Русский язык входит в десятку самых распространенных в мире языков. Им пользуются как языком межнационального общения. Например, когда встречаются украинец и казах, они не знают родных языков друг друга. И общаться им помогает русский язык как широко распространенный и всем знакомый.

Поэтому можно говорить о том, то русский, наряду с английским, испанским, португальским, китайским и прочими «сверхязыками» - это язык мира. Им в мире владеют сотни миллионов людей. Ведь сейчас без языков межнационального общения в нашем мире никуда. Образованным на нашей планете считается человек, что знает не только лиш свій родной язык, а и какой-нибудь иностранный.

Как и другие мировые языки, русский передает нам сокровища культуры. Это не только русская культура, но и мировая в целом. Не буду утверждать этого голословно и приведу примеры.

Как только в мире выходит книга-бестселлер, ее в числе прочих языков тут же переводят на русский. То же самое происходит и в кинематографе. Русскоязычное телевидение, сайты и газеты одними из первых подхватывают новости и больших научных открытиях и широко распространяют их среди нас. Это еще одно доказательство того, что русский – язык мира. Язык мировой культуры, мировой науки и мирового искусства.

03.09.2011

3 сентября в Белом зале мэрии Москвы состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международного Пушкинского конкурса для учителей стран ближнего зарубежья. В этом году конкурс прошёл уже в одиннадцатый раз. Он организован столичной мэрией совместно с «Российской газетой» при поддержке МИДа России и фонда «Русский мир».

Премия учреждена в 2000 году, чтобы поддержать наиболее энергичных и неравнодушных преподавателей-русистов на постсоветском пространстве. Однако с этого года конкурс расширился и за пределы ближнего зарубежья: среди номинантов были представители Болгарии и Италии, в будущем планируется привлечь к участию преподавателей и из других стран, в первую очередь, Германии и Израиля.

Почти 200 учителей приняли участие в конкурсе, и 6 июня, в день рождения Пушкина, жюри по традиции огласило имена лауреатов. 50 победителей были приглашены в столицу и награждены денежной премией. Но для многих, по их собственному признанию, прекрасным подарком стала сама поездка в Москву.


Для участия в конкурсе нужно немногое - быть учителем русского языка и литературы и написать творческое эссе. Темы выбираются проблемные. В прошлые годы авторы должны были порассуждать, зачем нужно учить русский ученикам в их стране, нужен ли русский язык компьютерному поколению и т.д. В этом году учителям было предложено ответить на вопрос: «20 лет без Союза. Нужно ли учить дружбе народов?».

Отвечал кто как умел, в силу своего понимания проблемы, специфики своей страны. Один из лауреатов, молодой рижский преподаватель, в эссе «Классный лимон» поделился историей из собственного опыта. Учитель предложил своим ученикам из младшего класса вырастить лимонное дерево и добиться, чтобы оно принесло плоды. Наградой должна была стать дальняя экскурсия. Поначалу дети прилежно поливали деревце, однако плодов всё не было, тогда кто-то принёс в класс искусственный лимон и прикрепил его к дереву, надеясь, что небольшой обман приблизит обещанную награду. Эта история, считает автор, хорошо иллюстрирует отношение и многих взрослых к проблеме толерантности, национальной терпимости. Они тоже хотят поскорее продемонстрировать какой-то плод, не важно какой, и выдать его за настоящий, вместо того, чтобы упорно трудиться. Научить дружбе на одном уроке, в течение школьного курса, конечно, нельзя, тем не менее стремиться к этому всё-таки нужно.


Во многих эссе прозвучала мысль о том, что дружбе научить невозможно, тем более не получится дружить «оптом», по указке, точнее, по указу или закону. Сходство идей смущать не должно - у учителей русского языка, пусть живущих в разных странах, взгляды похожи, а может быть, и идут «в русисты» люди определённого склада. «Все учителя русского языка друг на друга похожи», - заметила на церемонии известный филолог, автор книги «Говорим по-русски» Марина Королёва.

Дружба - вещь тонкая, даже интимная, она живёт только при личном общении, в небольших компаниях. И вот тут роль русского языка как языка межнационального общения огромна. Без общего языка нет и близости, нет дружбы.

«От дружбы ещё никто не умирал», - процитировала одного из лауреатов председатель оргкомитета конкурса, заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова, открывая встречу.

Лейтмотивом встречи стал всё же вопрос о статусе русского языка. Заместитель московского мэра Людмила Швецова напомнила о том, что русский язык - родной или понятен для 350 миллионов человек. Хотя невозможно не принимать во внимание политических реалий - на постсоветском пространстве теперь существует множество независимых государств со своими национальными государственными языками, тем не менее у многих граждан этих стран остаются и юридические, и сущностные, по определению Швецовой, права: право на науку, искусство, да и просто на общение - на русском языке. Кстати, «в свои права» русский язык вступил в минувшие выходные и в столице - по инициативе мэрии в нынешний День города в Москве решили возродить традицию публичного чтения стихов.

А о том, кто стоял у истоков утверждения русского языка, рассказал на церемонии награждения лауреатов президент Института русского языка им. Пушкина Виталий Костомаров. Он напомнил, что именно Ломоносов (в год 300-летия учёного конкурс был посвящён и его имени) опубликовал первую российскую грамматику, тем самым введя разговорный русский язык в круг «цивилизованных языков».

Сейчас русский во многом восстанавливает потерянные в 90-е позиции, возвращаясь в круг востребованных языков. Об этом напомнил Вячеслав Никонов, исполнительный директор фонда «Русский мир», который является коспонсором конкурса. По его словам, «в 90-е русский язык был наказан». Во многих странах его преподавание катастрофически сократилось - к примеру, в Болгарии (лауреаты из которой в этом году также приехали в Москву) в какой-то период он стал 14-м по количеству изучающих. Сейчас он в Болгарии второй (после английского). Русский вновь изучают в самых разных странах - в школах Монголии и Польши, в той же Болгарии. Активно борется за права нашего языка и русская диаспора. Примечательный факт (также приведённый Вячеславом Никоновым): во время последних голосований в Нью-Йорке по настоянию членов русской общины бюллетени были отпечатаны и на русском языке.

В каких-то странах восстановление русского языка - процесс стихийный или, наоборот, поддерживается правительством. Но где-то власти этому по-прежнему препятствуют. Именно поэтому не в одном выступлении прозвучали слова о важности официального статуса для русского языка в тех странах, где есть значительное количество русскоговорящих. Кстати, именно этой теме будет посвящена Всемирная конференция соотечественников, проживающих за рубежом, которая состоится в конце этого года в Москве. В конечном счёте, речь идёт о правах тех десятков миллионов соотечественников, которые живут за пределами России. Учителя-русисты - лишь небольшая их часть, но они имеют особую силу. Пушкинский конкурс сегодня - это 550 лауреатов, тысячи участников. Казалось бы, немного для всего бывшего Союза. Но за каждым из них - сотни учеников, научившихся говорить и читать по-русски, знакомых с русской литературой - и это не так уж и мало.

Борис Серов

Cлайд 1

Урок русского языка в 6 классе по теме: Учитель русского языка и литературы: Сагирова Н.Н.

Cлайд 2

Текут две речки в сердце, не мелея. Становятся единою рекой. Забыв родной язык, я онемею, Утратив русский, стану я глухой. Т. Зумакулова

Cлайд 3

ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг. ЯЗЫК. . Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. Литературный язык - высшая форма общенародного языка.

Cлайд 4

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! И.С.Тургенев Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. К.Г.Паустовский Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... А.Куприн Быть языку - земле родимой быть. Р.Гарипов И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. А.Ахматова Язык и слова - ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно. А.Перес... Богатство языка есть богатство мыслей. М.Карамзин Изучать родной язык необходимо... чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей. Н.Г.Чернышевский Умейте же беречь... наш дар бесценный – речь И.Бунин

Cлайд 5

РОДНОЙ ЯЗЫК Родной язык, святой язык. Отца и матери язык! Как ты прекрасен! Целый мир В твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, тебя Мне в песне открывала мать. А сказки бабушки потом Я научился понимать. Родной язык, родной язык. С тобою смело шел я вдаль. Ты радость возвышал мою. Ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем Я в первый раз молил творца: «О, боже, мать мою прости, Прости меня, прости отца». Г. Тукай

Cлайд 6

Расставьте ударения в словах: Начать, углубить, премировать, позвонить, два шага, договор, квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, фитиль, лавровый, коротковолновый, взбешенный, занятой (человек), занятый (делом); брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены.

Cлайд 7

Подберите к данным русским пословицам эквиваленты на родном языке: 1. Язык разум открывает. 2. Язык языку весть подает. 3. Язык до Киева доведет. 4. Язык мой - враг мой: прежде ума говорит. 5. Говорит красиво, да слушать тоскливо.

Cлайд 8

Подберите к словам синонимы: Добрый Любимый Красивый Подобрать антонимы: Друг- Счастье- Любовь- Запишите их.

Cлайд 9

Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям: Дальний родственник - седьмая вода на киселе. Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло. Очень умный - семи пядей во лбу. Оказаться в глупом положении - сесть в лужу. Ничем не проймешь - как с гуся вода. Все нипочем, ничто не страшно - море по колено. Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул. Очень мало - как кот наплакал. Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано. Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды. Трудное начало - лиха беда начало.

Президент РФ В. Путин, выступая перед представителями СМИ, сказал: «В начале было Слово», - подчеркивая, что в триединстве духовности, культуры, образования - возрождение государства. Велико значение слова и языка. Могучий язык - это великое наследство, которое может сделать сильным и человека, и государство. Это обеспечение духовной безопасности общества, от которой зависит и формирование будущего народов нашей страны, и обеспечение устойчивого развития государства в информационную эпоху, т. е. судьба каждого гражданина и Отечества в целом. «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма. Это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете», - говорил Президент РФ В. Путин.
Несомненно, одним из национальных достоинств любого народа является родной язык, родная литература. Мой родной язык - русский. И именно русский язык стал вторым родным языком для сотен миллионов людей на планете и так же является родным языком для миллионов людей в мире.
О нем так много достойных слов сказали великие писатели и поэты мира. Но время у нас особенное, и о значении русского языка нужно говорить особенно, например так, как сказал Ф. Достоевский «Язык - синоним безопасности». В настоящее время во всем мире начинает вводиться в практику понятие «языковая безопасность». В это понятие входит и защита традиционного строя, и состава языка, и выработка новых конкурентоспособных форм языка и речи. Великий ученый, поэт, основоположник русского научного языкознания, создавший основы русской научной грамматики и терминологии, М. Ломоносов, о котором А. Пушкин сказал: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», писал о русском языке: «Повелитель многих языков, язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством о довольствием велик перед всеми в Европе». М. Ломоносов завещал современникам и потомкам: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падает и с вашею». Глубокое понимание страны и народа могло породить высказывание, основанное на мужестве, чувстве собственного достоинства и твердой вере в народ, любви к Отечеству. Это завещание, сделанное в ту пору, когда российская наука только вкусила от плода западноевропейского просвещения, многим казалось дерзким. Но если народ не будет опираться на собственные духовные ресурсы, никакое учение не пойдет впрок и приведет это учение к духовному, а затем и политическому и физическому рабству.

Сколько раз история подтверждала это. Когда Россия говорила на французском языке, началась Отечественная война 1812 года, одержимый идеей мирового господства император Наполеон Бонапарт собрал армию в 640000 человек при 1400 орудиях, без объявления войны французская армия в ночь на 12 (24) июня 1812 года напала на Россию. Когда мы изучали немецкий язык, 22 июня 1941 года без предъявления претензий к Советскому Союзу, без объявления войны вооруженные силы фашистской Германии и ее сателлиты вероломно вторглись в пределы СССР. Началась Великая Отечественная война…
Сейчас мы большое внимание уделяем английскому языку. На английском языке в европейском парламенте говорит президент Украины, широко улыбаясь, в то время, когда на земле Украины народ гибнет в братоубийственной войне, когда 50 000 человек - беззащитные дети, старики, женщины погибли, миллионы остались без крова, без средств существования, вынуждены бежать с родной земли, бросив все.
На английском молвит «мова».
Люди гибнут. Что ж такого?
Люди остались без крова:
На английском молвит «мова».
Но нельзя там жить иначе,
Вашингтон ставит задачи.
И стараются магнаты:
Земля нужна базам НАТО.
Народам беда - война,
А кому-то - мать родна.

«Истинная любовь к стране немыслима без любви к своему языку», - говорил К. Паустовский.
Особая роль принадлежит русскому языку и литературе, дисциплинам, отражающим самосознание народа. Как не вспомнить наказ И. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». Курс литературы в школе всегда играл важную роль в формировании любви к Родине, ее историческому прошлому и настоящему. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к значительному сокращению количества часов, отведенных на изучение литературы. И неудивительно, что у многих учителей литературы вызывает недоумение резкое увеличение учебных часов на изучение иностранных языков. На первый взгляд: благое дело, мы хотим быть конкурентоспособными в век глобализации. Но в какой еще стране иностранному языку отдается предпочтение, а родной язык считается ущербным? При сокращении часов в школьной программе все же увеличивается количество изучаемых произведений, достойных изучения, равновеликих, неповторимых, учителя, как могут, используют активные методы и формы обучения. Но интеллект, душа ребенка - не трамвай, куда могут втиснуться давящие друг друга пассажиры. Не потому ли лишь 10% выпускников наших школ можно считать абсолютно здоровыми, что мы забыли о животворной силе литературы, что многие выпускники школ на вопрос о любимом произведении могут выговорить только: «Муму». И не потому, что знают произведение, а потому что выговорить другого слова в условиях, когда ненормативная лексика давно стала нормативной речью, не могут. Будущее поколение отлучается от культуры родного слова. Русский язык - это дело не только лингвистов. Президент В. Путин отмечал в послании к Федеральному Собранию РФ: «...русский язык - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения». Об этом много сказано и написано писателями и поэтами разных стран. Приведу несколько примеров.

Сабир Абдула
Учите русский
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй ее и мил, -
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах и точность без затей...
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей.


Кубаныч Акаев

Я - киргиз.
Древних гор старожил,
Здесь я вырос и песни сложил.
Здесь я крылья души распростер,
Как зарю над просторами гор.
Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблен.
Пред лицом всего мира горжусь
Языком твоим, славная Русь.

Раиса Ахматова

Я вспоминаю дивный вечер снова:
Аул, Аргун шумит невдалеке...
И мама говорит стихи Ершова
Мне на волшебном русском языке.

Али Бободжан

Клич дружбы
Где русские услышишь ты слова:
Запомни: шлет тебе привет Москва.
Как родной язык близок и могуч,
Счастья нашего он надежный ключ.

Павел Боцу
Русский язык
Язык великий, колокол братанья,
В тебе живут другие языки,
Других народов песни и преданья
Несут к твоим глубинам родники.


Расул Гамзатов

Родился я в горах, где по ущелью
Летит река в стремительном броске,
Где песни над моею колыбелью
Мать пела на аварском языке.

Люблю язык тех песен колыбельных,
И сказок тех, что в детстве слышал я,
Но рассказал о далях беспредельных
И всех сограждан отдал мне в друзья
Другой язык...
И сердцем всем, сын горца, я привык
Считать родным великий тот язык.

Иосиф Гришашвили
Овладей русской речью,
Грузинским языком
владеешь ты, малыш,
А с русским как дела?
Неважно, говоришь?
Тебе добра хочу, ты мне поверь.
Не завтра, не потом -
учись ему теперь!
Тебе и мне он близкий и родной.
В нем столько музыки
и столько красоты.
Всем сердцем, всей душой
его полюбишь ты.
Мы братским языком его зовем.
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.

Мирварид Дильбази
Кто русский не познал,
кто русский не учил,
Дорогу сам себе
к сокровищам закрыл.

Максим Танк.
Русское слово
Ты дружбы, свободы и счастья глашатай,
Ты светлая на горизонте зарница,
Из сердца живого родник твой струится,
Прозрачное русское слово.
Народы и страны с тобой породнились.
Ты песней крылатой взлетело над светом,
Повсюду тебя принимают с приветом,
Великое русское слово!

Павло Тычина
Рядом льется наша «мова»
С русской Волгой речевой.
Эта «мова» - черноброва
Та - сияет синевой.
Кто посеял в нас живые
Задушевные слова?
Ты, чудесная Россия,
Ты, прекрасная Москва!

Мне могут сказать, что эти стихи написаны давно и неактуальны. Но Россия - правопреемница СССР, и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» по-прежнему актуален, в России работают люди из многих стран. Россия - одно из самых многонациональных государств мира, народы, населяющие нашу страну, говорят более чем на 130 языках. Одной из важнейших общественно - политических и культурных ценностей народов России являются дружеские, братские отношения между разными национальностями, в формировании которых огромную роль играет русский язык. Я с благодарностью вспоминаю о встречах с замечательными людьми - тружениками Кавказа разных национальностей, с которыми мне довелось жить и работать. Люди разных национальностей на родном мне русском языке открывали мне сокровенные тайны, рассказывали о культуре народов Кавказа, о национальных традициях, называли сестрой и дочерью. Мне посчастливилось работать под руководством замечательных руководителей разных национальностей, которые много требовали, много доверяли и многому научили. Слова «братская семья народов Карачаево-Черкесии, сильная своей сплоченностью и монолитностью, неразрывной связью с братскими народами Родины были не просто красивыми словами, а правдой. Такой школы братства, гостеприимства, дружелюбия, как в нашей республике, найти трудно. Сейчас часто мне говорят: «Время другое». Время делают люди. Мы с вами. И ответственность за настоящее лежит на каждом из нас.
Русский язык и литература являются важнейшим элементом в формировании мировоззренческих основ патриотизма российской молодежи. Патриотизм как социальное явление - это и цементирующая основа, и здоровье общества. Позиция исключительности всегда была чужда многонациональному российскому народу, и в этом его и уникальная специфика, и важное условие безопасности. Многие века наше государство существует как «мир миров», как содружество народов, вероисповеданий, культур, идеалов. Россия научилась видеть в каждом элементе этого соцветия неповторимое и очень важное для ее великого целого. И в этом соцветии ее и процветание, и безопасность, и уникальность, и востребованность. Собирая, объединяя народы своего географического, духовного и культурного пространства, наше Отечество обрело опыт собирания народов, который необходим всему человечеству, как никогда ранее - опыт, который сохраняет каждого из них как отдельный голос великой полифонии. Знание русского языка, его использование в сфере межнационального общения не означает отказа от родного языка, а заставляет глубже осознать его особенности. Вот как об этом сказал известный дагестанский филолог Г. Гамзатов: «Огромная заслуга русского языка, между прочим, состоит и в том, что овладение им усиливает и обостряет в нас чувство родного слова, веру в значительность и неисчерпаемость творческих возможностей национальных языков».
Благодаря переводу на русский язык я познакомилась с творчеством наших замечательных писателей и поэтов. В качестве примера приведу творчество Халимат Байрамуковой, произведения которой были переведены на русский язык, затем на иностранные языки и изданы более чем в 50 странах мира. Она писала: «Я владею русским языком в достаточной степени, чтобы считать его своим вторым родным языком... Русский язык как бы открыл для меня мой родной язык заново, научил видеть его со стороны, чтобы лучше узнавать его возможности... В одной из книг я назвала русский язык великим тружеником и интернационалистом... он способствует взаимообогащению, взаимовлиянию языков и литератур народов СССР. Он как мост к дружбе и братству между ними».

В начале ноября стартовал проект по организации школы дистанционного обучения русскому языку. Его авторы - ученики разных стран, которые провели каникулы в IV Международной Летней школе. Столичный департамент образования собрал там всех, кто неравнодушен к судьбе Великого языка - языка дружбы, уважения всех наций и народов.

ЕСЛИ кто-то думает, что Летняя школа с настоящими уроками (по шесть в день!) существовала для отстающих учеников, которым для усвоения такого важного предмета, как русский язык, не хватило учебного года, он глубоко заблуждается. Понятно, школьные занятия вместо беззаботного отдыха во время каникул - не для ленивцев. Но заблуждается и тот, кто думает, что "Московия" собрала детей исключительно одаренных. Одержимых - это да! Тех, кто хочет учиться даже летом, стремясь познать как можно больше и большего достичь. Этому помогали не только уроки, которые проходили в форме увлекательных лингвистических, фразеологических и литературных викторин, но и встречи, беседы с учеными и писателями, деятелями культуры, искусства, бескровные поэтические бои.

Для многих "московитян", прилежно изучающих любимый предмет в Летней школе, русский язык - надежда и опора. Вряд ли лет двадцать назад кто-нибудь мог предположить, что в пограничных с Россией землях, до недавнего времени составляющих исторически сформированный государственный союз, окажутся под запретом и русские школы, и русский язык. "Русский! Учим русский!" - под такими лозунгами выходили наши юные соотечественники на демонстрации и митинги протеста в Латвии, Литве, Эстонии, в других бывших союзных республиках, требуя элементарного человеческого права - возможности изучать родной язык, учиться в русских школах. Для многих ребят, волею современной истории оказавшихся отрезанными от живых корней Родины, русской культуры, "Московия" стала спасательным кругом в водовороте миров.

Цифры говорят сами за себя: в 2003 году - в первой Летней школе "русистов" и первой международной смене побывали дети из 14 стран, на следующий год число стран-участниц увеличилось до 22, затем их стало 25, а в 2006 году приезжали 320 школьников из 32 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе 15 делегаций из бывших советских республик. Собрал их вместе Русский язык. Они изучали его, а он учил их - дружбе, умению общаться, пониманию проблем, уважению других наций и народов, изучению культур, традиций, терпимому отношению к чужим религиям, обычаям, нравам. И это была самая лучшая школа из всех, какие только есть на земле - школа умения жить в мире, согласии и справедливости, без непримиримых конфликтов, без террора и войн.

Несмотря на младость возраста, в Летней школе уже складываются свои добрые традиции: язык общения - только русский; отряды формируются по принципу представительства от каждой страны, и потому интернациональны по сути. Каждый отряд и каждая делегация считают своим долгом участвовать во всех лагерных мероприятиях и в заключительном гала-концерте, представляя в песнях, танцах, музыкальных картинках, других номерах концертной программы свои близкие и далекие страны, народы, культуру.

В этом году в "Московии" впервые прошел День защиты человеческого достоинства и безопасности. К юным участникам Международного конкурса социальных проектов "Мир во всем мире" обратился Президент Международной Лиги защиты человеческого достоинства и безопасности, Герой Советского Союза Валентин Иванович Варенников. Фамилию легендарного ветерана Великой отечественной войны, знаменосца Победы ребята знали и раньше. Но сейчас он обращался лично к ним: "Дорогие молодые друзья! Каждый из вас должен всегда помнить, что обязан активно участвовать в строительстве своей Родины и нести ответственность за ее судьбу и за мир в целом. Вы сегодня можете активно участвовать в формировании будущего своей страны, налаживании добрых отношений между разными странами и народами. Сегодня от вас во многом зависит, каким будет мир через 10-20-30 лет. Мы верим, что сегодняшнее молодое поколение станет нашими единомышленниками и активными соратниками в деле защиты человеческого достоинства, сохранения и укрепления мира на Земле!"

Дискуссия - как научиться сохранять и налаживать добрые отношения между разными странами, укреплять межнациональное добрососедство, развивать культурные связи, учиться терпимости и утверждать ненасильственный образ жизни - продолжалась долго. Все сгенерированные идеи были положены в основу конкурса. Двадцать интернациональных команд представили интереснейшие социальные проекты и защищали их с поистине достойной отвагой, как и положено молодым гонцам мира.

Главная победа была присуждена проекту "Говорим по-русски". Тема его актуальнейшая: возрастающий в мире интерес к России, к русскому языку, как языку межнационального общения. Требуются серьезные программы его изучения и распространения. Открываются русские школы, но остроту проблем они не снимают. Не отлажено взаимодействие систем образования не только между странами, но и в самой России, хронически не хватает учебников и методической литературы, остро ощущается недостаток квалифицированных преподавателей. Самое тревожное - дефицит общения между теми, для кого русский язык - родной, и для кого - чужой. Множество примеров, когда в столичные школы приходят дети мигрантов из бывших союзных республик и даже субъектов Российской Федерации, не разговаривающие на русском. Как научить их жить и общаться в условиях большого многонационального города? Как помочь маленькому человеку преодолеть нелегкие преграды на пути к знаниям?

Группа ребят из разных стран предложила развернутую программу развития международного и межрегионального сотрудничества по изучению русского языка. Фундамент программы - Международная школа. Его решили укрепить и расширить открытием новых школ по изучению русского языка. А чтобы всем желающим места в этих школах хватало - авторы проекта предложили разработать систему дистантного обучения русскому языку. Но отладить и связать в единое целое весь проект юные авторы все-таки не смогли. На помощь пришли взрослые - руководители Департамента образования Москвы, ученые НИИ инновационных стратегий развития общего образования, активисты городского Совета родительской общественности. Ребячий проект приобрел, как положено, научное обоснование и формы его реализации. Непосредственным исполнителем и куратором программы "Говорим по-русски" стал Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования Москвы. Уже идет напряженная работа по претворению проекта в жизнь и есть первые результаты: 1 ноября Международная школа русского языка открылась. Пока, правда, только для ученых, организаторов и разработчиков программ изучения языка, специалистов дистанционного обучения, инструкторов-учителей. Но начало положено. И значит, не зря работали ребята в лагере.

Лето 2006 закончилось. Но впереди - новое. И новые ребята приедут в "Московию". Начнутся новые конкурсы, викторины на лучшее знание предмета с замысловатыми вопросами по морфологии, синтаксису, грамматике, лексикографии и заманчивыми призами, главный из которых и самый желанный - звание "профессора". Ну, кому же не хочется быть по общему признанию своих товарищей профессором, скажем, в 12 или 15 лет?! Или таинственные тесты-задачки, которые известные "московитянские знатоки" щелкали будто семечки. Но, как говорится, делу - время, потехе - час. И здесь все расписано по минутам, только успевай: игра-путешествие "Города и страны", Малые Олимпийские игры, Фестиваль национальных культур, экскурсия по Москве и в Шахматово - к Александру Блоку. Успели и фильм снять! Может ли быть лучшая память о тех незабываемых днях в России, на московской земле: снова видеть кинокадры лагерной смены и знакомые лица друзей, вспоминать жаркие споры у вечернего костра, почувствовать крепкие рукопожатья.

И сказать на таком родном и близком русском языке: "Здравствуйте! Я - посол МИРА".