Этические беседы по экологии с младшими школьниками

Экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением в педагогической теории и практики.

Тематика этических бесед по экологии может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля – наш общий дом», «Мы учимся у природы», «О чем поют птицы», «Заповеди юных защитников природы» и т.п. Очевидно, что подготовка к яркой, насыщенной фактами и примерами беседе на экологическую тематику отнимет у учителя немало времени. Поэтому предлагаем содержание нескольких небольших бесед с учащимися под общим названием «В гостях у природы».

Ты пришел в гости к природе

Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Как понять эти слова? Какой смысл вы, ребята, вкладываете в это высказывание?

Итак, ты пришел в гости к природе. А зачем?

Чтобы услышать пение лесных птиц?

Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?

Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки.

Чтобы полюбоваться ее красотой.

Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом.

Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов.

Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не забывай: ты – в гостях! Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их! Что же это за правила?

Начнем с самого начала: ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез. Там, наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или со своими друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик – по лесным травам и невысоким лесным кустарничкам… Но – стоп! Что ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!

Заметили ли вы, ребята, допущенную ошибку? Нет? Все правильно? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте еще одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы? Да, слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге «Мы и они» писатель-натуралист М.Ивин пишет:

«Пришлось ученым призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека.

Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера? Давайте его запишем в своей памятке друзей природы: «Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»

Ситуация: привал в лесу

Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеек – ключик. Хорошо бы пообедать!

Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя, как гостя…

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной поляне! (Можно во время прогулки в лес ознакомиться с такой загрязненной поляной; можно использовать иллюстрацию на тему такого отдыха в природе.)

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба.

Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка.

Рядом – гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть.

Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева.

Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил!

Запачкал поляну, как неряха!

Выжег огромную полянку под костром, погубил травы, насекомых на них и в почве, обезобразил лесную поляну!

Навредил елям.

А еще? Посмотрите, какую «память» о своем походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? А сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вова». А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.

После такой забавы гость леса поскорее покинул искалеченную поляну. Почему?

Может быть, стыдно стало?

Или, может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут?

Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?

А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне или на берегу реки или озера, на лугу, как бы ты организовал свой бивак? Свой отдых?

И еще: осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, смог бы ты исправить ситуацию на лесной поляне? Как?

Ситуация: шум в лесу

Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Шум, громкая музыка, крики в лесу – пугают птиц и зверей. И – рыб. И – насекомых. Не веришь? Выключи приемник и проверь – перед твоим появлением луг звенел от мелодий зеленого скрипача-кузнечика. А сейчас? Все стихло, спряталось, затаилось.

Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы и помни об этом!

Запиши в своей памятке еще одно правило поведения: не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Ситуация: гнездо

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерева перелетает серая ворона? Не заметил? А – зря! Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твое появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.

Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь?

Наклонишься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов? Или просто ради интереса, как сделано, сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты никого на тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам гнезда плохую услугу! Какую?

Разве ты не заметил, что ворона не спускает с тебя глаз? Так она, может быть, и не разглядела гнезда, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне, кунице, хорьку и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь поживиться.

    Случалось ли вам, ребята, находить гнездо?

    Как вы вели себя, когда его увидели?

    Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается отвести вас в сторону?

    Как вы теперь будете вести себя в ситуации «Встреча с гнездом»?

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительным, стараться не повредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает!

Ситуация: птенец на тропе

Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет, когда его накормят. А родители уже близко, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может, захотелось принести тебе домой живую игрушку? И, может, по невежеству своему пожалел ты беззащитного детеныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?

И вот в твоем доме появился новый жилец. Его окружили заботой, лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды и вместо ожидаемой радости дома появляется тревога за больное животное, отчаяние от неумения помочь.

Зря, ох как зря ты вмешался в хрупкую жизнь птенца! А почему зря?

Сделайте для себя нужные выводы и помните, ребята: птенцов из своего дома и от своих родителей брать ни в коем случае нельзя! Разве вот попадется больной, раненый птенец – тогда в крайнем случае его можно взять, чтобы выходить, вылечить и отпустить!

Ситуация: лесные зверята

Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата, серенькие, как игрушки, зайчата…

Ты не выдержал испытание и принес зверька домой. Может быть, бельчонка или зайчонка, а может, крохотного ежика. Что ждет его у тебя дома? То же, что и птенца – ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят дома зверька обычно не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают – почему это зверек, несмотря на заботу о нем, вдруг гибнет?

Кто же дал тебе право распоряжаться судьбой лесного зверька?

Вот пишет девочка:

В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами. А он взял да умер…

Не нашли, а похитили! Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, где его никто не терял и само оно тоже не потерянное. Поле, лес, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно и приспособилось.

Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит и не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, - это самое настоящее расхищение природных богатств. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется!

Ситуация: муравейник

На летние каникулы ты приехал в деревню. Рядом с ней – лес. Отправились с дедом в лес по ягоды, грибы. Ты бежал впереди деда.

    Ой, какая высокая куча! – удивился ты и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев.

Подошел дедушка, осторожно вынул палку.

    великая беда пришла в лес, - сказал он.

    Где беда? У кого?

    Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с деревьев снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.

    Где враг? – не понял ты.

    Враг – то? Да тут он, рядом…

Ты начал озираться, но врага так и не увидел. Кто же он?

Как и от кого нужно защитить муравьев в муравейнике?

Знаете ли вы, что муравейников в наших лесах становится все меньше и меньше? Муравейники гибнут при лесоразработках, разоряют их и бездельники, готовые поротозейничать на муравьиную суматоху, уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» для кормления певчих птиц и рыб в аквариумах. Разоряют муравейники и лесные звери: кабаны, медведи…

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно охранять и беречь. А как? Как вы, ребята, понимаете это правило?

Выполнять правило индивидуального поведения: самим не разорять и не беспокоить муравьев!

Не позволять разорять муравейники другим людям.

Повесить в лесу плакаты и лозунги, где рассказать, какую пользу лесу приносят муравьи, и разъяснять, какой вред приносит лесам разрушение муравейников.

Задание: нарисуйте плакат «Муравьи – друзья леса», закройте его прозрачной пленкой и повесьте в лесу, рядом с муравейником.

Ситуация: букет цветов

Коли речь зашла о букетах, признаемся сразу: мы вовсе не против лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконнике, или в вазе на столе. Но нужна мера и вкус в их сборе. Как вы это понимаете? Мера и вкус?

Конечно, не перечислить тех цветов, которыми одаривает нас лето. И все они просятся в букет. И если собрать все что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите. Так что сорвать в букет можно совсем немного – две-три штуки ромашки (поповник), василька, пушицы…

Когда же собирать букет лесных и луговых цветов? В начале прогулки? Или по пути домой, когда вы возвращаетесь с прогулки? Почему?

Какие цветы можно собирать – самые крупные и яркие или те, что начинают распускаться? Как вы думаете, почему?

Да, крупные распустившиеся цветы скоро завянут, а начавшие распускаться, поставленные в воду, воспрянут и распустятся. Но помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полях и лугах, в лесах из-за бездумного их сбора: сорванные в букеты лесные и луговые цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать охапками на пути домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен.

Это: венерин башмачок, ветреница дубравная, горечавка легочная, дремлик болотный, колокольчик широколистный, колокольчик персиколистный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, ландыш майский, любка двулистная, молодило обыкновенный, живокость высокая, хохлатка луковичная, шпажник черепчатый, ятрышник фукса и много других видов.

Задание: соберите «портреты» охраняемых растений, открытки, фотографии, рисунки и сделайте стенд «Защитим цветущие растения!». Повесьте его там, где посоветуют учителя, родители.

Следите за тем, чтобы ваши друзья, знакомые, младшие братья и сестры не собирали в лесу и на лугу редкие красивоцветущие растения. Берегите и охраняйте их!

Ситуация: лукошко ягод

Лес угощает людей щедро. Горожане и сельские жители спешат в лес, как только начинают поспевать лесные плоды и ягоды. Многие спешат собрать недозрелые бледно-розовые ягоды брусники и клюквы, для сбора которых некоторые сборщики используют совки и скребки, собирающие не только ягоды, но подчас и все растение; нередко же ягодники собирают ягоды вместе с кустиками и ветками земляники, черники, ежевики.

Не потому ли так низко никнут они к земле, что страшатся быть сорванными под самый корень? Больно видеть, как юный сборщик несет домой горестный сувенир – увядший букетик земляничных веточек или веток из черники. А ведь черника, например, начинает плодоносить лишь на втором десятке лет! Не слишком ли рано по недоразумению своему вы оборвали жизнь полезной лесной ягоде – ведь плодоносить она может до двухсот лет?!

Как же собирать ягоды, чтобы не повредить растению? Давайте подумаем над этим вместе.

Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их и не переходить без необходимости с места на место.

Собирать ягоды надо руками, а не совком.

Ягоды брать только зрелые; недозрелые и зеленые ягоды невкусные и их придется выбросить. Зато, если их не брать, растение через несколько дней даст второй урожай и порадует новых сборщиков ягод.

Не в коем случае нельзя вырывать растение с корнем!

Ягоды никогда не надо собирать все до одной – надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корма в природе.

Ситуация: грибное лукошко

Август в лесу – месяц грибов. И разве встретишь в августовском лесу человека без лукошка? А вдруг попадется что? Не оставлять же!

Зачем же оставлять? Можно и нужно брать! Только как брать?

Вспомните, как вы собираете грибы? Какие правила выполняете? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в сторону мох, лесную подстилку? Почему?

Верно, грибница (нити в земле), оказавшись под лучами солнца может засохнуть и погибнуть.

А как же правильно срывать грибы?

Не срывать, а ножку грибы нужно срезать ножом или вывернуть ее из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

А как быть с незнакомыми грибами?

Конечно, их лучше не брать! Почему? Да потому, что среди них могут оказаться ядовитые грибы. Но запомните: если грибы ядовиты для человека, то совсем необязательно, что они ядовиты для животных – для них-то они как раз и могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит поддавать ногой красавец-мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.

Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения в природе. Конечно, это только небольшая часть правил своего поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зеленого кузнечика на лугу…

Причина многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь обитателей природы; узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений.

Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

Людмила Радченко
Экологическая беседа «Поможем природе»

Рекомендации : Беседу можно начать с разговора о конкретной помощи , которую дети могут оказать природе К этому времени у них накоплен достаточный опыт общения с природой сформированы определённые природоведческие и природоохранные знания . В беседе могут принять участие дошкольники и родители.

Цель беседы : Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природе ,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе .

Оборудование : Фото стенд,выставка детских рисунков «как я помогаю природе » «кормушек» «скворечников» ,плакаты на тему охраны природы , поделки из природного материала

Участники : Воспитатель, приглашенные школьники,родители.

Ход беседы.

В : Вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи . Как вы считаете, охрана природы _ дело только взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например : спасать животных попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям

А теперь расскажите о том, что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе » . Многие на рисунках изобразили посадку растений, цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка знаете поговорку о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.

А кто нам подскажет. Как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости познакомить детей с правилами посадки растений)

Мы посадим липы и клёны

Будет город нарядный, зелёный

Тополя мы посадим рядами

Станут площади наши садами

Окружим мы деревьями школу

Пусть звенит над ней гомон весёлый

Любят зелень счастливые дети

Любят видеть деревья в расцвете

Пусть цветет с каждым годом все краше. Молодая планета наша.

В : Важно не только посадить дерево. Растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним. Оберегать от вредителей, регулярно поливать

У красы - берёзки платье серебрится

У красы – берёзки зелёные косицы

Со двора к берёзке выскочили козы

Стали грызть берёзку, а берёзки – в слезы

Защищать берёзку стали мы гурьбою

Что б краса – берёзка выросла большою «П. Воронько»

Ранней весной можно увидеть такую картину :

Пастух кору надрезал у берёзы

Склоняясь, тянет сладкий сок

За каплей капля падает в песок,

Берёзы кровь прозрачная как слезы (Ф. Сологуб)

В : Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году,постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве.

ЗАПОМНИТЕ : Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. В пословице говорится :Много леса- береги,мало леса- не губи, нет леса- посади. Кто из вас вместе со взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудиться

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу

Пейте, пейте, не жалейте –

Поливайте огород

Он ведь тоже воду пьет (Е. Благинина)

В : Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах : мастерят вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц.

Для гостей на окно- сыплет Костя пшено,

Воду льёт на блюдце- пусть они напьются

Мёрзнут лапки у синичек

Плохо им без рукавичек

Да и голодно зимой в мороз

Я им семечки принёс

Посмотрите- ка сбда,

На ладонь ко мне садятся

Греют лапки. Не боятся (О. Высоцкая

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую)

А как вы помогали природе летом ? Главная задача летом для взрослых и детей –борьба с сорняками. Не случайно говорят : Сорную траву – с поля вон

Существует много видов сорных растений, среди них – мятлик луговой,пырей ползучий и т. д.

(Показать изображения растений)

Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять, они заглушают культурные растения,посаженные на огороде,клумбах и т. д. Культурные растения,не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая

Не ленись, пораньше встань!

Если ж ты запустишь грядки

Не прополешь, не польешь –

Ни одной морковки сладкой

В огороде не найдешь (Т. Белозёров)

Любая помощь- человеку , растению или маленькому животному – приносит радость, удовлетворение, счастье. А виды этой помощи могут быть самыми разными, например,как в стихотворении А. Барто.

Мы не заметили жука

А он живой, он жив пока

Жужжит в окне, расправив крылья

И я зову на помощь маму

Там жук живой,раскройте раму.

В заключении беседы дать детям задание рассказать младшим товарищами родителям, какую помощь они могут оказать природе

БЕСЕДА : РАСТЕНИЯ ПРОСЯТ ПОМОЩИ .

РЕКОМЕНДАЦИИ : Беседу целесообразно проводить весной в уголке природы , можно привлекать к проведению специалистов. Какую роль играют растения в природе ? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зелёный наряд планеты. Это «легкие» планеты, они выделяют в воздухе кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку,снабжают людей строительным материалом, сырьем для тканей.

Давайте вместе рассмотрим репродукции картин «Демонстрировать репродукции картин художников пейзажистов» Что изображено на них? Лес, поле, луг, наша родная природа . Вам нравится эти картины? Чем? Природа – это ещё и красота , без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы,воды воздуха. Не случайно создана Красная книга природы , куда занесены и исчезнувшее, редкие находящиеся под охраной государства растения. «демонстрировать Красную книгу» Спросить у детей, почему же обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зелёному наряду планеты.

За один солнечный день, один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг. углекислого газа, а выделяет 200 кг. Кислорода

Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.

Чем грозит елям приближение Нового года. Как мы можем им помочь ? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.

Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к весенней красоте природы , за солнцем, воздухом и букетами. Придет беда к растениям- первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь , потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу, и на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.

Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке :

Цветок изменчив. То красный венчик, то синий венчик «медуница»

Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать её в букеты, любуйтесь ею в лесу.

Какие же ещё цветы можно увидеть в пробуждающем лесу

Первым вылез из землицы –на проталинке.

Он мороза не боится – хоть и маленький «подснежник»

Звучит мелодия пьесы «подснежник» П. И. Чайковского Дети слушают стихи о подснежнике

Выглянул подснежник в полутьме лесной –

Маленький разведчик, посланный весной

Пусть ещё над лесом – властвуют снега,

Пусть лежит под снегом, сонные луга

Пусть на спящей речкой – неподвижен лёд

Раз пришел разведчик – и весна придет! «Серова»

В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеют леса.

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит

Мне кажется : его задень –

Он тихо зазвенит

И этот звон услышит луг,

И птицы и цветы

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правильно своим друзьям

Кто из вас видел сон – траву? Где вы её видели? Это очень красивый и нежный цветок (показать иллюстрацию) . Прострел или сон- траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья буд-то разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.

Почему это растение называют сон- травой? Его поникшие цвета буд-то спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает. (демонстрировать цветное фото или слайд.)

Иногда присев на поляне, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно- голубая фиалка. Знай тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картинке? (демонстрация)

Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?

Расцвела черёмуха около ручья,

На апрельском солнышке- ветками шепча

Лёгкая, как облачко, белая как снег.

Радовался дереву каждый человек

Приходили девочки посидеть под ней

И могла цвести она- много много дней

Эта чья черёмуха? Да она – ничья

Белая снегурочка около ручья

Мимо тетя ехала- оглядясь вокруг

Сразу от черёмухи отломила сук

Городские школьники шли в далекий путь

Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.

Прибежали девочки – а снегурки нет

Лишь в пыли валяется вянувший букет

А была черёмуха чистая как снег

Радовался дереву каждый человек. (З. Александровна)

Так давайте не будем ломать деревья. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья,сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит вред, чтобы не было случаев подобных этому :

Ах, как я люблю природу ! – Говорил Серёжа –

Очень я люблю сирень

И рябину тоже.

И хотелось бы спросить

Тихо у Серёжи

Кто сломал в саду сирень

И рябину тоже? (Р. Сеф.)

В заключении беседы предложить детям сажать на участке цветы и кустарники и ухаживать за ними.

Беседа "Сохраним нашу природу во всей её красе"

Автор : Моисеева Наталья Валентиновна
Описание материала:
Беседа предназначена для детей 4-5 лет. Данным материалом могут воспользоваться педагоги при проведении экологических бесед. Представленную сказку могут читать детям родители, неравнодушные отношением ребёнка к окружающей природе.

Цель:
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Заложить в детях основы экологической культуры.
Развивать в детях гуманное отношение к природе.
Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о растениях. Отгадывание загадок о цветах.
Последовательность проведения беседы:
Воспитатель рассказывает детям сказку

"Необычный день цветка колокольчика"

Автор: Моисеева Н. В.
Жил на свете цветок колокольчик. Он был всегда весёлый, радовался, когда солнышко пригревало его голубые колокольчики, когда дождь поливал его и купал в чистых капельках, когда лёгкий ветерок сдувал с него пылинки, когда прилетали бабочки и играли с ним.
Однажды, на полянку, где рос колокольчик, приехали отдыхать люди. Цветок подумал, как весело я проведу сегодняшний день, дети будут любоваться мной. Колокольчик был так горд, что он выглядит прекрасно, взглянув в капельку росы, оставшуюся на соседней травинке, как в зеркало.
Он был готов к общению с людьми, как вдруг, что-то тяжелое полетело в его сторону, едва не сломав тоненький стебелёк колокольчика. Что случилось, сказал он сам себе и увидел коробку от сока, лежащую около его стебля. Цветок не мог подумать, что люди могут так плохо вести себя на природе. Прежние посетители луга никогда не сорили, убирали за собой мусор в пакет и куда-то увозили, правда куда, он не знал. Колокольчику было не понятно поведение этих людей.
Загрустивший цветок подумал, неужели эти люди не видят моей красоты? Подул ветерок, колокольчик покачался, надеясь, что всё-таки его заметят и полюбуются его красотой. Но в этот момент в его сторону опять полетели пачки от чипсов и фантики от конфет. У колокольчика не оставалось никакой надежды, он загрустил и опустил свою голубую головку низко-низко, ему было тяжело дышать.
Как, вдруг, самая маленькая девочка заметила голубой цветочек посреди горы мусора, подошла к нему, убрала весь мусор и позвала всех посмотреть на чудо цветок.
"Как же мы его раньше не заметили?"- говорили все. На что девочка ответила: " потому что вы его мусором завалили". Колокольчик, услышав такие слова, выпрямился поднял головку и увидел, что полянка снова стала прежней, где не было никакого мусора. Он был благодарен маленькой девочке и в знак уважения кивнул ей своим колокольчиком.
Все радовались, а колокольчик больше всех, ведь он даже не мог представить, чтобы могло случиться с ним не окажись той самой девочки рядом.
Обсуждение ведётся на основе вопросов:
1. Понравилась ли сказка?
2. Что в сказке понравилось больше всего?
3. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему?
4. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему?
5. Кто знает, куда люди уносят мусор в пакете?
6. Как вы ведёте себя на природе?
7. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка?
Воспитатель: :" Ребята, наша сказка со счастливым концом. спасибо, что находятся люди, которые любят природу и учат любить природу других людей. Я думаю, что вы все запомнили сказку и расскажете её своим друзьям и родителям."
Детям предлагается нарисовать цветок колокольчик.
Художественная деятельность детей.
Подведение итогов беседы проводится по вопросам:
1. Любим ли мы природу?
2. Охраняем ли природу? Как мы это делаем?
3. Как мы будем вести себя, если увидим плохое отношение к природе у других людей?
Воспитатель:" Ребята, я уверена, что вы любите природу и всегда будете её охранять."
Заучивание стихотворения

Не надо мусорить в лесу

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте-
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Автор: М. Крюков

Тема: "ЛЕС - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ"

Перечень вопросов: Лес и чистота атмосферы. Лес и состав атмосферы, его влияние на болезнетворные бактерии. Влияние леса на окружающую среду. Влияние леса на накопление органического вещества в биосфере.

При изложении темы показать биосферную роль леса, основываясь на тезисе: "Лес - самое большое скопление жизни на Земле", показать его незаменимость другими ландшафтами, обратить внимание на сокращение лесопокрытой площади Земли, на пагубность этого процесса.

Тема: "ЦЕННОСТЬ ЛЕСА"

Перечень вопросов: Стоимость полезностей леса, продуктов и сырья, заготавливаемых в лесу. Производительность и продуктивность лесов в сравнении с производительностью и продуктивностью сельскохозяйственных угодий и других ландшафтов. Значение рекреационных функций леса.

Сравнить лес с другими экосистемами, показать его место среди биогеоценозов и компонентов биосферы. Обратить внимание на превосходство лесов перед сельхозугодиями путем сравнения затрат на выращивание единицы массы органического вещества. Рассказать о так называемых невесомых полезностях леса.

Тема: "ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ ЛЕСА"

Перечень вопросов: Антропогенные факторы, влияющие на сокращение лесопокрытой площади Земли. Влияние сокращения лесопокрытой площади на лесосырьевой баланс, на изменение ареала и численности лесных зверей и птиц, на микроклимат, биологические и энергетические процессы в биосфере. Лес как компонент, через который осуществляется энергетическая связь с космосом, с Солнцем. Динамика лесопокрытой площади на Земле в границах региона, лесхоза или другого лесохозяйственного подразделения и её последствия.

Главная задача при изложении темы-показать пагубность сокращения лесных площадей для биосферы и жизни на Земле. Обратить внимание на то, что за последние столетия, вследствие перевода лесных земель в другие виды землепользования, лесных пожаров, сплошных рубок главного пользования, лесопокрытая площадь Земли сократилась на две трети.

Тема: "ЛЕС И УРОЖАЙ"

Перечень вопросов: Климаторегулирующие, ветрозащитные, водорегулирующие, почвозащитные функции леса. Влияние задымленности вследствие лесных пожаров на важнейшие функции леса, на сроки созревания и урожайность сельхозкультур.

Основное внимание уделить благотворному влиянию лесистости на стабильность урожая сельхозкультур, на продуктивность сельскохозяйственных животных. Привести примеры повышения урожая путем создания полезащитных лесных полос.

Тема: "ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ В СГОРЕВШЕМ ЛЕСУ?"

Перечень вопросов: Важнейшие составляющие полезностей леса. Весомые и невесомые полезности леса. Санитарно-гигиенические и рекреационные функции леса. Утрата лесом полезных функций в результате лесных пожаров. Основная цель - показать многообразие полезностей, свойственных только лесу, и условность их деления на весомые и невесомые. В качестве примера привести продуктивность сосняков по древесине и живице (весомые полезности) и санитарно-гигиеническое воздействие на территорию (невесомые полезности). Показать, что в результате лесного пожара, особенно верхового, на многие десятки лет, а нередко и навсегда, перестают проявляться полезные свойства и функции леса.

Тема: "СОВЕТЫ СБОРЩИКАМ ГРИБОВ, ЯГОД, ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ДРУГИХ РАСТЕНИЙ В ЛЕСУ"

Перечень вопросов: Смысл понятия "побочное лесопользование". Важнейшие сведения о местных видах лесных грибов, ягод, лекарственных растениях, цветах. Правила рационального (щадящего) сбора даров леса.

Основная цель - показать, что лес не только источник древесины, но и многих других полезностей, в частности пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья. Обратить внимание на длительность роста и достижения возраста продуктивной зрелости, на быструю истощимость недревесного сырья при неумеренной, неправильной эксплуатации, привести на местном материале примеры сокращения ареала, обилия и урожайности отдельных видов растений из-за лесных пожаров и нарушения правил побочного пользования в лесу. "

Тема: "НА ТУРИСТСКОЙ ТРОПЕ"

Перечень вопросов: Общие сведения о туризме на территории административного района, лесхоза. Интенсивность рекреационной нагрузки на единицу лесной площади. Примеры нарушения туристами правил пожарной безопасности в лесу и причиненного ущерба. Комментарий к Правилам пожарной безопасности в лесах РФ. Рекомендуется дать краткую характеристику достоинств лесов на территории района, показать распределение нагрузки по территории, месяцам, дням недели (человек, автомашин на одну тысячу гектаров). Перечислить наиболее распространенные виды туризма - однодневный, многодневный, конный, пеший, на автотранспорте, организованный. На конкретных примерах продемонстрировать нарушение туристами и отдыхающими правил пожарной безопасности. В лесу. Особо остановиться на тех нарушениях, которые повлекли за собой лесные пожары. Привести и прокомментировать выдержки из Правил пожарной безопасности в лесах РФ. Показать непривлекательность лесных гарей для туристов и отдыхающих.

Тема: "ЛЕС - КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ"

Перечень вопросов: Кедр - важнейшая древесная порода. Кедровые леса - место обитания соболя, медведя, лося и других зверей и пернатой дичи. Водоохранная и почвозащитная роль кедровых лесов. Пищевые и целебные достоинства кедровых орехов. Ценность древесины кедра. Повреждаемость и гибель кедровых лесов в результате лесных пожаров, затрудненность и длительность возобновления кедровников.

По такой же схеме может быть разработан материал о сосновых, елово-пихтовых и других лесах.

В материалах на аналогичные темы необходимо стремиться показать незаменимость леса - источника только ему свойственных полезностей, утрачиваемых в результате лесных пожаров.

Тема: "ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ ПРИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ"

Перечень вопросов: Классификация лесных пожаров. Скорость распространения горения при лесных пожарах. Опасные факторы лесных пожаров. Меры безопасности в районах лесных пожаров.

Основная цель данной темы - ознакомить граждан, работающих в лесу, а также привлекаемых на тушение, с разновидностями лесных пожаров, скоростями распространения горения, с опасными факторами лесных пожаров, с правилами техники безопасности и мерами предотвращения несчастных случаев.

В своем большинстве лесные пожары сопровождаются интенсивным выделением тепловой энергии, газообразных веществ, дыма, влияют на прозрачность атмосферы, воздушные потоки в зоне их действия. Отрицательные последствия лесных пожаров, особенно крупных, колоссальны и проявляются в течение десятилетий. Всё это даёт основание считать крупные лесные пожары подлинным бедствием.