Помните строки из басни И. А. Крылова?

Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала...

А знаете ли вы, что дает дуб кроме желудей? Конечно, ценную древесину, которая плохо поддается гниению и очень красива после обработки. Кору, с помощью которой дубят кожи и которую используют в медицине как вяжущее средство. А раньше применяли еще и дубильные орешки-галлы - наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Эти орешки больше известны под названием чернильных.

Из них выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея - получались чернила, которые хорошо держались на пере, а написанное ими приобретало красивый блеск. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Правда, эти чернила имели один, но довольно существенный недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был почти бесцветен. Это, естественно, затрудняло процесс письма.

В другом, более древнем рецепте чернил опять не обошлось без дуба: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде... а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Именно такими чернилами писали на Руси с XV века. «Преданья старины глубокой» - о правлении Ивана III, об окончательном избавлении от татарского ига - все эти сведения дошли до нас именно благодаря стойкости этих чернил из «щей покислей».

Силуэтный рисунок конца XVIII в.

Автопортрет в кабинете. Гравюра А. Т. Болотова, 1789 г.

Но появились составы для письма, конечно, значительно раньше - как только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомков. Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди - клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила и в Китае. Так же как и египетские, они проявляли хорошую устойчивость к действию света. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой.

В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» - обыкновенная сажа, разведенная в масле. А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли «божественный» Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы - их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.

Существовало множество рецептов чернил. «Положите меду-патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть». Всё это тщательно растиралось, и получалась жидкость, которой писали. Затем мед осторожно вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики на Руси. Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали для чернил золото и серебро. Пергамент при этом окрашивали в пурпурный цвет. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники - «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи XVI века.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли уже упоминавшиеся чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. В 1855 году саксонский учитель Леонгарди совершил настоящий переворот в «чернильном деле». Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые, на бумаге переходящие в глубокий черный цвет. Изобретатель добился этого с помощью краппа - продукта особой обработки корней восточного растения марены.

Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент - анилиновые чернила, например фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель. А с изобретением авторучки от чернил потребовались и другие свойства: они не должны разрушать пластмассовые или металлические детали, не должны содержать твердых частиц, которые могут забить капилляры механизма, должны легко стекать с пера, но в то же время не делать клякс.

Когда появилась шариковая ручка, для нее изобрели пасту, которая быстро застывает на воздухе. А сейчас уже шариковые ручки предлагают заполнять опять же чернилами - шарик легче вращается, значит, рука меньше устает при письме. Появился фломастер. Для него готовят водные цветные чернила со специальными добавками, которые обеспечивают все необходимые качества.

Есть пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором». Вырубать написанное вряд ли кто пытался, но зато стирали, смывали, выводили весьма успешно. Один из немногих надежных рецептов чернил предложил в свое время известный шведский химик Й. Я. Берцелиус. Текст, написанный его чернилами, можно уничтожить только вместе с бумагой.

Зато рецептов невидимых (симпатических) чернил великое множество. Еще полвека назад ими обязательно пользовались настоящие и литературные шпионы. Симпатические чернила для разных целей создают и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня. Они нужны для того, чтобы делать временные пометки на полях книг.

История чернил хранит не только много рецептов, но и много загадок. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило жидкостью бледно-серого цвета написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф. Изобретатель не был вполне удовлетворен своими опытами, ему хотелось сделать буквы еще более выпуклыми. Удалось ли ему создать такой состав, неизвестно.

Остался загадкой рецепт «чернил драгоценных камней» - рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-переписчики в буддийских монастырях Бирмы, Таиланда, Шри-Ланки, копирующие священные книги.

Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.

Возьми на заметку

Чернильное пятно на ткани можно удалить ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и этилового спирта. Тампон надо менять несколько раз. Ткань затем промывают водой.

Каждый день мы пользуемся шариковыми ручками, на рабочих столах есть принтеры, которые работают практически без перерыва. Мы уже настолько привыкли к этому, что не задумываемся, как это работает. А первым шагом к изобретению всех этих удобных приспособлений стал рецепт удивительного состава, который может оставлять стойкие следы на бумаге и ткани. Однако мы сегодня хотим поговорить о том, из чего делают чернила. Краткий экскурс в историю и современные технологии будут интересны для взрослых и детей.

Старинные фолианты

Тончайший пергамент, строчки, выведенные на выделанной коже, древние манускрипты всегда поражают тем, что до сих пор можно легко разобрать написанное. Первые чернила делали очень просто - смешивали сажу с чем-то клейким. Это, по сути, была тушь, которая высыхала и растрескивалась. Кроме того, она была достаточно вязкой, нужно было наловчиться, чтобы вывести красивую строчку. Тогда рецептура была строго засекречена. Из чего делают чернила, знали только священнослужители. Кстати, вариаций было много. Брали в качестве основы мед и добавляли в нее золотой порошок. Широко использовали состав из ягод бузины и грецкого ореха. Но все это уже кануло в Лету. Сегодня производство чернил стало простым и доступным. Давайте проследим цепочку дальше.

Чернила из орешков-галлов

Продолжая рассматривать, нельзя забыть знаменитое открытие, а именно особые наросты на листах дуба. Называются они галлы, а живут в них личинки насекомого - орехотворки. Именно поэтому наросты называют чернильными орешками. Из них выжимали сок, затем смешивали его с железным купоросом и добавляли клей. Получался стойкий состав с красивым блеском. Даже сегодня сохранившиеся рукописи выглядят очень свежими. Однако был один важный нюанс. Эти чернила были бесцветными, прочесть написанное можно было только тогда, когда буквы высыхали.

Переворот в истории

В XIX веке люди стали более образованными, уже многие знали, из чего делают чернила. В 1885 году был произведен очередной переворот. Учитель изобрел ализариновые чернила. Они тоже были галловыми, однако обладали интенсивной окраской благодаря уникальной добавке. Сине-зеленые во флаконе, они становились черными при нанесении на бумагу. Достигалось это за счет добавления краппа, то есть вытяжки из корней марены.

Раскрашиваем стекла

Чернила для гладкой поверхности готовят из двух рабочих растворов. Первый - это 100 мл воды и растворенные в ней 1 г сульфида калия и 7 г Готовится простым смешиванием. Второй содержит аналогично 100 г воды, 3 г и 13 мл соляной кислоты. Смесь можно сразу использовать в качестве чернил. Можно смело наносить на стекло и получать после высыхания матовые надписи.

Составы для металла

Назвать чернилами их можно лишь условно. Писать на металле следует смесью из азотной и соляной кислоты. Для этого поверхность покрывают воском, затем делают надпись острым предметом, а затем сверху наносится состав. Через пять минут можно опустить сосуд в теплую воду. Чтобы получить аналог чернильной надписи синего цвета, требуется приготовить другой состав.

Его готовят, смешивая 3.5 г буры с 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл раствора метиленового синего. В результате остается надпись синего цвета.

Чернила для ткани

Мы уже рассмотрели составы и ориентируемся, из чего сделаны чернила. Однако все эти составы не обладают большой устойчивостью к стирке и многократному кипячению. Для этого следует немного изменить рецептуру. Для этого в колбе нагревают 42 г анилина и 2.5 г бертолетовой соли и 13 мл воды. Затем добавляют 15 мл соляной кислоты (25%-й) и продолжают нагревать смесь, пока она не потемнеет. Остается дело за малым. В колбу вливают хлорид меди, на этом процесс можно считать практически завершенным.

Полученный раствор нагревают до красно-фиолетового цвета. После этого под воздействием красителя, окислителя и катализатора реакции мы можем получить конечный результат. Чернила, выполненные по этому рецепту, являются очень стойкими. Они не выцветают в процессе стирки и могут использоваться в легкой промышленности.

Вместо заключения

Как видите, есть достаточно много способов, чтобы приготовить чернила. Современная промышленность позволяет выпускать начиная от черных и заканчивая разноцветными чернилами. В последнее время отработана технология предотвращения появления плесени. Есть специальные составы, которые при добавлении в чернила полностью нейтрализуют роль грибка. Это креозот и формалин, салициловая кислота.

Как видите, состав чернил совсем не сложный. Если вы увлекаетесь химией, то вполне сможете повторить это и в домашних условиях. Однако большой вопрос, стоит ли это временных затрат, особенно учитывая стоимость продукта в магазине канцелярских товаров и его расход.

Про историю появления бумаги, мы уже рассказывали в статье «История бумаги». А сегодня вы узнаете про историю появления первых инструментов для письма.

Первые чернила

Начиная с XVII-XVIII веков, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Но сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержится дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском камышовом дереве.

На Руси тоже существовало много способов изготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе.

Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

XV век дал новый рецепт - «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

Первые инструменты для письма

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек и стилосов потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо.

В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь. На смену каламу пришло упругое гусиное перо с косым срезом и расщепленным концом. Оно применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Первое металлическое перо

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к XIII и XIV столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д" Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д"Артуа, родного брата короля Людовика IX, употреблял «бронзовое перо».

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами.

Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в XV столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготовлялись в Англии, в Бирмингеме, по заказу всех желающих неким мастером Горризоном. Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1717 году в Голландии, о чем имеется соответствующая запись в Голландской патентной книге.

Известный поэт Поп даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но надо думать, что все-таки стальное перо в то время являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Рисунки пером, даже несовершенным, сделанные великим Леонардо да Винчи, и сейчас восхищают своей красотой.

И лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того как англичанин Джон Митчелл запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера.

Первое стальное перо в Германии появилось около 1820 года. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась оттого, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то ныне насчитывается несколько десятков разновидностей: по назначению - ученические, канцелярские, чертежные, плакатные, картографические, нотные и другие; по изготовлению - из нержавеющей стали, золоченые, с кончиком загнутым, утолщенным или упроченным твердым сплавом, покрытые никелем, хромом, лаком, анодированные.

Первая шариковая ручка

Мало кто знает, что шариковой ручке, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь, больше 50 лет. Впервые промышленное производство этого «чуда» началось в 1945 году в Соединенных Штатах. Причем, довольно дорогие по тем временам письменные принадлежности, ценой в 8,5 американского доллара каждая, разошлись за 24 часа десятитысячным тиражом.

Шариковая ручка вошла в обиход, когда этого мало кто ожидал: она появилась во время Второй мировой войны, которая, говорят, и способствовала популярности нового пишущего приспособления: военным нужно было писать чем-то надежным и долговечным. Хотя сама идея - заменить острый перьевой наконечник свободно движущимся шариком - была вовсе не нова.

Она была запатентована изобретателем Лаудом еще в 1888 году. В описании, которое автор представил в патентное бюро, была предвосхищена широко распространенная сегодня конструкция. Чернила из специальной емкости поступали по трубочке, смачивая шарик, скользящий по бумаге. Аналогичная мысль легла впоследствии в основу разработки фломастера.

Идея, как это часто случается, пролежала под спудом, дожидаясь своего часа. Час наступил не скоро - через полвека, когда за ее разработку взялись два венгра - братья Ладислав и Георг Биро. Они предложили свой вариант, запатентовали его. Но поскольку в Европе вот-вот должна была вспыхнуть война, братья предпочли уехать подальше - в Аргентину и там спокойно занялись усовершенствованием своего детища. Приоритет, казалось, оставался за ними. В некоторых странах новинка называлась в честь ее создателей - «биро».

Так было до тех пор, пока ручками не заинтересовался предприимчивый и оборотистый американец Милтон Рейнолдс. Он совершил несколько поездок в Аргентину; вернувшись в Америку, погрузился в архивы, отыскал старый патент Лауда, что-то добавил, что-то усовершенствовал. И именно ему приписывается главная заслуга в том, что сегодня мы в основном пишем шариковыми ручками. После сенсационной распродажи 1945 года Рейнолдс наштамповал их столько, что за два года сколотил целое состояние.

Самый древний письменный прибор

В Каирском историческом музее хранится письменный прибор, которым пользовался придворный писарь в Древнем Египте. В комплекте имеется ручка, сделанная в виде заостренной палочки, небольшой пузырек, служивший чернильницей, а также песочная подушечка, заменяющая промокательную бумагу. Этот музейный экспонат является самой древней из известных письменных принадлежностей человека. Возраст прибора почтенный - ни много, ни мало 50 веков.

марка авто AUDI BMW CADILLAC CHERY CHEVROLET CHRYSLER CITROEN DAEWOO DODGE FIAT FORD GEELY GREAT WALL HONDA HYUNDAI INFINITI IRAN KHODRO JEEP KIA LAND ROVER LEXUS MAZDA MERCEDES MINI MITSUBISHI NISSAN OPEL PEUGEOT PORSCHE RENAULT SKODA SSANGYONG SUBARU SUZUKI TAGAZ TOYOTA VOLKSWAGEN VOLVO ZAZ модель год выпуска модификация

Развитие письменности и государственного делопроизводства требовало большого количества чернил. Сложность производства их заключается в том, что чернила должны не давать осадка, не содержать твердых веществ, не покрываться плесенью, должны быть черными или во всяком случае темными и прочными. Они должны не расплываться на бумаге, не давать отпечатков на соседних листах. И в общем русские люди успешно справились с изготовлением чернил, хотя невысокое качество их встречается даже в рукописях времен Петра 1.
Древнейшие чернила изготовлялись из сажи с камедью (вишневым клеем). Это «чернило копчено». Рецепты его получения дается Никодимом Сийским: «сажу на вине или на слине сначала мало смесив, потому воды присовокупив, потерши здоволу и на потомок. А сколько на письмо надлежимое надобно, отлучив то число, и прибавить комеди и утерти нагуста довольно по удобству и вложить в кубышку из нея писать и развести по угожеству приливом и писать, что волишь». Но уже в XV в. употреблялись чернила вареные. В Троице-Сергиевой лавре имеются две записи половины XV в. «О чернилах. Сице чернильное ставление» и «Како варити чернило». Рукописный сборник XVI в. Кирилло-Белозерского монастыря включает: «Состав чрьнилной. Памят, как чрьнило ставити». Освещается этот вопрос и в других рукописных сборниках XVI и XVII в. В рецептах указываются древесные породы, кора которых наиболее богата дубильными веществами. Они при сгущении приобретают темную окраску. Для получения ее прибавлялись еще ягоды жестыля (жостера), а также вводился кусок железа или какие-либо мелкие железные предметы. Последнее вело к образованию красящей железной соли дубильной кислоты. Кислоты вводили в виде кислых щей, медового кваса или уксуса. Иногда для получения кислот применяли брожение простого вина , пресного меда, ячного пива.
В одной рукописи первой половины XVI в. дается другой рецепт изготовления чернил. Для этого мочатся и крошатся чернильные орешки. К ним прибавляется в таком же количестве по весу вишневый клей. В полученную смесь льют рассытенного пареным хмелем меда 3-4 «скорляпки» (меры). Затем добавляют около 2 мерных чашек «меда кислого» и немного «варикя хмелевого». Если полученные чернила оказывались недостаточно хорошими, рекомендовалось «ино воды помаля приливати, испытав на языце, токо будут сладки». Технология изготовления чернил занимала 2-3 недели и более. Оно значительно ускорилось с употреблением вместо железа железного купороса. Однако в целом это было химическое производство с отстаиванием, фильтрацией и другими физико-химическими процессами. И тем не менее им занимались в виде кустарного промысла многие жители Москвы, что характеризует широкое развитие русской практической химии.

Корзина пуста

Процедура регистрации автомобиля каждый раз может отличаться, поскольку возникают непредвиденные обстоятельства. Для всех граждан, в том числе и......

Исправность тормозной системы - необходимое условие безопасности водителя и пассажиров. Важной деталью этого сложного механизма являются......

В бизнесе время ценится особо, поскольку время - это те же деньги. Поэтому важную роль играет правильная логистика, организация грузоперевозок. ...

20 ноября в Москве состоялось собрание комитета Государственной думы, специализирующемся на транспорте и строительстве автомобилей. На нем было......

Уголок металлический - это универсальный и практичный материал из металла, который используется в различных сферах активности человека.......

Экипировка мотоциклиста так же важна, как и сам мотоцикл. Экипировка важна при любой езде на мотоцикле. Опытные мотоциклисты примерно......

Правила дорожного движения будут разделены на три отдельные части законодательства. Это ясно из трех отдельных проектов, опубликованных сегодня на......

Колесные опоры всегда являлись незаменимым оборудованием. Они широко востребованы в самых различных сферах и отраслях. Механизм устанавливается на......

Конструкция современного автомобиля очень сложна, продумана, рассчитана и отработана до мелочей, важное значение имеет каждый элемент, узел,......

Проф. Станимир Карапетков принял участие в конференции «Вместе для более безопасных дорог», организованной SBA. Он прочитал лекцию......

В современном мире одной из важных составляющих жизни и работы стал практически повсеместный контроль. В частности, и за подвижными объектами,за......

Большинство нынешних предприятий занимаются производством товаров для ТС. Одни из востребованных населением являются шины для спецтехники.......

Независимо от качества сборки авто со временем его комплектующие детали изнашиваются и нуждаются в проведении ремонтных и сервисных работ. Ремонт......

Кризис заставляет экономить на многих вещах, и сфера автомобилистов не является исключением. Одним из вариантов экономии считается приобретение......

Тип качественного рефрижератора обязательно соответствует всем нормам, что предъявляются холодильному оборудованию. Эти нормы во многом зависят от......

Какие автоаксессуары считаются самыми покупаемыми. Для чего предназначены колесные колпаки. Почему колесные колпаки часто спадают. Как правильно......

Чешские автомобили Skoda популярны среди других транспортных средств во всем мире. Надежные, динамичные, с привлекательным дизайном экстерьера......

В современном мире совершенно невозможно обходиться без использования автотранспортных средств, причём в производственной или других видах......

От правильного выбора моторного масла очень многое зависит, так как моторное масло обеспечивает смазку в двигателе для всех его активных частей,......

Отходы и мусор, которые остаются после выполнения строительных работ, являются проблемой для каждого, кто занимается ремонтом в квартире или на......

Грузоперевозки товаров и изделий может выполняться с использованием разных видов транспортных средств, причём всё-таки чаще всего более удобно......

Автомобиль — это сложное в техническом плане устройство, управлять которым не так просто, как может показаться на первый взгляд. Очень часто......

Быстроразвивающаяся компания «РТА-ГАРАЖ» осуществляет автомобильную разбору с 2006 года и с того времени набралась опыта и......

Компания “Ориентир» оказывает обширный список противопожарных услуг, таких как: установка фотолюминесцентных эвакуационных систем,......

Реалии автомобильного рынка таковы, что многие водители вынуждены приобретать исключительно подержанные транспортные средства, так как на что-то......

Навес из поликарбоната намного проще построить, чем возводить гараж. Большой популярностью навесы пользуются в частном секторе, их используют для......

Поломка автомобиля привела к тому, что вам пришлось резко менять свои планы? Такой ситуации бы не произошло, если вы не забыли регулярно посещать......

Чернила

ЧЕРНИ́ЛА, ЧЕРНИ́ЛЬ (др. -русск. чьрнило, «калька» греч. melanion - «чёрная краска») - чёрная краска, которую в Древней Руси приготовляли из сажи. Такую краску добавляли в другие пигменты для иконописи. Отсюда названия: чернило иконное, чернило копченое. «Писать чернилом» означало прописывать детали темной краской (сравн. атрамент; мелантерия; рефть; шаровая краска) . Несколько другое значение имеет слово «черниль» - темно-коричневая краска (ее составляли из жженой охры, сажи и небольшого количества белил) . Чернилью писали на иконах волосы и прорисовывали детали ликов, поэтому «чернить», или «писать чернилью», означало иконописный прием, противоположный пробелам (см. также опись; охрение; санкирь) . Чернила делали также из сандала, из корня марены (красные чернила) , чернильного орешка (наростов на листьях и ветвях дуба) , солей окиси и закиси железа. Писали и рисовали чернилами с помощью гусиных или тростниковых перьев (см. калам; сравн. вазопись) . В середине XIX в. появились анилиновые чернила.
Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем) , разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши».

В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

«Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило».

В ХVI веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

В ХVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.