Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Благоверные Пётр и Феврония Муромские

(Занятие для детей)

Звучит слайд-шоу по песню «А ты меня любишь?».

В: Всем известна такая дата, как 14 февраля. Называют её?. Кто-то относится к этому дню, как к празднику, заранее готовя кучу валентинок, кто-то недовольно бурчит, что праздник не наш, кто-то относится к этому дню равнодушно.

День Влюблённых

Вновь знакомая картина -

В середине февраля,

В День Святого Валентина,

Как вулкан, бурлит Земля.

Всюду красные сердечки,

"Валентинки" для любимых,

Розы, ленты, банты, свечки

Покупаются для милых.

Все влюблённые планеты

Не скрывают свои чувства,

Шоколадные конфеты

Преподносят - это ж вкусно!

В шоколадном магазине

Оживление с утра,

Полные сердец корзины

Раскупила детвора.

Ведь не только для влюблённых

"Валентинки" посылают.

Милых мам, подруг, сестрёнок

Все мальчишки поздравляют!

В: Но если про день 14 февраля в нашей стране знают все, то про день восьмое июля, знают очень немногие. А ведь это как раз и есть наш, день «всех влюблённых», а если говорить точно, то этот день в православии считается днём памяти Святых Петра и Февронии.

Слайд

А эти Святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. Кто же такие были Пётр и Феврония? Это мы сейчас узнаем из чтения рассказа о Петре и Февронии. Итак, поудобнее усаживаемся и начинаем слушать…

Широко раскинулась земля Русская! Слайд. Есть в ней и степи привольные, и леса дремучие, и синие реки. Слайд. Всем щедро наделил ее Господь и насадил множество прекрасных городов. А среди них град Муром...Слайд.

Давным-давно правил Муромом благоверный князь по имени Павел. Диавол же, сделал так, что злой крылатый змей стал прилетать к жене князя. И, волшебством своим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто это сам князь со своей женой сидит. Долго продолжалось такое наваждение. Но жена не скрывала этого. Со слезами прибежала княгиня к мужу:

Князь мой и господин! Лукавый змей прилетает в мой покой и принимает твой, князь, облик! И лишь одна я могу видеть его истинное скверное обличие. Не знаю, как избавиться от нечистого, помоги, князь, защити меня!

Не знаю, как одолеть злодея, - отвечал, подумав, Павел. - Как убить его? Попытайся выведать у него, от чего должна его смерть приключиться?

Княгиня послушалась. Долго она говорила со змеем, восхваляя его, и наконец спросила: “Какой ты умный! Как много всего знаешь! Умнее тебя, наверное, и нет. Нет того, чего бы ты не знал. А все же и ты, пожалуй, знать не знаешь, от чего будет смерть твоя?” Змей и ответил: “Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча”.

Что за Петрово плечо, что за Агирков меч? Задумались князь и княгиня. А у Павла был брат по имени Петр. Красивый, могучий, кудрявый, настоящий богатырь. Услышал он от старшего брата, что змей назвал его имя, и загорелось его сердце, засверкали голубые и загорелось его сердце. Решил Петр убить змея.

Было у юного Петра в обычае ходить по церквам. Пришел он в нее один помолиться. И вот... Увидел вдруг Петр рядом с собой мальчика, синеглазого, в светлых одеждах. Не то человек, не то ангел Божий. И сказал мальчик:

Княже! Хочешь покажу тебе Агриков меч?

Да увижу, где он! - радостно воскликнул юный витязь.

Иди вслед за мной.

Показал мальчик князю в алтарной стене меж плитами щель, в которой лежал дивный сверкающий меч. Петр взял меч.

Однажды пошел он к старшему брату, отдал поклон и сразу же зашел поклониться его жене. Но у княгини Петр увидел Павла! Уразумел он тогда козни лукавого. Предупредил старшего брата, чтобы он никуда не выходил из своих покоев, и снова поспешил к жене князя, взяв с собой чудесный Агриков меч. Петр снова увидел змея в образе своего брата, но теперь его уже было не провести. Выхватил юноша Агриков меч и изо всех своих богатырских сил с размаху ударил коварного! Меч засверкал, змей, обратившись в свое мерзкое и страшное обличье, затрепетал и умер. И обрызгал блаженного князя Петра своею черною отвратительною кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и появились на теле у него язвы. Слайд .

Загрустил Петр. Угасли его голубые очи, сошел с лица румянец, посеклись русые кудри. Ни один врач не смог помочь ему! Отправились его слуги искать врачей в Рязанскую землю. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково.

Зайдя в один дом, увидел он удивительное зрелище: за ткацким станком сидела девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Слайд.

Слуга заговорил с ней, речи девушки поразили его своей мудростью. Она сказала, что зовут ее Февронией. Юноша объяснил ей, что он слуга муромского князя Петра. Господин его тяжело болен, и если она сможет исцелить его, то князь щедро ее наградит. Феврония ответила, что вылечит князя, а за то он должен будет на ней жениться. Князь принял от Февронии целебную мазь, но потом выздоровел и не захотел держать своего обещания, не женился на дочери бедняка. Но вдруг болезнь возвратилась к нему. Тогда вынужден был Петр со стыдом снова обратиться к Февронии. Она исцелила его, и Петр взял ее в жены. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди.

После кончины Павла стал благоверный Петр самодержцем в Муроме. Он был, счастлив, и Феврония была счастлива.

И всем была хороша княгиня: роста высокого, стан прямой, мудрости была необычайной, со всеми кротка и милостива.

Но невзлюбили ее бояре муромские за то, что она дочь крестьянина-бедняка. Гневной толпой пришли они к Петру. - Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня!

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить заповедей Божиих ради царствования в жизни этой, он жил по заповедям, соблюдал их. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: отказался от княжения своего, чтобы заповеди Божией не нарушить.

Приготовили для Петра и Февронии суда. И вот поплыли они по реке Оке. Медленно плывут ладьи, тихо плещет река, ласково светит в синем небе солнышко, согревая изгнанных князя и княгиню.

Но вот уже начало смеркаться, наступил вечер. Пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Печальным вышел Петр из ладьи и задумался: “Что же теперь будет, коль скоро я по своей воле от княжения отказался?” Тут подошла к нему мудрая Феврония, утешая его: “Не скорби, княже, Милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!”

И что же случилось? На следующее утро, только-только начали грузить с берега на суда пожитки, пришли вельможи из Мурома, умоляя Петра и Февронию вернуться, так как бояре, желая властвовать, устроили в городе кровавую распрю.

Блаженные Петр и Феврония вернулись в город Муром. Правили они, соблюдая все заповеди Божий, молясь беспрестанно и милостыню творя. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали. Слайд.

В старости молили они Бога, чтобы умереть в один день. И приняли Петр и Феврония на склоне лет монашество с именами Давида и Евфросинии. Завещали они, чтобы Похоронили их в единой гробнице и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку. Скончались супруги в 1228 году, но их завещание нарушили и погребли их в отдельных гробах в разных церквях. Господь же явил чудо: на другой день после похорон гробы их оказались пусты. Тела Петра и Февронии нашили в общем гробе. Неразумные люди опять переложили их в отдельные гробы. И снова утром оказались святые в одном гробе! Так и не смогли разлучить их люди и после их смерти. День памяти Петра и Февронии - 8 июля. Слайд.

В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше о семейном согласии.

Символом праздника нашего дня влюблённых является, не сердечко, а цветок – ромашка . Слайд .

Чтобы закрепить, полученные вами от меня сведения о Петре и Февронии, давайте с вами посмотрим мультипликационный фильм, который так и называется: «Сказание о Петре и Февронии».

Ребята, у каждого на столе лежит цветок-ромашка-символ дня влюблённых. И лежат слова. Вам нужно из этих слов, выбрать только те слова, которые сохраняют наши семьи. И наклеить их на каждый лепесток ромашки. Сколько у ромашки лепестков? Столько и должно получиться слов. Работаем.

На этом наше занятие заканчивается, а сделанные нами ромашки пригодятся для нашего следующего мероприятия.


Давным-давно, в 12 веке, городом Муромом правил благочестивый князь Павел. Однажды в его семье случилась беда: к его жене стал прилетать демон, как крылатый змей. Горестная женщина, уступившая вражеской силе, обо всем поведала мужу. Князь посоветовал жене выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостоту "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча".

Петр - младший брат князя Павла - тотчас решил убить злого змея, положившись на помощь Божию. На молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, нашел в одном из домов девушку, по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на брак с простой девушкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпья, кроме одного.

Зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, мудрая девица назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня - образ крещения и очищения грехов (Еф. 5, 26), закваске же Сам Господь уподобил Царство Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13, 21). Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, поэтому она и велела ему оставить несмазанным один струп, как свидетельство греха.

Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякую неправду пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, Петр предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, Феврония благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить мужа, провидя их судьбу. Ведь коли "для деревьев есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14, 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье, 25 июня 1228 года. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Тело блаженного Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, блаженную же Февронию - в загородном женском монастыре в Крестовоздвиженской церкви. На утро люди увидели, что их гробы пусты, а святые тела лежат в общем каменном гробе, стоявшем в соборной церкви. То же произошло и во второй раз. Увидев в этом волю Божию, святых похоронили вместе, по их завещанию. В настоящее время святые мощи Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

"Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак." (Святитель Филарет). Издавна святым Петру и Февронии Муромским молились о даровании семейного счастья. День памяти святых - 8 июля - стал в нашей стране государственным праздником: днем семьи, любви и верности.

Использованы материалы книги: Православный календарь для семейного чтения. СПб, 1994.

КГСКОУ Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида
Классный час

«Православные святые Пётр и Феврония»

7 класс

Классный руководитель: Гольева Т.В.

2011-2012 учебный год

Цель : формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии;

Развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации;

Формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина;

Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карта Киевской Руси, иконки с изображением святых.
Ход классного часа.

1. Вводная беседа.

Кто такой Святой Валентин?

Кто такие святые?

Есть ли в православии святые, покровители любви, семьи и верности.
2. Основная часть.

Беседа «Как крестилась Русь».

(С опорой на знания, полученные на уроках истории Отечества).

Какая вера была у восточных славян?

При каком князе на Руси принято христианство?

Как Владимир выбирал веру для своего народа?

Когда произошло крещение Руси?

Как и где произошло крещение первых подданных Владимира?

Сколько лет Русскому православию?
Рассказ «Кто такие «святые».

Какого человека можно назвать святым?

Человек искренне служит богу; жизнь его наполнена добрыми делами для людей; способен совершать необычное для других людей.
Рассказ-презентация «Петр и Феврония»

Слайд 2


Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония...

Слайд 3


Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

Слайд 4


И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Слайд 5


Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

Слайд 6


После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Слайд 7


Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Слайд 8


Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре со гласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Слайд 9


Вместе с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой?

Слайд 10


Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Слайд 11


Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

Слайд 12


А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Слайд 13


Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Слайд 14


Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Слайд 15


Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

Слайд 17


С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Таким был на Руси день Петра и Февронии - святых, которых очень почитали наши предки. Это и понятно: праведники дали людям новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней привязанности...
Слайд 19

И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится.

Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами и вселят в их души покой и благодать...

По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и во многих других городах России. До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко. Сегодня эта традиция возрождается.

Звучит песня о святых Петре и Февронии.

О счастье семейном молятся

По всей православной России

Муромским чудотворцам

Чтоб у Господа испросили.

Надежду, любовь и веру

И верность друг другу до гроба.

И за гробом тоже примером

Они нам сияют оба.

Жизнь во все времена похожа:

Те же требы у каждого века,

То же горе и счастье то же,

Искушенье у человека.

Чтобы тьма не закрыла солнце,

Чтоб не множилось беззаконие

За нас с вами усердно молятся

Петр и Феврония.


Слайд 23

Зажигая сегодня свечи,

И сердца любовью зажгите,

Чтобы были мы вместе вечно

Заступничества попросите.

И дарите ромашки любимым,

Знаком верности и чистоты.

Пусть станут навеки отныне

Русского поля цветы.
Слайд 24

Памятник Пётру и Февронии в городе Муроме.

Памятник Петру и Февронии в Архангельске. Памятник Петру и Февронии в Абакане. Памятник Петру и Февронии в Сочи.

Памятник Петру и Февронии в Ярославле.

3. Заключительная часть.

Детям дарятся иконки с изображением Петра и Февронии с пожеланиями счастья и понимания в семье родителей, в удачном и счастливом семейном будущем.

07 июля в 11: 00 в библиотеке им. В.В. Маяковского, состоялась встреча с читателями посвященная Всероссийскому празднику «Дню семьи любви и верности».
Присутствующие познакомились с историей праздника. Этот праздник в 2008 году официально объявлен Всероссийским. Инициатива об учреждении нового государственного праздника была единодушно одобрена Советом Федерации и Государственной Думой РФ.
Оргкомитет празднования возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева. Символом Дня семьи любви и верности была выбрана ромашка — полевой цветок, самый распространенный в это время года в России, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности.

Всероссийский праздник День семьи, любви и верности тесно связан с историей и жизнеописанием святых благоверных Петра и Февронии. Эта супружеская чета жила в г. Муроме Владимирской области в XII-ХIII веках. История их романтической любви и примерного жития началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в Древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских».
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами, Давид и Ефросинья они молили Бога, чтобы им умереть в один день и час. Тела завещали положить в одном гробу. Скончались они по преданию в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. В 1547 Петр и Февронья были канонизированы православной церковью.
Мощи святых Петра и Февронии находятся в Свято-Троицком монастыре в самом центре Мурома.
Присутствующим была представлена мультимедийная презентация, содержащая, фотографии памятников преподобных Петра и Февронии в городах Муроме, Ярославле и др. городах России, видео фрагменты концерта, состоявшегося 8 июля 2015 года в Муроме, видеоролик баллады на основе жизнеописания преподобных Петра и Февронии.
Встреча прошла в удивительно непринужденной, почти домашней атмосфере в ин-формационном центре филиала. Присутствующие, с удовольствием подпевали.




Много общего в «Повести о Петре и Февронии» со сказочными сюжетами.7 В первой части «Повести» рассказывается о том, как змей повадился летать к жене князя Павла, принимая его образ, и был убит братом князя - Петром. Сюжет о змее-соблазнителе очень распространен в волшебных сказках.

Герой такой сказки, выдержав серьезное испытание, получает чудесного помощника, вступает в борьбу со змеем, одерживает победу и становится, как правило, мужем царевны. Победа героя над змеем - это награда за его доброту, за помощь попавшим в беду (зверям, птицам, неизвестному человеку).8 И князь Петр в «Повести» ведет себя как истинный сказочный герой. Узнав, что змей умрет «от Петрова плеча Агрикова меча», он не сомневается в том, что именно он должен убить змея. Благородному и решительному князю помогают небесные силы: во время молитвы ему открывается, где лежит Агриков меч. Петр убивает змея, но его кровь попадает на князя Петра, и его тело покрывается струпьями. Сравнив построение сюжета в «Повести о Петре и Февронии» с волшебной сказкой, Р.П. Дмитриева пришла к выводу, что в «Повести» «развитие сюжета идет самостоятельным путем, не зависящим от законов, действующих в жанре волшебной сказки».9 В частности, неожиданным с точки зрения структуры волшебной сказки является завершение борьбы со змеем: вместо того, чтобы получить вознаграждение за подвиг, Петр приобретает тяжкое заболевание. Это объясняется той функцией, которую выполняет эпизод борьбы со змеем: он служит завязкой второй части «Повести», рассказывающей историю совместной жизни князя Петра и крестьянки Февронии, начиная с женитьбы и кончая смертью. Основой повествования о житии Петра и Февронии также послужил сказочный сюжет о мудрой деве: простая девушка благодаря уму, находчивости, сообразительности выдерживает испытание и становится женой человека высокого социального положения (царя, барина, воеводы).10 Как и сказочная героиня, Феврония говорит загадками, находит достойное решение невыполнимых заданий, которые дает ей Петр, испытывая ее мудрость (соткать ему рубашку из клочка льна), увозит с собой князя из города как самое дорогое (в отличие от сказки изгоняют ее из города бояре). Сказочный характер носят и чудеса Февронии: хлебные крошки превращаются в фимиам, прорастают срубленные деревья. Развитие действия в «Повести» и отдельные ее мотивы имеют прямые параллели со сказкой о мудрой деве. Но сказочный сюжет претерпевает в «Повести» значительные преобразования, он осложняется введением новых героев, изменением конфликта, психологически сложным рисунком характеров героев (Феврония не только умна, но сдержанна, благородна), что превращает сюжет сказки о мудрой деве в новеллистическое повествование о всемогуществе любви, преодолевающей все испытания. Прожив долгую жизнь, управляя городом мудро и справедливо, Петр и Феврония умирают в один день, и после смерти их тела, погребенные в разных местах, чудесным образом соединяются вместе.

Беседа Февронии с юношей - своего рода испытание его ума, которое он не выдерживает. Функция отрока в Повести может быть сопоставлена с функцией сватов: отрок находит девушку Февронию, которая затем станет женой его князя.

Три текста об умной невесте, записанные в Псковской области и помещенные в этом сборнике, содержат ситуацию сватовства. В двух из них (№№ 55, 57) сваты появляются в доме невесты в то время, когда она занята тем же делом, что и Феврония в момент прихода к ней княжеского отрока: сидит за ткацким станом. В вариантах, представленных текстами №№ 55,56, сваты, как и княжеский посланец в древнерусской повести, застают девушку в неприбранном виде, что и обыгрывается в сюжете: «…девка ня знала, что сваты придуть. Она холстинку тке…сидить. Матка: «Протрешь! Протрешь ситцевик!» (Все по поножнам ходить и двигаешься: юбку протре!). А она спустила юбку и сидить в рубашке. И ткала… А сват пришел, а видя, что нявеста-то сидить в рубашке. А они говорить: «Что-то в вас сорока бяз хвоста?» А нявеста ответила: «В нас двор бяз уш!». ..(…собаке нет…) (№ 55). Эти же ситуации и мотивы встречаются и в тексте № 56: «Приехали сваты, застали невесту без платья: «Почему сорока без хвоста?» А в доме нет собаки. Им отвечают. «А v нас двор без ушей!». В приведенных примерах наблюдается совершенно очевидное сходство реплик невесты («В нас двор бяз уш!», «А у нас двор без ушей!») и толкований («собаке нет», «А в доме нет собаки») с загадочными словами героини («Плохо, когда дом без ушей») и разъяснениями их смысла («пес.. .это уши дома») в «Повести о Петре и Февронии».