Одним из критериев написания успешной работы, будь то дипломная или курсовая работа, эссе на заданную тему, школьное сочинение или научная статья, является не только грамотное изложение мысли, но и правильное соблюдение структуры - введения, основной части и заключения.

Написать заключение не сложно, соблюдая несколько несложных правил.

Заключение к диплому или курсовой работе

Заключение - логическое завершение работы, в котором указывается итог всего проделанного исследования, выводы и предложения по развитию того или иного вопроса. Здесь также говорится о перспективности данного направления исследования и о его практической значимости. Удачно написанное заключение делает работу цельной и законченной.

План написания заключения

Вступительное слово

Не стоит сразу переходить к перечислению выводов, полученных в ходе исследования. Заключение, как и любая другая часть дипломной или курсовой работы требует соблюдения особой структуры изложения от общего к частному. Вступительная часть включает в себя 2-3 предложения, касающихся теоретической части - введение в проблему, которой посвящено исследование.

Основная часть

В основной части следует изложить выводы, полученные в ходе практической работы. Чтобы сделать это правильно, необходимо дать ответы на вопросы, поставленные во введении к работе. На деле это означает, что каждой задаче из введения соответствует вывод в заключении. Такой подход не только поможет правильно оформить основную часть заключения, но и обеспечит общую целостность работы.

Заключительная часть

У заключения, как у любой другой части работы, обязательно должна быть заключительная часть. Здесь указываются предложения по совершенствованию объекта изучения и обосновывается практическая ценность работы. В заключении можно написать о том, в каких областях можно применить полученные в ходе исследования выводы.

Объем заключения

Объем заключения дипломной работы составляет 3-4 страницы, для курсовой - 2-3 страницы.

Чтобы правильно написать заключение следует придерживаться научного стиля письма. Это означает использование устойчивых выражений, например:

  • В нашем исследовании мы выяснили…
  • На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы…
  • В заключении отметим, что…
  • Мы приходим к выводу о…
  • Наша работа позволяет сделать вывод о…
  • Практическая значимость нашего исследования состоит в...

Заключение к статье

Заключение к статье содержит в себе вывод по теме, указанной вначале, решение поставленной проблемы, реже мнение автора о проблеме.

Если в начале поставлена проблема, то в конце необходимо дать взвешенное решение, иногда несколько, упомянуть о разных мнениях, относительно этой проблемы.

Важно, чтобы итоги, которые приводятся в заключении к статье, акцентировали внимание только на положительном результате.

Заключение к эссе, сочинению

В заключении к эссе следует подвести итог всему сказанному ранее. Заключение логически связывает текст с поставленной проблемой и заданной тематикой.

Как и во введении, в заключении не следует уделять внимание незначительным фактам и второстепенным деталям, здесь излагается только суть проблематики.

Объем вступительной и заключительной части эссе - 25% от всей работы.

Соблюдение четкой структуры, краткость и лаконичность изложения - залог успешной работы, которая будет оценена по достоинству!

Курсовая работа – это, своего рода, исследование студентом определенной, выданной учебным заведением, темы. Курсовая работа пишется, как правило, один раз в семестр, когда проходится курс определенного предмета. Чаще всего эта работа выдается студенту по профильному предмету, который имеет смысл изучить глубже.

Написать самостоятельно курсовую работу достаточно сложно, если изначально не вникнуть в методичку и не воспользоваться всеми советами и рекомендациями, данными преподавателем.

Чтобы собственными силами написать качественную работу, не стоит откладывать начало работы на последний день. Намного проще будет освоить и структурировать материал, если вы распределите свое время и силы адекватно. Таким же образом вы сумеете сохранить нервную систему и бодрость духа.

Для начала вам следует изучить все методические рекомендации к курсовой работе очень тщательно, обращая внимание на каждую мелочь. Если вам что-то осталось непонятным, не стесняясь, обращайтесь к куратору курсовой работы. Обращаться за советом к одногруппникам мы не рекомендуем, поскольку качество и актуальность их информации никто не гарантировал.

После того, как вы вникли в методические рекомендации и поняли, чего от вас требует учебное заведение, постарайтесь собрать как можно больше информации по вашей теме. Подойдет только актуальная и краткая информация, не содержащая лишних сведений.

Когда вы выбрали и обработали информацию, оставив только нужную вам, вы можете приступать к решению практической части курсовой работы, которая включает в себя ваши расчёты задач, поставленных преподавателем.

Далее вам необходимо придать вашей работе соответствующую структуру. Это очень важно, поскольку курсовая работа должна быть читабельной и удобной для вашего преподавателя. Текст должен быть кратким, понятным и оформленным по всем правилам и стандартам.

Структура курсовой работы подразумевает написание работы по такой схеме:

  • Титульный лист;
  • Содержание;
  • Введение;
  • Основная теоретическая часть;
  • Основная практическая часть;
  • Заключение и выводы;
  • Приложения;
  • Список используемой литературы.

Каждый из этих пунктов следует выполнять корректно и по всем правилам. В этой статье речь пойдет, пожалуй, о самом важном разделе, в котором подводятся все итоги работы. На заключение обращают особое внимание преподаватели при проверке работы. Речь пойдет о заключении.

Заключение в курсовой работе: что из себя представляет

Заключение в курсовой работе играет основную роль, поскольку оно должно в себе содержать весь материал, описанный в основной части, только кратко и гармонично оформленный, ваши собственные выводы о проделанной работе, ответы на вопросы введения, рекомендации и дальнейшие пожелания.

Кроме того, заключение в курсовой работе должно быть гармоничным продолжением основной части. Как правило, этот раздел имеет объем от 2 до 3 листов формата А-4, но содержит на этих листах основную мысль вашей курсовой работы.

Заключение в курсовой работе очень тесным образом пересекается с введением. В заключении должны содержаться сведения о том, насколько выполнены цели и задачи курсовой работы и выполнены ли они вообще. На этом обязательно следует сделать акцент.

Актуальность выбранной темы и ее обоснование – это обязательная информация для заключения. К этим выводам вы должны прийти самостоятельно и изложить собственные мысли по этому поводу, опираясь на проведенные вами исследования.

Кроме того, заключение в курсовой работе должно содержать в себе описание проведенных вами мероприятий, совершенных действий, которые обязательно нужно подытожить. То есть, вы должны кратко описать содержание основной части и рассказать о своих действиях при выполнении практической части. Все сведения должны быть подкреплены вашими выводами и рекомендациями, которые вы сами должны составить на основании проделанной работы.

Заключение в курсовой работе не обходится без анализа вашей деятельности, а точнее – неудач и препятствий, с которыми вам пришлось столкнуться при исследовании заданной темы. Не стоит делать сильный акцент на неудавшихся вам мероприятиях, но без их описания тоже обойтись нельзя. Просто больше внимания акцентируйте на ваших достижениях.

Все ваши рекомендации и выводы, сделанные на основании практической части, должны обязательно быть подкреплены доказательствами. В роли доказательств могут выступать ваши расчёты, приложения или ссылки на законы и нормативные акты. Можно привести сразу несколько доказательств вашей правоты.

Очень ответственно подойдите к написанию заключения, поскольку при проверке курсовой работы обращать внимание в первую очередь будут именно на него. Заключение в курсовой работе является лицом вашей деятельности. Чтобы вы смогли грамотно написать и структурировать заключение, предлагаем вам несколько советов о его написании.

Как грамотно написать заключение в курсовой работе

Чтобы вы не забыли вписать в заключение необходимую информацию, рекомендуем вам структурировать этот раздел последовательно, соблюдая такой порядок действий:

  1. Еще раз прочтите цели и задачи, описанные во введении. Заключение в курсовой работе должно отражать их и быть тесно связанным с введением. Подробно опишите, насколько в своем исследовании вы смогли выполнить задачи и достичь поставленных целей.
  2. В конце каждого раздела основной части попробуйте составить краткое описание этого раздела. Это, своего рода, вывод к этой части. Все выводы, полученные в ходе написания курсовой работы, обобщите, структурируйте, объедините и гармонично впишите в заключение, не нарушая при этом структуру заключения. Помните, что каждый абзац должен быть связан с предыдущим.
  3. Когда вы сделали выводы о теоретической части, приступайте к подведению итогов практической части. Смело рассказывайте о своих расчетах, высказывайте предложения и рекомендации, описывайте ваши мотивы и методы. Вы должны показать, что можете мыслить и принимать решения самостоятельно.
  4. Расскажите о своем мнении по поводу данной темы, опишите проблемы, с которыми вы столкнулись в исследовании, сделайте акцент на особенностях вашего исследования. Помните, что ваши выводы, а особенно их описание, должны быть интересными, познавательными и актуальными. Преподаватель должен осознавать, что тема курсовой работы вам интересна, и вы действительно старались при ее исследовании. Ваше повествование должно быть живым, а информация – предельно понятной.
  5. Просмотрите написанное заключение и уберите из него все подробные описания, потому что они уже содержатся в основной части. Заключение в курсовой работе – это очень краткое повествование обо всем главном, что вы считаете нужным выделить.

Как начать писать заключение в курсовой работе

Заключение можно начинать писать тогда, когда ваша курсовая работа полностью готова. Понять это можно, перечитав введение. Если вы уже смогли выполнить все задачи, поставленные во введении и достигнуть целей, которых планировали достигнуть, то можно сказать, что ваша работа завершена, и вы можете начинать писать заключение.

Начинаться ваше заключение в курсовой работе может такими словами:

  • Итак;
  • Таким образом;
  • Подводя итог;
  • Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод;
  • Написав курсовую работу, я пришел (пришла) к такому выводу;
  • Результаты проведенных исследований показали, что;
  • На основании освоения полученной темы;
  • Актуальность курсовой работы заключается;
  • В заключение можно отметить, что;
  • Резюмируя проведенные исследования;
  • Констатируем такие особенности проведенного исследования;

Таким образом, написание заключения – крайне важный этап исследования курсовой работы. Будьте внимательны и следите за каждым своим шагом. Прислушиваясь к нашим советам и выполняя все наши рекомендации, вы сможете написать качественный и читабельный вывод к курсовой работе, который только подчеркнет ваш профессионализм.

Инструкция

В заключении хорошей курсовой работы всегда должна быть отражена собственная работы. Все выводы заключения должны быть сформулированы , лаконично и объективно, то есть не содержать эмоциональной . Заключение курсовой должно быть целостным и подводить итог всей работы, придавать ей завершенность.

Хотите знать, как члены ГАК определяют качество дипломной работы? Основательно читать каждый «талмуд» преподавателям обычно некогда – главным предметом их внимания становятся введение и заключение. Именно здесь в сжатом виде представлены концепция исследования и его значимые результаты. Если они прописаны небрежно и неграмотно, говорить о высоком уровне дипломной работы не приходится. Умение формулировать четкие выводы необходимо и при написании , и при подготовке его презентации во время процедуры защиты.

Вам понадобится

  • - Компьютер;
  • - текст дипломной работы.

Инструкция

Ваша дипломная работа должна включать не менее двух глав, а каждая глава – не менее двух . Завершайте каждый параграф небольшим промежуточным выводом, укладываясь в два-три абзаца. В конце глав формулируйте вывод, резюмирующий основные , подходы и определения, представленные в данной части исследования.

Выводы ко всей даются в разделе « ». Объем заключения, в среднем, составляет от 2 до 4 страниц. Для студентов гуманитарных будет ошибкой полагать, что заключение – это просто какие-то общие . Напротив, выводы исследования должны быть сформулированы предельно точно, ясно, лаконично и главные теоретические и/или эмпирические результаты исследования.

Один из лучших способов представить выводы в работе – их тезисное изложение по пунктам. Количество пунктов может варьироваться от трех до десяти (жесткого регламента здесь нет). Такой способ формулировки выводов позволит и читателю, и вам самим «схватить» ключевые положения дипломной работы.

Выводы дипломного необходимо соотнести с заявленными во введении задачами и гипотезами. Укажите, подтвердились ли выдвинутые вами в начале работы предположения. Дайте, если это необходимо, прогнозы относительно исследуемого явления, обозначьте дальнейшие перспективы его изучения. Большую ценность будут иметь практические рекомендации по решению обозначенной проблемы.

Помните, что выводы должны иметь не формальный, а содержательный характер. Поэтому не пишите: «были выявлены различные типы…», «была описана структура…». Лучше: «были выделены следующие типы…», «исследуемая структура включает…». В противном случае, читатель или слушатель получат представление лишь о направлениях и этапах вашей работы, но не о конкретных результатах.

Обратите внимание

Выводы к дипломной работе не предполагают приведения каких-либо примеров, цитат или излишней детализации определенного фрагмента исследования. Все это должно содержаться в основном тексте работы.

Полезный совет

Избегайте абстрактных, общих формулировок, слабо соотносящихся с конкретной темой вашего исследования. Приветствуется четкая структура изложения выводов.

Источники:

  • Дипломный советник
  • как пишет дипломная работа
  • Образец заключения дипломной работы

Умение писать качественные рефераты значительно облегчает жизнь студента и школьника. Особое внимание при выполнении работы нужно уделить итоговому выводу , поскольку именно эта часть реферата содержит конечные результаты вашей исследовательской деятельности.

При грамотном написании работы составить заключение будет достаточно просто. Мы расскажем о том, как это сделать.

Как подвести итог в письменной работе

Для того чтобы правильно написать вывод, нужно сначала со всей основательностью подойти к выполнению работы. Вне зависимости от того, дипломный ли это проект, курсовой или просто реферат, сочинение, вы должны будете при его написании реализовать поставленные научно-исследовательские, учебные цели. Они как раз и лягут в основу будущего заключения.

Причем удобнее будет подводить итоги после каждой отдельной главы письменной работы. В этом случае вам фактически не нужно будет думать, как написать вывод. Вы лишь объедините уже имеющиеся пункты в один логически связанный текст.

В целом же, последовательность действий при написании заключительной части работы будет выглядеть следующим образом:

  1. Обозначьте главную цель работы. Что требовалось выяснить, доказать, продемонстрировать. Удалось ли это сделать? Если да, то к какому итогу вы пришли по окончании работы?
  2. Составьте план содержания. Какие вопросы рассматривались? Какие выводы были получены по каждому из них?
  3. Внимательно изучите мини-выводы после каждой главы работы. Достаточно ли они последовательны и логичны?
  4. Приступайте к объединению мини-итогов в общее конечное заключение. Здесь также нужно соблюдать определенный план.

План написания заключения

  1. Начните с того, какие цели были поставлены в самом начале. Возьмите эту информацию из введения к работе. Начните эту часть заключения словами «В данной работе мы рассматривали вопрос…», «В начале работы мы поставили перед собой цель выяснить ….» и пр.
  2. Отметьте, что удалось узнать по ходу рассмотрения вопроса, ориентируясь на итоги каждой главы / раздела. Эту часть можно оформить, например, таким выражением: «В ходе исследовательской работы мы узнали, что…».
  3. Сделайте конечные выводы. Здесь уместно будет написать что-то вроде: «В заключении можем подвести следующий итог - …».

Помните, что не нужно переписывать уже имеющийся текст - замените слова синонимами, перефразируйте выражения, поменяйте структуру предложений. В самом конце подведите общий вывод, который следует из всех перечисленных итогов.

Что касается объемов заключения, то будет правильно писать вывод размером примерно в один абзац для каждой главы работы. Итоговое же заключение для сочинений, рефератов можно сделать объемом 1-2 страницы. Для курсовых и дипломных проектов, которые подразумевают сложное глубинное исследование, можно сделать более подробные выводы. Однако учтите, что общий объем вступительной и заключительной частей не должен превышать 25% от всего объема текста, иначе эти части будут казаться «водянистыми», что неприемлемо для качественной исследовательской работы.

Также несколько советов о том, как писать выводы для различных письменных работ, вы найдете в статье .

Как писать заключение .

Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы.Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу,то заключение - ее итог.И писаться заключение должно иными словами, чем введение.

Заключениеможет писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.

Актуальностьпроблемы.

Краткий обзор теоретической части.

Целью нашего эмпирического исследования являлось….

Мы ставили перед собой следующие задачи….

Мы использовали следующие методики….

В исследовании принимало участие…. человек,они были…. (тем-то).

Мы получили следующие результаты….

Как писать выводы

Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются.У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно -один абзац (5 - 10 строк).

1 вывод пишется по теории.

Остальные выводы пишутся по эмпирической части.Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а подостоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случаеодин вывод будет включать в себяили заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями(«существуетдостовернаяположительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсонаравен 0,5, р <0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р <0,05).Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимсявсе полученные результаты.

Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»

Заключение

Особая актуальность изученияпамяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных про­цессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специ­альных учебных заведений для детей с ЗПР предусмат­ривает получение ими образования в объеме средней об­щеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно пред­полагает тщательное изучение своеобразия их памяти,что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.

По данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..

Научной основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности в процессе обучения, является той основой на которой сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.

Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская , М.И. Фишман, У.В. Ульянкова и другие) показала,что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показателиниже аналогичных показателей здоровых детей.

В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память, благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое время, необходимое для решение поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет скорость узнавания букв и объедение их в слова и последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.

Как известно, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в контрой она сохраняется путем повторения.

Целью нашегоэмпирического исследованияявлялось изучение особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей памяти детей с ЗПР и здоровых детей.

В качестве предметаисследования выступала кратковременнаяпамять. Объектомисследования выступили младшие школьники 8-9 лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.

Мы предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.

В работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой психического развития были обнаружены дефекты мнестической деятельности.Наиболее сильно у детей с ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые объекты. В тесте детям предлагалось запомнитьрисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те, которые смогли вербализовать . Пять детей из этой группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное длядошкольников замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик, треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были единичные.

Также сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых картинок) и слов.

Как видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и детей с ЗПР.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная сформированность познавательных про­цессов являетсяодной из основныхпричинтрудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования показали,что существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.В основе многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умствен­ном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся данные об осо­бенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нара­стание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифро­вых рядов.

2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаютсяпроцессы запоминанияабстрактных объектов,геометрических фигур, цифр.При выполнениимодифицированноготеста «Запомни рисунок»многие дети с ЗПР просто не могут назватьабстрактныеобразы и геометрические фигуры, поэтому им и трудно запоминатьтакого рода информацию.В группе здоровых детей все объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47 %) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).

3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48 что достовернониже чем у здоровых детей (по критерию Стьюдента, р <0,001).

4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей здоровых детей, но входит к границы нормы объемакратковременной памяти.