Министерство образования и науки РБ

ГБОУ СПО «Гусиноозерский энергетический техникум»

Учебно-методическая документация

2.6. Воспитательная работа

СК-УМД-МР-2.6.-15

Методическая разработка классного часа


Рассмотрено на заседании МО

Классных руководителей

Протокол №_______________

«___»_______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

«___»_______________20__г.

____ __ ____ Т.П. Мохонько

подпись И.О. Фамилия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

« УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЩАТЬСЯ»

(ситуативный практикум по культуре общения)

Гусиноозерск, 2015 г.

Цели:

Развитие культуры общения, коммуникативных на­выков учащихся.

Воспитание этических норм бесконфликтного об­щения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Оборудование. Если есть возможность, то подготовить на каждого учащегося тексты извлечений из книг и текста «Конфликт без насилия», листы, бумаги и ручки.

Ход классного часа.

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Правила, которых следует придерживаться в разгово­ре:

Необходимо вести разговор вежливо и ровным го­лосом;

Должно быть желание разговаривать;

Следует смотреть в глаза собеседнику;

Морщить лоб и нос;

Не надо перебивать или прерывать собеседника;

Не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

Не следует излишне усложнять свою речь, исполь­зуя иностранные слова или научные термины;

Старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

Возникновение разногласий; возрастание напря­женности в отношениях;

Осознание ситуации как конфликтной хотя бы од­ним из ее участников;

Собственно конфликтное взаимодействие, исполь­зование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

Исход (разрешение) конфликта. Разрешением кон­фликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных
отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом раз­ногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную при­чину конфликта.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши инте­ресы - это то, что побудило нас принять данное реше­ние. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конф­ликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на ме­сто оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициа­тору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тя­готит человека, доставляет ему беспокойство и неудоб­ство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь со­кратить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдер­жки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учи­тывайте состояние и индивидуальные особенности учас­тников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При об­суждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

Партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб­ственный промах;

Поведение партнера диктуется исключительно так­тическими соображениями;

Партнер укрывается за «производственной необхо­димостью»;

Партнер настаивает на признании его власти;

Используются самые уязвимые места партнера;

Припоминаются старые обиды;

В конце концов выявляются победитель и побеж­денный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собесед­никами:

Отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, на­ружность говорящего, его голос или произношение;

Высокая скорость умственной деятельности. Мы ду­маем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому ког­да кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени
свободен и отвлекается от речи говорящего;

Антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что гово­рит другой;

Избирательность внимания. С детских лет мы при­выкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать
все была бы непосильным занятием. В порядке самоза­щиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то од­ном;

Потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формули­рованием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» ты согласен?

Задание 2. Приходилось ли тебе в какой либо жизнен­ной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?

Такт - это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его - уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

Бестактным считается:

Своим поведением обращать на себя внимание в не­которых общественных местах (в музее, театре, библио­теке и т. п.);

Говорить в публичном месте о личных делах своих близких (друзей, родственников и др.);

Навязывать свои вкусы и представления.
Задание. Дополните своими предложениями понятие:

«бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точ­ку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре - это из­бегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их
можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зре­ния другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не гово­рите человеку резко, что он не прав, особенно при лю­дях. В таких условиях человеку трудно согласиться с
вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уве­рены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со сло­вами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах».
Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и ре­шительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со сторо­ны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите,

Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последователь­ным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными прави­лами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекоменда­ции по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдавать­ся обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологи­ческой и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное ува­жение.

Участники переговоров должны стремиться пре­вратить скрытую часть конфликтной ситуации в откры­тую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг дру­га и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склон­ность к компромиссу. Особое значение имеет заключитель­ная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны
быть предприняты усилия по окончательному устране­нию противоречий интересов, целей, установок, ликви­дирована социально-психологическая напряженность и
прекращена любая борьба.

Задание. Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?» Задание:

Какие способы приветствия вы знаете?

Отличаются ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

Вы выбираете данный способ приветствия со зна­комыми только по возрастным признакам или по лич­ностным качествам этого человека?

Примите к сведению приведенную ниже информа­цию.

«Почему люди здороваются за руку?» Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены при­поднимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было при­нято... тереться носами или даже исполнять особый та­нец. Однако одно только рукопожатие пережило все вре­мена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружес­кий жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы пока­зывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожа­тием, люди убеждались в том, что в руке другого действи­тельно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку - ладонь должна быть открытой.

От очень древних времен дошло до нас и стойкое преду­беждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет

внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришед­шего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет - обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.

1.Являются ли постоянные споры с друзьями проявле­нием свободы вашего выбора?

А. да, являются; Б. нет, не являются;

В. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей; В. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым пра­вилам?

А. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

В. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции; В. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?
А. жить по правилам неинтересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

В. считает, что соблюдение правил - это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?
А. грубость; Б. слабохарактерность;

В. эгоизм; Г. доброта;

Д. ответственность; Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?
А. да; Б. нет; В. всегда.

8. К какому понятию относится определение «состоя­ние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

А. конфликт; Б. ссора; В. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1.б; 2.а; З.а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.

Шуточная ситуация 7. «Поможет ли тебе при общении юмор?»

Тест «Можешь ли ты красиво выступить у доски?»

Учеба - не такое уж интересное занятие. Но в твоих силах сделать так, чтобы каждый твой выход к доске стал запоминающимся событием и для тебя, и для твоих одно­курсников, и для преподавателя (а ведь у ваших педагогов еще меньше возможностей для развлечений, чем у вас).

Не ограничивайся просто ответом на вопрос (хотя не­которые и это сделать не могут), а дополни свое выступ­ление у доски... Как? Ну, как умеешь.

Мысленно или на бумаге поставь себе 2 очка за опти­мистический ответ, 1 очко - положительный ответ, 0 оч­ков - за отрицательный ответ на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты смешные анекдоты?
Много знаю!

Знаю, но в аудитории такие рассказывать нельзя.

Не знаю, я отличник.

2. Знаешь ли ты наизусть хоть одну песню?
Да, много знаю!

Знаю, но слова все время пугаю.

Пытался выучить, но пока не смог.

3. Умеешь ли ты танцевать какие-нибудь экзотичес­кие танцы, например, брейк, мазурку, вприсядку, малень­ких лебедей, танец племени людоедов мамбу-хрямбу?

Умею!

Нет, пока не умею.

Умею только детсадовские танцы.

4. Умеешь ли ты стоять на голове?
Могу и на голове, и на других частях тела.
Могу, но только на чужой голове.

Я и на ногах-то пока с трудом стою.

5. Можешь ли ты кончиком языка достать до носа?
В два счета!

Только до чужого носа.

Пока нет, но уже начал тренировки.

6. Можешь ли ты показать какой-нибудь фокус?
Запросто!

Могу «распилить» преподавателя (номер исполняет­ся только один раз).

Не знаю, не пробовал.

Подведем итоги. Если ты набрал(а):

10-12 очков. Ты веселый молодой человек (девуш­ка)! Юмор помогает тебе не только в учебе, но и в обще­нии.

6-9 очков. Ты можешь порадовать своих однокурс­ников и не упускай этого шанса!

1-5 очков. Неужели ты такой скучный человек?
Как же тогда с тобой общаются твои однокурсники?

Выучи наизусть хотя бы один из студенческих анекдо­тов и в удобное время расскажи его товарищам. Может, это поможет...

Мини-итоги. Классный руководитель подводит итоги всех рассуждений учащихся.

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Пгт. Новобурейский»

ЗАНЯТИЕ

«Умеешь ли ты общаться»

Подготовила:

Воспитатель I квалификационной категории

Понуровская В. И.

пгт. Новобурейский

2017 г.

«Умеешь ли ты общаться»

Цели: Коррекция общения со сверстниками и взрослыми; психоэмоционального состояния; развитие навыков общения.

Задачи: Формирование представлений о культуре общения. Способствовать овладению правил и приёмов общения.

Методы: Диалог с элементами тренинга, сюжетная игра, тестирование.

Материал: Раздаточный материал, план-конспект, цветные карандаши.

1) Воспитатель: Тема нашего занятия: «Умеешь ли ты общаться»

Как вы уже догадались, речь у нас сегодня пойдёт – об общении.

Что же такое общение? (Ответы детей )

СЛОВАРЬ

Что значит общение? (Контакт, беседа, встреча, разговоры, обмен информацией)

(Обобщение воспитателем )

ОБЩЕНИЕ – это установление контактов между людьми, как членами общества.

Воспитатель: Единственная, настоящая роскошь в мире, это роскошь человеческого общения. Человек существует и развивается в обществе. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Если бы не было общения мы не стали бы теми, кто мы есть...

Воспитатель: В конце занятия вы должны будете ответить на два вопроса:

Можете ли вы обойтись без других людей?

Смогут ли другие люди обойтись без вас?

2) Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить тест – тренинг «Мой круг общения»

«Мой круг общения»

Каждому воспитаннику выдается лист, на котором изображен круг; цветные карандаши. Необходимо с помощью разных цветов определить круг своего общения.

(Вопрос к детям )

Проводится анализ теста и определяется небольшой круг общения.

Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга?

Почему с одними людьми вы общаетесь больше, а с другими меньше?

3. Тест

Ребята, я предлагаю вам опредеелить, что мешает общению людей? А что помогает?

(Каждый получает карточки с тестом, где перечислены различные качества человека )

Задание: Знаками + или – отметить качества, которые помогают и мешают общению.

(Спросить 1 – 2 ребят )

Трудно было работать с тестом?

В чём были трудности?

4. Назовём основные правила общения.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: Надо уметь слушать собеседника.

Упражнение: «Передача информации» Просьба ко всем слушать внимательно.

Сейчас вы все покинете комнату, останется один человек, ему я скажу текст, затем я приглашу в комнату второго человека и первый перескажет ему текст, который только, что прослушал. Затем, третьего, второй расскажет ему, что рассказал первый. Затем я позову следующего и так пока все ученики не окажутся в комнате.

Текст: У меня есть друг Борька, он любит рисовать на день рождения я подарил ему краски, он нарисовал красивую открытку своей маме.

Обсуждение:

За счет чего произошло искажение информации?

Что своего каждый внес в рассказ?

Почему воспитатель ни чего не понял?

Вывод: Собеседники должны слушать внимательно друг друга. Их речь должна быть понятной.

5. ВТОРОЕ ПРАВИЛО: Правильно использовать интонацию.

Упражнение: «Интонация»

Воспитатель: Вы помните выражение, что часто бывает важным не то, что сказано, но то как сказано, т.е. надо уметь владеть интонацией. Сейчас проверим на сколько развито это умение у вас. (Карточки у каждого ребенка с предложением, которое нужно сказать с разной интонацией )

Обсуждение:

Трудно было выполнить задание?

В чём были трудности?

6. ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: При общении необходимо учитывать возраст собеседника.

Дети делятся на две группы. Одна группа готовит словесное поздравление для сверстника, другая для взрослого человека.

Вывод: При общении со взрослыми нельзя использовать развязный тон, без тактичность, обязательно общаться на Вы.

Другие люди, смогут обойтись если: (не умеют общаться, плохо ведут себя в обществе, обижают других, без таких людей можно обойтись)

7. Ребята, а сейчас предлагаю Вам ответить на вопросы, которые были заданы в начале занятия.

Обобщим ваши ответы памяткой (дети раздают памятки)

Читают

Предлагаю, подарить памятки своим друзьям из других классов.

ПАМЯТКА

  • Уважай собеседника
  • Будь тактичен
  • Не унижай собеседника
  • Будь внимателен к собеседнику
  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивая его
  • Стремись к взаимопониманию

8. Продолжите мои предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно…

Наше занятие хочу закончить словами кота Леопольда из песни: «Ребята, давайте жить дружно!»

Спасибо за внимание.

Ткачева Татьяна
Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»

Цель: развитие коммуникативных способностей педагогов.

Задачи: - с помощью тестов помочь педагогам разобраться, кто они есть?

Какова направленность их личности в общении;

Развивать умение изменять эмоциональную атмосферу.

1. Разминка «Привет».

Участники стали в круг, взялись за руки, придумали себе образ, отвечая на вопрос «Кто Вы?» (цветок, животное, предмет, состояние души). Смотрим друг другу в глаза, говорим привет, называя друг друга по образу.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай.

3. Дерево цели и пожеланий.

Что Вы ждете от этого тренинга? Какие пожелания на будущее? Эти вопросы участники пишут на листочках и располагают на дереве, нарисованном на полу (корни, ствол, ветви).

4. Тест «Кто Вы?»

(И Панарин, «Игры в самих себя» стр. 50-52)

Выберите одну из понравившихся фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Каждая фигура может многое рассказать о человеке, который ее выбрал.

Квадрат. Человеку, выбравшему квадрат, присуще трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают «квадрата» высококлассным специалистом в своей области. Он любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «квадрата» - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому, лучшие качества «прямоугольника» - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность «треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает «треугольника» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. «Круг» ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у «круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество,. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится «зигзагам». Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! «Зигзаги» - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

5. Тест «Направленность личности в общении» (НЛО).

Методика направлена на изучение направленности личности в общении, т. е. совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, включающих представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении.

Представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выбирайте тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как будет происходить это общение. Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «плохих» ответов – важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отвечать следует строго в порядке предъявления предложений, возвращаться к «ответам» после ознакомления с последующими фразами нельзя. Римскими цифрами обозначьте номер вопроса, а арабскими – вариант ответа.

I. Я обычно начинаю общение …

1. с улыбки и искренней доброжелательности;

2. с высказывания своей точки зрения, своих требований;

3. когда мне это выгодно;

4. чем я могу помочь собеседнику;

5. когда собеседник сделает первый шаг;

6. как получится.

II. Мне нравится такое общение …

1. которое мне не мешает;

2. если оно происходит без противоречий и мне все ясно;

3. когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;

4. в котором я получаю то, что мне надо;

5. которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;

6. если каждый высказывает свою мысль, и мы открываем что-то новое.

III. Если собеседник перестает меня слушать …

1. виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спрашиваю – чем я могу помочь?

2. пусть он сам говорит;

3. продолжаю говорить;

4. очень важно вместе понять – почему;

5. я обижаюсь и высказываю ему мое возмущение;

6. значит, он что-то задумывает против меня.

IV. Если в общении назревает конфликт …

1. то мои действия зависят от силы соперника;

2. надо твердо стоять на своем;

3. важно понять его причины и действовать сообща и корректно;

4. ну и пусть назревает;

5. обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;

6. сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.

V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос …

1. стараюсь понять, почему и действую соответственно;

2. это не важно, не буду приставать;

3. я замолкаю, теряюсь;

4. я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;

5. значит ему плохо;

6. значит, я нащупала его слабое место.

VI. Если собеседник меня перебивает …

1. если что-то дельное – пусть;

2. я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать свою мысль;

3. я делаю ему замечание один раз, потом обижаюсь;

4. замолкаю и слушаю;

5. значит у него плохие нервы, надо учесть;

6. значит, я долго говорю, а у человека что-то важное.

VII. В конце разговора …

1. мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о следующей встрече;

2. я испытываю удовлетворение, если меня поняли;

3. я говорю о приятной беседе и делаю выводы про себя;

4. собеседник должен остаться довольным разговором;

5. собеседник подводит итоги;

6. подбивается результат.

I II III IV V VI VII

1 – Д 1 – И 1 – АЛ 1 – М 1 – Д 1 – И 1 – Д

2 – АВ 2 – К 2 – К 2 – АВ 2 – И 2 – Д 2 – АВ

3 – М 3 – АЛ 3 – И 3 – Д 3 – К 3 – АВ 3 – М

4 – АЛ 4 – М 4 – Д 4 – И 4 – АВ 4 – К 4 – АЛ

5 – К 5 – АВ 5 – АВ 5 – К 5 – АЛ 5 – М 5 – К

6 - И 6 - Д 6 - М 6 - АЛ 6 - М 6 - АЛ 6 – И

Д – НЛО - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

АВ – НЛО – ориентация на доминировании в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение» - функционирование, коммуникативная ригидность.

М – НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять, «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытостью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.

АЛ – НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

К – НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое согласие (уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желание быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминированные ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как такового.

6. Игра «Эмоциональная атмосфера».

(Игры: обучение, тренинг, досуг).

Сядьте в круг. Посидите немного молча и посмотрите на других участников. Подумайте, что в них вызывает у Вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь другие приятные эмоции? Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для Вас в данный момент. Например, кого-то может привести в комфортное состояние уютный вид домашних тапочек на ногах одной из участниц, другому становится радостно при виде загадочной улыбки, блуждающей на лице соседа, третий наполняется ощущением легкости, глядя на пушистый свитер своего соседа, и т. п. Пожалуйста…

Ну а сейчас, по очереди выскажите свои симпатии тем, кто у Вас их вызвал. Пожалуйста…

Спасибо! Если Вы чувствуете, как поднялся уровень положительных эмоций, светлых энергий в группе после этих признаний, то, значит, наша цель достигнута: мы взяли верный тон. Спасибо!

7. Дерево цели и пожеланий.

Участники перекладывают свои пожелания и предложения, написанные на листочках, на дереве цели и пожеланий. Если они получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек помещают вверху на ветвях.

Если наполовину, то – на стволе. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева.

(следующий тренинг психолог готовит с учетом пожеланий, которые остались неудовлетворенными).

8. Общение за чашечкой чая .

От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс