Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

Буква ъ пишется для обозначения мягкости согласных, кроме ч, щ, в следующих случаях:

1. В конце слов, например: конь, корь, тетрадь.

2. Внутри слов перед твердым согласным, например: судьба, тоньше.

3. Внутри слов, между двумя мягкими согласными, если с изменением слова второй мягкий согласный становится твердым, а первый сохраняет мягкость, например: горький (ср.: горько), возьми (ср.: возьму).

4. Для обозначения мягкости л, например: мальчик, сельдь, только.

1. В остальных случаях между двумя мягкими согласными ь не пишется: кости (ср.: костный)у где твердым становится с, кончик, каменщик, где вторыми мягкими согласными являются ч и щ, которые вообще не могут становиться твердыми.

2. Не пишется ь между двумя мягкими л: гулливый, иллюзия, иллюминатор и др.

Упражнение 98. Объясните наличие или отсутствие ь.

Банька, банщик, боль, бурь, везде, гвоздь, гвозди, иллюзионист, иллюстрация, косьба, масть, мастей, мельчайший, молотьба, нянька, нянчить, просьба, сельдь, сколько, утиль, утильщик, хворостинка, шерсть, шерстяной.

Упражнение 99. Перепишите, вставляя, где надо, ь.

I. 1. За вторым болотом показался ел…ник. (Федос.) 2. К окнам прилипли носы мал…чишек. (Бет.) 3. Бодрое…т… духа - лучшее из лекарств. (Реш.) 4. Вечером была ил…люминация. (Ч.) 5. Вмес…те с ними Тимофей ходил на стрел…бище. (Сарт.) 6. Уходит домой сторож магазина сел…по, мягко ступая валенками по росистой траве. (Лип.) 7. Во всяком деле нужна точ…ност… . (Абд.) 8. Свад…бу Анки и Трифона справляли вскладчину. (Андр.) 9. Нескол…ко раз портился проклятый «Бурун» - установка для измел…чения сухого л…да. (Гран.) 10. Тулину было обидно: те, кто не нян…чился с этими приборами, не видели никакого чуда. (Гран.) 11. От горя одно лечение - жиз…н… . (Кепи.)

II. 1. Присаживаюс… на бревне воз…ле бол…ной. Беру безвольную ручонку, напрасно пытаюс… прощупать пул…с. (Федос.) 2. Гул…ливост… и некоторое залихватство составляли не последнее свойство «комарников»; так величали в околотке жителей Комарева. (Григ.) 3. Тол…ко тепер… Валя заметила, что за Володей шел парен…, которого она никогда ран…ше не видела. (Чак.) 4. Сквоз.. щел… жалюзи пробивался солнечный луч, круглый, золотистый, как бамбуковая трос…т… . (Гран.) 5. Мален…кая ладон…, сложенная лодочкой, была холодной и мокрей…кой. (Гран.) 6. Чут… приоткрыв д…вер…, в ванную просунула голову Нюшка, моя нян…ка. (Андр.) 7. Вадим смотрел на меня со страхом и осуждением и вызывал во мне невол…ную злое…т… . (Андр.) 8. Над запрудой разлив воды чут… покачивался, серебристыми змейками обозначая несил…ное течение. (Кетл.) 9. Гус…ком офицеры спус…тилис… на засыпанную хрустящей угол…ной гарью землю и молча стали прогуливаться вдол… эшелона, хмуро вглядываясь в плотный желтый туман. (Сарт.) 10. Своих адресатов Егор Ильич непоч…тител…но именует Кол…ка, Ван…ка и даже Федюк. (Лип.) 11. Как это случилос…, что Виктория все, перенятое от матери, так извратила: решител…ност… у нее стала упрямством, гордос…т…-стремлением встат… над окружающими, определеннос…т… характера - прямолинейнос…тью? (Лип.)

1.11. Употребление букв Ь и Ъ

В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).

Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак , или «ерь»).

Ср.: стол – столь, банка – банька.

В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь.

  • В словах ня нч ить, то нч айший есть сочетание нч, которое пишется без ь.
  • 2) Ь не пишется между двумя л и двумя н.

    1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм

    Мягкий знак, или ерь (ь), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.

    1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ

    Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я).

    1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную;

    В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.

    в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;

    Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.

    в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .

    Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

    Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.

    2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).

    Ср.: платье, дьяк. Исключение фельд ъ егерь.

    3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

    Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

    4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь, поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

    5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет.

    6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять .

    2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:

    в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;

    в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

    Бульон [бул’jо?н], синьор [син’jо?р], миньон [мин’jо?н].

    Буква ь как знак мягкости согласного

    § 29. Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь.

    Примечание. Буква ь, которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, напр.: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень-нефть.

    § 30. Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

    1. После буквы л перед любым согласным, кроме л, напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, ап- рельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый.

    Примечание 1. Между двумя л мягкий знак не пишется, напр.: гулливый.

    Примечание 2. В большинстве прилагательных с суффиксом -ск- согласный л перед суффиксом - мягкий, поэтому после л пишется ь, напр.: сельский, уральский, барнаульский. Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л, и поэтому ь не пишется, напр.: кызылский,ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский).

    2. После других согласных букв:

    а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу;

    Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом -ск- согласные н и р перед суффиксом - твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский. Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом -ск- мягкие, в них после н и р пишется ь: день-деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь-шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом -ц- от тех же географических названий: казанцы, тюменцы, но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

    б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму), восьми (восьмой), ведьме (ведьма), во тьме (тьма), резьбе (резьба), косьбе (косьба), свадьбе (свадьба), молотьбе (молотьба), серьги (серьгам), коньки (конькам), дядьке (дядька).

    3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня.

    Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности перед суффиксами -чик, -щик, -щин(а) , напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина.

    Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости правило

    21. Употребление ь и ъ

    1. Для обозначения мягкости согласных кроме шипящих) буква ь пишется:

    1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): восемь, лить, конь;

    2) в середине слова – после мягкого л , стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): альбом, льстить, мальчик, однако между двумя л буква ь не пишется: иллюстрация, аллергия; после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (тесьма ); после мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – серьга ). В остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик ).

    Примечание: полезно запомнить, что буква ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ (нянчить) (хотя нянька ), хищник) ; буква ь сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола, перед окончанием -те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)

    2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

    1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь, но существительное м. р. богач без мягкого знака);

    2) в следующих формах глаголов: в неопределенной форме (увлечь, увлечься ); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте ); во 2-ом лице ед. ч. настоящего (и будущего) времени (моешь, моешься ). Кроме того, по традиции ь после шипящих пишется: в наречиях), кроме невтерпеж, уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь).

    3. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

    1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

    2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

    Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    1) после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);

    2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);

    3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех – (двухъярусный ).

    Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить).

    Примечание: данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, детясли.

    Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости согласных. Правило и примеры

    Ответы и объяснения

    Для обозначения мягкости предшествующего согласного мягкий знак пишется:
    1) на конце слова.
    Например : пять, вязь, нить, гвоздь, кровь, любовь.
    2) в середине слова перед к, г, б, м.

    Например : резьба, косьба, борьба, просьба, весьма, тьма, линька, Ольга.

    Например : сельдь, льстец, метель, соль, альт, бальзам, вскользь, польза.

    4) в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость.
    Например : возьми — возьму; бантик (без мягкого знака) , т. к. в родственном слове мягкий знак не сохраняется — бант;
    5) в формах творительного падежа множественного числа существительных и числительных.
    Например : людьми, детьми, лошадьми, четырьмя, восьмью (восемью).
    6) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот мягкий знак пишется в середине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот.

    7) мягкий знак пишется в некоторых заимствованных словах перед о. Например : бульон, павильон, лосьон.

    8) в прилагательных после н, л, р, обозначающих название месяцев.

    Например : июньский, июльский, апрельский, декабрьский, но январский.

    9) в именах существительных женского рода единственного числа после шипящих.

    Например : речь, печь, дочь, тишь.

    Мягкий знак пишется ещё для обозначения некоторых глагольных (инфинитив, 2-е лицо изъявительного и повелительного наклонения) и падежных форм (существительные 3-го склонения), наречиях на шипящую, частицах, но мягкости не обозначает.

    Например : возиться, бороться, улыбаешься, думаешь, наотмашь, настежь, лишь, вишь.

    Мягкий знак не пишется:

    1) в сочетаниях нч, рч, рщ, чк, чн, щн, нщ, щр, чр.

    Например : клянчить, наборщик, мощный, прочный, ручка.

    2) на конце слова после шипящих (у существительных в родительном падеже множественного числа).

    Например : дач, круч, рощ, крыш.

    3) у существительных в именительном падеже единственного числа 2-го склонения.

    Например : мяч, врач, пляж.

    4) у кратких прилагательных.

    Например : свеж, могуч, тягуч, всемогущ.

    Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

    Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

    • Разделительную.
    • Информирует о мягкости предшествующего звука.
    • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

    Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

    В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

    • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
    • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

    Правила употребления ь и ъ знаков

    1. Для обозначения мягкости согласных кроме шипящих) буква ь пишется:

    Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

    2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

    3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех – (двухъярусный ).

    2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

    Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

    Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

    Лестью – в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

    1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
    6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

    Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака)

    • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
    • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

    2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

    1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

    • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
    • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
    • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

    65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

    Разделительные Ъ и Ь знаки

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

    Учитель : Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Ребята, прочитайте слова, появившиеся на доске. Что их объединяет с точки зрения написания? (Слайд №7)

    повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков;

    Ученики: Ъ знак выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

    IV .Мотивация к формированию новых знаний и формирование новых знаний.

    научиться дифференцировать условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме.

    Дидактическая – формировать навык правильного понимания функции знаков; Формировать умения правильного употребления знаков.

    Задание Работа с правилом (стр. 35). Прочитайте текст, поставьте возможные вопросы к тексту? Когда в словах пишется Ъ знак? После какой морфемы в слове пишется твердый знак? Перед какими буквами пишется твердый знак? В каком случае после приставок пишется Ъ знак? (Если приставка заканчивается на согласную).

    Предметные знания : Знают правила употребления ъ и ь знаков, различают их роль в словах.

    Понимание. . Устная работа (упр. 84) Объяснить употребление знаков, выстраивая рассуждение – объяснение.

    Иногда играет смыслоразличительную роль. Кров-кровь, мол-моль, кон-конь, жар – жарь. В некоторых словах имеет нулевое значение рожь(рош) семьсот (симсот).

    Тип урока

    Употребление буквы Ь

    1) на конце существительных мужского рода после ши­пящих согласных: меч, нож;

    2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: боль­ ница, скользит, стекольщик;

    1) на конце существительных женского рода: ночь, тишь, мощь;

    Буква ь употребляется для обозначения мягкости согласного, для обозначения раздельного произношения звуков (разделительный мягкий знак) и для обозначения ряда грамматических форм.

    1) перед буквами е, ё, ю, я, и внутри слова (не после при­ставок), например: вьюга, пьеса, семья, дьяк, вьюн;

    Разработка урока по русскому языку — Урок Ъ и Ь знаки — 5 класс

    3. Внутри слов буква Ь знак употребляется после мягкого Л, стоящего пред любым согласным. (вольный, мельница, сельдь) но не пишется между двумя мягкими ЛЛ(аллея Иллюзия, коллизия,

    Разберите эти слова по составу. В чем разница в их строении? (В первой группе Ъ знак стоит после приставки, во втором случае Ь знак находится в корне слова. Что общего заметили? (Перед знаками стоят гласные. е, е,ю, я).

    Исходя из темы урока, определите: каковы наши учебные задачи на данном уроке? Верно: Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются, закрепить навык правописания, слов с этими буквами, уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

    Разъяснил, воробьи, съел, варенье, льет, веселье, объедки, трехъярусный, подъем.

    Тип урока : повторение, закрепление и обобщение знаний о Ъ и Ь знаках.

    Учитель. Ребята, представьте, что кто-то пришел и похитил эти буквы. Они кричали,

    Употребление буквы Ь

    2) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных: (много) туч, крыш, пастбищ;

    1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день, камень;

    Для обозначения грамматических форм мягкий знак пишется:

    4) между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо).

    2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость, злость;

    2) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, наотмашь (‘исключения: уж, замуж, невтерпёж);

    П р а в и л а.

    1. Разделительный 6 пишется перед буквами е, ё, ю, яв сле-

    дующих случаях:

    а) после приставки, оканчивающейся на согласную, напри-

    мер: въезд, объем, предъюбилейный, объявление;

    б) в иноязычных по происхождению словах после приставки

    на согласную (об-, ад-, диз-, ин-, ттер-, кон-, контр-, об-, суб-,

    транс-) или составной частицы пан-, например: адъютант, инъ-

    екция, конъюнктура, объект, субъект, панъевропейский;

    в) в сложных словах, первую часть которых составляют чис-

    лительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный.

    П р и м е ч а н и е. Данное правило не распространяется на

    сложносокращенные слова: детясли.

    2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

    а) перед буквами е, ё, и, ю, я внутри слова не после при-

    ставки, например: портьера, сырье, воробьиный, вьюга, кресть-

    б) в некоторых иноязычных словах перед о, например: поч-

    тальон, шампиньон.

    § 12. БУКВА Ь КАК ЗНАК МЯГКОСТИ

    П р а в и л а. Для обозначения мягкости предшествующего

    согласного ь пишется:

    А) на конце слова: нить, пить, площадь, семь;

    б) в середине слова для обозначения мягкости согласного,

    стоящего перед твердым согласным: свадьба, молотьба, резьба,

    просьба, тьма, меньше;

    в) в середине слова между двумя мягкими согласными в том

    случае, если при изменении слова или в родственных словах

    второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою

    мягкость: возьми (ср. возьму), просьбе (ср. просьба); но: бантик (ср.

    бант), резня (ср. резать);

    г) после мягкого л независимо от того, твердый или мягкий

    согласный за ним следует альт, бальзам, вскользь, польза, сельдь;

    д) в формах творительного падежа множественного числа:

    детьми, людьми, лошадьми;

    е) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, в се-

    редине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числи-

    тельных, оканчивающихся на -дцать, в конце слова: пятнад-

    цать, девятнадцать, двадцать. (О правописании числительных

    см. также § 27.)

    П р и м е ч а н и е. В сочетанияхяи, чи, нч,рч, чк, щи, рщ, нщ

    мягкий знак не пишется: ранний, ночной, венчик, порча, печник,

    помощник, фонарщик, загонщик.

    БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

    П р а в и л а. Как показатель грамматической формы ь пи-

    а) в именительном и винительном падежах единственного

    числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-

    дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-

    тельного падежа множественного числа);

    б) в неопределенной форме глагола: учить - учиться,

    спать - выспаться;

    в) в форме повелительного наклонения: взвесь - взвесьте,

    взвесьтесь; сыпь - сыпьтесь, сыпься;

    г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь -

    заглядываешься; строишь - строишься. (О правописании ь в гла-

    гольных формах см. также § 31.)

    Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

    щенные буквы.

    1.1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей (П.).

    2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-

    сать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим

    (Г.). 3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько

    любимых его п...ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их

    манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур...ян

    рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-

    ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно

    выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз...яренная река пенилась и схле-

    стывала волнами гранитные парапеты набережной

    (Гори/.). 8. Порой выходила группа от..,экзаменовавших-

    ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или

    озабоченно - о возможности провала (Кор.). 9. Повар

    давал им {матросам] вываренное бул...онное мясо (М. Г.).

    10. Среди большой чистой площадки на высоком п...е-

    дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).

    11. Вот нам и еще один компан...он для пикника (Купр.).

    12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ,..ятный

    лазурный простор (Гладк.). 13. При малейшем из...яне в

    костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-

    жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-

    кар.). 14. Мы уж с отцом от...ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы

    отходили на север, прикрываясь все время сильными

    ар...ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-

    от...емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с...у-

    зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-

    стал день прем...еры, подготавливавшейся свыше

    полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред...явили Фокину ряд

    требований, и прежде всего о повышении заработной

    Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в...кжи из бре-

    зента (Закр.).

    II. 1. В городке было сконцентрировано несколько

    батал...онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-

    об...емлющие задачи построения бесклассового обще-

    найти в магазинах Глав...ювелирторга. 4. Во время ре-

    монта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.

    иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы

    работы позволили с...экономить много времени и средств.

    7. Активная контр...атака противника поставила в зат-

    руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-

    ту переводчика облегчил недавно изданный трех...языч-

    ный словарь. 9. В такую в...южную ночь нетрудно было

    сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-

    редки были заморозки, и листья на дерев...ях с...ёжи-

    лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-

    ментов была использована фельд...егерская связь.

    12. Проверив, прочно ли прикреплены п...ексы, лыж-

    ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-

    боту, нужно объективно оценивать свои возможности.

    14. Денежные знаки старого образца были из...яты из

    обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-

    бое явление природы казалось людям сверх...естествен-

    ным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с

    какими-то четырех...элементными соединениями. 17. В

    основе таких теорий, как пантюркизм, пан...японизм,

    лежат не столько религиозные, сколько политические

    цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-

    вершил транс...европейский перелет за несколько ча-

    сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь

    избавиться от тяжести под...яремной жизни в условиях

    крепостничества. 20. Сначала производились натурные

    с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны

    кинофабрики.

    III. 1. Прос...ба моя состоит в следующем. 2. Дождик

    сеялся все мел...че и мел...че. 3. На землю легла измо-

    роз.... 4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора,

    в который тянет апрел...ской свежест...ю. 5. Ему не сиде-

    лос.... 6. Он учит.-.ся катат...ся на кон...ках. 7. Короткий

    зим...ний день начинал смеркат...ся. 8. С ним все нян...-

    чилис.... 9. Помощ...ник был старательный и толковый.

    л...дистым и в...южным. 11. Нян...ка любила возит, .ся с

    дет...ми. 12. Л...няные головы белели во т...ме. 13. Я боюс...

    сер...езно увлеч...ся. 14. И нечему дивит...ся: как дере-

    ву с огнем ДРУЖИТ...СЯ? 15. Захочеш... - доб...еш...ся.

    16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес. 17. Поза-

    бот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой. 18. Не

    плач...те, угеш...тес.... 19. Заступитес... за слабого. 20. Брос...-

    те ругат...ся.

    IV. Изморос..., кол...цо, сел...д..., декабр..,ский,

    мен...ше, Куз...ма -Куз...мич, Сил...ва, Ал...бина, Пал...-

    мира, ал...ергия, БОЗ...НЯ, свар...щик, пес...ня, рож...,

    дач..., доблест..., плеч..., весен...ний, проч...ный, ян-

    вар... ский.

    ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

    ГЛАСНЫЕ ЫИ Я ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

    П р а в и л а:

    1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо

    и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-

    рать - разыграть; искать - подыскать.

    П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на

    сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.

    П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно

    произношению.

    2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по

    общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:

    межинститутский, сверхиндустриализация.

    3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-

    тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-

    иорданский, панисламизм.

    Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.

    Безыдейное произведение, без...менная речка, без-

    Нвентарное хозяйство, безынициативный работник,

    безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-

    д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-

    ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-

    ное число, пред...юньские события, -транс...райская

    магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,

    тические противоречия.

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

    Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

    Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

    ЦЕЛИ УРОКА:
    1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
    2.
    Развить орфографическую зоркость, самоконтроль , уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
    3. Воспитывать
    интерес к предмету стремление к грамотной речи;

    Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

    В процессе работы формируются:

    Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

    Метапредметные:

    регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

    познавательные – знать орфограммы употребления ь , уметь различать написание слов с ь , анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

    коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

    личностные : определять цели своего обучения.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Тексты для индивидуальной и парной работы
    2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

    3. Тест.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Приветствие, проверка готовности к уроку.

    Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.

    Желаю вам успехов и хороших оценок.

    2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.

    В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?

    Ученики у доски готовятся к ответу:

    1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:

    После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.

    В середине слова:

    А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

    Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

    В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

    Ь не пишется:

    В буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

    Между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.

    Перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.

    2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт

    Обозначает ли Ь звук? (Нет).

    Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?

    Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).

    3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

    Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)

    2 . Актуализация знаний . У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

    3. Орфоэпическая разминка . Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

    Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения

    зак У порить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,

    Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. . Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.

    Например:

    Не будем улыбаться,

    Хватит баловАться.

    Уважаемый наш сэр,

    Посетите диспансЕр.

    Не влезешь в шорты,

    Если будешь есть одни тОрты.

    Снова бегемот

    Сломал нефтепровОд.

    Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

    Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

    1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

    2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

    3. А ещё для чего служит ь? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова ) - создание проблемной ситуации.

      Работа по основной теме урока.

    Анализ предложенной орфографической задачи:

    В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь , почему в нём пишется ь знак? (Это наречие с основой на шипящую).

    Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.

    Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.

    - Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)

    - Какая же тема сегодняшнего урока ? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.

    - Словарь. Что такое грамматика?

    - Грамматическая форма?

    - У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?

    (Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

    Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).

    - Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице

    Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.

    Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!

    Не любит споров он и драк:

    Он всем старается помочь!

    Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

    Он в тихом лунном слове «ночь».

    Чтоб никого не огорчить,

    Он все старается смягчить:

    Отрежь – отрежьте!

    Поешь – поешьте!

    Исправь – исправьте!

    Оставь – оставьте! –

    Так мягко просит мягкий знак,

    Что отказать нельзя никак.

    IV . Закрепление.

    1. Решите орфографическую задачу.

    Задания по вариантам: в парах . Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.

    1 вар . Упр. 112 (1)

    2 вар. Упр. 112 (2)

    3 вар . Упр. 113 – 2 строки

    4 вар . Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.

    Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.

    5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

    1. Каждый труди....ся, мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.

    Проверка выполненных заданий.

    Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.

    Буква ь в современном русском языке может употребляться:

    а) в качестве разделительного знака;

    б) для обозначения мягкости согласного;

    в) для обозначения грамматических форм.

    Самостоятельная работа . Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.

    Тест

    1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

    Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье, береч..ся от простуды.

    2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

    А) гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

    Б) жгуч…, тягуч…, трескуч…

    3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) сплош…, вскач…, настеж….

    Б) уж…, замуж…, невтерпёж…

    4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) рож…, ноч…, мыш….

    Б) грач…, мяч…, пейзаж…

    5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

    А) назнач..те, утеш…тесь, нареж..те

    Б) из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

    Как оценить успехи:

    «5» - всё правильно

    «4» - одна ошибка

    «3» - 2 ошибки»

    Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б, 3 а, 4 а, 5 б) .

    Рефлексия

    Чему был посвящён урок?

    Какие затруднения испытали?

    Что помогло их преодолеть?

    V . Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

    1. § 19, таблица, упражнение 114

    2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

    Дополнительное задание «Подумайте!»

    /Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.

      Мелестная девеж…притясла комейный боромеж…

      Лусый морош… увертал чулёную велоч……….\

    Диагностическая карта

    !!!

    Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»