Светлана Сергеевна Дружинина москвичка. Она родилась и выросла в Марьиной Роще. Детские годы будущей актрисы и режиссёра были не безоблачными, зато яркими и насыщенными событиями. Мама Анна Даниловна Мызникова – из донских казаков. Отца Сергея Ивановича Дружинина Светлана Сергеевна помнит смутно. Папа ушел на войну, когда ей не было и 6-ти, и погиб под Смоленском.


Мама Светланы Дружининой в послевоенные годы трудилась воспитательницей в детском саду и тянула хозяйство на своих плечах. Семья жила в маленькой коммуналке. А возле дома размещалось три кладбища. Актриса вспоминает, что в детстве всех ребят брили наголо, чтобы уберечь от вшей. И носились лысые девочки и мальчики по этим кладбищам стаями.

Когда Дружининой исполнилось 11 лет, она очутилась в группе цирковых акробатов. Но когда цирк засобирался на гастроли, Светлана тоже изъявила желание гастролировать. Помешала мама. Она просто закрыла дочь на замок. Так завершилась цирковая биография Светланы Дружининой и началась балетная.


В период отдыха Светланы в пионерском лагере она познакомилась с внучкой самой Айседоры Дункан. Девочка училась в хореографическом училище при Большом театре. По возвращении из лагеря Светлана тут же отправилась поступать в училище. Поступить получилось в хореографическое училище Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Одноклассниками Дружининой были Марис Лиепа и Наталья Касаткина. И если бы не серьезная травма руки, возможно, имя Светланы Сергеевны Дружининой тоже стояло бы в ряду со звёздами балета. Но на беду, а для поклонников актёрского и режиссёрского таланта Дружининой – на счастье, она как балерина не состоялась. Зато длительные занятия балетом оставили замечательный след на осанке и фигуре артистки.


Пока заживала рука, Светлана Дружинина нашла другое занятие. Она попробовала себя в качестве ведущей вечеров, которые организовывались в Концертном зале имени Петра Чайковского. Они были примечательны тем, что транслировались по телевизору. Красивую девушку приметило руководство Центрального телевидения. Ей предложили вести первые выпуски КВН. Светлана приняла предложение и вместе с Михаилом Державиным была первой ведущей КВН.

Фильмы

Кинематографическая биография Светланы Дружининой началась в 20 лет. Статную девушку, умеющую хорошо держаться перед камерой, увидел режиссёр Самсон Самсонов. Он как раз подыскивал актёров для своей новой картины «За витриной универмага». Так Дружинина получила свою дебютную роль в кино. Она сыграла красавицу-продавца одного из отделов универмага, в которую влюбился лейтенант милиции – герой Анатолия Кузнецова.


Первая роль, хотя и была ролью второго плана, принесла начинающей актрисе известность. Но Дружинина, наблюдавшая за работой киноартистов, вдруг поняла, что необходимого опыта у неё нет. Поэтому отправилась поступать в театральный вуз. Выбрала ВГИК. Здесь она несколько лет постигала секреты актёрского ремесла в мастерской Бориса Бибикова.

На одном курсе с ней учились будущие звёзды отечественного кинематографа Леонид Куравлев и Софико Чиаурели. Все они стали известными артистами ещё в период обучения. Например, Светлана Дружинина защищала диплом в 1960 году, имея в своём творческом багаже 5 ролей.


Вторая звёздная роль досталась актрисе в ленте Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», вышедшем в 1957 году. Мелодраму о любовном треугольнике, героями которого оказались персонажи Дружининой, Майи Менглет и Вячеслава Тихонова, смотрела вся страна.

Светлана Сергеевна сыграла председательскую дочь, красавицу Ларису, от которой муж ушёл к приезжей городской девушке Тоне. Кинодрама, в которой впервые прозвучала песня «Парней так много холостых на улице Саратова», вмиг стала хитом.


Ещё одна звёздная роль была сыграна Светланой Сергеевной в 1961 году. На экраны вышла любимая всеми поколениями зрителей романтическая комедия Юрия Чулюкина «Девчата». Образ красавицы Анфисы, по образному выражению одного из героев ленты – «жар-птицы», укрепил всесоюзную славу Дружининой. Это ещё один хит отечественного кинематографа, вошедший в его золотой фонд.

По большому счёту, эти три роли оказались главными и любимыми для многих поколений зрителей. Светлана Дружинина снималась до середины 1960-ых. Но именно в этот период Дружинина поняла, что ей больше хочется не сниматься, а снимать самой.

Режиссёр

Поступление Светланы Дружининой на режиссёрский факультет ВГИКа было неожиданностью для её коллег. В кино у актрисы дела шли замечательно. Она снималась в двух картинах одновременно. Слава после «Девчат» была ещё свежа. Поэтому уход успешной артистки в режиссуру поняли не все. Тем не менее, Светлана Сергеевна успешно сдала экзамены и оказалась в мастерской Игоря Таланкина.


В 1969 году Дружинина защитила диплом своим дебютным фильмом «Зинка». Молодого режиссёра охотно приняли на работу в «Мосфильм». Первая серьёзная работа Светланы Дружининой – художественный фильм «Исполнение желаний». Он вышел на экраны в 1974 году и был экранизацией романа Вениамина Каверина. А через 2 года появилась картина «Свадьба», снятая режиссёром по мотивам произведения Дмитрия Холендро.

Фильмы Дружининой выходили один за другим. Их популярность, как и мастерство режиссёра, росли стремительно. «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка» пользовались громадным успехом у зрителей. В картинах Светланы Сергеевны с удовольствием снимались , и множество других звёзд советского экрана.


Но настоящая, оглушительная слава пришла к режиссёру в 1988 году после выхода сериала «Гардемарины, вперёд!». Созвездие задействованных актёров, таких как Иннокентий Смоктуновский, Ольга Машная и Татьяна Лютаева, отличный сценарий, над которым потрудились Юрий Нагибин, Нина Соротокина и сама Светлана Дружинина, прекрасная музыка и переплетающиеся истории любви главных героев превратили ленту в настоящий хит. Длительное время «перебить» рейтинги фильма не мог ни один проект, выходивший на экраны.


С 1994-го Светлана Дружинина взялась за следующий проект: сериал «Тайны дворцовых переворотов», в отличие от истории гардемаринов, основанный на реальных событиях 18-го века. Дворцовые заговоры, сменявшие друг друга на престоле императрицы, интриги и перевороты – вот основа сюжета многосерийной ленты. Экранизированная история России «смутного периода» тоже была тепло принята зрителями. К концу 2014 года Дружинина сняла 8 из 12 фильмов сериала.

Личная жизнь

Со своим будущим мужем Анатолием Мукасеем Светлана Дружинина познакомилась, когда училась на режиссёрском факультете. Анатолий тоже был студентом, но на операторском. Они встретились случайно, во время игры в волейбол. Дружинина была капитаном женской сборной вуза, Мукасей – мужской. Их называли «два капитана». Разгоревшийся роман окончился браком. Настолько крепким и успешным, которых в мире кинематографа можно перечесть на пальцах одной руки.


В этом союзе родилось двое сыновей. К сожалению, старший, Анатолий Мукасей, трагически погиб в 1978 году. И если бы не крепкое плечо рядом, кто знает, как пережила бы эту трагедию Светлана Дружинина. У Анатолия после гибели остался маленький сын Даниил. Через какое-то время не стало и его мамы. Поэтому бабушка и дедушка стали для него родителями.

Младший сын Светланы Дружининой Михаил Мукасей пошёл по родительским стопам. Он успешный кинопродюсер и кинооператор.


Светлана Дружинина говорит, что муж ей послан Богом. А главное в её жизни всё же не любимая работа, а семья. Со своим мужем Анатолием Мукасеем у неё сложились партнёрские отношения. Никто в их семье не претендует на первенство и не «давит» авторитетом. Хотя заслуги, и немалые, имеются у обоих.

Анатолий Мукасей знаменит своими операторскими работами. Он снял такие шедевры киноискусства, как «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» ; «Нос», «Чучело» и другие картины Ролана Быкова, любимый миллионами сериал «Большая перемена» и двухсерийный кинохит «По семейным обстоятельствам». Кроме того, Анатолий Мукасей снял все фильмы своей супруги.

Мало кто знает, что 82-летняя Светлана Дружинина по первой профессии балерина. Она окончила хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой.

ПО ТЕМЕ

"Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать", – рассказала Дружинина.

Однако тот несчастный случай решил ее судьбу. "Из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из Зала Чайковского и сказать: "Вот эту девочку приведите завтра. Я буду снимать ее в картине "За витринами универмага". Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф", – цитирует режиссера "Телепрограмма" .

В свои 82 года Дружинина живет полной жизнью. "Про возраст не надо говорить… Не надо думать, надо просто жить дальше", – заявила Светлана. Отметим, что режиссер обладает великолепной для своих лет фигурой. Дружинина раскрыла секрет.

"Просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: "Я волнуюсь". Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю", – заявила Светлана Дружинина.

Вчера, рассказывая про Андрюшу и "Колдунчики" (московскую группу 80-ых) , нельзя было не вспомнить про Колю Данелия и Толика Мукасей.

(слева направо: Сталкер, я, Слава Пьянов, Толик Мукасей (с саксофоном), Илья Грачев)

Как познакомился с Мукасеем уже не помню. Скорей всего через Андрей Иваныча. Мы с Толиком и с Грачевым сразу стали играть музыку и потому к нам уже примкнул сам Андрюша и образовались "Колдунчики". Как только мы начали играть, Толя привел меня к Коле Данелия в его квартиру на Аэропорте. Коля сын Георгия Данелия и Любови Соколовой. А Толя - сын актрисы Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея, внук известных теперь уже разведчиков. То есть, как познакомились Толя с Колей объяснять не надо.

Колина квартира на Аэропорту, место встреч и репетиций. Но когда Коля переехал на Ботанический Сад, все стали приходить ко мне в мастерскую на Площадь Борьбы. В этой мастреской мы с отцом работали с 76 по 92 год. 6-ой чердачный. Огромное полукруглое окно выходило на сквер, на ул. Достоевского, на больницу, в которой работал отец Достоевского и родился сам Достоевский и на морг, который был на углу Октябрьской и Достоевского. Все время из мастерской мы наблюдали похороны. После того, как я оттуда уехал, в сквере поставили памятник Веничке Ерофееву, видимо за всю выпитую в моей мастерской водку. Странно, что не поставили памятник мне.

Короче, мы сдружились. Играли музыку, рисовали. Можно сказать, курили сигареты, пили чай.

Любили всякие хулиганские выходки, описанные рашьше: . А так, приличные ребята. Толик с Колей - вообще золотая молодЕшь. Кстати, и у одного и у другого - прекрасные родители, по крайней мере ко мне относилист вполне дружелюбно.

Однажды я сбежал в Питер. Тусовался с Булычевским, ходил с ним по его делам на Сытный рынок. Сидим как-то на Сытном под прилавком, выпиваем. Смотрю из-за угла шпионская голова со свисающей на лицо соболиной лапкой. А за ней голова Кати Филипповой в черных очках. Нашли меня. Толя, как никак, внук известно кого.

С Толиком мы больше занимались музыкой, сочиняли песни (в частности "Проявочную", умышленно-забытую ). Коля был больше до девушек охоч. Приезжаю к нему в Ботанический сад, звоню, дверь открывает абсолютно голый Коля: "Заходи!" Захожу, мне неловко. А в комнате сидит полностью одетая девушка. Они, видите ли, кофе пьют.

А Толик вообще любил заставать Коляна во время его уединения с девушками. Он влазил к нему в окно через балкон в доме на Ботаническом Саду, с вопросом: чем это вы тут занимаетесь?!!! Все девушки страшно пугались.

Вот и тогда он влез к Коле в окно и уведел, что Коля мёртв. Вызвали милицию. Толю тут же арестовали, потом были долгие выяснения и проч.

Ну что. А мы продолжали рисовать, пить вино, играть музыку. Как-то летом мы работали с Андрюшей Самохиным и Толиком на моем объекте во Фрязино. Клали на стену мозаику. В сентябре Толик уехал в Печорский монастырь. Я не знаю, как и что, но слава о нем ходила дурная. Говорили, что там умеют пресовать людей. Толик вернулся, не буду говорить, что другим человеком, но как-то помрачнел. И с ним оттуда приехал какой-то чел. Кто такой, никто (в нашей компании) не знал. Зимой у Толика родился ребенок. Это я хорошо помню, и очень хорошо помню, как погиб Толя.

Вчера, по волнам моей памяти, стали мы с Юлей рыскать по интернету в поисках хоть каких-то данных. Ничего про Анатолия Мукасея не нашли. Проблема в том, что его знаменитый отец - кинооператор, тоже Анатолий Мукасей. К тому же весь интернет забит свежими статьями о его дедушке с бабушкой: легендарных разведчиках, Зефире и Эльзе www.rian.ru/society/20080819/150501749.h tml . Много всего про маму, актрису и режессера Светлану Дружинину. Есть про младшего брата Мишу. А про Толика - ничего. Ни в одной биографии не указывается, что у Светланы был старший сын. Как будто и не было мальчика.

И это было понятно, почему так. Смерть Толика не была какой-то постыдной для семьи. Нет. Она просто была очень странной. И страшной. А в этой семье умеют хранить тайны и скрывать что-то очень важное.

А потом мы нашли про его сына, Данилу. И там впервые говорится, кто его отец. И то, что отец погиб в автомобильной катастрофе.
Даниил очень похож на Толю. Очень. Видно, ему так легче было расти, думая, что отец погиб в аварии: www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/26349/b io/

П.С. У меня в мастерской хранятся портреты, которые я писал: и Толи, и Коляна. Знаю, что очень много фотографий друзей было у Сережи Смакова. Но Серёжа тоже уже мёртв.

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Светлана Сергеевна, глядя на вас на съёмочной площадке, думаешь, что годы не властны над вами...

Светлана Дружинина: А я не считаю свои годы! Если стану размышлять о том, что у меня болит, то не сделаю ничего, а у меня много работы. Загружайте себя делами! Энергия аккумулирует энергию. Лениться нельзя.

— Это правда, что вы можете до сих пор сесть в позу лотоса и на шпагат?

— У меня есть гимнастика, которую я стараюсь делать каждое утро. В последние годы некоторые упражнения, к сожалению, пришлось «сократить»: у меня переломано колено — была тяжёлая травма на съёмках «Гардемаринов». Муж (известный оператор Анатолий Мукасей. — Ред. ) печалился, выхаживал меня, пока я лежала в большом гипсе, а теперь шутит: «Какое счастье! Если бы колено не было сломано, не знаю, куда бы ты ещё побежала! Сейчас хоть что-то приостанавливает тебя». Это всё, конечно, шутки, чтобы поддержать друг друга. А тогда было не до смеха... Первые четыре части «Гардемаринов» были сняты на костылях...

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей. Фото: www.russianlook.com

Дела семейные

— А кто у вас в семье верховодит? Ваш супруг производит впечатление мягкого человека...

— Мягко стелет — да жёстко спать. Да, Мукасей умеет погасить мой взрыв эмоциональный. Но это совсем не значит, что он тряпка. Толя очень упорный человек. Умеет настаивать на своём и в семье, и на съёмочной площадке. Все, кто работал с нами, знают, что мягкий, обаятельный Мукасей вовсе не такой пушистый. Как говорится, из рук пищу не берёт. (Смеётся.)

Кризисы семейной жизни? Пока нас Бог миловал, за больше чем 50 лет совместной жизни у нас получается уживаться.

Светлана Дружинина на трибуне о время матча 1/8 финала женской Европейской Лиги чемпионов 2012/13 Фото: РИА Новости / Роман Кручинин

— А мама вы строгая?

— Я обожаю своего сына, и Миша очень любит меня, я это знаю. Но у нас бывают очень крутые споры. Но мы никогда не оскорбляем друг друга, не переходим на личности, никто никого не обзывает, не упрекает.

Если мы порой «перехлёстываем» через край, мне ничего не стоит позвонить и сказать: « Миш, по — моему, я рванула» . — «Да, мать! Ну ничего. Я тоже был непрост». Я сына очень жалею: ему сказать мне извини безумно трудно, он не любит просить прощения. Но по его поведению я всегда знаю, что он хочет помириться...

— А с внуками — при вашей — то занятости — часто удаётся общаться?

— У меня три внука — Даниил, Максим и Елизавета . Все очень хорошие ребята, талантливые, красивые, умные. И все — от разных матерей. Одной невестки, царство ей небесное, уже нет... Мой самый старший внук Даниил мне как родненький сын. Мы с Анатолием Михайловичем стали его опекунами. (Это пришлось сделать по трагической причине — старший сын Дружининой и Мукасея погиб в 1978 г. — Ред. ). Мы с Данилкой работаем вместе. Он режиссёр по компьютерному монтажу. Причём очень хорошо монтирует, лучше, чем все мы, знает эту технику... И Максима я очень люблю, и Лизку. Но, к сожалению, мы с ними не так тесно общаемся. Так сложилась судьба.

Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов» в «Усадьбе Кусково». 2010 год Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Умейте говорить спасибо

— Вы выбрали сложнейшую для женщины профессию — режиссёра...

— Я очень жертвенно отношусь к своей работе. «Коллективное творчество» — это неправда. Да, оно коллективное. Но коллектив собираю я, ответственна за него я. Я обязана властвовать и владеть всем этим делом. Но владеть мудро, разумно. Не ради собственных амбиций, а чтобы сделать общее достойное дело. И мой муж, и я всегда работаем на результат. Иногда на съёмках фильмов, как сейчас говорят, «пилят» бюджет. Нам «пилить» нечего. Мы большие дорогие картины делаем за очень маленькие деньги.

— Вы неоднократно говорили, что преклоняетесь перед Екатериной II. Императрица работала только с мужчинами. А вам легче работается с мужчинами или с женщинами?

— Люблю работать именно с мужчинами. Мне в этом плане повезло: моя режиссёрская карьера складывалась рядом с талантливыми, уже известными к тому времени писателями, драматургами, сценаристами. Свой дебют «Зинка» я писала с Борисом Можаевым . С Володиным над «Дульсинеей Тобосской» мы вот здесь, за этим столом работали... (Разговор происходит дома у Дружининой. — Ред .). Юрию Марковичу Нагибину я обязана тем, что он меня «подсадил на время». Мне стало безумно интересно работать именно в Истории.

Рабочий момент на съемках фильма о гардемаринах режиссера Светланы Дружининой, 1987 год Фото: РИА Новости / Ю. Венцковский

— А кто вас на «Гардемаринов» вдохновил?

— Это «привет» от Каверина . Когда мы работали над «Исполнением желаний», у нас были серьёзные споры и даже ссоры. Но мы всегда мирились и очень продуктивно работали...

Кстати, я никогда не влезаю в соавторы сценария. Да, я обязательно рассказываю о своей позиции, пытаюсь её доказать. Но никогда не спорю, если вдруг предложение противоположной стороны будет лучше, чем моё. Может быть, вначале не приму его. Как говорю, я талантлива завтра. На следующий день могу и извинения попросить, и сделать это совершенно искренне.

Когда говорю о том, что люблю работать с мужчинами, я имею в виду только определённые этапы. А так у меня вся съёмочная команда — женщины. Иначе как снимать зимой на натуре в чистом поле, да ещё когда вокруг темно, холодно? Как прожить, что съесть, как на следующий день всё организовать... Мужики таких тяжёлых условий не выдерживают. Только наши милые женщины.


  • «За витриной универмага». 1955 год.

  • «Дело было в Пенькове». 1957 год.

  • «Девчата». 1961 год.

  • «Орлиный остров» 1961 год.

  • «Одиночество». 1964 год.

  • «Любимая». 1965 год.

  • «Сердце России». 1970 год.
  • © РИА Новости / Светлана Дружинина и Снежана Полежаева на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов». 2010 год.

— Сегодня много говорят о том, что уровень культуры падает... Как, по-вашему, удерживать планку, оставаться интеллигентным человеком?

— Как-то я была на передаче о Вячеславе Тихонове . Мы вместе с ним снимались в картине «Дело было в Пенькове». На съёмках программы мне задали вопрос: «А был ли Тихонов интеллигентным человеком?» Когда спрашивают о таких понятиях, как «интеллигентный человек», «духовность», я отвечаю: «Это невозможно оформить на словесном уровне. Нельзя потрогать руками». Все люди, о которых я вам рассказывала, были невероятно интеллигентные, потому что были жертвенны. Творили для Отечества с вдохновением и любовью. Они — наша духовная платформа.

Как оставаться интеллигентным человеком? Надо помнить добро, своих родителей, учителей. Помнить тех, кто тебе помог стать чуть-чуть выше, поддержал в трудную минуту, успокоил. Мне кажется, умение говорить искреннее спасибо и помнить своё начало начал тоже входят в систему интеллигентности.

Светлана Дружинина и Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове», 1958 год

В Советском Союзе было немало легендарных актрис, имена которых до сих пор произносятся с гордостью. К их числу смело можно отнести коренную москвичку Светлану Сергеевну Дружинину, прославившуюся в отечественном кинематографе благодаря не только своему актерскому таланту, но и многочисленным режиссерским работам (среди них – знаменитые киноленты про гардемаринов).

Больше о том, каким был жизненный путь актрисы и сценариста, а также о ее творчестве в настоящее время, подробно расскажет биография непревзойденной Светланы Дружининой.

Трудное детство и начало карьеры

Будущая легенда советского и российского кино родилась 16 декабря 1935 года в Москве. Сейчас знаменитому российскому кинорежиссеру – полных 82 года, но выглядит она значительно моложе своего возраста.

Семья Светланы Дружининой отношения к творческим профессиям не имела. Мама девочки, Анна Дружинина (в девичестве – Мызникова), работала воспитательницей в одном из столичных детских садов. Она была донской казачкой и прожила долгую жизнь, в отличие от своего законного супруга, которого смерть настигла на войне.

Отец Светланы, Сергей Иванович Дружинин, был по национальности русским, работал шофером. Отца Светлана Сергеевна почти не помнит, ведь он ушел на фронт, когда малышке было шесть лет, и домой не вернулся. Сергей Иванович погиб в годы Великой Отечественной войны, он был убит недалеко от города Смоленска.

Свое детство Светлана Дружинина, биография и личная жизнь которой будут детально описаны в этой статье, вспоминает без особой радости, ведь они с матерью жили в нужде. Их домом была маленькая комнатушка в коммуналке, а из «развлечений» у девочки – лишь три кладбища, расположенные возле дома, которые служили игровой площадкой для окрестной детворы. В памяти актрисы Светланы Дружининой запечатлелась картина, как она и еще несколько детей, голодных и лысых (так стригли всех детей, от вшей) носились среди могил, играя в «казаки-разбойники».

Но с окончанием войны жизнь Светланы и ее матери начала налаживаться, девочка даже получила возможность развивать свой талант. В 11 лет, в 1946 году, Светлана Дружинина поступила в студию при цирковом училище, где занималась акробатикой. Некоторое время она даже выступала в составе труппы. После школьных занятий девочка бежала на отработку своих номеров в роли «каучуковой девочки».

Однако такие занятия ее мама считала несерьезными, а потому не готова была отпустить свою дочь на гастроли по стране. Тогда Светочка решила изменить свое амплуа и стать балериной. Такой резкой смене увлечений способствовала встреча будущей кинозвезды с внучкой в пионерском лагере. Юная особа в то время ходила на занятия балетом и стремилась привить любовь к этому направлению искусства всем своим знакомым. Среди них оказалась и Светлана Сергеевна Дружинина.

Решение стать актрисой

Воодушевленная рассказами своей подружки, Света записалась в балетную школу. И, быть может, стала бы великой балериной, если бы не тяжелая травма, которую получила на репетиции героиня нашего биографического очерка. Тем не менее она продолжила обучение, получив в результате диплом хореографа.

Но девушка из балетной школы, которой не суждено было танцевать в балете, все же смогла прославиться. Как артистка. Еще студенткой ее заметили организаторы вечеров КВН, транслировавшихся на советском телевидении.

Красивой, стройной и статной девушке Светлане предложили выступать на этих вечерах ведущей. Она с радостью приняла это предложение и стала первой ведущей развлекательно-юмористической программы. Именно тогда ее и приметил знаменитый советский сценарист Самсонов, подыскивавший актеров и актрис для съемок своего кинофильма «За витриной универмага».

К тому моменту Светлана Дружинина уже поняла, что хочет стать актрисой, и поступила на актерский факультет в один из престижных московских вузов. Примерно в то же время и началась карьера будущей знаменитости – Светланы Сергеевны Дружининой.

Дебютными кинолентами, принесшими юной Светочке славу и популярность на просторах СССР, стали фильмы:

  • «За витриной универмага», в котором начинающей актрисе досталась роль главной героини – продавщицы Сонечки Божко (на широкий экран фильм вышел в 1955 году).
  • Вышедшая в том же году художественная кинокартина «Доброе утро», где актриса сыграла «царицу бала». В титрах этого фильма имя Светлана Дружинина не было указано.
  • Снятая через год (в 1956-м) кинокомедия «Песня табунщика», в которой героиня нашего рассказа предстала в роли девушки из консерватории.

Так, с каждым годом неспешно пополнялась фильмография Светланы Дружининой. И к моменту окончания своего обучения во ВГИКе она уже успела поучаствовать в съемках шести советских кинолент. А через год после получения диплома, в 1961 году, ей посчастливилось быть задействованной в знаменитых «Девчатах». Образ телефонистки Анфисы пришелся по нраву советскому зрителю и принес киноактрисе популярность.

Смена амплуа

С тех пор ее приглашали на съемки различных художественных кинокартин, среди которых были не только комедии и драмы, но и документальные фильмы, военные экранизации. И со всеми своими ролями справлялась «на ура» Светлана Дружинина, фильмография которой на сегодняшний день насчитывает почти два десятка кинолент, а также почти столько же сценарных и режиссерских работ знаменитости.

Свою карьеру прославившаяся советская актриса Дружинина решила продолжить в несколько ином направлении. Она вернулась в стены своего института, поступив уже не на актерский, а на режиссерский факультет. Ее наставником был сам Игорь Таланкин, позволивший Светлане овладеть профессией постановщика. Бывшая киноактриса окончила обучение в мастерской своего наставника в 1969 году.

Как режиссер Светлана Дружинина дебютировала, сняв короткометражку «Зинка», ставшую дипломной работой и первым авторским проектом героини нашего рассказа. Выход премьерного кинофильма увенчался успехом, и талантливого начинающего режиссера приняли на работу на студию «Мосфильм».

В 1974 году на экраны вышел второй фильм Дружининой – полнометражная кинолента, драма «Исполнение желаний». Спустя еще два года советские телезрители смогли увидеть новый фильм, режиссером и сценаристом которого стала Светлана Сергеевна, – «Солнце, снова солнце».

Поняв, что режиссура – это именно то, чему она хотела бы посвятить свою жизнь, Дружинина плавно завершила актерскую карьеру. Одна за другой появлялись ее режиссерские работы, приносившие ей невероятный успех.

Так, в 1979 году вышла на экраны музыкальная кинокомедия «Сватовство гусара», а вслед за ней – легендарная «Дульсинея Тобосская», после которой Светлана Дружинина сняла свою триумфальную трилогию «Гардемарины» (первая часть вышла в 1987, вторая – в 1991 и третья – в 1992 году). В фильмах женщины-режиссера снимались звезды российского кино:

  • М. Боярский.
  • Д. Харатьян.
  • И. Смоктуновский.
  • Т. Лютаева и другие.

С 2000 по 2013 год известный режиссер и талантливый сценарист Светлана Дружинина работала над новым грандиозным проектом – историческим сериалом «Тайны дворцовых переворотов». Именно он принес Дружининой мировую славу и признание отечественного зрителя.

Несмотря на свой возраст, Светлана Дружинина продолжает трудиться до сих пор. Последние новости о ее творческих планах: знаменитый российский режиссер готовит к выходу очередную приключенческую сагу о морских кадетах – «Гардемарины IV». Фильм, работу над которым Светлана Сергеевна начала еще восемь лет назад, зрители должны были увидеть в 2017 году. Однако, по предварительным данным, в кинопрокате эта картина появится только в 2019 году.

Семейный очаг знаменитости

Многих поклонников красоты и таланта Светланы Дружининой наравне с творческой деятельностью интересует и ее личная жизнь. А началась она, когда будущая легенда российского кинематографа была еще студенткой, постигающей азы режиссерского мастерства в мастерской И. Таланкина.

Ее будущий супруг, кстати, тоже в то время был студентом ВГИКа и осваивал профессию кинооператора. При этом влюбленные встретились не на съемочной, а на спортивной площадке. Во время волейбольных соревнований встретились два капитана сборных команд – Светлана Дружинина (возглавлявшая женскую сборную вуза) и Анатолий Мукасей (капитан мужской сборной). Их роман был страстным, стремительным и перерос в настоящий, крепкий и счастливый брак, что среди знаменитостей встречается не так часто.

Анатолий и Светлана заключили брак вскоре после знакомства. А спустя недолгое время эти талантливые и творческие молодые люди стали родителями:

  • Первый, старший сын Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея появился на свет в 1958 году. Его судьба была трагической. Анатолий Анатольевич Мукасей в возрасте двадцати лет, в 1978 году, решил свести счеты с жизнью и прыгнул с балкона (вероятнее всего, на фоне наркозависимости, которая у него была). У него осталась жена с новорожденным сыном, внуком Светланы Дружининой – Даниилом Анатольевичем, которого после смерти матери воспитывали бабушка и дедушка.
  • Второй сын родился значительно позже, в 1966 году, и был назван Михаилом. В настоящее время у него есть сын и дочка (внук и внучка Дружининой) – Максим и Лиза, которых родила ему супруга, известная волейболистка России Екатерина Александровна Гамова.

Дети Светланы Дружининой планировали пойти по стопам своих знаменитых родителей, однако удалось это лишь младшему. Михаил Мукасей сумел освоить сразу две профессии, востребованные в киноиндустрии, став успешным оператором и продюсером.

Личная жизнь героини нашего рассказа тесно переплетается с ее режиссерской деятельностью. Вклад Светланы Сергеевны в развитие отечественного киноискусства высоко оценен государством: в 2001 году ей присвоено звание народной артистки России, она награждена орденом Почета и орденом Дружбы.

Все авторские проекты ей помогает реализовывать супруг, кинооператор Анатолий Мукасей. Вместе они трудятся во славу отечественного кинематографа. А в нынешнем году Светлана Дружинина и ее любимый муж Анатолий Михайлович отметят очередной юбилей – 60 лет совместной жизни. Автор: Елена Суворова