещения, вести огонь с одного борта могли все орудия, а более совершенные энергетические установки дали возможность увеличить скорость хода при еще сильнее возросшем бронировании. Последними линейными кораблями Германской Империи стали заложенные в 1913-1915 годах супердредноуты типа Bayern , ставшие вершиной немецкого кораблестроения того времени. Ввести в строй удалось только первые два корабля из планировавшихся четырёх, однако достроенные супердредноуты, благодаря мощной артиллерии из восьми 380-мм орудий и хорошему бронированию, не уступали новейшим британским линкорам типа Revenge и Queen Elisabeth .

США

Первые американские дредноуты, два корабля типа South Carolina , были заложены и спроектированы в 1905 году, еще до начала строительства HMS Dreadnought . Из-за установленных Конгрессом ограничений по водоизмещению, бронирование кораблей было довольно слабым, а скорость низкой, но тем не менее, конструкторами были предприняты некоторые передовые конструктивные решения, такие как первое в мире размещение артиллерии главного калибра в линейно-возвышенной плоскости, благодаря чему тип South Carolina с его восемью орудиями калибра 305-мм не уступал по весу бортового залпа британскому HMS Dreadnought , имевшему на два орудия больше. Из-за длительного строительства, к моменту окончания работ над линкорами в 1910 году, они уже считались устаревшими, но в ходе строительства первых дредноутов ограничения по водоизмещению уже не было, что позволило создать гораздо более сбалансированные корабли. Заложенные в 1907-1909 годах пары дредноутов типа Delaware , Florida и Wyoming отличались от South Carolina постепенно увеличивавшимся водоизмещением, бронированием, количеством 305-мм орудий главного калибра и выросшей до 21 узла скоростью, а в 1910 году появились первые американские супердредноуты – два линкора типа New York , которые представляли собой логическое развитие типа Wyoming с артиллерией из десяти 356-мм орудий главного калибра. Из-за решения заменить турбины на более экономичные паровые машины, скорость не изменилась и по-прежнему держалась в пределах 21 узла.

Важным этапом в развитии американских дредноутов стал тип Nevada , на которых впервые был применена новая схема бронирования "всё или ничего", суть которой заключалась в наращивании толщины броневого пояса в районах жизненно важных участков корабля при небронированных оконечностях с целью повышения живучести. Следующие супердредноуты американского флота были логическим развитием типа Nevada и вошли в историю как «стандартные линкоры»: обладавшие схожими характеристиками супердредноуты, способные эффективно действовать в составе соединений. В рамках концепции «стандартных линкоров» были созданы дредноуты типов Pennsylvania , New Mexico и Tennessee , имевшие одинаковую артиллерию главного калибра из двенадцати 356-мм орудий, размещенных в трёхорудийных башнях, хорошую живучесть и низкую скорость в 21 узел. Вашингтонское морское соглашение остановило развитие линкоров, в результате чего последними «стандартными линкорами» США стали три супердредноута типа Colorado , вооружение которых было мощнее, чем у их предшественников и состояло из восьми 16” (406мм) орудий.

Япония

По итогам Русско-японской войны, Императорский флот Японии взял курс на увеличение количества 12” орудий на новых кораблях. Предполагалось, что два корабля типа Satsuma должны были стать линкорами с однородной 305-мм артиллерией, но из-за проблем с готовностью нужного числа тяжёлых орудий, было принято решение оснастить их смешанной 305-мм и 254-мм артиллерией, так что Satsuma и Aki остались броненосцами. Только в 1909 году удалось заложить первые японские дредноуты типа Kawachi , оснащенные двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра, расположение которых было сходным с первыми немецкими дредноутами типа Nassau . Тем не менее, 305-мм артиллерия дредноутов японского флота обладала разной длиной стволов и соответственно, разной баллистикой, из-за чего несмотря на наличие артиллерии единого калибра, сохранялись присущие додредноутам проблемы корректировки огня на дальней дистанции. После закладки в 1911-1912 годах разработанных по британскому проекту четырёх линейных крейсеров типа Kongo , вооруженных восемью орудиями калибра 356мм и не уступавшими по характеристикам новейшим линейным крейсерам Королевского Флота, в 1912-1913 годах были заложены первые полноценные супердредноуты Императорского флота Японии – два линкора типа Fuso , которые при схожих с типом Kongo размерами несли гораздо более мощную артиллерию главного калибра из двенадцати 356-мм орудий, размещенных в шести двухорудийных башнях. Пользуясь приобретенным при строительстве типа Fuso опытом, японские конструкторы доработали проект, слегка изменив расположение орудийных башен, распределение брони и уменьшив калибр противоминной артиллерии, в результате чего заложенные в 1915 году супердредноуты типа Ise стали логическим продолжением типа Fuso . Последними супердредноутами Японии стали два линкора типа Nagato . Заложенные в конце Первой мировой войны, эти корабли несли восемь орудий калибром 410мм, а также были первыми японскими кораблями, забронированными по американской схеме, что делало их одними из самых мощных кораблей в мире на момент подписания Вашингтонского морского соглашения. Супердредноуты типа Nagato отличались высокой живучестью и огневой мощью при хорошей скорости и ходовых качествах, которые японцам удавалось долгое время держать в секрете.

Россия

Другие страны

Узнав о строительстве итальянского дредноута Dante Alighieri , правительство Австро-Венгрии приняло решение о создании четырёх дредноутов типа Viribus Unitis . Считалось, что для боевых действий в Адриатике ходовые качества и дальность плавания несущественны, что привело к появлению линкора, обладавшего неплохой для корабля с ограниченным водоизмещением артиллерией из двенадцати 305-мм орудий в трёхорудийных башнях и средним бронированием, но неудовлетворительной противоторпедной защитой и плотной компоновкой. Планировалось также строительство супердредноутов типа Ersatz Monarch с десятью 350-мм орудиями при по-прежнему ограниченном водоизмещении и низкой скорости, но их строительство было отменено из-за начала Первой мировой войны.

Османская Империя пыталась обзавестись дредноутами английского производства. В 1911 году турецкое правительство заказало в Великобритании дредноут Reşadiye , однако из-за финансовых проблем оно не смогло оплатить заказ и строительство линкора, созданного на основе супердредноутов типа King George V с артиллерией из 10 343-мм орудий главного калибра, было продолжено, но уже на средства англичан. В 1914 году Османская Империя предложила выкупить Reşadiye, заказать однотипный ему Fatih и перекупить предназначавшийся для Бразилии дредноут Rio de Janeiro с семью двухорудийными башнями калибра 305мм, переименовав его в Sultan Osman I , но Первая мировая война испортила их планы. Строительство Fatih было прекращено, а два других дредноута были реквизированы и включены в состав Королевского Флота под новыми названиями: Reşadiye был переименован в HMS Erin , а Sultan Osman I – в HMS Agincourt . И тем не менее, Турции удалось обзавестись дредноутом, когда Германская Империя передала туркам линейный крейсер типа Moltke , SMS Goeben . Дредноут был переименован в Yavuz Sultan Selim и находился в составе турецкого флота под именем Yavuz до вывода из состава флота в 1954 году и последовавшей отправкой на слом в 1973 году, оставаясь на активной службе дольше любого другого дредноута.

Греция предпринимала попытки обзавестись собственным дредноутом, заказав его в Германии. Согласно проекту, линкор Salamis должен был быть вооружен восемью 356-мм орудиями американского производства, но с началом Первой мировой войны его строительство прекратилось и «самый маленький супердредноут в мире», получивший это прозвище за свое мощное вооружение при крайне малом водоизмещении, был разделан на металл так и не вступив в строй. Испания начала строительство своих дредноутов в 1909 году. Из-за недостатка финансирования, строительство трёх линкоров типа España затянулось на крайне продолжительный срок, а сами корабли вошли в историю как самые маленькие дредноуты в мире, имевшие при размерах эскадренного броненосца, посредственной скорости и плохой защищенности вооружение в восемь 305-мм орудий.

Применение

Первая мировая война

Несмотря на активную гонку вооружений, предшествовавшую началу Первой мировой войны, в самой войне активных боевых действий дредноуты не принимали. Исход войны решался прежде всего на суше, а адмиралы избегали применения дредноутов, считая их слишком ценными боевыми единицами, поэтому большую часть времени линкоры оставались на своих базах. Королевский флот Великобритании имел значительное численное превосходство над германским Флотом открытого моря , поэтому немцы стараясь избегать крупномасштабного столкновения с англичанами, поставив перед собой цель навязать британскому флоту бой на выгодных для себя условиях. В первые два года войны единственными столкновениями с участием дредноутов стали Гельголандское сражение , сражение у Доггер-банки и немецкие рейды на английское побережье. Единственным крупным морским сражением с участием линкоров стало Ютландское сражение 31 мая 1916 года. Разгадав немецкий план выманить и разбить Гранд-Флит по частям, англичане вывели все боеспособные корабли, и после столкновения с превосходящими силами, германскому флоту пришлось отступить, потеряв 11 своих кораблей и уничтожив 14 английских. После этого сражения немецкие дредноуты больше не пытались прорвать блокаду и до самого конца войны оставались на базах.

Русские дредноуты в морских сражениях также не участвовали: на Балтике их действия ограничивали минные поля, а на Чёрном море из-за отсутствия соперников, их роль ограничилась обстрелами побережья. Единственным исключением является бой «Императрицы Марии» и SMS Goeben , в ходе которого германский линейный крейсер получил повреждения, но смог уйти. Всего же, по итогам Первой мировой войны, исключительно артиллерийским огнем было потоплено только три английских линейных крейсера, получивших повреждения в ходе Ютландского сражения. Основной урон дредноуты получили от минно-торпедного вооружения, что говорило о растущем потенциале подводного флота.

Послевоенные годы

После окончания Первой мировой войны место ведущих морских держав заняли США и Япония, почти не участвовавшие в войне и избежавшие потерь. Япония развернула масштабную программу по строительству дредноутного флота «8+8», предусматривавшую строительство восьми линкоров и восьми линейных крейсеров с орудиями 410-мм и 460-мм калибра для подготовки к войне за господство на Тихом Океане. Аналогичные проекты кораблей с 406-мм и 457-мм артиллерией имели и американцы с англичанами, не желавшими уступать былое превосходство во флоте, однако эта гонка вооружений нанесла бы серьезный удар по экономике истощенных войной государств, поэтому в 1922 году между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией было заключено Вашингтонское морское соглашение . Были свернуты все программы строительства новых кораблей, ограничено количество, тоннаж и вооружение флотов крупнейших морских держав. Большинство дредноутов было разобрано на металл, и лишь самые современные корабли остались в строю. Серьезно было ограничено количество супердредноутов с 406-мм артиллерией, которых по итогам соглашения оставалось всего семь: Япония оставила супердредноут Nagato и получила право достроить Mutsu , США сохранили три супердредноута типа Colorado , а Великобритании, не имевшей кораблей с 406-мм вооружением, позволили построить два линкора типа Nelson . В дальнейшем, после Второй мировой войны , в которой из-за возросшей роли подводного флота и авиации линейный флот не принимал активного участия, пережившие войну дредноуты были списаны в 1950-х годах и разобраны на металл. Последними линкорами дредноутной эпохи, окончательно исключенными из состава флотов, стали супердредноуты

Литература

  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров . - М.: Харвест, АСТ, 2002. - ISBN 985-13-1009-3
  • All the world"s battleships. 1906 to the present . - London: Conway Maritime Press, 1996. - ISBN 0-85177-691-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906-1921 ISBN 0-87021-907-3
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History . - Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-087021-715 -1
  • Silverstone P.H. The New Navy. 1883-1922 . - New York, USA: Routledge, 2006. -

Старейший сохранившийся дредноут, USS Texas (BB-35), спущенный на воду в 1912 году

Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут” (англ. dreadnought - «бесстрашный»). К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.

“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.

Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан.

Но Британия оказалась первой.

Визитная карточка «Дредноута» — артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало «Дредноут» от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра — обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством — до 12 и даже 16 — пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году — в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными «скорострелками».

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек — серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.

12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought © Library of Congress Bain collection

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая — всего три страницы — статья Куниберти «Идеальный боевой корабль для британского флота». В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких «идеальных кораблей» будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости — сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального «Дредноута» оказалось куда больше — порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с «Дредноутом», вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда «отец» «Дредноута» адмирал Джон «Джекки» Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.

Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год. © US Library of Congress Bain collection

«Отец» «Дредноута»

Адмирал Фишер, продавливая проект «Дредноута» через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек — британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.

Рубка дредноута USS Техаs, США, © EPA/LARRY W. SMITH

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему «Дредноуту» рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему «большие пушки».

Фишер настоял и на оснащении «Дредноута» новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства «Дредноута» в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.

© H. M Stationery Office

Без единого выстрела

«Дредноут» был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно — традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. «Дредноут» же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса — иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено — 3 тыс. рабочих буквально «горели» на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем «Дредноута» и его дальномеров — самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. «Дредноут» не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году — самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, — он был на ремонте.

Но даже будь «Дредноут» в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии — всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.

10 февраля. /ТАСС/. Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут”. К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.

“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.
Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан. Но Британия оказалась первой.

Визитная карточка "Дредноута" - артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало "Дредноут" от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра - обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством - до 12 и даже 16 - пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году - в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными "скорострелками".

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек - серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.


12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought
© Library of Congress Bain collection



Авторство идеи

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая - всего три страницы - статья Куниберти "Идеальный боевой корабль для британского флота". В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких "идеальных кораблей" будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости - сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального "Дредноута" оказалось куда больше - порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с "Дредноутом", вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда "отец" "Дредноута" адмирал Джон "Джекки" Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.


Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год
© US Library of Congress Bain collection


"Отец" "Дредноута"

Адмирал Фишер, продавливая проект "Дредноута" через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек - британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.


Рубка дредноута USS Техаs, США
© EPA/LARRY W. SMITH

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему "Дредноуту" рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему "большие пушки".

Фишер настоял и на оснащении "Дредноута" новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла в час, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства "Дредноута" в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.


© H. M Stationery Office



Без единого выстрела

"Дредноут" был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно - традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. "Дредноут" же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса - иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено - 3 тыс. рабочих буквально "горели" на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем "Дредноута" и его дальномеров - самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. "Дредноут" не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году - самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, - он был на ремонте.

Но даже будь "Дредноут" в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии - всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.

Так, представители типа "Куин Элизабет", вступившие в строй в 1914-1915 годах, несли уже орудия калибра 381 миллиметр. Масса снаряда этого калибра более чем вдвое превосходила вес снаряда "Дредноута", и стреляли эти пушки в полтора раза дальше.

Тем не менее "Дредноут" все-таки смог добиться победы над кораблем противника, в отличие от многих других представителей своего класса. Его жертвой стала немецкая подводная лодка. По иронии судьбы могучий дредноут уничтожил ее не огнем артиллерии и даже не торпедой - он просто-напросто протаранил субмарину, хотя именно "Дредноут" британские корабелы не стали оснащать специальным тараном.

Впрочем, потопленная "Дредноутом" подводная лодка была отнюдь не обычной, а ее капитан был прославленным морским волком. Но это уже совсем другая