Уже несколько десятилетий подряд психологи настойчиво интересуются двумя режимами мышления: тем, который запускает портрет разъяренной женщины, и тем, что запускает задача на умножение. Для этих режимов существует множество названий. Я пользуюсь терминами, которые изначально предложили психологи Кейт Станович и Ричард Уэст, и буду говорить о двух системах мышления: Системе 1 и Системе 2.

Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля.
Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективн ым ощущением деятельности, выбора и концентрации.

Понятия Системы 1 и Системы 2 широко используются в психологии, но я в этой книге захожу дальше остальных: ее можно читать как психологическую драму с двумя действующими лицами.
Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 – сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Хотя Система 2 и считает себя главным действующим лицом, в действительности герой этой книги – автоматически реагирующая Система 1. Я полагаю, что она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником убеждений и сознательных выборов Системы 2. Автоматические действия Системы 1 генерируют удивительно сложные схемы мыслей, но лишь более медленная Система 2 может выстроить их в упорядоченную последовательность шагов. Далее будут описаны обстоятельства, в которых Система 2 перехватывает контроль, ограничивая свободные имп ульсы и ассоциации Системы 1. Вам предлагается рассматривать эти две системы как два субъекта, каждый из которых обладает своими уникальными способностями, ограничениями и функциями.
Вот что может сделать Система 1 (примеры ранжированы по возрастанию сложности):

Определить, какой из двух объектов ближе.
Сориентироваться в сторону источника резкого звука.
Закончить фразу «Хлеб с …».
Изобразить гримасу отвращения при виде мерзкой картинки.
Определить враждебность в голосе.
Решить пример 2 + 2 =?
Прочитать слова на больших рекламных билбордах.
Вести машину по пустой дороге.
Сделать сильный шахматный ход (если вы – гроссмейстер).
Понять простое предложение.
Определить, что описание «тихий, аккуратный чело век, уделяющий много внимания деталям» похоже на стереотип, связанный с некоей профессией.

Все эти действия относятся к тому же разряду, что и реакция на рассерженную женщину: они происходят автоматически и не требуют (или почти не требуют) усилий. Возможности Системы 1 включают в себя наши внутренние навыки, которые мы разделяем с другими животными. Мы рождаемся готовыми воспринимать окружающий мир, узнавать предметы, направлять внимание, избегать потерь и бояться пауков. Другие действия разума становятся быстрыми и автоматическими после долгой тренировки. Система 1 запомнила связь между идеями (столица Франции?) и научилась опознавать и понимать тонкости ситуаций, возникающих при общении. Некоторые навыки, вроде умения находить хорошие ходы в шахматах, приобретают только специалисты-эксперты. Другие умения достаются многим. Чтобы определить сходство описания личности со стереотипом профессии, требуются широкие языковые и культурологические познаний, имеющиес я у многих. Знания хранятся в памяти, и мы получаем к ним доступ без сознательного намерения и без усилий.
Некоторые действия в этом списке абсолютно непроизвольны. Вы не можете удержаться от понимания простых предложений на родном языке или от того, чтобы обратить внимание на громкий неожиданный звук; вы не запретите себе знать, что 2 + 2 = 4, или вспомнить Париж, если кто-то упоминает столицу Франции. Ряд действий – например, жевание – можно контролировать, но обычно они выполняются на автопилоте. Контроль за вниманием осуществляют обе системы. Ориентирование на громкий звук обычно происходит непроизвольно, при помощи Системы 1, а затем немедленно и целенаправленно мобилизуется внимание Системы 2. Возможно, вы сдержитесь и не обернетесь, услышав громкое обидное замечание на шумной вечеринке, но, даже если ваша голова не шелохнется, поначалу вы все равно обратите на него внимание, хотя бы ненадолго. Впрочем, от нежеланного объекта внимание можно отвлечь, и лучший способ – сосредоточиться на другой цели.
У разнообразных функций Системы 2 есть одна общая черта: все они требуют внимания и прерываются, когда внимание переключают. Например, с помощью Системы 2 можно исполнить следующее:



Готовиться к сигналу старта в забеге.
Наблюдать за клоунами в цирке.
Услышать в переполненной шумной комнате голос нужного человека.
Заметить седую женщину.
Идентифицировать удививший звук, порывшись в памяти.
Намеренно ускорить шаг.
Следить за уместностью поведения в определенной социальной ситуации.
Считать количество букв «а» в тексте.
Продиктовать собеседнику свой номер телефона.
Припарковаться там, где мало места (если только вы не профессиональный парковщик).
Сравнить две сти ральные машины по цене и функциям.
Заполнить налоговую декларацию.
Проверить состоятельность сложных логических аргументов.



Во всех этих ситуациях необходимо быть внимательными, а если вы не готовы или отвлекаетесь, то справитесь хуже или не справитесь совсем. Система 2 может изменить работу Системы 1, перепрограммировав обычные автоматические функции внимания и памяти. Например, ожидая родственника на переполненном людьми железнодорожном вокзале, можно настроиться на то, чтобы искать седую женщину или бородатого мужчину, и, таким образом, увеличить шансы увидеть ее или его издали. Можно напрячь память, чтобы вспомнить названия столиц, начинающиеся с буквы «Н», или романы французских писателей-экзистенциалистов. Когда вы берете напрокат автомобиль в лондонском аэропорту Хитроу, вам наверняка напомнят, что «у нас ездят по левой стороне». Во всех этих случаях вас просят сделать что-то непривычное, и вы обнаружите, что для этого требуются постоянные усилия.
Мы часто пользуемся формулировкой «будь внимательнее» – и она вполне справедлива. У нас имеется ограниченный объем внимания, который можно распределить на различные действия, и если выйти за пределы имеющегося, то ничего не получится. Особенность таких занятий в том, что они мешают друг другу, и именно поэтому трудно или даже невозможно выполнять сразу несколько. Невозможно вычислить произведение 17 24, поворачивая налево в плотном потоке машин; не стоит даже пробовать. Можно делать несколько дел сразу, но только если они легкие и не слишком требуют внимания. Вероятно, можно разговаривать с сидящим рядом, если вы ведете машину по пустому шоссе, а многие родители обнаруживают – пусть даже и с некоторой долей неловкости, – что могут читать ребенку сказку, думая о чем-то другом.
Все более или менее осознают ограниченные возможности внимания, а наше поведение в обществе учитывает эти ограничения. К приме ру, если водитель машины обгоняет грузовик на узкой дороге, взрослые пассажиры вполне разумно умолкают. Им известно, что отвлекать водителя не стоит; вдобавок они подозревают, что он временно «оглох» и не услышит их слова.
Сосредоточившись на чем-либо, люди, по сути, «слепнут», не замечая того, что обычно привлекает внимание. Нагляднее всего это продемонстрировали Кристофер Шабри и Дэниел Саймонс в книге «Невидимая горилла». Они сняли короткометражный фильм о баскетбольном матче, где команды выступают в белых и черных футболках. Зрителей просят посчитать количество передач, которое сделают игроки в белых футболках, не обращая внимания на игроков в черном. Это трудная задача, требующая полного внимания. Примерно в середине ролика в кадре появляется женщина в костюме гориллы, которая пересекает площадку, стучит себя по груди и уходит. Она находится в кадре в течение 9 секунд. Ролик видели тысячи людей, но примерно половина из них не заметила ничего необычного. Слепо та наступает из-за задания на подсчет, особенно из-за указаний не обращать внимания на одну из команд. Зрители, не получившие этого задания, гориллу не пропустят. Видеть и ориентироваться – автоматические функции Системы 1, но они выполняются, только если на соответствующие внешние раздражители отведен некоторый объем внимания. По мнению авторов, самое примечательное в их исследовании то, что людей очень удивляют его результаты. Зрители, не заметившие гориллу, поначалу уверены, что ее не было, – они не в состоянии представить, что пропустили такое событие. Эксперимент с гориллой иллюстрирует два важных факта: мы можем быть слепы к очевидному и, более того, не замечаем собственной слепоты.

Краткое содержание

Взаимодействие двух систем – сквозная тема этой книги, так что стоит вкратце изложить ее содержание. Итак, пока мы бодрствуем, работают обе системы – Система 1 и Система 2. Система 1 работает автоматически, а Система 2 нахо дится в комфортном режиме минимальных усилий, иначе говоря, задействована лишь малая часть ее возможностей. Система 1 постоянно генерирует для Системы 2 предложения: впечатления, предчувствия, намерения и чувства. Если Система 2 их одобряет, то впечатления и предчувствия превращаются в убеждения, а импульсы – в намеренные действия. Когда все проходит гладко – а так случается почти всегда, – Система 2 принимает предложения Системы 1 совсем или почти без изменений. Как правило, вы верите своим впечатлениям и действуете согласно своим желаниям, и обычно это вполне приемлемо.
Когда Система 1 сталкивается с трудностями, она обращается к Системе 2 для решения текущей проблемы с помощью более подробной и целенаправленной обработки. Систему 2 мобилизуют при возникновении вопроса, на который у Системы 1 нет ответа, как, вероятно, случилось с вами при виде примера на умножение 17 × 24. Осознанный прилив внимания также ощущается, если вас застали врасплох. Система 2 при ходит в действие, когда обнаруживается событие, нарушающее модель окружающего мира в представлении Системы 1. В ее мире лампочки не подпрыгивают, кошки не лают, а гориллы не ходят по баскетбольным площадкам. Эксперимент с гориллой показывает, что для обнаружения неожиданных раздражителей требуется внимание. Удивление или неожиданность задействует и направляет ваше внимание: вы пристально вглядываетесь и пытаетесь найти в памяти объяснение удивительному событию. Система 2 отвечает за постоянный контроль вашего поведения – именно благодаря ему вы способны оставаться вежливым в ярости и внимательным, когда ведете машину ночью. Система 2 мобилизуется, если обнаруживает, что вы вот-вот совершите ошибку. Вспомните, как вы едва не выпалили что-то оскорбительное – и как трудно вам было взять себя в руки. В общем, основная часть того, что вы (ваша Система 2) думаете и делаете, порождается Системой 1, но в случае трудностей Система 2 перехватывает управление, и обычно последнее слово остается за ней.
Разделение труда между Системой 1 и Системой 2 очень эффективно: оно дает наилучшую производительность при минимуме усилий. Большую часть времени все работает хорошо, потому что Система 1, как правило, отлично выполняет свои функции: формирует точные модели ситуаций и краткосрочные прогнозы, а также быстро и чаще всего уместно реагирует на возникающие задачи. Однако у Системы 1 есть и свои искажения, систематические ошибки, которые она склонна совершать в определенных обстоятельствах. Как будет показано, временами она отвечает не на заданные, а на более легкие вопросы и плохо разбирается в логике и статистике. Еще одно ограничение Системы 1 состоит в том, что ее нельзя отключить. Увидев на экране слово на знакомом языке, вы его прочитаете – если только ваше внимание не поглощено полностью чем-то другим.


Оле́г Григо́рьевич Митя́ев (род. 19 февраля 1956 года, Челябинск) - советский и российский автор-исполнитель, музыкант, актёр. Член Союза писателей России. Народный артист Российской Федерации (2009). Автор и первый исполнитель песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (1978).
Родной город Митяева - Челябинск. Его мама была домохозяйкой, а отец – рабочим трубопрокатного завода. В семье никогда не было мата, все уважительно относились друг к другу. Когда мальчику было семь лет, он пошёл в школу. Сначала это была школа № 59, потом школа № 55, а заканчивал он уже 68-ую школу Челябинска.
По словам Митяева, к первому классу он оказался неготовым, совершенно не соответствуя нужному уровню, учился просто отвратительно, получая одни лишь двойки и колы. Школа казалась сплошным мучением, где радостными событиями были лишь перемены и каникулы. Только к восьмому классу ему удалось выйти на четвёрки и тройки в табеле.
В детстве Олег много времени возился с дворовыми собаками и даже мечтал по-детски, что будет «собаководом». Он приручал их, кормил, строил будки, прятал от отловщиков.
Двор был «бандитским» по самому настоящему, где было много шпаны и мордобоя. Хоккеист Сергей Макаров, ставший многократным чемпионом мира, и известный хоккеист Сергей Стариков выросли в том же дворе. Были среди ребят и те, кто позже оказался за решёткой.
Несмотря на то, что во дворе мальчик проводил много времени, родители за ним внимательно следили, и ни о какой попытке закурить не могло быть и речи, всё это тут же пресекалось. Мама была строгим человеком. Митяев вспоминает, что если он позволял себе выйти из дома, громко хлопнув дверью, всегда получал за это от матери. За это он ей очень благодарен, так как она научила его контролировать себя, быть сдержанным.
Увлечение гитарой началось у Олега, как и у многих в то время. Он пытался играть даже без знания аккордов. «Цыганочку» вообще играли на гитаре, где было лишь две струны. После того, как появились все струны, репертуар значительно расширился. Впервые услышав песни Визбора и Дольского, Олег выучил кассеты наизусть, так же было с кассетой Суханова.
Песня «Марш монтажников» была одной из любимых и во многом из-за этого, Митяев решил стать монтажником и поступил в 1971 году в монтажный техникум. Там он овладел специальностью техник-электрик. Выбор профессии произошёл совершенно случайно, Олегу казалось, что именно это и есть настоящая мужская работа и реальная, настоящая жизнь. Уже начав учиться, он понял свою ошибку, понял, что это не его, особенно, когда столкнулся с такой точной наукой, как сопромат. Молодой человек дал себе обещание, что доучится, несмотря на то, что на учёбу ему приходилось ездить через весь промёрзший Челябинск.
В это время Митяев серьёзно увлёкся плаванием, получив первый разряд. Ему обещали, что при условии занятий спортом, армии можно будет избежать, но получилось всё наоборот. Внезапно его забрали служить в Москву, где он, будучи матросом в красивой морской форме, служил в охране адмирала флота Советского Союза.

После службы было принято решение поступить в институт физкультуры. Олег окончил его с красным дипломом в 1981-ом, чему сам был очень удивлён. Он был участником всех конкурсов художественной самодеятельности. Начиная с 1978-го, будущий бард писал песни, а с 1980-го он начал не только писать, но ещё и исполнять их везде, где просили.
После окончания института Олег Митяев в течение четырёх лет работал там же преподавателем и параллельно был завклубом пансионата недалеко от Челябинска. В городской филармонии в 1985-1986 годах он работал в качестве артиста. Митяев стал задумываться об актёрской профессии и в 1992 году стал выпускником ГИТИСа.
Ещё в годы учёбы в Институте физкультуры, бард познакомился со Старцевым, с которым начал выступать. Булат Окуджава в то время сказал, что в творчестве Митяева чувствуется неукротимое стремление к совершенству, что иногда гораздо важнее, чем ровный, постоянный и средний уровень.
С 1987-го автор-исполнитель стал выступать с Тарасовым, выпустив совместно несколько дисков и пластинок. А в 1992-ом Тарасов и Митяев вместе с актёрами театра Моссовета принимали участие в постановке «Большой Владимир», где Митяев сыграл роль Маяковского. Премьера проходила в Италии. Позже Митяев стал работать с Марголиным. Он ездит с гастролями, его концерты длятся обычно около трёх часов. Они больше похожи на импровизацию.

https://www.youtube.com/watch?v=D4K7fR9UO_U&feature=youtu.be
Ещё в юности будущий бард думал, что у него будет одна жена на всю жизнь. Однако на деле получилось иначе. Не считая свою личную жизнь удачной, он не очень любит о ней рассказывать. От первого брака, который продлился совсем недолго, у него есть сын, которого зовут Сергей. Второй брак тоже распался. Супруга родила ему двух детей. Сейчас Митяев живёт с третьей женой, воспитывая совместную дочь. Их брак длится уже четырнадцать лет. Его жена – актриса театра Вахтангова.
Любовь к своему родному Челябинску бард пронёс через всю жизнь. Он приезжает туда, чтобы выступить с концертами хотя бы один раз в год, так как не может жить без этого города, без того, чтобы подышать его воздухом и походить знакомыми улицами. Со слов Митяева, ему часто снятся сны о его детстве, его дворе. Счастьем он считает то, что человек живёт на белом свете.


Свадебные фотографы запечатлевают самое значительное события в жизни влюбленной пары, но это событие - только начало, после свадьбы случается множество событий, о которых так приятно вспомнить и которые помогают оставаться влюбленным вместе. Стефани Джарстад опубликовала недавно целую серию пар, которые пронесли свое чувство сквозь года, ни на грамм его не растеряв, а только приумножив.

О Дуге и Фран с заглавной фотографии: "Мы встречались восемь лет. Мы расходились и сходились вновь шесть раз. Мы совершенно не могли найти общий язык, но звезды нас продолжали сводить вместе. Мы все еще продолжаем работать над коммуникацией друг с другом, но любовь не позволяет нам расставаться, она растет с каждым днем."



"Моя семья беспокоилась, так как Стив был из неблагополучной семьи, они старались отговорить меня от брака с ним. Да и для самой меня это было непростым решением - моя мама очень старалась нас отговорить. Я помолилась, чтобы понять, какое решение принять, и ответ был почти моментальным - Стив приехал на машине из другого штата ко мне, и мы тут же расписались."



Четыре года назад Рэю продиагностировали болезнь Альцгеймера. С тех пор, чтобы вы не спросили его, он отвечает "Как этого пожелает Тесс." Эту фразу он точно никогда не забудет!



У Ллойда есть брат-близнец, и у меня есть брат-близнец. Мы вместе ездили на школьном автобусе с тех пор, когда я была в третьем классе, а Ллойд в шестом. Мне было 16, а ему 18, когда мы поженились. Сейчас у нас 30 внуков и 32 правнука. Так замечательно, что мы тогда ездили именно на одном автобусе!

"Как свадебный фотограф я люблю узнавать фотографии о том, как произошло все впервые: как пара впервые встретилась, как поняли, что влюбились, как он сделал предложение... Мне кажется, это такая честь - запечатлевать любовь. Чистую, искреннюю, от которой блестят глаза," - рассказывает фотограф Стефани Джарстад (Stephanie Jarstad).



Мы встретились на свидании вслепую. Мой племянник все устроил и мы отправились в ресторан. Мне не понравилась ее собака, а ей не понравился я.



Мы отправились летом 1944-го в поход по горе Тимпаногос. Полгода спустя мы были обручены. И мы очень старались, чтобы вырастить всех наших тринадцать детей.



Ян: мы встретились в 8 классе. Я пригласила его на танец в 9 классе. Он сказал, что тогда ему придется заехать за мной.
Ричард: Я имел в виду, что у меня не было прав и мне пришлось просить папу подвезти нас.
Ян: А я подумала, что это он так говорит, что не хочет себя утруждать.
Ричард: Она тогда подошла ко мне на уроке английского языка и задала мне кучу вопросов, от которых я не мог отвертеться. Мы поженились, когда нам было по 17 лет. Хотя обычно я говорю людям, что мы поженились подростками, когда ей было 19, а мне 13. Смех играет важную роль в нашей жизни. Я не вхожу в ее комнату, где она шьет, а она держится подальше от моей мастерской, где я режу стекло."



Вообще-то он встречался с моей двоюродной сестрой. Он очень нравился моей тете, она даже организовала вечеринку, чтобы они снова были вместе после ссоры. Там мы и встретились. Стали встречаться. Мы так благодарны тете, что она организовала эту вечеринку. А ведь ни один из нас не хотел на нее идти! Каждую пятницу у нас с тех пор вечер свидания.



Мы встретились, когда я работала в магазине женской одежде, а он в соседнем отделе с мужской одеждой. Каждое утро мы оба выходили на улицу подметать тротуар перед магазинами. Однажды наши метлы встретились. День за днем, на этом пяточке тротуара наши чувства росли. Подметание приносит пользу.



Меня только что приняли на работу администратором в родильный дом. На заднем дворе был большой пустырь, и я хотела его сжечь. Я позвонила в пожарную службу, чтобы получить разрешение, и приехал Алан. Через неделю он снова пришел и спросил, не могли бы мы поужинать вместе. Я сопротивлялась, но он знал все наверняка. Для каждого из нас это второй брак. Очень важно перестать быть эгоистом. Самая большая проблема - это когда ты думаешь в первую очередь о себе. Брак - это постоянная работа. Кстати, разрешение на то, чтобы сжечь пустырь, я получила только через несколько лет. Но это было уже не важно - у меня появилось нечто гораздо более важное.



Он спросил меня, не хочу ли я встретиться с ним, а я ответила, что у меня другие планы. Он спросил меня по поводу следующей недели, и следующей, ну и я честно с ним встречалась раз в неделю. А потом он перестал звонить. Забыл!
А теперь мы стареем вместе. Раньше-то мы не старели, теперь вот учимся. Полагаемся друг на друга. Лучший совет, что могу дать: не старайтесь друг друга поменять, просто примите друг друга такими, какие есть. Ищите хорошее.
Джордж: А можно я расскажу, что ты была мисс Орегон?
Диана: Ой, это было сто лет назад!



Мы встретились на занятии по экономике. Кто что изучал, я а - привлекательную девушку, сидящую в классе. Жизнь такая непостоянная, надо иметь веру. Когда мы поженились, веры у нас было немного. Мы просто окунулись в семейную жизнь. Всегда надо прилагать усилия. Сейчас мы так близки друг к другу, как никогда не были раньше.

Любви покорны все возрасты - фотограф-путешетвенник Игнасио Леманн обращает внимание именно на это чувство. В - самые различные пары, молодые и пожилые, богатые и бедные, из разных стран, при различных обстоятельствах, но то единственное, что их объединяет - это та самая любовь, которая не признает границ.

  1. Как мы строили будущее России

    Документ

    ... за бутылок возникают драки. Давно уже никого не удивляют ... не понимаете, не развиты , не ... компьютерных распечаток. Центризбирком сделал ... за несколько дней до этого в своих ... не разагитируешь и за десятилетия . Нам нужны несколько миллионов молодых русских, не ...

  2. Этим автором зачитываются люди всех возрастов и профессий

    Документ

    ... свои внутренние резервы. О новейших технологиях успеха и достижения целей. А любая развитая технология ... компьютерная ... сделать неимоверный рывок ... За последующие десятилетия ... уже никого не удивляют научные программы, стоимостью в миллиарды долларов. Несколько ...

  3. Давным-давно в волшебной стране Эквестрии

    Документ

    ... развитие технологий и промышленности. Министерство продвигало принципы пути земных пони и искало возможность помочь сделать ... там ужо никого не осталось. - Рейдеры? - ахнула Вельвет. - Но... Мы не видели их уже несколько лет...

  4. Alex Sidorkin «Тарасов А. Миллионер»

    Документ

    Новые модели уже несколько лет назад. Подшипники стали никому не нужны. ... снабдили компьютерными программами наших умельцев, Чижова и Веселова, - и эти компьютеры сразу... свои воспоминания, а кто то сделал это за нее . Галю расстреляли в подъезде дома , ...

  5. Уроки самых успешных компаний Америки

    Урок

    ... ­ственной компьютерной системы. Затем компьютер отпечатал... за ­служивает. Мысли, высказанные Беннисом, Бернсом и нами, уже звучали несколько десятилетий ... своими клиентами. IBM по-прежнему остается консервативной компанией, хотя сейчас здесь уже никого не ...

Собственно, все сводится к довольно простому вопросу: что в нас такого особенного, в чем наша последняя ценность? Вряд ли это будут навыки вроде арифметики или печатания, в которых машины уже превзошли нас. И вряд ли это будет рациональность, поскольку машины лишены всех этих пристрастий, предрассудков и эмоций, которые есть у нас.

Возможно, нам стоит рассмотреть качества на другом конце спектра: радикальное творчество, иррациональную оригинальность, даже дозу простого нелогичного сумасшествия, а не жесткую логику. Немного Кирка вместо Спока. До сих пор машинам было очень трудно подражать этим качествам: безумным прыжкам веры, достаточно произвольным, чтобы их мог предсказать робот, не говоря уже о простой случайности. Их проблема - наша возможность.

Я не предлагаю отказаться от разума, логики и критического мышления. На самом деле, именно потому, что мы так ценим те ценности, которые связываем с рациональностью и здравомыслием, нам стоит немного ценить и противоположное.

И я не луддит, а совсем наоборот. Видите ли, если мы продолжим совершенствовать машины, обрабатывающие информацию, и сделаем так, чтобы они адаптировались и учились в каждом взаимодействии с миром, на каждом бите данных, поступающих к ним, мы вскоре обзаведемся полезными рациональными помощниками. Они позволят нам преодолеть некоторые из наших человеческих ограничений в области перевода информации в рациональные решения. И они будут становиться все лучше и лучше.

Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы человеческий вклад в это разделение труда дополнял рациональность машин, а не конкурировал с ними. Потому что это всегда будет отличать нас от них, и именно это отличие будет создавать нашу ценность.


И если я прав, мы должны способствовать развитию творческого мышления, иррациональных решений, необычных идей. Не потому что нерациональность - это блаженство, а потому что доза нелогичного творчества дополнит рациональность машины. Она сохранит нам место на полке эволюции.

К сожалению, наша система образования выстраивается совершенно противоположным образом. Подобно крестьянам, придерживающимся доиндустриального мышления, наши школы и университеты выстраиваются таким образом, чтобы выпускать послушных слуг рациональности и развивать устаревшие навыки взаимодействия с устаревшими машинами.

Если серьезно отнестись к проблеме, которую представляют машины, нам придется менять это, и довольно скоро. Конечно, нам придется учиться рациональности на основе фактов и тому, как лучшие факты приводят к лучшим решениям. Нам нужно помочь нашим детям научиться работать с самыми умными из машин, чтобы улучшить свое принятие решений. Но больше всего нам следует учитывать долгосрочную перспективу: даже если компьютеры превзойдут нас, мы останемся самым творческим зданием в городе, если только совершенно не подавим этот аспект человечности в себе.

Возможно, это наш шанс остаться на узкой дорожке эволюции.