В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Клинок шпаги мог иметь долы или ребра жесткости. Он заканчивался хвостовиком, на который монтировалась рукоять шпаги с дужкой и гардой. Шпажные гарды поражают своим изяществом, сложностью и разнообразием, некоторые из них имели приспособления для захвата клинка противника. В настоящее время эта часть шпаги используется для классификации данного оружия.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

История шпаги

Шпага – это дальнейшее историческое развитие меча. Это утверждение абсолютно не означает, что она является лучшим оружием, чем старый добрый меч, просто на момент своего появления она больше подходила для изменившихся условий ведения войны. На средневековых полях сражений шпага была бы бесполезна, но уже в эпоху Возрождения она оказалась весьма эффективным боевым инструментом.

Шпагу можно назвать ровесницей огнестрельного оружия. Более того, рождение этого оружия связано с широким распространением на европейских полях сражений ружей и артиллерии. Сегодня существует несколько гипотез относительно причин возникновения этого оружия.

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах , нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

Более правдоподобной выглядит другая теория, согласно которой шпаги появились не для прокалывания тяжелых доспехов, а потому что из-за появления огнестрельного оружия тяжелая броня постепенно уходила в прошлое. Не было смысла таскать на себе немыслимое количество железа, если оно не могло защитить бойца от летящей пули. Тяжелые мечи позднего Средневековья как раз и были рассчитаны на пробитие таких доспехов, после сокращения защитного вооружения они также стали не нужны. В этот момент шпага начала свой триумфальный поход.

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

Кстати, в большинстве языков Европы не существует термина «шпага». Это оружие носило (и носит) название «меч». В испанском языке espada, во франзуском – épée, в английском – sword, и только немцы дали шпаге собственное название – Degen. Причем в немецком языке Degen также означает кинжал, что дало некоторым исследователям основание считать именно он был предшественником шпаги.

Шпага постепенно распространилась на все рода войск, окончательно вытеснив меч. XVIII век можно назвать периодом расцвета этого оружия, затем оно постепенно стало вытесняться из армии палашами и саблями.

Гражданские шпаги были легче и уже боевого оружия, часто затачивалось только их острие. В конце XVII века во Франции в обиход вошла короткая гражданская шпага, которая за счет своего легкого веса позволяла проводить виртуозные движения клинком. Так появилась французская школа фехтования. В это время рапира и шпага становятся практически неотличимы друг от друга и полностью утрачивают рубящую функцию. Уменьшение массы шпаги произошло не только из-за уменьшения ее длины и ширины, но и благодаря тому, что клинок стал граненым. Так появилась легкая гражданская шпага, которая без особых изменений дожила до начала XX века.

Наиболее популярными были трехгранные клинки, хотя встречались образцы и с шестью гранями. Изначально клинки делали широкими у рукоятки, считается, что эта часть шпаги предназначалась для парирования ударов противника. Классическую узкую форму шпаги окончательно приобрели к эпохе наполеоновских войн. Можно сказать, что с этого момента эволюция шпаги закончилась.

Также следует сказать, что легкая гражданская шпага стала прообразом современной спортивной рапиры, а основные техники спортивного фехтования основаны на приемах французской школы.

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

Немцы, например, много внимания уделяли рубящим ударам, а в качестве вспомогательного оружия использовали тяжелый пистолет, рукоятью которого наносили удары, как дубиной.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

В Англии во время поединков часто использовали специальный щит-кастет или дагу.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Причем в арсенале исторических школ фехтования существовали не только защиты клинком, но и движениями корпуса: резкими отскоками, уходами с линии атаки, резкой сменой уровня. В современном фехтовании уход в сторону с линии атаки и вовсе является запрещенным приемом.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Есть еще один миф, он связан с противопоставлением европейских и восточных техник фехтования. Вот мол, японцы настоящие виртуозы владения холодным оружием, а европейцы побеждали своих соперников в поединках только за счет физической силы и выносливости.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы - Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

Так сложилось что составные части холодного оружия, в том числе и мечей, названия даются авторами книг в меру своей распущенности. Некоторые названия имеют несколько значений. А именно: "яблоко" это шарообразная деталь на верхушке рукояти меча, а может быть и боевой частью булавы, хотя для боевой части булавы есть своё название "било". Такую путаницу можно объяснить тем что яблоком от меча также можно наносить серьезные удары. Также противоречие есть между определениями "Эфес" и "Рукоять" я считаю что это синонимы, но часто рукоятью называют только ту деталь меча за которую меч держат. Я же считаю что эта деталь называется "Черенок", старорусское слово "черен" также подходит. Так же есть небольшая путаница с перекрестьем турецкой сабли и крестовиной меча, перекрестье - не синоним слова крестовина. Но обо всем по порядку вы прочитаете дальше, новое определение помечено звездочкой "*" при нажатии на которую вы попадете прямо на его определение, если вы хотите вернуться к предыдущему блоку то нажмите в браузере кнопку назад.

Образцы мечей:

Черенок рукояти

Конец крестовины

Пояснения

Для клинкового оружия: замеряется общая длина, длина клинка, ширина клинка у основания (если есть - ширина елмани, ширина в сужении в средней части); при взвешивании оружия приводится масса в ножнах и без ножен. Если клинок имеет кривизну, может замеряться также и кривизна клинка. Обычно, если об этом заходит речь, авторы предлагают следующий метод измерения кривизны клинка. Проводится воображаемая прямая линия между острием клинка и точкой соединения обуха и эфеса. На нее опускается перпендикуляр: а) от крайней точки дуги лезвия (1-й вариант), б) от крайней точки дуги обуха (2-й вариант). Затем замеряется расстояние от точки соединения перпендикуляра и прямой линии до острия, и показатель максимальной кривизны клинка дается в виде дробного числа, например 65/280, в котором первое число - длина перпендикуляра. Второй вариант измерения не отражает объективно степень кривизны режущей кромки клинка - лезвия. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на некоторые виды восточного клинкового однолезвииного оружия, у которых обух клинка минимально удален от прямой линии или даже находится по другую ее сторону, а линия лезвия при этом достаточно выгнута (кукри). Более того, искривленные клинки некоторых восточных кинжалов вообще не имеют обуха. В этом случае, если выводится показатель кривизны, перпендикуляр опускается па прямую линию, соединяющую острие и точку основания более короткого лезвия.

Линейные размеры оружия указываются в миллиметрах, масса - в граммах.

В.Н. Попенко. Холодное оружие Востока и Запада. Москва. 1992.
Джеральд Уинланд/ Мечи Шпаги и Сабли Настольная книга коллеционера. М.: Тривиум. 1991
Хорев В. Н. Реконструкция старинного оружия / В. Н. Хорев. — Феникс, 2006. — 249,
Emil Vollmer Werlag. Blanke Waffen.
Квасневич Влоджимеж. Польские сабли. - СПб. ООО "Издательство Атлант" 2005.
Кирпичников А. Н. О начале производства мечей на Руси (Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т.4. М., 1998. С. 246-251)
Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли (М.: Л., 1966)
Форум My armory_

В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании - «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) - производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Спортивная рапира

Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

Бой на рапирах

Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

II - рапира;

III - шпага.

Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

И рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое оружие. Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell"arte e dell"uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
- reitschwert (буквально «меч всадника») - тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
- espada ropera (буквально «меч для одежды») - предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
- smallsword (буквально «малый меч») - был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д"Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один - чтобы вернуть ее себе, другой - чтобы завладеть ею. Д"Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д"Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword - придворный меч, town sword - городской меч, scarf sword - меч для орденской ленты, small sword - малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.